Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год




Скачать 390.57 Kb.
Название Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год
страница 1/4
Дата публикации 27.09.2014
Размер 390.57 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Семёновская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрена на МО учителей-предметников

Протокол от_______2013 №____





Утверждена

Директором

________ Шичко Т.В.

Приказ от ________ 2013 № _____


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе для 10 класса
на 2013-2014 учебный год
3 часа в неделю (всего 105 часов)
учитель первой категории

Брехнева Любовь Владимировна

стаж работы 11 лет

с. Семёновка

2013

Пояснительная записка
Основные цели, решаемые при реализации рабочей программы:


  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

  • формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

  • развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

  • воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

  • воспитание культуры речи учащихся.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Разработана рабочая программа в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ОУ, расположенных на территории Амурской области и реализующих образовательные программы общего образования (приказ Минобрнауки Амурской области от 15.09. 2010г №1439).

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, федеральной Примерной программы основного общего образования, авторской программы основного общего образования по русскому языку (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной, 10-е издание, М. Просвещение 2008.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 10 классе – 105 часов, то есть из расчёта 3 часа в неделю.
Обоснование выбора данной программы для составления рабочей программы:

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Главная идея данной программы по литературе – помочь выпускникам в подготовке к ЕГЭ как по литературе, так и по русскому языку, где при написании творческой части (части С) выпускник должен, определив проблему исходного текста, аргументировать свою точку зрения примерами из художественной литературы. С этой целью на уроках литературы предусмотрены задания, выполнение которых будет способствовать подготовке к ЕГЭ. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Цели и задачи курса отвечают требованиям стандарта:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа:

Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на 105 часов, в том числе 8 часов отведено на развитие речи и 11 часов на внеклассное чтение. Также запланированы обобщающие уроки и уроки-зачёты после изучения разделов.
Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки: зачёт, заседание клуба знатоков, семинар.
Технологии обучения: личностно ориентированное обучение, дифференцированное и индивидуальное обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, ИКТ.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Компетентностный подход тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредментных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщённые способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщённых способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает всё более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методике деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т.д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Виды и формы контроля:

Текущий, промежуточный, итоговый:

- письменный ответ на вопрос;

- зачёт;

- сочинение на литературоведческую тему;

- тест;

- задание в формате ЕГЭ.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Введение (2 ч)

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

Русская литература первой половины XIX века (29 ч.)

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина.

Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Отцы пустынники и жёны непорочны», «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный», «Подражания Корану», «Элегия», «Вновь я посетил», «Поэт», «Поэту», «Осень», «Вольность», «Разговор книгопродавца с поэтом» и др. Историзм и народность реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь творчество.

Ранние романтические стихотворения и поэмы.

Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Валерик», «Сон», «Завещание», «Как часто пёстрою толпою окружен».

Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь творчество.

Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород».

«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.
Русская литература второй половины XIX века (69 ч.)
Иван Александрович Гончаров. Жизнь творчество.

Роман «Обломов» социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Роман в зеркале критики.
Александр Николаевич Островский. Жизнь творчество. Периодизация творчества. Создатель русского сценического репертуара.

Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Приём антитезы в пьесе. Изображение жестоких нравов «тёмного царства». А.Н.Островский в критике.
Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь творчество.

«Отцы и дети». Духовный конфликт. Сторонники и противники Базарова. Споры вокруг романа. Критика о Тургеневе.
Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева. Основной жанр – лирический фрагмент.

Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа», «Ещё земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное», «Природа – сфинкс», «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Я встретил вас – и всё былое…».
Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь творчество.

Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета – практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа.

Стихотворения: «Даль», «Ещё майская ночь…», «Ещё весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Заря прощается с землёю», «Шёпот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад», «Певице».
Алексей Константинович Толстой. Жизнь творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии.

Стихотворения: «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…». Любовная лирика. «Средь шумного бала, случайно», «Острою секирой ранена берёза».

Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь творчество. Некрасов-журналист. Прозаизация лирики. Сатира Некрасова. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Особенности поэтического языка.

Стихотворения: «В дороге», «Еду ли ночью по улице тёмной…», «Рыцарь на час», «Умру я скоро», «Блажен незлобивый поэт», «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом», «Музе», «О Муза! Я у двери гроба», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Тройка», «Внимая ужасам войны».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь творчество.

«История одного города» - ключевое художественное произведение писателя. Сказки.
Лев Николаевич Толстой. Жизнь творчество.

Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Нравственная чистота писательского взгляда на мир.

«Война и мир» - вершина творчества Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира». Всемирное значение Толстого.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год icon Рабочая программа по литературе для 5 класса ориентирована на реализацию...
Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год icon Рабочая программа по литературе для 11 класса на 2013-2014 учебный год
Программа: Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией В. Я. Коровиной М.: Просвещение, 2009
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год icon Рабочая программа по литературе на 2012 2013 учебный год
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Программы по литературе 5-11-й классы. Авторы: Р. Н. Бунеев, Е....
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год icon Рабочая программа по литературе на 2012 2013 учебный год
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Программы по литературе 5-11-й классы. Авторы: Р. Н. Бунеев, Е....
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год icon Аннотация к рабочей программе по литературе за курс среднего общего образования Учебный предмет
Рабочая программа по литературе для 10-12 классов на 2013-2014 учебный год составлена на основе
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год icon Рабочая программа по литературе для 7 класса на 2013- 2014 учебный год
Приказ министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, общего, основного...
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год icon Рабочая программа по литературе для 11 класса на 2012-2013 учебный год
Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы/ авт сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. М.: Ооо...
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год icon Приказ №82 от 31. 08. 2013. Рабочая учебная программа по русскому...
Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы п. Золотарёвка
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год icon Рабочая программа по предмет «Литературному чтение» для обучающихся...
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса разработано по умк «Школа России»
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год icon Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013-2014 учебный год базовый уровень
Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции