Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.




Скачать 186.19 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.
Дата публикации27.09.2014
Размер186.19 Kb.
ТипРабочая учебная программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая учебная программа
МОУ МАЛИВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ Маливской средней общеобразовательной школы

____________________ /И.В. Макарова/
«____» августа 2013 года
протокол №____ от «____» августа 2013года
М.П.

Рабочая программа по литературе

(базовый уровень)

класс

Составитель: Соколова С.В,

учитель русского языка и литературы

первой категории

2013-2014 уч. г.

Коломенский муниципальный район

Раздел 1.

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2009г.), данный учебник рекомендован к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 уч.год

Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

- составление планов;

- краткие и подробные пересказы текста;

- изложение с элементами сочинения;

- устные и письменные сочинения-характеристики героев;

- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

- развитие художественной фантазии у детей;

- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.

Программа призвана обеспечить:

- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;

- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- воспитание речевой культуры учащихся.

Задача курса литературы 7 класса:

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
РАЗДЕЛ II.

Место предмета в учебном плане и распределение часов по разделам программы

Согласно федеральному базисному плану для образовательных учреждений РФ на изучение предмета отводится 2 часа в неделю, 1 час выделен из компонента образовательного учреждения, всего 102 часа в год. В авторской программе предусмотрены варианты календарно-тематического планирования на 2 часа в неделю и на 3 часа. Второй вариант календарно-тематического планирования позволяет уделять внимание смысловому чтению, организовывать учебное сотрудничество обучающих друг с другом и с учителем; формировать умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Уровень подготовки учащихся позволяет не вносить изменений в планирование, разработанное В.Я.Коровиной.

Раздел III.

Основное содержание программы.

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ

Кол-во часов

Введение.

1

Устное народное творчество.

6

Древнерусская литература.

5

Русская литература 18 века.

3

Русская литература 19 века.

32

Творчество писателей 2-ой половины XIX века

18

Из русской литературы XX века.

28

Зарубежная литература.

9

Раздел III.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

  1. Текст художественного произведения.

  2. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

  3. Особенности композиции изученного произведения.

  4. Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.

Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.

  2. Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.

  3. Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.

  4. Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.

  5. Различать эпические и лирические произведения.

  6. Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.

  7. Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.

  8. Составлять план собственного устного или письменного высказывания.

  9. Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.

  10. Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.

  11. Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.


Раздел IV.

Календарно-тематическое планирование.

Всего часов: 102 (3 ч. В неделю ),

из них на развитие связной речи: 7ч.

Авторы учебника: В.Я.Коровина

Авторы программы: В.Я.Коровина


Номера уроков

Наименование разделов и тем

Плановые сроки

прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1

Введение. Книга в жизни человека. (1ч.)

02.09.- 07.09.







Устное народное творчество (6 ч)







2

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.







3-4

Былина. Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа.

Прославление мирного труда.

09.09.-14.09.




5

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Особенности былинного стиха и поэтических интонаций.







6

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка.

«Калевала»







7

Пословицы и поговорки. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.

16.09.-21.09.







Древнерусская литература (5ч)







8

Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы.







9

Русские летописи. Отрывок из «Повести временных дет» «О пользе книг».







10

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

23.09.-28.09.




11

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.







12

Р.р.Подготовка к письменной работе на одну из предложенных тем.










Русская литература 18 века (3 часа)







13

М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого».

30.09.-05.10.




14

М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия» (отрывок) Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах.. Понятие о жанре оды.







15

Г. Р. Державин. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание». Философские размышления о смысле жизни.










Русская литература 19 века (32ч)










Творчество А.С. Пушкина (8ч)







16

А. С. Пушкин. Слово о поэте

«Полтава» (отрывок) Мастерство в изображении Полтавской битвы. Петр I и Карл XII.

07.10.-12.10.




17

А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к родине. Образ автора в отрывке из поэмы.







18

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник.







19

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады.

14.10.-19.10.




20

А. С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена.







21

А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Гуманизм повести.







22

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у

Минского». Развитие понятия о повести

21.10.-26.10.




23

Р.р.Подготовка к домашнему сочинению по тв-ву А.С.Пушкина.










Творчество М.Ю. Лермонтова (5 ч)







24

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про купца Калашникова».







25

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

28.10.-02.11.




26

Фольклорные начала в «Песне про купца Калашникова». Особенности сюжета и художественной формы поэмы.







27

М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы.







28

М. Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел».

11.11.-16.11.




29

Контрольная работа по творчеству А.С, Пушкина и М.Ю.Лермонтова.










Творчество Н. В. Гоголя (6часов)







30-31

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая основа повести.

Нравственный облик Тараса Бульбы.

18.11.-23.11.




32-33

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.







34

Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое.

25.11.-30.11.




35

Р.р. Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»










Творчество И. С. Тургенева (3 часа)







36

И. С. Тургенев. Слово о писателе. История создания «Записок охотника».







37

«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека.

02.12.-07.12.




38

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».










Творчество Н. А. Некрасова (3 часа)







39

Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины». Историческая основа поэмы.







40

Величие духа русской женщины. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»

09.12.-14.12.




41

Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины.










Творчество А. К. Толстого (1 час)







42

А.К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михаило Репнин». Правда и вымысел.










Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина (4 часа)







43

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.

16.12.-21.12.




44

Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности.







45-46

М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.

23.12.-28.12.




47

Тестирование по произведениям Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова и М.Е.Салтыкова-Щедрина.










Творчество писателей 2-ой половины 19 века (18 часов)

24.12.2012 г.-22.02.2013 г.







Творчество Л.Н. Толстого (3 часа)







48-49

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести

13.01.-18.01.




50

Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки, духовный мир.










Творчество И.А. Бунина (2 часа)







51

И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.







52

И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смыл рассказа. Мастерство Бунина – прозаика и поэта.

20.01.-25.01.




53

Р.р.Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Толстого и Бунина.










Творчество А.П. Чехова (4 часа)







54

А. П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков.







55

Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».

27.01.-01.02.




56

Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник»







57

Смех и слёзы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня» и др.







58-59

Р/р.Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. Обучение анализу лирического текста.

03.02.-08.02.







Тв - во А. М. Горького (6 ч)







60

М. Горький. Биография писателя. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.







61

Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

10.02.-15.02.




62-63

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: Бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа.







64

Р/р Обучение анализу эпизода повести.

17.02.-22.02.




65

«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.










Творчество писателей первой половины 20 века (28 часов)







66-67

В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения.

24.02.-01.03.




68

В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя.







69-70

Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.

03.03.-08.03.




71-72

А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека.







73-74

А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности.

10.03.-15.03.




75

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века)







76-77

Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.

17.03.-22.03.




78

Контрольная работа.







79

Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики.

02.04.-05.04.




80

Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой,К. Симонова, А.Суркова,А. Твардовского, Н.Тихонова.







81

Ф. Абрамов. Слово о писателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе.

07.04.-12.04.




82

Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе Ф. Абрамова «О чём плачут лошади».







83

Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.







84

Е.И. Носов «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению.

14.04.-19.04.




85-86

Ю.П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека.







87

«Тихая моя родина…».Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира. Единство человека и природы.

21.04.-26.04.




88-89

Философские проблемы в лирике А. Т. Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое.







90

Д.С. Лихачев. Слово о писателе. «Земля родная ». (главы ) как духовное напутствие молодёжи. Публицистика, мемуары как жанры литературы.

28.04.-03.05.




91

М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.







92

Песни на слова русских поэтов XX века

Лирические размышления о жизни, времени и вечности.







93

Расул Гамзатов. Слово о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни.

05.05.-10.05.







Зарубежная литература (9 часов)

.




94

Р. Бернс «Честная бедность». Представление поэта о справедливости и честности.







95

Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.







96

Японские хокку. Особенности жанра.

12.05.-17.05.




97-98

О. Генри «Дары волхвов» Преданность и жертвенность во имя любви.







99-100

Р.Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра.

19.05.-24.05.




101-102

Итоги года. Рекомендации на лето.

26.05.-30.05.





Раздел V.

Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Библиотечный фонд

  • Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной 5-9 классы. М. «Просвещение», 2011

  • Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2009г.

2.Методические пособия по литературе для учителя

  • Аркин И.И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

  • Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.

  • Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9классы. - М.: Дрофа, 2006.

  • Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 7 класс. - М.: Просвещение, 2005.

  • Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.

  • Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 7 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.

II. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

  • Портреты писателей

  • Таблицы по литературе по основным разделам курса литературы

  • Альбомы демонстрационного материала (по творчеству писателей, литературным направлениям и проч.)

III. информационно-коммуникативные средства


  • Мультимедийные пособия. Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 7-8 классы.

  • DVD. Русская литература от Нестора до Маяковского.

  • DVD. Русская поэзия 17 – 20 веков.

  • Компьютер.


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УР ____________ / О.Н. Михеева/
«____» _______________________2013 года
СОГЛАСОВАНО

РМО учителей русского языка и литературы
Протокол заседания РМО № ________ от «_____»____________________2013

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом...

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы...
Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»...

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. iconПояснительная записка рабочая программа по литературе по коровиной...
Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение»,...

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. iconРабочая учебная программа по литературе составлена на: основе программы...
Программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей-филологов мбоу саранпаульская сош

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. iconРабочая программа учебного предмета «Литература» 8 класса, базовый...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом...

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. iconРабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе...

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. iconРабочая программа по литературе в 5 классе составлена на основе программы...
Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации в качестве программы...

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. iconРабочая программа по литературе в 10 классе составлена на основе...
Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации в качестве программы...

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. iconРабочая программа по литературе для 7 «Б» Учитель: Радевич Лариса Семёновна
Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение»)...

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. iconРабочая программа по литературе (базовый уровень)
Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение»),...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции