Пространный историко-литературный культурологическо-религиоведческий комментарий к повести н. В. Переяслова «девяностый псалом»




Скачать 0.86 Mb.
Название Пространный историко-литературный культурологическо-религиоведческий комментарий к повести н. В. Переяслова «девяностый псалом»
страница 1/6
Дата публикации 26.09.2014
Размер 0.86 Mb.
Тип Интервью
literature-edu.ru > Литература > Интервью
  1   2   3   4   5   6
ПРОСТРАННЫЙ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКО-РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ПОВЕСТИ Н.В.ПЕРЕЯСЛОВА «ДЕВЯНОСТЫЙ ПСАЛОМ»

Повесть «Девяностый псалом» (автором, впрочем, она именуется романом) опубликована в альманахе: «Река веры. Православие и русская литература сегодня». Москва,2006, с 58-78.

Ранее повесть «Девяностый псалом», по всей видимости, печаталась в сборнике «Прости, брат. Социально-фантастические и мистическо-детективные истории конца ХХ века». М.,2001.

Автор: Переяслов Николай Владимирович, критик, поэт, прозаик, член Союза писателей России. Секретарь Правления Союза писателей России, член Президиума Литфонда России.

Автобиография:

«Родился 12 мая 1954 года на Украине в Донбассе, в шахтерском городе Красноармейске. Работал шахтером, геологом, инструктором туризма на озере Селигер, журналистом в районных газетах, псаломщиком в православном храме, директором областного отделения Литературного фонда России и на других должностях.

Окончил заочно Литературный институт им. А. М. Горького по жанру критики. Автор четырех поэтических, трех литературоведческих и одной прозаической книг.

Печатался в журналах "Москва", "Октябрь", "Дон", "Мы", "Наш современник", "Вопросы истории", "Родина", "Подъем", "Урал", "Дальний Восток", "Русское эхо", "Донбасс", "Роман-журнал, ХХI век", "Поэзия", "Проза", "Новая Россия", "Простор" (Алма-Ата), "Вiтчизна" (Киев), "Березiль" (Харьков), "Север", "Сибирские огни", "Десна", "Нижний Новгород", "Юность", "Час России", "Наша улица", "Литература в школе", "Свет", "Мир библиографии" и других.

Постоянный автор критических рубрик и обзоров в газетах "День литературы", "Литературная газета", "Российский писатель" и других.

Член Союза писателей России. Член Петровской Академии наук и искусств. Секретарь Правления Союза писателей России. Член Президиума Литературного фонда России. Лауреат Шолоховской премии 2000 года.

Сторонник слияния экспериментального поиска в области художественной формы с традиционной глубиной проникновения в социальную, психологическую и философскую проблематику исследуемой темы.
Живу в Москве»

(http://mp.urbannet.ru/TVOR-P/p/perejaslov/perejaslov-tv.htm).

Интервью с автором (http://www.rusvera.mrezha.ru/383/12.htm):

«– Элемент фантазии насколько оправдан в сегодняшнем творчестве на христианские темы? Если взять ваш роман «Девяностый псалом»?
– Это проекция Апокалипсиса на наши дни. Я однажды стоял на платформе: холод, ветер, одиноко было, жутковато. Я просто представил, что могло бы быть, если бы уже поставили всем на лбу три шестерки. А душа противится, и как жить дальше: все с шестерками, патрули тебя проверяют, а ты без этой печати? В первой главе там есть письмо, которое герой получил с Украины. И простым языком оно написано, что вот «дядьку Ивана убылы». Отрывки начали публиковать в газете «Благовест» – и испугались, потому что к батюшкам в храмах начали подходить люди, спрашивать: «Что, началось уже?» Через несколько лет на Украине действительно эти идентификационные номера ввели, а сейчас и у нас начинают вводить. То есть нечто совершается. И я попробовал смоделировать эту ситуацию. Это страшно делать, потому что, с другой стороны, этим, может, накликаешь...
– Сказать по правде, читая, я подумал, что сам не рискнул бы такое писать...
– ...Хотя иной раз художника просто выносит на какую-то тему, а если тема в тебе застучала, от нее трудно отделаться, пока не выплеснешь на бумагу».

ДЕВЯНОСТЫЙ ПСАЛОМ

Повесть


...Кто имать ум, внимай.

Зде мудрость есть.

Число зверино изочти, считая.

Число его — шестьсот шестьдесят шесть.

Не поклонись, погибель обретая...

Иеромонах Роман. “Глаголы вещие”.
Сравним с гимном из романа-трилогии «Омен»:
«Когда еврей в Сион придет.

И небеса пошлют комету.

И Рим познает свой восход.

Мы больше не увидим света.

Из вечного моря зверь тот восстанет.

И войско придет, чтобы биться до смерти.

Убьет брата брат, и свой меч не оставит.

Пока не умолкнет последнее сердце!»

1. Сатанинский патруль.
...Они приближались. Каким-то таинственным чутьем их так и тянуло к нему, хотя низко опущенный на лоб капюшон штормовки и не давал возможности увидеть, есть ли у него три обязательные для всех шестерки или нет.
Здесь и далее – эстетика христиан-скрытников. Автор повести гениально синтезировал все, что могло послужить литературному замыслу: умонастроение раскольников, апокалиптическое мироощущение, мечтательную оппозиционность позднеперестроечной очереди за талонами, интеллигентское кабинетное богословие, безрадостность нечерноземной провинции под сизым небом; прослеживается влияние Джорджа Оруэлла, Владимира Соловьева, протопопа Аввакума, русских писателей второй половины ХIХ века, деревенской прозы второй половины ХХ века. Вот так жили эти православные христиане (а ведь нет никаких оснований считать это православие неправильным) при царях-антихристах (да, да, антихристах!), при коммунистах-сатанистах, так они живут и сейчас.

Скрытники – старообрядческий толк, выделившийся из поморского согласия. Скрытники отказались от всего, что появилось после раскола. Они не признают книг, напечатанных в пореформенное время, не употребляют в пищу картофель, помидоры и другие новые продукты, не пользуются такими средствами транспорта, как автомобили, поезда, самолёты. Они не используют также какие-либо предметы, на которых имеются несмываемые знаки, трактуемые скрытниками как «антихристова печать». Скрытники стремятся к замкнутому, скрытному образу жизни (откуда их название) и стараются избегать контактов с внешним миром.

Близки скрытникам т.н. спасовцы – одно из согласий беспоповского направления старообрядчества. Альтернативное название — нетовцы. Согласие возникло в конце XVII века в среднем Поволжье вне связи с северными беспоповцами (федосеевцами и поморцами). Основателем его считается Козьма Андреев. По представлению спасовцев, в мире воцарился Антихрист, благодать взята на небо, церкви больше нет, таинства истреблены. Сам человек, считают спасовцы, не может способствовать своему спасению, спастись можно только через молитву Спаса (Сына Божьего), только Он знает, кто и как спасётся. Большинство спасовцев не имеет молелен, наставников и не совершает никаких общих обрядов. От своих последователей Спасово согласие требует строгих ограничений в еде и питье, запрещается носить пёструю и цветную одежду. Общая численность спасовцев — примерно 100 тысяч человек. Компактно спасовцы живут в Саратовской области, есть они также в Нижегородской, Владимирской, Ульяновской, Самарской, Оренбургской и других областях, а также в Татарстане, Мордовии и Алтайском крае. Спасово согласие распадается на большое число подразделений. В большинстве случаев расхождения между спасовцами произошли из-за различных взглядов на крещение и брак. Часть спасовцев совершает эти обряды в православных церквах и рассматривает их как простую регистрацию. Это сторонники так называемой глухой нетовщины (их именуют так, потому что они никогда открыто не записывались старообрядцами, а также исповедовались молча перед иконами, а не перед своими «стариками», как другие спасовцы). У последователей так называемого бабушкиного согласия детей крестят родители или повивальные бабки. У новоспасовцев («поющая нетовщина», отрицанцы) есть наставники (в народе их зовут «попами»), совершающие обряды крещения и брака и проводящие богослужения с пением. Исповедуются новоспасовцы «старикам». Самокрещенцы считают, что креститься можно лишь самому. Некрещёные старообрядцы, или строгие нетовцы, вообще обходятся без крещения. Так называемая группа немоляков отказалась от икон. У некоторых групп спасовцев существует обряд исповеди земле.

Еще одна группа со схожим мироощущением – бегуны, которые являются одним из толков беспоповского направления старообрядчества; альтернативные названия — странники, пустынники, сопелковцы. Толк возник в 1772 на юге Ярославской губернии, в Пошехонье. Основатель — бывший солдат Евфимий, уроженец Переславля-Залесского. Духовный центр — село Сопелки в 16 километрах от Ярославля. Бегуны отделились от филипповцев, которых критиковали за соглашательство с антихристовой властью, выражавшееся, по их мнению, в уплате налогов, посещении суда, получении паспортов, захоронении умерших на православных кладбищах. В отличие от большинства беспоповцев, Антихрист понимается бегунами не как духовное явление, а как конкретная физическая личность, а именно царь Пётр I, поэтому царскую власть они считают «апокалипсическим зверем». Для вероучения бегунов характерна проповедь полного социального нигилизма. Они призывают порвать все связи с обществом, не иметь дома, постоянно странствовать и скрываться. Со временем у бегунов появились так называемые «жиловые», которым вменяется в обязанность давать пристанище странствующим. Сами же они обычно выполняют обет странствия лишь формально: перед приближением смерти «жилового» выносят в сад или тайник. Бегуны никогда не хоронят своих покойников на кладбище, а устраивают захоронения в укромных местах, никак не отмечая могилы. Бегуны не признают крещения, совершённого в любом другом вероисповедании, поэтому переходящие к ним должны обязательно перекрещиваться. У бегунов каждый крестит себя сам, чтобы быть совершенно уверенным в том, что к этому таинству не причастен какой-либо человек, связанный с Антихристом. К браку бегуны относятся по-разному: одни из них придерживаются безбрачия, другие же вступают в брак, при заключении которого дают обет верности. Численность бегунов всегда была небольшой, однако из-за подвижного образа жизни они быстро распространились по территории страны. Бегуны встречаются в Томской области, а также в Ярославской, Саратовской, Пермской и Кемеровской областях России. За её пределами они обитают в Тургайской области Казахстана и Могилёвской области Белоруссии, но везде — малочисленны. Внутри бегунского толка обособились отдельные группы, например безденежники (антипово согласие), которые отказались от денег, считая, что на них стоит печать Антихриста; статейники (иерархиты), создавшие свою собственную иерархию во главе с основателем этой группы, именовавшимся «патриархом»; противостатейники, брачные странники и др. (Народы и религии мира. М.,1999, с 691, 831-832).

Главный герой все время находится на грани подобного образа жизни, при этом искренне считая себя православным, что ничуть не противоречит вышеизложенному, поскольку все старообрядческие и раскольничьи толки, естественно, считают православными именно себя. С другой стороны, полуподпольное существование православных общин в советское время (преимущественно в 30-е и 50-е гг.) объективно сближало их с самыми непримиримыми толками старообрядцев и способствовало складыванию соответствующего мировоззрения, которое в настоящее время достаточно заметно и внутри Русской православной церкви.
Научился распознавать их и Илья, и на этот раз тоже заметил сразу, как только они появились в конце полустанка — три шкафоподобных парня с коротко стрижеными затылками и квадратными челюстями, перед волчьими взглядами которых поспешно расступались ожидавшие электричку пассажиры. Избегать столкновений с ними становилось все труднее и труднее, в городе проявлению их ненависти еще хоть как-то мешало наличие людей вокруг, а здесь, на далекой железнодорожной станции среди леса...
Перед нами описание некоей «народной дружины», чем-то напоминающей инициативы «Идущих вместе» или Движения против нелегальной эмиграции последних лет. Автор подчеркивает, что это сугубо общественная инициатива – т.е. без какого бы то ни было государственного контроля. Это странным образом контрастирует с полным безразличием окружающих людей, которые не то что бы «сопротивляться злу силой» не желают, но даже безразличны по отношению к умирающим на улице. Этот контраст между объединенными «силами зла» и разобщенными «силами добра» отмечал еще Л.Н.Толстой, недоумевавший по поводу такого положения. Впрочем, здесь просматривается неизбежное следствие эстетики христианства: поскольку страдание в этом мире считается залогом награды в «ином мире», то быть гонимым, побиваемым, мучимым и т.д. – вполне нормально и даже – в самых экстремальных формах христианского мироощущения – желательно. Древний парадокс: если бы Иуда не предал Христа, то он – Христос – не воскрес бы, абсолютно неустраним.
Илья с беспокойством огляделся по сторонам. Из глубины бора тянуло неприветливой дремучей сыростью, люди на перроне стояли, подняв воротники и ни на кого не глядя. “Эти не двинутся с места, даже если меня станут убивать на их глазах”, — понял он, и в памяти тут же всплыла увиденная недавно в городе сцена. Вообще-то он последнее время старался как можно меньше показываться на улице, но в тот раз ему принесли извещение на перечисленный из редакции гонорар, поэтому волей-неволей пришлось покинуть стены квартиры и идти на почту. Получив свою небогатую зарплату, он вышел из дверей отделения связи и хотел как можно скорей возвратиться домой, но в эту минуту его окликнули.

— Илюша, погодите!

Тяжело дыша от усталости, к нему подходила одна из его соседок-пенсионерок по подъезду, руками, отягощенными двумя авоськами, прижимавшая к груди упакованную в розовое одеяльце внучку.
Неоднократное повторение упоминаний о тяжелом дыхании, усталости, ходьбы из последних сил служит в повести специальным эффектом, который подчеркивает страдания положительных персонажей.
— Сделайте одолжение, — попросила она, — подержите пять минут Жульетку, пока я забегу на почту. Пошла с ней, понимаете, прогуляться, да соблазнилась очередью за комбижиром, набрала полные руки, а теперь не знаю, как зайти и заплатить за квартиру...
Ясное указание на определенные проблемы с продуктами, даже для тех, кто с меткой. Идея о продовольственных затруднениях и даже голоде в царстве Антихриста в России – как стране зоны рискованного земледелия – очень популярна среди апокалиптиков. Например, схимонахиня Нила авторитетно заявляла:

«— В пришествие антихриста наступит голод такой, что злаков не будет. Надо будет заготавливать липовый лист, крапиву и другие травы, сушить, а потом заваривать — этого отвара будет достаточно для питания. 

Матушка говорила, что к концу времен на месте Санкт-Петербурга будет море. Москва же частично провалится, там множество пустот под землей. Когда же её спросили о доме и поселке, где она жила, матушка сказала: 

— Ничего не останется от поселка. Моя хатка останется и ещё одна. Будет война, разрушения, но моя хатка останется. Я не увижу этого, а вы увидите. Вон дорога на Егорьевск останется и моя хатка, и ничего возле неё нет. Когда будет война, то посёлок разрушат. 

— Наступит время, когда китайцы на нас нападут, и очень трудно будет всем.

Эти слова матушка повторила дважды. 

— Деточки, сон я видела. Война будет. Господи, с четырнадцати лет под ружьё поставят, на фронт поведут малолеток. Останутся в домах дети и старики. Солдаты будут ходить по домам и всех в ружье ставить и гнать на войну. Грабежи и безчинства тех, у кого в руках оружие,— и трупами будет усеяна земля. Деточки мои, как мне вас жалко! — много-много раз повторяла матушка» (http://pravosl.narod.ru/library/Nila.htm). 

Впрочем, такая трактовка продовольственной ситуации при Антихристе совершенно не соответствует распространенному представлению о том, что Антихрист один за другим примет все три искушения от Сатаны, которые не принял Иисус Христос: власть, силу и продовольственное изобилие (превращение камней в хлебы).
Она ткнула Илье розовый сверток, и ему не осталось ничего другого, как принять его и, неумело покачивая, остаться ждать у дверей почты возвращения бабушки. К счастью, ребенок преспокойно спал в своем теплом коконе, и это его немного успокоило.

Но все-таки он чувствовал себя на улице неуютно. Город был наводнен осведомителями и командами добровольной полиции. Вон и сейчас Илья увидел идущих в его направлении троих парней, на рукавах которых алели красные повязки с белым кругом и выведенными в нем черной краской цифрами — “666”.
Атрибутика «сатанинского патруля» позаимствована то ли из символики Национал-большевистской партии Эдички Лимонова, создававшейся в период написания «Девяностого псалма», то ли из сериала «Семнадцать мгновений весны». Для полного комплекта не хватает лишь партизанских отрядов в перелесках и партизанских баз в дремучих чащах под знаменем с сатанинской же красной звездой (а еще говорят, что не может царство Сатаны разделиться внутри себя!) Здесь у главного героя просыпаются советские гены, видимо, все же первичные по сравнению с православными, поскольку перед нами встает во всей ее романтике типично советская эстетика партизанской борьбы в глубоком тылу врага, осведомителей, «аусвайсов», патрулей оккупантов, явок, дыма партизанских костров, веток елового лапника, паролей, суровых лиц партизанских вожаков, телогреек и автоматов Шпагина – всего, что так прекрасно описано Василем Быковым, Константином Воробьевым, Алесем Адамовичем и столь же прекрасно экранизировано в советскую эпоху Антихриста. В этой плоскости повесть напоминает советскую «Зарницу»: герой скрывается, его выслеживают, и эта борьба продолжается вечно, что неудивительно – главный герой все же мужчина, и пока его не кастрируют, он желает жизни, борьбы, подвига – пусть даже в такой, не вполне обычной форме (главный герой, как будет видно далее, непротивленец). Он перешел свой Рубикон. Отныне весь мир для него под оккупацией Сатаны, а те, кто не признает этого факта, кто думает, что Антихрист, возможно, когда-нибудь придет, но неизвестен ни день, ни час этого, а пока следует просто жить здесь и сейчас – эти наивные люди для него не кто иной как обыкновенные коллаборационисты.
Лица участников этого “сатанинского патруля”, как называл их про себя Илья, были до удивления похожими одно на другое — ему даже стало казаться, что он все время наталкивается на одну и ту же группу, которая, в свою очередь, его тоже уже заприметила и запомнила. И — кто знает? — по-видимому этот “комплекс обреченности” каким-то образом улавливался членами “сатанинского патруля”, потому что даже в самой многолюдной толпе их тянуло к Илье, словно магнитом. Он уже видел, как, рассекая поток пешеходов, тройка дружинников целенаправленно двигалась к нему и, если бы не спящая на руках Джульетта, то незамедлительно постарался бы скрыться, но бежать с розовым свертком на руках было просто глупо.
Имя новорожденной девочки указывает на явное торжество космополитизма и глобализма, учитывая итальянизированную его форму (правда, подобные имена на нашу эпоху встречаются также в среде армян и северокавказских народов). Однако, подобный откровенный глобализм наблюдается и внутри православия: из 321 новомученика православной церкви, пострадавших в Бутово (т.е. расстрелянных на Бутовском полигоне): 202 человека носят греческие имена, 71 – еврейское, 28 – латинские, 1 – иранское зороастрийское, и лишь 19 человек носят отечественные славянские имена (http://www.st-nikolas.orthodoxy.ru/newmartyres/butovo_list.html). На фоне подобного откровенного православного космополитизма и святоотеческого мондиализма претензии русского православного патриотизма к иным видам космополитизма и мондиализма говорят лишь о том, что следует различать «хороший» мондиализм и «плохой» мондиализм.
И тут появился этот старик. В последнее время такими, как он, стали заполнены чуть ли не все улицы — они попрошайничали у вокзалов и магазинов, спали в подземных переходах, копались в урнах и мусорных баках. Выброшенные на обочину жизни, они уже не видели в ней ничего для себя более ценного, чем подобранная пустая бутылка, выклянченная мелочишка, дармовые полстакана вина...
Здесь главный герой начинает мыслить в системе образов коммунистической пропаганды середины 90-х гг. Схожие эпитеты содержались в программных документах КПРФ и публичных выступлениях Г.А.Зюганова в СМИ. Это превращает главного героя в «попутчика» коммунистов в рамках Народно-патриотического союза России 1996 года, в очень пестром составе которого присутствовали даже отдельные православные священники. Однако, подобная политизация православия не нашла никакой поддержки в церковной среде. За весь период правления Ельцина не зафиксировано ни одного официального осуждения Русской православной церковью грабительской приватизации, невыплаты зарплат, мер правительства, приводящих к обнищанию населения, не известно даже ни одного заявления духовенства по поводу проникновения криминала во власть и криминализации экономики. Удивительно, но когда дело касалось возвращения церковным организациям отобранной безбожными правительствами (если уж быть последовательным, то начиная с Екатерины Великой) недвижимости, церковь представала вполне мирской организацией, зарегистрированной в Минюсте и имеющей знак Антихриста – ИНН со всеми полагающимися шестерками и сатанинскими печатями (согласно легенде, строители Соловецкого монастыря даже дьявола к этому делу приспособили, а не то что какой-то сомнительный ИНН, что подтверждает духовную власть преемников апостолов над любой нечистой силой во славу господа), и в то же время, как только требовалось проявить социальную активность иного рода, православная церковь тут же оказывалась «не от мира сего», ничего не знающей и ни за что не отвечающей. Это мистическое единство «преображения» грубой материалистической недвижимости и высокой духовности «не от мира сего», чудесно избавляющей священнослужителя от пули «братка» в случае «прещения» на совершение преступлений, ограничило социальную активность Русской православной церкви заглядыванием прихожанкам под юбки и изгнанием бесов. Таким образом, прокоммунистические тирады главного героя пропали даром.
Этот старик был именно таким. Заметив оставленную кем-то под стеной пустую бутылку из-под пива, он, ничего больше вокруг себя не видя, бросился наперерез пешеходам к этой драгоценной находке и, поскользнувшись на банановой кожуре, так и въехал с разбега, как таран, прямо в идущую ему навстречу тройку дружинников.
Образ российских улиц, закиданных «иноземной» банановой кожурой явно сатанинского происхождения, несомненно, один из самых сильных в повести. Автор комментария около 1995 года даже вывел любопытную формулу агрохимического заговора мирового Синедриона против России: чем больше банановых кожур будет валяться на земле, тем больше веществ, свойственных банану попадет в почву, что, несомненно, изменит ее химический состав и приведет к появлению этих соединений в традиционных растениях, и, в конечном счете, вкус банана появится у яблок, огурцов и иных отечественных продуктов. Православное радио «Радонеж» в это же самое время настоятельно рекомендовало слушателям употреблять в пищу только «православные» продукты. Совершенно очевидно, что абсолютно чуждыми православному человеку следует считать пришедшие из Америки: авокадо, ананас, арахис, бразильский орех, какао, картофель, кукурузу, папайю, подсолнечник, помидоры, табак, тыкву и фейхоа, а также могут считаться подозрительными культурные растения, одомашненные в отпавшей от православия Эфиопии: арбуз, клещевина, кофе, кунжут, лук-шалот и сорго (также есть все основания относить к этому региону первичную родину пшеницы, одомашненную здесь в XIII тысячелетии до н.э. – за 7000 лет до Сотворения Мира – так выразиться будет честнее), не следует также употреблять в пищу одомашненные в среднеазиатских странах нечестивых магометан чеснок и лук репчатый, одомашненные в языческой Индии: базилик, баклажан, гречиху, лимон, мак, манго, огурец, сахарный тростник, и в иной языческой Азии: абрикос, бергамот, вишню, грецкий орех, грушу, кокос, лайм, мандарин, миндаль, мускат, персик, помело, просо, рис, саго, сливу, сою, таро, хурму, черный перец, шелковицу, яблоко и ямс. К счастью, последние два центра происхождения культурных растений – Ближневосточный и Средиземноморский – освящены православной патристикой. Иначе список допустимой еды сократился бы в еще большей степени. Правда, можно возразить, что все сельскохозяйственные культуры, возделываемые в Средиземноморье около 1 года н.э., освящены, но это все же не исключает чуждости православной Руси картофеля и тыквы.
Отпрянув от неожиданности в стороны, мордовороты, впрочем, тут же разглядели, какое ничтожество стало причиной их прилюдного испуга, и пришли в бешенство. Секунда-другая, и, пойманный за шиворот, старик вознесся на добрых полметра над тротуаром, повиснув в железной длани одного из разъяренных стражей порядка.

— Ты чё, козёл, оборзел? Совсем, падла, не видишь, на кого кидаешься?!
Нарочитое использование ненормативной и полунормативной лексики играет очень важную роль в современной христианской апологетике. В конце 80-х годов на фоне заката коммунистической идеологии десятки миллионов людей заинтересовались православием, и у церковных деятелей появилась иллюзия скорого превращения еще относительно недавно гонимой, а совсем вчера еще безнадежно маргинальной религиозной организации в государствообразующую силу, чью роль Русская православная церковь постепенно теряла, начиная с усиления государственной власти при Иване Грозном. Однако, как и всякая иная экзотика, православие создало временный массовый ажиотаж, но и только. Количество прихожан увеличилось ненамного, а постсоветский образ жизни отличался от православного идеала не меньше, чем советский. Никакого опыта взаимодействия с широкими массами, с «миром» людей «старые кадры», еще недавно едва ли не прятавшиеся в катакомбах, не имели, а «новые кадры» за редким исключением состояли из людей, как раз от этого «мира» в церковь и бежавших. А из полуфантастических богословско-исторических трудов следовало, что в прошлом все население – от мала до велика, от монахов-схимников до разбойников с большой дороги – на Руси было поголовно богомольно, целомудренно, нищелюбиво и особенно почитало священнослужителей. Налицо оказывалось полное несоответствие преданий выдуманной православными интеллигентами XIX века старины и печальной современности. Тогда церковные круги придумали специальный термин – «воцерковление». Этот совершенно искусственный термин обозначал процесс превращения отдельных людей и – в конечном счете – всего общества из светского в духовное, посредством наиболее полного приобщения к церковной жизни (а церковная жизнь представляется многим православным аналогом монастырской жизни: ср. формулировка «Семья – домашний монастырь»). Однако шли годы, но «воцерковление» охватывало от 5 до 10 % населения, для основной массы православие оставалось экзотикой, а часть, причем довольно значительная, прихожан уходила из церкви. Это не смутило церковные круги, памятующие о том, что не церковь для людей, а люди для церкви, и здесь оказался очень востребован вышеназванный апологетический прием. Он состоит в отождествлении всего светского, мирского, нецерковного с самыми неприглядными, безобразными феноменами окружающего мира, чтобы за пределами церкви была только беспросветная тьма, наркомания, пьянство, матерщина, преступность, бедность, горе и гибель (т.е. чем хуже в миру – тем лучше). Если эта работа проделана с должным результатом, любой человек сам бросится в церковь из этого мрака.
— Братцы, ей-Богу, я не нарочно! — прохрипел через стиснутое воротом горло старик, не замечая, как при упоминании имени Бога передернулись лица дружинников.

— Да ты, тварь, еще и издеваешься над нами! — будто бы ожегшись, отдернул руку тот, кто держал его на весу, и старик шмякнулся на тротуар.

— У-у, гад! — пнул его ногой в плечо другой, отчего бродяжка завалился на бок.

— Парни, не бейте, — залепетал он. — Ради всего святого, отпустите...

— Да заткнись ты, паскуда! — взвизгнул первый из них и изо всей силы вломил старику ботинком под ребра, но того словно заклинило на одном, и он еще громче завопил: — Люди-и! Убивают! Ради Христа, заступитесь!..
Образ «последнего человека» в современном, чуждом ему искусственном мире достаточно популярен в современной фантастике (самый яркий пример – «Заводной апельсин» Энтони Берджеса, но есть сюжеты иного плана). Почти всегда это некая маргинальная личность, абсолютно непривлекательная, падшая, но верная своему «создателю». И «создатель», естественно, предпочитает ее всему остальному миру. Здесь вполне уместно разобраться в смысле понятия «грех», активно используемому в лексиконе верующих. «Грех» - это не само по себе преступление, как думают некоторые (даже многие) люди, находясь под влияние языческих или атеистических представлений. «Греховность» – это не совершение преступлений как таковых, а лишь неповиновение богу. «Грешник» может быть самым законопослушным гражданином, любящим отцом семейства, честным тружеником, но если он не слушается бога, он – «грешник». И наоборот, злейшие, согласно человеческим представлениям, преступники в глазах бога вполне могут быть «праведниками». Причина предельно ясна. Они верны своему создателю. А законопослушность, честный труд, любовь к близким, если за всем этим не стоит послушание христианскому богу, ни к чему хорошему привести не могут. Только к гордыне. И все истинно верующие маргиналы (от Лимонадова у Достоевского до бродяг из повести другого современного писателя-апокалиптика А.Н.Чуманова – «Дорога краем пропасти») это хорошо понимают.
Последние слова привели к немедленным результатам: все, кто находился поблизости от места происшествия, тут же шарахнулись в стороны, тогда как ослепленные ненавистью дружинники потеряли над собой следы последнего контроля. Услышав имя Христа, они буквально озверели и, отталкивая друг друга, бросились к скорченному на тротуаре старику, топча и увеча его тяжелыми по осеннему времени ботинками. Их нечленораздельные выкрики и проклятия слились в сплошное рычание, и окаменевшему с Джульеттой на руках Илье показалось, что перед ним не люди, а свора терзающих добычу диких собак.

Пять ли, десять ли минут длилась эта жестокая вакханалия, но то ли вдруг устав, то ли опомнившись, избивавшие неожиданно остановились и расступились в стороны, оставляя на тротуаре окровавленный комок того, что еще недавно было человеческим телом.
И все-таки это нереально. Никогда органы правопорядка (сатанинские или христианские) в нашей стране не передадут свои полномочия добровольным народным дружинам. Полное отсутствие милиции и иных служб безопасности в повести ясно говорит о состоянии «управляемой анархии», но даже для управляемой анархии характерны признаки вертикали власти. Здесь их нет вообще.
— Пошли! — махнул рукой самый рослый и, по-видимому, самый старший из них, и в этот момент его взгляд уперся в стоящего неподалеку Илью. — Т-тэк-с, — процедил он сквозь зубы, затем вынул из кармана платок, вытер им пот со лба и кивнул своим напарникам: — А это что за гусь? Как вам кажется? А?..

Они медленно подошли к Илье и безмолвно остановились напротив. Минуты две длилось молчаливое разглядывание, и наконец их главарь-верзила, кивнув на прикрытый капюшоном лоб Ильи, не столько вопросительно, сколько утвердительно произнес: — Без метки? А?..

— Без, — выдавил из себя Илья и инстинктивно прижал к груди ребенка.

Главный автоматически перевел взгляд на розовый сверток и в глазах его промелькнул забытый отсвет мысли. Он сделал шаг вперед, протянул руку к одеяльцу и откинул уголок, прикрывавший личико спящей девочки. На розовеньком, как и одеяло, маленьком лобике отчетливо обозначились три аккуратненькие округлые шестерки.
Желание удревнить что-либо, какую-либо традицию практически всегда обнаруживает откровенные анахронизмы. Например, боязнь христиан по отношению к числу 666 (именно в таком написании) вполне можно датировать принятием в христианских странах Европы арабских (точнее, индийских, переработанных арабами) цифр (которые, к тому же еще и не похожи на привычные нам «арабские» - т.е. слишком стилизованы) и десятичной системы не ранее XIII века. До того «число зверя» католики писали как DCLXVI, а православные и прочие восточные христиане:

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пространный историко-литературный культурологическо-религиоведческий комментарий к повести н. В. Переяслова «девяностый псалом» icon Конспект урока Тема : А. С. Пушкин о назначении поэта и поэзии (историко-литературный...
Тема: А. С. Пушкин о назначении поэта и поэзии (историко-литературный комментарий и его роль при работе над произведением)
Пространный историко-литературный культурологическо-религиоведческий комментарий к повести н. В. Переяслова «девяностый псалом» icon Объем требования
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм,...
Пространный историко-литературный культурологическо-религиоведческий комментарий к повести н. В. Переяслова «девяностый псалом» icon Фестиваль проводится в три этапа
«Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское», Автономная...
Пространный историко-литературный культурологическо-религиоведческий комментарий к повести н. В. Переяслова «девяностый псалом» icon 1. Возникновение дрл, её специфика
Однако книжники привезли из Болгарии, перевели или переписали и произведения других жанров: хроники, исторические и историко-бытовые...
Пространный историко-литературный культурологическо-религиоведческий комментарий к повести н. В. Переяслова «девяностый псалом» icon Урока литературы в 8 классе по теме: А. С. Пушкин «Капитанская дочка»...
Цель: познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»; показать жанровое своеобразие повести; познакомить...
Пространный историко-литературный культурологическо-религиоведческий комментарий к повести н. В. Переяслова «девяностый псалом» icon Программа для подготовки к вступительным испытаниям по литературе...
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм,...
Пространный историко-литературный культурологическо-религиоведческий комментарий к повести н. В. Переяслова «девяностый псалом» icon Илья Стогов Апокалипсис вчера: Комментарий на Книгу пророка Даниила
«Стогоff Илья Апокалипсис вчера: Комментарий на Книгу пророка Даниила»: аст, Астрель; Москва; 2010
Пространный историко-литературный культурологическо-религиоведческий комментарий к повести н. В. Переяслова «девяностый псалом» icon “По страницам повести А. С
Инсценирование отрывка повести с использованием изготовленных деталей крестьянского костюма
Пространный историко-литературный культурологическо-религиоведческий комментарий к повести н. В. Переяслова «девяностый псалом» icon Список литературы для летнего чтения ( 6 класс )
С. Алексеев Исторические повести 2 В. Богомолов Иван. Зося ( повести ) 3 Т. Габбе, Е. Шварц Сказки
Пространный историко-литературный культурологическо-религиоведческий комментарий к повести н. В. Переяслова «девяностый псалом» icon Тематическое планирование уроков Дагестанской литературы в 11 классе
Биографию. Анализ повести Бедность Дагестанских сел того времени, указанного в повести
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции