Конспект урока литературы в 11 классе (2 часа). Тема : «Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»




Скачать 55.02 Kb.
НазваниеКонспект урока литературы в 11 классе (2 часа). Тема : «Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Дата публикации27.09.2014
Размер55.02 Kb.
ТипКонспект
literature-edu.ru > Литература > Конспект

Ночкина Юлия Станиславовна, учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» г. Воркута

Конспект урока литературы в 11 классе (2 часа).
Тема: «Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели:

  1. Дидактические:

  • обобщить и систематизировать материал по образам романа (Мастер, Маргарита, Иешуа Га-Ноцри, Воланд, Понтий Пилат, «московское народонаселение»;

  • определить место каждого персонажа с позиции: является он носителем добра или зла;

  • ответить на вопросы:

- Что хотел показать М. Булгаков в образе Иешуа Га – Ноцри?

- Что необходимо по М. Булгакову для достижения совершенства?

- Как влияют обстоятельства на формирование личности человека?

  1. Развивающие:

    • развитие умения обобщать материал и делать выводы;

    • развитие умения выделять главное, существенное;

    • развитие речи учащихся;

    • развитие коммуникативных умений в процессе работы в группе;

    • совершенствование умения объективной самооценки.

      1. Воспитательные:

  • воспитание интереса к литературе как виду искусства и учебному предмету;

  • воспитание внимательного отношения к слову;

  • воспитание правильных нравственных ориентиров, понимание того, что главное в человеке - «живая душа», моральные качества его личности.

Оборудование урока:

    1. План работы в группе. Критерии оценки работы в группе. Оценивание.

    2. Рабочий лист урока.

    3. Вопросы группам.

    4. Высказывания писателей, поэтов и философов разных времен о добре и зле (для каждой группы).

    5. Изображение героев с цитатой.

    6. Философские определения «добра» и «зла».

Эпиграф к уроку:

Тут дьявол с Богом борется,

а поле битвы – сердца людей.

Ф. М. Достоевский.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

- Сегодня на уроке мы поразмышляем над темой, интересующей не одно поколение людей. Поможет нам - великое произведение XX века «Мастер и Маргарита» М.Булгакова.

- А над чем размышлять?

II. Введение в урок.

- Ключевые слова темы урока обозначены в строках стихотворения русского поэта Э.Асадова:

Лучше добрым на свете быть,

Злого в мире и так довольно.

- На ваш взгляд, какие это слова? Запишите их в Рабочих листах (слова записываются на доске).

- Объясните значение данных слов с помощью подбора синонимов. Запишите в Р.Л.(слова записываются на доске).

- Сформулируйте, что такое добро и зло, используя синонимические ряды. Запишите в Р.Л.

- Насколько близки вы были к объяснению этих понятий определите, прослушав толкование слов в философском словаре (на доску вывешиваются определения)
Благо, добро – все, что может служить предметом удовлетворения человеческих потребностей; стремление его чувственности и духа:

  1. Блага материальные, внешние, достижение которых доставляет человеку удовольствие, чувственное наслаждение.

  2. Блага духовные и нравственные: познание истины и красоты, исполнение долга, свободы духа.


Высшее благо




Гармоничное

развитие

личности.

Полное отречение

от страстей и свобода духа.

Деятельная любовь

к ближнему (альтруизм).



Зло – все, что возбуждает в нас неудовольствие или отвращение, или вообще оценивается нами отрицательно и противоположно благу.




Физическое

(Все, что причиняет человеку страдания, например, болезнь).

Социальное

(Несоответствие общественной и государственной идее справедливости).

Моральное

(Нарушение велений нравственного закона, вызывающее даже осуждение).

Метафизическое
?


«Философский словарь».


  1. Введение в тему.

- Как вы понимаете значение «метафизическое зло»? (недостающее определение вывешивается на доску).

Несовершенство, необходимо вытекающее из природы бытия вообще и природы человека в особенности.


- Продолжите мою мысль: « В романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» рассматривается форма зла».

- Теперь, я думаю, вам не составит труда сформулировать тему урока? Запишите в Р.Л. (тема вывешивается на доску).

- Ключом к раскрытию темы могут служить слова известного русского писателя XIX века Ф. М. Достоевского (эпиграф урока вывешивается на доску). Определите главную мысль высказывания. (Добро и зло – понятия, которые вне человека не существуют).

- Попробуем определить место каждого героя романа с позиции: является он носителем добра или зла. Для этого обратимся к заданиям. (Работа в группах. Ответы. На доску вывешиваются иллюстрации героев, учащиеся определяют место «добро», «зло».

Вывод: Из множества героев романа, только Иешуа вы определили как носителя только положительных черт.

- Иешуа – идеальный образ, так как он является носителем высшего блага (обращение к определениям из «Философского словаря»).

- Так не есть ли Иешуа Га-Ноцри сам Иисус Христос? Можем ли поставить= (высказывание учеников)

ИИСУС = ИЕШУА (доска)

- Вопрос сложный. Подробно изучила вопрос ваша одноклассница. Результат работы - таблица в Р.Л.

Вывод: = ставить нельзя.

- Что хотел показать М.Булгаков в образе Иешуа Га – Ноцри? (Возможность достижения совершенства простым человеком).

- Что необходимо, по М.Булгакову, для достижения высшего блага? (Совершенство мира).

- Кому из героев принадлежат слова: «Главное – обстоятельства, которые делают добрых людей несчастливыми»?

- Какие обстоятельства помешали достичь «высшего блага» Маргарите, Мастеру, «Московскому народонаселению»? Согласны ли вы с тем, что обстоятельства влияют на формирование личности человека?

- Не кажется ли вам, что вышесказанное вами созвучно с утверждение Ф. М. Достоевского «Красота спасет мир». Какое значение вкладывал писатель в слово «красота»?

IV. Творческая работа.

- Возможно ли то, что проповедует Иешуа Га-Ноцри «злых людей нет на свете». Напишите сочинение-миниатюру в Р.Л. (озвучивание работ по желанию учащихся).


  1. Заключение.

- Обращение к эпиграфу. Что необходимо делать, чтобы искоренить борьбу дьявола с Богом? (Не допускать зло).

- Перед вами высказывания людей разных эпох. Какие из них вы могли бы предложить в качестве эпиграфа к уроку? Аргументируйте свой выбор.

  1. Рефлексия.

- Как вы думаете, в чем смысл нашего урока?

- Какие размышления у вас возникли в связи с работой над темой?

- Что показалось наиболее сложным в уроке?

- Над какими вопросами по роману «Мастер и Маргарита» М. Булгакова вы хотели поразмышлять?

  1. Домашнее задание.

- Предоставляю вам возможность выбора темы сочинения по роману. Можете самостоятельно сформулировать тему.
Заключительное слово учителя.

- Хотелось закончить урок словами Л. Новиковой:

Мы в мир пришли, чтобы добро творить,

Чтоб злу дорогу в душу преградить.

- Помните об этом.

(На листах оценивания ученики показывают степень своего участия в уроке).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока литературы в 11 классе (2 часа). Тема : «Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconУрок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск

Конспект урока литературы в 11 классе (2 часа). Тема : «Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconКонспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по...
Осмыслить роль образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Конспект урока литературы в 11 классе (2 часа). Тема : «Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconКонспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по...
Осмыслить роль образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Конспект урока литературы в 11 классе (2 часа). Тема : «Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» icon12 класс. Зачёт №1 Темы сочинений
Роль сцены сеанса чёрной магии в идейно-художественной структуре романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Конспект урока литературы в 11 классе (2 часа). Тема : «Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconКонспект урока литературы в 11 классе Николаева Н. В. Тема урока
Подготовить учащихся к восприятию творчества В. М. Шукшина, к пониманию, откуда высокая нравственность писателя. Показать лучшие...

Конспект урока литературы в 11 классе (2 часа). Тема : «Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconПлан-конспект урока литературы в 9 классе. Тема
Цель: дать представление о личности А. С. Грибоедова и его трагической судьбе; проследить историю создания комедии «Горе от ума»

Конспект урока литературы в 11 классе (2 часа). Тема : «Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconКонспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин...
Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является...

Конспект урока литературы в 11 классе (2 часа). Тема : «Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconКонспект урока литературы в 5 классе. Тема Учимся читать и понимать...
Развитие читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций

Конспект урока литературы в 11 классе (2 часа). Тема : «Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconКонспект урока литературы. 8 класс. Конспект составила учитель русского...
Цели урока: систематизировать, углубить и обобщить знания о творчестве и судьбе

Конспект урока литературы в 11 классе (2 часа). Тема : «Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconКонспект урока чтения и развития речи в 5 классе
«Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции