Скачать 56.59 Kb.
|
Обзорная лекция по литературе в 11 классе «Поэзия серебряного века». Основные литературные направления на рубеже 19 и 20 веков. Цели: показать взаимосвязь литературы и общественной мысли конца 19-начала 20 века; дать представления о тенденциях руской литературы конца 19-начала 20 века; дать толкование понятиям «серебряный век», «модернизм», «символизм», «акмеизм», «футуризм»; определить значение поэзии серебряного века для русской литературы. План:
а) реализм б) модернизм 2. Символизм: а) старая школа б) новая школа 3.Акмеизм. 4.Футуризм: а) кубофутуристы б) эгофутуристы 5.Значение поэзии серебряного века. На рубеже 19 и 20 веков радикально изменились все стороны жизни России – экономика, политика, наука, технология, культура, искусство. Новая эпоха историко-культурного развития отличалась стремительной динамикой и острейшим драматизмом. Переход от классической литературы к новому литературному направлению сопровождался далеко не мирными процессами в общекультурной и внутрилитературной жизни. Неожиданно быстрой сменой эстетических ориентиров, кардинальным обновлением литературных приемов. Особенно динамично развивалась в это время русская поэзия. Позднее поэзия этой поры получила название «поэтический ренессанс», или «серебряный век». Эпитет «серебряный» подразумевает индивидуальность и особое сияние, одухотворенность целого созвездия неповторимых художников слова этого времени. Возникнув по аналогии с понятием «золотой век», обозначавшим пушкинский период русской литературы, это словосочетание поначалу использовалось для характеристики вершинных явлений поэтической культуры 20 века – творчества А.Блока, А.Белого, И.Анненского, А.Ахматовой, О.Мандельштама и других. Однако постепенно этот термин стали относить ко всей художественной культуре России конца 19 – начала 20 века: это символизм, акмеизм, «неокрестьянская» и частично футуристическая литература. В писательской среде возникла тяга к объединению между близкими по мировоззрению и эстетике литераторами, художниками, философами. Поэтому новые литературные направления, как правило, развивались из деятельности небольших писательских кружков, объединявших писателей со сходными взглядами на поэзию, искусство. Именно разная оценка возможностей и предназначения человека разводит поэтов по разным руслам единой литературы. Реализм на рубеже веков продолжал оставаться масштабным и влиятельным литературным направлением. Модернистскими принято считать прежде всего три литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм, футуризм. Символизм – это самое крупное из модернистских течений, возникших в России. Начало его теоретическому самоопределению было положено Д.С.Мережковским. Центральное место в поэзии он отводил символу. а) На начальном этапе своего существования символизм отражал декадентские тенденции – уныние, страх перед жизнью, неверие в возможности человека. Точно передал настроение этого времени Д.Мережковский: Мы – над бездною ступени, Дети мрака, солнца ждем, Свет увидим и, как тени, Мы в лучах его умрем. К группе декадентских поэтов принадлежали З.Гиппиус, В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб. б) Но затем в символизм влились А.Блок, А.Белый, Вяч. Иванов и другие. С их приходом многие из символистов пересмотрели свои взгляды на литературу, и символизм стал важным фактором русской культурно-духовной жизни. Для творчества символистов новой школы характерно стремление к высшему идеалу, вера в высокое предназначение искусства и призыв к объединению людей. Они проповедовали слитность творчества и религии. Культ формы (символа). Музыкальность стиха: Среди миров. В мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя… Не потому, что я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими… (И.Анненский) Акмеизм. В литературное объединение «Цех поэтов» вошли Н.Гумилев, С.Городецкий, М. Кузьмин, О.Мандельштам, А.Ахматова. Поэты-акмеисты выступали за художественное освоение многообразного и яркого земного мира. Они противопоставляли мистическим устремлениям символизма «стихию естества». Декларировали конкретно-чувственное восприятие «вечного мира», возврат слову его изначального смысла. Просторен мир и многозвучен. И многоцветней радуг он, И вот Адаму он поручен, Изобретателю имен. Назвать, узнать, сорвать покровы И праздных тайн, и ветхой мглы – Вот первый подвиг. Подвиг новый – Живой земле пропеть хвалы. (С. Городецкий) Наиболее авторитетными учителями для акмеистов стали поэты, сыгравшие заметную роль в символизме. – М.Кузьмин, И.Анненский, А.Блок. Можно сказать, что акмеисты наследовали достижения символизма, нейтрализуя его крайности. Для акмеистов оказалась неприемлемой излишне настойчивая тенденция к восприятию реальности как знака непознаваемого, как искаженного подобия высших сущностей. Очень большое значение акмеисты придавали категории памяти. Память стала важнейшим эстетическим компонентом в творчестве А.Ахматовой, Н.Гумилева, О.Мандельштама. Я вижу все. Я все запоминаю, Любовно-кротко в сердце берегу. Лишь одного я никогда не знаю И даже вспомнить больше не могу… (А.Ахматова) Но вступая, обновленный, в неизвестную страну, Ничего я не забуду, ничего не прогляжу. И, чтоб помнить каждый подвиг – и возвышенность, и степь, - Я к серебряному шлему прикую стальную цепь. (Н.Гумилев) Молись, музыкант встревоженный, Люби, вспоминай и плачь, И, с тусклой планеты брошенный, Подхватывай легкий мяч! (О.Мандельштам) Футуризм –самое крайнее по эстетическому радикализму течение. Футуристы тяготели к формальному экспериментаторству и выступали против выражения общественных тенденций в искусстве. Для их поэзии характерен дух анархического бунтарства. Они могли дробить слово, создавать новое, комбинировать его с другими словами. Дух бунтарства у футуристов присутствовал не только при «освистывании» всего, что не соответствовало нормам футуристического направления, но и в создании стихов. Кубофутуристы ( В.Хлебников, Д.Бурлюк, В.Каменский, В.Маяковский) стремились к созданию трудной игры слов: Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй пелся облик… В.Хлебников. Эгофутуристы (И.Северянин) выступали как поэты изысканной общедоступности: Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо, остро! Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо! Русская поэзия серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Поэты этой эпохи редко замыкались в пределах литературной школы или течения. Поэтому литературный процесс в большей мере определялся творческими индивидуальностями поэтов, чем историей направлений и течений. Великие художники своего времени, отличавшиеся друг от друга не только стилем, но и мироощущением, художественным вкусом, поэты серебряного века сыграли видную роль в развитии и обновлении русского стиха. Домашнее задание: выучить основные положения конспекта лекции; самостоятельно подготовить сообщение о музыке, живописи, архитектуре рубежа веков. Объясните значение термина «серебряный век». |
Лекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое... Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного... |
Рабочая программа по литературе в 11 классе составила учитель ... |
||
Рабочая программа по литературе в 9 классе базовый уровень Настоящая программа по литературе для 9 класса является логическим продолжением курса 8 класса. Курс литературы синхронизирован с... |
Рабочая программа по литературе 8 класс Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе составлено на основе программы по литературе (5-11 классы, базовый... |
||
Лекция №1. Введение. Элементы дифференциальной геометрии. 2 Лекция №5. Множества Жюлиа, множество Мандельброта и их компьютерное представление. 18 |
Программа по литературе в 5 классе составлена на основе федерального... Программа по литературе в 5 классе составлена на основе федерального компонента основного общего образования и Программы по литературе... |
||
Лекция в Дорнахе 22 мая 1920 года Канта и протестантизма. Эта лекция вызвала негодование среди членов Лиги, культивировавших и признававших под названием монизма вообще... |
Лекция Введение. Зачем нужно дифференцировать обучение литературе? Старшеклассники нередко затрудняются и в изложении собственных мыслей, с трудом самостоятельно работают с различными источниками... |
||
Рабочая программа по литературе разработана для обучения в 9 классе мбоу «Сырцевская оош» Требований федерального государственного образовательного стандарта по литературе (базовый уровень),2004г |
Курс лекций Лекция Введение в философскую суицидологию. Лекция Общая... Открыть, в чём состоит суть суицида, наука не в состоянии (по собственной ограниченной природе) и потому должна обращаться за объяснениями... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |