Программа дисциплины Древневосточная литература




Скачать 152.39 Kb.
Название Программа дисциплины Древневосточная литература
Дата публикации 27.09.2014
Размер 152.39 Kb.
Тип Программа дисциплины
literature-edu.ru > Литература > Программа дисциплины
Министерство образования и науки Российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
Нижегородский государственный

педагогический университет

имени Козьмы Минина


Программа дисциплины
Древневосточная литература
Магистратура
ШИФР СДМ. 05

Составитель:

доктор филол. наук,

профессор О.Л.Мощанская

Утверждено:

на заседании кафедры

всемирной литературы,

протокол № 6

от 14 сентября 2012 года.

Нижний Новгород

2012
Пояснительная записка
История зарубежных литератур – важная часть филологического образования, способствующая формированию всесторонне развитого преподавателя, целостных научных представлений о мировом литературном процессе. Традиционное изучение зарубежной литературы ограничивается в основном знакомством с европейской классикой. Однако художественные достижения литератур Востока, вошедшие в картину мира наших великих писателей, таких, как Пушкин, Лермонтов и др., в неменьшей степени нуждается в изучении. Постановка семестрового курса «Древние литературы Востока» для магистров (У1 курс) призвана хотя бы в минимальной степени восполнить этот пробел.

Тенденция к изучению литератур Востока в педагогическом вузе нашла отражение в программах по истории зарубежных литератур. В разделах «Зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения» и «Зарубежная литература ХУ11-ХУ111 веков» (автор В.А. Луков) предлагается изучать литературу народов Востока. Программа «Зарубежная литература конца Х1Х-начала ХХ веков» (автор В.П.Трыков) предусматривает раздел, посвященный литературе Индии.

Предлагаемый курс включает в себя изучение грандиозных памятников древневосточного эпического и лирического творчества.

Цели курса – 1. показать, что художественное содержание памятников, запечатленные в них идеи и образы принадлежат не одной эпохе и не одной стране. На протяжении многих столетий они, наряду с гомеровским эпосом, оказывали воздействие на мировой литературный процесс;

2. расширить и углубить читательский опыт и этико-эстетические представления студентов в области литературы;

3. развивать и закреплять навыки сравнительно-типологического анализа на материале отдельных сюжетов;

4. формировать умения тематического и художественного анализа произведений;

5. показать на конкретных примерах, что изучение художественного наследия других народов способствует более глубокому постижению достижений отечественной литературы.

Курс состоит из сочетания лекций (10 ч.) и практических занятий (10 ч.). Задача лекций – дать представление об основных направлениях развития литератур. На практические занятия выносится анализ основополагающих художественных текстов.

Форма проверки знаний – контроль за работой на практических занятиях, подготовленные доклады по избранной теме, конечное собеседование-зачет по основным положениям курса.

Содержание
Введение. Понятие «древневосточная литература» (ДВЛ), цели и задачи курса. Место литератур Древнего Востока в мировом литературном процессе.

Литература Древнего Египта

Литература Древнего Царства (111 тыс. до н.э.)

«Тексты пирамид» конец ХХУ-ХХ111 вв. до н.э. и отражение в них мировосприятия древних египтян. Художественная экспрессия, сила и наглядность образов. Автобиографичность некоторых текстов (автобиография Уни и др.). Дидактическая литература.

Литература Среднего Царства (ХХ11 – ХУ1 вв. до н.э.).

Новая эпоха исторического и литературного развития «Потерпевший кораблекрушение» - рассказ от первого лица о фантастических приключениях на море. Сказки папируса Весткар, «рамочный» прием их объединения. Гимны богам – отражение отношения человека к природе, передача его ощущений и переживаний («Гимн Хапи, богу Нила»). Размышления о жизни, смерти и бессмертии. Песнь «арфиста», ее призыв наслаждаться жизнью; «Беседа разочарованного со своей душой» - две противоположные точки зрения на проблему жизни и смерти.

Литература Нового Царства (ХУ1 – У111 вв. до н.э.). «Гимн Атону» как шедевр религиозной лирики. «Книга мертвых», ее идея загробного воздаяния в зависимости от поведения человека на земле.

Сказки немифологического содержания: «Сказка о двух братьях», «Сказка о Правде и Кривде» и др. Исторические «надписи» царей и вельмож. Появление нового жанра – любовной лирики. Значение литературы Древнего Египта для последующего литературного развития.

Литература Древнего Двуречья

Шумерские памятники литературы (Х1Х – Х111 вв. до н.э.) и их жанры: стихотворные записи мифов, эпические сказания, гимны, похоронные песни, плачи, басни, поговорки, анекдоты, пословицы. Их современная классификация. Сказания о подвигах богов и героев.

Аккадская (вавилоно-ассирийская литература) – 111 тыс. до н. э. Эпос о Гильгамеше. Образы Энкиду и Гильгамеша, их дружба и подвиги. Изображение главного героя в развитии. Три этапа становления Гильгамеша. Трансформация образа Энкиду. Значение эпоса.

Авеста как священная книга, первый дошедший до нас памятник иранской письменности. Представление о мире и человеке, о добре и зле, отраженное в песнопениях (гатах). Учение о трех жизненных эрах.

Две функции Заратуштры - пророка и жреца и их роль в жанровом своеобразии гат. Мотивы и образы литературы Древнего Двуречья в творчестве писателей и поэтов последующих эпох.
Литература Древнего Ирана

Фирдоуси, его поэма «Шах-наме». Главная тема поэмы – войны и сражения. Четыре основные части поэмы и их кульминация: мифологическая часть (эпизод восстания кузнеца Кавы), богатырская часть – рустамиада - (трагедия Сиявуша), промежуточный эпизод (описание утопической страны брахманов), историческая часть (восстание Маздака). Два уровня в изображении жизненных явлений природы и человека: внешний – эпическое изображение героев в событиях через детальное описание, внутренний – изображение внутреннего состояния героев через лаконичные диалоги и монологи.

Рустам как эпический герой поэмы. Мотив борьбы отца с сыном. Легенда об Искандере, мечта о справедливом властителе. «Шах-наме» в русских переводах: Жуковский, Лозинский, Дьяконов и др.

Рудаки (858 – 941 гг.), основные мотивы его творчества: лирические, пейзажные, любовные стихи; отрывки из семи дидактических поэм. Жанр касыды в поэзии Рудаки.

Низами Ганджеви (1141/43 – 1203/05). Эпические произведения – «Пятерица» (Хамса). Поэма «Хосров и Ширин» - поэма о любви. Влияние любви, самоотверженности и благородства на человека как основная проблема поэмы. Новаторство Низами, противопоставление ремесленника Фархада царевичу и его окружению. «Лейли и Меджнун» - арабский вариант любви, подобной любви Ромео и Джульетты.

Тема справедливого правителя в поэме «Семь красавиц» (Хафт пейкар). Поэма «Искандер-наме» как вершина творчества Низами, энциклопедизм поэмы – сочетание исторического повествования с любовной темой и философскими раздумьями о смысле жизни. Гёте о поэмах Низами.

Омар Хайям Гиясаддин Абу-ль-Фахт ибн Ибрахим (1048 – 1131) – поэт, математик, философ. Особенности его поэзии, жанр рубаи и особенности поэтики.

Хафиз, его эпоха и творчество. Жанр газели, их тематика и поэтика. Пушкин и Гёте о нем.
Древнекитайская литература

Древность в истории Китая, эпохи: племенных союзов (ХУ11-У111 вв. до н.э.), городов-государств (У111-111 вв. до н.э.), империи (111 в.до н.э. – 111 в. н.э.).

Древние произведения конца У111 в. до н.э. Шуцзин – «Книга истории», поэтическая проза. Шицзин – «Книга песен», ее тематика и поэтика. Ицзин – «Книга перемен», афористическая проза, понятия инь, ян, ли.

«Люньюй» как первый памятник литературы классической поры китайской древности, Кун-цзы-же (Конфуций) - ее первый герой. Особенности сюжета и способа изображения убеждений Конфуция. Проповедь идеального, с его точки зрения, государственного устройства, совершенного человека. «Золотой век» и его герои. Значение «жэнь» - «человеческого начала» в человеке и «вэнь» - образованности, культуры для преодоления зла.

«Лао-Цзы». Личность и взгляды автора, его «Дао». Роль парадокса. Конфуцианство и даосизм две концепции отношения человека к миру природы, к человеку, к самому себе. Особенности жанров и героев каждого направления.

Китайское Средневековье и его обращение к китайской древности как к источнику добра, правды, классической простоты. Поэзия Тао Юань-мина (365-427). Сочетание традиций и новаторства.

Танская поэзия (У11 – 1Х вв.).

Расцвет лирической поэзии, ее главное направление – движение от возвышенного к повседневному и конкретному.

Поэзия Ли Бо (701-762гг.), Ду Фу (712-770 гг), Бо Цзюй-и (772-846 гг.)

Сунская поэзия (Х – Х111 вв.).

Цы как новый стихотворный жанр. Су Ши (1037 – 1101) – великий поэт, философ, писатель. Природа в поэзии Су Ши.

Поэзия Ли Цинь-чжао (1084-1151 гг.), ее мотивы.

Жанр танской новеллы и ее особенности: занимательность, назидательность, стремление автора убедить читателя в достоверности происходящего. Любовь как основная тема новелл (новеллы «Белая обезьяна», «Дочь Ци Туя», «Душа, покинувшая тело» и другие).

Влияние традиций древнекитайской литературы на последующее литературное развитие.
Древнеиндийская литература
Особенности развития художественного творчества в Индии. Ведийская литература – обширное и разнообразное собрание текстов в стихах и прозе. Основа ведийской литературы (1У-111 века до н.э.) - стихотворные сборники (самхиты): «Ригведа» - веда гимнов, «Самаведа» - веда песнопений, «Яджурведа» - веда жертвенных изречений, «Атхарведа» - веда заклинаний. Прозаические тексты – брахманы (теологическое содержание), араньяки и упанишады (философские рассуждения о мире и человеке в стихах и прозе) – священный канон брахманизма («шрути» - услышанное). Тематика и поэтика «Ригведы».

«Махабхарата» как героический эпос индийского народа, энциклопедия социальной, политической, этической жизни Индии. Историческая основа произведения. Роль вставных эпизодов. Сказание о Нале и его перевод В.А. Жуковским. Главные цели человеческой жизни по произведению. «Бхагавадгита», «Божественная песнь» как духовное ядро эпоса. Священная книга индуизма.

«Рамаяна» - второй классический эпос Индии. Ее отличия от «Махабхараты» (сюжет, атмосфера, пафос любви и верности, появление автора в конце повествования). «Горе от разлуки» как доминирующий мотив, определяющий композицию и основной тон поэмы. Роль природы в поэме.

Калидаса и его произведения. Эпические поэмы и драмы. Поэма «Мегхадута» - лучший образец лирики. Пьесы Калидасы – лирические драмы. «Шакунтала» - поэтическое осмысление внутренней жизни человека. Карамзин, Гете, Р. Тагор о произведении.

Значение литературы Древней Индии и ее образности для последующего литературного развития.
Древнеяпонская литература
Первые письменные памятники: Кодзики – «Записи древних дел», 712 г., Нихонги, «Исторические хроники» - «Анналы Японии», 720 г., Фудоки – «Записи о землях и нравах», 713-733 гг.

Манъёсю – «Собрание мириад листьев» - как итог предшествующего литературного опыта. Поэзия Хитомара, Акахито, Отомо Якамоти. Жанры: тёка или нагаута, танка, сэдока. Тематика и особенности поэтики.

Литература 1Х – Х11 веков – классический период японской литературы. Буддизм как ведущая идеология, его соседство с конфуцианством и даосизмом. Эстетическая концепция литературы и ее формула моно-но авара – «очарование вещей», предполагающая определенную связь между объектом и субъектом.

Повествовательно-литературная традиция, ее сочетание со стихотворными вставками. Жанр повести монтогатари: «Повесть о старике Такэтори», «Повесть о прекрасной Отикубо» Монимото-но Ситагау.

Жанры дневника и романа. «Дневник путешествий из Тоса» Ки-но Цураюки, лиризм произведения. Лирические дневники писательниц-женщин. «Дневник эфемерной жизни» или «Дневник мотылька» Митицуно-но хаха.

Роман о «Гэндзи монтогатари» Мурасаки Сикибу как крупнейшее явление мировой литературы. Композиция романа, фабула. Мотив любви как главная тема японского романа, мотивы печали и разочарования, роль воспоминаний и художественного вымысла. Сказочные мотивы романа. Циклическая концепция времени. Психологический параллелизм в изображении состояния человека и природы.

Цветок сакуры как символ быстротечности жизни, хрупкости, мимолетности красоты.

Сэй Сёнагон, роман «Записки у изголовья» (Макуро-но соси). Отсутствие единого сюжета, передача впечатлений, умение наслаждаться простыми вещами.

Кокинсю – антология поэзии, составленная поэтом Ки-но Цураюки. Принцип классификации стихотворений по временам года. Жанр танка и его особенности.

Поэзия Х11-Х111 веков как поэзия воинов-самураев, жанр гунки – военной эпопеи, историко-героической повести: «Хогэн моногатари» (Сказание о годах Хогэн), «Хэйдзи моногатари» (Сказание о годах Хэйдзи).

Традиции литературы Древней Японии в дальнейшем литературном развитии.

Рабочий план лекционного курса «Древневосточные литературы»


  1. Понятие древневосточной литературы. Цели, задачи курса. Место литератур Древнего Востока в мировом историко-литературном процессе. Египет и литература Древнего Двуречья.

  2. Литература Древнего Ирана «Авеста», поэзия Рудаки, поэма Фердоуси «Шах-наме»).

  3. Литература Древней Индии («Веды, «Махабхарата», «Рамаяна», драма Калидасы «Шакунтала, или перстень-примета»).

  4. Литература Древнего Китая

  5. Литература Японии (лирика, танка, роман Мурасаки «Повесть о Гэндзи»).



Планы практических занятий по курсу «Древневосточные литературы»
I. Литература Древнего Египта и Двуречья
Прочитать: космогонические мифы (Египет, Шумер, Иран); «Книга мертвых» («Тексты пирамид» и «Тексты саркофагов»), сказки; «Сказание о Гильгамеше».


  1. Пантеон египетских и иранских богов.

  2. Сотворение мира в египетских, шумерских и иранских мифах. Сопоставление с библейским сюжетом.

  3. Жанровое своеобразие египетской литературы:

1). Представления о потусторонней жизни древних египтян и заупокойной литературе («Книги мертвых» и др.).

2). Жанр сказки в древнеегипетской литературе.

  1. Шумерский и аккадский варианты «Сказания о Гильгамеше».


Литература:

  1. Литература Древнего Египта. Хрестоматия. - Н. Новгород, 2003.

  2. Рак И.В. Мифы Древнего Египта. - СПб., 1993.

  3. Рак И.В. Легенды и мифы Древнего Египта. – СПб, 1998.

  4. Рак И.В. Мифы Древнего и раннесредневекового Ирана. – СПб, 1998.


II. Литература Древнего Ирана
Прочитать: «Авеста» (отрывки), поэзия Рудаки, «Шах-наме» Фердоуси (отрывки), «Лейли и Меджнун» Низами.


  1. «Авеста» как главная священная книга зороастрийской религии.

  2. Поэзия Рудаки.

  3. Поэма Фирдоуси «Шах-наме» как великая эпопея человечества, конкретизированная история Ирана.

1). История создания и структура поэмы.

2). Социальная утопия о царстве справедливости на земле в легенде об Искандаре.

3). Художественное своеобразие произведения.

  1. Древняя арабская легенда о несчастной любви в поэме Низами Ганджеви «Лейли и Меджнун».


Литература:

  1. Рак И.В. «Авеста» в русских переводах. - СПб, 1998.

  2. Мирзоев А.М. Рудаки. Жизнь и творчество. - М., 1968.

  3. Фирдоуси. «Шах–наме». - М., 1957.

  4. Брагинский И.С. Двенадцать миниатюр: от Рудаки до Джами. - М., 1976.


III. Литература Древней Индии. Драма Калидасы «Шакунтала»
Прочитать: Калидаса «Шакунтала»


  1. История индийского классического театра.

  2. Легенды о Калидасе.

  3. «Шакунтала» - вершина художественного творчества Калидасы.

1). Источники сюжета. Особенности конфликта и композиции драмы.

2). Красота человека и красота природы в драме. Образ главной героини – любящей и душевно благородной женщины.

3). Роль второстепенных персонажей (шут Мадхавья, подруги Шакунталы).

4). Художественное мастерство Калидасы в пьесе. Богатство языка и выразительных средств.

5). Значение творчества Калидасы для развития национальной индийской литературы.
Литература:


  1. Кальянов В.И. Калидаса. Очерк творчества. - М., 1958.

  2. Пащенко В.И. Гордость индийской литературы \\ Калидаса. - М., 1956.

  3. Эрман В.Г. Калидаса. - М., 1976.


IV. Литература Древнего Китая. «Книга песен» как образец древнейшей китайской поэзии Х11 – У11 вв. до н.э.
Прочитать: «Книга песен» (Шицзин) – отрывки.


  1. Исторические этапы китайской древности. Конфуцианство и даосизм.

  2. Происхождение «Книги песен». Хронологические рамки возникновения памятника древнекитайской литературы.

  3. Композиция «Книги песен». Основная тематика, проблематика и художественные особенности 4 раздела поэтического сборника:

1). Трудовые и лирические любовные песни раздела «Нравы царств» («Большая мышь» и др.).

2). Произведения придворных стихотворцев раздела «Малые оды».

3). История племени Чжоу в повествовательных стихотворениях раздела «Великие оды».

4). Древние торжественные и хвалебные песнопения раздела «Гимны». Художественные образы гимна «Благодарение за урожай».

  1. Русские переводчики «Шицзин». Изучение памятника в России.

  2. «Шицзин» - поэтический памятник мирового значения.


Литература:

  1. Лисевич И.С. Древняя китайская поэзия и народная песня. - М., 1980.

  2. Федоренко Н.Т. Древние памятники китайской литературы. – М., 1978.

  3. Федоренко Н.Т. «Шицзин» и его место в китайской литературе. – М., 1958.


V. Литература Японии. Особенности древней японской поэзии
Прочитать: поэзия К. Хитомара, Я. Акахито, Я. Окура, О. Табито, К. Цураюки и др.


  1. Истоки японской литературы. Народное творчество и древняя мифология.

  2. «Манъёсю» как древний памятник японской поэзии. Жанровое своеобразие книги:

1). Жанр тёка в лирике Какиномото Хитомара.

2). Особенности пейзажной лирики Ямабо Акахито (стихотворение о Фудзи).

3). Особенности истолкования «Гимна воину» Отомо Табито.

  1. Жанр танка в «Кокинсю» - поэтической антологии Х в. Ки-но Цураюки.

  2. Место японской поэзии в мировой литературе.


Литература:


  1. Глускина А.Е. Заметки о японской литературе и театре. - М., 1979.

  2. Долин А. Историческая обусловленность метрики сингайси в японской поэзии // Литература и время. - М., 1973.



Список художественных текстов по курсу «Древневосточные литературы»


  1. Мифы (египетские, шумерские, иранские и др.)

  2. «Книга мертвых» («Тексты пирамид» и «Тексты саркофагов»).

  3. «Сказание и Гильгамеше».

  4. «Авеста» (отрывки).

  5. Поэзия Рудаки.

  6. Фирдоуси «Шах-наме».

  7. Низами «Лейли и Меджнун».

  8. Калидаса «Шакунтала, или перстень-примета».

  9. «Книга песен» (Шицзин).

  10. Древний Китай. Лирика.

  11. Древняя Япония. Лирика.

  12. О. Хайям. Хафиз. Лирика.

  13. «Махабхарата», «Рамаяна»

  14. Сборник сказок «Тысяча и одна ночь».



Рекомендуемая литература


  1. Алексеев В.М. Китайская литература. - М., 1978.

  2. Афанасьева В.К. Гильгамеш и Энкиду: эпические образы в искусстве. – М., 1979.

  3. Афанасьева В.К. Шумерско-эпическая песнь «Гильгамеш и гора Бессмертного» \\ Вестник древней истории, 1964. - № 1. - С. 84-92.

  4. Брагинский И.С. Проблемы востоковедения. - М., 1974.

  5. Гринцер П.А. Махабхарата и Рамаяна. - М., 1970.

  6. Дьяконов И.М. Эпос о Гильгамеше // Эпос о Гильгамеше. - М.-Л., 1961. - С. 91-143.

  7. Елизаренкова Т.Я. Об Атхарваведе // Атхарваведа: избранное. - М., 1976.

  8. Елизаренкова Т.Я. Древнейший памятник индийской литературы // Ригведа: избранные гимны. - М., 1972.

  9. Конрад Н.И. Запад и Восток. - М., 1972.

  10. Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. - М., 1977.

  11. Крамер С.Н. История начинается в Шумере. - М., 1965.

  12. Лисевич И.С. Древняя китайская поэзия и народная песня. - М., 1969.

  13. Литература Древнего Китая. Сб. статей под ред. Н.И. Конрада. - М., 1969.

  14. Редер Д.Г. Мифы и легенды Древнего Двуречья. - М., 1965.

  15. Три великих сказания Древней Индии. - М., 1978.

  16. Федоренко Н.Т. Древние памятники китайской литературы. - М., 1978.

  17. Федоренко Н.Т. «Шицзин» и его место в китайской литературе. - М., 1958.

  18. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен»: исследование и перевод / предисловие Н.И. Конрада. - М., 1960.


Вопросы к зачету по курсу «Древневосточные литературы»


  1. Охарактеризовать пантеон египетских и иранских богов.

  2. Сотворение мира в египетских, шумерских и иранских мифах.

  3. Представления о потусторонней жизни древних египтян и заупокойной литературе («Книги мертвых» и др.).

  4. Жанр сказки в древнеегипетской литературе.

  5. Проблематика и поэтика «Сказания о Гильгамеше».

  6. «Авеста» как главная священная книга зороастрийской религии.

  7. Поэзия Рудаки.

  8. Поэма Фирдоуси «Шах-наме», особенности композиции и образная система.

  9. Социальная утопия о царстве справедливости на земле в легенде об Искандаре.

  10. Древняя арабская легенда о несчастной любви в поэме Низами Ганджеви «Лейли и Меджнун».

  11. «Шакунтала» - вершина художественного творчества Калидасы.

  12. Красота человека и красота природы в драме «Шакунтала».

  13. Исторические этапы китайской древности. Конфуцианство и даосизм.

  14. «Шицзин» - поэтический памятник мирового значения.

  15. «Манъёсю» как древний памятник японской поэзии. Жанровое своеобразие книги.

  16. Жанр танка в «Кокинсю» - поэтической антологии Х в. Ки-но Цураюки.


Темы для докладов по курсу «Древневосточные литературы»


  1. Гильгамеш и Рустам: сопоставительная характеристика.

  2. Гильгамеш и Энкиду: трансформация образов.

  3. Мечта о справедливом правителе («Шах-наме» Фирдоуси»).

  4. Лирика Низами.

  5. «Лейли и Меджнун» Низами Ганджеви и «Ромео и Джульетта» В.Шекспира: сопоставительная характеристика.

  6. Поэзия О. Хайяма.

  7. Поэзия Хафиза. Жанр газели.

  8. Темы и образы арабских сказок (сборник «Тысяча и одна ночь»).

  9. Мотивы и образы восточной поэзии в лирике Гете.

  10. Мотивы восточной поэзии в лирике А.С. Пушкина.

  11. Природа в древнеяпонской лирике.

  12. Роль второстепенных персонажей в «Шакунтале» Калидасы.


Возможны другие темы по согласованию со студентами.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины Древневосточная литература icon Рабочая программа учебной дисциплины литература для специальностей...
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в учреждениях среднего профессионального...
Программа дисциплины Древневосточная литература icon Учебной дисциплины Литература для образовательных организаций
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы специальностей спо гуманитарного...
Программа дисциплины Древневосточная литература icon Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение...
Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области содержания и назначения основных категорий теории...
Программа дисциплины Древневосточная литература icon Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение...
Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области содержания и назначения основных категорий теории...
Программа дисциплины Древневосточная литература icon Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение...
Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области содержания и назначения основных категорий теории...
Программа дисциплины Древневосточная литература icon Программа учебной дисциплины Литература без границ: художественная...
Целями освоения дисциплины «Литература без границ: художественная словесность в условиях глобализации» являются
Программа дисциплины Древневосточная литература icon Программа дисциплины утверждена
Учебная программа дисциплины «Управление персоналом» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Программа дисциплины Древневосточная литература icon Программа дисциплины «История русской литературы (адаптационный курс)»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки
Программа дисциплины Древневосточная литература icon Рабочая программа дисциплины (модуля) гсэ. Б 05 Культурология
Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина (модуль): дисциплины социального и общего гуманитарного цикла. Дисциплины, для...
Программа дисциплины Древневосточная литература icon Программа дисциплины «финансы и кредит» Москва Программа дисциплины...
Целью изучения дисциплины «Финансы и кредит» является усвоение студентами теоретических основ денежного обращения, финансов и кредита,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции