Скачать 152.39 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина Программа дисциплины Древневосточная литература Магистратура ШИФР СДМ. 05 Составитель: доктор филол. наук, профессор О.Л.Мощанская Утверждено: на заседании кафедры всемирной литературы, протокол № 6 от 14 сентября 2012 года. Нижний Новгород 2012 Пояснительная записка История зарубежных литератур – важная часть филологического образования, способствующая формированию всесторонне развитого преподавателя, целостных научных представлений о мировом литературном процессе. Традиционное изучение зарубежной литературы ограничивается в основном знакомством с европейской классикой. Однако художественные достижения литератур Востока, вошедшие в картину мира наших великих писателей, таких, как Пушкин, Лермонтов и др., в неменьшей степени нуждается в изучении. Постановка семестрового курса «Древние литературы Востока» для магистров (У1 курс) призвана хотя бы в минимальной степени восполнить этот пробел. Тенденция к изучению литератур Востока в педагогическом вузе нашла отражение в программах по истории зарубежных литератур. В разделах «Зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения» и «Зарубежная литература ХУ11-ХУ111 веков» (автор В.А. Луков) предлагается изучать литературу народов Востока. Программа «Зарубежная литература конца Х1Х-начала ХХ веков» (автор В.П.Трыков) предусматривает раздел, посвященный литературе Индии. Предлагаемый курс включает в себя изучение грандиозных памятников древневосточного эпического и лирического творчества. Цели курса – 1. показать, что художественное содержание памятников, запечатленные в них идеи и образы принадлежат не одной эпохе и не одной стране. На протяжении многих столетий они, наряду с гомеровским эпосом, оказывали воздействие на мировой литературный процесс; 2. расширить и углубить читательский опыт и этико-эстетические представления студентов в области литературы; 3. развивать и закреплять навыки сравнительно-типологического анализа на материале отдельных сюжетов; 4. формировать умения тематического и художественного анализа произведений; 5. показать на конкретных примерах, что изучение художественного наследия других народов способствует более глубокому постижению достижений отечественной литературы. Курс состоит из сочетания лекций (10 ч.) и практических занятий (10 ч.). Задача лекций – дать представление об основных направлениях развития литератур. На практические занятия выносится анализ основополагающих художественных текстов. Форма проверки знаний – контроль за работой на практических занятиях, подготовленные доклады по избранной теме, конечное собеседование-зачет по основным положениям курса. Содержание Введение. Понятие «древневосточная литература» (ДВЛ), цели и задачи курса. Место литератур Древнего Востока в мировом литературном процессе. Литература Древнего Египта Литература Древнего Царства (111 тыс. до н.э.) «Тексты пирамид» конец ХХУ-ХХ111 вв. до н.э. и отражение в них мировосприятия древних египтян. Художественная экспрессия, сила и наглядность образов. Автобиографичность некоторых текстов (автобиография Уни и др.). Дидактическая литература. Литература Среднего Царства (ХХ11 – ХУ1 вв. до н.э.). Новая эпоха исторического и литературного развития «Потерпевший кораблекрушение» - рассказ от первого лица о фантастических приключениях на море. Сказки папируса Весткар, «рамочный» прием их объединения. Гимны богам – отражение отношения человека к природе, передача его ощущений и переживаний («Гимн Хапи, богу Нила»). Размышления о жизни, смерти и бессмертии. Песнь «арфиста», ее призыв наслаждаться жизнью; «Беседа разочарованного со своей душой» - две противоположные точки зрения на проблему жизни и смерти. Литература Нового Царства (ХУ1 – У111 вв. до н.э.). «Гимн Атону» как шедевр религиозной лирики. «Книга мертвых», ее идея загробного воздаяния в зависимости от поведения человека на земле. Сказки немифологического содержания: «Сказка о двух братьях», «Сказка о Правде и Кривде» и др. Исторические «надписи» царей и вельмож. Появление нового жанра – любовной лирики. Значение литературы Древнего Египта для последующего литературного развития. Литература Древнего Двуречья Шумерские памятники литературы (Х1Х – Х111 вв. до н.э.) и их жанры: стихотворные записи мифов, эпические сказания, гимны, похоронные песни, плачи, басни, поговорки, анекдоты, пословицы. Их современная классификация. Сказания о подвигах богов и героев. Аккадская (вавилоно-ассирийская литература) – 111 тыс. до н. э. Эпос о Гильгамеше. Образы Энкиду и Гильгамеша, их дружба и подвиги. Изображение главного героя в развитии. Три этапа становления Гильгамеша. Трансформация образа Энкиду. Значение эпоса. Авеста как священная книга, первый дошедший до нас памятник иранской письменности. Представление о мире и человеке, о добре и зле, отраженное в песнопениях (гатах). Учение о трех жизненных эрах. Две функции Заратуштры - пророка и жреца и их роль в жанровом своеобразии гат. Мотивы и образы литературы Древнего Двуречья в творчестве писателей и поэтов последующих эпох. Литература Древнего Ирана Фирдоуси, его поэма «Шах-наме». Главная тема поэмы – войны и сражения. Четыре основные части поэмы и их кульминация: мифологическая часть (эпизод восстания кузнеца Кавы), богатырская часть – рустамиада - (трагедия Сиявуша), промежуточный эпизод (описание утопической страны брахманов), историческая часть (восстание Маздака). Два уровня в изображении жизненных явлений природы и человека: внешний – эпическое изображение героев в событиях через детальное описание, внутренний – изображение внутреннего состояния героев через лаконичные диалоги и монологи. Рустам как эпический герой поэмы. Мотив борьбы отца с сыном. Легенда об Искандере, мечта о справедливом властителе. «Шах-наме» в русских переводах: Жуковский, Лозинский, Дьяконов и др. Рудаки (858 – 941 гг.), основные мотивы его творчества: лирические, пейзажные, любовные стихи; отрывки из семи дидактических поэм. Жанр касыды в поэзии Рудаки. Низами Ганджеви (1141/43 – 1203/05). Эпические произведения – «Пятерица» (Хамса). Поэма «Хосров и Ширин» - поэма о любви. Влияние любви, самоотверженности и благородства на человека как основная проблема поэмы. Новаторство Низами, противопоставление ремесленника Фархада царевичу и его окружению. «Лейли и Меджнун» - арабский вариант любви, подобной любви Ромео и Джульетты. Тема справедливого правителя в поэме «Семь красавиц» (Хафт пейкар). Поэма «Искандер-наме» как вершина творчества Низами, энциклопедизм поэмы – сочетание исторического повествования с любовной темой и философскими раздумьями о смысле жизни. Гёте о поэмах Низами. Омар Хайям Гиясаддин Абу-ль-Фахт ибн Ибрахим (1048 – 1131) – поэт, математик, философ. Особенности его поэзии, жанр рубаи и особенности поэтики. Хафиз, его эпоха и творчество. Жанр газели, их тематика и поэтика. Пушкин и Гёте о нем. Древнекитайская литература Древность в истории Китая, эпохи: племенных союзов (ХУ11-У111 вв. до н.э.), городов-государств (У111-111 вв. до н.э.), империи (111 в.до н.э. – 111 в. н.э.). Древние произведения конца У111 в. до н.э. Шуцзин – «Книга истории», поэтическая проза. Шицзин – «Книга песен», ее тематика и поэтика. Ицзин – «Книга перемен», афористическая проза, понятия инь, ян, ли. «Люньюй» как первый памятник литературы классической поры китайской древности, Кун-цзы-же (Конфуций) - ее первый герой. Особенности сюжета и способа изображения убеждений Конфуция. Проповедь идеального, с его точки зрения, государственного устройства, совершенного человека. «Золотой век» и его герои. Значение «жэнь» - «человеческого начала» в человеке и «вэнь» - образованности, культуры для преодоления зла. «Лао-Цзы». Личность и взгляды автора, его «Дао». Роль парадокса. Конфуцианство и даосизм – две концепции отношения человека к миру природы, к человеку, к самому себе. Особенности жанров и героев каждого направления. Китайское Средневековье и его обращение к китайской древности как к источнику добра, правды, классической простоты. Поэзия Тао Юань-мина (365-427). Сочетание традиций и новаторства. Танская поэзия (У11 – 1Х вв.). Расцвет лирической поэзии, ее главное направление – движение от возвышенного к повседневному и конкретному. Поэзия Ли Бо (701-762гг.), Ду Фу (712-770 гг), Бо Цзюй-и (772-846 гг.) Сунская поэзия (Х – Х111 вв.). Цы как новый стихотворный жанр. Су Ши (1037 – 1101) – великий поэт, философ, писатель. Природа в поэзии Су Ши. Поэзия Ли Цинь-чжао (1084-1151 гг.), ее мотивы. Жанр танской новеллы и ее особенности: занимательность, назидательность, стремление автора убедить читателя в достоверности происходящего. Любовь как основная тема новелл (новеллы «Белая обезьяна», «Дочь Ци Туя», «Душа, покинувшая тело» и другие). Влияние традиций древнекитайской литературы на последующее литературное развитие. Древнеиндийская литература Особенности развития художественного творчества в Индии. Ведийская литература – обширное и разнообразное собрание текстов в стихах и прозе. Основа ведийской литературы (1У-111 века до н.э.) - стихотворные сборники (самхиты): «Ригведа» - веда гимнов, «Самаведа» - веда песнопений, «Яджурведа» - веда жертвенных изречений, «Атхарведа» - веда заклинаний. Прозаические тексты – брахманы (теологическое содержание), араньяки и упанишады (философские рассуждения о мире и человеке в стихах и прозе) – священный канон брахманизма («шрути» - услышанное). Тематика и поэтика «Ригведы». «Махабхарата» как героический эпос индийского народа, энциклопедия социальной, политической, этической жизни Индии. Историческая основа произведения. Роль вставных эпизодов. Сказание о Нале и его перевод В.А. Жуковским. Главные цели человеческой жизни по произведению. «Бхагавадгита», «Божественная песнь» как духовное ядро эпоса. Священная книга индуизма. «Рамаяна» - второй классический эпос Индии. Ее отличия от «Махабхараты» (сюжет, атмосфера, пафос любви и верности, появление автора в конце повествования). «Горе от разлуки» как доминирующий мотив, определяющий композицию и основной тон поэмы. Роль природы в поэме. Калидаса и его произведения. Эпические поэмы и драмы. Поэма «Мегхадута» - лучший образец лирики. Пьесы Калидасы – лирические драмы. «Шакунтала» - поэтическое осмысление внутренней жизни человека. Карамзин, Гете, Р. Тагор о произведении. Значение литературы Древней Индии и ее образности для последующего литературного развития. Древнеяпонская литература Первые письменные памятники: Кодзики – «Записи древних дел», 712 г., Нихонги, «Исторические хроники» - «Анналы Японии», 720 г., Фудоки – «Записи о землях и нравах», 713-733 гг. Манъёсю – «Собрание мириад листьев» - как итог предшествующего литературного опыта. Поэзия Хитомара, Акахито, Отомо Якамоти. Жанры: тёка или нагаута, танка, сэдока. Тематика и особенности поэтики. Литература 1Х – Х11 веков – классический период японской литературы. Буддизм как ведущая идеология, его соседство с конфуцианством и даосизмом. Эстетическая концепция литературы и ее формула моно-но авара – «очарование вещей», предполагающая определенную связь между объектом и субъектом. Повествовательно-литературная традиция, ее сочетание со стихотворными вставками. Жанр повести монтогатари: «Повесть о старике Такэтори», «Повесть о прекрасной Отикубо» Монимото-но Ситагау. Жанры дневника и романа. «Дневник путешествий из Тоса» Ки-но Цураюки, лиризм произведения. Лирические дневники писательниц-женщин. «Дневник эфемерной жизни» или «Дневник мотылька» Митицуно-но хаха. Роман о «Гэндзи монтогатари» Мурасаки Сикибу как крупнейшее явление мировой литературы. Композиция романа, фабула. Мотив любви как главная тема японского романа, мотивы печали и разочарования, роль воспоминаний и художественного вымысла. Сказочные мотивы романа. Циклическая концепция времени. Психологический параллелизм в изображении состояния человека и природы. Цветок сакуры как символ быстротечности жизни, хрупкости, мимолетности красоты. Сэй Сёнагон, роман «Записки у изголовья» (Макуро-но соси). Отсутствие единого сюжета, передача впечатлений, умение наслаждаться простыми вещами. Кокинсю – антология поэзии, составленная поэтом Ки-но Цураюки. Принцип классификации стихотворений по временам года. Жанр танка и его особенности. Поэзия Х11-Х111 веков как поэзия воинов-самураев, жанр гунки – военной эпопеи, историко-героической повести: «Хогэн моногатари» (Сказание о годах Хогэн), «Хэйдзи моногатари» (Сказание о годах Хэйдзи). Традиции литературы Древней Японии в дальнейшем литературном развитии. Рабочий план лекционного курса «Древневосточные литературы»
Планы практических занятий по курсу «Древневосточные литературы» I. Литература Древнего Египта и Двуречья Прочитать: космогонические мифы (Египет, Шумер, Иран); «Книга мертвых» («Тексты пирамид» и «Тексты саркофагов»), сказки; «Сказание о Гильгамеше».
1). Представления о потусторонней жизни древних египтян и заупокойной литературе («Книги мертвых» и др.). 2). Жанр сказки в древнеегипетской литературе.
Литература:
II. Литература Древнего Ирана Прочитать: «Авеста» (отрывки), поэзия Рудаки, «Шах-наме» Фердоуси (отрывки), «Лейли и Меджнун» Низами.
1). История создания и структура поэмы. 2). Социальная утопия о царстве справедливости на земле в легенде об Искандаре. 3). Художественное своеобразие произведения.
Литература:
III. Литература Древней Индии. Драма Калидасы «Шакунтала» Прочитать: Калидаса «Шакунтала»
1). Источники сюжета. Особенности конфликта и композиции драмы. 2). Красота человека и красота природы в драме. Образ главной героини – любящей и душевно благородной женщины. 3). Роль второстепенных персонажей (шут Мадхавья, подруги Шакунталы). 4). Художественное мастерство Калидасы в пьесе. Богатство языка и выразительных средств. 5). Значение творчества Калидасы для развития национальной индийской литературы. Литература:
IV. Литература Древнего Китая. «Книга песен» как образец древнейшей китайской поэзии Х11 – У11 вв. до н.э. Прочитать: «Книга песен» (Шицзин) – отрывки.
1). Трудовые и лирические любовные песни раздела «Нравы царств» («Большая мышь» и др.). 2). Произведения придворных стихотворцев раздела «Малые оды». 3). История племени Чжоу в повествовательных стихотворениях раздела «Великие оды». 4). Древние торжественные и хвалебные песнопения раздела «Гимны». Художественные образы гимна «Благодарение за урожай».
Литература:
V. Литература Японии. Особенности древней японской поэзии Прочитать: поэзия К. Хитомара, Я. Акахито, Я. Окура, О. Табито, К. Цураюки и др.
1). Жанр тёка в лирике Какиномото Хитомара. 2). Особенности пейзажной лирики Ямабо Акахито (стихотворение о Фудзи). 3). Особенности истолкования «Гимна воину» Отомо Табито.
Литература:
Список художественных текстов по курсу «Древневосточные литературы»
Рекомендуемая литература
Вопросы к зачету по курсу «Древневосточные литературы»
Темы для докладов по курсу «Древневосточные литературы»
Возможны другие темы по согласованию со студентами. |
Рабочая программа учебной дисциплины литература для специальностей... Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в учреждениях среднего профессионального... |
Учебной дисциплины Литература для образовательных организаций Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы специальностей спо гуманитарного... |
||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение... Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области содержания и назначения основных категорий теории... |
Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение... Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области содержания и назначения основных категорий теории... |
||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение... Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области содержания и назначения основных категорий теории... |
Программа учебной дисциплины Литература без границ: художественная... Целями освоения дисциплины «Литература без границ: художественная словесность в условиях глобализации» являются |
||
Программа дисциплины утверждена Учебная программа дисциплины «Управление персоналом» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... |
Программа дисциплины «История русской литературы (адаптационный курс)»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки |
||
Рабочая программа дисциплины (модуля) гсэ. Б 05 Культурология Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина (модуль): дисциплины социального и общего гуманитарного цикла. Дисциплины, для... |
Программа дисциплины «финансы и кредит» Москва Программа дисциплины... Целью изучения дисциплины «Финансы и кредит» является усвоение студентами теоретических основ денежного обращения, финансов и кредита,... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |