Скачать 219.24 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.БУРИКАЗГАНОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР ________/Л.Ф.Ахмадуллина/ Директор школы_______/А.В.Богданов/ ________/А.Н.Балагтдинова/ Протокол №__ от «__»___________2013 г. «__»___________2013 г. Приказ № __от ____________2013 г Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 5 класс Составитель: учитель русского языка и литературы Балагтдинова Алсу Ниязовна ( I категория) 2013 – 2014 учебный год Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Художественная литература имеет огромнейшее значение в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Курс литературы в школе основан на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций классической литературы, а также формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Изучение литературы в школе направлено на достижение следующих целей:
Изучение литературы в школе с родным (нерусским) языком обучения реализует общие цели и способствует решению специфических задач:
ОСНОВА ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями об авторах произведений и историко – культурными фактами. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы. Объектом изучения являются произведения искусства слова. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительное чтение. Поэтому формирование навыков чтения должно проводиться учителем в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроке, к конкурсному чтению. Особое внимание стоит уделить совершенствованию речи учащихся, систематически проводя работу по составлению рецензии, написанию сочинения, исследовательской работы. Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение читательского кругозора, но и формирование у учащихся самостоятельности. Учитывая наличие таких разделов в учебнике, как «Мир детства в зарубежной литературе», «Светлый лик природы», считаю целесообразным их изучение, и поэтому они включены в календарно - тематический план, несмотря на то, что отсутствуют в программе по литературе. Рабочая программа рассчитана на 68 часов, из них на развитие речи – 10 часов, внеклассное чтение – 8 часов. Формы организации учебного процесса: урок, групповые, коллективные, индивидуальные формы работы с учащимися, литературная викторина, урок-игра, литературная игра, тестирование. Содержание программы: Введение. (1 час) Роль чтения в жизни человека. Любимые книги и авторы любимых книг. Литература как вид словесного искусства.
Загадки и пословицы. Происхождение загадок, пословиц, поговорок. Пословицы и поговорки как обобщение нравственных ценностей народа, их нравоучительный смысл. Прямое и переносное значения пословиц и поговорок, их краткость и точность. Отражение особенностей быта и истории русского народа и других народов России в пословицах, поговорках, загадках. Сопоставление загадок, пословиц и поговорок разных народов Народные сказки. «Перышко финиста-Ясна сокола», «Лиса и дрозд», «Ванюшка и царевна». Сказка и рассказ. Фантастическое как основа сказки. Три типа сказок. «Перышко Финиста — Ясна сокола» как образец волшебной сказки. Волшебство, волшебные ситуации, герои и предметы — характерные черты сказок этого типа. Традиционные элементы сказок — зачин, концовка, троекратные повторы. Отражение в сказке быта, верований, социальных и семейных отношений русского народа. Нравственный смысл сказки — борьба добра и зла, жестокости и справедливости, победа добрых, светлых начал. Общность мотивов и сюжетов родных и русских сказок: отражение в них нравственных ценностей. Картины В. М. Васнецова на сказочные сюжеты. Записи русских народных песен. «Лиса и дрозд» как образец сказки о животных. Выявление общих типологических свойств сказок о животных на основе обобщения знаний, полученных в начальной школе: человеческие характеры и взаимоотношения животных, нравоучительный смысл сказок. Устойчивые характеристики животных — героев русских сказок, сравнение с характеристиками, которые приписываются этим героям в национальной фольклорной традиции. Сказка «Ванюшка и царевна» — бытовая сказка. Особенности фантастического, комические ситуации и характеры, высмеивание человеческих недостатков в сказках этого типа. Литературные сказки.( 11 часов) А. С. Пушкин Рассказ о поэте. «У лукоморья дуб зеленый...» (вступление к поэме «Руслан и Людмила») Фольклорные традиции в поэме, основные отличия народной сказки от авторской. С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек»(фрагменты). Элементы волшебной сказки в «Аленьком цветочке» (сюжет, персонаж и язык). Верность данному слову как непременное условие достижения героями цели и счастья. Внешняя и внутренняя красота и некрасивость. П.П.Ершов «Конек-Горбунок».(фрагменты). Близость сказки Ершова к народным сказкам. Осмеяние людской трусости, жадности и глупости. Прославление храбрости, сметливости простого человека. Волшебные элементы в сказке. Ее стихотворная форма. Х.К.Андерсен «Снежная королева».(фрагменты). Мотивы народных сказок в «Снежной королеве». Близость художественных приемов сказки к народному творчеству. Тема самоотверженности, преданности в любви и дружбе. Осуждение эгоистических начал в человеческих поступках. Фантастическое в сказке и ее реальная основа. Э. Т. А. Гофман Рассказ о писателе. «Щелкунчик и мышиный король» (в сокращении) Композиционные особенности сказки. Реальность и фантастика. Красота и безобразие, добро и зло в сказке. А. де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» (в сокращении) Красивое и полезное в иерархии человеческих ценностей. Тема ответственности в сказке.
И.А.Крылов. Басни. «Квартет», «Ларчик», «Волк и ягненок», «Стрекоза и муравей». Обличение и высмеивание в баснях Крылова человеческих пороков («Квартет», «Ларчик» и др.). Отражение в них народной мудрости. Близость языка басен к разговорной речи. Мораль. Жанр басни в родной литературе. В.А.Жуковский «Жаворонок». Ощущение радости, обновления жизни — главная эмоциональная нота стихотворения. Романс М. И. Глинки «Жаворонок». А.С.Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье…», «Зимний вечер», «Туча», «Зимняя дорога». Биографическая основа стихотворений. Изображение картин природы. М. Ю. Лермонтов Рассказ о поэте. «Парус», «Утес», «Кавказ». «Парус», «Утес». Мир и человек в лирическом произведении, начальное понятие о лирическом герое. Средства художественной выразительности в стихотворениях Лермонтова (эпитет, олицетворение, сравнение). «Кавказ». Кавказ в творчестве Лермонтова. Величественные картины природы Кавказа в стихотворении Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою Зимою…». Тютчев — певец русской природы. Поэтическая картина золотой осени в стихотворении Тютчева «Есть в осени первоначальной...». Цветопись и музыка стиха. Пейзаж в творчестве русских и родных художников. Зрительные и слуховые образы стихотворения «Чародейкою Зимою...», помогающие передать настроение лирического героя. Музыкальность стиха. А.А.Фет «Ласточки пропали…», «Вечер», «Учись у них- у дуба, у березы…» Поэзия Фета — выражение любви к русской природе. Музыкальность стиха поэта, его близость к народной поэзии. Разнообразие настроений лирического героя в стихотворении «Ласточки пропали...». Ритмическое многообразие стихотворений Фета. И.С.Никитин «Утро». Связь природы с жизнью человека в стихотворении. Поэтические средства, помогающие передать тончайшие движения природы, ее влияние на жизнь человека. Народность поэзии Никитина. Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». Жизнь крестьян в изображении Некрасова. Трудолюбие крестьянских детей, их близость к природе. И.С.Тургенев «Муму»(фрагменты). Жизнь и детские впечатления, положенные в основу повести Тургенева. Образ Герасима: контраст между внутренним миром и внешним обликом героя. Противопоставление Герасима барыне, нравственное превосходство Герасима и смысл его бунта. Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник» Сюжет рассказа, тема войны в произведении. Образы русских офицеров, их сравнительная характеристика. Нравственная позиция Жилина, его отношения с другими персонажами. Изображение в рассказе горцев, их быта, традиций, обычаев. Позиция автора по отношению к другому народу, его жизненному укладу, культуре. Основная идея рассказа. А.П.Чехов «Лошадиная фамилия», «Детвора». Осмеяние невежества и глупости. Художественные приемы создания комических ситуаций. Понятие о юморе.
А.И.Куприн «Чудесный доктор».(фрагменты) Изображение обездоленных людей в рассказе. Отношение к ним автора: уважение к человеческому достоинству, умению постоять за себя в суровых жизненных испытаниях. Гуманистические идеи рассказа. Образ хирурга Пирогова: доброта, благородство души. Контраст, его значение в раскрытии характеров героев. Л.Н.Андреев «Петька на даче»(фрагменты). С.А.Есенин «Береза». М.М.Пришвин «Старый гриб»(фрагменты). Тема бережного отношения к природе. Умение видеть удивительное в незаметном. Зрительные и слуховые образы произведения, прием развернутого сравнения. К.Г.Паустовский «Заячьи лапы»(фрагменты). Поэтические миниатюры Паустовского в прозе. Тематическое сходство рассказа с произведениями-миниатюрами о природе. Прием противопоставления как способ выражения гуманистического пафоса рассказа. В.П.Астафьев «Бабушка с малиной», «Васюткино озеро»(фрагменты). Характер Васютки в рассказе. Рассказчик и герой. Традиция изображения детей в родной литературе учащихся. Ю.П.Казаков. «На еловом ручье», «Арктур-гончий пес»(фрагменты). Монолог и диалог в рассказе. Роль детали. Изображение природы в едва уловимых оттенках и красках. Мысль о возможности полной реализации себя в жизни. Сопоставление произведений родной литературы с рассказами Казакова. Ю.М.Нагибин «Зимний дуб»(фрагменты).
Марк .Твен «Приключения Тома Сойера»(фрагменты). Характер главного героя и отношение к нему автора. Ирония и юмор в описании проделок мальчиков, их поиски романтики и приключений в обыденной жизни. О.Генри «Вождь краснокожих»(в сокращении). Отличия жанров повести и рассказа (сюжетные линии, продолжительность времени действия, герои и т. д.). Лаконизм и динамичность действия, неожиданный финал в рассказах О. Генри. Теория литературы.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Учебно-тематический план
|
Рабочая программа по литературе 10 класс Данная рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе (базовый... |
Рабочая программа по литературе 11 класс Данная рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе (базовый... |
||
Рабочая программа по литературе (базовый уровень) Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) |
Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 6 класс |
||
Рабочая программа по литературе 5 класс (базовый уровень) |
Рабочая программа по литературе 9 класс (базовый уровень) |
||
Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 7 класс |
Рабочая программа по литературе 8 класс Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе составлено на основе программы по литературе (5-11 классы, базовый... |
||
Рабочая программа по литературе 8 класс базовый уровень Данная рабочая программа по литературе в 8 классе соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта... |
Рабочая программа по литературе 9 класс базовый уровень Данная рабочая программа по литературе в 9 классе соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |