Медведевой Тины Геннадьевны, учителя русского языка и литературы




НазваниеМедведевой Тины Геннадьевны, учителя русского языка и литературы
страница1/4
Дата публикации28.09.2014
Размер0.53 Mb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4



ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №81

КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ
Медведевой Тины Геннадьевны,

учителя русского языка и литературы

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2011год

Изучение литературы в 9 классе призвано обеспечить:

  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

  • формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

  • развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

  • воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

  • воспитание культуры речи учащихся.


Устно:

  • правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

  • устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

  • развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).

  • отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).

  • свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).

  • использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.


Письменно:

  • письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с изученным.

  • создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

  • создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

  • создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

  • создание письменного оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

  • свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.

В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» выпускники должны:

чтение и восприятие

  • прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,

  • воспроизвести их конкретное содержание,

  • дать оценку героям и событиям;


чтение, истолкование и оценка

  • анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;

  • особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;

  • род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;

  • выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;

  • обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;

  • объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;


чтение и речевая деятельность

  • пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

  • давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;

  • писать изложения на основе литературно-художественных текстов;

  • писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;

  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;

  • выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.



Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обязательного уровня подготовки по литературе таким образом должны стать:

  • обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;

  • ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;

  • оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно», «достаточно» — «недостаточно»;

  • ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитываются как различные возможные толкования содержания произведения, так и вариативность словесного выражения.


Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:

  • начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения;

  • факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);

  • глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз личных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);

  • уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);

  • качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).


Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе.
(Требования даются в соответствии с методическими рекомендациями МО РФ.)
Программа под редакцией В.Я. Коровиной
Из них по программе: 102 часа

Развитие речи – 8 ч.

Внеклассное чтение – 5 ч.

Терминологических диктантов-5


Тема

Кол-во часов

№ п/п

Тип урока

Содержание урока

Дата проведения

Теория литературы



Введение
1 ч



1

Беседа.

Тестирование.

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Выявление уровня литературного развития учащихся





Литература как искусство слова (углубление представлений).


Из древнерус-ской литературы



2

Лекция.

Беседа.


Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного).

Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника, проблема авторства.

Русская история в «Слове...»





Слово как жанр древнерусской литературы.





3

Практикум.

Р.Р№1

Художественные особенности «Слова...»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.

Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Р.Р.№1Подготовка к домашнему сочинению








Из литературы XVIII века


4




Общая характеристика русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве Особенности русского классицизма

Гражданский пафос русского классицизма.





Классицизм




5


Лекция. Практикум.

Михаил Васильевич Ломоносов. Слово о поэте и ученом. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». М. В. Ломоносов — реформатор русского языка и системы стихосложения. Особенности содержания и формы произведения.





Ода как жанр лирической поэзии.





6

Беседа.

Михаил Васильевич Ломоносов.

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.











7

Урок вн/ч№1

Гавриил Романович Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г Р. Державина «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям».

«Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.












8


Практикум.


Тема поэта и поэзии в лирике Державина.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества и новаторства. Мысль о бессмертии поэта в лирике Державина





Традиции и новаторство




9

Рассказ учителя
Практикум

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе.

«Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор. (главы)) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения Автор и путешественник.
Особенности повествования в «Путешествии...».. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.





Жанр путешествия.






10


Лекция


Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе и историке.

Понятие о сентиментализме. Стихотворение «Осень» как произведение сентиментализма.






Сентиментализм (начальные представления).





11

Практикум

Повесть «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы. Терминологический диктант.№1











12

Урок Р/Р№2

Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере одного - двух произведений)







Из

русской литературы XIX века


13

Лекция

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века.











14


Лекция Практикум
Обучение анализу лирического стихотворения

Романтическая лирика начала XIX века.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.












15


Беседа Практикум

В. А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти.

Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры.

Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы






Баллада (развитие представлений).





16

Лекция

Александр Сергеевич Грибоедов.

А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга Жизнь и творчество. (Обзор.)











17

Беседа

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы.

Особенности композиции комедии

Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей.











18 - 19

Беседа

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»











20 -21

Беседа

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей











22

Урок Р/Р

№3


Язык комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Преодоление канонов классицизма в комедии.
Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума»)











23

Урок Р/Р№4

Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»).

Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»










Александр

Сергеевич

Пушкин
(8 ч).


24



Лекция.

Александр Сергеевич Пушкин.

А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Слово о поэте. А. С. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»).

Лирика. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А. С. Пушкина. Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина.

Дружба в лирика Пушкина («19 октября»). Искренняя привязанность поэта к друзьям лицейских лет.

Полная самоотдача этому чувству.
Раздумья о смысле жизни, о поэзии.





Реализм. Тематика лирики.




25

Беседа

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар»











26

Семинар

Любовь как гармония душ в интимной лирике

А. С. Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь еще, быть может...». Адресаты любовной лирики поэта











27

Практикум



Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Сущность творчества, тема поэта и поэзии. Поиски своего места в поэзии. Вдохновение художника как особое состояние творчества.

Философско-эстетические раздумья поэта в стихотворении «Памятник», вечность идей, отраженных в нем. Роль архаичной лексики в создании философского настроя стихотворения.

Обучение анализу одного стихотворения учащихся











28

Практикум



Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Философские размышления о жизни («Если жизнь тебя обманет...», «Элегия», «Бесы».).

Оптимизм философской лирики Пушкина. Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия.
Обучение анализу одного стихотворения учащихся











29

Урок контроля.

Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А. С. Пушкина











30




А. С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко. Терминологический диктант.№2











31

Лекция

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». «Евгений Онегин» — роман в стихах. Обзор содержания.

История создания. Замысел и композиция романа. Особенности композиции. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.





Понятие о реализме.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Медведевой Тины Геннадьевны, учителя русского языка и литературы iconМедведевой Тины Геннадьевны, учителя русского языка и литературы
...

Медведевой Тины Геннадьевны, учителя русского языка и литературы iconСамоанализ работы учителя русского языка и литературы Эфендиева М. М
По профессии я учитель русского языка и литературы. Веду уроки русского языка и литературы в шестом, восьмом и десятом, одиннадцатом...

Медведевой Тины Геннадьевны, учителя русского языка и литературы iconСайты педагогов русского языка и литературы
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Р. М. Леонтьевой (разработки уроков, презентации, интерактивные тесты)

Медведевой Тины Геннадьевны, учителя русского языка и литературы iconСправка о проведении недели русского языка и литературы в мбоу «сош с. Чишки»
С 20 по 25 февраля 2013 уч г учителя Сулейманова З. И., Солсаева С. С и Идалова К. С проводили неделю русского языка и литературы....

Медведевой Тины Геннадьевны, учителя русского языка и литературы iconПлан декады олимпийских знаний
Учителя русского языка и литературы, истории и обществознания, технологии, географии, английского языка, изо искусства, мхк, физкультуры,...

Медведевой Тины Геннадьевны, учителя русского языка и литературы icon" Программа "Литература" 5-11кл. Составитель Косивцева Л. И. Волгоград
Учителя русского языка и литературы – это мастера своего дела, они несут учащимся свои знания через образы великих поэтов и писателей....

Медведевой Тины Геннадьевны, учителя русского языка и литературы iconСправка по итогам проведения декады русского языка и литературы в мкоу «Чиркейский лицей»
С 27 ноября по 5 декабря 2013 года в лицее прошла декада русского языка и литературы

Медведевой Тины Геннадьевны, учителя русского языка и литературы iconОтчёт о предметной декаде русского языка и литературы, проведённой...
С 16 по 27 декабря 2013года в Юхаристальской сош проходила декада русского языка и литературы

Медведевой Тины Геннадьевны, учителя русского языка и литературы iconСправка по итогам проведения декады русского языка и литературы
С 20 по 30 января 2014 года в школе проходила декада русского языка и литературы. Декада была открыта проведением линейки

Медведевой Тины Геннадьевны, учителя русского языка и литературы iconОктябрь (Месячник русского языка и литературы, антитерростической...
Октября – международный день учителя. Праздничное мероприятие «Не смейте, забывать учителей!»

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции