Скачать 317.03 Kb.
|
Практическое занятие №1 Категория прекрасное и ее топосы в русской литературе XVIII века (2 часа) I. 1. Категория прекрасное в эстетике и литературоведении: формула прекрасного, различные эстетические подходы; прекрасное в природе, обществе, искусстве. 2. Устойчивые и исторически изменчивые характеристики прекрасного ( представление о гармонии, симметрии, единстве, мере). 3. Представление об аполлоническом и дионисийском начале (Ф. Ницше Рождение трагедии из духа музыки). 4. Эстетические категории как формально-содержательное единство в литературоведческой науке. Тип авторской эмоциональности ( В. Е. Хализев) и модус художественности ( В. И. Тюпа). II. Тема и образ Аполлона в русской литературе XVIII века 1. «Эпистола от Российской поэзии к Аполлину» (1735) В. К. Тредиаковского как манифест новой эстетики и поэтического стиля: а) черты «аполлиновитого стиля» в эпистоле ( в жизни поэзии, в жизни общества); б)изменение облика автора; в) формировании оппозиции варварское-просвещенное ( ее варианты в тексте эпистолы). 2. Трансформация представлений об аполлоновском начале в стихах А. П. Cумарокова « Ода вздорная III», «Дифирамв Пегасу»: а) какова роль образов античных персонажей Орфея и Амфиона в тексте пародии «Ода вздорная III»?; почему автор сопоставляет этих героев и сравнивает с героем вздорной оды? б) каким образом в стихотворениях формируется оппозиция дионисийское-аполлоновское : выявите и назовите оппозиции текстов.; в) какие черты поэтического стиля пародирует А. П. Сумароков в своих стихах? Литература к занятию 1.Тюпа В. И. Типы эстетического завершения//Теория литературы: Учеб. Пособ. Для студ-ов филол. фак-ов высш. учеб. завед.: В2 т./ Под. ред. Н. Д. Тамарченко. Т.1. Теория художественного дискурса. М., 2004. С.54-77. 2.Кузьмичев И. К. Введение в литературоведение XXI века. Н. Новгород, 2001. С.183 и др. 3. Ницше Ф. В. Рождение трагедии из духа музыки: Предисловие к Рихарду Вагнеру. СПб., 2000. 4. Тредиаковский В. К. эпистола от Российской поэзии к Аполлину//Избранные произведения. М.; Л., 1963. 5.Сумароков А. П. Ода вздорная III//Сумароков А. П. Стихотворения ( Мал. сер. «Библиотека поэта»). Л.. 1953. Дополнительная литература 1.Топоров В. Н. Петербургский текст русской литературы//Избранные труды. СПб.. 2003. 2.Мифологический словарь. Л.. 1953 или любое другое издание. 3. Дзюба Е. М. Категория прекрасного и ее топосы в русской литературе XVIII – начала XIX века// Новое прочтение отечественной классики: Методические рекомендации. Выпуск 8. – Н. Новгород: НГПУ, 2006. С.18–27. Практическое занятие №2 Категория прекрасное и ее топосы в русской литературе начала XIXвека (2 часа) I.Проанализируйте стихотворение К. Н. Батюшкова «Мои пенаты» (1811-1812): а) какие признаки прекрасного появляются при характеристике лирическим героем своего дома? б) какую функцию выполняет название стихотворения? Кто оберегает и защищает родовое гнездо лирического героя? в) кого и почему лирический герой называет в стихотворении «Фебовыми жрецами»? г) найдите в тексте оппозиции: венки-венцы; дворцы-хижины. Какие художественные детали помогают их выявить? Как эти оппозиции конкретно вычленяются в тексте ( выписать их из текста, привести примеры)? д) почему своих друзей лирический герой называет «философы-ленивцы»? Что означает эта характеристика в контексте формирования культурно-исторической и историко-литературной ситуации первой трети XIX века? е) почему аполлонический мотив в русской литературе начала XIXвека замещается идиллическим топосом? II.Прочитайте стихотворение П. А. Вяземского «Негодование» (1820). 1) Почему Вяземский объявляет об утрате гармонии? Приведите примеры 2) В чем видит возможность ее восстановления? III. Прочитайте стихотворение В. А. Жуковского «Невыразимое» (1819). 1) Как организовано движение лирического героя к прекрасному в стихотворении «Невыразимое»? Назовите пространственные характеристики этого движения. 2) При помощи каких характеристик создано ощущение встречного движения «Невыразимого», его « отзыва» поэту? 3) какую специфику в традиционную трактовку аполлонического начала вносит стихотворение А. С. Пушкина «Поэт» (1826)? Литература к занятию 1. Тексты стихотворений К. Н. Батюшкова, П. А. Вяземского, В. А. Жуковского, А.С. Пушкина – по любому изданию. 2.Тюпа В. И. Типы эстетического завершения//Теория литературы: Учеб. Пособ. Для студ-ов филол. фак-ов высш. учеб. завед.: В2 т./ Под. ред. Н. Д. Тамарченко. Т.1. Теория художественного дискурса. М., 2004. С.54-77. 3.Кузьмичев И. К. Введение в литературоведение XXI века. Н. Новгород, 2001. С.183 и др. Дополнительная литература 1.Топоров В. Н. Петербургский текст русской литературы//Избранные труды. СПб.. 2003. 2. Дзюба Е. М. Категория прекрасного и ее топосы в русской литературе XVIII – начала XIX века// Новое прочтение отечественной классики: Методические рекомендации. Выпуск 8. – Н. Новгород: НГПУ, 2006. С.18–27. Практическое занятие №3-4 (4 часа) Психологическая школа в литературоведении. Развитие основных принципов методологии ( психоанализ, феноменология) 1.Предпосылки возникновения и развития психологического литературоведения. Основные представители методологии (В. Вундт, А. Н. Веселовский, А. А. Потебня, Д. Н. Овсянико-Куликовский ). 2.Основные термины и идеи психологического литературоведения ( художественное произведение – модель души автора). 3.Воплощение идей психологического литературоведения в трудах Д. Н. Овсянико-Куликовского: «История русской интеллигенции»: литературно-критические работы в 2-х тт. Т. 2., М., 1989. ( Главы об Обломове и Штольце). Основные принципы работы с текстом; синтез принципов психологической методологии и методологии культурно-исторической школы. 4.Развитие идей психологической школы в работах Л. С. Выготского: сборник трудов «Психология искусства» (раздел, посвященный анализу рассказа И. Бунина «Легкое дыхание»). Основные принципы работы ученого с текстом произведения: законы формы. Синтез психологического литературоведения и методологии формальной школы. 5.Основные предпосылки возникновения методологии психоанализа: работы З. Фрейда, К, Г. Юнга. Отечественный психоанализ ( И. Д. Ермаков). «Археология личности» З. Фрейда: основные понятия и принципы в работе над т художественным произведением (комплексы Фрейда, сублимация). Работа «Достоевский и отцеубийство» 6. Вклад К. Г. Юнга в разработку методов психоанализа: виды творчества; теория архетипа. Литература к занятию 1.Сухих С. И. Психологическое литературоведение Д. Н. Овсянико-Куликовского: из лекций по истории русского литературоведения. Н.Новгород, 2001. 2. Д. Н. Овсянико-Куликовского: «История русской интеллигенции»: литературно-критические работы в 2-х тт. Т. 2., М., 1989. ( Главы об Обломове и Штольце). 3.Выготский Л. С. Легкое дыхание. Глава XVII// Психология искусства. Минск., 1998. C. 160–180. Дополнительная литература 1. З. Фрейд Достоевский и отцеубийство// Художник и фантазирование.. М.. 1995 2.И. Д. Ермаков Психоанализ литературы: Пушкин. Гоголь. Достоевский. М., 1999. Практическое занятие № 5 Формальный метод («русский формализм» 20-х годов) и развитие его идей в литературоведении. 1.Назовите основоположников отечественного формализма; перечислите наиболее важные положения русского формализма. 2. Какую роль русский формализм сыграл в развитии последующих этапов существования методологии (структурализм, постструктурализм). Назовите теоретиков структурализма и постструктурализма. 3. Прочитайте и законспектируйте работу Б. М. Эйхенбаума «Как сделана «Шинель» Гоголя»: а) определите основную задачу анализа повести Н. В. Гоголя литературоведом; б) какие принципы методологии формальной школы вы можете выявить. 4. Прочитайте и законспектируйте статью Ю. Н. Тынянова «О композиции «Евгения Онегина»// Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977 [Cетевой ресурс: philologos.narod.ru]: а) как вы понимаете комментарий А. П. Чудакова: «Динамика – базовая категория филологического мышления Тынянова»; б) как реализуется в тексте статьи Тынянова идея словесной динамики «Евгения Онегина» Пушкина; в) приведите примеры ощутимости формы романа в стихах с позиции Тынянова. Литература к занятию 1. Б. М. Эйхенбаум Как сделана « Шинель» Гоголя (1918)// Эйхенбаум Б. М. О прозе. Л.. 1969. 2. Ю. Н. Тынянова «О композиции «Евгения Онегина»// Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977 [Cетевой ресурс: philologos.narod.ru]. С.52-78. 3. Ю. Н. Тынянов О литературной эволюции //Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977 [Cетевой ресурс: philologos.narod.ru]. С. 270-281. Практическое занятие № 6 Символическая формула искушение-исцеление – обращение(воскресение) и ее варианты в русской литературе ( очерк Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» и древнерусская «Повесть о Савве Грудцыне») (2 часа) 1. Назовите известные вам определения образа-архетипа. Какие архетипические образы и их символы описал в своих работах К. Г. Юнг? 2. Как понятие архетип интерпретируется в литературоведческой науке (образ-архетип в научных исследованиях Е. М. Мелетинского, Ю. М. Лотмана; «Tеории литературы» под ред. Н. Д. Тамарченко М.. 2004; И. А. Есаулова ). 3. Прочитайте и сопоставьте два текста, принадлежащие к разным периодам развития русской литературы: очерк Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» и анонимную «Повесть о Савве Грудцыне». Путем анализа текстов выявите повторяющиеся элементы сюжетной схемы: искушение героев - в плену дьявольского наваждения-попытки спасения героев- исцеление- воскресение/отпадение. 4. Выявите повторяющиеся в текстах образы-символы, свидетельствующие о «мерцании» (Д. В. Козолупенко) архетипической структуры текстов ( обратите внимание на образы второстепенных персонажей и женские образы в анализируемых произведениях). Литература к занятию 1.Тексты очерка Н. С. Лескова и « Повести о Савве Грудцыне» – в любом издании. 3. А. С. Козлов Архетип// Современное зарубежное литературоведение: концепции, школы термины. Энциклопедический справочник. М., 1999. С.184 – 185. 4. Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. М., 1997. Дополнительная литература 1. К. Г. Юнг Душа и миф. Шесть архетипов. М., 1997. 2. Есаулов И. А. Пасхальность русской словесности. М.. 2004 3. Е. Н. Трубецкой умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Практическое занятие №7 Хронотоп как литературная универсалия. 1. История происхождения понятия хронотоп. Основные концепции времени и пространства в естественных науках ( концепции И. Ньютона и А. Эйнштейна). 2. Философский и культурологический смысл понятия хронотоп ( А. Я. Гуревич, Ф. П. Федоров): пространственно-временная концепция эпохи, культуры; «мироощущение эпохи»; человек как феномен определенной культуры, проекция ее пространственно-временной концепции. 3.Освоение пространственно-временных характеристик в литературоведческой науке (В. И. Вернадский; М. М. Бахтин, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, Г. М. Фридлендер). 4.Двуединство пространственно-временных характеристик (анализ стихотворения А. А. Фета «Прости! Во мгле воспоминанья…»): а) выявите пространственные образы стихотворения; б) назовите временные характеристики образной системы; в) укажите точки взаимопересечения образных рядов ( «психологический» и предметный ряды) ( при анализе обратитесь к следующему источнику: Теория литературы: Учебн. пособие для студ. Филол. фак- высш. учеб. заведений: В 2 х т./ Под ред. Н. Д. Тамарченко. – Т. I. М., 2004. С.151-153.) 5. Прочитайте стихотворение Н. Заболоцкого «Лесное озеро» (1938) и проанализируйте художественное и философское наполнение центрального образа: а) при ответе на вопрос и анализе текста найдите пространственные оппозиции, возникающие в стихотворении; б) определите вектор оппозиции; каким образом направлено движение внутри пространственных оппозиций ( есть ли встречное движение); в) выявите центральную антиномию/ось развития лирического сюжета г) определите семантическое наполнение образа «лесное озеро». Литература к занятию 1. Теория литературы: Учебн. пособие для студ. Филол. фак- высш. учеб. заведений: В 2 х т./ Под ред. Н. Д. Тамарченко. – Т. I. М., 2004. С.151-153. 2. М. М. Бахтин Формы времени и хронотопа в романе//Вопросы эстетики и литератры. М.. 1975. 3. Ф. П. Федоров Введение к книге «Романтический художественный мир: пространство и время». Рига, 1988 или переиздание. Дополнительная литература 1.Ю. М. Лотман О понятии географического пространства в русских средневековых текстах. Тарту, 1968. Вып.181. Практическое занятие №8. Концепция образной системы романа И. А. Гончарова с позиции пространственных характеристик образов Обломова и Штольца 1.Определите локально-этическую метафору ( Ю. М. Лотман) Обломова: а) перечислите пространственные характеристики образа ( пространство, которое герой воспринимает как собственно ему принадлежащие; нейтральные, чужие); оцените образы-двойники героев ( Обломов-Захар) б) какие пространственные изменения воспринимаются как событие по отношению к сюжетному движению образа Обломова; в)выявите пространственные образы, сопровождающие отношения Ольги Ильинской и Обломова; Агафьи Матвеевны и Обломова; г) определите тип сюжетной организации образа. 2. Определите локально-этическую метафору Штольца: а) перечислите пространственные характеристики образа ( пространство, которое герой воспринимает как собственно ему принадлежащие; нейтральные, чужие);оцените образы-двойники героев (Штольц-Судьбинский) б) определите тип сюжетной организации образа. в) какова роль пространственной характеристики дома в Крыму для формирования представления о сюжетном движении образа Штольца? г) какие пространственные образы являются устойчивыми и общими для характеристики антиподов – Обломова и Штольца? Подумайте. Почему эти образы повторяются в тексте романа? 3. Сформулируйте выводы, основанные на сопоставлении пространственных характеристик Обломова и Штольца. Литература к занятию 1. Д. Н. Овсянико-Куликовский « История русской интеллигенции»: литературно-критические работы: В 2- тт. Т.2., М., 1989 ( глава XI. Илья Ильич Обломов) 2.Е. М. Таборисская О понятии « пространства героя» ( на материале романа И. А. Гончарова « Обломов»// Проблема автора в художественной литературе. Воронеж, 1974. Вып.4.) Дополнительная литература 1.Ю. М. Лотман Проблема художественного пространства в прозе Гоголя//Труды по русской и славянской филологии: Ученые записки тартуского университета. Тарту. 1968. Вып.209. С. 6—50. Практическое занятие №9 Литературные универсалии архетип, топос, хронотоп и их реализация в рассказе А. П. Чехова «Скука жизни» (1886) 1. Прочитайте рассказ А. П. Чехова « Скука жизни»: назовите устойчивые для русской литературы сюжетные ситуации и образы: а) как автор осмысливает образ генерала в своем рассказе; в чем и как нарушается устойчивый для русской литературы XIX века сюжет о маленьком человеке и его конфликте со значительным лицом? б) события рассказа разворачиваются в дворянской усадьбе Женино: как и в чем Чехов трансформирует принципы изображения дворянской усадьбы? в) назовите характерные устойчивые пространственные образы русской дворянской усадьбы; почему идиллический топос в рассказе «Скука жизни» существенно трансформирован? г) признаком идиллического топоса является циклическое время: какими новыми характеристиками в рассказе Чехова наполняется традиционное представление о циклическом времени ( докажите примерами из текста). 2.Какие архетипические структуры можно выявить в рассказе Чехова? а) каковы механизмы травести архетипических структур в рассказе « Скука жизни» ( образы старика и старухи; дети-родители; символы архетипа матери). 3. Выявите основные пространственные характеристики жизни Анны Михайловны и Аркадия Петровича в Женино: какова динамика пространственных характеристик обоих персонажей? Литература к занятию 1.Ю. М. Лотман Проблема художественного пространства в прозе Гоголя//Труды по русской и славянской филологии: Ученые записки тартуского университета. Тарту. 1968. Вып.209. С. 6—50. 2. Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. М., 1997. 3. Чернявская Н. В. Архетип « старик и старуха» в русской и зарубежной литературе. Проблема хронотопа// Inter-Cultur@L-Net:Международный электронный научно-практический журнал:Евразийский лингвистический университет. Владимир, вып.6, 2007. [ электронный ресурс: www.my-luni.ru/journal]. |
Исследовательская работа по литературе на тему: «Образ Демона в русской художественной культуре» Введение 2 |
Образ ветра в фольклоре, произведениях классической и региональной литературы И в фольклоре, и в художественных произведениях русской, зарубежной и региональной литературы достаточно частотен и неоднозначен... |
||
Зачет по литературе в 10-а классе (февраль 2013-2014 уч год) Основные темы и проблемы русской литературы 19-го века Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе... |
В русской литературе XX-XXI веков Учебная программа факультативных занятий по русской литературе общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения... |
||
В русской литературе XX-XXI веков Учебная программа факультативных занятий по русской литературе общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения... |
Разработка урока : “ Тема семьи в русской литературе ” Работа Тема семьи – одна из сквозных тем как в мировой, так и в русской литературе. Благодаря ей раскрываются и взаимоотношения поколений,и... |
||
Образ-тип (по материалам 21 Сио краснодар 2013) Ключевая тема для обучения каждого обучающегося в перспективе: любой ученик несёт свой образ-тип и под ракурсом образ-типа воспринимает... |
«Говорящие имена в русской литературе 18-19 веков». Бимбаева Заяна, ученица 9 класса Выбор именно этой темы обусловлен очень большим интересом к говорящим именам в русской литературе. Я считаю, что глубокое и всестороннее... |
||
Отчет о прочитанном К постоянно читаемой литературе по лингвистике и теории иностранных языков добавилась литература о собственно литературе и русской... |
Тематическое планирование по русской литературе для 9 класс Тематическое планирование по русской литературе для 9 классов по учебнику Н. Н. Вербовая и др. (102 ч., 3 ч в неделю) |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |