Пташкина В. Н. Литература. 5 класс поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной [и др.] / авт-сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. 3-е изд




Скачать 2.37 Mb.
Название Пташкина В. Н. Литература. 5 класс поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной [и др.] / авт-сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. 3-е изд
страница 1/18
Дата публикации 26.09.2014
Размер 2.37 Mb.
Тип Литература
literature-edu.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Карасева И. В., Пташкина В. Н.

Литература. 5 класс поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной [и др.] / авт-сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Волгоград: Учитель, 2010. — 237 с.


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие ………………………………………………………………………………………………3

Урок 1. (Первый вариант). Введение. Роль книги в жизни человека …………………………………4

Урок 1. (Второй вариант. Урок-игра). Введение в литературу …………………………………….. 5

Урок 2. Славянские мифы (внеклассное чтение) …………………………………………………… 14

Урок 3. Устное народное творчество ………………………………………………………………… 16

Урок 4. Сказка как вид народной прозы. Русская народная сказка «Царевна-лягушка» ……….. 17

Урок 5. Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой ……………...19

Урок 6. Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Ивана-царевича …………………….21

Урок 7. Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» ……………………… 23

Урок 8. «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Образ главного героя ……………………………24

Урок 9. Развитие речи. Составление волшебной сказки …………………………………………… 26

Урок 10. Древнерусская литература. «Подвиг отрока

киевлянина и хитрость воеводы Претича» ………………………………………………..27

Урок 11. Из литературы ХVIII века. М. В. Ломоносов.

«Случились вместе два астронома в пиру» ……………………………………………… 29

Урок 12. Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра в России…………………….. 30

Урок 13. И. А. Крылов. Басни «Волк на псарне»,

«Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица» ………………………………………………..32

Урок 14. Развитие речи. Басни И. А. Крылова ……………………………………………………… 34

Урок 15. В. А. Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка …………………………. 35

Урок 16. В. А. Жуковский. Баллада «Кубок» ………………………………………………………. 36

Урок 17. А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» ... …………………………………...37

Урок 18. А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» ……………………… 40

Урок 19. А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» ………………………. 43

Урок 20. А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» ……………………………. 44

Урок 21. В. М. Гаршин. Сказка «Attalea princeps» ……………………………………………………46

Урок 22. М. Ю. Лермонтов. «Бородино» ……………………………………………………………...48

Урок 23. М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Суждения и оценки юных читателей …………………..50

Урок 24. Н. В. Гоголь. «Заколдованное место» ……………………………………………………. .52

Урок 25. Н. А. Некрасов. «На Волге» ……………………………………………………………….. 53

Урок 26. Н. А. Некрасов. «Мороз. Красный нос» (отрывок из поэмы) ………………………….. 55

Урок 27. Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети» …………………………………………………… 56

Урок 28. И. С. Тургенев. «Муму» …………………………………………………………………. .59

Урок 29. И. С. Тургенев. «Муму». Духовные и нравственные качества героя ………………… .62

Урок 30. И. С. Тургенев. «Муму». Единственный счастливый год в жизни Герасима ………… 64

Урок 31. Превосходство Герасима над челядью. Протест против крепостничества …………….. 64

Приложение. Сочинение-отзыв о прочитанном произведе-

нии И. С. Тургенева «Муму» (материал для консультации) . …………………………. 66

Урок 32. А. А. Фет. В художественном мире поэта ………………………………………………… 67

Урок 33. Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник» …………………………………………………….. 69

Урок 34. Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин …………………………… 71

Урок 35. Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Тема дружбы в рассказе …………………….. ….72

Урок 36. Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Под страхом смерти………………………….. 74

Урок 37. А. П. Чехов. Рассказ «Хирургия» ………………………………………………………… 76

Урок 38. О смешном в литературном произведении.

Особенности чеховского юмора …………………………………………………………. 77

Урок 39. Д. В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик» (внеклассное чтение) …………………. 78

Урок 40. Стихи о родной природе. И. Бунин ……………………………………………………….. 79

Урок 41. И. А. Бунин. «Косцы». Человек и природа ……………………………………………… 82

Урок 42. В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Взаимоот-

ношения отца, сына, дочери в повести …………………………………………………. 82

Урок 43. В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Новые знакомые Васи ……………………….. 84

Урок 44. В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Тыбурций

Драб — «замечательная личность» ……………………………………………………… 85

Урок 45. В. Г. Короленко. «В дурном обществе» …………………………………………………. 85

Урок 46. А. И. Куприн. «Тапёр», «Белый пудель» (внеклассное чтение) ………………………. 86

Урок 47. С. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый

дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...» ………………………………………… 87

Урок 48. П. П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка» ……………………………………………. 90

Урок 49. П. П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка» (продолжение) …………………………….. 92

Урок 50. К. Г Паустовский. «Рождение сказки». «Теплый

хлеб» — сказка о труде и взаимной выручке …………………………………………... 93

К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Мысль автора об ответст-

венности человека перед природой (резервный урок) ………………………………… 96

Урок 51. С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев» ……………………………………………………. 97

Урок 52. С. Я. Маршах. «Двенадцать месяцев» (продолжение) ………………………………….. 99

Урок 53. А. П. Платонов. «Никита» ………………………………………………………………… 100

Урок 54. С. Черный. «Кавказский пленник» ………………………………………………………...101

Уро к 55. В. П. Астафьев. «Васюткино озеро» ……………………………………………………. 101

Урок 56. В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Образ главного героя ……………………………. 103

Урок 57. Внеклассное чтение. П. Мериме. «Маттео Фальконе» …………………………………. 103

Урок 58. К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете». Дети и война ……………….. 105

Урок 59. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Дети и война …………………………………. 106

Урок 60. Р. Стивенсон. «Вересковый мед» …………………………………………………………..107

Урок 61. Д. Дефо. «Робинзон Крузо» ………………………………………………………………...108

Урок 62. Х. К. Андерсен. «Снежная королева» ……………………………………………………. 109

Урок 63. Х. К. Андерсен. «Снежная королева». История

вторая. Мальчик и девочка. История третья. Герда …………………………………….110

Урок 64. Х. К. Андерсен. «Снежная королева». Истории четвертая и пятая …………………… 111

Урок 65. Х. К. Андерсен. «Снежная королева». Истории шестая и седьмая …………………… 112

Урок 66. Сочинение по сказкам Х. К. Андерсена …………………………………………………. 113

Урок 67. Джек Лондон. «Сказание о Кише» ………………………………………………………. 114

Урок 68. Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном ……………………… 115

Урок 69. Марк Твен. Повесть «Приключения Тома Сойера» ………………………………………116

Урок 70. По страницам прочитанных произведений ………………………………………………. 118

Литература …………………………………………………………………………………………….. 122


ПРЕДИСЛОВИЕ
Каждый грамотно построенный урок литературы благоприятствует достижению успешных результатов. Предлагаемые конспекты уроков разработаны по программе В. Я. Коровиной (В. П. Журавлева, В. П. Полухиной, В. И. Коровина, И. С. Збарского) и по учебнику (авторы-составители В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин), а также в соответствии с методическими советами В. Я. Коровиной, И. С. Збарского, под редакцией В. И. Коровина.

Не всегда молодой учитель может удачно спланировать урок, быстро найти интересный дополнительный материал, возникает много вопросов различного характера.

Практика показывает, что совершенствование речи учащихся — это кропотливая, каждодневная работа. Именно поэтому из урока в урок в разработках ставятся такие цели, как развитие навыков беглого выразительного чтения; развитие умений грамотно и полно давать ответы на вопросы. В заданиях на дом часто встречаются, например, пересказ текста, рассказ о писателе, ответы на вопросы, а также задания творческого характера.

Хочется надеяться, что материал разработанных уроков будет неплохим подспорьем для начинающих учителей и поможет им с учетом индивидуальных особенностей учащихся разнообразить свои варианты уроков.

Пособие предполагает творческое использование. Предложенное деление учебных часов по темам является примерным. Учитель может изменить Планирование, увеличив или, наоборот, уменьшив количество часов, выделенное на изучение художественного произведения.

Представленные в пособии разработки уроков кто-то, может быть, возьмет за основу своего собственного учебного занятия, другому же будут интересны лишь некоторые идеи и подходы.

Молодость, фантазия, научные знания, терпение, желание — именно эти факторы станут самыми главными помощниками при воплощении ваших творческих планов. Успеха вам!

Урок 1

(Первый вариант)

ВВЕДЕНИЕ. РОЛЬ КНИГИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Цели урока: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии; заинтересовать предметом — литературой, сообщить задачи по предмету, которые ставятся в этом учебном году; поговорить о роли книги в жизни человека.
Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Литература — это наука и одновременно вид искусства. Произведениями этого искусства являются рассказы, повести, поэмы, романы, стихи — все это есть богатейший мир человеческих чувств, мыслей, отношений, характеров.

Именно из литературы мы черпаем необходимые знания, получаем уроки нравственности, духовности, без которых оскудели и очерствели бы душой.

Изучение нового для вас предмета начинается с мифов, затем — устное народное творчество, древнерусская литература, позже следует классическая, а за ней — современная литература.

На уроках литературы в этом учебном году мы продолжим работу по развитию беглого выразительного чтения, совершенствованию умений пересказа, монологической речи, будем пополнять знания по теории литературы, встретимся с новыми книгами, писателями.

Согласны ли вы с А. С. Пушкиным, утверждавшим, что чтение — лучшее учение? Почему?
II. Беседа о прочитанном в дни летних каникул.

Вопросы:

1. Книги каких авторов вы прочитали? О чем они?

2. Что взволновало вас в этих произведениях?

3. Чему научились вы у героев книг? От каких черт характера этих героев вы отказались бы?

4. Что из прочитанного вы предложили бы своим друзьям? Почему?

(Следуют пересказы прочитанных произведений. Чтение стихотворений, ребята показывают полюбившиеся книги, поясняют свои иллюстрации к ним. Можно провести литературную викторину или литературное лото.)
III. Знакомство с учебником.

Учитель обращает внимание детей на титульный лист книги (объяснить слова «титул», «титульный лист»), где изображена картина М. В. Нестерова «Лель (Весна)». (Пояснить, кто такой Лель.) Затем следует знакомство с форзацами учебника. (Все новые слова поясняются в ходе беседы.) Звучит небольшое сообщение об искусстве Палеха.
Палех. Лаковая миниатюра — живопись на небольших лаковых изделиях (шкатулках, ювелирных украшениях). Во всем мире известны работы русских художников-миниатюристов из сел Федоскино, Палех, Мстера и Холуй. Лаковой эта живопись называется потому, что основу изделия изготавливают из папье-маше, затем грунтуют и покрывают черным лаком. Затем к работе приступают художники. Они создают жанровые композиции, портреты, пейзажи. На последнем этапе работы изделие покрывают прозрачным лаком, который не только предохраняет красочный слой, но и добавляет глубину и силу краскам.

Работа с репродукцией картины Б. Парилова, В. Дудорова «А. С. Пушкин. У лукоморья дуб зеленый... ». Ребята рассматривают изображения героев великого поэта, называют произведения. Звучит выразительное чтение Вступления к поэме «Руслан и Людмила». Аналогичная работа проводится над вторым форзацем.

Далее ученики знакомятся с коллективом авторов-составителей, редакторов, художников. Знакомятся с такими элементами книги, как предисловие, послесловие, оглавление, словари, сноски и узнают об их назначении.

Завершая этот этап работы, нужно сказать о том, что читать правильно, по-настоящему, не так просто. Нужно быть внимательным при чтении, задумываться над тем, что хотел сказать автор, учиться понимать смысл прочитанного, делать выводы.

Здесь можно пригласить ребят на 1-й библиотечный урок, так как именно в библиотеке можно выбрать книги по интересам, которые «поведут» в мир знаний.
IV. Чтение вводной статьи учебника. Работа с иллюстрациями (с. 4). Работа по вопросам (с. 5—6).
Домашнее задание: перечитать статью, составить ее план, уметь пересказать текст.


Урок 1

(Второй вариант. Урок-игра1)

ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРУ

Первый урок всегда очень важен. «Как вы судно назовёте, так оно и поплывёт», — говорил герой мультфильма и был прав. Интересное, запоминающееся начало изучения предмета — залог того, что и в дальнейшем дети будут стремиться на эти уроки, что положительно скажется на их знаниях.
Цели урока:

1. Актуализация знаний по литературе, полученных в 5 классе.

2. Формирование умения применять знания и умения в не стандартной ситуации.

3. Формирование умения работать в команде.

Оборудование: «маршрут движения» в виде табличек или картинок на доске, маршрутные листы для команд, распечатанные задания.

Для проведения этого урока потребуется помощь учащихся-экспертов, которым нужно подготовить ответы на задания. С ними желательно встретиться заранее, чтобы они выбрали себе «станцию», сами выполнили задания, могли на уроке пояснить суть вопросов другим учащимся.
Ход урока

Урок начинается до звонка. Вход в класс — импровизированный турникет, входной билет — разгадывая загадка, которую выбирают из предложенных экспертом (см. Приложение к уроку). Рассаживаются по отдельным столам по 4—5 человек, всего 7 «городов»-столов, группы формируются заранее для экономии времени на уроке.
I. Организационная вступительная беседа.

Учитель. Мы с вами в стране с красивым звучным названием — Литература. Как в любом государстве, в ней действуют свои законы, соблюдаются свои традиции. Мы с вами знаем многих из «коренных» жителей этой страны и, путешествуя сегодня по городам этого государства, вспомним своих старых знакомых, чтобы в дальнейшем, на последующих уроках литературы, мы смогли легко завязать знакомство и подружиться с другими обитателями этой огромной и интересной страны. Прочитайте названия городов, где нам суждено сегодня побывать, они перечислены в ваших путевых листах. Порядок посещения — на ваше усмотрение, только не создавайте «заторов на дороге»!
II. Групповая работа.

Задания приведены в нескольких вариантах, выбор — на усмотрение учителя.
Станция «Басни».

Задание 1.

Герои басен И. А. Крылова «перепутались». Наведите порядок, соединив линями героев одной басни.

• Ворона • Обезьяна

• Стрекоза • Лисица

• Зеркало • Крыша

• Орел • Муравей

• Мышь • Соловей

• Листы • Петух

• Кукушка • Корни

• Осел • Пчела
Задание 2.

Прочитайте «басню». Вы заметили, что её герои «перемешаны»? Определите, из каких трех басен И. А. Крылова они взяты.

1) Однажды Лебедь, Рак да Щука,

Проказница Мартышка,

Осел, Козел

Да косолапый Мишка

Везти с поклажей воз взялись.

И вместе все в него впряглись.

Достали нот, баса, альта, две скрипки —

И сели на лужок под липки, —

Пленять своим искусством свет

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт.

Запели молодцы, кто в лес, кто по дрова,

И у кого, что силы стало,

В ушах у гостя затрещало —

И закружилась голова.

Всё пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

«Изрядно, — говорит, — сказать несложно,

Тебя без скуки слушать можно».
2) Зубастой щуке в ум пришло

За кошачье приняться ремесло.

Да призадумалась. А сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близёхонько бежала.

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так прямо сказки!

Отколь такой берется голосок?

И чист, и нежен, и высок».

По счастью, близко тут Журавль случился.

Он костью чуть не подавился.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пташкина В. Н. Литература. 5 класс поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной [и др.] / авт-сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. 3-е изд icon Содержание
Литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной / авт сост. Н. Я. Крутова, С. Б. Шадрина. — Изд. 2-е,...
Пташкина В. Н. Литература. 5 класс поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной [и др.] / авт-сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. 3-е изд icon Урок по роману «Капитанская дочка»
Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной. Ч. I, II / авт сост. С. Б. Шадрина. Изд. 2-е, испр и доп. – Волгоград:...
Пташкина В. Н. Литература. 5 класс поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной [и др.] / авт-сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. 3-е изд icon Урок Вводный из древнерусской литературы урок «Слово о полку Игореве»
Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной, И. С. Збарского, В. И. Коровина / авт сост. С. Б. Шадрина,...
Пташкина В. Н. Литература. 5 класс поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной [и др.] / авт-сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. 3-е изд icon Урок Вводный из древнерусской литературы урок «Слово о полку Игореве»
Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной, И. С. Збарского, В. И. Коровина / авт сост. С. Б. Шадрина,...
Пташкина В. Н. Литература. 5 класс поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной [и др.] / авт-сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. 3-е изд icon Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века»
Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века» под ред. В. П. Журавлева. I полугодие. II полугодие...
Пташкина В. Н. Литература. 5 класс поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной [и др.] / авт-сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. 3-е изд icon Урок Лирическая песня как жанр народной поэзии урок Лирическая песня....
Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной. Ч. I, II / авт сост. С. Б. Шадрина. Изд. 2-е, испр и доп. – Волгоград:...
Пташкина В. Н. Литература. 5 класс поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной [и др.] / авт-сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. 3-е изд icon Тематическое планирование урок Русский язык один из развитых языков мира
Русский язык. 6 класс: поурочные планы но учебнику М. Т. Баранова и др. / авт сост. С. С. Колчанова. — Волгоград: Учитель, 2009....
Пташкина В. Н. Литература. 5 класс поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной [и др.] / авт-сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. 3-е изд icon Рабочая программа по литературе (базовое изучение)
Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение»), учебника «Литература. 5 кл.» авт...
Пташкина В. Н. Литература. 5 класс поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной [и др.] / авт-сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. 3-е изд icon Приказ №205 от 31 августа 2011г. Учредитель: Управление образования...
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Сост. Э. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2007. Рабочие программы...
Пташкина В. Н. Литература. 5 класс поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной [и др.] / авт-сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. 3-е изд icon Поурочные разработки по литературе. 9 класс
Золотарева И. В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 9 класс. 4-е изд., перераб и доп. — М.: Вако, 2007....
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции