Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 5 класс




Скачать 219.24 Kb.
Название Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 5 класс
страница 1/2
Дата публикации 26.09.2014
Размер 219.24 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.БУРИКАЗГАНОВО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР

________/Л.Ф.Ахмадуллина/ Директор школы_______/А.В.Богданов/

________/А.Н.Балагтдинова/

Протокол №__

от «__»___________2013 г. «__»___________2013 г. Приказ № __от ____________2013 г

Рабочая программа

по литературе (базовый уровень)

5 класс

Составитель: учитель русского языка и литературы

Балагтдинова Алсу Ниязовна

( I категория)

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МО РФ№ 1089 от 5 марта 2004 года);

  • авторская программа (М.В. Черкезова //Русская литература: Программы для национальных общеобразовательных учреждений: 5-11 классы. – М.:Дрофа, 2007)

  • учебный план МОБУ СОШ с. Буриказганово на 2013-2014 уч.год;

  • примерное положение о рабочей программе, разработанная в МОБУ СОШ с. Буриказганово;

  • Устав МОБУ СОШ с. Буриказганово .

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год (приказ Министерства образования и науки РФ №2885 от 27 декабря 2011 г.);

  • Закон РФ «Об образовании» (ст.32, п.7)






Художественная литература имеет огромнейшее значение в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.

Курс литературы в школе основан на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций классической литературы, а также формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в школе направлено на достижение следующих целей:

  • Воспитание духовно развитой личности, формировании гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • Развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, развитие устной и письменной речи учащихся;

  • Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных теоретико-литературных понятий;

  • Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы.

Изучение литературы в школе с родным (нерусским) языком обучения реализует общие цели и способствует решению специфических задач:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно – эстетической системы;

  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их, наряду с изучением родной литературы, нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы;

  • формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи;

  • развитие и совершенствование русской устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык не является родным.

ОСНОВА ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями об авторах произведений и историко – культурными фактами.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.

Объектом изучения являются произведения искусства слова.

Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительное чтение.

Поэтому формирование навыков чтения должно проводиться учителем в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроке, к конкурсному чтению.

Особое внимание стоит уделить совершенствованию речи учащихся, систематически проводя работу по составлению рецензии, написанию сочинения, исследовательской работы.

Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение читательского кругозора, но и формирование у учащихся самостоятельности.

Учитывая наличие таких разделов в учебнике, как «Мир детства в зарубежной литературе», «Светлый лик природы», считаю целесообразным их изучение, и поэтому они включены в календарно - тематический план, несмотря на то, что отсутствуют в программе по литературе.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов, из них на развитие речи – 10 часов, внеклассное чтение – 8 часов.

Формы организации учебного процесса: урок, групповые, коллективные, индивидуальные формы работы с учащимися, литературная викторина, урок-игра, литературная игра, тестирование.

Содержание программы:

Введение. (1 час)

Роль чтения в жизни человека. Любимые книги и авторы любимых книг. Литература как вид словесного искусства.

  1. Устное народное творчество. (10 часов)

Загадки и пословицы.

Происхождение загадок, пословиц, поговорок.

Пословицы и поговорки как обобщение нравственных ценностей народа, их нравоучительный смысл. Прямое и переносное значения пословиц и поговорок, их краткость и точность. Отражение особенностей быта и истории русского народа и других народов России в пословицах, поговорках, загадках. Сопоставление загадок, пословиц и поговорок разных народов

Народные сказки. «Перышко финиста-Ясна сокола», «Лиса и дрозд», «Ванюшка и царевна».

Сказка и рассказ. Фантастическое как основа сказки. Три типа сказок.

«Перышко Финиста — Ясна сокола» как образец волшебной сказки. Волшебство, волшебные ситуации, герои и предметы — характерные черты сказок этого типа.

Традиционные элементы сказок — зачин, концовка, троекратные повторы. Отражение в сказке быта, верований, социальных и семейных отношений русского народа. Нравственный смысл сказки — борьба добра и зла, жестокости и справедливости, победа добрых, светлых начал. Общность мотивов и сюжетов родных и русских сказок: отражение в них нравственных ценностей. Картины В. М. Васнецова на сказочные сюжеты. Записи русских народных песен.

«Лиса и дрозд» как образец сказки о животных. Выявление общих типологических свойств сказок о животных на основе обобщения знаний, полученных в начальной школе: человеческие характеры и взаимоотношения животных, нравоучительный смысл сказок. Устойчивые характеристики животных — героев русских сказок, сравнение с характеристиками, которые приписываются этим героям в национальной фольклорной традиции.

Сказка «Ванюшка и царевна» — бытовая сказка. Особенности фантастического, комические ситуации и характеры, высмеивание человеческих недостатков в сказках этого типа.

Литературные сказки.( 11 часов)

А. С. Пушкин

Рассказ о поэте.

«У лукоморья дуб зеленый...» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»)

Фольклорные традиции в поэме, основные отличия народной сказки от авторской.

С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек»(фрагменты).

Элементы волшебной сказки в «Аленьком цветочке» (сюжет, персонаж и язык). Верность данному слову как непременное условие достижения героями цели и счастья. Внешняя и внутренняя красота и некрасивость.

П.П.Ершов «Конек-Горбунок».(фрагменты).

Близость сказки Ершова к народным сказкам. Осмеяние людской трусости, жадности и глупости. Прославление храбрости, сметливости простого человека. Волшебные элементы в сказке. Ее стихотворная форма.

Х.К.Андерсен «Снежная королева».(фрагменты).

Мотивы народных сказок в «Снежной королеве». Близость художественных приемов сказки к народному творчеству. Тема самоотверженности, преданности в любви и дружбе. Осуждение эгоистических начал в человеческих поступках. Фантастическое в сказке и ее реальная основа.
Э. Т. А. Гофман

Рассказ о писателе.

«Щелкунчик и мышиный король» (в сокращении)

Композиционные особенности сказки. Реальность и фантастика. Красота и безобразие, добро и зло в сказке.
А. де Сент-Экзюпери.
Рассказ о писателе. «Маленький принц» (в сокращении) Красивое и полезное в иерархии человеческих ценностей. Тема ответственности в сказке.

  1. Из русской литературы XIX века. ( 22 часа)

И.А.Крылов. Басни. «Квартет», «Ларчик», «Волк и ягненок», «Стрекоза и муравей».

Обличение и высмеивание в баснях Крылова человеческих пороков («Квартет», «Ларчик» и др.). Отражение в них народной мудрости. Близость языка басен к разговорной речи. Мораль. Жанр басни в родной литературе.

В.А.Жуковский «Жаворонок».

Ощущение радости, обновления жизни — главная эмоциональная нота стихотворения. Романс М. И. Глинки «Жаворонок».

А.С.Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье…», «Зимний вечер», «Туча», «Зимняя дорога».

Биографическая основа стихотворений. Изображение картин природы.
М. Ю. Лермонтов

Рассказ о поэте. «Парус», «Утес», «Кавказ».

«Парус», «Утес». Мир и человек в лирическом произведении, начальное понятие о лирическом герое. Средства художественной выразительности в стихотворениях Лермонтова (эпитет, олицетворение, сравнение).

«Кавказ». Кавказ в творчестве Лермонтова. Величественные картины природы Кавказа в стихотворении

Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою Зимою…».

Тютчев — певец русской природы.

Поэтическая картина золотой осени в стихотворении Тютчева «Есть в осени первоначальной...». Цветопись и музыка стиха. Пейзаж в творчестве русских и родных художников.

Зрительные и слуховые образы стихотворения «Чародейкою Зимою...», помогающие передать настроение лирического героя. Музыкальность стиха.

А.А.Фет «Ласточки пропали…», «Вечер», «Учись у них- у дуба, у березы…»

Поэзия Фета — выражение любви к русской природе. Музыкальность стиха поэта, его близость к народной поэзии.

Разнообразие настроений лирического героя в стихотворении «Ласточки пропали...». Ритмическое многообразие стихотворений Фета.

И.С.Никитин «Утро».

Связь природы с жизнью человека в стихотворении. Поэтические средства, помогающие передать тончайшие движения природы, ее влияние на жизнь человека. Народность поэзии Никитина.

Н.А.Некрасов «Крестьянские дети».

Жизнь крестьян в изображении Некрасова. Трудолюбие крестьянских детей, их близость к природе.

И.С.Тургенев «Муму»(фрагменты).

Жизнь и детские впечатления, положенные в основу повести Тургенева. Образ Герасима: контраст между внутренним миром и внешним обликом героя. Противопоставление Герасима барыне, нравственное превосходство Герасима и смысл его бунта.

Л. Н. Толстой.

«Кавказский пленник»

Сюжет рассказа, тема войны в произведении. Образы русских офицеров, их сравнительная характеристика. Нравственная позиция Жилина, его отношения с другими персонажами. Изображение в рассказе горцев, их быта, традиций, обычаев. Позиция автора по отношению к другому народу, его жизненному укладу, культуре. Основная идея рассказа.
А.П.Чехов «Лошадиная фамилия», «Детвора».

Осмеяние невежества и глупости. Художественные приемы создания комических ситуаций. Понятие о юморе.

  1. Из русской литературы XX века.( 16 часов)

А.И.Куприн «Чудесный доктор».(фрагменты)

Изображение обездоленных людей в рассказе. Отношение к ним автора: уважение к человеческому достоинству, умению постоять за себя в суровых жизненных испытаниях. Гуманистические идеи рассказа. Образ хирурга Пирогова: доброта, благородство души. Контраст, его значение в раскрытии характеров героев.

Л.Н.Андреев «Петька на даче»(фрагменты).

С.А.Есенин «Береза».

М.М.Пришвин «Старый гриб»(фрагменты).

Тема бережного отношения к природе. Умение видеть удивительное в незаметном. Зрительные и слуховые образы произведения, прием развернутого сравнения.

К.Г.Паустовский «Заячьи лапы»(фрагменты).

Поэтические миниатюры Паустовского в прозе.

Тематическое сходство рассказа с произведениями-миниатюрами о природе. Прием противопоставления как способ выражения гуманистического пафоса рассказа.

В.П.Астафьев «Бабушка с малиной», «Васюткино озеро»(фрагменты).

Характер Васютки в рассказе. Рассказчик и герой. Традиция изображения детей в родной литературе учащихся.

Ю.П.Казаков. «На еловом ручье», «Арктур-гончий пес»(фрагменты).

Монолог и диалог в рассказе. Роль детали. Изображение природы в едва уловимых оттенках и красках. Мысль о возможности полной реализации себя в жизни.

Сопоставление произведений родной литературы с рассказами Казакова.

Ю.М.Нагибин «Зимний дуб»(фрагменты).

  1. Из зарубежной литературы.( 8 часов)

Марк .Твен «Приключения Тома Сойера»(фрагменты).

Характер главного героя и отношение к нему автора. Ирония и юмор в описании проделок мальчиков, их поиски романтики и приключений в обыденной жизни.

О.Генри «Вождь краснокожих»(в сокращении).

Отличия жанров повести и рассказа (сюжетные линии, продолжительность времени действия, герои и т. д.). Лаконизм и динамичность действия, неожиданный финал в рассказах О. Генри.

Теория литературы.

  • Понятие об устном народном творчестве(фольклоре).

  • Жанры фольклора. Сказки. Типы сказок. Жанр литературной сказки. Общее и национально-своеобразное в русском и родном фольклоре. Сказка в родном, русском и зарубежном фольклоре. Духовное и тематическое единство сказочных сюжетов.

  • Понятие о художественном образе. Средства создания литературного персонажа(портретная, речевая характеристика). Роль пейзажа, интерьера в произведении.

  • Идея и тема, нравственный пафос произведения.

  • Автор и рассказчик, лирический герой.

  • Басня, мораль басни.

  • Юмор в художественном произведении.

  • Фантастика в художественном произведении.

  • Изобразительно-выразительные средства: эпитет, сравнение, гипербола.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса.

Учащиеся должны знать:

  • авторов и названия изученных произведений;

  • сюжет и героев изученных произведений;

  • основные признаки понятий: устное народное творчество(фольклор), художественный образ, идея и тема, басня, эпитет, метафора, сравнение.

Учащиеся должны уметь:

  • воссоздавать в воображении художественные картины, нарисованные писателем;

  • различать эпические и лирические произведения(басня, рассказ, лирическое стихотворение);

  • давать развернутые оценки событий, героев;

  • характеризовать героя изученного произведения;

  • сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • правильно и выразительно читать художественный текст;

  • пересказывать устно и письменно(изложение) эпические произведения(фрагменты);

  • составлять план прочитанного произведения;

  • воспринимать произведения литературы в тесной связи с другими видами искусства(живописи, музыки).



Учебно-тематический план



Наименование разделов и тем

Всего часов

Уроки

Уроки развития речи

Контрольные работы

Внеклассное чтение

1

Введение.

1

1










2

Фольклор. Устное народное творчество.

10

4

4

1

1

3

Литературные сказки.

11

9

1




1

4

Из русской литературы XIX века.

22

18

3




1

6

Из русской литературы XX века.

16

12

1




3

7

Из зарубежной литературы.

8

5

1




2

Итого




68

49

10

1

8
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 5 класс icon Рабочая программа по литературе 10 класс
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе (базовый...
Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 5 класс icon Рабочая программа по литературе 11 класс
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе (базовый...
Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 5 класс icon Рабочая программа по литературе (базовый уровень)
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 5 класс icon Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 6 класс

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 5 класс icon Рабочая программа по литературе 5 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 5 класс icon Рабочая программа по литературе 9 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 5 класс icon Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 7 класс

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 5 класс icon Рабочая программа по литературе 8 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе составлено на основе программы по литературе (5-11 классы, базовый...
Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 5 класс icon Рабочая программа по литературе 8 класс базовый уровень
Данная рабочая программа по литературе в 8 классе соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 5 класс icon Рабочая программа по литературе 9 класс базовый уровень
Данная рабочая программа по литературе в 9 классе соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции