№ урока
|
Тема урока.
Основное содержание.
Разделы программы «Здоровье»
|
Кол-во
часов
|
Формы и виды контроля
|
Дата
|
Примечание
|
I четверть (25 часов)
|
|
Введение (1 час)
|
1
|
Введение.
Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.
Тестирование.
|
1
|
Чтение и анализ высказывания историка Ключевского.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
|
|
|
Древнерусская литература (7 часов)
|
2
|
Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы.
Богатство и разнообразие жанров.
|
1
|
Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План.
|
|
ИКТ
|
3
|
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы
|
1
|
Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия.
|
|
ИКТ
иллюстрации
|
4
|
Практикум. Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения
|
1
|
Комментирование текста, установление ассоциативных связей «Слова…» и гравюр Фаворского, картины В.Васнецова.
Анализ текста произведения по вопросам и заданиям, выявление его жанра.
|
|
ИКТ иллюстрации
|
5
|
Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения
|
1
|
Выразительное чтение и восприятие текста: «Вступление», «Золотое слово» Святослава. Как проявляется в «Золотом слове» Святослава идея произведения? В чем заключается патриотизм произведения? Какова роль изобразительно-выразительных средств в создании образа Родины? Каков голос автора?
|
|
ИКТ
иллюстрации
|
6
|
Практикум. Художественные особенности «Слова…». Поэтическое искусство автора в «Слове…»
|
1
|
Устное сочинение «Каким предстаёт в тексте поэмы князь...».
Анализ образа автора.
|
|
ИКТ иллюстрации
|
7
|
Практикум. Анализ эпизода в «Слове..». «Плач Ярославны»
|
1
|
Выразительное чтение «Плача Ярославны», выявление восприятия и понимание образа Ярославны как идеального образа русской женщины.
|
|
ИКТ иллюстрации
|
8
|
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению По «Слову о полку Игореве…»
|
1
|
Формулировка тем сочинений с предварительным их обсуждением.
Домашнее сочинение.
|
|
ИКТ иллюстрации
|
Литература XVIII века (11 часов)
|
9
|
Характеристика русской литературы ХVIII века.
Особенности русского классицизма.
|
1
|
Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор). Викторина по материалам статьи.
|
|
Печатные пособия (демонстрационные таблицы)
|
10
|
Практикум. М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.
|
1
|
Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. Особенности содержания и формы произведения.
Выразительное чтение и анализ стихотворения.
|
|
Отрывок наизусть
|
11
|
М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…».
Жанр оды.
|
1
|
Ода как жанр лирической поэзии.
Определение авторской позиции, композиционных частей оды, идейного содержания.
|
|
Выраз. чтение отрывков из оды.
иллюстрации
|
12
|
Вн.чт. Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»).
|
1
|
Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды.
Идеи просвещения и гуманизма в лирике. Обличение несправедливости в стихотворении.
Ораторские интонации в стихотворении.
|
|
ИКТ
Выраз. чтение.
иллюстрации
|
13
|
Практикум. Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»).
|
1
|
Выразительное чтение стихотворения «Памятник».
Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина.
|
|
ИКТ
Иллюстрации
Наизусть
|
14
|
А.Н.Радищев. Слово о писателе. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.
Жанр путешествия.
|
1
|
Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.
Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.
|
|
Пересказ глав
ИКТ
Иллюстрации
|
15
|
Практикум. А.Н.Радищев. (Глава «Любани»). Обличительный пафос произведения. Особенности повествования, путешествия как жанра и его содержательного наполнения
|
1
|
Сжатый пересказ главы «Любани», беседа на восприятие и понимание идеи.
Анализ прочитанной главы.
|
|
Пересказ главы;
ИКТ
Иллюстрации
|
16
|
Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.
|
1
|
Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм;
Запись лекции, чтение с остановками, обсуждение
|
|
Пересказ
ИКТ
Иллюстрации
Печатные пособия (демонстрационные таблицы)
|
17
|
Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма.
(Внимание к внутренней жизни человека). Утверждение общечеловеческих ценностей.
|
1
|
Анализ стихотворения «Осень».
Краткий пересказ повести «Бедная Лиза»; монологические ответы.
|
|
Пересказ
ИКТ
Иллюстрации Выраз. чтение
|
18
|
Практикум. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.
|
1
|
Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. Новые черты русской литературы.
|
|
ИКТ
Иллюстрации
|
19
|
Р.р. Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя.
|
1
|
Формулировка тем сочинений с предварительным их обсуждением на примере одного-двух произведений. Подготовка шаблонов возможного начала сочинений и постановки проблем.
|
|
|
Литература XIX века (46 часов)
|
20
|
Золотой век русской литературы (обзор). Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века.
Романтизм, реализм.
|
1
|
Чтение статьи «Шедевры русской литературы, «Романтизм». Конспектирование лекции с остановками.
Поэзия, проза, драматургия 19 века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература.
|
|
Печатные пособия (демонстрационные таблицы)
|
21
|
Практикум. Романтическая лирика начала XIX века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» – границы выразимого в слове и чувстве.
|
1
|
Краткий рассказ о жизни и творчестве В.А.Жуковского, составление таблицы или плана. Выразительное чтение стихотворения «Море», «Невыразимое».
Романтический образ моря.
Границы выразимого. Отношение романтика к слову.
|
|
ИКТ
Иллюстрации
|
22
|
Практикум. В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.) Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.
|
1
|
Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как сосредоточие народного духа и христианской веры. Светлана – пленительный образ девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
|
|
ИКТ
Иллюстрации
Выраз. чтение, цитирование
|
23
|
А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга.
|
1
|
Чтение статьи учебника о Грибоедове. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя».
|
|
ИКТ
Иллюстрации
|
24
|
А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции произведения.
Действие I комедии.
|
1
|
Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия.
Утро в доме Фамусова.
|
|
ИКТ
Иллюстрации
|
25-26
|
Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». «Век нынешний и век минувший». Анализ II действия комедии
|
2
|
Повторение терминов «экспозиция», «завязка», «внесценический персонаж», «развитие действия». Составление словаря толкований слов: фагот, карбонарий, хрипун, пономарь, разумник, слов просторечной лексики.
Ролевое чтение. Отзыв о героях произведения.
Фамусов-Чацкий-Софья.
|
|
ИКТ
Иллюстрации
Инсценирование
|
|