Обзорная лекция по литературе в 11 классе




Скачать 56.59 Kb.
НазваниеОбзорная лекция по литературе в 11 классе
Дата публикации28.09.2014
Размер56.59 Kb.
ТипЛекция
literature-edu.ru > Литература > Лекция
Обзорная лекция по литературе в 11 классе

«Поэзия серебряного века».

Основные литературные направления на рубеже 19 и 20 веков.

Цели: показать взаимосвязь литературы и общественной мысли конца 19-начала 20 века; дать представления о тенденциях руской литературы конца 19-начала 20 века; дать толкование понятиям «серебряный век», «модернизм», «символизм», «акмеизм», «футуризм»; определить значение поэзии серебряного века для русской литературы.

План:

  1. Основные литературные направления на рубеже 19 и 20 веков:

а) реализм

б) модернизм

2. Символизм:

а) старая школа

б) новая школа

3.Акмеизм.

4.Футуризм:

а) кубофутуристы

б) эгофутуристы

5.Значение поэзии серебряного века.

На рубеже 19 и 20 веков радикально изменились все стороны жизни России – экономика, политика, наука, технология, культура, искусство.

Новая эпоха историко-культурного развития отличалась стремительной динамикой и острейшим драматизмом. Переход от классической литературы к новому литературному направлению сопровождался далеко не мирными процессами в общекультурной и внутрилитературной жизни. Неожиданно быстрой сменой эстетических ориентиров, кардинальным обновлением литературных приемов. Особенно динамично развивалась в это время русская поэзия. Позднее поэзия этой поры получила название «поэтический ренессанс», или «серебряный век». Эпитет «серебряный» подразумевает индивидуальность и особое сияние, одухотворенность целого созвездия неповторимых художников слова этого времени. Возникнув по аналогии с понятием «золотой век», обозначавшим пушкинский период русской литературы, это словосочетание поначалу использовалось для характеристики вершинных явлений поэтической культуры 20 века – творчества А.Блока, А.Белого, И.Анненского, А.Ахматовой, О.Мандельштама и других. Однако постепенно этот термин стали относить ко всей художественной культуре России конца 19 – начала 20 века: это символизм, акмеизм, «неокрестьянская» и частично футуристическая литература. В писательской среде возникла тяга к объединению между близкими по мировоззрению и эстетике литераторами, художниками, философами. Поэтому новые литературные направления, как правило, развивались из деятельности небольших писательских кружков, объединявших писателей со сходными взглядами на поэзию, искусство. Именно разная оценка возможностей и предназначения человека разводит поэтов по разным руслам единой литературы.

Реализм на рубеже веков продолжал оставаться масштабным и влиятельным литературным направлением.

Модернистскими принято считать прежде всего три литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм, футуризм.

Символизм – это самое крупное из модернистских течений, возникших в России. Начало его теоретическому самоопределению было положено Д.С.Мережковским. Центральное место в поэзии он отводил символу.

а) На начальном этапе своего существования символизм отражал декадентские тенденции – уныние, страх перед жизнью, неверие в возможности человека. Точно передал настроение этого времени Д.Мережковский:

Мы – над бездною ступени,

Дети мрака, солнца ждем,

Свет увидим и, как тени,

Мы в лучах его умрем.

К группе декадентских поэтов принадлежали З.Гиппиус, В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб.

б) Но затем в символизм влились А.Блок, А.Белый, Вяч. Иванов и другие. С их приходом многие из символистов пересмотрели свои взгляды на литературу, и символизм стал важным фактором русской культурно-духовной жизни. Для творчества символистов новой школы характерно стремление к высшему идеалу, вера в высокое предназначение искусства и призыв к объединению людей. Они проповедовали слитность творчества и религии. Культ формы (символа). Музыкальность стиха:

Среди миров. В мерцании светил

Одной Звезды я повторяю имя…

Не потому, что я Ее любил,

А потому, что я томлюсь с другими…

(И.Анненский)

Акмеизм. В литературное объединение «Цех поэтов» вошли Н.Гумилев, С.Городецкий, М. Кузьмин, О.Мандельштам, А.Ахматова. Поэты-акмеисты выступали за художественное освоение многообразного и яркого земного мира. Они противопоставляли мистическим устремлениям символизма «стихию естества». Декларировали конкретно-чувственное восприятие «вечного мира», возврат слову его изначального смысла.

Просторен мир и многозвучен.

И многоцветней радуг он,

И вот Адаму он поручен,

Изобретателю имен.

Назвать, узнать, сорвать покровы

И праздных тайн, и ветхой мглы –

Вот первый подвиг. Подвиг новый –

Живой земле пропеть хвалы.

(С. Городецкий)

Наиболее авторитетными учителями для акмеистов стали поэты, сыгравшие заметную роль в символизме. – М.Кузьмин, И.Анненский, А.Блок. Можно сказать, что акмеисты наследовали достижения символизма, нейтрализуя его крайности. Для акмеистов оказалась неприемлемой излишне настойчивая тенденция к восприятию реальности как знака непознаваемого, как искаженного подобия высших сущностей. Очень большое значение акмеисты придавали категории памяти. Память стала важнейшим эстетическим компонентом в творчестве А.Ахматовой, Н.Гумилева, О.Мандельштама.

Я вижу все. Я все запоминаю,

Любовно-кротко в сердце берегу.

Лишь одного я никогда не знаю

И даже вспомнить больше не могу…

(А.Ахматова)

Но вступая, обновленный, в неизвестную страну,

Ничего я не забуду, ничего не прогляжу.

И, чтоб помнить каждый подвиг – и возвышенность,

и степь, -

Я к серебряному шлему прикую стальную цепь.

(Н.Гумилев)

Молись, музыкант встревоженный,

Люби, вспоминай и плачь,

И, с тусклой планеты брошенный,

Подхватывай легкий мяч!

(О.Мандельштам)

Футуризм –самое крайнее по эстетическому радикализму течение. Футуристы тяготели к формальному экспериментаторству и выступали против выражения общественных тенденций в искусстве. Для их поэзии характерен дух анархического бунтарства. Они могли дробить слово, создавать новое, комбинировать его с другими словами. Дух бунтарства у футуристов присутствовал не только при «освистывании» всего, что не соответствовало нормам футуристического направления, но и в создании стихов.

Кубофутуристы ( В.Хлебников, Д.Бурлюк, В.Каменский, В.Маяковский) стремились к созданию трудной игры слов:

Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиэээй пелся облик…

В.Хлебников.

Эгофутуристы (И.Северянин) выступали как поэты изысканной общедоступности:

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо, остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Русская поэзия серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Поэты этой эпохи редко замыкались в пределах литературной школы или течения. Поэтому литературный процесс в большей мере определялся творческими индивидуальностями поэтов, чем историей направлений и течений. Великие художники своего времени, отличавшиеся друг от друга не только стилем, но и мироощущением, художественным вкусом, поэты серебряного века сыграли видную роль в развитии и обновлении русского стиха.

Домашнее задание: выучить основные положения конспекта лекции; самостоятельно подготовить сообщение о музыке, живописи, архитектуре рубежа веков.

Объясните значение термина «серебряный век».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обзорная лекция по литературе в 11 классе iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...

Обзорная лекция по литературе в 11 классе iconРабочая программа по литературе в 11 классе составила учитель
...

Обзорная лекция по литературе в 11 классе iconРабочая программа по литературе в 9 классе базовый уровень
Настоящая программа по литературе для 9 класса является логическим продолжением курса 8 класса. Курс литературы синхронизирован с...

Обзорная лекция по литературе в 11 классе iconРабочая программа по литературе 8 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе составлено на основе программы по литературе (5-11 классы, базовый...

Обзорная лекция по литературе в 11 классе iconЛекция №1. Введение. Элементы дифференциальной геометрии. 2
Лекция №5. Множества Жюлиа, множество Мандельброта и их компьютерное представление. 18

Обзорная лекция по литературе в 11 классе iconПрограмма по литературе в 5 классе составлена на основе федерального...
Программа по литературе в 5 классе составлена на основе федерального компонента основного общего образования и Программы по литературе...

Обзорная лекция по литературе в 11 классе iconЛекция в Дорнахе 22 мая 1920 года
Канта и протестантизма. Эта лекция вызвала негодование среди членов Лиги, культивировавших и признававших под названием монизма вообще...

Обзорная лекция по литературе в 11 классе iconЛекция Введение. Зачем нужно дифференцировать обучение литературе?
Старшеклассники нередко затрудняются и в изложении собственных мыслей, с трудом самостоятельно работают с различными источниками...

Обзорная лекция по литературе в 11 классе iconРабочая программа по литературе разработана для обучения в 9 классе мбоу «Сырцевская оош»
Требований федерального государственного образовательного стандарта по литературе (базовый уровень),2004г

Обзорная лекция по литературе в 11 классе iconКурс лекций Лекция Введение в философскую суицидологию. Лекция Общая...
Открыть, в чём состоит суть суицида, наука не в состоянии (по собственной ограниченной природе) и потому должна обращаться за объяснениями...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции