Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.




НазваниеРабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.
страница1/3
Дата публикации27.09.2014
Размер0.52 Mb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Амгинская средняя общеобразовательная школа № 2 им. В.В. Расторгуева»


РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО

Заместитель директора по УР

Директор МБОУ АСОШ №2
им. В.В. Расторгуева

Протокол №1

__________________________

___________И.А.Артемьев

от « __» августа 2014 г.

«__» августа 2014 г.

«___» _______________ 2014 г.


Рабочая программа
Наименование учебного предмета____литература_____________________________________________________________________________

Класс___10______________________________________________________________________________________________________________

Уровень общего образования

Учитель ______Бочкарева Ирина Витальевна_________________________________________________________________________________

Срок реализации программы, учебный год_____2014-2015_______________________________________________________________________

Количество часов по учебному плану

всего 105 часов в год; в неделю 3 часа

Планирование составлено на основе__ Программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего

среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2009 г.)

Учебник__________ Литература. 10 классы (Базовый уровень). Под редакцией Ю.В. Лебедева. Москва «Просвещение», 2012.
Рабочую программу составила_________________________________________________________________________________________________

подпись расшифровка подписи

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2009 г.)

На литературу в 10 классе отводится 3 часа в неделю (102 часа в год). Рабочая программа составлена к учебнику литературы для 10 класса (Лебедев Ю.В., Литература .10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2008).

Курс литературы 10 класса включает в себя обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями , но и показать их место в литературном процессе.

Целью литературного образования становится формирование читателя, способного полноценному восприятию произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Содержание курса 10 -11 класса на историко-литературной основе предполагает знакомство с вершинными произведениями русской литературы, которое даст представление о судьбах русской литературы и русской культуры. Учитель вместе с учениками проходит путь от наблюдения за частным явлением - художественным произведением - к формированию представления об историко-литературном процессе.

Цель литературного образования - способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:

- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

-осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира.

Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы.

Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными

направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.

Монографические темы представляют достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть - текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним - основа литературного образования

Основные общие учебные умения, навыки и способы деятельности, формируемые на уроках литературы в 10 классе

К основным общим учебным умениям, навыкам и способам деятельности, формируемых на уроках литературы относятся:

Использование элементов причинно-следственного и структурно- функционального анализа;

- Определение существенных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

- Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

- Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

- Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; овладение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

- Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

- Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.

- Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).

- Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.

- Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения учащегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, т.е. без реализации деятельного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен Знать \ понимать:

    • образную природу словесного искусства

    • содержание изученных литературных произведений

    • основные факты жизни и творчества писателей - классиков XIX века

    • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений

    • основные теоретико-литературные понятия; уметь:

      • воспроизводить содержание литературного произведения

      • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения

      • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи

      • определять род и жанр произведения

      • сопоставлять литературные произведения

      • выявлять авторскую позицию

      • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

      • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

      • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.


Литература XIX века (102часа.)

Введение

(1 час)

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.

Литература первой половины XIX века (12 часов) Обзор русской литературы первой половины XIX века (1 час)

Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы. (4 час.)

А. С. Пушкин (2 часа.)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...»,

Слияние гражданских, философских и личных мотивов.

Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

Поэма «Медный всадник».

Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

Углубление реализма в драматургии ( «Маленькие трагедии».)

Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.

М. Ю. Лермонтов (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова. Поэма «Демон»

Н. В. Гоголь (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть "Невский проспект» Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой
Литература второй половины XIX века.

А. Н. Островский. (5 часов + 1 Р/Р)

Театр Островского и традиции русской классической драматургии.

«Гроза». Смысл названия, своеобразие жанра. Система художественных образов, функции второстепенных и эпизодических персонажей.

Символика и фольклорные мотивы. Тема греха и святости, ее современные интерпретации. Споры вокруг образа главной героини. Сценическое воплощение пьесы.

А.Н.Островский в критике ( «Луч света в тёмном царстве» Н.А.Добролюбова.)

И. А. Гончаров (4час.)

Романы Гончарова как своеобразная трилогия о судьбах Родины и русского человека.

«Обломов». Социальная и нравственная проблематика . Хорошее и дурное в характере. Смысл его жизни и смерти . Обломов в системе художественных образов романа, смысл сопоставления со Штольцем. «Сон Обломова» и его место в композиции и сюжете. Поиски положительных начал русской жизни. Обломовка, обломовцы, обломовщина как символические образы произведения. Авторский приговор идеалам главного героя. Переосмысление проблемы любви в романе. Историко-философский смысл финала.

Споры вокруг образа главного героя.

Роман «Обломов» в зеркале критики.

И.С.Тургенев. (7 часов + 1 Р/Р.)

Жизнь и творчество (обзор).Этические позиции писателя. Жанровое многообразие творчества. Русский роман XIX века и романы И. С. Тургенева.

«Записки охотника».

«Отцы и дети». Философская проблематика романа. Смысл названия, полемический пафос. Своеобразие композиции. Система художественных образов. Идея разрыва связи времен. Противоречивость позиции Базарова, его победы и поражения. Любовный конфликт как идейное испытание героя. Временное и вечное в образе Базарова. Автор и его герой.

«Отцы и дети» — «живой роман». Споры об образе главного героя, о нигилизме.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом...

Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. iconПояснительная записка рабочая программа по литературе по коровиной...
Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение»,...

Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы...
Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»...

Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. iconРабочая программа учебного предмета «Литература» 8 класса, базовый...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом...

Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. iconРабочая учебная программа по литературе составлена на: основе программы...
Программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей-филологов мбоу саранпаульская сош

Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы...
«Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В. Я. Коровина, В. И. Коровин и...

Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. iconРабочая программа по литературе в 5 классе составлена на основе программы...
Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации в качестве программы...

Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. iconРабочая программа по литературе в 10 классе составлена на основе...
Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации в качестве программы...

Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. iconРабочая программа по литературе для 7 «Б» Учитель: Радевич Лариса Семёновна
Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение»)...

Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. iconРабочая программа по литературе в 5 классе 2013-2014 г
Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации в качестве программы...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции