Мбоу «Федоровскаясош №1» г п. Федоровский Сургутского района, хмао-югра




Скачать 101.74 Kb.
Название Мбоу «Федоровскаясош №1» г п. Федоровский Сургутского района, хмао-югра
Дата публикации 27.09.2014
Размер 101.74 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
Опыт работы

по теме: «Здоровьесберегающие компоненты на уроках русского языка и литературы»

Зайнутдинова Патимат Ибрагимовна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «ФедоровскаяСОШ №1» г.п. Федоровский

Сургутского района, ХМАО-Югра

Здоровье человека — тема достаточно актуальная во все времена, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к внешним факторам окружающей среды.

Здоровьесберегающие образовательные технологии это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования и преподавателей и учащихся, но прежде всего – учащихся.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, быть предельно внимательными, и поэтому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

С этой целью можно выделить 4 группы здоровьесберегающих компонентов, которые важно использовать при планировании и организации уроков и внеклассных занятий: физиологические, педагогические, психологические компоненты и компоненты ортобиотики (ЗОЖ). 

1. К группе физиологических здоровьесберегающих компонентов следует отнести физиологически грамотно построенное занятие. 
Обязательными структурными элементами уроков становятся: приветствие; опрос самочувствия; релаксация; оздоровительные упражнения; рефлексия; прощание. 
Важно не допускать перегрузки учеников, определяя оптимальный объём учебной информации и способы её предъявления, минимизировать объём домашних заданий, учитывать интеллектуальные, физиологические особенности учащихся, индивидуальные способности каждого ученика. Стараться предусмотреть такие виды работы, которые снимали бы усталость. 
При планировании урока желательно включать зарядки-релаксации (не более 3-5 минут). Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала. Релаксация должна освобождать на какое-то время от умственного напряжения. Видами релаксации могут быть не только физкультминутки, но и различного рода движения, игры, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Даже шутливые истории на уроке, притчи, загадки могут стать примером релаксации, освобождая сознание ребёнка на короткое время от умственного напряжения. Разнообразие впечатлений положительно влияет на эмоциональное состояние ребёнка. Яркие и эстетические впечатления способствуют благотворному протеканию в организме физиологических процессов.

В своей работе использую такую форму работы, как минутки вхождения в урок:

Мотивация к учебной деятельности.

1.

 - " О сколько нам открытий чудных готовит просвещенье дух..." (слайд 1)

-С каждым днем солнце греет больше, светит ярче. Под лучами солнца тает снег, растекаются лужи.

С каждым днем мы узнаем все больше слов, расширяем кругозор, с каждой изученной орфограммой обогащаем свой внутренний мир, становимся успешными.

Посмотрите друг на друга, на меня, улыбнитесь всем и новому дню. Вы многое знаете, многое умеете. У вас все получится.

2.

Звучит первый куплет песни Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»

- Что такое комплимент?

Для чего нужны комплименты в общении людей? В каких случаях следует их говорить? Приходилось ли вам говорить эти «высокопарные слова» - комплименты? Кому?

На фоне музыки:

--Скажите друг другу комплимент, чтобы в сердце каждого поселилось лучистое солнышко и грело душу своим теплом.

- И вам, мои милые дети, я хочу сказать комплимент. У вас такие красивые лица и улыбки. В ваших глазах столько тепла и света, вы у меня такие умные и успешные, что при встрече с вами я забываю о грустном, радуюсь и улыбаюсь. Я люблю вас и верю в вас!

2. Педагогические здоровьесберегающие компоненты. 
Здоровьесберегающие технологии реализуются, прежде всего, на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дети учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. То есть в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, обеспечиваются комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Для сохранения здоровьесбережения можно использовать и педагогику сотрудничества, благодаря которой создаются все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Учитывать индивидуальные способности и возможности учащихся позволяет и использование на уроках технологии уровневой дифференциации обучения. 
Один из способов работы по данной технологии - групповая работа, работа в парах. При формировании групп учитывается личностное отношение детей к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета. Для каждой группы разрабатываются задания разной сложности, различающиеся по объему и приемам выполнения. В составе группы школьники сами выбирают задания, оценивая свою подготовленность на данное время. У учителя появляется возможность помочь детям, которые справляются с предложенным заданием медленнее. 
Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. И здесь нам могут помочь ИКТ, например, использование ТСО на уроке. Благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране, внимание учащихся можно удерживать в течение всего урока, при этом то, что происходит на экране, требует ответной реакции ученика, т.е. внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер. Использование компьютера не только позволяет демонстрировать наглядность, но дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику. 

Разгадывание кроссворда. (работа в парах)( при изучении темы:  “Слитное и раздельное написание Не с причастиями”)

1. Раздел языкознания, изучающий звуки речи, их образование и свойства. (Фонетика)

2. Раздел языкознания, изучающий буквы, их начертания и соотношение со звуками. (Графика)

3. Это стиль государственных законов, международных договоров, уставов,

канцелярских документов. (Деловой)

4. Расстановка знаков препинания. (Пунктуация)

5. Раздел науки о языке, изучающий грамматический строй языка.(Синтаксис)

- На протяжении нескольких уроков мы с вами говорим о причастии. Неслучайно ключевым словом кроссворда получилось слово ТАЙНА, и сегодня нам предстоит провести исследование, которое раскроет ещё одну тайну правописания причастий.

Например, учитывая возможности ребенка, можно дать ему выполнить индивидуальное задание на тренажерах по русскому языку. Разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа-материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся. 
Одним из основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий является творческий характер образовательного процесса и обеспечение мотивации образовательной деятельности. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается за счет использования на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.

Подготовка к изучению нового материала на уроках провожу через проблемные вопросы, которые подводят учащихся к формулировке темы и целей урока совместно с учителем (использую технологию проблемного обучения). 

Проблемное творческое задание: (при изучении темы:  “Слитное и раздельное написание Не с причастиями”)

Прочитайте слова, спишите, раскрывая скобки (карточки-помощники для слабых учеников):

(Не)вежда, (не)вежественный, (не)ряха, (не)ряшливый, (не)брежность, (не)образованность, (не)образованный.

(Не)правда, а ложь. (Не)правдивый, а лживый. Далеко (не)правдивый рассказ; (не)прочитанная книга.

- Объясните, почему так, а не иначе вы написали слова?

Как вы рассуждали, выполняя задание?

Каким правилом вы пользовались при выборе написания?

Правописание какого словосочетания вы не смогли объяснить?

Большой энтузиазм вызывают у учеников нестандартные уроки, на которых можно проявить себя творчески. Например, уроки-состязания, уроки- творческие отчёты, уроки-ярмарки, с использованием ролевых игр.
 3. Психологические здоровьесберегающие компоненты. 
Спокойная, доброжелательная, психологически комфортная обстановка урока также положительно влияет на работоспособность учащихся. 
Эффективна с точки зрения психологического комфорта на учебном занятии диалоговая форма обучения. Формирующейся эмоциональной системе подростка важны разнообразные впечатления, они являются основой наших эмоций и чувств. Например, яркие и эстетические впечатления способствуют благотворному протеканию в организме физиологических процессов. 
О ситуации успеха сказано много. Создайте ребёнку ситуацию, при которой он хоть на минутку, но порадуется своим незначительным успехам. Умение радоваться – яркий показатель состояния здоровья.

Этап самостоятельной работы при изучении темы: « Слитное и раздельное написание Не с причастиями”.

  1. Эх... жаль, что у меня нет огромного букета хризантем! Мне было бы приятно раздать каждому из вас по этому удивительному цветку. Вы сегодня многого добились и заслужили. Кто-нибудь знает, чем этот цветок интересен? Что в нем такого особенного? Интересно узнать? Тогда - вперед.

-Прочитайте выразительно, озаглавьте текст, определите тип и стиль текста, раскройте скобки, вставьте пропущенные орфограммы. Причастные обороты выделите. (раздаточный материал) (работа в парах)

Мало кого уже удивляющее слово «хризантема» в переводе с древнегреческого звучит как «з…лотой цветок». В странах Востока с этим р…стением связывают и (не)проходящую со временем скорбь.

Одна из легенд рассказывает, что в 3 веке до н.э. (не)имеющий жалости император узнал о существовании (не)описуемой красоты цветка, который рос на одном из островов. Мудрец… говорили, что из этого р…стения можно было приготовить (не)обыкновенный эликсир, помогающий избавит…ся от (не)излечимых б…лезней и смерти. Но только искренний (не)желающий зла окружающим человек мог прик…снуться к чудодейственному цветку. Триста девушек и юношей отправились за (не)распустившимся сокровищем. Но (не)навидящему императору так и не удалось дождаться возвращения оказавшихся в райском уголке см…льчаков. Тайна исчезновения этих людей (не)раскрыта.

Известно лишь, что через некоторое время на островах возникло новое государство- Япония. На гербе этой страны и сегодня изображена з…л…тая хризантема

4. Элементы ортобиоза. 
Одним из важных направлений в работе каждого педагога должно стать формирование у школьников мотивации на здоровье, осознание социальных норм ЗОЖ. С этой целью целесообразно включать в уроки специальные приёмы, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, компоненты ортобиотики. 
Ортобиотика — сравнительно новая наука о самосбережении здоровья, разумном образе жизни. Принципы ортобиоза: философия оптимизма, жизненного путеводителя (что такое здоровье), гигиенических правил, формула выживаемости, универсальные средства самосбережения, технология сдерживания угасания жизни и семья как цитадель ортобиоза. 
Какие компоненты ортобиоза можно использовать в работе учителя русского языка и литературы? 
На уроках русского языка 5-8 классах широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие здоровый образ жизни, спорт, разные его виды, туризм. 
При подготовке к ГИА и ЕГЭ (часть С) возможно использование в качестве тренировочных работ анализ публицистических текстов по пропаганде ЗОЖ. 
Во внеурочное время традиционно работаем над сочинениями стихотворений в рамках районных конкурсов по пропаганде ЗОЖ. 
На уроках литературы полезны мини-диспуты по анализу афоризмов, пословиц и поговорок на тему «Здоровье»: «В здоровом теле здоровый дух», «Отдых – это перемена занятий», «Здоровье женщины – здоровье нации» и т.д. 
С точки зрения популяризации ЗОЖ и общего развития учащихся эффективны рубрики урока «Информация к размышлению» или «Знаете ли вы?» 
Знаете ли вы, что Л.Н.Толстой увлекался верховой ездой, коньками, гимнастикой и велоспортом; английский поэт Д.-Г. Байрон, несмотря на хромоту, был великолепным пловцом и т.д. 
Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствуют грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного индивидуума, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.

В настоящее время общество в большой степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, для чего перед образованием ставится задача сформировать устойчивые качества самореализующейся творческой личности и подготовить ее физически, психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды.

При комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мбоу «Федоровскаясош №1» г п. Федоровский Сургутского района, хмао-югра icon Толерантность старших подростков различной национальности
Считаю здесь уместным дописать в условиях мбоу сош п. Алябьевский Советского района хмао-югры
Мбоу «Федоровскаясош №1» г п. Федоровский Сургутского района, хмао-югра icon Российская Федерация Ханты Мансийский автономный округ Югра муниципальное казенное учреждение
Советского района», состава рабочей группы и положения о рабочей группе», с целью повышения эффективности работы методической службы...
Мбоу «Федоровскаясош №1» г п. Федоровский Сургутского района, хмао-югра icon План работы мбоу оош с. Урметово муниципального района Илишевский...
Мбоу оош с. Урметово муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан
Мбоу «Федоровскаясош №1» г п. Федоровский Сургутского района, хмао-югра icon Публичный отчет мбоу «Супоневская средняя общеобразовательная школа...
Общая характеристика мбоу «Супоневская средняя общеобразовательная школа №2» Брянского района
Мбоу «Федоровскаясош №1» г п. Федоровский Сургутского района, хмао-югра icon План работы мбоу – Теляковской основной общеобразовательной школы...
Мбоу – Теляковской основной общеобразовательной школы Урицкого района Орловской области на период осенних каникул
Мбоу «Федоровскаясош №1» г п. Федоровский Сургутского района, хмао-югра icon Доклад директора мбоу «Новоаульская сош им. Исмаилова А. Р.»
Публичный доклад директора мбоу «Новоаульская сош им. Исмаилова А. Р.» Магарамкентского района рд по итогам 2012– 13 учебного года...
Мбоу «Федоровскаясош №1» г п. Федоровский Сургутского района, хмао-югра icon Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе...
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Образовательной программы основного общего образования мбоу сош...
Мбоу «Федоровскаясош №1» г п. Федоровский Сургутского района, хмао-югра icon Мбоу «Кемеш- кульская средняя общеобразовательная школа» Мамадышского...

Мбоу «Федоровскаясош №1» г п. Федоровский Сургутского района, хмао-югра icon Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного...
Степанова Е. Н., учитель музыки высшей квалификационной категории, Заслуженный работник образования хмао-югры
Мбоу «Федоровскаясош №1» г п. Федоровский Сургутского района, хмао-югра icon Класс
Список учебной литературы для мбоу «сош с. Чишки Грозненского муниципального района» на 2013-2014г
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции