Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ №1089 от 5 марта 2004),




Скачать 472.66 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ №1089 от 5 марта 2004),
страница1/3
Дата публикации27.09.2014
Размер472.66 Kb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ № 1089 от 5 марта 2004), Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (М.: Дрофа, 2007) и авторской программы под редакцией В.Я. Коровиной (11-е издание, М. Просвещение, 2009).
Целью литературного образования учащихся в 11 классе является воспитание особого отношения к литературе как результату общенародного значимого труда, инструменту духовно – нравственного самосовершенствования личности. Из этого следует важнейшая задача литературного образования одиннадцатиклассников – воспитание литературно образованного человека.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих задач:

  • Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста , понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.


В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 31 августа 2009 года № 320 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» в рабочую программу были внесены следующие изменения:

- Дополнился список литературных произведений А.И. Солженицына  литературным произведением: Роман «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты)».
Данная программа предполагает работу с учебником – «Литература XX века» 11 класс для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, Е.П. Пронина; Под ред. В.П. Журавлева. – М.: Просвещение, 2008, который соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. N 1067).
Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы.

Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе является их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Преподавание литературы в 11 классе предполагает последовательное и систематическое изучение историко-литературного курса, который позволит сформировать представление о литературном процессе в России в 19 – 20 веках и предполагает монографическое изучение творчества классиков русской литературы.

Учащиеся получают историко – литературные сведения, знакомятся с образцами литературной критики, осваивают теоретические понятия и совершенствуют умения, определённые стандартом литературного образования.
Описание места учебного предмета в учебном плане

Базисный учебный план предусматривает обязательное изучение литературы на базовом уровне в 11 классе в объеме 99 часов. Рабочая программа составлена для изучения литературы на базовом уровне и рассчитана на 3 часа в неделю (99 часов в год). Из них на уроки развития речи - 8 часов, на уроки внеклассного чтения - 19 часов.

Формы организации учебной деятельности: творческие работы, наблюдение над языковым явлением с заданием, самостоятельная работа, сочинение; групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Виды и формы контроля:

устный и комбинированный опрос, проверка на основе письменных и практических работ, тестовая проверка, систематическое наблюдение за работой учеников в обучении.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, классификация;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Поэтому в результате изучения литературы с использованием данного УМК ученики 11 класса должны уметь:

чтение и восприятие

- прочитать программные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения; воспроизводить их конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям;

чтение, истолкование и оценка

- анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; характеризовать следующие его компоненты: проблематика и идейный смысл; группировка героев относительно главного конфликта и система образов; особенности композиции; взаимосвязь узловых эпизодов; средства изображения образов – персонажей (портрет, пейзаж, интерьер, авторская характеристика, речевая характеристика); род и жанр произведения, способ авторского повествования; своеобразие авторской речи; авторское отношение к изображаемому;

- давать оценку изученному лирическому произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей;

- применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

- знать основные факты о жизни и творчестве изучаемых писателей;

- объяснять связь произведений со временем написания и современностью;

- объяснять сходство и различие произведений разных писателей;

чтение и речевая деятельность

- владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи;

- пересказывать текст художественного произведения, руководствуясь заданием (характеристика образа – персонажа, основная проблема произведения, особенности композиции);

- анализировать эпизод изученного произведения;

- составлять планы, тезисы статей на литературную тему;

- писать сочинения на литературную тему разных жанров;

- выразительно читать художественное произведение, в том числе выученные наизусть.
Содержание учебного предмета

Введение (1 час)

Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.
Литература первой половины XX века (65 часов)
Обзор русской литературы первой половины XX века

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.

И. А. Бунин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание»

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. ”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.
А. И. Куприн

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

М. Горький

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль».

Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.

Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.

Символизм

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

В. Я. Брюсов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

К. Д. Бальмонт

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
А. Белый

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

Акмеизм

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н. С. Гумилев

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай». Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

И. Северянин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава». Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

В. В. Хлебников

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…».

Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

Крестьянская поэзия

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

Н. А. Клюев.

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...». Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

А. А. Блок

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

В. В. Маяковский

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.

С. А. Есенин

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».

Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

М. И. Цветаева

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Идешь, на меня похожий…», «Куст».

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

О. Э. Мандельштам

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Невыразимая печаль», «Tristia». Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

А. А. Ахматова

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…».

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Б. Л. Пастернак

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…».

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа.

М. А. Булгаков

Жизнь и творчество.

Роман «Мастер и Маргарита».

История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

А. П. Платонов

Жизнь и творчество.

Повесть «Котлован».

Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.

М. А. Шолохов

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.
Обзор русской литературы второй половины XX века (25 часов)

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.

Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).

А. Т. Твардовский

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем».

Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

В. Т. Шаламов

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».

История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.
А. И. Солженицын

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Роман «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты)

В. М. Шукшин

Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

В. В. Быков

Повесть «Сотников».

Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.

В. Г. Распутин

Повесть «Прощание с Матерой».

Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.

Н. М. Рубцов

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние.

Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

И. А. Бродский

Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»).

Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”.

Б. Ш. Окуджава

Стихотворения: «До свидания, мальчики». Стихи о Москве. «Ты течёшь, как река. Странное название». Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.

А. В. Вампилов

Пьеса «Утиная охота».

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Литературное творчество народов России (1час)

М. Карим

Жизнь и творчество. «Подует ветер – всё больше листьев…», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб, и одежду…», «Птиц выпускаю…». Отражение вечного движения жизни. Тема памяти о родных местах, мудрости предков. Психологизм лирики башкирского поэта.

Обзор литературы последнего десятилетия (1 час)

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.
Зарубежная литература XX века (6 часов)

Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины ХХ в. Реализм и модернизм.

Б. Шоу

Жизнь и творчество (обзор).

Пьеса «Пигмалион».

Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу.

Г. Аполлинер

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Мост Мирабо».

Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Аполлинера. Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики. Экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии.

Э. Хемингуэй

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Старик и море».

Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.

Т.С. Элиот

Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Многообразие мыслей и настроений стихотворения. Средства создания комического.
Э.М. Ремарк

«Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. Своеобразие художественного стиля писателя.

Календарно-тематическое планирование



Тема

Кол-во

часов

Дата проведения

Планируемый результат

Примечание

по плану

фактическая

Введение (1 час)

1

Судьба России в 20 веке.

Характеристика литературного процесса начала 20 века. Многообразие литературных направлений, стилей и школ, групп.

1

2.09




Иметь представление о своеобразии литературы данного периода с точки зрения направлений, стилей, тем, идей, языка, образов, уметь составлять тезисы статьи в учебнике




Русская литература первой половины XX века (65 часов)

2

И.А. Бунин. Жизнь и творчество.

Лирика Бунина. «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество»

1

4.09




Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, выразительно читать произведение




3


«Господин из Сан-Франциско».

Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям.


1


7.09





Знать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); уметь давать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения




4

Поэтика рассказа «Господин из Сан-Франциско». Символика бунинской прозы.

1

9.09







5

Тема любви в прозе Бунина Цикл «Тёмные аллеи». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.

1

11.09




Знать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание уметь давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей




6

Рассказ «Лёгкое дыхание». Принципы создания характера в прозе Бунина.

1

14.09




Знать программное произведение, воспроизводить его конкретное; уметь давать оценку героям и событиям, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения




7

Психологизм и особенности бунинской прозы. Роль художественной детали.

1

16.09




воспроизводить его конкретное, уметь давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей




8

А.И. Куприн.

Жизнь и творчество. Основные темы и проблемы.

1

18.09




Знать основные факты о жизни и творчестве писателя




9


Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет».


1


21.09





Знать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); уметь анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения




10

Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Бунина и Куприна

1

23.09







11

Максим Горький.

Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы писателя. Романтический герой в рассказах

1

25.09




Знать основные факты о жизни и творчестве писателя




12

«Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа.

1

28.09




Уметь анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения




13

Пьеса «На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

1

30.09




Знать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); уметь давать оценку героям и событиям




14

15

Три правды в пьесе «На дне», ее социально-философская проблематика. Смысл названия пьесы

2

2.10

5.10




Уметь анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения




16

Роль Луки в пьесе. Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. Горького

1

7.10




уметь анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения




17

Зарубежная литература. Аполлинер.

Непосредственность чувств в поэзии Аполлинера. Экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии. «Мост Мирабо»

1

9.10




Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, составлять тезисы статьи в учебнике




18

Русский символизм и его истоки.

1

12.10




Иметь представление о своеобразии литературы данного периода с точки зрения направлений, стилей, тем, идей, языка, образов, уметь составлять тезисы статьи в учебнике




19

В.Я. Брюсов.

Жизнь и творчество.

Брюсов как основоположник символизма в России. «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны».

1

14.10




Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, уметь соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты символизма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение




20

Вн.чт. К.Д. Бальмонт. «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…».

1

16.10




Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, уметь соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты символизма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение




21

Вн.чт. А. Белый. «Раздумье», «Русь», «Родине».

1

19.10




Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, уметь соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты символизма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение




22

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма

1

21.10




Иметь представление о своеобразии литературы данного периода с точки зрения направлений, стилей, тем, идей, языка, образов, уметь составлять тезисы статьи в учебнике




23

Н.С. Гумилёв. Слово о поэте. Проблематика и поэтика его лирики. «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай»

1

23.10




Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, уметь соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты акмеизма, выразительно читать произведение




24

Футуризм Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина, В. Хлебникова.

1

26.10




Знать основные факты о жизни и творчестве писателей, уметь соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты футуризма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение




25

А.А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символисты.

1

28.10




Знать основные факты о жизни и творчестве писателя




26

Темы и образы ранней лирики. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме».

1

30.10




Уметь анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение, характеризовать героев произведения




27

Тема страшного мира в лирике Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека», «В ресторане», «Фабрика». Развитие понятия о символе.

1

6.11




Уметь анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение




28

Тема Родины в лирике Блока. «Россия», «Река раскинулась», «На железной дороге»

1

9.11




Уметь анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, писать сочинения на литературную тему, выразительно читать произведение




29

Анализ стихотворений «Вхожу я темные храмы», «О, я хочу безумно жить», «Скифы»

1

11.11




уметь анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение




30

31

Поэма Блока «Двенадцать» и сложность её художественного мира. Идейное содержание произведения.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.А. Блока

2

13.11

16.11




Знать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); уметь давать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей




32

Вн.чт. Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии Клюева. Страницы жизни и творчества (обзор). «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...».

1

18.11




Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, уметь анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, составлять тезисы статьи в учебнике, выразительно читать произведение



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ №1089 от 5 марта 2004), iconРабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе...
Приказ Министерства образования РФ №1089 от 5 марта 2004), Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе...

Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ №1089 от 5 марта 2004), iconРабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе...
Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года), примерной программы основного общего образования по литературе и программы «Литература,...

Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ №1089 от 5 марта 2004), iconРабочая программа по литературе для 9Акласса составлена на основе...
Маоу кирсановская сош и программой для общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В. Я. Коровиной

Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ №1089 от 5 марта 2004), iconРабочая программа по литературе для 8 класса общеобразовательной...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ мо и н РФ от 05. 03. 2004, №1089)

Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ №1089 от 5 марта 2004), iconБазовый уровень
Рабочая программа по литературе составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования, сайта Министерства...

Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ №1089 от 5 марта 2004), iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ №1089 от 5 марта 2004), iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ №1089 от 5 марта 2004), iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального...
...

Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ №1089 от 5 марта 2004), iconПрограмма по русскому языку для 9 класса создана на основе Федерального...
Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (Приказ №1089 мо РФ от 05. 03. 2004 г.), авторской...

Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ №1089 от 5 марта 2004), iconРабочая программа по литературе для 7 класса на 2013- 2014 учебный год
Приказ министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, общего, основного...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции