Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом «Стандарта основного общего образования по литературе» и «Примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе», а также Программы под редакцией Коровиной В. Я. на основе учебника Лебедева Ю.В. «Литература 10 класс» в 2 частях. 10 класс обшеобразовательный, соответственно программа разработана для общеобразовательного уровня подготовки по литературе.
Место предмета «Литература» в базисном учебном плане.
В Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации ( в инвариантной части, т.е. для обязательного изучения) отводит 210 часов для изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования. В Х – ХI классах выделяется по 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).
Литература в современных условиях является одним из столпов, стоящих в основании нравственного воспитания личности, испытывающей массу негативных воздействий различного характера. В связи с новыми социокультурными обстоятельствами и трудностями адаптации в современном обществе подросток испытывает надобность в советчике, способном помочь обрести ориентиры в жизненном лабиринте, нуждается в своевременном обсуждении насущных проблем. Таким советчиком может стать хорошая книга. Однако она не решит комплекса личностных проблем без аналитического слова учителя, без его знаний и жизненного опыта, без мудрой поддержки ученика, основанной на прямых и косвенных советах писателя.
Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим. Образование на уроках литературы идет рука об руку с воспитанием; они в равной мере реализуются под сильнейшим воздействием эмоциональной силы художественного слова.
Литературное образование в старших классах дает возможность диалога с большими мастерами слова, предусмотревшими большую часть затруднений, встающих перед нашими современниками. Литература II половины XIX века несет в себе комплекс нравственных установок и ценностей, которые должны стать мерилом истинного развития человека. В этой связи одним из основных используемых при изучении литературы подходов является аксиологический (ценностный подход), реализующий воспитательный, нравственно ориентированный потенциал произведений.
Другой особенностью литературы является взаимозависимость и взаимообусловленность текстов разных эпох и периодов, что также должно найти отражение в уроке. Выявление интертекстуальных связей не только дает возможность глубокого проникновения в проблему, волновавшую разных писателей, но и определить их эстетические предпочтения, а значит, сформировать разностороннего читателя.
Как любой вид искусства, литература входит в содружество муз, питается идеями, пользуется сюжетными алгоритмами других искусств и сама в свою очередь становится основой новых шедевров. Программа ориентирует учителя на комплексное изучение
произведений, реализующее интегративный подход в преподавании предмета. Предлагается при этом учитывать интересы старшеклассников, выбирать те параллели, которые являются жизненно важными для этого возраста. В то же время интегрирование не должно затемнять смысл произведения, не может смещать акценты при анализе текста.
Перечисленные подходы становятся в современном литературном образовании приоритетными, т.к. ориентированы на воспитание нравственно и эстетически развивающуюся личность.
Главнейшая цель школы — подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.
Целями изучения литературы в 10 классе являются следующие:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики должны:
сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.
Логика этого процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика.
В десятом классе ученик знакомится с курсом на историко-литературной основе.
Структура курса старших классов отличается от структуры всех предшествующих классов. Эта структура дает возможность освоить историю литературы, поскольку сочетание обзорных и монографических тем рисует панорамную картину литературного процесса.
В десятом классе представлена русская литература XIX века. Это яркие страницы романтизма, становление реализма, зарождение и развитие русской литературной критики.
Монографическое изучение великих классиков XIX века предполагает обращение к различным приемам освоения объемных произведений: это различные формы комментариев, в том числе и комментированное чтение, обращение к пересказам и исполнению фрагментов произведений, выразительному чтению и др.
Программа последовательно обращает внимание учителя к вопросам теории литературы. Нет темы, в которой не было бы обозначено обращение к вопросам теории. Однако эти указания не предполагают систематическое изучение этих вопросов, а указывают лишь на то, что возможно и желательно обратить внимание на конкретный теоретический вопрос при чтении этого произведения. Накопление теоретических сведений должно осуществляться постоянно. Важно не заучить определение, а понять, когда и зачем нужна теория, и уметь их использовать, что сделает анализ конкретного произведения более содержательным.
В десятом классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XIX веке в его связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук. При этом учитывается, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее».
В центре анализа - литературный процесс в XIX веке. Автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.
Естественно, что на каждом из этапов литературного образования предусмотрены связи с другими искусствами. В 10 классе это реализуется при параллельном изучении литературы, искусства и истории.
Более глубокому и адекватному восприятию произведений способствует также определение мировоззренческих установок, нашедших отражение в изучаемых произведениях, и философского фундамента авторской концепции.
Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.
Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.
Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть — текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним — основа литературного образования
Предпочтительными формами контроля являются творческие и контрольные работы.
Программа рассчитана на 102 часа учебного времени.
Межпредметные связи.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.
Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (Музыкой и изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру.
Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Особенности организации учебного процесса.
Содержание программы носит практико - и личностно ориентированный подход. При проведении уроков используются различные формы организации учебного процесса:
Лекции, беседы, семинары, практикумы, деловые игры.
Описываются методические особенности тем.
Итоговый контроль проводится в форме зачетов, контрольных сочинений, комплексного анализа текстов, тестирования.
ЕЖ
Требования к уровню подготовки
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х века;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
Должны уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного или письменного) на выбранную тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования
культуры межнациональных отношений.
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
Для учащихся:
Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение.
Лебедев Ю.В., Романова А.Н. Литература: 10 класс: Практикум (ЕГЭ). - М.: Просвещение.
Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В.И. Коровина. - М.: Просвещение.
Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В.Г. Маранцмана.. - М.: Просвещение.
Русская литература XIX века: Практикум: 10 класс / Под ред. В.И. Коровина. - М.: Просвещение.
Русская литература XIX века: Вторая половина: 10 класс: Хрестоматия художественных произведений: В 2 ч. / Сост. В.П. Журавлёв. - М.: Просвещение.
Русская литература Х1Х-ХХ веков: В 2 т. Т.1: Русская литература XIX века. Учебное пособие для поступающих в МГУ им. М.В. Ломоносова / Сост. и науч. ред. Б.С. Бугров, М.М. Голубков. -М.: Аспект Пресс, 2000.
Читатель и время: Рабочая книга по литературе: 10 класс / Под ред. В.Г. Маранцмана. -М.: Просвещение.
Для учителя:
Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2002.
Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. - М.: Просвещение.
Золотарёва И.В., Михайлова Т.Н. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-е полугодие. - М.: Вако, 2003.
Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 2-е полугодие. - М.: Вако, 2003.
Капитанова Л.А. Н.С. Лесков в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2008.
Капитанова Л.А. Л.Н. Толстой в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2008.
Капитанова Л.А. А.П. Чехов в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2007.
Карнаух Н.Л. , Щербина И.В. Письменные работы по литературе: 9-11 класс. - М.: Дрофа, 2002.
Кузина Л.Н. Ф.И. Тютчев в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2007.
Кучина Т.Г., Леденев А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 10 класс: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2001.
Лебедев Ю.В., Кузнецова М.Б. Литература: 10 класс: Методические советы: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.
Лебедев Ю.В., Романова А.Н. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. - М.: Просвещение.
Литература: 10 класс: Методические рекомендации / Под ред. В.Г. Маранцмана. - М.: Просвещение.
Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение. 15. Сахаров В.И. А.Н. Островский в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2008.
Семёнов А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. ХП-Х1Х вв.: 9-10 классы: Пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 2000.
Тодоров Л.В. Поэзия: образы и понятия. - М.: Русское слово, 2009.
Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н. Русская литература XIX века: Материалы для подготовки к экзамену. - М.: Русское слово, 2003.
Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XIX века: 10 класс. - М.: Просвещение.
Шайтанов И.О., Афанасьева О.В. Зарубежная литература: 10-11 классы: Элективный курс: Методические советы. - М.: Просвещение.
Якушин Н.И. Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2007.
Якушин Н.И. Н.А. Некрасов в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2008.
Якушин Н.И. И.С. Тургенев в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
|
Тема урока
|
Дата
|
Колич.
час.
|
Тип урока
|
Форма урока
|
Элементы содержания
|
Планируемый результат освоения
материала образования
|
Виды контроля
|
Информационное сопровождение
|
|
По плану
|
Факт
|
|
ВВЕДЕНИЕ
|
|
1
2
|
Общая характеристика и своеобразие русская литературы.
Русская литература на рубеже XVIII- XIX веков
|
|
|
2
|
Усвоение новых знаний
|
Лекция
|
Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала,
«праведничество», борьба с социаль-
ной несправедливостью и угнетением человека). Ху-
дожественные от-
крытия русских пи-
сателей-классиков
|
Знать: основные темы и проблемы, получившие развитие в русской литературе XIX века; понимать связь художественной литературы с общественными собы-
тиями эпохи.
Уметь: составлять
тезисный план или конспект лекции учителя
|
Тезисный план или конспект лекции учителя
|
Учебник, словари, Интернет-ресурсы
|
|
3
|
Обзор
русской
литературы
первой
половины XIX веки
|
|
|
1
|
Усвоение новых знаний
|
Лекция
|
Россия в первой
половине XIX века.
Классицизм, сен-
тиментализм, ро-
мантизм. Зарожде-
ние реализма в
русской литературе
первой половины
XIX века. Нацио-
нальное самоопре-
деление русской
литературы
|
Знать: основные
закономерности
историко-
литературного процесса; сведения о
пушкинском и гого-
левском периодах
его развития.
Уметь: составлять
тезисный план или
конспект лекции
учителя
|
Работа со словарём, запись лекции учителя
|
Учебники, справочная литература, словарь
|
|
4-5
|
Творчество К.Н.Батюшкова и В.А.жуковского
|
|
|
2
|
Усвоение новых знаний
|
Лекция с элементами беседы
|
Значение творчества Батюшкова и Жуков-
ского как родоначаль
ников романтической школы «гармоничес-
кой точности», роль поэтов в преобразова
нии языка, образной системы русской поэзии
|
Знать: основные зако-
мерности историко-ли-
тературного процесса; сведения о поэтах, их роли в развитии литера
туры первой половины 19 в.Уметь: составлять
тезисный план или
конспект лекции
учителя
|
Лекция учителя, сообщения учеников
|
Учебники, справочная литература, словарь
|
|
6
|
Декабристский романтизм. Творчество К.Ф.Рылеева
|
|
|
1
|
Усвоение новых знаний
|
Лекция с элементами беседы
|
Исторические условия развития декабризма; литературная программа декабристов; своеобразие поэзии К.Ф.Рылеева
|
Знать: основные
закономерности исто-
рико-литературного процесса; сведения о
о поэтах, их роли в раз
звитии литературы первой половины 19 в.
Уметь: составлять
тезисный план или
конспект лекции
учителя
|
Беседа, сообщения учеников, выразительное чтение, анализ поэтических текстов
|
Учебники, справочная литература, Сборники стихотворений
|
|
7-8
|
Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества А.С.Пушкина
|
|
|
2
|
Усвоение новых знаний
|
Исследо-вание
|
Краткий обзор жиз-
ни и творчества
А.С. Пушкина. Ро-
мантическая лири-
ка периода Южной
и Михайловской
ссылок. Особенно-
сти пушкинского
лирического героя,
отражение в стихо-
творениях поэта
духовного мира
человека («Погасло
дневное светило»,
«Элегия»)
|
Знать особенности
романтической ли-
рики Пушкина.
Уметь: анализиро-
вать и интерпрети-
ровать стихотворе-
ния, используя све-
дения из истории и
теории литературы,
соотнося стихотво-
рения с литера-
турным направле-
нием; выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения; выступать с
сообщением на
литературную тему
|
Выразительное чте-
ние стихотворений; индивидуальное со-
общение об особен-
ностях лирического героя Пушкина; от-
веты учащихся на проблемные вопро-
сы: чем отличается романтическая лири
ка поэта периода Южной ссылки от стихотворений,напи
санных в Михайлов
ском; почему увле-
чение романтичес-
кими идеалами в зрелом творчестве поэта уступает место реализму
|
Сборники стихотворений, учебник, словарь
|
|
9-10
|
Основные темы, мотивы лирики А.С. Пушкина. Пушкин о назначении поэта и поэзии
|
|
|
2
|
Урок усвоения новых знаний, анализ, выразительное чтение
|
Исследо-
вание, анализ
|
«Чувства добрые»
в пушкинской лири-
ке, её гуманизм. Воль
нолюбивые мотивы, политическое и фило
софское осмысление
поэтом темы свободы
Восприятие свободы
как высшей жизнен-
ной ценности («Воль-
ность», «Свободы
сеятель пустын-
ный» и др.)
|
Знать: основные этапы
эволюции темы свобо-ды в творчестве А.С.
Пушкина: от осознан-
ия необходимости об-щественной свободы, «вольности святой» в ранней лирике до пони
мания свободы как лич
ной независимости в позднем творчестве; Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения.
|
Выразительное чте-
ние стихотворений; индивидуальное со-
общение о влиянии декабристских
идей на творчество
А.С. Пушкина.Отве
ты учащихся на воп
росы: какую эволю-
цию претерпели вол ьнолюбивые моти-
вы в лирике Пушки-
на; как в творчестве поэта сочетаются элегический и оди
ческий романтизм?
|
Сборники стихотворений, учебник, словарь
|
|
11
|
Философские мотивы в лирике
А.С. Пушкина.
|
|
|
1
|
Урок знакомства с поэтическими произведениями
|
Исследование, анализ
|
«Вечные темы» и их философское осмыс-
ление в поэзии Пуш-
кина (пюбовь и друж
ба, свобода и творчес
тво, человек и приро-
да, жизнь и смерть, смысл человеческого бытия). Анализ стихотворений «Под
ражания Корану»,
«Вновь я посетил…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…».
|
Знать: какое воплоще
ние в творчестве Пуш-
кина получили вечные
ные темы, почему поэт обратился к их религи-
озно-философскому ос
мыслению жизни. Уметь: анализировать и интерпретироватьсти
хотворения с позиции их религиозно-филосо
фского осмысления; вы
разительно читать сти-
хотворения, соблюдая нормы литературного произношения
|
Выразительное чте-ние стихотворений; сравнительный ана-
лиз текста молитвы стихотворения «От-
цы пустынники и жены непорочны;
ответ учащихся на вопрос: почему от «чистого афеизма» молодых лет в кон-
це жизни Пушкин приходит к осмысле
лению вечных истин?
|
Сборники стихотворений, учебник, словарь
|
|
12
|
Р.Р.Тема любви и дружбы в поэзии А.С. Пушкина (анализ и интерпретация одного стихотворения А.С.Пушкина)
|
|
|
1
|
Урок развития речи
|
Практикум
|
Особенности темы любви и многообра-
зия ее раскрытия в лирике А.С.Пушкина Адресаты любовной лирики А.Пушкина
Сопоставление сти-
хотворений о любви.
Анализ стихотворе-
ний. Развитие монологической речи учащихся на основе анализа поэтического произведения.
|
Знать адресатов любов
ной лирики Пушкина, основные положения
пушкинской концеп-
ции любви и их отраже
ние в художественном творчестве поэта.
Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения; сравни-
вать художественные
произведения Пушки-
на о любви; вырази-
тельно читать стихотво
рения, соблюдая нор-
мы литературного про-
изношения.
|
Выразительное чте-
ние стихотворений; сравнительный ана-
лиз стихотворений; параллель между творчеством и жиз-
нью Пушкина,разви
тие навыков анали
за лирического текста.
|
Сборники стихотворений, учебник, словарь,
|
|
13
|
Вн.чт.
«Великое» и «малое» в «Повестях Белкина» А.С.Пушкина
|
|
|
1
|
Урок примене-ния получен-ных знаний
|
Семинар
|
Развитие монологи-
ческой речи и инте-
реса к творчеству ве-
ликого поэта, навы-
ков самостоятельной работы учащихся на основе анализа прои
зведения, обобщение знаний, полученных в предыдущих класс
сах, жанровое своео
бразие произведений в оценке критики.
|
Знать содержание произведений «Повести Белкина»; уметь определять тему, главную идею повестей, жанровое своеобразие, особен-
ности субъектной орга
низации произведений, выражать собственное мнение к прочитанно
му произведению
|
Пересказ, комментарий, развитие речи, определение точки зрения автора, хронология повестей
|
Художественный текст, учебник, словарь
|
|
14
|
Вн.чт.
«Маленькие трагедии» - вечные проблемы добра и зла.
|
|
|
1
|
Урок примене-ния получен-ных знаний
|
Семинар
|
Развитие монологической речи учащихся на основе анализа произведения, жанровое своеобразие произведений, повести в оценке критики.
|
Знать содержание произведений «Маленькие трагедии»; материалы критики; уметь определять тему, главную идею произведений, жанровое своеобразие, особенности цикла
|
Пересказ, комментарий, развитие речи, определение точки зрения автора, хронология, вечные проблемы добра и зла, философские размышления поэта о человеческих страстях: о деньгах («Скупой рыцарь»), о любви («Каменный гость»), об искусстве («Моцарт ти Сальери»), о смерти («Пир на весь мир»).
|
Художественный текст, учебник, словарь
|
|
15-16
|
Художественный мир поэзии
М.Ю.Лермонтова. Чувство трагического одиночества, мятежный порыв и слияние с миром в лирического героя в поэзии Лермонтова
|
|
|
2
|
Урок актуализа-ции ранее получен
ных знаний, приобре-
тения новых знаний
|
Комбинированный
|
Своеобразие художе-
ственного мира М. Лермонтова: чувство
трагического одино-
чества, мятежный по-
рыв и слияние с миро
зданием в стихо твор
ениях «Как часто пёс
трою толпою окру-
жён…», «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу»
Углубление понятия
о романтизме и реал
изме в творчестве поэта.
|
Знать основные моти-
вы лирики Лермонтова
понимать, в чём заклю-
чается своеобразие его художественного мира, как соотносятся в нём
романтические и реали
стические традиции.
Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения, вырази
тельно читать их, собл
юдая нормы литератур
ного произношения
|
Выразительное чтение стихотворе-
ний; чтение
наизусть; ответы на проблемные во-
просы: в чём
заключается
своеобразие
художественного мира Лермонтова;
какое воплощение нашли в творчестве поэта романтические и реалистические традиции?
|
Художественный текст, учебник, словарь, презентация
|
|
|