Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ № 1089 от 5 марта 2004), Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (М.: Дрофа, 2007) и авторской программы под редакцией В.Я. Коровиной (11-е издание, М. Просвещение, 2009). Целью литературного образования учащихся в 11 классе является воспитание особого отношения к литературе как результату общенародного значимого труда, инструменту духовно – нравственного самосовершенствования личности. Из этого следует важнейшая задача литературного образования одиннадцатиклассников – воспитание литературно образованного человека.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих задач:
Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста , понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 31 августа 2009 года № 320 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» в рабочую программу были внесены следующие изменения:
- Дополнился список литературных произведений А.И. Солженицына литературным произведением: Роман «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты)». Данная программа предполагает работу с учебником – «Литература XX века» 11 класс для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, Е.П. Пронина; Под ред. В.П. Журавлева. – М.: Просвещение, 2008, который соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. N 1067). Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы.
Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе является их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Преподавание литературы в 11 классе предполагает последовательное и систематическое изучение историко-литературного курса, который позволит сформировать представление о литературном процессе в России в 19 – 20 веках и предполагает монографическое изучение творчества классиков русской литературы.
Учащиеся получают историко – литературные сведения, знакомятся с образцами литературной критики, осваивают теоретические понятия и совершенствуют умения, определённые стандартом литературного образования. Описание места учебного предмета в учебном плане
Базисный учебный план предусматривает обязательное изучение литературы на базовом уровне в 11 классе в объеме 99 часов. Рабочая программа составлена для изучения литературы на базовом уровне и рассчитана на 3 часа в неделю (99 часов в год). Из них на уроки развития речи - 8 часов, на уроки внеклассного чтения - 19 часов.
Формы организации учебной деятельности: творческие работы, наблюдение над языковым явлением с заданием, самостоятельная работа, сочинение; групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Виды и формы контроля:
устный и комбинированный опрос, проверка на основе письменных и практических работ, тестовая проверка, систематическое наблюдение за работой учеников в обучении.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение, сопоставление, классификация;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезисов, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Поэтому в результате изучения литературы с использованием данного УМК ученики 11 класса должны уметь:
чтение и восприятие
- прочитать программные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения; воспроизводить их конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям;
чтение, истолкование и оценка
- анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; характеризовать следующие его компоненты: проблематика и идейный смысл; группировка героев относительно главного конфликта и система образов; особенности композиции; взаимосвязь узловых эпизодов; средства изображения образов – персонажей (портрет, пейзаж, интерьер, авторская характеристика, речевая характеристика); род и жанр произведения, способ авторского повествования; своеобразие авторской речи; авторское отношение к изображаемому;
- давать оценку изученному лирическому произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей;
- применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
- знать основные факты о жизни и творчестве изучаемых писателей;
- объяснять связь произведений со временем написания и современностью;
- объяснять сходство и различие произведений разных писателей;
чтение и речевая деятельность
- владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи;
- пересказывать текст художественного произведения, руководствуясь заданием (характеристика образа – персонажа, основная проблема произведения, особенности композиции);
- анализировать эпизод изученного произведения;
- составлять планы, тезисы статей на литературную тему;
- писать сочинения на литературную тему разных жанров;
- выразительно читать художественное произведение, в том числе выученные наизусть. Содержание учебного предмета
Введение (1 час)
Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия. Литература первой половины XX века (65 часов) Обзор русской литературы первой половины XX века
Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.
И. А. Бунин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание»
Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. ”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина. А. И. Куприн
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
М. Горький
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Старуха Изергиль».
Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.
Пьеса «На дне».
Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.
Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.
Символизм
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).
В. Я. Брюсов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.
К. Д. Бальмонт
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей. А. Белый
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.
Акмеизм
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н. С. Гумилев
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай». Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
Футуризм
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).
И. Северянин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава». Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
В. В. Хлебников
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…».
Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.
Крестьянская поэзия
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
Н. А. Клюев.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...». Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.
А. А. Блок
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать».
История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
В. В. Маяковский
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.
С. А. Есенин
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».
Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
М. И. Цветаева
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Идешь, на меня похожий…», «Куст».
Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.
О. Э. Мандельштам
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Невыразимая печаль», «Tristia». Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
А. А. Ахматова
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…».
Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.
Поэма «Реквием».
История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.
Б. Л. Пастернак
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…».
Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.
Роман «Доктор Живаго» (обзор).
История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа.
М. А. Булгаков
Жизнь и творчество.
Роман «Мастер и Маргарита».
История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
А. П. Платонов
Жизнь и творчество.
Повесть «Котлован».
Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.
М. А. Шолохов
Жизнь и творчество.
Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).
История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова. Обзор русской литературы второй половины XX века (25 часов)
Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.
Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).
А. Т. Твардовский
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем».
Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
В. Т. Шаламов
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».
История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования. А. И. Солженицын
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Один день Ивана Денисовича».
Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
Роман «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты)
В. М. Шукшин
Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».
Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
В. В. Быков
Повесть «Сотников».
Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.
В. Г. Распутин
Повесть «Прощание с Матерой».
Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.
Н. М. Рубцов
Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние.
Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.
И. А. Бродский
Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»).
Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”.
Б. Ш. Окуджава
Стихотворения: «До свидания, мальчики». Стихи о Москве. «Ты течёшь, как река. Странное название». Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.
А. В. Вампилов
Пьеса «Утиная охота».
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы. Литературное творчество народов России (1час)
М. Карим
Жизнь и творчество. «Подует ветер – всё больше листьев…», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб, и одежду…», «Птиц выпускаю…». Отражение вечного движения жизни. Тема памяти о родных местах, мудрости предков. Психологизм лирики башкирского поэта.
Обзор литературы последнего десятилетия (1 час)
Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати. Зарубежная литература XX века (6 часов)
Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины ХХ в. Реализм и модернизм.
Б. Шоу
Жизнь и творчество (обзор).
Пьеса «Пигмалион».
Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу.
Г. Аполлинер
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Мост Мирабо».
Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Аполлинера. Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики. Экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии.
Э. Хемингуэй
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Старик и море».
Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.
Т.С. Элиот
Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Многообразие мыслей и настроений стихотворения. Средства создания комического. Э.М. Ремарк
«Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. Своеобразие художественного стиля писателя.
Календарно-тематическое планирование
№
| Тема
| Кол-во
часов
| Дата проведения
| Планируемый результат
| Примечание
| по плану
| фактическая
| Введение (1 час)
| 1
| Судьба России в 20 веке.
Характеристика литературного процесса начала 20 века. Многообразие литературных направлений, стилей и школ, групп.
| 1
| 2.09
|
| Иметь представление о своеобразии литературы данного периода с точки зрения направлений, стилей, тем, идей, языка, образов, уметь составлять тезисы статьи в учебнике
|
| Русская литература первой половины XX века (65 часов)
| 2
| И.А. Бунин. Жизнь и творчество.
Лирика Бунина. «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество»
| 1
| 4.09
|
| Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, выразительно читать произведение
|
| 3
| «Господин из Сан-Франциско».
Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям.
| 1
| 7.09
|
| Знать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); уметь давать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения
|
| 4
| Поэтика рассказа «Господин из Сан-Франциско». Символика бунинской прозы.
| 1
| 9.09
|
|
| 5
| Тема любви в прозе Бунина Цикл «Тёмные аллеи». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.
| 1
| 11.09
|
| Знать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание уметь давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей
|
| 6
| Рассказ «Лёгкое дыхание». Принципы создания характера в прозе Бунина.
| 1
| 14.09
|
| Знать программное произведение, воспроизводить его конкретное; уметь давать оценку героям и событиям, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения
|
| 7
| Психологизм и особенности бунинской прозы. Роль художественной детали.
| 1
| 16.09
|
| воспроизводить его конкретное, уметь давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей
|
| 8
| А.И. Куприн.
Жизнь и творчество. Основные темы и проблемы.
| 1
| 18.09
|
| Знать основные факты о жизни и творчестве писателя
|
| 9
| Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет».
| 1
| 21.09
|
| Знать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); уметь анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения
|
| 10
| Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Бунина и Куприна
| 1
| 23.09
|
|
| 11
| Максим Горький.
Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы писателя. Романтический герой в рассказах
| 1
| 25.09
|
| Знать основные факты о жизни и творчестве писателя
|
| 12
| «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа.
| 1
| 28.09
|
| Уметь анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения
|
| 13
| Пьеса «На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.
| 1
| 30.09
|
| Знать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); уметь давать оценку героям и событиям
|
| 14
15
| Три правды в пьесе «На дне», ее социально-философская проблематика. Смысл названия пьесы
| 2
| 2.10
5.10
|
| Уметь анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения
|
| 16
| Роль Луки в пьесе. Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. Горького
| 1
| 7.10
|
| уметь анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения
|
| 17
| Зарубежная литература. Аполлинер.
Непосредственность чувств в поэзии Аполлинера. Экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии. «Мост Мирабо»
| 1
| 9.10
|
| Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, составлять тезисы статьи в учебнике
|
| 18
| Русский символизм и его истоки.
| 1
| 12.10
|
| Иметь представление о своеобразии литературы данного периода с точки зрения направлений, стилей, тем, идей, языка, образов, уметь составлять тезисы статьи в учебнике
|
| 19
| В.Я. Брюсов.
Жизнь и творчество.
Брюсов как основоположник символизма в России. «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны».
| 1
| 14.10
|
| Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, уметь соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты символизма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение
|
| 20
| Вн.чт. К.Д. Бальмонт. «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…».
| 1
| 16.10
|
| Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, уметь соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты символизма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение
|
| 21
| Вн.чт. А. Белый. «Раздумье», «Русь», «Родине».
| 1
| 19.10
|
| Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, уметь соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты символизма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение
|
| 22
| Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма
| 1
| 21.10
|
| Иметь представление о своеобразии литературы данного периода с точки зрения направлений, стилей, тем, идей, языка, образов, уметь составлять тезисы статьи в учебнике
|
| 23
| Н.С. Гумилёв. Слово о поэте. Проблематика и поэтика его лирики. «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай»
| 1
| 23.10
|
| Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, уметь соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты акмеизма, выразительно читать произведение
|
| 24
| Футуризм Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина, В. Хлебникова.
| 1
| 26.10
|
| Знать основные факты о жизни и творчестве писателей, уметь соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты футуризма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение
|
| 25
| А.А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символисты.
| 1
| 28.10
|
| Знать основные факты о жизни и творчестве писателя
|
| 26
| Темы и образы ранней лирики. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме».
| 1
| 30.10
|
| Уметь анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение, характеризовать героев произведения
|
| 27
| Тема страшного мира в лирике Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека», «В ресторане», «Фабрика». Развитие понятия о символе.
| 1
| 6.11
|
| Уметь анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение
|
| 28
| Тема Родины в лирике Блока. «Россия», «Река раскинулась», «На железной дороге»
| 1
| 9.11
|
| Уметь анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, писать сочинения на литературную тему, выразительно читать произведение
|
| 29
| Анализ стихотворений «Вхожу я темные храмы», «О, я хочу безумно жить», «Скифы»
| 1
| 11.11
|
| уметь анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение
|
| 30
31
| Поэма Блока «Двенадцать» и сложность её художественного мира. Идейное содержание произведения.
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.А. Блока
| 2
| 13.11
16.11
|
| Знать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); уметь давать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей
|
| 32
| Вн.чт. Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии Клюева. Страницы жизни и творчества (обзор). «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...».
| 1
| 18.11
|
| Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, уметь анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, составлять тезисы статьи в учебнике, выразительно читать произведение
|
| |