Пояснительная записка рабочая программа разработана для учащихся 8 класса многонационального общеобразовательного учреждения. За основу рабочей программы и тематического планирования взята программа по литературе




Скачать 411.29 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа разработана для учащихся 8 класса многонационального общеобразовательного учреждения. За основу рабочей программы и тематического планирования взята программа по литературе
страница1/3
Дата публикации28.09.2014
Размер411.29 Kb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана для учащихся 8 класса многонационального общеобразовательного учреждения. За основу рабочей программы и тематического планирования взята программа по литературе под редакцией В.Я.Коровиной и написана к учебнику-хрестоматии этого же автора. Курс преподавания литературы в 8-х классах в МКОУ «СОШ с. Красносельского» состоит из 70 учебных часов( 2 часа в неделю), что соответствует программе по литературе под редакцией В.Я. Коровиной. Эта рабочая программа по литературе построена с учетом современных требований к содержанию образования, отраженного в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе и действующих учебников: учебник –хрестоматия « Литература. 8 класс». Автор- составитель В.Я. Коровина. Москва. Издательство «Просвещение», 2008г.
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

 отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

    Изучение литературы в 8-м классе – это 2-ой этап освоения материалов литературного образования. Модель структуры курса в 8-м классе – литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.

    Большое внимание в программе уделяется изучению литературы ХХ века, т.к. необходимо показать роль литературы этого периода в истории культуры и литературы и полностью использовать силу её воздействия на читателя.

   Особое внимание уделяется проблеме рода и жанра, их многообразию и развитию.

    В рабочей программе отведены часы на проведение внеклассных занятий, которые позволяют расширить круг знакомства с произведениями того или иного автора, и часы на развитие речи, где идёт обучение рецензированию отдельных сцен и целых литературных произведений, написанию сочинений и другим видам работ, развивающим устную и письменную речь учащихся. 

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе

за курс 8 класса.

Учащиеся должны знать:

- текст художественного произведения;

- событийную сторону (сюжет);

- тему идею, художественный образ, героев изученных произведений;

- основные особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка в их взаимосвязи.

Учащиеся должны уметь:

  1. - выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении;

- характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним;

- различать эпические и лирические произведения;

  1. выразительно читать тест с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического);

- создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, групповая характеристика) с учетом - авторского отношения к ним;

- составлять план характеристики героев художественного произведения;

- давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении (с мотивировкой своего отношения к героям и событиям);

  1. пользоваться справочным аппаратом научно-популярной книги, изданной для учащихся, а также школьным словарем литературоведческих терминов.

Виды контроля:

— промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра; создание презентаций.

— итоговый : сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания; творческий зачет, защита проектов.

Содержание тем учебного курса.

Введение (1ч)

Литература и история. Интерес русских пиcателей к историческому прошлому народа.

Устное народное творчество(3ч)

Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни: «В темном лесе…», «Уж ты ночка, ноченька тем­ная...». «Вдоль по улице метелица метет...»,

Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».Частушки как малый песенный жанр. Ее тематика и поэтика. Особенности художественной формы фольклорных произведений.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ерма­ком...». Особенности содержания и художественной формы народных преданий.

Теория литературы. Исторические и лирические песни, частушка (развитие представлений). Предание (развитие пред­ставлений).

Из древнерусской литературы(2ч)

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные под­виги Александра Невского.

«Шемякин суд» — как сатирическое произведение XVII века.

Теория литературы. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы . Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из литературы XVIII века (4ч)

Денис Иванович Фонвизин.(2ч) Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленное п. комедии.

Проблема воспитания истинного гражданина. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического.

Н.М. Карамзин.(2ч) Слово о писателе. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь». Сюжет повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь». Характеры героев.

Теория литературы. Понятие о классицизме Основные правила классицизма в драматическом про­изведении. Понятие о сентиментализме.

Из литературы XIX века (34ч)

Иван Андреевич Крылов.(1ч) Слово о баснописце.

«Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен Крылова. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев.(1ч) Слово о поэте. Думы К.Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича.

Дума Рылеева и народное предание «П покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Народная песня о Ермаке на стихи К.Ф. Рылеева.

Теория литературы. Дума (начальное пред­ставление).

Александр Сергеевич Пушкин. (10ч) А.С.Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. «Туча». К*** («Я помню чудное мгновенье...»). «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы.

А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора.

«Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. Композиция. Жанр. Формирование личности П. Гринёва “Я рос недорослем”. Гринёв в Белогорской крепости. “Русское семейство Мироновых”. Гринёв и Швабрин. Проблемы чести и достоинства, нравственности поступка. Сравнительная характеристика. Гринёв и Маша Миронова. Нравственная красота героини. . Изображение народной войны и ее вождя Емельяна Пугачева. Взаимоотношения Гринёва и Пугачева ”. Образ Пугачева в романе. Отношение автора и рассказчика к Пугачевскому восстанию. Утверждение автором нравственных идеалов гуманности, чести и долга. Углубление понятия о художественном образе-характере. Становление личности под влиянием “благих потрясений”.

Теория литературы. Роман (началь­ные представления). Реализм (начальные представ­ления).

Контрольные мероприятия: домашнее сочинение по роману «Капитанская дочка».

Михаил Юрьевич Лермонтов. (4ч) Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам, воплощение этих тем в его творчестве. Стихотворения “Узник”, “Пленный рыцарь”. Символический образ тюрьмы в лирике поэта.

Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Поэма “Мцыри”. История создания, особенности композиции поэмы. Идейное содержание поэмы “Мцыри”. Образ Мцыри в поэме. “Мцыри”. Художественное своеобразие поэмы.

Теория литературы. Развитие понятия о теме и идее худ. произведения. Понятие о романтизме.

Контрольные мероприятия: классное сочинение по поэме «Мцыри».

Николай Васильевич Гоголь. (6ч) Писатель-сатирик. Биографический очерк. Комедия “Ревизор”. История создания. Идейный замысел и особенности построения комедии. Страх перед “ревизором” как основа развития комедийного действия. Разоблачение нравственных и социальных пороков человечества в комедии “Ревизор”. Мастерство речевых характеристик. Общечеловеческое значение характеров комедии. Образ Хлестакова. Мастерство Гоголя-сатирика. Белинский о комедии “Ревизор”. Хлестаков и хлестаковщина. Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки. Финала, немой сцены.

Теория литературы. Комедия (развитие пред­ставлений). Комедия, сатира и юмор (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. (4ч) Личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася». История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя- повествователя. «Тургеневская девушка» в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя.

Контрольные мероприятия: анализ эпизода повести, изложение по повести «Ася».

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.(2ч) Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города (отрывок). Художественно-историческая сатира на общественные порядки. Обличие строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (началь­ные представления).

Николай Семенович Лесков.( 1ч)Слово о писателе.

Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество.

Теория литературы. Рассказ (развитие пред­ставлений). Художественная деталь (развитие пред­ставлений).

Лев Николаевич Толстой.(3ч) Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа.

Теория литературы: антитеза (развитие представлений). Композиция (раз­витие представлений). Роль антитезы в композиции произведений. Психологизм (начальные представления).

Контрольные мероприятия: сочинение по рассказу «После бала», тестирование по рассказу «После бала».

Поэзия родной природы. (1ч) А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...». Состояние души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике.

Антон Павлович Чехов. (1ч) Слово о писателе.

Рассказ «О любви» (из трилогии) как история о любви и упу­щенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художест­венной литературы (развитие представлений).

Из русской литературы XX века (21ч)

Иван Алексеевич Бунин.(1ч) Слово о писа­теле.

Проблемы любви и счастья в рассказе «Кавказ».

Александр Иванович Куприн. (1ч)Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Нравтсвенные проблемы рассказа «Куст сирени».Представление о любви и счастье в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Контрольные мероприятия: развернутый ответ на вопрос.

Максим Алексеевич Горький. (2ч) Слово о писателе. История создания рассказа «Челкаш». Дух свободолюбия. Герои и их судьбы в рассказе «Челкаш». Авторское представление о счастье. Идеал личности.

Александр Александрович Блок.(2ч) А.А.Блок – выдающийся русский поэт – символист. Историческая тема в тв-ве Блока. «Россия»: образ родины как символ веры в будущее.

Образ родины в лирическом цикле « На поле Куликовом». Приемы создания художественных образов.

Сергей Александрович Есенин.(1ч) Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания.

Теория литературы. Драматическая поэма (на­чальные представления).

Михаил Андреевич Осоргин. (1ч) Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержа­ние.

Иван Сергеевич Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. Краткий рассказ о писа­теле.

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». (1ч) Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. (1ч)

Александр Трифонович Твардовский. (3ч) Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». История создания поэмы. Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками. Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А.Т. Твардовского в поэме.

Контрольные мероприятия: сочинение по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин».

Андрей Платонович Платонов. (1ч)Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.Краткий рассказ о жизни писателя.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. (1ч)

Боевые подвиги и военные будни в творчестве Е. Винокурова, М. Исаковского, Б.Окуджавы, Л. Ошанина, А. Фатьянова.

Виктор Петрович Астафьев. (3ч) Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Особенности сюжета.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Контрольные мероприятия: изложение по рассказу В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет», контрольная работа за год.

Русские поэты о Родине, родной природе. (1ч)

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер ни Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине.(1ч) Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Об­щее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Кайсын Кулиев. (1ч) Слово о поэте. Лирика .

Из зарубежной литературы ( 6ч)

Уильям Шекспир. (2ч) Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сю­жета драматического произведения.

Сонеты. Воспевание поэтом любви и дружбы. «Кто хвалится родством своим со зна­тью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

Теория литературы. Сонет как форма лириче­ской поэзии.

Жан Батист Мольер. (1ч) Ж.Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве (сцены). Сатира на дворянство и невежество буржуа. Черты классицизма. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (раз-питие понятий).

Джонатан Свифт.(1ч) Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

Контрольные мероприятия: отзыв по одному из изученных в 8 классе произведений.

Вальтер Скотт.(1ч) Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. Нравственная проблематика романа «Айвенго».

Контрольные мероприятия: тестирование.

Количество часов по четвертям, виды работ.




Всего

Р/р

Вн. чт.

К.р.

Т.л.

1 четверть

18

-

-

-

10

2 четверть

14

2

(2сочинения)

-

-

4

3 четверть

20

6

(1сочинение

1изложение)

-

-

10

4 четверть

18

2

(1сочинение

1изложение)

3

1

2

Год

70

10

3

1

26
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа разработана для учащихся 8 класса многонационального общеобразовательного учреждения. За основу рабочей программы и тематического планирования взята программа по литературе iconРабочая программа включает восемь разделов: «Пояснительная записка»
Программы развития и формирования универсальных учебных действий в рамках предмета «Литература». За основу данной Рабочей программы...

Пояснительная записка рабочая программа разработана для учащихся 8 класса многонационального общеобразовательного учреждения. За основу рабочей программы и тематического планирования взята программа по литературе iconРабочая программа по биологии Класс
Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07. 07. 2005г. №03-1263). За основу рабочей программы взята...

Пояснительная записка рабочая программа разработана для учащихся 8 класса многонационального общеобразовательного учреждения. За основу рабочей программы и тематического планирования взята программа по литературе iconПояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе авторской программы Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева...

Пояснительная записка рабочая программа разработана для учащихся 8 класса многонационального общеобразовательного учреждения. За основу рабочей программы и тематического планирования взята программа по литературе iconРабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным...
Г. И. Беленького, Э. А. Красновского, Ю. И. Лыссого и др., которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе...

Пояснительная записка рабочая программа разработана для учащихся 8 класса многонационального общеобразовательного учреждения. За основу рабочей программы и тематического планирования взята программа по литературе iconПояснительная записка. Об учебной программе рабочая программа по...
В. Я. Коровиной. Москва «Просвещение» 2008 год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...

Пояснительная записка рабочая программа разработана для учащихся 8 класса многонационального общеобразовательного учреждения. За основу рабочей программы и тематического планирования взята программа по литературе iconПояснительная записка рабочая программа по «Занимательной математике»...
Рабочая программа по «Занимательной математике» в 4 классе разработана как компонент образовательного учреждения. Содержание рабочей...

Пояснительная записка рабочая программа разработана для учащихся 8 класса многонационального общеобразовательного учреждения. За основу рабочей программы и тематического планирования взята программа по литературе iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для...
Рабочая учебная программа по литературе для 9 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11...

Пояснительная записка рабочая программа разработана для учащихся 8 класса многонационального общеобразовательного учреждения. За основу рабочей программы и тематического планирования взята программа по литературе iconПрограмма по литературе для 6 класса. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Пояснительная записка рабочая программа разработана для учащихся 8 класса многонационального общеобразовательного учреждения. За основу рабочей программы и тематического планирования взята программа по литературе iconРабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с федеральным...
Временным научным коллективом «Образовательный стандарт» (руководитель Э. Д. Днепров) Министерства образования РФ. Москва, «Дрофа»,...

Пояснительная записка рабочая программа разработана для учащихся 8 класса многонационального общеобразовательного учреждения. За основу рабочей программы и тематического планирования взята программа по литературе iconРабочая программа по литературе в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 класса и реализуется на основе следующих документов

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции