ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи обучения:
развивать способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;
совершенствовать умение анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;
отбирать тексты с учетом интереса школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу;
постигнуть систему литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
2.Рабочая учебная программа по литературе составлена с учётом Федерального Государственного образовательного стандарта, , утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года ,Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года, Примерной программы среднего общего образования на базовом уровне по литературе для 9 класса под редакцией В.Я. Коровиной (М. «ВАКО», 2009г.) и учебника «Литература 9 класс . Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я. Коровина , Коровин В.И. и др. - М.: «Просвещение», 2009г). приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011г № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012/2013 учебный год»;
3.Рабочая программа разработана с учетом примерной программы среднего общего образования на базовом уровне по литературе для 9 класса под редакцией В.Я. Коровиной (М. «ВАКО», 2009г.) Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа 9 класса рассчитана на 102 ч. (3 часа в неделю), из них на развитие речи - 27 часов.
4. Обоснование выбора программы.
Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков. Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи: составление планов; краткие и подробные пересказы текста; устные и письменные сочинения-характеристики героев; анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений; развитие художественной фантазии у детей; прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях; придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий. Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Программа заставляет обучающихся :
думать, размышлять, выделять рациональное зерно в произведении,
уметь находить основные изобразительные средства литературного произведения (эпитеты, метафоры, гиперболы),
уметь анализировать сюжет и композицию,
аргументировано отвечать на поставленные вопросы,
уметь пересказывать содержание, выявляя основные события, тему, сюжет, композицию, идею.
5. Информация о внесённых изменениях в программу.
Изменения в программу не были внесены.
6. Определение места и роли учебного курса
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
7. Рабочая программа рассчитана на 102 ч. в год (3 часа в неделю).,
из них уроков внеклассного чтения 11, уроков развития речи (сочинений 7),уроков контроля 2. Часы на развитие речи направлены на обучение рецензированию отдельных сцен и целых литературных произведений, написанию сочинений и другим видам работ, развивающим устную и письменную речь учащихся.
8. Применяются следующие формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, нестандартная (соревнования, путешествия, учебно-познавательная игра, презентация).
Применяются такие педагогические технологии развивающего, проблемного обучения, игровые, а также информационно-коммуникационные технологии.
9.Механизм формирования ключевых компетенций предполагает следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Виды контроля:
промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов
итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.
Формы контроля : отрывок из произведения наизусть, сочинение, стихотворение наизусть, конспект, проект, презентации.
11.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС 9 КЛАССА
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
12. Учебник-хрестоматия, 9 класс, в двух частях, авторы-составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, Москва, «Просвещение», 2008.
Учебник рекомендован Министерством образования и науки РФ.
В 9-м классе изучение литературы идет на принципиально новой основе – подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРА В 9 КЛАССЕ
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час)
Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России
Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе
Знать теоретико-литературные понятия: «художественная литература как искусство слова», «историко-литературный процесс», «художественное отображение действительности
Уметь вступать в речевое общение, использовать различные источники информации
Литература эпохи Античности
Катулл (1час) Слово о поэте.
Стихотворения: «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга…»
Поэзия Катулла – противостояние жестокости и властолюбию Рима. Любовь как приобщение к безмерности природы. Щедрость души поэта и мотивы отчаяния и гнева в его стихотворениях. Лаконизм образов и напряженность чувств в лирике поэтов Античности
Знать основные факты биографии поэтов; тематику стихотворений; ИВС
Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Литература эпохи Средневековья
Данте (2 час) Слово о поэте. «Божественная комедия» («Ад», I, V Песни)
Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине.
Знать основные факты биографии поэта, его мировоззрение; содержание произведения
Уметь анализировать содержание прочитанного (находить отражение мировоззрения поэта); аргументированного отвечать на вопросы
|