Гавриловского района




Скачать 0.72 Mb.
Название Гавриловского района
страница 1/6
Дата публикации 27.09.2014
Размер 0.72 Mb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4   5   6


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ШКОЛА ИСКУССТВ»

ГАВРИЛОВСКОГО РАЙОНА


Рассмотрена и рекомендована Утверждена

к утверждению решением приказом №21 от 01.09.2011г.

Педагогического совета директора

МБОУ ДОД «Школа искусств» МБОУ ДОД «Школа искусств» протокол № 1 от 31.08.2011г Усенко Р.П._________ .


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебной дисциплине

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

2011г.
Пояснительная записка
Цели и задачи.
Основными задачами музыкальных школ и школ искусств являются: воспитание у детей любви и интереса к музыкальному искусству, понимания народного, классического и современного творчества, развитие музыкальных способностей учащихся, а также подготовка активных слушателей и пропагандистов отечественной музыкальной культуры. В решении этих задач видная роль принадлежит курсу музыкальной литературы. Слушание и изучение музыкальных произведений является одним из средств музыкального воспитания, способствующих единству художественного и технического развития юных музыкантов.

Изучение музыкальной литературы должно развивать у учащихся способность понимать художественную красоту музыки и тем самым стимулировать их стремление воспроизводить прекрасное, совершенствовать свои исполнительские навыки. В процессе активного изучения учащимися разнообразных музыкальных произведений развивается музыкальное мышление и память, а слуховое развитие приобретает богатую художественную основу. Преподавание музыкальной литературы в тесной связи со всем циклом учебных дисциплин обогащает музыкально-педагогический процесс, способствует более быстрому и гармоничному развитию музыкальных способностей учащихся.

Исходя из задач расширения общекультурного кругозора учащихся, курс музыкальной литературы включает достаточно широкий круг явлений из области истории и теории музыки: важнейшие события музыкальной жизни, биографии композиторов, ознакомление с различными жанрами и формами музыкальных произведений, с инструментами симфонического оркестра, с музыкальными терминами и т.д.

Для решения задач музыкально-эстетического воспитания курс музыкальной литературы ставит своей конкретной практической целью развитие у детей разносторонних музыкальных навыков и, прежде всего, умения сознательно и эмоционально слушать музыку. В процессе изучения музыкальных произведений учащиеся должны приобрести навык элементарного слухового разбора музыки, предполагающий понимание выразительности отдельных элементов музыкальной речи, восприятие образного характера произведений, запоминание главнейших его тем, узнавание на слух прослушанной музыки. Учащиеся должны научиться излагать свои впечатления и мысли о музыке: грамотно рассказывать о пройденных произведениях, об их содержании, композиции и выразительных средствах.

Информация о программе :

Программа по учебной дисциплине «Музыкальная литература» реализуется с сентября 2007 года;

Тип программы - модифицированная. Программа разрабатывалась за счёт внесения изменений в программу по учебной дисциплине «Музыкальная литература» И. Лагутина, преподавателя Академического музыкального училища при МГИ им. Чайковского, заслуженный деятель искусств РФ.
Основной формой занятий по музыкальной литературе является групповой урок с постоянным составом учащихся, не превышающим 10 человек.

Курс музыкальной литературы изучается в течение четырёх лет: со II – V классах по специальностям народные инструменты и с IV- VII по специальности Фортепиано.

Общий объём 128 часов.





Содержание рабочей программы.


Музыкальная литература даёт хотя и элементарный, но законченный круг знаний, связанный с явлениями музыкального творчества и музыкально-общественной жизни. Курс музыкальной литературы в популярной форме знакомит учащихся с различными произведениями народного, классического и современного музыкального искусства, с творчеством отдельных выдающихся композиторов XVIII - XX веков.

Первый год обучения.


Первый год изучения музыкальной литературы имеет вводный характер. Его цель – пробудить у учащихся сознательный и стойкий интерес к слушанию и разбору музыкальных произведений. Изучаемый материал, в основу которого положены сочинения различных жанров народной, классической и современной музыки, расположен в порядке возрастания сложности, что обеспечивает доступность усвоения знаний учащимися. Первый год изучения музыкальной литературы должен заложить основы всего комплекса навыков, развиваемых в последующих разделах курса. Учащиеся должны также получить представление о значении музыкального искусства, его роли в быту и своеобразном отражении в нём явлений действительности, познакомиться с основными средствами музыкальной выразительности, музыкальными жанрами, их закономерностями.
Роль музыки в нашей жизни. Музыкальная литература – предмет, способный распахнуть перед нами дверь в волшебный мир звуков. Музыкальное произведение – «письмо» из прошлых эпох. Эмоциональное воздействие музыки на человека. Мифы, былины, сказки о музыкантах.

Как говорит музыка? Музыкальный язык
Богатство и разнообразие музыкального языка. Выразительные средства музыки. Значение ритма, лада, тембра, регистра, гармонии и фактуры в создании художественных образов музыкального искусства. Мелодия как основа музыкальных произведений. Симфонический оркестр. Симфоническая сказка Прокофьева «Петя и волк».

Музыкальные формы
Простые формы: период, двухчастная, трёхчастная. Их особенности на примерах пьес из «Детского альбома» Чайковского. История создания «Детского альбома». Названия пьес, группировка их в цикле. Анализ пьес с целью выяснения признаков формы. Знакомство со сложными и крупными формами.
Музыка и слово. Песня. Романс
Музыка и слово в фольклоре. Их роль в древних обрядах. Значение музыки в календарных песнях (веснянках, колядках). Былины. Исторические, лирические песни. Шуточные, плясовые, колыбельные.

Мелодия и речитатив в романсе. Способы воплощения текста в музыке. Шуберт «Форель». Глинка «Ночной смотр». Мусоргский «В углу» из цикла «Детская».

Кантилена. Ария «Casta diva» из оперы «Норма» Беллини. «Вокализ» Рахманинова. Кантилена в инструментальной музыке.
Музыка и движение. Марш. Танец
История возникновения жанров. Походные, церемониальные и траурные марши. «Марш Преображенского полка». Агапкин «Прощание славянки». «Скорбный марш» Госсека. Траурный марш из сонаты № 12 Бетховена. Марши из оперы «Аида» Верди.

Сказочные марши в театральной музыке. Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева.

Основные средства выразительности, присущие жанру марша. Сопоставление контрастных тем как основа структуры маршей. Инструментальные и песенные марши.

Роль танца в древних обрядах. Народные танцы. Своеобразие их выразительных средств. Хоровод, гопак, трепак, лезгинка, тарантелла, сицилиана. «Гопак» из «Сорочинской ярмарки» Мусоргского. Трепак из балета Чайковского «Щелкунчик». Лезгинка из балета Хачатуряна «Гаянэ». «Тарантелла» Россини. «Сицилиана» Баха.

Из истории западноевропейских танцев. Менуэт, вальс. Венский вальс XIX века. Менуэт из оперы Моцарта «Дон-Жуан». Вальсы «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса» Штрауса.
Программно - изобразительная музыка
Понятие о программности инструментальных произведений.

Картины природы, произведения литературы и живописи, а также события самой жизни как источник содержания сочинений программной музыки.

Звукоизобразительные возможности инструментальной музыки. Использование выразительности звукоизобразительных приёмов в программных произведениях. «Музыкальные портреты» французских клавесинистов. «Сестра Моник» Куперена.

Роль тембра и гармонии в изображении пространства в музыке. «Утро» из сюиты Грига «Пер Гюнт».

Мусоргский. «Картинки с выставки». В качестве программы - произведения живописи. История создания цикла. Разбор нескольких пьес (по выбору) с целью выявления изобразительных средств.

Музыка и театр
Основные музыкально-сценические жанры: опера, оперетта, балет. Музыка к драматическому спектаклю. Э. Григ.

Музыка к драме Ибсена «Пер Гюнт». Самостоятельное художественное значение музыки Грига. Яркое и самобытное отражение в ней основных образов драмы. Природа и народная фантастика в музыке Грига.

«Утро», «Смерть Озе», «Танец Анитры», «В пещере Горного короля».

.

Балет
История возникновения балета. Балет во Франции XVII века. Балет в России XVIII – XIX века. Чайковский и Петипа. Чайковский – создатель русского классического балета. Основные черты балета

как музыкально-сценического жанра; объединение в нём музыки, танца и сценического действия. Танцевальная основа музыки; чередование отдельных законченных танцевальных номеров. Сольные номера в балете, ансамбли, кордебалет.

Опера
История возникновения жанра. Италия - родина оперы, страна bel canto. Первые итальянские оперы, их сюжеты и авторы. Оперы серьёзные и комические. Синтетичность оперного жанра. Ведущее значение музыки. Единство вокального и инструментального начала. Основные элементы оперы: речитатив, ария, её разновидности, ансамбли, хоры, балетные сцены и оркестровые номера.


Второй год обучения

Классики европейской музыки
Начиная со второго года обучения, программа строится на чередовании монографических тем в соответствии с историко-художественным процессом.

Программа второго года обучения включает монографические темы, посвящённые крупнейшим представителям западноевропейской музыки: Баху, Гайдну, Моцарту, Бетховену, Шуберту и Шопену.

Изучение произведений разнообразных жанров (песни, фортепианные пьесы малых форм, сюиты, сонаты, симфонии, увертюры и оперы) способствует расширению и углублению ранее полученных знаний и навыков. Музыкальный материал, составляющий основу большинства тем, впервые знакомит учащихся с сонатно-симфоническим циклом и сонатной формой.

Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750)
И. С. Бах – гениальный немецкий композитор первой половины XVIII века, обобщивший в своём творчестве лучшие традиции

немецкого национального искусства и искусства других стран.

И. С. Бах воплотил в своём творчестве богатый душевный мир простого человека, создал огромное количество глубоких по содержанию произведений.

Детские и юношеские годы. Музыкальные традиции семьи Бахов. Раннее проявление дарование Иоганна Себастьяна Баха. Занятия с отцом, а затем с братом Иоганном Христофором. Большая любознательность И. С. Баха и неудержимое стремление к познанию музыкальной литературы. Окончание лицея в Люнебурге и интенсивная работа над своим музыкальным образованием. Начало самостоятельной жизни. Унизительное, зависимое положение музыканта в Германии того времени. Придворная и церковная служба.

Достижения Баха в области исполнительского мастерства на органе и клавире.

Творческая деятельность в Веймаре и Кётене (1708 – 1723).

Создание ряда выдающихся произведений для органа и клавира. Растущая слава Баха как исполнителя-виртуоза и импровизатора на органе и клавире.

Жизнь в Лейпциге с 1723 года. Служба при церкви. Разлад с начальством, препятствовавшим Баху в его стремлении улучшить работу церковной школы. Тяжёлое материальное положение семьи Баха.

Участие в музыкальной жизни Лейпцига. Педагогическая деятельность Баха и создание произведений учебного плана: маленьких прелюдий и фуг, инвенций и др. Вокально-инструментальные сочинения.

Последние годы жизни. Судьба творческого наследия.

Историческое значение творчества Баха.
Клавирное творчество
«Французские сюиты» Баха (отдельные номера). Краткие сведения о строении сюиты как циклического произведения. Принцип контраста частей. Характеристика и разбор отдельных старинных танцев.

Сведения об отличительных чертах гомофонно-гармонического и полифонического стилей. Имитация как один из основных приёмов полифонического письма.

Инвенция – пример простейшего полифонического произведения, основанная на принципе имитации. Двух- и трёхголосные инвенции Баха (например: двухголосные инвенции C – dur, F- dur и трёхголосные инвенции f – moll, h – moll).

Фуга как сложное полифоническое произведение. Основные разделы фуги. Строение экспозиции фуги и соотношение тональностей в ней. Цикл прелюдия и фуга. Импровизационный склад прелюдии. “Хорошо темперированный клавир” Баха. Малый цикл. Разбор отдельных циклов прелюдий и фуг (например: прелюдии и фуги C- dur, c - moll из I тома).

Произведения для органа
Сведения об устройстве органа. Назначение органной музыки.

Произведения Баха для органа. Глубина и впечатляющая сила их содержания.

Органная токката и фуга d – moll. «Малый цикл» – его переосмысление и доведение до масштабов крупной формы. Особенности музыкального языка и формы, глубокие философские образы.

Хоральные прелюдии. Прелюдия как самостоятельный жанр. Обработка протестантских хоралов. Вокальная основа прелюдий. Особенности музыкального языка, образов и композиции. Прелюдии f-moll, Es-dur.
Классицизм в западноевропейской музыке XVIII века
Возникновение классицизма во французской литературе. Его распространение в странах Европы. Формирование классического стиля в музыке. Венская классическая школа и её представители. Становление классической оперы. К. В. Глюк и его оперная реформа.

Инструментальная музыка. Классическая сонатная форма, сонатно-симфонический цикл.
Франц Йозеф Гайдн (1732-1809)
Выдающийся австрийский композитор второй половины XVIII столетия Гайдн – один из создателей основных жанров инструментальной музыки классического типа: симфонии, сонаты, квартета.

Детские годы, раннее проявление музыкального дарования. Первые занятия музыкой. Пребывание в церковной капелле в Вене. Первые творческие опыты.

Работа в капелле князя Эстергази (1761 - 1790). Многочисленные обязанности Гайдна в капелле. Интенсивная творческая деятельность, рост мировой славы Гайдна.

Концертные поездки в Лондон (1791 – 1792, 1794 - 1795). Создание «Лондонских симфоний».

Последние годы жизни Гайдна в Вене. Создание ораторий «Сотворение мира» и «Времена года».

Народные истоки музыки Гайдна.
Знакомство с сонатной формой

на примере сонат e – moll и D – dur
Разбор сонат. Характеристика основных разделов и тем всех трёх

частей. Особое внимание уделить разбору сонатных форм I частей. Тональный план сонат и их первых частей. Контрастное

сопоставление частей сонат. Сравнительный анализ обеих сонат.
Знакомство с сонатно-симфоническим циклом

на примере симфонии № 103 Es-dur «С тремоло литавр»
Общее знакомство с сонатно-симфоническим циклом. Количество частей, строение цикла, чередование частей по принципу контраста. Образное содержание симфонии. Оркестр Гайдна. Разбор частей симфонии, характеристика их основных разделов и тем.
Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791)
Моцарт – гениальный австрийский композитор второй половины XVIII века, современник Гайдна.

Детские годы. Раннее проявление гениальной одарённости. Занятия музыкой под руководством отца – Леопольда Моцарта – опытного музыканта и педагога. Ранние композиторские успехи юного Моцарта. Блестящие концертные выступления во Франции и Англии. Создание целого ряда крупных произведений - симфоний, сонат, вариаций и др. Создание первых опер. Путешествие в Италию. Занятия под руководством виднейшего композитора и теоретика падре Мартини.

Возвращение в Зальцбург. Тяжёлая и унизительная служба у Зальцбургского архиепископа. Напряжённая творческая работа. Путешествие во Францию в 1778 году. Смерть матери и возвращение на родину. Обострение отношений с архиепископом и окончательный разрыв с ним.

Годы жизни в Вене (1781 - 1791). Создание наиболее совершенных и зрелых произведений: опер «Похищение из Сераля», «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан» и «Волшебная флейта»; симфоний Es – dur, g – moll, C – dur (№ 39, 40, 41). Тяжёлые материальные условия жизни Моцарта в Вене.

Создание последнего произведения – «Реквиема». Безвременная смерть Моцарта.

Мировое значение творчества Моцарта. Жанровое многообразие, мелодическое богатство, совершенство формы. Искренность и правдивость его музыки; её глубокая содержательность.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гавриловского района icon Краснокамского муниципального района пермского края постановление
Фз "Об автономных учреждениях", статьей 10 Положения о бюджетном процессе в Краснокамском муниципальном районе, утвержденного решением...
Гавриловского района icon Прохладненского муниципального района кбр
Прохладненского муниципального района кбр» от 30. 09. 2013 г. №133/3 «О порядке проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады...
Гавриловского района icon Краснокамского муниципального района пермского края постановление
Краснокамском муниципальном районе, Положением о бюджетном процессе в Краснокамском муниципальном районе, утвержденным решением Земского...
Гавриловского района icon Отдел образования башмаковского района Пензенской области
Разнарядка на получение учебных изданий для образовательных учреждений Башмаковского района
Гавриловского района icon Приказ
«Об утверждении плана работы управления образования администрации Советского района на 2014 год», с целью совершенствования системы...
Гавриловского района icon Итоги деятельности отдела образования Северного района в 2010 году...
Учреждениями образования Северного района общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего...
Гавриловского района icon Банк одаренных детей Буйнакского района на ноябрь 2013г
«День защиты детей». Федерация дзюдо Всеволожского района Ленинградской области 2013г
Гавриловского района icon Согласовано: утверждаю
Директор мук «Межпоселенческий Председатель комитета культуры методический центр народного творчества Маловишерского муниципального...
Гавриловского района icon Программа элективного курса «Экология Северного района»
Северного района и включает материал по экологической оценке состояния окружающей среды. Курс рассчитан на 34 часа, внеучебная деятельность...
Гавриловского района icon План работы мку «Управление образованием мр «Гумбетовский район»...
В 2012-2013 учебном году деятельность районного Управления образования, образовательных учреждений района была направлена на создание...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции