Урок Устное народное творчество




Скачать 2.03 Mb.
Название Урок Устное народное творчество
страница 1/13
Дата публикации 28.09.2014
Размер 2.03 Mb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
ЛИТЕРАТУРА
6 класс

Методические советы

Под редакцией В. Я. Коровиной

 От авторов
Вводный урок
Устное народное творчество
   Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни
   Пословицы и поговорки
Древнерусская литература
Русские басни
    И. А. Крылов
Произведения русских писателей XIX века
    А. С. Пушкин. Узник, И. И. Пущину, Зимнее утро
   Дубровский
   М. Ю. Лермонтов. Тучи, Утес, Листок, Три пальмы
    И. С. Тургенев. Бежин луг
   Ф. И. Тютчев
    А. А. Фет
    Н. А. Некрасов. Железная дорога
    Дедушка
    Н. С. Лесков. Левша
    А. П. Чехов. Толстый и Тонкий
    Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
Произведения русских писателей XX века
   А. П. Платонов. Неизвестный цветок
   А. С. Грин. Алые паруса
    М. М. Пришвин. Кладовая солнца
Произведения о Великой Отечественной войне
    К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»
    Д. С. Самойлов. Сороковые
    В. П. Астафьев. Конь с розовой гривой
    В. Г. Распутин. Уроки французского
    Ф. А. Искандер. Тринадцатый подвиг Геракла
    Родная природа в стихотворениях поэтов XX века
Писатели улыбаются
    В. М. Шукшин. Срезал
Из литературы народов России
   Габдула Тукай. Родная деревня, Книга
    Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...»
Из зарубежной литературы
    Мифы народов мира
    Гомер. Одиссея
    Илиада
    Мигель де Сервантес Сааведра. Хитроумный идальго дон Кихот Ламанчский
    Иоганн Фридрих Шиллер. Перчатка
    Проспер Мериме. Маттео Фальконе
    Антуан Мари Роже де Сент-Экзюпери. Маленький принц
Варианты уроков совершенствования устной речи
Варианты уроков внеклассного чтения

От авторов

       Новое издание учебника «Литература» для 6 класса переработано и дополнено с учетом требований Обязательного минимума содержания литературного образования и в соответствии с Программой литературного образования под редакцией В. Я. Коровиной.
      Главной идеей новой программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII—XIX и XX веков. Такой ход работы поможет подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, создать систему литературного образования в школе.
      В связи с этим в учебник для 6 класса вошли новые темы, имена и произведения: «Бежин луг» И. С. Тургенева, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, поэма Н. А. Некрасова «Дедушка», феерия «Алые паруса» А. С. Грина, В. М. Шукшин, тема «Из литературы народов России», «Илиада» Гомера, «Дон Кихот» М. Сервантеса, баллада «Перчатка» Ф. Шиллера, рассказ «Маттео Фальконе» П. Мериме, сказка «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери и др.
      Все это нашло отражение в данном издании методических советов для 6 класса.
      Изучение художественных произведений основывается прежде всего на знании текста.
      Предложенная в хрестоматии и методическом пособии система вопросов и заданий учитывает весь процесс чтения шестиклассников, начиная с восприятия художественного произведения и заканчивая интерпретацией и оценкой прочитанного.
      Беседа о первом впечатлении от произведения дает педагогу ориентир в последующей работе. В учебнике предложены вопросы и задания, составляющие основу осмысления художественного произведения. По существу, уже все главные умения анализа доступны шестиклассникам и должны войти в практику разбора литературного произведения. Результатом того, как поняли учащиеся художественное произведение, будет прежде всего пересказ текста, выразительное чтение, инсценировка и другие виды творческих самостоятельных работ.
      Очень важна в процессе анализа работа со словом: от понимания смысла слова в произведении до умения сформулировать собственную мысль, выразить впечатление о прочитанном. Поэтому особое значение приобретает раздел «Сделаем выводы», который рассчитан на максимальное проявление творческой самостоятельности школьников. Завершением работы над произведением является раздел «Самостоятельная работа».
      Предложенные в пособии методические рекомендации, вопросы и задания помогут организовать работу, но это не значит, что учитель должен использовать только их. Напротив, они предполагают максимальную активность и творческую свободу учителя, который может построить собственную систему изучения произведений.
      Работа на уроке литературы требует от учителя индивидуального подхода к изучаемому материалу. Только тогда, когда сам преподаватель испытывает искренний и глубокий интерес к произведению, возможен настоящий диалог с учениками. Поэтому, прежде чем изучать произведение в классе, учитель постарается найти в нем то, что близко ему самому. Тогда определятся и методы работы в классе, наиболее отвечающие индивидуальным вкусам учителя, интересам и потребностям школьников.

Вводный урок

      Вводный урок, с которого начинается учебный год в каждом классе, важно организовать в 6 классе с беседы о прочитанном летом.
      Беседу предлагаем провести по следующим вопросам:
      1. Где проводили каникулы?
      2. Была ли библиотека в доме, на даче, в лагере?
      3. Что было прочитано летом? О чем эти книги? Кто их автор? Расскажите о героях и т. д.
      Небольшой, но целенаправленный разговор поможет выяснить, насколько начитаны шестиклассники и как в связи с этим строить последующую работу.
      Вторым этапом урока будет повторение программы 5 класса (об этом надо заранее предупредить учащихся, чтобы беседа была продуктивной). Вот примерные вопросы:
      1. С какими произведениями вы впервые познакомились в 5 классе?
      2. Какие разделы были в учебнике-хрестоматии для 5 класса?
      3. Назовите произведения, авторы которых были вам известны и раньше по самостоятельному чтению. С какими жанрами вы познакомились в 5 классе? Приведите примеры.
      4. Были ли в учебнике справочные разделы? Какие? В каких родных местах писателей удалось побывать на заочных экскурсиях?
      5. В каких произведениях встречались вам эпитеты, гиперболы, сравнения и какую роль они играли?
      Третьим этапом на этом уроке будет задание — рассмотреть новый учебник для 6 класса и рассказать о своих впечатлениях (о разделах, произведениях, авторах, справочном материале и пр.).
      Наконец, последний этап — чтение вступительной статьи, построенной на рассуждениях литературоведа В. Шкловского.
      На следующем уроке школьники пересказывают эту статью и отвечают на поставленные вопросы.
      В конце пособия даны варианты уроков совершенствования устной речи и уроков внеклассного чтения. Их может использовать учитель по своему усмотрению — один из них, некоторые или все, если будет такая возможность.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор.
Календарно-обрядовые песни

      Впервые шестиклассники знакомятся с обрядовым фольклором, календарно-обрядовыми песнями. Эта поэзия не совсем понятна школьникам, поэтому надо приблизить ее, сделать интересной для учащихся.
      Чтобы воспринять богатство старинной русской обрядовой поэзии, надо знать, о каких обрядах идет речь, когда и для чего они совершались, какую роль при этом играла песня.
      Учащиеся столкнутся и с такими трудностями, как слова, употребляемые в местных говорах и не получившие распространения в литературном языке (для этого есть подстрочные примечания, а можно предварительно выписать эти слова с объяснениями на доске). Встретятся также непривычные словосочетания, непринятый порядок слов. С этими трудностями можно справиться при помощи предварительных объяснений и комментированного чтения.
      Очень важно при изучении данной темы сообщить необходимые сведения, которые многое объяснят и сделают более понятной изучаемую поэзию. Не менее важно подготовить выразительное чтение помещенных в хрестоматии песен. Это должен сделать учитель.
      Все это поможет учащимся открыть мир поэзии, столетиями создававшийся народом, станет, может быть, яснее, почему народной обрядовой поэзией интересовались многие знаменитые русские писатели, композиторы, художники.
      Чтобы понять это, необходимо вспомнить, с одной стороны, о роли и месте фольклора в истории человеческой культуры и, с другой стороны, о его роли и месте в быту русского народа в XVIII—XIX веках.
      До возникновения литературы вместе с формированием человеческой речи появились разнообразные формы устного словесного творчества, т. е. фольклор. Он дошел до нас из глубочайшей древности. С появлением письменности, а затем литературы фольклор не исчез. Он существовал и развивался параллельно с литературой.
      Для понимания многих особенностей фольклорных произведений нужно знать, что представлял собой старый традиционный быт народа и какую роль играл в нем фольклор.
      Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гуляния и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы.
      Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.
      Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года.
      Календарно-обрядовые песни, как правило, невелики по объему и несложны по поэтической структуре. В них заключены тревога и ликование, неуверенность и надежда. Одна из общих черт — персонификация основного образа, связанного со смыслом обряда. Так, в рождественских песнях рисуется Коляда, которая ходит по дворам, ищет хозяина, одаривает его всякими благами. С подобными образами — Масленицы, Весны, Троицы — мы встречаемся во многих календарных песнях. Песни упрашивают, призывают к добру эти странные существа, а иногда упрекают в обмане и легкомыслии.
      По своей форме эти песни — краткие стихотворения, которые одним штрихом, двумя-тремя строками обозначают настроение, лирическую ситуацию.
      Русская народная обрядовая поэзия теснейшим образом связана со старым традиционным бытом и вместе с тем таит в себе удивительное богатство поэзии, которая выдержала многовековое испытание временем. Поэтому очень важно познакомить школьников с этим миром народного творчества.
      В учебнике есть краткие сведения об обрядовой поэзии, календарно-обрядовых песнях, которые составляют неотъемлемую часть этих обрядов. Было бы желательно, чтобы учитель более обстоятельно рассказал, где, когда и как исполнялись эти песни. Например, в своем рассказе о колядках учитель может сообщить о том, что рождественские новогодние праздники продолжались с 24 декабря по 6 января. Эти праздники были связаны с зимним солнцестоянием — одним из важнейших дней земледельческого календаря, который отделял один годичный жизненный цикл от другого. Христианская церковь относит к этому дню и день рождения Иисуса Христа.
      Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая и т. д.
      Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлиемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа.
      Хозяева одаривали колядовщиков конфетами, печеньем, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами, например:

Не дашь пирога —
Мы корову за рога.
Не дашь кишку 1 —
Мы свинью за виску.
Не дашь блинка —
Мы хозяина в пинка.

      Началу года придавалось особенное значение. Как проведешь Новый год, такой будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы стол был обильным, люди веселыми, желали друг другу счастья и удачи.
      Веселые коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.
      Одним из видов новогодних песен были подблюдные песни. Они сопровождали новогодние гадания. В. А. Жуковский в поэме «Светлана» пересказывает одну из наиболее популярных подблюдных песен:

                               ...Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое.
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое.

      Можно сравнить ее с фольклорным вариантом:

Идет кузнец из кузницы, слава!
Несет кузнец три молота, слава!

Скуй, кузнец, мне золотой венец, слава!
Из образочков мне золот перстень, слава!
Из остаточков мне булавочку, слава!
Тем мне венцом венчатися, слава!
Тем кольцом обручатися, слава!
И той мне булавочкой убрус 2 притыкать, слава!

Кому песню поем, тому добро, слава!
Тому сбудется, не минуется, слава!

      Известная подблюдная песня цитируется в 5 главе «Евгения Онегина» А. С. Пушкина:

А. С. Пушкин:

И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
Там мужички-то все богаты
Гребут лопатой серебро.
Кому поем, тому добро.
И слава!

Народная песня:

За рекой мужики живут богатые,
                                                  слава!
Гребут золото лопатою, слава!
Кому песню поем, тому добро,
                                                  слава!
Тому сбудется, не минуется,
                                                  слава!

      Характеризуя масленичные песни, можно отметить, что в них ее, Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д.
      В. И. Даль писал, что каждый день Масленицы имел свое название: понедельник — встреча, вторник — заигрыши, среда — лакомка, четверг — широкий четверг, пятница — тещины вечерки, суббота — золовкины посиделки, воскресенье — проводы. На этой же неделе было принято кататься с гор на санках.
      Что касается троицкого цикла, то можно отметить, что он был наиболее богат календарно-обрядовыми песнями, играми, хороводами. Недаром поэтические образы и мелодии этих песен привлекали внимание многих русских писателей, например А. Н. Островского: известная песня Леля «Туча со громом сговаривалась» и обрядовая песня троицкого цикла:

Туча с громом сговаривалась:
Доля-лёли-лёли-лё!
«Пойдем, туча, гулять на поле,
На то поле, на Заводское!
Ты с дождем, а я с милостью,
Ты польешь, а я выращу!»...,

а также композиторов (песня «Во поле березонька стояла...» в Пятой симфонии П. И. Чайковского, «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова и др.).
      Весенние обряды исполнялись в дни главного в году Великого поста, поэтому они почти не имели праздничного игрового характера.
      Главный весенний жанр — веснянки. Их, по сути, не пели, а кликали, взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.
      Некоторые веснянки напоминают знакомые с детства строки «Тараканища» или «Мухи-цокотухи» («тараканы — в барабаны»).
      Вот одна из веснянок такого рода:

...Синицы, синицы,
Принесите по спице!
Канарейки,
Канарейки,
Принесите по швейке3!
Четочки, чечеточки,

Принесите по щеточке!
Тогда, утки,
Дуйте в дудки,
Тараканы — 
В барабаны!

      На мотивах веснянок построены многие эпизоды «Снегурочки» А. Н. Островского.
      На изучение обрядового фольклора и календарно-обрядовых песен отводится два урока. Учитель, конечно, выберет нужный материал для вступительного слова и первый урок может отвести колядкам и масленичным песням. Особую роль при этом будет играть выразительное чтение песен самим учителем. Предварительно, как мы уже говорили, необходима кропотливая работа с непонятными словами и выражениями, которые могут быть объяснены заранее или при комментированном чтении. После этого можно предложить учащимся прочитать одну-две песни.
      Второй урок посвящается весенним, троицким и осенним песням.
      После чтения песен проводится беседа по вопросам:
      —  Какой фольклор называется обрядовым?
      —  Какие песни можно назвать календарно-обрядовыми?
      —  Когда и где исполнялись колядки? Чем они отличаются от других песен?
      —  Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми?
      —  Приходилось ли вам слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах? Расскажите об этом подробнее.
      Следует также обратить внимание на словарную работу, например объяснить значение слов «жито», «толокно», «лапти», «серп», «жать» и др.
      Особое внимание обращается на то, что обрядовой поэзией интересовались такие выдающиеся русские писатели, поэты, композиторы, как А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, А. Н. Островский, С. А. Есенин, М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский и др. Учитель обязательно коснется этого на уроках, поэтому вполне правомерна постановка такого вопроса:
      —  Что же всех их интересовало в русском фольклоре, русской народной обрядовой поэзии?
      Конец урока можно посвятить выразительному чтению одной или двух песен, при этом обращается особое внимание на напевность, повторы, обращения, эпитеты.
      При подготовке к урокам учитель может использовать следующие книги: Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия / Под ред. А. М. Новиковой. — М., 1978; Русская народная поэзия: Обрядовая поэзия / Сост. К. Чистов, Б. Чистова. — Л., 1984; Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни. — М., 1982; Киреевский П. В. Песни, собранные писателями. — М., 1968; Поэзия крестьянских праздников. — Л., 1970; Потешки, считалки, небылицы. — М., 1989.

Пословицы и поговорки

      Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Они относятся к малым жанрам устного народного творчества. В краткой, меткой и образной форме отражают жизнь, историю, запечатлевают события. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей.
      Некоторые пословицы и поговорки дошли до нас в произведениях древней русской литературы XI—XII веков: «Слове о полку Игореве», «Повести временных лет».
      В XVI веке, а может быть, и раньше, началось собирание пословиц и поговорок, но записи того времени до нас не дошли.
      Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к XVII—XVIII векам. Большинство составителей этих сборников неизвестны.
      Лишь со второй половины XVIII века сборники пословиц и поговорок стали печататься. Нам известны имена таких составителей, как И. М. Снегирев, Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьев и другие, но самым известным среди них, труд которого считается непревзойденным, является В. И. Даль (1801—1872). Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. В. И. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. В этих слоях, по его мнению, рождаются самые глубокомысленные народные изречения. Он прямо заявлял, что «в образованном и просвещенном обществе пословиц нет: попадаются слабые, искалеченные отголоски их, переложенные на наши нравы или испошленные нерусским языком, да плохие переводы с чужих языков»4. Больше тридцати лет он всюду по крупицам собирал и записывал пословицы и поговорки.
      Кроме сборника «Пословицы русского народа» В. И. Даль подготовил и издал капитальный труд — четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка» (1863—1866), где привел множество пословиц и поговорок. В. И. Даль говорил: «...Примеры взяты из обихода, из простой русской речи, и туда же вошли десятка три тысяч пословиц, поговорок и разных народных речений»5.
      Слова А. С. Пушкина, взятые в качестве эпиграфа к разделу хрестоматии, адресованы В. И. Далю, будущему собирателю пословиц и поговорок.
      Пословицы и поговорки являются правдивым отражением жизни народа, они глубоки и многогранны, как сама жизнь. Как справедливо заметил М. Шолохов, в пословицах и поговорках из бездны времен дошли до нас «радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков»6.
      На изучение пословиц и поговорок школьная программа отводит два урока. Основная задача этих уроков — сформировать у школьников представление о пословицах и поговорках как произведениях устного народного творчества, имеющих специфические особенности. При этом особое значение придается пониманию богатства и выразительности пословиц и поговорок, меткости, точности, образности их языка, осмыслению прямого и переносного смысла.
      Начать урок следует с вопроса о том, какие пословицы и поговорки известны школьникам по начальной школе и 5 классу, какие слышали от родителей, знакомых и товарищей. О чем говорит каждая из этих пословиц? В чем состоит ее смысл?
      После этого можно дать краткую историческую справку о пословицах и поговорках, рассказать о В. И. Дале; было бы хорошо, если бы учитель показал (если у него есть такая возможность) сборники «Пословицы русского народа» В. И. Даля или его «Толковый словарь живого великорусского языка». Можно использовать также предисловие Ивана Халтурина «Собиратель слов» в книжке «Старик-годовик», где рассказывается о жизни В. И. Даля.
      На первом уроке мы в основном останавливаемся на пословицах, многообразии тем, их художественной специфике.
      Опираясь на те пословицы, которые назовут учащиеся, следует обратить внимание на то, о чем говорится в них. После этого можно предложить ученикам прочитать в хрестоматии первый раздел «Пословиц и поговорок» и озаглавить его. Одна из задач урока — не просто познакомить учащихся с новыми пословицами, но и научить их правильно произносить, запоминать эти пословицы, чтобы потом использовать в своей речи. Та же работа проводится с остальными разделами пословиц: пословицы читаются, разъясняются, произносятся наизусть, к ним придумываются примеры.
      Таким образом, учащиеся делают вывод, что народ, создавший пословицы, говорит в них о любви к Родине, осуждает лень, ложь, пустословие, хвалит и одобряет смелых и трудолюбивых людей, высоко ценит знание и мастерство.
      Далее можно провести работу с пословицами, которую в свое время рекомендовала М. А. Рыбникова. Предлагается ряд пословиц в литературном виде, чтобы учащиеся восстановили свойственную пословицам конструкцию (форму):

Если ты любишь смородину, то люби и оскомину.
Хоть он и мягко стелет, но жестко спать.
Если ты хочешь есть калачи, то не сиди на печи.

Любишь смородину, люби и оскомину.
Мягко стелет, жестко спать. И т. д.

      Или еще задание. Предлагается определить, все ли пословицы на заданную тему.

Про лентяя:

1. Люди пашут, а он руками машет.
2. На чужой каравай рта не разевай, но пораньше вставай да сам добывай.
3. День гуляет, два больной, а на третий выходной.
4. Словами и туда и сюда, а делом никуда.
5. Как волка ни корми, все в лес глядит.




Про ум, учение:

1. Корень учения горек, да плод сладок.
2. Правда в воде не тонет, в огне не горит.
3. Человек неученый, что топор неточеный.
4. Не зная броду, не суйся в воду.
5. По платью встречают, по уму провожают.

      Определите, о чем эти пословицы. Подумайте, в каких случаях они употребляются:

1. Если бы на горох не мороз, он давно бы через тын перерос.
2. Из песни слова не выкинешь.
3. Как аукнется, так и откликнется.
4. Любишь кататься, люби и саночки возить.
5. Рыбак рыбака видит издалека.
6. Я про сапоги, а он про пироги.
7. Готовь летом сани, а зимой телегу.

      Можно предложить придумать случай или ситуацию, когда подойдет именно эта пословица. Если ученик затрудняется, учитель должен быть готов помочь ему.
      Работа с пословицами дает возможность учащимся увидеть, насколько богаты и разнообразны они, как широко охватывают все стороны жизни, понять, что считал народ мудрым и справедливым и на что надеялся.
      Заключая работу на этом этапе, учитель подведет школьников к мысли, что «пословица — это народное изречение, в ней выражается не мнение отдельных лиц, а массовая народная оценка, народный ум. С пословицей согласны тысячи и десятки тысяч людей... Пословица стала крылатой потому, что в ней есть нечто такое, что позволяет многим признать ее своей»7.
      В результате учащимся легче будет понять определение пословицы: пословица — это краткое мудрое изречение, имеющее законченную мысль. Следует обратить внимание на то, что пословица — это целое предложение, она, как правило, состоит из двух частей. В первой сообщается какая-то мысль (или изображается что-то), а во второй части делается вывод, дано заключение. Например: «Что написано пером, то не вырубишь топором», «Слово не воробей: вылетит — не поймаешь», «Добрые вести не лежат на месте».
      Поговорка — это лишь часть суждения, в ней нет вывода, заключения. Это не целое предложение. В поговорке скорее выражено отношение человека к чему-либо, его чувства. Например: «Чудеса в решете», «Шито-крыто», «И нашим и вашим». Недаром говорится: «Поговорка — цветочек, пословица — ягодка».
      Поговорка очень близка к пословице. Резкой границы между ними нет. Стоит прибавить, по словам М. А. Рыбниковой, лишь одно слово или сделать перестановку, и из поговорки выйдет пословица, например:

Поговорки

Чужими руками жар загребать.
В ступе воду толочь.
И нашим и вашим.
Шито-крыто.
Чудеса в решете.

Пословицы

Легко чужими руками жар загребать.
В ступе воду толочь — вода будет.
И нашим и вашим за копейку спляшем.
Шито-крыто, а узелок-то тут.
Чудеса в решете: дыр много, а вылезти некуда.

      Дома учащимся предлагается прочитать статью учебника «Пословицы и поговорки» и выполнить задания учебника.
      Второй урок можно начать с проверки домашнего задания, например предложить определить смысл поговорок «На попятный двор», «Заткнуть за пояс», «Рвет и мечет», «При царе Горохе», «Медведь на ухо наступил». Обычно это не вызывает трудностей. Сложнее бывает придумать предложение, включив в него одну из пословиц.
      Чтобы закрепить этот материал, можно предложить определить, пословицы это или поговорки:

Хороша кашка, да мала чашка.
После драки кулаками не машут.
Работать с огоньком.
Не умеешь шить золотом, так бей молотом.
Ни к селу ни к городу.
Без обеда не красна беседа.
Как с гуся вода.

      Если учитель располагает временем, можно остановиться на некоторых комментариях к поговоркам. Так, некоторые поговорки кажутся бессмысленными, так как появились они очень давно. Так, поговорка «Дело — табак» идет от обычая бурлаков, входя в воду, подвязывать кисет к горлу, к шее. Когда становилось настолько глубоко, что вода подступала к шее, кричали: «Табак». Отсюда непонятное выражение «дело — табак». Также и исторические справки объясняют многие поговорки. Так, наши предки носили длинные рукава, закрывающие ладони рук, поэтому для работы и нужно было засучивать рукава, так как, не подобрав рукавов, делать это было невозможно. Отсюда выражения: «засучить рукава», «спустя рукава».
      Далее следует остановиться на прямом и переносном смысле пословиц и поговорок. Это имеет большое значение, так как расширяет рамки их применения, но вместе с тем вызывает некоторые затруднения, поскольку не все пословицы и поговорки имеют прямой и переносный смысл. Например, пословицу «В камень стрелять — стрелы терять» никогда не понимали в прямом смысле. Или еще: «Сухая ложка рот дерет». Но много пословиц и поговорок имеют прямой и переносный смысл. Например, пословица «Куй железо, пока горячо» говорит о кузнеце, который имеет дело с железом. Ясно, что только горячее железо можно ковать. Упустишь время — ничего не выйдет. Но с другой стороны, в этой пословице говорится не столько о самом физическом процессе — ковке железа, сколько о всяком деле, которое не терпит отлагательства. Или еще пример: «Капля по капле и камень долбит». Смысл этой пословицы — упорный и долгий труд даст желаемые результаты.
      Предлагается объяснить переносный смысл пословиц:

Я про сапоги, а он про пироги — отсутствие взаимопонимания.
Шила в мешке не утаишь —
Что посеешь, то и пожнешь —
Лес рубят — щепки летят —
Купил кота в мешке —
Из пушки по воробьям не стреляют —

      Если учитель сочтет возможным, то познакомит с тем, какое толкование прямого и переносного смысла пословицы «Не выноси сор из избы» дал В. И. Даль в своем предисловии (Напутное) к «Пословицам русского народа»: «...странно и превратно иногда понимаются и толкуются, даже осуждаются наши пословицы: ...„Не выноси сору из избы“ — объявлена бессмыслицею, потому что нельзя же, хоть изредка, не выметать сору, и хороша-де будет изба, коли из нее никогда сору не выносить... „Не выноси сору“, как и всякая иная неискаженная пословица, в которой заключается притча, пряма и права, в прямом и переносном смысле: дело право, только гляди прямо. В переносном: не носи домашних счетов в люди, не сплетничай, не баламуть: семейные дрязги разберутся дома, коли не под одним тулупом, так под одной крышей. В прямом: у крестьян сор никогда не выносится и не выметается на улицу: это, через полуаршинные пороги, хлопотно, да притом сор стало бы разносить ветром и недобрый человек мог бы по сору, как по следу, или по следку, наслать порчу. Сор сметается в кучку, под лавку, в печной или стряпной угол; а когда затапливают печь, то его сжигают. Когда свадебные гости, испытуя терпение невесты, заставляют ее мести избу и сорят вслед за нею, а она все опять подметает, то они приговаривают: „Мети, мети, да из избы не выноси, а сгребай под лавку да клади в печь, чтоб дымом вынесло“»8.
      Необходимо обратить внимание на художественную форму пословиц и поговорок. Они кратки, в них нет ничего лишнего, по своему складу речи напоминают маленькие стихотворения: в них прослеживается правильное чередование ударных и безударных слогов в каждой из рифмующихся частей пословицы (ритм), например: «Стрелял в журавля, а попал в воробья», «Грибов ищут — по лесу рыщут». В. И. Даль восхищался ярким ритмическим рисунком такой пословицы:

Сбил, сколотил — вот колесо,
Сел да поехал — ах, хорошо.
               Оглянулся назад —
               Одни спицы лежат.

      Неожиданная смена одного легкого и скорого ритма другим, замедленным, начиная со слов «оглянулся назад», точно передает удивление, заключенное в пословице.
      Пословицам свойственны также смелые, богатые рифмы-созвучия, что мы видели выше. Или еще примеры:

Дружно не грузно, а врозь, хоть брось.
Ни то ни се кипело, да и то пригорело.

      Многие выражения из произведений наших писателей по краткости и меткости своей стали пословицами. Они перешли в устную речь, например, из басен И. А. Крылова, сказок А. С. Пушкина. Учащимся предлагается выполнить задание 4 из хрестоматии.
      Дома учащиеся должны придумать небольшой рассказ по одной из поговорок задания 1 из первой части учебника-хрестоматии.
      Изучение пословиц и поговорок отнесено в программе по литературе к началу курса 6 класса. Но работа над ними не должна ограничиться двумя уроками. К пословицам и поговоркам необходимо обращаться постоянно при изучении других тем. Они обогащают речь учащихся, придают языку особую остроту, силу и выразительность.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок Устное народное творчество icon Программа дисциплины Устное народное творчество Направление подготовки
Дисциплина «Устное народное творчество» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин
Урок Устное народное творчество icon Фольклор искусство слова, следовательно обладает такими свойствами...
Фольклор – искусство слова, следовательно обладает такими свойствами как художественность, поэтичность. Унт (устное народное творчество)...
Урок Устное народное творчество icon Программа дисциплины Устное народное творчество Направление подготовки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Урок Устное народное творчество icon «Даргинское устное народное творчество»
В соответствии с планом работы Управление образования 26. 04. 2013 года на базе мкоу «Лицей Мюрего» было проведено заседание рмо...
Урок Устное народное творчество icon Список произведений для самостоятельного чтения (4 класс) Устное народное творчество
Русские народные сказки: «Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»
Урок Устное народное творчество icon Список литературы для 7 класса Устное народное творчество
Былины: «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря»
Урок Устное народное творчество icon Место предмета в структуре основной образовательной программы
Устное народное творчество, русские народные сказки, древнерусская литература, литература XVIII века, литература xixвека, литература...
Урок Устное народное творчество icon Введение. Литература
Устное народное творчество. Истоки устного народного творчества, его основные виды (сказки, легенды, песни, загадки, пословицы, поговорки...
Урок Устное народное творчество icon «Кто не знает устное народное творчество, тот и не знает свою настоящую историю» М. Горький
Народный фольклор таит в себе высоконравственные житейские наставления быть честным, мужественным, добрым, трудолюбивым, милосердным,...
Урок Устное народное творчество icon Программа построена так, что в ней последовательно даются этапы развития...
Предлагаемое пособие написано к учебнику по литературе для 5-го класса, авторы-составители В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И....
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции