Программа учебной дисциплины Прикладные аспекты специализированной области филологии




Скачать 350.04 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины Прикладные аспекты специализированной области филологии
страница1/2
Дата публикации26.09.2014
Размер350.04 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Литература > Программа
  1   2
программа учебной дисциплины

Прикладные аспекты специализированной области филологии




Раздел 1. Типология и структура курсов практического русского языка для иностранных учащихся (общие курсы)
Раздел 2. Типология и структура курсов практического русского языка для иностранных учащихся (национально и профессионально ориентированные курсы)

По направлению подготовки «Филология»




Квалификация (степень) «магистр»


МП «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»

  1. Цели освоения дисциплины

Освоение дисциплины «Типология и структура курсов практического русского языка для иностранных учащихся» преследует достижение следующих целей:

  • знакомство с основными курсами практического русского языка: общими, национально и профессионально ориентированными, адресованными учащимся различных этапов обучения, направленными на различные аспекты обучения;

  • приобретение суммы знаний, практических умений и навыков, необходимых для решения прикладных задач в области обучения иностранцев русскому языку: фонетике, лексике, грамматике, развитию речи;

  • осознание основных прикладных задач в области преподавания различных аспектов русского языка как иностранного в высших и средних учебных заведениях России и за рубежом на современном этапе;

  • формирование лингводидактического мышления, осознание теснейшей взаимосвязи лингвистики и дидактики, что является определяющим условием для будущей плодотворной педагогической деятельности в области преподавания русского языка как иностранного.




  1. Место дисциплины в структуре ООП

Вариативная часть.

Данная дисциплина предназначена для магистрантов, обучающихся по образовательной программе «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания». Для освоения дисциплины необходимы знания, навыки и умения, приобретенные в бакалавриате и в ходе освоения дисциплин магистратуры «Актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного», «История и методология функционально-коммуникативного описания русского языка как иностранного», «Теория преподавания русского языка как иностранного», «Компьютерные технологии в преподавании русского языка как иностранного». Дисциплина занимает важное место в программе подготовки магистра, поскольку:

  • предоставляет сумму знаний, обязательных для преподавания практического русского языка в иноязычной аудитории;

  • вырабатывает практические навыки и умения по различным курсам, необходимые для прохождения педагогической практики в области преподавания русского языка как иностранного.




  1. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • М-ОНК-2,3;

  • М-ИК-1,2;

  • М-СК-1, 2, 3;

  • М-ПК- 1, 2, 3, 4. 5, 6,7, 8, 9, 11, 12, 14, 16, 17;

  • М-СПК:

– способность совершенствовать, развивать и самостоятельно углублять знания, навыки и умения в области преподавания русского языка как иностранного;

– владение навыками работы с различными источниками информации в области описания и преподавания русского языка как иностранного: монографиями, учебниками, учебными пособиями, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом и т.п.;

– умение самостоятельно создавать учебные материалы с опорой на различные источники информации в области описания и преподавания русского языка как иностранного;

– способность продемонстрировать и использовать в учебном процессе сумму теоретических знаний, практических навыков и умений в области методики преподавания русского языка как иностранного.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • основные курсы практического русского языка: общие, национально и профессионально ориентированные;

  • основные понятия и термины, важные для обучения иностранцев различным аспектам практического русского языка с учётом этапа обучения;

  • типологию и структуру курсов практического русского языка для иностранных учащихся;

  • основную научную, учебную и учебно-методическую литературу по обучению иностранцев практическому русскому языку.

Уметь:

  • планировать и организовывать как общий учебный процесс, так и отдельные занятия по конкретным аспектам преподавания русского языка как иностранного;

  • использовать необходимую научную, учебную и учебно-методическую литературу для обучения иностранцев практическому русскому языку;

  • самостоятельно разрабатывать лингвометодический комментарий, а также систему упражнений и заданий в области различных аспектов преподавания практического русского языка;

  • создавать учебные материалов по практическому русскому языку для иностранных учащихся;

  • обучать иностранцев всем видам речевой деятельности в рамках различных курсов преподавания практического русского языка.

Владеть:

  • навыками самостоятельной работы с современной лингводидактической литературой по прикладным аспектам преподавания русского языка;

  • навыками и умениями в области преподавания русского языка как иностранного;

  • современными подходами к преподаванию русского языка в иноязычной аудитории.




  1. Структура и содержание дисциплины

4.1. Структура дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов)






п/п


Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с.р.с.) и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)













лекция

с.р.с.

семинар

с.р.с.




Раздел 1. Типология и структура курсов практического русского языка
для иностранных учащихся (общие курсы)

1.

Вводная лекция. Общая характеристика курсов практического русского языка для иностранных учащихся (в зависимости от этапа обучения, аспекта обучения, структуры, национальной и профессиональной ориентации).

3

1,2

2

2

2

2

коллоквиум

Часть 1. Типология и структура курсов русской звучащей речи для иностранных учащихся

2.

Место звучащей речи в системе различных аспектов преподавания русского языка как иностранного. Классификация курсов русской звучащей речи.

3

3

1

1

1

1

коллоквиум

3.

Этапы обучения русскому произношению. Вводно-фонетические и постановочно-корректировочные курсы.

3

4,5

2

2

2

2

коллоквиум


4.

Принципы организации урока по русской звучащей речи в иноязычной аудитории. Система упражнений и заданий на уроке практической фонетики.

3

6,7

2

2

2

2

коллоквиум (развернутый поурочный анализ учебного пособия по русской практической фонетике из основного или дополнительного списка по выбору учащихся)

Часть 2. Типология и структура курсов практического русского языка
с широким адресатом

1.

Структура и содержание курсов практического русского языка с широким адресатом. Учебники и учебные пособия, предназначенные для различных этапов обучения практическому русскому языку.

3

8,9

2

2

2

2

коллоквиум

2.

Лексический аспект в курсах практического русского языка. Аспектные пособия по русской лексике.

3

10, 11

2

2

2

2

коллоквиум

3.

Грамматический аспект в курсах практического русского языка. Аспектные пособия по русской грамматике.

3

12, 13

2

2

2

2

коллоквиум

4.

Учебник И.М. Пулькиной и Е.Б. Захавы-Некрасовой «Учебник русского языка для студентов-иностранцев» (М., 1975) как классический учебник практического русского языка для иностранных учащихся (история создания, структура, содержание, справочный материал).

3

14, 15

2

2

2

2

коллоквиум

5.

Развитие речи в курсах практического русского языка. Учебные пособия по развитию речи.

3

16,

17

2

2

2

2

коллоквиум

6.

Компьютерные курсы практического русского языка. Курсы дистанционного обучения в практике преподавания русского языка как иностранного.

3

18

1

1

1

1

коллоквиум

Раздел 2. Типология и структура курсов практического русского языка для иностранных учащихся (национально и профессионально ориентированные курсы)

Часть 1. Типология и структура национально и профессионально ориентированных курсов русской звучащей речи для иностранных учащихся

1.

Характеристика национально и профессионально ориентированных курсов русской звучащей речи.

4

1, 2

2

2

2

2

коллоквиум (развернутый анализ национально или профессионально ориентированного учебного пособия по русской практической фонетике из основного или дополнительного списка по выбору учащихся)

Часть 2. Типология и структура национально и профессионально ориентированных курсов практического русского языка для иностранных учащихся

2.1. Типология и структура курсов практического русского языка для учащихся гуманитарного профиля.

1.

Общая характеристика курса практического русского языка для учащихся гуманитарного профиля.

4

3

1

1

1

1

коллоквиум

2.

Характеристика национально и профессионально ориентированных курсов практического русского языка для учащихся гуманитарного профиля.

4

4

1

1

1

1

коллоквиум (развернутый анализ национально или профессионально ориентированного учебного пособия по курсу практического русского языка из основного или дополнительного списка по выбору учащихся)

2.2. Типология и структура курсов практического русского языка
для учащихся естественнонаучного профиля.




Общая характеристика курса практического русского языка для учащихся естественно-научного профиля. Характеристика профессионально ориентированных пособий по практическому русскому языку для учащихся естественно-научного профиля.

4

5,6

2

2

2

2

коллоквиум

























Зачет




Итого

3,4

24

24

24

24

24





4.2. Содержание дисциплины
Раздел 1. Типология и структура курсов практического русского языка для иностранных учащихся (общие курсы)
Введение. Общая характеристика курсов практического русского языка для иностранных учащихся.

Характеристика курсов практического русского языка в зависимости от этапа обучения, структуры, национальной и профессиональной ориентации.

Основные учебники и учебные пособия по практическому русскому языку для иностранных учащихся.

Аспекты обучения русскому языку как иностранному. Учебные пособия по русскому языку общего и аспектного характера.
Часть 1. Типология и структура курсов русской звучащей речи для иностранных учащихся
1. Место звучащей речи в системе различных аспектов преподавания русского языка как иностранного. Классификация курсов русской звучащей речи.

Характер связи аспекта звучащей речи с другими аспектами преподавания русского языка как иностранного. Относительная самостоятельность фонетического аспекта в системе преподавания русского языка как иностранного: причины и следствия. Сопроводительные и самостоятельные фонетические курсы.

Классификация курсов русской звучащей речи в зависимости от этапа обучения, структуры, адресата.
2. Этапы обучения русскому произношению. Вводно-фонетические и постановочно-корректировочные курсы русской практической фонетики.

Содержание курсов практической фонетики на различных этапах обучения русскому языку как иностранному: начальном, среднем, продвинутом, завершающем. Вводно-фонетические и постановочно-корректировочные курсы. Типологические особенности звукового строя русского языка и их отражение в курсах русской практической фонетики.

Основные учебные пособия по русской звучащей речи. Структурная характеристика курсов русской практической фонетики. Фонетические курсы с «жесткой» и со «свободной» структурой. Достоинства и недостатки «жесткой» и «свободной» структуры фонетического курса.

Книга Е.А. Брызгуновой «Звуки и интонация русской речи» (М., 1969; 1972; 1977; 1981; 1983) как классический учебник русской практической фонетики для всех этапов обучения русскому языку.

Применение компьютерных технологий на современном этапе обучения произношению. Возможности дистанционного обучения русской практической фонетике: проблемы и перспективы.
3. Принципы организации урока по русской звучащей речи в иноязычной аудитории. Система упражнений и заданий на уроке практической фонетики.

Универсальные и специфические черты занятия по звучащей речи. Пути автоматизации слухо-произносительных навыков и формирования умений в области произношения во всех видах речевой деятельности на уроке практической фонетики.

Этапы работы над постановкой правильного произношения на занятии по русской звучащей речи. Выработка правильной артикуляции звука, слова, словосочетания, предложения. Текст в структуре урока по русской звучащей речи.

Система упражнений и заданий на уроке по русской звучащей речи: типология и последовательность. Современные технические средства обучения и их использование в организации урока практической фонетики. Особенности работы с «отрицательным» материалом на фонетическом занятии. Особенности организации контроля навыков и умений в области произношения. Фонетические тесты.
Часть 2. Типология и структура курсов практического русского языка
с широким адресатом
1. Структура и содержание курсов практического русского языка с широким адресатом. Учебники и учебные пособия, предназначенные для различных этапов обучения практическому русскому языку.
Особенности учебников и учебных пособий для начального этапа обучения. Структура, последовательность материалов, типы упражнений. Адресат пособий, сроки обучения; конечная цель обучения; степень коммуникативной ориентации; грамматическая и лексическая база учебника или пособия в соотношении с уровнем обучения. Обучение чтению, письму, аудированию и говорению на начальном этапе. Анализ следующих учебников и учебных пособий:

  1. Аникина М.Н. В Россию с любовью. Начинаем изучать русский язык. – М., 2009.

  2. Акишина Т.Е., Трескова С.И. Русский язык за 10 дней. – М., 2006.

  3. Антонова В.Е., Нахабина М.М. Дорога в Россию. Учебник русского языка (первый уровень). В 2 томах. – СПб., 2009.

  4. Василенко Е.И., Ламм Э.С. 60 уроков русского языка: Учебник: [Для говорящих на англ. яз.]. – М., 1993.

  5. Глазунова О.И. Давайте говорить по-русски. – М., 2005.

  6. Овсиенко Ю.Г. Русский язык для начинающих. Учебник для говорящих на английском языке. – М., 2009.

  7. Миллер Л.В., Политова Л.В. и др. Жили-были... 28 уроков русского языка для начинающих. – СПб., 2003.

  8. Хавронина С.А., Харламова Л.А. Русский язык. Лексико-грамматический курс для начинающих. – М., 2009.

  9. Хавронина С.А., Широченская A.И. Русский язык в упражнениях. – М., 2004.

  10. Хавронина С.А. Говорите по-русски. – М., 2010.


Учебники и учебные пособия для продвинутого этапа обучения. Цели обучения, принципы построения, типы заданий. Адресат пособий, сроки обучения; конечная цель обучения; степень коммуникативной ориентации; грамматическая и лексическая база учебника или пособия в соотношении с уровнем обучения. Обучение чтению, письму, аудированию и говорению на продвинутом этапе. Анализ следующих учебников и учебных пособий:

  1. Попова Т.И., Юрков Е.Е. Поговорим? Пособие по разговорной практике. Продвинутый этап. – СПб., 2000.

  2. Скворцова Г.Л. Глаголы движения без ошибок. – М., 2004.

  3. Володина Г.И. А как об этом сказать? Специфические обороты разговорной речи. – М., 2005.

  4. Гапочка И.К. Я читаю по-русски. Книга для чтения со словарем. – М., 2009.

  5. Костина И.С, Александрова Н.Н., Васянина Е.Ю., Костина М.В. Перспектива: Основная часть: Пособие для иностранных слушателей краткосрочных курсов русского языка. – СПб., 2000.

  6. Писарчик Н.Ю., Прохоров Ю.Е. Мы похожи, но мы разные: пособие по страноведению: Продвинутый этап (для иностранных учащихся). – СПб., 2000.

  7. Короткова О.Н., Одинцова И.В. Разговор по душам. Пособие по развитию речи для изучающих русский язык. – М., 2003.

  8. Одинцова И.В. Он и она: пособие по развитию навыков чтения и устной речи. – М., 2001.

  9. Короткова О.Н., Одинцова И.В. Загадай желание: Пособие по развитию речи для изучающих русский язык. – СПб., 2006.

  10. Лариохина Н.М. Практический курс русского языка для иностранных учащихся. Части 1,2. – М., 1997.

  11. Царева Н.Ю., Будильцева М.Б. и др. Продолжаем изучать русский. Учебник. – М., 2006.

  12. Шустикова Т. В., Атабекова А.А. Русские глаголы. Формы и контекстное употребление. – М., 2011.


Учебники и учебные пособия для обучения русскому языку в деловом общении (бизнес-курс). Адресат пособий, их информативная база; терминология заданий пособия; дополнения или сокращения, возможные при работе по пособию. Особенности обучения различным видам речевой деятельности в рамках бизнес-курса практического русского языка. Анализ следующих учебников и учебных пособий:

  1. Журавлев А.П., Павлюк Н.А. Деловой человек читает по-русски. Business people read Russian. Для говорящих на английском языке. – М., 1993.

  2. Жданова И.Ф. Business Russian. М., 1992.

  3. Жданова И.Ф., Романовская М.А., Величко А.В. Деловой русский. – М., 1992.

  4. Лебедев В.К., Петухова Е.Н. Деловая поездка в Россию. Учебное пособие по русскому языку для иностранных учащихся. – СПб., 2002.

  5. Хавронина С.А., Клобукова Л.П., Михалкина И.В. Русский язык для деловых людей. – М., 1993.


Учебники и учебные пособия для интенсивного обучения русскому языку. Адресат пособия, сроки обучения; степень коммуникативной ориентации; грамматическая и лексическая база; информативная база; терминология заданий. Анализ следующих учебников и учебных пособий:

1. Крючкова Л.С., Дунаева Л.А., Левшина Н.Н. Говорим по-русски без переводчика: Интенсивный курс по развитию навыков устной речи. – М., 2009.

2. Знакомиться легко, расставаться трудно. Интенсивный курс русского речевого общения. Авторы: Аннушкин В.И., Акишина А.А., Жаркова Т.Л. – М., 2004.

3. Миллер Л.В., Политова Л.В. и др. Жили-были. 28 уроков русского языка для начинающих. – СПб., 2003.

4. Короткова О.Н. В Москву, чтобы выучить русский! Интенсивный экспресс-курс: [Пособие]. – М., 1994.

5. Левина Г.М., Николенко Е.Ю. Владимир. Интенсивный курс русского языка для среднего уровня. В 2 частях. – СПб., 2003.
2. Лексический аспект в курсах практического русского языка. Аспектные пособия по русской лексике.

Лексика и её роль в обучении устной и письменной формам общения. Понятие лексической единицы и лексического минимума. Существующие лексические минимумы.

Принципы отбора лексики в учебных целях: статистические, лингвистические, методические. Этапы работы над лексикой: ознакомление с лексической единицей, ее семантизация, автоматизация, использование в различных ситуациях общения.

Лексические упражнения и их типология. Использование АВСО (аудио-визуальных средств обучения) на занятиях по лексике. Контроль сформированности лексических навыков.

Словари, используемые при обучении лексическим средствам общения: орфоэпические, фразеологические, толковые, лингвострановедческие, картинные, двуязычные; их роль в обучении и приемы работы с ними.

Требования к уровню владения лексическими средствами общения на разных этапах обучения.

Анализ пособий по лексике русского языка как иностранного:

  1. Амиантова Э.И., Битехтина Г.А., Горбачик А.Л., Лобанова Н.А., Слесарева И.П. Сборник упражнений по лексике русского языка. – М., 2008.

  2. Аркадьева Э.В., Горбаневская Г.В., Кирсанова Н.Д., Марчук И.Б. Когда не помогают словари… Практикум по лексике современного русского языка. В 2-х частях. – М., 2008.

  3. Барыкина А.Н., Добровольская В.В., Мерзон С.Н. Изучение глагольных приставок. М., 1989.

  4. Войнова Е.И., Матвеева В.М., Аверьянова Г.Н. Учебник русского языка для иностранных студентов-филологов. Основной курс (первый год обучения). М., 1985.

  5. Войнова Е.И., Матвеева В.М., Аверьянова Г.Н. Учебник русского языка для иностранных студентов-филологов. Основной курс (второй год обучения). М., 1985.

  6. Дерягина С.И., Мартыненко Е.В. Учебно-справочное пособие по лексике русского языка: Трудные случаи употребления семантически близких слов. – М., 2006.

  7. Еськова Л.М., Леонова Э.Н., Рудакова С.М. Слово: Его значение и употребление: Учебное пособие. – М., 1998.

  8. Карамышева Л.М., Мирошникова М.Г. Глагольные приставки: учебно-методическое пособие. – СПб., 1998.

  9. Кожевникова Л.П., Кожевников А.Ю. Лексика и словообразование: учебное пособие по русскому языку для иностранцев, изучающих русский язык. – СПб, 2002.

  10. Кузнецова Э.В. Лексико-семантические группы русских глаголов. – Иркутск, 1989.

  11. Лобанова Н.А., Слесарева И.П. Учебник русского языка для иностранных студентов-филологов. Систематизирующий курс (третий год обучения) М., 1988.

  12. Лобанова Н.А., Слесарева И.П. учебник русского языка для иностранных студентов-филологов. Систематизирующий курс (четвёртый – пятый годы обучения). – М., 1988.

  13. Половникова В.И., Авербах И.Л., Анпилогова Б.Г. и др. Пособие по лексике для зарубежных русистов. – М., 1989.

  14. Старовойтова И.А. Лексика русского языка в заданиях и кроссвордах. В 6-ти выпусках. – СПб., 2005-2010.


3. Грамматический аспект в курсах практического русского языка. Аспектные пособия по русской грамматике. 4. Книга И.М. Пулькиной и Е.Б. Захавы-Некрасовой «Учебник русского языка для студентов-иностранцев» (М., 1975) как классический учебник практического русского языка для иностранных учащихся (история создания, структура, содержание, справочный материал).
Практическая грамматика и её роль в обучении устной и письменной формам общения. Активная и пассивная грамматика.

Место грамматического аспекта в системе различных аспектов преподавания русского языка как иностранного. Характер связи практической грамматике с другими аспектами преподавания русского языка как иностранного.

Этапы обучения практической грамматике. Грамматические упражнения и их типология. Контроль сформированности грамматических навыков. Требования к уровню владения грамматическими средствами общения на разных этапах обучения.

Содержание курсов практической грамматики на различных этапах обучения русскому языку как иностранному: начальном, среднем, продвинутом, завершающем.

Основные учебные пособия по практической грамматике. Структурная характеристика курсов русской практической грамматики.

Книга И.М. Пулькиной и Е.Б. Захавы-Некрасовой «Учебник русского языка для студентов-иностранцев» (М., 1975) как классический учебник практического русского языка для иностранных учащихся (история создания, структура, содержание, справочный материал).

Книга Н.М. Лариохиной «Практический курс русского языка» как пример современного учебника русского языка как иностранного. Продвинутый этап. Части 1, 2. Москва, 1997. Общая характеристика учебника; структура урока; представление языкового материала. Рекомендации по работе с учебником.

Анализ аспектных пособий по русской грамматике:

  1. Барыкина А.Н., Добровольская В.В. Как образуются прилагательные. – СПб: Златоуст, 2001.

  2. Белякова Н.Н. Как строится русский глагол? Особенности формообразования: морфология, ударение. – СПб: Златоуст, 2000.

  3. Булгакова Л.Н., Захаренко И.В., Красных В.В. Мои друзья падежи. Грамматика в диалогах. – М.: Рус. яз. Курсы, 2003.

  4. Величко А.В. Синтаксическая фразеология для русских и иностранцев. Учебное пособие. – М.: Филологический факультет МГУ, 1996.

  5. Величко А.В., Чагина О.В. Система работы над русским предложением в иноязычной аудитории (на материале некоторых семантических классов структур). – М.: Рус. яз., 1987.

  6. Величко А.В., Башлакова О.Н. Какой падеж? Какой предлог? (Глагольное и именное управлению в таблицах и упражнениях). Учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Лаком-книга», 2002.

  7. Всеволодова М.В., Панков Ф.И. Практикум по курсу «Теория функционально-коммуникативной грамматики»: Рабочая тетрадь: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005.

  8. Глазунова О.И. Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях. В 2 ч. – Ч. 1. Морфология. – СПб: Златоуст, 2003.

  9. Глазунова О.И. Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях. В 2 ч. – Ч. 2. Синтаксис. – СПб: Златоуст, 2010

  10. Иванова Т.А. Имя существительное в аспекте РКИ / Отв. ред. К.А. Рогова. – СПб.: Филол. фак-т СПбГУ, 2003.

  11. Гуревич В.В. Глагольный вид в русском языке. Пособие для изучающих русский язык. – М.,1994.

  12. Калинина Л.Т. Употребление видов глагола в русском языке. Упражнения для тестирования, для повторения и углубления темы. – М.: ТЕИС, 1992.

  13. Караванов А.А. Виды русского глагола (теоретическое и практическое пособие по употреблению видов русского глагола). – М.: Перспектива, 1992.

  14. Книга о грамматике. Русский язык как иностранный: Учебное пособие / Под ред. А.В. Величко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.

  15. Книга о грамматике. Русский язык как иностранный: Учебное пособие / Под ред. А.В. Величко. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009.

  16. Куприянова Т.Ф. Знакомьтесь: причастие. Учебное пособие для изучающих русский язык (продвинутый этап). – СПб: Златоуст, 2001.

  17. Куприянова Т.Ф. Знакомьтесь: деепричастие. – СПб: «Златоуст», 2002.

  18. Трудности русского синтаксиса: Учебное пособие для иностранных студентов-филологов / Под ред. А.В. Величко. – М.: Изд-во МГУ, 1994.

  19. Хавронина С.А., Широченская А.И. Русский язык в упражнениях/ Учебное пособие (для говорящих на английском языке). – 10-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 2000.

  20. Хализева В.С., Фурсенко Д.И., Белякова Н.Н. Сборник упражнений по синтаксису русского языка с комментариями. Простое предложение. – М., Русский язык, 1989.

  21. Хализева В.С., Воробьева Г.Ф., Донченко Г.В., Мотина Е.И., Муравьева Л.С., Формановская Н.И. Сборник упражнений по синтаксису русского языка с комментариями. Сложное предложение. – М., Русский язык, 1989.

  22. Чагина О.В. Как сказать иначе? (Работа над синтаксической синонимией русского языка в иностранной аудитории). – М.: Рус. яз., 1990.

  23. Юдина Л.П., Битехтина Г.А. Глаголы движения: Устные упражнения с комментариями: Пособие по русскому языку для иностранных учащихся. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005.


5. Развитие речи в курсах практического русского языка. Учебные пособия по развитию речи.

  1. Место аспекта «Развитие речи» в курсе практического русского языка для иностранных учащихся.

  2. История становления и развития этого аспекта в практике преподавания РКИ.

  3. Особенности работы над лексическими трудностями в ходе занятий по развитию речи.

  4. Особенности работы над грамматическими трудностями в ходе занятий по развитию речи.

  5. Специфика работы над устной и письменной формами речи в рамках аспекта.

  6. Особенности специфически мотивированных курсов по развитию речи.

  7. Место учебных пособий по работе над художественными текстами в рамках курса.


6. Компьютерные курсы практического русского языка. Курсы дистанционного обучения в практике преподавания русского языка как иностранного.

Компьютерные средства обучения русскому языку как иностранному с точки зрения теории учебника: история, современное состояние и перспективы развития. Функциональная типология и жанровая классификация электронных изданий и интернет-ресурсов по русскому языку для иностранцев. Инструментальные средства преподавателя РКИ (текстовые, гипертекстовые, табличные и мультимедийные редакторы, редакторы курсов, информационные и коммуникационные инструменты Интернет). Интегрированная лингводидактическая среда: методология проектирования; общая структура, компоненты и элементы. Специфика дистанционной среды обучения русскому языку как иностранному.

Локальные и сетевые мультимедийные курсы русского языка в практике преподавания РКИ: структура, содержание, способы использования.

Учебные

1. Русский с самого начала. РМЦ – ЦМО МГУ имени М.В. Ломоносова, 1998.

2. Русский клуб / В.Частных, Туула Вайсанен. Хельсинки, 2000. Golden Russian. М.: Multimedia Technologies & Distance Learning, 2000. Сетевая версия: http://teachpro.ru/transfer.aspx?newcat=8

3. Владимир / Левина Г.М., Николенко Е.В. Спб.: Златоуст, 2003. Сетевая версия:: http://gramota.ru/book/vladimir

4. Учите русский. Уровень для начинающих. Уровень для продолжающих. EuroTalk Interactive, 2004.

5. Advansed Russian / Lubensky S., Odintsova I., Paperno S. Lexicon Bridge Publishers, 2007.

6. Русский язык с компьютером. Шаг 1. Интерфейсы: русский, французский, испанский, китайский, английский, арабский / Архангельская А.Л., Дунаева Л.А., Руденко-Моргун О.И. М.: 1С, 2008 – 2010.

7. Время говорить по-русски / Богомолов А.Н., Коваленко Ю.Е., Петанова А.Ю. М.: ЦМО МГУ – Русский мир. URL: http://www.speak-russian.cie.ru/time_new

8. Русский язык от А до Я. Первая встреча (вводно-фонетический и вводно-грамматический курс для учащихся предвузовского этапа обучения) /Буре Н.А., Быстрых М.В. СПбГУ. URL: http://do.iml.spbu.ru/course/category.php?id=19

8. В эфире Россия. М.: ЦМО МГУ. URL: http://www.dist-learn.ru

9. Russian on-line / Фадеев С.В. Версия для англоговорящих: http://www.rus-on-line.ru; версия для франкоговорящих: http://www.rus-on-line.ru/index-fr.html

10. Русский глагол. URL: http://www.webmetod.narod.ru/ddd/Veb1.htm

11. Сетевая текстотека ЦМО МГУ. URL: http://texts.cie.ru

Тестовые

1. Русский язык как иностранный. Система компьютерных тестов по РКИ (Первый сертификационный уровень. Общее владение РКИ) / Балыхина Т.М., Румянцева Н.М., Царева Н.Ю. М.: 1С., 2005.

2. Проверочные тесты по русскому языку как иностранному. Общее владение. Элементарный уровень. Базовый уровень / Афанасьева И.Н., Дунаева Л.А., Клобукова Л.П., Корнеев Е.В.). URL: http://www.rus-far.ru/learning/test/index.php#Elementary

3. Система тестирования ЦМО МГУ. URL: http://tests.cie.ru/

4. Russian Language Test Online. URL: http://www.russian.language.ru/test.htm
Вопросы для повторения

1. Типология и характеристика компьютерных средств обучения русскому языку как иностранному.

2. Жанровые разновидности электронных изданий и интернет-ресурсов РКИ.

3. Компьютерные рабочие материалы преподавателя РКИ. Инструментальные средства для создания собственных разработок.

4. Основные мультимедийные курсы русского языка.

5. Специфика дистанционного обучения русскому языку как иностранному. Основные дистанционные ресурсы.
Раздел 2. Типология и структура курсов практического русского языка для иностранных учащихся (национально и профессионально ориентированные курсы)
Часть 1. Типология и структура национально и профессионально ориентированных курсов русской звучащей речи для иностранных учащихся
1. Характеристика национально ориентированных курсов русской звучащей речи.

Вводно-фонетические и постановочно-корректировочные национально ориентированные курсы русской практической фонетики. Специфика построения национально ориентированных фонетических курсов на различных этапах обучения русскому языку.

Типологические особенности звукового строя русского языка и их отражение в национально ориентированных курсах русской практической фонетики. Проблемы изучения «позиционной» фонетики родного языка учащихся в целях создания национально ориентированных курсов русской звучащей речи для различных контингентов учащихся.

Основные национально ориентированные учебные пособия по русской звучащей речи. Национально ориентированные курсы русской практической фонетики со «свободной» и «связанной» структурой.
2. Характеристика профессионально ориентированных курсов русской звучащей речи.

Основные профессионально ориентированные учебные пособия по русской звучащей речи. Курсы русской звучащей речи для филологов, для гуманитариев нефилологических специальностей, для учащихся естественнонаучного профиля. Проблемы создания фонетических курсов на материале языка специальности.

Отличительные особенности курсов русской звучащей речи для филологов: подробный лингвометодический комментарий, лингвистический и литературоведческий текстуальный материал, система упражнений, развивающих профессиональные навыки и умения учащихся.

Профессионально ориентированные курсы русской практической фонетики для учащихся различных этапов обучения. Профессионально ориентированные фонетические пособия для однородной в языковом отношении аудитории.
Часть 2. Типология и структура национально и профессионально ориентированных курсов практического русского языка для иностранных учащихся
2.1. Типология и структура курсов практического русского языка для учащихся гуманитарного профиля

Практический курс русского языка для учащихся гуманитарного профиля. Структура практического курса, лексический минимум, принципы организации языкового материала, способы его подачи, типы и система заданий, их характеристика, последовательность.

Характеристика профессионально ориентированных пособий по специальности для учащихся гуманитарного профиля. Принципы отбора материала. Цель пособий. Структура пособий. Структура урока. Система заданий (предтекстовых и послетекстовых). Грамматический материал. Научный стиль речи в рамках специальности как объект обучения.
2.2. Типология и структура курсов практического русского языка для учащихся естественнонаучного профиля

Практический курс русского языка для учащихся естественнонаучного профиля. Структура практического курса, лексический минимум, принципы организации языкового материала, способы его подачи, типы и система заданий, их характеристика, последовательность.

Характеристика профессионально ориентированных пособий по специальности для продвинутого этапа обучения под общим названием «Читаем тексты по…». Принципы отбора материала. Цель пособий. Структура пособий. Структура урока. Система заданий (предтекстовых и послетекстовых). Грамматический материал. Научный стиль речи в рамках специальности как объект обучения.
5. Рекомендуемые образовательные технологии

Курс разработан с опорой на основные принципы современных образовательных технологий: диалогичность, моделирование потенциально актуальных профессиональных ситуаций, креативность и др. Предполагается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, ролевых игр, разборов конкретных ситуаций, возникающих на уроке.

В курсе предусмотрен обязательный совместный анализ учебников и учебных пособий для различных контингентов иностранных учащихся. Планируется использование сетевых технологий, в том числе материалов кафедрального Интернет-сайта http://www.philol.msu.ru/~didactling_rki, а также аудио- и видеотехники. Обязательным является просмотр фрагментов комплексных и аспектных видеоуроков, их анализ с целью формирования и развития профессиональных навыков и умений в области преподавания русского языка иностранцам.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Самостоятельная работа студентов обеспечивается списками основной и дополнительной литературы, включающей учебники и учебные пособия для различных контингентов иностранных учащихся, а также некоторые теоретические работы по проблемам преподавания русского языка как иностранного. Текущий контроль проходит в форме коллоквиумов, практикумов, письменных работ.

Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины: в первом и во втором семестрах зачет.
Вопросы для повторения
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины Прикладные аспекты специализированной области филологии iconУчебной дисциплины «Коммуникативно-грамматический анализ переводного...
Общепрофессиональный блок, вариативная часть Составная часть дисциплины «Прикладные аспекты специализированной области филологии»...

Программа учебной дисциплины Прикладные аспекты специализированной области филологии iconУчебной дисциплины «Прикладные аспекты специализированной области...
В центре внимания компаративистские исследования, раскрывающие специфику восприятия за рубежом выдающихся произведений русской литературы,...

Программа учебной дисциплины Прикладные аспекты специализированной области филологии iconУчебной дисциплины «История и методология специализированной области...
Методологические аспекты взаимодействия литератур Западной Европы, России, Америки

Программа учебной дисциплины Прикладные аспекты специализированной области филологии iconУчебной дисциплины «Теория специализированной области филологии»...
В программе даны краткие характеристики периодов и авторов; предполагается ин­дивидуальное их «наполнение» лектором

Программа учебной дисциплины Прикладные аспекты специализированной области филологии iconУчебной дисциплины «Теория текста и дискурса» Для направления подготовки магистров «Филология»
«Теория текста и дискурса» является составной частью дисциплины «Теория специализированной области филологии» для магистерской программы...

Программа учебной дисциплины Прикладные аспекты специализированной области филологии iconУчебной дисциплины «Актуальные проблемы специализированной области...
«Сравнительное литературоведение»; вторая часть – «Литературы Востока и их связи с русской литературой», которую читают ученые из...

Программа учебной дисциплины Прикладные аспекты специализированной области филологии iconУчебной дисциплины «Актуальные проблемы специализированной области...
Ближний и Средний Восток; ознакомиться с проблемами развития жанров и стилей названных литератур, с литературной деятельностью крупнейших...

Программа учебной дисциплины Прикладные аспекты специализированной области филологии iconУчебной дисциплины «Теория специализированной области филологии»...
«русский взгляд» на глобальные мас­сивы чело­ве­ческого опыта усваивается западным культурным миром – вот наиболее общий круг проблем,...

Программа учебной дисциплины Прикладные аспекты специализированной области филологии iconУчебное пособие «Дифференциальная психология: теоретические и прикладные...
А95 Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности / Учеб пособие. —...

Программа учебной дисциплины Прикладные аспекты специализированной области филологии iconРабочая программа учебной дисциплины «Промышленность и народные промыслы Нижегородской области»
Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области традиционных направлений промышленного производства и народных...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции