«Организация методической работы по образовательной области «Чтение художественной литературы»»




Скачать 146.93 Kb.
Название«Организация методической работы по образовательной области «Чтение художественной литературы»»
Дата публикации28.09.2014
Размер146.93 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Литература > Документы
Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 22 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Выступление

Из опыта работы

по теме:

«Организация методической работы по образовательной области «Чтение художественной литературы»»

Выполнил:

Заместитель заведующей по ВМР

Аминева А.Р.

г. Туймазы 2013г.

В ФГТ "Чтение художественной литературы» выделяется как самостоятельный вид непосредственной образовательной деятельности в системе организации жизни ребенка в детском саду.

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

- развитие литературной речи;

- приобщение к словесному искусству, в том числе развитию художественного восприятия и эстетического вкуса.

В детском саду – 12 групп, из них: 3 - группы раннего возраста и 9 групп дошкольного возраста.

Детский сад реализует основную общеобразовательную программу «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, на основе которой составлена образовательная программа детского сада.

Посещают детский сад – 292 воспитанника, их обслуживают 20 воспитателей, из них имеют:

- высшее образование – 5 (25%);

- средне – специальное - 15 (75%).

Обучаются в ВУЗах и СУЗах – 3 педагога (15%).

Имеют первую квалификационную категорию – 13 педагогов (65%), вторую – 4 педагога (20%), без категории – 3 педагога (15%).

Я, АминеваАйгульРауфовна, имею высшее дошкольное образование, работаю в данной должности 2 год.

В программе «Радуга» по которой работал детский сад, область «Чтение художественной литературы» входила в раздел «Развитие речи» и такого внимания к литературе не было. В результате чего забыла классическая художественная литература, заучивание. Считаю то, что в ФГТ включили область «Чтение художественной литературы» нужным, актуальным, так как велика роль художественной литературы в развитии личности, в формировании его кругозора.

Через анкетирование выявила интерес педагогов к данной области. 30% педагогов испытывают затруднения в проведении НОД «Чтение художественной литературы». Слабо знают методику чтения детям художественной литературы; произведения читают без подготовки; не обсуждают содержание произведений; необдуманно задают вопросы; затрудняются в определении показателей литературного развития детей. На уровне организуют работу 25% педагогов (Жителева Н.В., Карнаухова Т.Г., Хамидуллина Р.З., Шарафутдинова З.Н., Гумерова З.У.

После проведенного анкетирования я выяснила какая методическая литература по данной области имеется в детском саду. Это:

- Л.П.Федоренко «Методика развития речи детей дошкольного возраста»;

- Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»

- В.В.Гербова «Приобщение к художественной литературе»;

- Гриценко З.А. методика приобщения детей к чтению «Ты детям сказку расскажи…»;

- М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко «Художественное чтение и рассказывание в детском саду»;

-Л.А.Горбушина, А.П.Николаичева. «Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста».

- А.М.Бородич «Методика развития речи детей»

Мне понравились книги «Художественное чтение и рассказывание в детском саду М.К. Боголюбской, В.В. Шевченко и «Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста» Л.А.Горбушиной, А.П.Николаичева. Но этих книг недостаточно, я стала изучать учебное пособие А.М.Бородич «Методика развития речи детей», раздел «методика работы с книгой в детском саду».

Было приятно видеть то, что эти пособия заинтересовали не только молодых педагогов, но и стажистов. Посещения занятий показали, что имеющаяся детская литература в группах не соответствует возрасту; также воспитатели слабо владеют средствами выразительной речи, слабо знают методику ознакомления с художественной литературой; в повседневной жизни мало звучат потешки, пословицы, поговорки.

В методическом кабинете по образовательной области «Чтение художественной литературы» была подготовлена специальная папка, куда вошли:

- картотека методической литературы по данной теме;

- картотека загадок, пословиц, поговорок;

- картотека игр по русским народным сказкам;

- картотека пестушек, потешек, закличек, для использования в работе с детьми раннего возраста;

- интеграция образовательных областей;

- система работы по образовательной области «Чтение художественной литературы».

Для педагогов провела консультацию по книге «Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду» по теме: «Организация Центра книги».

Было разработано Положение и объявлен смотр – конкурс «Организация и содержание художественно – речевой среды», где основными критерием стало создание Центра Книги. Приобрели детскую художественную литературу в соответствии с возрастом, портреты писателей, иллюстраторов, дидактические игры для речевого развития детей, материалы для театрализованной и самостоятельной художественно – речевой деятельности. По итогам конкурса победителями стали I средняя группа (Левшиц С.Ф.), IIмладшая группа (Зарифуллина Р.Б, Файзуллина Р.Р.), IIсредняя группа (Хамидуллина Р.З., Гайсина З.В.). Во всех группах оформили родительский уголок «Приобщение детей к художественной литературе», где поместили перечень программных произведений, памятку по чтению художественной литературы.

По результатам проведенной работы было выявлено, что создание предметно – развивающей среды, изучение методической литературы не достаточно для организации НОД по ознакомлению детей с художественной литературой. Было решено провести семинар - практикум по теме «Приобщение детей к чтению художественной литературы». Семинар – практикум мы разделили на 2 этапа, 1этап - обобщение и систематизация знаний методики работы с детьми по чтению художественной литературы, 2 этап – практический, просмотры НОД в Iмладшей группе (воспитатель Жителева Н.В.),в Iсредней группе (воспитатель Левшиц С.Ф,), во II старшей группе (Карнаухова Т.Г.), II подготовительной к школе группе (Шарафутдинова З.Н.).

Итогом семинара стало презентация книг – самоделок (совместная работа воспитателя с детьми).

С 17.12.2012г. по 21.12.2012г. проведена тематическая проверка по теме «Ознакомление детей с художественной литературой». К тематической проверке был разработан план – задание (прилагается). За этот период мною посещены 12 занятий. Посещенные занятия анализируются согласно карты анализа занятий: I– организация занятий; II – деятельность педагога; III – деятельность детей. Проверка показала, у воспитателей появился интерес к чтению художественной литературы.

Результаты тематической проверки были подведены на педагогическом совете 27.12.2012г. по теме «Ребенок и книга». Одним из решений педагогического совета стало проведение в детском саду «Недели детской книги». Цель, которой - развивать у детей устойчивый интерес к книге как к источнику знаний, воспитание бережного отношения к книге, воспитание культуры юного читателя, актуализация важности участия родителей в формировании книжной культуры детей, создать условия для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность воспитанников.

Было разработано положение и составлен план проведения «Недели детской книги»

Согласно плану была проведена следующая работа:

Воспитателями Iстаршей группы (Ушакова Е.В.), II старшей группы (Карнаухова Т.Г.), I подготовительной (Гумерова З.У.), II подготовительной (Шарафутдинова З.Н.) проведена викторина для детей по русским народным сказкам.

Левшиц С.Ф., Крот Т.В. провели детскую акцию «Книжка заболела…», где обучали детей практическим приемам «лечения книг». Хамидуллина Р.З., Гайсина З.В. организовали с детьми средего дошкольного возраста драматизацию сказки «Заюшкина избушка» Для детей подготовительных групп организовали экскурсию в городскую библиотеку. Оформили выставку совместных работ родителей и детей «Мой любимый сказочный герой».

Проведенная целенаправленная работа показывает, что потихоньку обогащается предметно – развивающая среда, у детей появляется интерес к книгам, о чем свидетельствует принесенные книги из дома, желание «чинить» книги, воспитатели организуют ежедневное чтение разнообразных художественных произведений с последующей беседой, драматизацией сказок, систематически планируют художественно - речевую деятельность с детьми в организации разных режимных моментов. Используют стихи, загадки во время наблюдений на прогулке.

Методический кабинет пополнился методическим материалом

- рекомендациями для воспитателей по оснащению предметно – развивающей среды;

- Составлены картотеки загадок, пословиц, поговорок;

- наглядно – дидактическими пособиями «Играем в сказку»;

- дидактическими играми по образовательной области «Чтение художественной литературы»

Однако перед педагогическим коллективом стоит еще много нерешенных задач. Планируем:

  1. Продолжить работу в области «Чтение художественной литературы».

  2. Продолжить изучать учебное пособие А.М.Бородич «Методика развития речи детей»

  3. Регулярно проводить консультации:

- методика заучивания стихотворения (март);

- приемы формирования восприятия произведений (апрель);

- методика обучения пересказу (май).

  1. Составить перспективный план по кварталамс учетом региональных методических рекомендаций по:

- ознакомлению с художественной литературой;

- заучиванию наизусть;

- использованию фольклора в режимных моментах.

5. Работать над повышением культуруречи  педагогов, родителей, детей.

6. Приобрести русскую и башкирскую детскую художественную литературу, согласно требованиям программы «Воспитание и обучение в детском саду».

7. Проведение практического семинара (тренинга) «Выразительное чтение». (октябрь).

Считаю, что целенаправленная, систематическая работа по ознакомлению с художественной литературой поможет детям овладеть культурой литературной речи; повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

Утверждаю:

Заведующий __________ Каримова Р.С.

«____» ____________2013г.

ПОЛОЖЕНИЕ

О проведении «Недели детской книги»

Цели и задачи

  1. Создать благоприятные условия для воспитательно – образовательной работы с детьми.

  2. Развивать у детей устойчивый интерес к книге как к источнику знаний, воспитание бережного отношения к книге.

  3. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

  4. Создать условия для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность воспитанников.

Участники:

педагоги, родители, дети.

Условия проведения:

  1. Время проведения: с 04.02.2013г. по 08.02.2013г.

  2. Ответственные:

Аминева А.Р. – зам. зав. по ВМР

Воспитатели всех групп.

Организация проведения:

- совместная деятельность воспитателей с детьми;

- совместная деятельность родителей и детей;

- взаимодействие с внешними связями (посещение библиотеки).

Ожидаемый результат:

- развитие у детей устойчивого интереса к книге как к источнику знаний;

- воспитание бережного отношения к книге;

- повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.

- организация выставки совместных работ родителей и детей «Мой любимый сказочный герой»;

- повысить интерес детей к драматизациям сказок, театрализованным играм.

Задачи:

  1. Приобщать детей и  родителей  к книжной культуре, воспитывать грамотного  читателя.

  2. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

  3. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

  4. Повысить культуру речи  педагогов, родителей, детей.

  5. Воспитывать бережное отношение к книге. 

Ожидаемый результат 

  1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.

  2. Возрождение традиции домашнего чтения.

  3. Обобщение и распространение  опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.

  4. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя. 

Основное содержание проекта

Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относиться к людям, к окружающему миру, тот есть заложить основы настоящего человека.

Положение о формировании читателя в дошкольнике стали ведущими в комплексной программе непрерывного образования «Из детства в отрочество» Т.И. Дороновой, по которой работает ЦРР.  Программа дает возможность взаимодействовать с семьей на основе современных, научных, психолого–педагогических требований к развитию, воспитанию и образованию ребенка дошкольного возраста.

Содержание проекта строится так, что в процессе его реализации родители не всегда осознанно, ненавязчиво способствуют:

- развитию личности ребенка, его творческих способностей;

- приобщению детей к общечеловеческим ценностям;

- формированию творческого воображения;

- развитию любознательности, как основа познавательной активности.

Для успешной реализации проекта определенны задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду.

 

В семье

В детском саду

ежедневное чтение детям художественных произведений;

ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном;

использовать в процессе домашнего чтения рукописные книги и журналы созданные детьми;

ввести в круг чтения детскую периодику;

ввести в круг чтения детскую периодику;

контролировать процесс семейного чтения. Давать рекомендации родителям по организации семейного чтения;

следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, о литературе, о пользе чтения;

развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения;

заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного;

привлекать детей к созданию собственных книг, рукописных журналов, использовать их в процессе группового чтения;

учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал;

активизировать работу библиотеки детского сада (обсуждение отдельных литературных произведений, выставки книг с иллюстрациями разных художников по одному литературному произведению);

создавать детскую домашнюю библиотеку, учить пользоваться книжным и журнальным фондом публичной детской библиотеки;

вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни;

 

Проект предусматривает  введение классических и хрестоматийных произведений.

Круг чтения детей расширяется и усложняется, как постоянный вводится такой вид работы, как чтение «с продолжением», вводится периодика: детские журналы, детские страницы отдельных газет. Организовывается «издание» собственного журнала, группового или домашнего. В журнал помешаются детские стихи и рисунки, совместные произведения взрослых и детей, понравившиеся литературные произведения.

Проект предлагает разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми: подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя; пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте; выразительное чтение воспитателя (родителя); «письмо», якобы адресованное детям автором произведения; словесное рисование – цель которого: приблизить  к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.

Детям предлагается широкий спектр игр:

-          сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;

-          игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;

-           игры – драматизации  - ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты;

-          театрализованные игры – драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности.

Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке и рисованию.

Обоснованный отбор нужных приемов, методов, игр, во многом решает дело. Благодаря такому отбору происходит самое близкое общение воспитателя, родителя и ребенка, которого взрослые  побуждают к речевому действию, а так же повышают интерес к художественной литературе.

Реализация проекта предполагает:

-          совместную деятельность родителей и детей;

-          взаимодействия воспитателя с родителями;

-          взаимодействие воспитателя с детьми;

-          взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.

Участники

Формы взаимодействия

 

 

 

 

 

воспитанники

непосредственно  образовательная деятельность;

организация книжного уголка в группе;

утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно);

игры-драматизации, театрализованные игры-драматизации; дидактические игры;

дневные литературные чтения;

создание книг-самоделок, книжные выставки;

тренинги,  ситуативное обучение;

мастерская по изготовлению творческих работ;

 

 

родители

презентация опыта семейного воспитания;

наглядное   информирование, анкетирование, практические  консультации,  родительские встречи

традиция «Гость группы»

 

 

 

родители, воспитанники

открытые мероприятия с участием родителей;

конкурс семейной рукописной книги;

арт-выставки «Вместе с  книгой я расту»;

выставки детских  рисунков и поделок по прочитанным  произведениям;

экскурсия в городскую детскую библиотеку;

книжные выставки «Книжный парад для дошколят»;

традиции группы: «Гость группы», «Книга напрокат», «Книжное дерево»;

литературный КВН, конкурс «Папа, мама, я – читающая семья»

 

Материалы для проведения мероприятий включают в себя авторские разработки, передовой опыт работы с детьми, накопленный отечественными учеными и педагогами практиками на современном этапе.

Информация о внедрении проекта публикуется на Сайте детского сада в сети Интернет.

Ресурсное обеспечение прое

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Организация методической работы по образовательной области «Чтение художественной литературы»» iconПояснительная записка по образовательной деятельности «Чтение художественной...
Содержание образовательной деятельности «Чтение художественной литературы» направлено на формирование интереса и потребности в чтение...

«Организация методической работы по образовательной области «Чтение художественной литературы»» iconПояснительная записка по образовательной деятельности «Чтение художественной...
Содержание образовательной деятельности «Чтение художественной литературы» направлено на формирование интереса и потребности в чтение...

«Организация методической работы по образовательной области «Чтение художественной литературы»» iconПояснительная записка по образовательной деятельности «Чтение художественной...
Содержание образовательной деятельности «Чтение художественной литературы» направлено на формирование интереса и потребности в чтение...

«Организация методической работы по образовательной области «Чтение художественной литературы»» iconПояснительная записка по образовательной деятельности «Чтение художественной...
Содержание образовательной деятельности «Чтение художественной литературы» направлено на формирование интереса и потребности в чтение...

«Организация методической работы по образовательной области «Чтение художественной литературы»» iconПриложение №8 Интеграция образовательной области «Чтение художественной...
Интеграция образовательной области «Чтение художественной литературы» с другими образовательными областями

«Организация методической работы по образовательной области «Чтение художественной литературы»» iconПерспективное планирование нод: Чтение художественной литературы....
Рассматривание картины В. Серова «Октябрь». Повторение стихотворений об осени. Чтение рассказа Г. Скребитского «Осень»

«Организация методической работы по образовательной области «Чтение художественной литературы»» iconАнализ методической работы за 1 полугод
Поэтому, роль методической работы школы, заинтересованность руководства образовательного учреждения значительно возрастают в современных...

«Организация методической работы по образовательной области «Чтение художественной литературы»» iconКнига должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его...
«Организация образовательной работы по приобщению детей к художественной литературе, воспитанию у дошкольников любви к книге»

«Организация методической работы по образовательной области «Чтение художественной литературы»» icon«Путешествие в страну Математики»
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, чтение художественной литературы

«Организация методической работы по образовательной области «Чтение художественной литературы»» iconОтчет о результатах самообследования мобу оош д. Кучербаево
Общая система образовательной, научно-методической, экспериментальной и внеучебной деятельности образовательного учреждения. Общие...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции