Пояснительная записка изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей : воспитание




Скачать 0.7 Mb.
Название Пояснительная записка изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей : воспитание
страница 1/17
Дата публикации 28.09.2014
Размер 0.7 Mb.
Тип Пояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Задачи обучения:

  • развивать способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;

  • совершенствовать умение анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;

  • отбирать тексты с учетом интереса школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу;

  • постигнуть систему литературных родов и жанров, а также художественных направлений.



2.Рабочая учебная программа по литературе составлена с учётом Федерального Государственного образовательного стандарта, , утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года ,Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года, Примерной программы среднего общего образования на базовом уровне по литературе для 9 класса под редакцией В.Я. Коровиной (М. «ВАКО», 2009г.) и учебника «Литература 9 класс . Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я. Коровина , Коровин В.И. и др. - М.: «Просвещение», 2009г). приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011г № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012/2013 учебный год»;

3.Рабочая программа разработана с учетом примерной программы среднего общего образования на базовом уровне по литературе для 9 класса под редакцией В.Я. Коровиной (М. «ВАКО», 2009г.) Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа 9 класса рассчитана на 102 ч. (3 часа в неделю), из них на развитие речи - 27 часов.

4. Обоснование выбора программы.

Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков. Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи: составление планов; краткие и подробные пересказы текста; устные и письменные сочинения-характеристики героев; анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений; развитие художественной фантазии у детей; прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях; придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий. Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

Программа заставляет обучающихся :

  • думать, размышлять, выделять рациональное зерно в произведении,

  • уметь находить основные изобразительные средства литературного произведения (эпитеты, метафоры, гиперболы),

  • уметь анализировать сюжет и композицию,

  • аргументировано отвечать на поставленные вопросы,

  • уметь пересказывать содержание, выявляя основные события, тему, сюжет, композицию, идею.

5. Информация о внесённых изменениях в программу.

Изменения в программу не были внесены.
6. Определение места и роли учебного курса

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
7. Рабочая программа рассчитана на 102 ч. в год (3 часа в неделю).,

из них уроков внеклассного чтения 11, уроков развития речи (сочинений 7),уроков контроля 2. Часы на развитие речи направлены на обучение рецензированию отдельных сцен и целых литературных произведений, написанию сочинений и другим видам работ, развивающим устную и письменную речь учащихся. 

8. Применяются следующие формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, нестандартная (соревнования, путешествия, учебно-познавательная игра, презентация).

Применяются такие педагогические технологии развивающего, проблемного обучения, игровые, а также информационно-коммуникационные технологии.

9.Механизм формирования ключевых компетенций предполагает следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Виды контроля:

  • промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов

  • итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.

Формы контроля : отрывок из произведения наизусть, сочинение, стихотворение наизусть, конспект, проект, презентации.

11.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС 9 КЛАССА

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


12. Учебник-хрестоматия, 9 класс, в двух частях, авторы-составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, Москва, «Просвещение», 2008.

Учебник рекомендован Министерством образования и науки РФ.

В 9-м классе изучение литературы идет на принципиально новой основе – подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРА В 9 КЛАССЕ

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час)

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России

Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе

Знать теоретико-литературные понятия: «художественная литература как искусство слова», «историко-литературный процесс», «художественное отображение действительности

Уметь вступать в речевое общение, использовать различные источники информации

Литература эпохи Античности

Катулл (1час) Слово о поэте.

Стихотворения: «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга…»

Поэзия Катулла – противостояние жестокости и властолюбию Рима. Любовь как приобщение к безмерности природы. Щедрость души поэта и мотивы отчаяния и гнева в его стихотворениях. Лаконизм образов и напряженность чувств в лирике поэтов Античности

Знать основные факты биографии поэтов; тематику стихотворений; ИВС

Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Литература эпохи Средневековья

Данте (2 час) Слово о поэте. «Божественная комедия» («Ад», I, V Песни)

Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине.

Знать основные факты биографии поэта, его мировоззрение; содержание произведения

Уметь анализировать содержание прочитанного (находить отражение мировоззрения поэта); аргументированного отвечать на вопросы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей : воспитание icon Рабочая учебная программа литература
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей : воспитание icon Стандарт основного общего образования по литературе
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей : воспитание icon Стандарт основного общего образования по искусству
Изучение искусства на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей : воспитание icon Образовательный стандарт основного общего образования по литературе...
В школах с родным (нерусским) языком обучения учебный предмет «Литература», реализуя общие цели, способствует решению специфических...
Пояснительная записка изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей : воспитание icon Образовательный стандарт основного общего образования по литературе...
В школах с родным (нерусским) языком обучения учебный предмет «Литература», реализуя общие цели, способствует решению специфических...
Пояснительная записка изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей : воспитание icon Рабочая программа по истории 11 класс
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей : воспитание icon Базовый уровень
Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей : воспитание icon Базовый уровень
Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей : воспитание icon Профильный уровень
Изучение литературы на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей : воспитание icon Профильный уровень
Изучение литературы на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции