ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №81
КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ
Медведевой Тины Геннадьевны,
учителя русского языка и литературы
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2011год
Изучение литературы в 9 классе призвано обеспечить:
-
приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
-
формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
-
развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
-
воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
-
воспитание культуры речи учащихся.
Устно:
-
правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
-
устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
-
развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).
-
отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).
-
свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).
-
использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
Письменно:
-
письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с изученным.
-
создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
-
создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
-
создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
-
создание письменного оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
-
свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.
В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» выпускники должны:
чтение и восприятие
-
прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,
-
воспроизвести их конкретное содержание,
-
дать оценку героям и событиям;
чтение, истолкование и оценка
-
анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;
-
особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;
-
род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;
-
выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
-
обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;
-
объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;
чтение и речевая деятельность
-
пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
-
давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;
-
писать изложения на основе литературно-художественных текстов;
-
писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;
-
писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;
-
выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.
Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обязательного уровня подготовки по литературе таким образом должны стать:
-
обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;
-
ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;
-
оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно», «достаточно» — «недостаточно»;
-
ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитываются как различные возможные толкования содержания произведения, так и вариативность словесного выражения.
Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:
-
начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения;
-
факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);
-
глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз личных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);
-
уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);
-
качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).
Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе.
(Требования даются в соответствии с методическими рекомендациями МО РФ.)
Программа под редакцией В.Я. Коровиной
Из них по программе: 102 часа
Развитие речи – 8 ч.
Внеклассное чтение – 5 ч.
Терминологических диктантов-5
Тема
Кол-во часов
|
№ п/п
|
Тип урока
|
Содержание урока
|
Дата проведения
|
Теория литературы
|
Введение
1 ч
|
1
|
Беседа.
Тестирование.
|
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Выявление уровня литературного развития учащихся
|
|
Литература как искусство слова (углубление представлений).
|
Из древнерус-ской литературы
|
2
|
Лекция.
Беседа.
|
Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного).
Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника, проблема авторства.
Русская история в «Слове...»
|
|
Слово как жанр древнерусской литературы.
|
|
3
|
Практикум.
Р.Р№1
|
Художественные особенности «Слова...»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.
Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Р.Р.№1Подготовка к домашнему сочинению
|
|
|
Из литературы XVIII века
|
4
|
|
Общая характеристика русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве Особенности русского классицизма
Гражданский пафос русского классицизма.
|
|
Классицизм
|
|
5
|
Лекция. Практикум.
|
Михаил Васильевич Ломоносов. Слово о поэте и ученом. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». М. В. Ломоносов — реформатор русского языка и системы стихосложения. Особенности содержания и формы произведения.
|
|
Ода как жанр лирической поэзии.
|
|
6
|
Беседа.
|
Михаил Васильевич Ломоносов.
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
|
|
|
|
7
|
Урок вн/ч№1
|
Гавриил Романович Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г Р. Державина «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям».
«Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
|
|
|
|
8
|
Практикум.
|
Тема поэта и поэзии в лирике Державина.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества и новаторства. Мысль о бессмертии поэта в лирике Державина
|
|
Традиции и новаторство
|
|
9
|
Рассказ учителя
Практикум
|
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе.
«Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор. (главы)) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения Автор и путешественник.
Особенности повествования в «Путешествии...».. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.
|
|
Жанр путешествия.
|
|
10
|
Лекция
|
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе и историке.
Понятие о сентиментализме. Стихотворение «Осень» как произведение сентиментализма.
|
|
Сентиментализм (начальные представления).
|
|
11
|
Практикум
|
Повесть «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы. Терминологический диктант.№1
|
|
|
|
12
|
Урок Р/Р№2
|
Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере одного - двух произведений)
|
|
|
Из
русской литературы XIX века
|
13
|
Лекция
|
Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века.
|
|
|
|
14
|
Лекция Практикум
Обучение анализу лирического стихотворения
|
Романтическая лирика начала XIX века.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
|
|
|
|
15
|
Беседа Практикум
|
В. А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти.
Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры.
Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы
|
|
Баллада (развитие представлений).
|
|
16
|
Лекция
|
Александр Сергеевич Грибоедов.
А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга Жизнь и творчество. (Обзор.)
|
|
|
|
17
|
Беседа
|
А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы.
Особенности композиции комедии
Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей.
|
|
|
|
18 - 19
|
Беседа
|
Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»
|
|
|
|
20 -21
|
Беседа
|
Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей
|
|
|
|
22
|
Урок Р/Р
№3
|
Язык комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Преодоление канонов классицизма в комедии.
Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума»)
|
|
|
|
23
|
Урок Р/Р№4
|
Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»).
Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»
|
|
|
Александр
Сергеевич
Пушкин
(8 ч).
|
24
|
Лекция.
|
Александр Сергеевич Пушкин.
А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Слово о поэте. А. С. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»).
Лирика. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А. С. Пушкина. Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина.
Дружба в лирика Пушкина («19 октября»). Искренняя привязанность поэта к друзьям лицейских лет.
Полная самоотдача этому чувству.
Раздумья о смысле жизни, о поэзии.
|
|
Реализм. Тематика лирики.
|
|
25
|
Беседа
|
Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар»
|
|
|
|
26
|
Семинар
|
Любовь как гармония душ в интимной лирике
А. С. Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь еще, быть может...». Адресаты любовной лирики поэта
|
|
|
|
27
|
Практикум
|
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Сущность творчества, тема поэта и поэзии. Поиски своего места в поэзии. Вдохновение художника как особое состояние творчества.
Философско-эстетические раздумья поэта в стихотворении «Памятник», вечность идей, отраженных в нем. Роль архаичной лексики в создании философского настроя стихотворения.
Обучение анализу одного стихотворения учащихся
|
|
|
|
28
|
Практикум
|
Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Философские размышления о жизни («Если жизнь тебя обманет...», «Элегия», «Бесы».).
Оптимизм философской лирики Пушкина. Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия.
Обучение анализу одного стихотворения учащихся
|
|
|
|
29
|
Урок контроля.
|
Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А. С. Пушкина
|
|
|
|
30
|
|
А. С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко. Терминологический диктант.№2
|
|
|
|
31
|
Лекция
|
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». «Евгений Онегин» — роман в стихах. Обзор содержания.
История создания. Замысел и композиция романа. Особенности композиции. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.
|
|
Понятие о реализме.
|
|