Рассмотрена и одобрена Утверждена




Скачать 420.99 Kb.
Название Рассмотрена и одобрена Утверждена
страница 1/5
Дата публикации 25.09.2014
Размер 420.99 Kb.
Тип Пояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №36»

Рассмотрена и одобрена Утверждена

на заседании методического директором школы

объединения

____________/М.Н.Болдина / __________/Т.И.Юркина/
«___» _____________ 2013г. «___» ___________2013г.


 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «ЛИТЕРАТУРА» в классе
Уровень углубленный

Составила ________________Пахомова С.И.

ГО Саранск

2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка
Название стандарта. Данная рабочая программа по литературе для 9 класса создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по литературе для 5-11 классов для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля под редакцией М.Б.Ладыгина.(Авторская программа по литературе(5-11 классы) для школ и классов с углубленным изучением литературы под редакцией М.Б.Ладыгина. – М: Дрофа, 2006).

Специфика школьного курса “Литература” состоит в том, что предметом его изучения являются произведения искусства слова. С одной стороны, их чтение и восприятие связано с субъективностью переживаний и своеобразием внутреннего мира гимназиста, а с другой, обучение вдумчивого и грамотного читателя предполагает процесс формирования системы знаний, системы деятельности и системы эмоционально-ценностных ориентаций личности, что обеспечивает в целом достижение учащимися определённых результатов по итогам обучения, подлежащих оценке.

Целью литературного образования является духовно-нравственное воспитание школьников; развитие их эмоционально-ценностного отношения к миру, человеку, процессу познания; формирование основ читательской культуры в процессе чтения, восприятия и оценки произведений художественной литературы. Все это определяет особую роль школьного курса литературы в эмоциональном, эстетическом и интеллектуальном развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания.

Уроки литературы предполагают изучение словесности как вида искусства, включающего в себя народное поэтическое творчество, отечественную и зарубежную литературу, что дает возможность установить принципы культурного взаимодействия народов, осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую национальную традицию.

Осознание эстетической самоценности литературного произведения и словесной образности как основы создания художественного мира позволяет сформировать систему представлений о главных законах литературного творчества.

Феномен существования произведений литературной классики во времени, позволяющий рассматривать произведение, созданное, к примеру, в XIX в., как факт современного литературного процесса, открывает перед учащимися удивительную возможность установления непосредственной связи времен. Поэтому изучение литературы как поэтической памяти народа является чрезвычайно важной задачей современного образования.

Задачи литературного образования в школе:

1) Сформировать представление о литературе как виде искусства, научить понимать внутренние законы этого вида искусства, применять полученные знания в процессе творческого чтения, отличать подлинно художественные произведения от явлений массовой культуры.

2) На основе понимания языка литературы как вида искусства научить учащегося анализу литературного произведения как объективной художественной реальности.

3) Выработать представление о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о литературе и мировом литературном процессе.

4) Показать специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа. На основе принципа историзма определить диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох.

5) Определить национальное своеобразие и мировое значение русской литературы.

6) Объяснить феномен классики, позволяющий произведению искусства быть фактом разных исторических эпох, сохраняя свою эстетическую, познавательную и воспитательную ценность для разных поколений человечества.

7) Выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры человечества.

8) Воспитать устойчивый художественный вкус у гимназистов.

9) Выработать навыки грамотной устной и письменной речи.

10) Развить потенциальные творческие способности учащихся.

Этап основного общего литературного образования (5–9 классы) предполагает освоение специфики литературы как полноценной составной части духовной культуры человечества.

Главная цель этого этапа — на основе творческого чтения произведений русской и зарубежной классики сформировать представление об основных законах литературы как вида искусства и ее отличии от народного поэтического творчества (фольклора); о специфике художественной условности словесного творчества; об основных этапах развития мировой литературы и о месте в ней русской национальной литературы; изучить основные понятия, позволяющие осознать особенности художественного мира литературного произведения; сформировать систему умений читательской деятельности как инструмент анализа литературного текста; развить навыки свободного владения устной и письменной речью.

Общая характеристика учебного предмета. Отбор материала для программы подчинен нескольким основным принципам.

Во-первых, литературное образование базируется на изучении художественных произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, причем произведения должны читаться и изучаться в полном объеме (без конъюнктурного искажения текста, включающего и адаптацию).

Во-вторых, произведения, отобранные для изучения, доступны читательскому восприятию учеников, соответствуют интересам и возрастным особенностям обучающимся.

В-третьих, произведения соответствуют образовательным целям данного раздела программы, способствуют решению обозначенных в программе задач.

Необходимо специально отметить, что отобранные произведения русской литературы призваны создать целостную картину развития и достижений великой русской литературы. Включение же произведений зарубежной литературы подчинено задаче выявления литературных связей с русской словесностью и раскрытию закономерностей мирового литературного процесса.

Литературный материал в программе скомпонован вокруг центральных проблем, распределенных по классам для обеспечения последовательности изучения литературных явлений, формирования литературных знаний, становления и развития системы деятельности по чтению, восприятию, анализу и оценке художественных произведений.

Так, в 9-м классе центральной является проблема «Классика и современность. Традиции и новаторство. Образ молодого человека и его поиски места в жизни».

Внутри тем выделяются специальные разделы, призванные систематизировать литературное образование на конкретном этапе обучения.

Раздел «Уроки мастерства» способствует теоретическому освоению законов литературы как вида искусства и закреплению в сознании учащихся элементарного инструментария для анализа литературного произведения.

Раздел, в котором рекомендуется обязательное изучение, предполагает чтение и осмысление названных произведений на основе их анализа и оценки.

Раздел «Читательская лаборатория» формирует основные умения читательской деятельности и обеспечивает становлению навыков самостоятельной работы с художественным текстом.

Раздел «Сокровища книжных полок» призван помочь учителю в организации системы внеклассного чтения и расширить представления учеников о мировой литературе.

Раздел «В мастерской художника слова» раскрывает некоторые тайны поэтического мастерства, помогает ученикам проникнуть в творческую лабораторию писателя.

Углублённое изучение предмета не сводится к простому расширению материала. Это особый подход к освоению учебной дисциплины. В данной программе автор разработал алгоритм, на базе которого должны быть сформированы система представлений, конкретные знания, умения читательской деятельности. Освоение алгоритма сделает гимназиста вдумчивым, внимательным и подготовленным читателем, глубоко постигающим суть литературного произведения, способного испытать эмоциональное переживание, получить эстетическое наслаждение, выразить эстетическое отношение к прочитанному и обогатить свой внутренний мир в процессе чтения художественной литературы. Таким образом, программа предполагает квалификационный подход к изучению литературы как вида искусства, но конечной целью этого изучения является воспитание читателя, а не писателя или литературоведа.

Данная программа обладает концептуальной цельностью и не предполагает её интеграции с другими авторскими программами литературного образования.

На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование следующих компетенций:

  • учебно-познавательный (включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, учащегося к самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности);

  • общекультурной (осведомлённость учащихся в особенностях национальной и общечеловеческой культур, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества);

  • коммуникативной (навыки работы в парах, группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссию).

Использование образовательных технологий и приемов, основных форм организации образовательного процесса. Рабочая программа предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, в освоении навыков общения с другими людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру.

Рабочая программа составлена с учетом необходимости проведения занятий по развитию речи, а также итоговых занятий (сочинения, контрольные работы, семинары и т.д.). Форма проведения таких занятий и их тематика зависят от поставленных учителем целей и задач, а также от уровня подготовленности обучающихся. Эти виды работ тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений.

Введение разных видов занятий и заданий исследовательского характера, проектной деятельности, создание презентаций активизирует позицию обучающегося – читателя, развивает общие креативные способности.

При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы обучающихся:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание изложений с элементами сочинения;

- анализ и интерпретация произведений;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.
Место предмета в учебном плане школы. В 2013-2014 учебном году в базисном плане МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» в 9 классе предусматривается на изучение углубленного курса литературы 102 часа (3 часа в неделю).
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования отражают:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

общего образования.

Предметные результаты:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рассмотрена и одобрена Утверждена icon Рассмотрена и одобрена Утверждена
Федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы по литературе для 5-11 классов для школ и классов...
Рассмотрена и одобрена Утверждена icon Программа рассмотрена и одобрена на заседании методического совета мобу сош №38
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №38, г. Таганрог
Рассмотрена и одобрена Утверждена icon Рассмотрена утверждена
Межкультурное взаимодействие в системе духовно-нравственного воспитания и преподавания курса орксэ
Рассмотрена и одобрена Утверждена icon Программа рассмотрена и одобрена утверждаю: на заседании педагогического совета Заведующий мбдоу
Наименование: Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего...
Рассмотрена и одобрена Утверждена icon Ми смк
Утверждена и введена в действие Приказом ректора №01-03/30 от 15 марта 2012 г. Дата введения: 15 марта 2012 г. Одобрена на заседании...
Рассмотрена и одобрена Утверждена icon Концепция приоритетных направлений воспитательной работы в учебных...
Одобрена коллегией Министерства образования и науки Автономной Республики Крым 25. 02. 2004 года
Рассмотрена и одобрена Утверждена icon Основная образовательная программа начального общего образования....
Одобрена на заседании Утверждаю педагогического совета школы Директор моу «сош №50» «17» 09 2011г. Муступаева Л. Р
Рассмотрена и одобрена Утверждена icon Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
Программа разработана Российской академией образования и одобрена экспертными советами вак минобразования России по педагогике и...
Рассмотрена и одобрена Утверждена icon Тульской области «Тульская общеобразовательная школа-интернат» рассмотрена «утверждаю»

Рассмотрена и одобрена Утверждена icon Рабочая программа по литературе
Рассмотрена на заседании педагогического совета и рекомендована к утверждению руководителем
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции