Пояснительная записка Общее количество часов по плану 102 на развитие речи – 6 ч. Количество часов в неделю 3 ч




Скачать 432.36 Kb.
НазваниеПояснительная записка Общее количество часов по плану 102 на развитие речи – 6 ч. Количество часов в неделю 3 ч
страница1/5
Дата публикации26.09.2014
Размер432.36 Kb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
Пояснительная записка

Общее количество часов по плану 102 на развитие речи – 6 ч.

Количество часов в неделю 3 ч.

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и программой по литературе для общеобразовательных учреждений 5 – 11 кл. под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации. М.: ДРОФА .2009г.

Учебник: Литература. 9 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях/автор-составитель Т.Ф.Курдюмова. – М.: Дрофа, 2010

Автор: Т.Ф. Курдюмова. ( в двух частях). М.: ДРОФА. 2010 г.

Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Цель:

Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют

Задачи обучения:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

 отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подходк созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» выпускники должны:

чтение и восприятие

  • прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,

  • воспроизвести их конкретное содержание,

  • дать оценку героям и событиям;


чтение, истолкование и оценка

  • анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;

  • особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;

  • род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;

  • выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;

  • обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;

  • объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;


чтение и речевая деятельность

  • пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

  • давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;

  • писать изложения на основе литературно-художественных текстов;

  • писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;

  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;

  • выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.



Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обязательного уровня подготовки по литературе таким образом должны стать:

  • обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;

  • ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;

  • оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно», «достаточно» — «недостаточно»;

  • ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитываются как различные возможные толкования содержания произведения, так и вариативность словесного выражения.


Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:

  • начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения;

  • факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);

  • глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз личных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);

  • уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);

  • качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.

Предусматривается применение следующих технологий обучения:

  • традиционная классно-урочная

  • игровые технологии

  • здоровьесберегающие технологии

ИКТ


Учебно-тематический план.


п/п

Содержание

Кол-во часов

1

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

1

2

Литература эпохи Средневековья

1

3

Древнерусская литература

5

4

Литература эпохи Возрождения

2

5

Литература VIII века

12

6

Литература XIX века

59

7

Русская литература XX века

16

8

Русская литература 60-90-х годов XX века

5

9

Лирика последних десятилетий XX века

1


Содержание изучаемого курса

  1. Литература как искусство слова ( 1ч )

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России.

  1. Литература эпохи Средневековья (1 ч)

Данте. «Божественная комедия»

  1. Древнерусская литература (5 ч)

«Слово о полку Игореве»

  1. Литература эпохи Возрождения (2 ч)

У. Шекспир. «Гамлет»

  1. Литература VIII века (12 ч)

М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский пркстолея Величества….».

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае северного сияния»

Г.Р. Державин. Ода «Фелица», стихотворения «Властителям и судиям», «Памятник»

Д.И. Фонвизин. «Недоросль».

А.Н. Радищев. «Путешествия из Петербурга в Москву».

Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза».

И.В. Гете. «Фауст».

  1. Литература XIX века ( 59 ч)

Золотой век русской поэзии. В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин, Н.М. Языков, А.В. Кольцов, Е.А. Баратынский.

Романтизм в русской литературе.

В.А. Жуковский. «Море», «Невыразимое».

Дж. Г. Байрон. «Душа моя мрачна», «Видение Вальтесара».

Жанры романтической лирики.

А.С. Грибоедов. «Горе от ума»

А.С. Пушкин. «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Храни меня, мой талисман», «Сожженное письмо», «Поэт», «Рсень», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Маленькие трагедии «Моцарт и Сальери».

«Евгений Онегин»

М.Ю. Лермонтов. «Ангел», «Ужасная судьба отца и сына», «Нет, я не Байрон, я другой…» «Монолог», «Дума», «Пленный рацарь», «Нищий».

«Герой нашего времени».

Н.В. Гоголь «Мертвые души». «Шинель»

И.С. Тургенев. «Первая любовь»

Ф.И. Тютчев. «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…», «День и ночь», «Эти бедные селенья»…

А.А. Фет. «Чудная картина», «Я вдаль иду», «Нет, я не изменил…»

Н.А. Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом»

Л.Н. Толстой. «Юность». Автобиографические произведения.

А.П. Чехов. «Человек в футляре», «Тоска». «Маленькая трилогия». Юмор и сатира.

  1. Русская литература XX века ( 16 ч)

И.А. Бунин. «Жизнь Арсеньева». Стилистическое мастерство.

М. Горький. «Мои университеты». Публицистика.

А.А. Блок. «Россия», «Девушки пела в церковном хоре».

С.А. Есенин. «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом»

В.В. Маяковский. «Послушайте!», «Прозаседавшиеся»

А.А. Ахматова. «Песня последней встречи», «Сероглазый король».

Г. Тукай. «О, эта любовь!». Газель.

М.А. Булгаков. «Мертвые души», «Собачье сердце». Пьеса и инсценировка.

В.В. Набоков. «Гроза», «Рождество», «Сказка». Природа и человек в произведениях искусства.

М.А. Шолохов. «Судьба человека»

А.Т. Твардовский. «Василий Теркин». Создание народного характера.

  1. Русская литература 60-90-х годовXX века ( 5ч)

В.П. Астафьев. «Царь-рыба»

В.Г. Распутин. «Деньги для Марии»

А.В. Вампилов. «Старший сын»

А.И. Солженицын. «Матренин двор»

В.М. Шукшин. «Верую!», «Алеша Бесконвойный», «Ванька Тепляшин». Суровый гуманизм прозы второй половиныXX века.

  1. Лирика последних десятилетий XX века ( 1ч )

Стихотворения и поэмы Н. Заболцкого, Л. Мартынова, Н. Рубцова, я. Смелякова, Е. Евтушенко, Н. Глазкова..

  1. Итоги.

Пути развития литературы в XIX-XXвв. Богатство тематики и жанровое многообразие.
Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе и цитатного, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование, составление сравнительной характеристики;

- итоговый (за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО литературе ЗА КУРС 9 КЛАССА

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя.

  1. Золотарева И.В., Корнеева М.С. и др. Поурочные разработки по литературе.9 класс.- М.: Вако, 2004

  2. Журнал « Литература в школе».

  3. Литература. Приложение к газете «Первое сентября».

  4. Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.

  5. Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.

  6. Турьянская М.В., Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. - М., 2002.

  7. Липина Е.Ю. Литература. Тесты к учебникам-хрестоматиям под ред. Т.Ф. Курдюмовой.5-9 классы

  8. Мультимедиа энциклопедия. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 9-10

  9. Литература. Библиотека электронных наглядных пособий. ООО «Физикон» ООО «Дрофа» Зинина Е.А. Теория литературы в таблицах.



Для учащихся.

  1. Литература: справочные материалы для школьника. – М., 1994.

  2. Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.

  3. Кондрашов В.Н, Литературные викторины. – М, 1968.

  4. Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998.

  5. Полухина В.Т. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе 9 класс. – М., 2000.

  6. Турьянская М.В., Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. - М., 2002.

  7. Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.

  8. Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). – М., 1998.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Общее количество часов по плану 102 на развитие речи – 6 ч. Количество часов в неделю 3 ч iconРабочая программа на 2013-2014 учебный год Предмет: Музыка Класс:...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 с. Верхнеяркеево муниципального района...

Пояснительная записка Общее количество часов по плану 102 на развитие речи – 6 ч. Количество часов в неделю 3 ч iconРабочая программа на 2013-2014 учебный год Предмет: литературное...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение башкирская гимназия имени народного поэта Республики Башкортостан Назара Наджми...

Пояснительная записка Общее количество часов по плану 102 на развитие речи – 6 ч. Количество часов в неделю 3 ч iconРабочая программа на 2013-2014 учебный год Предмет: окружающий мир...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение башкирская гимназия имени народного поэта Республики Башкортостан Назара Наджми...

Пояснительная записка Общее количество часов по плану 102 на развитие речи – 6 ч. Количество часов в неделю 3 ч iconРабочая программа по литературе в 10 классе Количество часов: 5 часов в неделю (170 часов)
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Зеленокумска Советского района» Ставропольского края

Пояснительная записка Общее количество часов по плану 102 на развитие речи – 6 ч. Количество часов в неделю 3 ч iconРабочая образовательная программа по литературе для 6класса (2 часа...
Количество часов на изучение курса соответствует школьному учебному плану, составленному в соответствии с Базисным учебным планом...

Пояснительная записка Общее количество часов по плану 102 на развитие речи – 6 ч. Количество часов в неделю 3 ч iconРейтинг-план по дисциплине "Методы психологических исследований"
Психолого-педагогическое направление Профиль подготовки "Специальная психология". Курс 1, семестр 1 Количество зе по плану Форма...

Пояснительная записка Общее количество часов по плану 102 на развитие речи – 6 ч. Количество часов в неделю 3 ч iconКоличество часов в неделю

Пояснительная записка Общее количество часов по плану 102 на развитие речи – 6 ч. Количество часов в неделю 3 ч iconПрограмма составлена на основании Программы «Современная экономика»
Данная программа составлена на основании Программы «Современная экономика» Равичева С. А., Протасевича Т. А. Рассчитана на обучение...

Пояснительная записка Общее количество часов по плану 102 на развитие речи – 6 ч. Количество часов в неделю 3 ч iconПояснительная записка
Е. П., Скиба А. В. «Модульное обучение на уроках информатики. Программирование в среде Турбо-Паскаль» как поддерживающий профиль....

Пояснительная записка Общее количество часов по плану 102 на развитие речи – 6 ч. Количество часов в неделю 3 ч iconКлассы/Количество часов в год/неделю

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции