МБОУ КР ОО « Шаховская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
директор школы зам. директора по УВР на заседании РМО
_______________ _______________ Баранова С.Ф.
Баюшкина Т.Н. Лежепёкова Н.Н.
« »_______2013/14 « »_______2013/14 « »_______2013/14
Рабочая программа
по музыке
для 7 класса
Учитель музыки: Гулина С.С.
2013 - 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования 2010 года и примерной программы основного общего образования программы «Музыка» для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 90, [6] с.
. При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник Т. И. Науменко, В. В. Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 7 класс» (М.: Дрофа, 2010 дневник музыкальных размышлений, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Рабочая программа - нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.
Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся учитель создает индивидуальную модель образования на основе государственного образовательного стандарта.
Место предмета в базисном учебном плане.
Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе среднего общего образования в 7 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов в год (1 час в неделю).
Рабочая программа по музыке для 7 класса актуализирует проблему, связанную с взаимодействием содержания и формы в музыке (тема года «Содержание и форма в музыке»), подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.
В первой части программы учебника для 7 класса рассматриваются следующие вопросы:
-
Что такое музыкальное содержание?
-
Что представляет собой музыкальный образ?
-
Как музыкальные жанры влияют на содержание произведения?
Вторая часть посвящена выявлению сущности определения «форма в музыке».
-
Что называть музыкальной формой - только ли разновидности музыкальной композиции - период, двух- и трехчастные формы, рондо, вариации?
-
Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции?
-
Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и в крупных музыкальных жанрах - опере, симфонии?
Структура документа.
Рабочая программа по музыке для 7 класса включает следующие разделы:
-
Титульный лист (название программы).
-
Введение.
-
Пояснительная записка.
-
Список литературы.
-
Учебно-тематический план.
Рабочая программа - индивидуальный инструмент учителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
Учитель имеет возможность внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей образовательного учреждения и учащихся конкретного класса.
Изучение учебного предмета «Музыка» в 7 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально- творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в предыдущие годы обучения в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, развитие музыкального мышления, формирование представления о музыке как о виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Целью уроков музыки в 7 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи музыкального образования:
-
научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
-
содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
-
воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
-
способствовать развитию интереса к музыке;
-
способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства;
-
сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т. д.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), в самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.
Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.
Для реализации программного содержания используются:
-
Науменко, Т. И. Музыка. 7 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. И. Нау- менко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2009.
-
Науменко, Т. И. Музыка. Дневник музыкальных размышлений. 7 класс [Текст]: пособие для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М. : Дрофа, 2010.
-
Музыка. 7 класс [Текст] : нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя : учеб.-метод, пособие / сост. Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2006. - 248 с.: ноты.
4. Музыка. 1 класс [Электронный ресурс]: фонохрестоматия на 2 CD / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М. : Дрофа, 2009.-2 электрон, опт. диска (CD-Rom).
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Количество часов в год - 35.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 7 класса заключаются:
-
в понимании главных особенностей содержания и формы в музыке, осознании их органического взаимодействия;
-
в умении определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отразить это понимание в размышлениях о музыке;
-
в умении находить связь между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;
-
в умении находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными на уроках;
-
в изучении новых терминов и понятий - прелюдия, оратория, романтизм, фуга, серенада;
-
в осмыслении характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;
-
в понимании художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации);
-
в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности.
Литература
Методические пособия для учителя:
-
Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования [Текст] / Э. Б. Абдуллин. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
-
Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
-
Алиев, Ю. Б. Пение на уроках музыки [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Владос-Пресс, 2005.
-
Владимиров, В. Н. Музыкальная литература [Текст] / В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин. - М.: Музыка, 1984.
-
Гришанович, Н. Музыка в школе [Текст] : методическое пособие для учителей / Н. Гриша- нович. - Минск: Юнипресс, 2006.
-
Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
-
Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст] : методическое пособие / Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.
-
Затямина, Т. А. Современный урок музыки [Текст] / Т. А. Затямина. - М. : Глобус, 2008.
-
Клёнов, А. Там, где музыка живёт [Текст] / А. Клёнов. - М.: Педагогика, 1985.
-
Могилевская, С. У лиры семь струн [Текст] : научно-художественная литература / С. Мо- гилевская ; худож. Н. Мищенко. - М.: Детская литература, 1981.
-
Музыка. 7 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева / авт.-сост. О. П. Власенко. - Волгоград : Учитель, 2009.
-
Цыпин, Г. М. Психология музыкальной деятельности [Текст] : теория и практика / Г. М. Цы- пин. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
-
Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе [Текст] / Л. В. Школяр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Дополнительная литература для учащихся:
-
Куберский, И. Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [Текст] / И. Ю. Куберский, Е. В. Минина. - СПб.: ТОО «Диамант»: ООО «Золотой век», 1996.
-
Музыка. Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
-
Прохорова, И. А. Зарубежная музыкальная литература [Текст] / И. А. Прохорова. - М.: Музыка, 1972.
-
Прохорова, И. А. Советская музыкальная литература [Текст] / И. А. Прохорова. - М.: Музыка, 1972.
-
Саймон, Генри У. Сто великих опер и их сюжеты [Текст] / Генри У. Саймон ; пер. с англ. А. Майкапара. - М.: КРОН-Пресс, 1998.
-
Саминг, Д.-К. 100 великих композиторов [Текст] / Д.-К. Саминг. - М.: Вече, 1999.
-
Финкелыитейн, Э. И. Музыка от А до Я [Текст] / Э. И. Финкелынтейн. - СПб.: Композитор, 1997.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
-
Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru. wikipedia.org/wiki
-
Житие преподобного Романа Сладкопевца [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost/dimitrii_rostl/842.html
-
Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://classic.chubrik.ru
-
Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/ contents.nsf/enc_music
Учебно-тематический план
№ раздела
|
№ урока
|
Содержание (темы уроков)
|
Кол-во часов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Тема года: «Содержание и форма в музыке»
|
|
1
|
«Магическая единственность» музыкального произведения
|
1
|
I
|
Содержание в музыке
|
3
|
|
2
|
Музыку трудно объяснить словами
|
1
|
|
3-4
|
Что такое музыкальное содержание
|
2
|
II
|
Каким бывает музыкальное содержание
|
5
|
|
5
|
Музыка, которую необходимо объяснять словами
|
1
|
|
6
|
Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского
|
1
|
|
7
|
«Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова
|
1
|
|
8
|
Когда музыка не нуждается в словах
|
1
|
|
9
|
Содержание в музыке
|
1
|
III
|
Музыкальный образ
|
3
|
|
10
|
Лирические образы в музыке
|
1
|
|
11
|
Драматические образы в музыке
|
1
|
|
12
|
Эпические образы в музыке
|
1
|
IV
|
О чем рассказывает музыкальный жанр
|
4
|
|
13
|
«Память жанра»
|
1
|
|
14
|
Такие разные песни
|
1
|
|
15
|
Такие разные танцы
|
1
|
|
16
|
Такие разные марши
|
1
|
V
|
Что такое музыкальная форма
|
3
|
|
17
|
«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы
|
1
|
|
18
|
Художественная форма – это ставшее зримым содержание
|
1
|
|
19
|
От целого к деталям
|
1
|
VI
|
Музыкальная композиция
|
8
|
|
20
|
Какой бывает музыкальная композиция
|
1
|
|
21
|
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период)
|
1
|
|
22
|
Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма)
|
1
|
|
23
|
Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки
|
1
|
|
24-25
|
Многомерность образа в форме рондо
|
|
|
26
|
Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича
|
1
|
|
27
|
Музыкальная композиция
|
1
|
VII
|
Музыкальная драматургия
|
8
|
|
28
|
Музыка в развитии
|
1
|
|
29
|
Музыкальный порыв
|
1
|
|
30-31
|
Движение образов и персонажей в оперной драматургии
|
2
|
|
32-33
|
Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»
|
2
|
|
34
|
Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии
|
1
|
|
|
Содержание и форма в музыке (заключительный урок)
|
|
|