Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса педагога Наумовой Ирины Евгеньевны




Скачать 349.1 Kb.
Название Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса педагога Наумовой Ирины Евгеньевны
страница 1/2
Дата публикации 26.09.2014
Размер 349.1 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2
Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №1 имени 397-й Сарненской дивизии

города Аткарска Саратовской области

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор МОУ-СОШ №1

_________/И.Е.Наумова/ МОУ-СОШ №1 г. Аткарска __________/И.Ю.Тарасова/

Протокол № ______ _________/И.В.Салимзянова/ Приказ № _________

От _____________2011г. _____________________2011г. От _______________2011г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по литературе
для учащихся 8 класса
педагога Наумовой Ирины Евгеньевны
(первая квалификационная категория)

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «30» августа 2011 г.
2011-2012 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для обучающихся 8 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089), Примерной учебной программы основного общего образования по литературе и авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы» (Москва «Просвещение» 2009г.)

. Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Авторы УМК видят цель изучения литературы в школе в следующем:

  • приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры;

  • сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений;

  • расширить читательский кругозор учащихся;

  • повысить качество чтения;

  • способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников;

  • активизировать художественно-эстетические потребности детей;

  • развить их литературный вкус;

  • подготовить их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу произведения литературы;

  • стимулировать творческую активность детей;

  • формировать навык выразительного чтения;

  • воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения.

Задачи обучения:

  1. приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  2. овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

  3. устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

  4. научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

  5. отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

  6. освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Фи­лология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образова­ния и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскры­вает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функ­ции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произве­дениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистиче­ской грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература форми­руют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразитель­ным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетиче­ское отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действи­тельности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся.
Программа включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы добра и зла, жестокости и сострадания, прекрасного в природе и жизни человека и т.д. Ведущая проблема 8 класса – ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОРИИ.

Главной идеей программы является системная направленность, т.е. изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков. Эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом.

Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, уроки внеклассного чтения.

Данная программа ориентирована на учебник-хрестоматию для 8 класса (авторы-составители В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин) М.; «Просвещение», 2010).

Место предмета «Литература» в базисном учебном плане МОУ-СОШ №1 г. Аткарска

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю). Количество часов, отведенных на развитие речи -7 (из них сочинений- 4) , на внеклассное чтение -11 , решение тестов – 5 ч., проверочных и контрольных работ – 4.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Раздел

Кол-во часов

Введение

1

Устное народное творчество

2

Из древнерусской литературы

4

Из литературы XVIII века

2

Из литературы XIX века

30

Из русской литературы XX века

19

Из зарубежной литературы

10

Итого

68



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС (68 ЧАСОВ)

п/п

Содержание

Общее кол-во часов по разделу

Кол-во часов по теме

Вид урока

Дата проведения

ИКТ

Р/Р

Вн. чтение

Контроль







1

ВВЕДЕНИЕ

Литература и история

1

1



















2

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Отражение жизни народа в народных песнях

2

1
















Презентация

3

Предания как исторический жанр народной прозы

1







Тестирование










4

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Житие Александра Невского»

4

1







Художественный пересказ










5в/ч

«Житие Сергия Радонежского»

1




+















Подготовка к домашнему сочинению-описанию по картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею»

1

+
















7в/ч

«Шемякин суд как сатирическое произведение»

1







Тестирование «Фольклор. Древнерусская литература»










8

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Фонвизин «Недоросль». Сатирическая направленность комедии

2

1







Тестирование







Презентация

9

Анализ эпизода комедии Фонвизина «Недоросль»

1



















10

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

И. А. Крылов. «Лягушки», «Обоз»

30

1







Тестирование по басням Крылова










11

К. Ф. Рылеев «Смерь Ермака»

1







Сообщение «Судьба Рылеева»










12

А. С. Пушкин «Туча», «Я помню чудное мгновенье…», «19 октября»

1







Сообщения







Презентация

13

А. С. Пушкин «История Пугачёва»

1



















14

А. С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания

1
















Презентация

15

Анализ сцены бурана. Первая встреча с Пугачёвым

1



















16

«Старинные люди»

1



















17

Вторая и третья встреча с Пугачёвым. Путём милосердия

1



















18

Швабрин и Гринёв. Сравнительная характеристика

1



















19

Образ Марь Ивановны

1



















20Р

Гуманизм и историзм Пушкина в романе «Капитанская дочка»

1

+




Тестирование контр.










21Р

Сочинение по роману Пушкина «Капитанская дочка»

1

+
















22

А. С. Пушкин «Пиковая дама»

1



















23

М. Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой

1
















Презентация

24

Особенности композиции поэмы «Мцыри»

1







выразительное чтение наизусть










25в/ч

М. Ю. Лермонтов «Демон»

1




+













26

Н. В. Гоголь «Ревизор». История создания и её первой постановки

1







Первичное восприятие комедии (проверочная работа по содержанию)







Презентация

27

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе

1



















28

Хлестаков и хлестаковщина

1



















29Р

Речевая характеристика городничего

1

+




Тестир.










30Р

Подготовка к домашнему сочинению «Обобщающая характеристика чиновников»

1

+
















31

Н. В. Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека»

1







Сообщения










32

Образ Петербурга у Пушкина и Гоголя («Невский проспект» и «Шинель»)

1







К/Р










33в/ч

Н. В. Гоголь «Портрет»

1




+













34

М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»

1
















Презентация

35

Н. С. Лесков «Старый гений»

1



















36

Л. Н. Толстой «После бала»

1



















37

Мастерство Толстого в рассказе «После бала»

1



















38в/ч

Поэзия родной природы. Пушкин «Цветы последние милей», Лермонтов «Осень», Тютчев «Осенний вечер», Фет «Первый ландыш», Майков «Поле зыблется цветами».

1




+

Выразительное чтение наизусть










39

А. П. Чехов «О любви»

1



















40в/ч

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

И. А. Бунин «Кавказ»

191

1




+













41в/ч

А.И.Куприн «Куст сирени»

1







Ответ на проблемный вопрос










42

в/ч

А. А. Блок «Россия». Образ России и её истории. «На поле Куликовом».

1




+

Выразительное чтение наизусть







Презентация

43

С. А. Есенин «Пугачёв» - поэма на историческую тему

1













44-45

Урок-конференция. Образ Пугачёва в произведениях фольклора, у Пушкина и Есенина

2







Защита проектов







Презентация

46

Контрольная работа по творчеству Толстого, Чехова, Блока, Есенина

1







К/Р










47

И. С. Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминания о пути к творчеству

1



















48

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом».

1



















49

М.Зощенко «история болезни», Тэффи «Жизнь и воротник»

1



















50

М. А. Осоргин «Пенсне»

1



















51

А. Т. Твардовский «Василий Тёркин»

1



















52

Василий Тёркин – защитник родной страны

1



















53

Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин»

1



















54в/ч

А. П. Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение»

1




+













55Р

Урок-концерт «Стихи и песни о ВОв»

1

+




Выразительное чтение наизусть







Презентация

56

В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

1



















57Р

Сочинение «ВОв в литературе 20 века»

1

+
















58

РУССКИЕ ПОЭТЫ О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ.Стихи И.Аннеского, Д. Мережковского, Н.Заболоцкого, Н.Рубцова. Поэты Русского зарубежья.

1
















Презентация

59

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

У. Шекспир. Слово о писателе. Театр Шекспира

10

1



















60

У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви

1







Проверочная работа по содержанию










61

У. Шекспир «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы»

1



















62

У. Шекспир. Сонеты

1



















63

Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»

1



















64-65в/ч

Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера»

2




++













66-67

Вальтер Скотт «Айвенго»

2



















68

Обобщающий урок. Список литературы для чтения летом.

1




















СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса педагога Наумовой Ирины Евгеньевны icon Рабочая программа педагога
Настоящая рабочая программа по литературе для V класса основной общеобразовательной школы создана на основе
Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса педагога Наумовой Ирины Евгеньевны icon Рабочая программа по литературе для 7 г класса Чепкасова Л. И
Рабочая программа по предмету литература для учащихся 7 класса составлена на основании
Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса педагога Наумовой Ирины Евгеньевны icon Учебного предмета «Литература» для 5 класса
Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса создана на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса педагога Наумовой Ирины Евгеньевны icon Рабочая программа по литературе для 5 класса ориентирована на реализацию...
Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе
Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса педагога Наумовой Ирины Евгеньевны icon Рабочая программа по музыке для учащихся 6 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны
Умк по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные...
Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса педагога Наумовой Ирины Евгеньевны icon Рабочая программа по литературе 10 класс Муниципальное общеобразовательное учреждение
Рабочая программа по предмету литература для учащихся 10 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса педагога Наумовой Ирины Евгеньевны icon Рабочая программа учителя Аксеновой Ирины Вячеславовны, первая квалификационная...
Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией Г. И. Беленького и Ю. И. Лыссого / М., Мнемозина,...
Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса педагога Наумовой Ирины Евгеньевны icon Рабочая программа по музыке для учащихся 9 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны
Целью уроков музыки в 9 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему...
Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса педагога Наумовой Ирины Евгеньевны icon Рабочая программа по музыке для учащихся 8 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны
Целью уроков музыки в 8 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему...
Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса педагога Наумовой Ирины Евгеньевны icon Рабочая программа по литературе 8 класс
Программа обеспечивает реализацию соответствующего минимума содержания образования. Рабочая программа по литературе для 8 класса...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции