Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 6 класс




Скачать 356.1 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе (базовый уровень) 6 класс
страница1/3
Дата публикации26.09.2014
Размер356.1 Kb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.БУРИКАЗГАНОВО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

« РАССМОТРЕНО» « СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»

на заседании ШМО заместитель по УВР________/Л.Ф.Ахмадуллина/ директор школы_______/А.В.Богданов/

Протокол №__от «__»___________2013 г. «__»___________2013 г. «__»____________2013 г

Руководитель_____________ Приказ №___от «__»____________

Балагтдинова А.Н.

Рабочая программа

по литературе (базовый уровень)

6 класс

Составитель: учитель русского языка и литературы

Балагтдинова Алсу Ниязовна

( I категория)

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МО РФ№ 1089 от 5 марта 2004 года);

  • авторская программа (М.В. Черкезова //Русская литература: Программы для национальных общеобразовательных учреждений: 5-11 классы. – М.:Дрофа, 2007)

  • учебный план МОБУ СОШ с. Буриказганово на 2013-2014 уч.год;

  • примерное положение о рабочей программе, разработанная в МОБУ СОШ с. Буриказганово;

  • Устав МОБУ СОШ с. Буриказганово .

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год (приказ Министерства образования и науки РФ №2885 от 27 декабря 2011 г.);

  • Закон РФ «Об образовании» (ст.32, п.7)



Цели и задачи программы обучения в области формирования системы знаний, умений

Цели обучения русской литературе

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование первоначальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении произведений, развитии устной и письменной речи учащихся;

-усвоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
-овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:

-формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной особенностями образно-эстетической системы;

-обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;

-формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;

- развитие и совершествование русской устной и письменной речи учащихся.

Учитывая тот факт, что в программе для национальных общеобразовательных учреждений по русской литературе предусмотрено изучение произведений В.В.Маяковского « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», повести А.С.Грина «Алые паруса», произведений Н.А.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться», «Некрасивая девочка», рассказа В.Шукшина «Крепкий мужик», несмотря на отсутствие их в учебнике, они включены в рабочую программу.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов, из них на развитие речи – 10 часов, внеклассное чтение - 8 часов.

Содержание программы учебного предмета.

Литература как художественное отражение жизни.
I. МИФЫ НАРОДОВ МИРА (2 Ч )

Мифы Древней Греции (в переложении Н. А. Куна)

Понятие о мифе. Отражение в мифах мировосприятия, верований и идеалов древних людей. Реальное и фантастическое в мифах. Мировое и культурное значение древнегреческих мифов. Сопоставление греческих мифов с мифами родного народа.

Миф о Персефоне.

Мифы о Геракле. Шестой подвиг Геракла Подвиги Геракла. Сила и мужество, ум и находчивость, бескорыстие и благородство героя. Образ Геракла в музыке и живописи.

Мифы древних славян (1—2 мифа по выбору) Отражение в мифах истории славянской культуры. Представления древних славян о силах природы как о живых существах. Верования и народные обычаи славян, связанные с богами огня, солнца.
II. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО(4 ч )

Героический эпос русского народа

БЫЛИНЫ

Жанр былины в русском фольклоре. Происхождение былин. Киевские и новгородские былины. Особенности композиции былин. Сопоставление русских былин с героическим эпосом родного народа.

«Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Эпический характер былины. Ритмико-мелодическое своеобразие русских былин. Образ Ильи в русских былинах. Нравственная сила, бескорыстие, мужество, справедливость богатыря. Илья — народный заступник, защитник родной земли. Соловей-разбойник как отрицательный персонаж. Противоборство добра и зла. Моральная победа добра. Гипербола. Сопоставление русской былины с родным эпосом.
ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС НАРОДОВ РОССИИ (обзор)

«Калевала», «Олонхо», «Нарты», «Гэсэр», «Джангар» (фрагменты по выбору)

Отражение в эпосе народных представлений о Вселенной и возникновении человечества, о нормах человеческого поведения. Национальное своеобразие героического эпоса народов России, обусловленное своеобразием исторической и духовной жизни каждого народа.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

Жанр песни в русском фольклоре. Исторические и лирические песни. Народная песня как выражение основ народного бытия, народных духовно-нравственных ценностей. Мотивы русских народ ных песен в произведениях русских композиторов. Сопоставление русских народных песен с песнями родного народа и других народов России. Общность сюжетов и тем в песнях народов России.
III. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (33 ч )

И. А. Крылов

Рассказ о писателе.

«Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Листы и Корни» (12 басни по выбору)

Осмеяние человеческих пороков и недостатков, обличительная направленность басен. Афористичность и интонационное богатство языка басен, близость его к разговорной речи.

Мораль басни и способы ее выражения. Образ волка как воплощение зла в русской литературе. Образ волка в родной литературе. Историко-культурный контекст басни («Волк на псарне»). Народная мудрость в баснях Крылова.

Жанр басни в родной литературе учащихся.

А. С. Пушкин

Рассказ о поэте.

«Няне», «Зимнее утро», «Дубровский»

«Няне». Образ няни. Теплое, нежное чувство к ней лирического героя.

«Зимнее утро». Картина русской зимы в стихотворении. Жизнерадостный пафос стихотворения. Особенности композиции. Звуковая инструментовка стиха.

«Дубровский». Образ Дубровского. Изображение народа в повести. Образ Марьи Кириловны — воплощение пушкинского представления о женском идеале.

М. Ю. Лермонтов

Рассказ о поэте.

«Три пальмы», «Бородино», «Листок»

«Три пальмы». Сюжет и жанр стихотворения. Дальнейшее развитие понятия о балладе. Притчеобразный характер поэтического повествования: философские и религиозные мотивы в произведении. Продолжение Лермонтовым пушкинской традиции уважительного отношения к религии и культуре других народов.

«Бородино». Отражение в стихотворении народного взгляда на войну 1812 года. Героика исторических событий. Своеобразие композиции. Диалог и монолог в стихотворении. «Бородино» в музыкальном и изобразительном искусстве.

«Листок». Центральный образ стихотворения — гонимый бурей листок — как символ скитальческой жизни. Противопоставление двух миров — листка и чинары.

А. В. Кольцов

Рассказ о поэте.

«Песня пахаря»

Воспевание красоты и поэзии крестьянского труда в лирике Кольцова. Своеобразие жанра песни. Народно-поэтические традиции в лирике Кольцова.

Н. В. Гоголь

Рассказ о писателе.

«Майская ночь, или Утопленница»

Поэтическое изображение природы, человеческих чувств. Взаимопроникновение реального и фантастического. Элементы фольклорного стиля в повести.

И. С. Тургенев

Рассказ о писателе.

«Два богача», «Морское плаванье», «Воробей», «Русский язык» («Стихотворения в прозе»: 2—3 стихотворения по выбору), «Певцы» (рассказ из «Записок охотника»)

«Стихотворения в прозе», их жанровое своеобразие.

« Два богача». Смысл названия стихотворения. Безусловное преимущество духовного богатства над материальным.

«Морское плаванье». Яркое, красочное изображение моря; средства выражения лирического настроения.

«Воробей». Могучая сила любви, побеждающая страх смерти. Любовь — движущая сила жизни.

«Русский язык». Родной язык как символ родины. Прославление родного языка — выражение глубокой веры в могучие силы и признание величия народа. Лаконизм и емкость формы стихотворений в прозе.

«Певцы». Мысль о великой силе искусства, воодушевляющей людей независимо от уровня их образования, от сословия. Близость художника к народной культуре.

Н. А. Некрасов

Рассказ о поэте.

«На Волге», «Железная дорога»

«На Волге». Изображение рабского труда бурлаков на фоне волжского приволья. Раздумья поэта о судьбе народа. Два плана повествования (настоящее и прошлое) как прием раскрытия идейного содержания.

«Железная дорога». Фактическая основа стихотворения. Сочетание реальности и фантастики как способ раскрытия идейного содержания произведения. Образ «царя-голода» и картины тяжкого, губительного труда рабочих. Представление о народе как о создателе всех материальных и духовных ценностей. Осмысление «благородной привычки» к труду как залога будущего возрождения народа и страны.

Ф. И. Тютчев

Рассказ о поэте.

«Неохотно и несмело...», «Листья», «С поляны коршун поднялся...». А. А. Фет. «Летний вечер тих и ясен...», «Уснуло озеро; безмолвен черный лес...», «Учись у них: у дуба, у березы...». А. К. Толстой. «Вот уж снег последний в поле тает...», «И у меня был край родной...». К. Р. (Константин Романов). «Растворил я окно...», «Колокола»

Любовь русских поэтов к природе. Разнообразие картин весны, лета, осени и зимы. Своеобразие чувств, мимолетных впечатлений. Горячая любовь к России. Широкая популярность романса П. И. Чайковского на текст стихотворения «Растворил я окно...». Тема природы в лирике родных для учащихся поэтов в произведениях музыки и живописи.

Л. Н. Толстой

Рассказ о писателе.

«Детство» (отдельные главы)

Автобиографический характер повести. Становление личности Николеньки Иртеньева. Чистота и непосредственность его восприятия жизни. Особенности повествования: рассказ от лица героя. Внутренний монолог как средство воссоздания духовного мира людей.

М. Е. Салтыков-Щедрин

Рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь»

Горестная насмешка писателя над покорностью, долготерпением, безропотностью народа. Осуждение обывательской психологии. Роль комических преувеличений. Гротеск. Сказка писателя в иллюстрациях художников. Приемы сатири

ческого изображения господствующего класса в произведениях родной литературы.

  1. П. Чехов Рассказ о писателе.

«Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон»

«Смерть чиновника». Тема маленького человека, обывательской тупости и трусости. Лаконизм повествования. Смешное и грустное в рассказах Чехова.

«Толстый и тонкий». Проблема человеческого достоинства в рассказе. Сатирическое обличение рабской психологии, чинопочитания, угодничества, пресмыкательства. Контраст и параллелизм как основные средства создания комического эффекта. Иллюстрации Кукрыниксов к рассказу «Толстый и тонкий».

«Хамелеон». Обличение ложной справедливости, стремления угодить «сильным». Комическая ситуация распространения на собаку отношения к ее предполагаемым хозяевам. Глубокий подтекст рассказа и особенности чеховской иронии.
IV. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА(22 ч )

И. А. Бунин

Рассказ о писателе. «Танька», «Подснежник»

Тема голодного детства. Взаимопонимание детей со взрослым миром. Способы раскрытия изменяющегося отношения героини к матери. Ранимость и хрупкость детской души. Счастье общения с родителями. Роль детали в раскрытии мыслей и чувств персонажей.

  1. В. Маяковский Рассказ о поэте.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Реальное и фантастическое в произведении. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтического языка.

Влияние поэзии Маяковского на родную литературу учащихся.

С. А. Есенин

Рассказ о поэте.

«Пороша», «Черемуха», «С добрым утром!», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы... »

Картины родной природы в творчестве Есенина. Яркая метафоричность стихотворений, широкое использование эпитетов, сравнений для создания зрительных образов. Прием очеловечивания природы. Лирический герой, нежно любящий природу России.

Чувство любви к родной природе у поэтов — представителей родной литературы, созвучное лирике Есенина.

А. П. Платонов

Рассказ о писателе.

«Цветок на земле»

Страна детства в произведениях писателя. Романтический пафос рассказа. Идея созидающего добра. Художественное своеобразие рассказа: метафоричность, особенности языка и стиля.

М. М. Зощенко

Рассказ о писателе.

«История болезни», «Приключения обезьяны»

«История болезни». Осмеяние недостатков современной автору жизни. Природа комического в рассказе. Роль диалога в достижении комического эффекта. Юмористические произведения родной литературы, созвучные рассказу Зощенко.

«Приключения обезьяны». Обличение пошлости, невежества, мещанских нравов в рассказе. Образ повествователя.

Юмористические произведения родной литературы, созвучные рассказам Зощенко.

М. М. Пришвин

Рассказ о писателе.

«Кладовая солнца» (в сокращении)

Гармония человека и природы. Художественная функция пейзажа. Своеобразие жанра произведения. Образ солнца в мифах древних славян и в сказке-были Пришвина. Смысл названия произведения. Произведения родной литературы, близкие по тематике сказке-были Пришвина.

С. Грин Рассказ о писателе. «Алые паруса»

Торжество мира романтической мечты в повести. Душевная чистота, нравственный максимализм ее главных героев. Особенности сюжета в романтическом произведении.

К. Г. Паустовский

Рассказ о писателе.

«Избушка в лесу»

Идея единства человека и окружающего мира. Образ Шашкина: развитое нравственное чувство, близость к природе. Возвышающее и очищающее воздействие музыки на человека. Авторское повествование и монолог Шашкина. Своеобразие композиции и сюжета. Роль искусства в жизни родного народа.

Н. А. Заболоцкий

Рассказ о поэте.

«Не позволяй душе лениться...», «Некрасивая девочка»

Мир природы и душа человека. Непосредственность человеческих чувств в стихотворениях.

  1. М. Шукшин Рассказ о писателе. «Крепкий мужик»

Основной конфликт рассказа. Характер главного героя. Глубокое раскрытие писателем причины духовной опустошенности героя. Эпизодические персонажи, их роль в раскрытии конфликта.

Н. М. Рубцов

Рассказ о поэте.

«Деревенские ночи», «Январское»

«Деревенские ночи». Слияние поэта с окружающим миром. Радость восприятия естественной красоты жизни. Задушевность, искренность стиха. Близость стихотворения к произведениям народной поэзии.

«Январское». Светлое, оптимистичное настроение, пронизывающее стихотворение. Образ Мороза. Особенности ритмики. Роль повторов. Картины зимы в музыке русских композиторов и художников.

В. П. Астафьев

Рассказ о писателе.

«Гирманча находит друзей»

Изображение жизни и душевных качеств эвенков. Характер маленького Гирманчи. Доброта, сочувствие, взаимопонимание — пути преодоления языковых и национальных барьеров. Недоброжелательство, злоба — путь к возникновению межнациональных конфликтов.

Ф.А Абрамов «Бревенчатые мавзолеи».

Осознание вечного долга и ответственности живых перед памятью павших.
V. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (7 ч )

  1. Гомер

Рассказ о поэте.

«Одиссея» (фрагменты), «Илиада» (фрагменты) Человек и судьба в древнегреческой литературе. Главные герои поэм, своеобразие гомеровского эпоса. Э. По

Рассказ о писателе.

«Колокола»

Передача поэтическими средствами звучания колоколов: богатство ритмов и звукописи. Разнообразие эмоций, выражаемых колокольным звоном.

Дж. Лондон

Рассказ о писателе.

«Любовь к жизни»

«Северные рассказы» писателя. Испытание человека в тяжелейшей борьбе с обстоятельствами. Драматизм сюжета. Проблема человеческого братства и предательства. Роль сурового северного пейзажа в раскрытии идейного замысла писателя.

П. Мериме

Рассказ о писателе.

«Маттео Фальконе»

Характер героя как двигатель сюжета. Высшая беспристрастность и внутренний драматизм новеллы.
Основные теоретико-литературные понятия.
6 класс

  • Художественная литература как искусство слова.

  • Начальное понятие о классической литературе, значение термина «классический», русские писатели-классики, классики национальной литературы.

  • Понятие о мифе. Мифологическое восприятие мира. Общие черты и национальное своеобразие в мифологическом восприятии мира разными народами.

  • Фольклор. Жанры фольклора: былина, сказка. Виды сказок (волшебные, бытовые, о животных). Особенности языка и композиции фольклорных произведений (зачин, повтор, постоянные эпитеты, устойчивые фольклорные сочетания, концовка и т. д.). Литературная сказка.

  • Роды и жанры литературы. Рассказ, повесть, лирическое стихотворение, поэма, басня.

  • Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, сюжет, композиция. Средства создания художественного образа: портретная и речевая характеристика героя, его характер. Образ автора. Пейзаж и его роль в литературном произведении.

  • Ирония. Юмор. Сатира. Гротеск. Реальное и фантастическое в художественном произведении.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства языка в произведении: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение. Гипербола. Аллегория.

  • Основы стихосложения. Ритм. Рифма. Строфа.

  • Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур.


Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий
6 класс

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение художественного текста.

  • Различные виды пересказа (подробный, краткий).

  • Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

  • Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов.

  • Анализ произведения.

  • Сопоставление произведений русской и родной литературы на основе общности тематики и проблематики.

  • Составление планов.

  • Написание изложений.

  • Поиск информации и умение работать с ней.



Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6 классов

Учащиеся должны знать/понимать:

  • авторов и названия изученных произведений;

  • содержание изученных литературных произведений;

• изученные теоретико-литературные понятия. Учащиеся должны у м е т ь:

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • пересказывать устно и письменно, подробно и сжато художественные произведения;

  • составлять план эпического произведения;

  • определять род и жанр литературных произведений;

  • выделять тему, идею изученного произведения, осознавать нравственную проблематику;

  • давать характеристику героям литературного произведения, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • выделять в изученном произведении эпизоды, важные для характеристики действующих лиц,

сопоставлять эпизоды литературных произведений;

  • определять в тексте художественную роль изобразительно-выразительных средств языка;

  • выполнять различные письменные работы творческого характера (изложения, мини-сочинения и др.);

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • сопоставлять произведения русской и родной литературы;

  • воспринимать произведение литературы в тесной связи с другими видами искусства.


Учебно-тематический план



Наименование разделов и тем

Всего часов

Уроки

Уроки развития речи

Внеклассное чтение

1

МИФЫ НАРОДОВ МИРА


2

2







2

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

4

4







3

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (33 ч )


33

23

6

4

4

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

22

14

4

4

5

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 ч )

7

7







Итого




68

50

10

8
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 6 класс iconРабочая программа по литературе 10 класс
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе (базовый...

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 6 класс iconРабочая программа по литературе 11 класс
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе (базовый...

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 6 класс iconРабочая программа по литературе (базовый уровень)
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень)

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 6 класс iconРабочая программа по литературе 5 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 6 класс iconРабочая программа по литературе 9 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 6 класс iconРабочая программа по литературе (базовый уровень) 7 класс

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 6 класс iconРабочая программа по литературе 8 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе составлено на основе программы по литературе (5-11 классы, базовый...

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 6 класс iconРабочая программа по литературе 8 класс базовый уровень
Данная рабочая программа по литературе в 8 классе соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 6 класс iconРабочая программа по литературе 9 класс базовый уровень
Данная рабочая программа по литературе в 9 классе соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 6 класс iconРабочая программа по литературе Ступень обучения (класс) 6 «Б»
Данная программа по литературе составлена в соответствии с Программой оу «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции