Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и программы по литературе для 8-го класса (базовый уровень) под редакцией В.




Скачать 444.37 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и программы по литературе для 8-го класса (базовый уровень) под редакцией В.
страница1/3
Дата публикации26.09.2014
Размер444.37 Kb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
Российская Федерация

МБОУ Стародубская средняя общеобразовательная школа №2

243240 Брянская область город Стародуб улица Урицкого 24, тел. 2-22-67, 2-31-82
Рассмотрено Утверждена

на заседании методического приказом директора

Совета школы МБОУ ССОШ №2

протокол № 1 № 178 от 02.09.2013

От «30» 08 2013 г. ___________Бурая Е.М.

Рабочая учебная программа

по литературе

8 класс

для базового уровня

Составлена на основе программы

по литературе

для классов с базовым уровнем

(Коровина В.Я.) 68 ч., 2 ч. в неделю)

(наименование программы, авторы программы)


Срок реализации программы: 2013 – 2014 г.

Пожарская Л.В.

( Ф.И.О. педагога, составившего рабочую учебную программу)

г.Стародуб

2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и программы по литературе для 8-го класса (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной, 11-е издание, М. «Просвещение», 2009 год.

Программа полностью соответствует федеральному компоненту государственного стандарта и программе по литературе под редакцией В.Я.Коровиной. Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Программой предусмотрено изучение фольклора, древнерусской литературы, литературы 18, 19, 20 веков, что помогает школьникам понять творчество отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики литературных направлений, течений и т.д. Программа данного класса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя или читателя и т.д.)

В программе 8 класса затронута одна из ведущих проблем - взаимосвязь литературы и истории. Сохраняя преемственность с программой 5-7 классов, решая свои традиционные задачи, данная программа готовит школьников к восприятию историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

Программа строится на принципе концентризма, т. е. предполагает возвращение к отдельным авторам, произведения которых уже были изучены, но задачи изучения текста на каждом этапе различные.

Особое внимание в программе отводится выразительности чтения и совершенствованию речи учащихся.

Цели:

Изучение литературы в среднем звене школы на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;



  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

Для реализации рабочей учебной программы выбран учебник «Литература. 8 класс.» в двух частях под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, М. : Просвещение, 2012 год, т. к. он полностью соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и Федеральному базисному учебному центру

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа-68 часов

Количество тем:-9

Введение (1 час)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Раздел 1. Устное народное творчество (2ч.)

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Предания как исторический жанр русской Народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий

Раздел 2. Из древнерусской литературы (2ч.)

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Раздел 3. Из литературы 18 века (Зч.)

Денис Иванович Фонвизин. (3 ч.)

Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Раздел 4. Из литературы 19 века (33ч.)

Иван Андреевич Крылов (2ч.)

Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Лягушки, просящие царя». Мораль басни. «Обоз», их историческая основа.

Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков. Отражение в баснях таланта Крылова - журналиста, музыканта, писателя, философа.

Кондратий Федорович Рылеев (1 ч.)

Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы, Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

Александр Сергеевич Пушкин(10 ч.)

Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча» Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К *** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. Особенности поэтической формы.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная, Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики.

Михаил Юрьевич Лермонтов (4 ч)

Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Николай Васильевич Гоголь (8 ч)

Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены.

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты, Петербург «как символ вечного адского холода» Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч)

Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе,

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Николай Семенович Лесков (1 ч)

Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа, Деталь как средство создания образа в рассказе.

Лев Николаевич Толстой (3 ч)

Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделения двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество».

Антон Павлович Чехов (2 ч)

Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. Теория литературы.
Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Вн. чт Рассказ А. П. Чехова «Шуточка». Истинное и ложное в человеческих отношениях. Любовь в рассказе.

Раздел 5. Из русской литературы 20 века (11 ч.)

Иван Алексеевич Бунин(1 ч)

Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина - прозаика.

Александр Иванович Куприн (2 ч)

Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Развитие речи. Урок - диспут. Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна.

Александр Александрович Блок (2 ч)

Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. Образ России и её истории. Обучение выразительному чтению. Приемы создания художественных образов.

«На поле Куликовом». Прием и создание художественных образов.

Сергей Александрович Есенин (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа
предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С.
Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме
Есенина.

Развитие речи. Урок - конференция. Образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина.

М. А. Осоргин (1 ч)

Слово о писателе. «Пенсне». Сочетание реальности и фантастики в рассказе.

Иван Сергеевич Шмелев (1 ч)

Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминания о пути к творчеству.

Константин Георгиевич Паустовский (1 ч)

Слово о писателе.

«Телеграмма». Уроки нравственности.

Раздел 6. «Писатели улыбаются» (5 ч.)

Журнал «Сатирикон»(1 ч)

Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Александр Трифонович Твардовский (3 ч) Слово о поэте.

Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского. Композиция и язык поэмы. Юмор. Фольклорные мотивы. Мастерство Твардовского в поэме. Вн.чт. А. П. Платонов(1 ч) Слово о писателе.«Возвращение». Картина войны и мирной жизни в рассказе. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

Раздел 7. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 г. (3 ч.)

Боевые подвиги и военные будни в творчестве Е. Винокурова «Москвичи», М. Исаковского «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Б. Окуджавы «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют», А. Фатьянова «Соловьи», Л. Ошанина «Дороги», В. Высоцкого «Песня о земле». Развитие речи.

Виктор Петрович Астафьев(1 ч) Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Развитие речи. Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20 века».

Раздел 8. Русские поэты о Родине, родной природе (1 ч.)

Вн.чт. А.С.Пушкин «Цветы последние милее…», М.Ю.Лермонтов «Осень», Ф.И.Тютчев «Осенний вечер», А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле зыблется цветами»

Вн/чт. И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо, «Бабье пето»; И, Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Раздел 9. Из зарубежной литературы (7 ч.)

Уильям Шекспир(2 ч) Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии. Жан Батист Мольер( 1 ч) Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве" — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт(1 ч) Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт(1 ч) Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и программы по литературе для 8-го класса (базовый уровень) под редакцией В. iconРабочая программа по литературе составлена на основе федерального...
В. Я. Коровиной. Программа полностью соответствует федеральному компоненту государственного стандарта и программе по литературе под...

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и программы по литературе для 8-го класса (базовый уровень) под редакцией В. iconБазовый уровень
Рабочая программа по литературе составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования, сайта Министерства...

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и программы по литературе для 8-го класса (базовый уровень) под редакцией В. iconПояснительная записка Данная программа по литературе составлена на...
Данная программа по литературе составлена на основе федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования...

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и программы по литературе для 8-го класса (базовый уровень) под редакцией В. iconРабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе...
Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года), примерной программы основного общего образования по литературе и программы «Литература,...

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и программы по литературе для 8-го класса (базовый уровень) под редакцией В. iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по Литературе...
Примерная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и программы по литературе для 8-го класса (базовый уровень) под редакцией В. iconРабочая учебная программа Литература (базовый уровень) 10 11 классы Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)...

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и программы по литературе для 8-го класса (базовый уровень) под редакцией В. iconРабочая программа по литературе для 9Акласса составлена на основе...
Маоу кирсановская сош и программой для общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В. Я. Коровиной

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и программы по литературе для 8-го класса (базовый уровень) под редакцией В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе...

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и программы по литературе для 8-го класса (базовый уровень) под редакцией В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе...

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и программы по литературе для 8-го класса (базовый уровень) под редакцией В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции