Скачать 326.64 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина Программа дисциплины История зарубежной литературы зарубежная литература средних веков и возрождения Составитель: доктор филол. наук, профессор О.Л.Мощанская Утверждено: на заседании кафедры всемирной литературы, протокол № 6 от 14 сентября 2012 года. Нижний Новгород 2012 Пояснительная записка Цель данного курса – ввести студентов в сложный мир литературы западноевропейского Средневековья, сформировать представление о мире и человеке, сложившиеся в средние века, об эволюции средневековой концепции человека, этических и эстетических идеалах Средневековья, во многом повлиявших на последующее культурное развитие, раскрыть многогранность литературы эпохи Ренессанса, эпохи расцвета человеческого интеллекта. В курсе прослеживаются основные исторические и философские тенденции эпохи, становление и развитие жанровой системы, ее специфика в различные периоды литературного процесса. Студенты должны понять формирование ведущих литературных направлений и художественного метода того или иного писателя. Принцип построения материала – историко-хронологический. Основа – выработка навыка анализа литературных произведений, понимания того, что в литературе отразился внутренний мир народов, история развития общечеловеческих ценностей, духовных и художественных. Философская основа литературы средних веков может быть охарактеризована как «средневековый гуманизм», сформировавшийся под непосредственным влиянием христианского учения и народных взглядов на мир и человека. Черты средневекового гуманизма в разной степени проявляются в литературных направлениях средних веков. Важно, чтобы студенты осознали особенности общечеловеческих ценностей и представлений средних веков в героическом народном эпосе, религиозной (клерикальной) литературе, рыцарской поэзии, городской литературе, символизм и аллегоризм как характерные черты искусства средних веков. Представление о «ренессансном гуманизме» складывается на основе изучения художественного восприятия мира и человека в творчестве Данте, Петрарки, Шекспира, Ронсара, Сервантеса и др. При чтении курса предполагается установление межпредметных связей с курсом «Отечественная литература», «История мировой и художественной культуры». Курс семестровый, состоит из лекций и практических занятий, заканчивается экзаменом. На практические занятия выносятся программные произведения, наиболее сложные для восприятия и рекомендуемые для изучения в школе. Курс рассчитан на то, чтобы
План лекционного курса
Практические занятия по курсу «Зарубежная литература средних веков и Возрождения»
Программа Введение. Эпоха средних веков, исторические условия. Значение христианства как ведущей идеологии. Особенности западноевропейского литературного процесса в период раннего (111- Х вв.) и зрелого Средневековья. Роль латинской литературы как хранительницы античных культурных традиций, значение ее и латинского языка для установления международных литературных связей. Восприятие Вергилия как поэта, предсказавшего скорый конец «железного века» и появление Спасителя (1У эклога). Взаимодействие латинской литературы с народным эосом и возникающей письменной литературой на новых языках. «Средневековый гуманизм» как философская основа культуры средних веков, сформировавшаяся под непосредственным воздействием христианского учения и народных взглядов на мир и человека. Основные черты средневекового представления о мире и человеке: убежденность в существовании двух миров – земного и потустороннего (причем последний включает в себя «горний мир» - мир Бога и адскую бездну); восприятие человеческого коллектива как общности живых и умерших; разделение в человеке духовного и телесного начал как враждебных друг другу; обособленное восприятие духовного как высшей сути человека, с которой связывается понятие о личности; отсутствие ощущения дистанции между человеком и природой (антропоморфизм в восприятии человека и природы); понимание духовного слияния с Богом как «высшей красоты» и противопоставление ее красоте реальной действительности. Символико-аллегорический характер мировосприятия средневекового человека и особенности его отражения в художественном мире Средневековья. М.Бахтин о «двумирности» средневекового мировосприятия, с одной стороны – церковного, с другой – карнавально-площадного. Фольклорная и письменная (книжная) традиции в культуре средних веков, их связь и взаимодействие. В.М.Жирмунский о понятии «направление» применительно к средним векам, о связи направлений и жанров в средние века. Народная культура (эпос, баллада, лирическая песня)как ведущее направление Средневековья. Клерикальное литературное направление (сочинения «отцов церкви», жития, агиографии, культовая поэзия). Куртуазная (рыцарская) литература (рыцарские лирика и роман). Отличительные черты городской литературы. Понятие авторства в средние века. Развитие авторского сознания от так называемого «неосознанного» авторства (термин М.И.Стеблина-Каменского) к появлению таких выдающихся авторов, как Данте, Петрарка, Шекспир. Эпос раннего Средневековья (англосаксонский эпос «Беовульф», ирландские и скандинавские эпические памятники). Его характерные черты – соединение мифологических представлений, образов, порожденных народной фантазией еще языческих времен, с утверждавшимися христианскими взглядами. Англосаксонский эпос «Беовульф», черты его типологического сходства с эпическими произведениями других народов, созданными на ранней стадии развития человечества: центр поэмы – воин-богатырь, олицетворяющий героическое начало; детальное описание вооружения героя; конфликт между добром и мужеством, воплощенными в образе богатыря, и враждебной силой, предстающей как в фантастическом обличии (чудовища), так и в реальном (другие племена). Пространство эпоса. Представление англосаксов о вертикальном устройстве мира. Временная перспектива эпоса, усиление элегического настроения по мере приближения к печальному финалу. Мир мореплавателей и воинов-дружинников, отраженный в «Беовульфе». Синтез языческого и христианского мировосприятия, его проявление в композиции, образной системе поэмы. Основа композиции поэмы – противопоставление «добра» (светлый дворец Хеорот, песносказитель и его песни о сотворении мира, о подвигах героев, богатырь Беовульф и его подвиги в защиту справедливости) и «зла» (чудовища, ведущие свой род от Каина, дракон, междоусобицы, набеги, отрицательные черты характера: гордость, надменность, трусость). Понятие Судьбы в «Беовульфе как отражение противоречивости и сложности его понимания человеком раннего Средневековья. Фантастический образ чудовища по имени Грендель как синтез языческих и христианских представлений о зле. Нерукотворность логова Гренделя и нехоженный путь к нему (711, 1357-1379, 1402-1417, 1493-1494, 1512-1518). Мотив возмездия за зло, выраженный в отторжении Гренделя от людей, его одиночестве и в поражении от руки Беовульфа. Ассоциация чудовищ с определенным природным фоном. Сочетание фантастических и реалистических элементов в изображении природы; восприятие природы и человека в единстве как сил, направленных на добро. Богатырь как концентрированное воплощение силы и мощи племени, его защитник. Изображение подвигов Беовульфа по линии их возрастания: победа над морежителем, о которой рассказал сам Беовульф, поединок с Гренделем в Хеороте, сражение в логове чудовищ, битва с драконом. Жизненное кредо Беовульфа – «…для воина лучшая плата – память достойная». Народный идеал, воплощенный в поэме, - сила, мужество, направленные на доброе дело, на спасение других жизней (защита Хродгара и его воинов от чудовищ), восстановление безопасности морских путей (победа Беовульфа над морежителем), выдержка, сдержанность в проявлении чувств, миролюбие. М.И. Стеблин-Каменский о значении мотивов гуманности и миролюбия в эпосе раннего Средневековья. Определенность позиции песнопевца при изображении добра и зла. Осуждение племенных распрей как ведущий мотив поэмы, который передается через воспоминания героев, предчувствия ими грядущих событий, составляет содержание песен на пиру (Финнсбургский эпизод). Искусство песнопевцев, их репертуар, созданный под влиянием язычества и христианства (песни о сотворении Богом мира, о зверствах чудовищ, о подвигах героев). Процесс создания песни, запечатленный в «Беовульфе». Художественное своеобразие языка эпоса. Понятие об аллитерационном языке. Эпические повторения в поэме. Сложные эпитеты, кеннинги. Этикетность при изображении пиров и поведения короля, его дружины и гостей во время пира. «Беовульф» - крупнейшее произведение англосаксонской литературы, сохранившее для нас гуманистические представления и идеалы, завоевания художественной мысли далекой эпохи. Ирландский эпос. Жанр ирландских саг. Сочетание в них прозаического изложения событий с последующими стихотворными вставками. Героические и фантастические саги. Уладский, или Ольстерский цикл героических саг (111-У111вв.). Богатырь Кухулин, защищающий племя уладов от враждебного Коннахта, как центральный герой цикла. Воссоздание поэтической биографии героя в сагах «Рождение Кухулина», «Сватовство к Эмер», «Угон быка из Куалнге», «Болезнь Кухулина», «Смерть Кухулина». Традиционные эпические мотивы саг - воспитание героя у кузнеца, военное обучение у колдуньи-богатырши, мотив поединка отца и сына, мотив преодоления всевозможных препятствий на пути к сватовству. Своеобразие представлений кельтов о богатыре, который обладает рядом необычных магических свойств. Жизненное кредо Кухулина – «Горд я в мощи и в доблести моей и способен охранить рубежи от внешних врагов. Я – защита каждого бедняка, я – боевой вал всякого крепкого бойца. Я даю удовлетворение обиженному и караю проступки сильного» (Сватовство к Эмер»). Сага «Угон быка из Куалнге» как сага, в которой с наибольшей полнотой отразились сила духа, мужество и благородство богатыря. Вынужденное сражение с побратимом Фердиадом. Мотив Судьбы в саге. Причудливый мир фантастических саг («Любовь к Этайн», «Приключения Кормака в обетованной стране», «Смерть Муйрхертаха»). Цикл сказаний о короле Финне, его сыне Ойсине (Оссиане), внуке Осгаре и других героях этого цикла. Отражение преданий этого цикла в «Оссиане» Макферсона. Народно-эпические сказания британских кельтов. Сказания о короле Артуре, о короле Лире. Их последующая литературная судьба. Скандинавская эпическая поэзия. «Старшая Эдда» как памятник древнеисландского эпоса (Х11-Х11 вв.). Динамичность, лаконизм, формульность как характерные черты повествования. Синтез языческих и христианских элементов. Саги о богах и героях. Скандинавский Олимп и представление об устройстве Вселенной и судьбе мира («Прорицание Вёльвы», «Сны Бальдра»). «Речи Высокого» как одна из древнейших песен «Эдды». Понятия викингов о значении воинской доблести, благоразумия и поэзии. Саги о героях («Речи Хамдира», «Гренландская песнь об Атли», «Песнь о Хлёде»). Своеобразный историзм саг. Предания о Зигфриде (Сигурде»), о мести Кримхильды (Гудрун). Эстетизация богатырской доблести. «Речи Регина», «Речи Фафнира», «Речи Сигрдривы», «Отрывок из песни о Сигурде», «Краткая песнь о Сигурде». Женщины в эддической поэзии. Плач Гудрун о Сигурде («Первая песня о Гудрун») как «вершина лиризма в рамках героической эпики» (Е.М.Мелетинский). Эпос зрелого Средневековья. Особенности эпоса зрелого Средневековья: усиление исторических мотивов, постепенно вытесняющих мифологические представления, усиление христианского мировосприятия, усложнение психологической характеристики образов. «Песнь о Роланде» как выдающийся памятник героического эпоса. Историческая основа произведения и переосмысление ее. Патриотическо-религиозная идея «Песни о Роланде». Особенности ее выражения. Граф Роланд – центральный герой поэмы. Мотив «трагической вины» героя. «Песнь о Нибелунгах». Художественное осмысление уже известных преданий, исторических фактов и новых рыцарских веяний. Мир рыцарских поединков, пиров, сражений. Эстетика батальных сцен, рыцарского церемониала, одеяний героев. Предчувствие надвигающейся катастрофы как один из художественных приемов поэмы, мотив Судьбы. Сказочные, языческие и христианские мотивы произведения. Пространство и время в поэме. Зигфрид, Брунхильда, Кримхильда, Хаген как основные герои произведения. «Нибелунгова строфа». |
Программа дисциплины История зарубежной литературы Направление подготовки Цель освоения дисциплины «История зарубежной литературы» – сформировать у студентов |
Программа дисциплины История зарубежной литературы Направление подготовки Дисциплина «История зарубежной литературы» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин |
||
Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы» принята... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы к.... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Рабочая программа учебной дисциплины «История» Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «История», одобренной... |
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Языкознание и литературоведение», по профилю «Русская литература» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры русской... |
||
Аннотация к рабочей программе по Литературе Программа построена так, что в ней последовательно даются этапы развития литературы: «Устное народное творчество», «Из древнерусской... |
Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 3: 1/2 XIX в.) В истории русской литературы особую эстетическую и этическую значимость имеет литература начала и середины ХIХ века. При ее изучении... |
||
Программа дисциплины «История русской литературы (адаптационный курс)»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки |
Пояснительная записка Учебная программа дисциплины «История славянских... Учебной программы дисциплины «История славянских народов» для высших учебных заведений по специальности 1-23 01 13 «Историко-архивоведение»,... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |