Урок 26. Русская культура в XV начале XVI века Предмет: российская история




Скачать 128.82 Kb.
Название Урок 26. Русская культура в XV начале XVI века Предмет: российская история
Дата публикации 25.09.2014
Размер 128.82 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Урок 26. Русская культура в XV – начале XVI века
Предмет: российская история.

Класс 6.

Дата: 21.03.2012 г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.
Цель – познакомиться с особенностями русской культуры в XV – начале XVI века.
План


  1. Памятники литературы времён создания Российского государства.

  2. Расцвет древнерусской живописи.

  3. Московский Кремль – рубеж в развитии архитектуры.

  4. Новый облик российских городов.


Оборудование: Дан. §25.
Ход урока
Вспомни


  • Какие события отразились на развитии русской культуры в XIII-XIV веках?

  • Что такое эпоха Возрождения в истории Западной Европы?




  1. Памятники литературы времён создания Российского государства.


Авторы литературных произведений XV века продолжали обращаться к теме Куликовской битвы. Воспоминание о победе князя Дмитрия Донского рождало надежду на окончательное освобождение страны от ордынского владычества. Особенно знаменитым было «Сказание о Мамаевом побоище». Его автор, имени которого мы не знаем, восхищался подвигом русских воинов. Он хорошо изучил историю – вставил в книгу имена реальных героев. Речь шла при этом не только о князе и других знатных людях, но также и о рядовых участниках сражения. Был автор и фантазёром – в угоду интересам государства и церкви переиначивал некоторые события.

Во многих русских городах продолжали составлять летописи, рассказывавшие о важнейших событиях в жизни страны. При этом у наших предков стал усиливаться интерес к жизни других стран и народов. Появились «хронографы», рассказывавшие о всемирной истории. Первый из них составил в середине XV века выходец из Сербии Пахомий Логофет. Он полагал, что все основные события в истории разных стран и народов происходят по Божьей воле.

Всё чаще русские люди совершали путешествия в далёкие страны. Приключения в неведомых краях описывались в «хождениях», которые с увлечением читали на Руси. Три года прожил в далёкой Индии тверской купец Афанасий Никитин. Любознательного путешественника интересовало буквально всё в жизни индийцев. Он изучил их язык, культурные и религиозные традиции, общественное устройство. Всё это Никитин описал в увлекательной книге «Хождение за три моря», которую заканчивал словами:
«А Русскую землю Бог да сохранит! На этом свете нет страны подобной ей!»
Грамотные люди любили читать увлекательные повести. Многие из них отличались занимательным сюжетом. Например, в одной повести рассказывалось о человеке, который случайно оказался обладателем чудотворной иконы. Лука, так звали героя произведения, начал ходить с ней из города в город. Икона помогала людям, а владелец с её помощью набивал себе карман. И «вышел в люди», да ещё как: поставил хоромы, завёл слуг, стал закатывать пиры. Навёл Лука страху на всю округу, даже княжеские служилые люди его побаивались. Но один хитрец под видом забавы натравил на него медведя, который чуть не до смерти намял выскочке бока. Лука опомнился, прекратил разгульную жизнь, а на свои деньги построил монастырь. Из этой повести видно, что писатели стремились не только развлечь, но и воспитать своего читателя.

В XV веке появлялось всё больше самых разных произведений литературы, расширялись интересы читателей.


  1. Расцвет древнерусской живописи.


К началу XV века относится расцвет творчества выдающегося русского художника Андрея Рублёва (он родился около 1360 года, умер в 1430 году). Мы уже знаем о том, что он был самым талантливым учеником Феофана Грека. О жизни Рублёва известно немногое. Он был монахом Троице-Сергиева, а потом Спасо-Андронникова монастырей. Расписывал храмы. Работал также в Москве, Владимире, Дмитрове, Звенигороде. Жизненный путь, страдания самого талантливого художника Руси скрыты от нас тьмою веков.

Первое летописное упоминание о творчестве художника относится к 1405 году. Он принимал участие в росписи Благовещенского собора в Москве. Здесь Рублёв работал вместе с Феофаном Греком над созданием иконостаса. Творение византийского и русского художников поразило современников, стало образцом для многих других храмов Руси. Не случайно о создании иконостаса Благовещенского собора упомянул летописец.

Вместе с художником Даниилом Чёрным Рублёв работал в Успенском соборе Владимира. Его кисти принадлежит несколько картин и фресок. Особенно выразительна фреска «Шествие праведников в рай». Лица святых, написанные Рублёвым, исполнены внутреннего достоинства и благородства, их фигурам придана удивительная грация. Для работ художника характерно использование мягких, спокойных живописных тонов.

Вершиной творчества великого мастера является икона «Троица». Она была написана в 1425-1427 годах для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Многие считают эту икону самым великим творением древнерусской живописи. «Троица» наполнена живым чувством, необычайной одухотворённостью. На ней изображены три ангела, сидящие за трапезой. На столе чаша с жертвой – головой ягнёнка. Юношеские фигуры ангелов склонились перед символом жертвы, невинно пролитой крови. Икона несёт идею мира и человеколюбия, высокой нравственной чистоты. Иконы и фрески, написанные Андреем Рублёвым, стали образцом для русских иконописцев.

Работы знаменитого художника второй половины XV века Дионисия показывают нам, что иконописец мог отразить не только духовные, отвлечённые понятия. Дионисий выполнял заказы митрополита и великого князя. На своих иконах он сумел показать и усиление Москвы, и рост влияния великокняжеской власти. Изображая Христа, благословляющего основание города, митрополитов, находящихся среди тех, кто окружает Богородицу, художник словно подчёркивал незыблемость Московского государства.

Многих легендарных воинов и мучеников Дионисий показывал с копьями в руках, в доспехах, они напоминали могучих богатырей, готовых встать на защиту своей земли.

Иконописные произведения XV века стали вершиной древнерусской живописи.


  1. Московский Кремль – рубеж в развитии архитектуры.


В XV веке ведущим центром русского зодчества стала Москва. Во второй половине столетия по приказу Ивана III была предпринята основательная перестройка Кремля.

Грандиозные работы начались с постройки нового Успенского собора. Он должен был заменить старое здание, сооружённое ещё при Иване Калите. Но почти законченный новый собор, возведённый московскими зодчими, рухнул. Причиной этого стало плохое качество строительного раствора и отмеченное в летописи землетрясение.

Тогда для возведения собора был приглашён из Италии знаменитый архитектор Аристотель Фиораванти. Перед тем как приступить к строительству, он по заданию великого князя поехал во Владимир, а затем – в Новгород. Там итальянский зодчий внимательно изучил знаменитые архитектурные памятники Руси. Проектируя собор в Москве, он использовал старинные образцы, главным из которых стал Владимирский Успенский собор.

Фиораванти наладил в Москве выпуск кирпича, научил русских мастеров готовить прочный раствор, пользоваться различными приборами – и строительство началось. Оно продолжалось с 1475 по 1479 год (зимой тогда строительные работы не вели). Творение Фиораванти вошло в число наиболее выдающихся шедевров российской архитектуры. Успенский собор стал главным сооружением Москвы, символом Российского государства, образцом для других построек своего времени.

Вскоре в Кремле были сооружены Благовещенский и Архангельский соборы, колокольня Ивана Великого, Грановитая палата – тронный зал, предназначенный для приёма иностранных послов. В их постройке также принимали участие итальянские архитекторы (Алевиз Новый, Пьетро Антонио Солари и другие).

Изменились и оборонительные укрепления. На смену белокаменным пришли стены из красного кирпича. Оформление башен, зубцов роднит кремлёвские стены с крепостями Италии.

В облике Московского Кремля слились традиции древнерусского зодчества и мастерство итальянских архитекторов эпохи Возрождения.


  1. Новый облик российских городов.


В это же время в Москве начинали строить каменные дома, принадлежавшие отдельным людям. Например, кирпичные палаты соорудили для себя один из купцов и митрополит. Так было положено начало каменной застройке в городах.

Появляется ещё одна черта в русской архитектуре – сооружение церквей «под звоны», когда звонница располагалась над храмом, а над ней – глава. По такому образцу псковскими зодчими была построена Духовная церковь Троице-Сергиева монастыря. Это сооружение кажется необычайным вверх. Праздничность храму придаёт отделка из зелёных, красных и коричневых изразцов.

Стены и башни Московского Кремля были построены с учётом последних достижений военной техники того времени. Поэтому они послужили образцом для оборонительных сооружений других городов России. Государство начало строительство нескольких крепостей. Руководил им Пушкарский приказ.

На западных границах государства, «на немецком рубеже», в 1492 году был возведён Иван-город. Он имел редкую для того времени чёткую, правильную планировку. Укреплялись также земли, подвергавшиеся нападениям «казанцев». В начале XVI века каменный кремль был построен в Нижнем Новгороде. На южных границах, за Окой, там, где начинались степные дороги в Крым, сооружались целые линии крепостей для защиты от набегов «крымцев». Вскоре и здесь появились мощные каменные крепости – в Туле, Коломне, Зарайске.

Русские города постепенно одевались в «каменный наряд».

Русская культура отразила основные события истории Московской Руси (освобождение от ордынской зависимости и создание Российского государства). Основой духовного развития страны стало возрождение культурных и государственных традиций домонгольской Руси, утверждение православной веры. В то же время культура русского народа обогащалась обычаями и достижениями других народов. Всё это закладывало основы российской цивилизации.


  1. Вопросы и задания для самоконтроля.




  1. Как вы думаете, какие книги любили читать представители отдельных сословий? А какие были интересны всем?

  2. От имени иностранного посла составьте рассказ о тех сооружениях, которые он увидел в Московском Кремле.

  3. Какие новые черты появились в русской архитектуре?

  4. Расскажите о жизни и творчестве Андрея Рублёва. Какие чувства будит в вас его самая знаменитая работа?

  5. Попробуйте объяснить, как события русской истории XIV – начала XVI века повлияли на расцвет русской культуры.



Летопись о последней работе Даниила Чёрного и Андрея Рублёва в Троице-Сергиевом монастыре. 20-е годы XV века
«Прошло немного времени [после нашествия Едигея], Никон [игумен Троице-Сергиева монастыря] воздвиг церковь прекрасную во хвалу своему отцу Сергию [каменный Троицкий собор]… Но, видя, что она росписями не расписана, Никон очень сокрушался духом. И скоро он собрал живописцев, мужей изрядных весьма, всех превосходящих, в добродетелях совершенных – Даниила и Андрея, сопостника его, и неких с ними. Спешно они творили своё дело, словно провидели духом своё скорое представление о жизни сей [свою скорую кончину]. Но Бог помогал окончить дело преподобного, и работали они усердно и росписями чудными украсили церковь: могут они и ныне удивить зрящих всех. Последнее сие рукоделие и память себе преподобные оставили.

После того вскоре смиренный Андрей оставил сию жизнь…»
Летопись о начале деятельности Аристотеля Фиораванти в России. 70-е годы XV века
«В лето 1475 послал великий князь посла своего Семёна Толбузина во град Венецию к тамошнему их князю и повелел разузнать мастера церковного. Толбузин же выбрал Аристотеля…

«Ради его мудрости зовут его Аристотелем, - сказал Семён, - да сказывают, ещё звал его турецкий царь, что в Царьграде сидит. А в Венеции церковь есть Святого Марка, весьма чудная и хорошая, да ворота венецианские, сказывают, Аристотелево дело, зело хитры и хороши».

[В Москве Аристотель] и печи устроил за Андрониевым монастырём, в чём кирпич обжигать, нашего русского кирпича уже, и длиннее, и твёрже. Церковь же выложил, подобно палате, продолговату. В первое лето вывел основание её. Известь же как тесто густое растворил и повелел мотыгами мешать. И мазал её лопатами железными, и когда наутро засохнет, то нельзя её ножом расколупать. А внутрь повелел класть камень ровный и заложил четыре столпа круглые. Они, говорил, крепко стоят. А все в кружало [по циркулю] да в правило [по линейке]. Внутри же стен связи железные положил, а между столпов, где брусья дубовые в наших церквах, то всё железом оковал. Аристотель колесо сделал, и камни вверх не носили, но верёвкою зацепили и влекли вверх, и вверху малые колёсцы цепляли…»


  • Сравните отрывки из летописи. Попробуйте определить, чем отличаются описания творчества Рублёва и Даниила от описания творчества Фиораванти. Какие культурные традиции определяли творчество этих людей?



Обобщающее повторение
К XIII веку на просторах нашей страны существовало множество различных народов и государств, представлявших разные цивилизации Средневековья. Решающую роль в создании российской цивилизации предстояло сыграть русским землям, которые встретили XIII век в состоянии государственной раздробленности.

В результате монгольских завоеваний изменилась карта государственных границ в Евразии. «Батыево нашествие» 1237-1242 годов подвергло разрушению многие центры цивилизации в Поволжье, на Руси. В них замедлилось развитие культуры.

В XIII-XV веках на просторах нашей страны выделялись такие государственные образования, как Золотая Орда, Великое княжество Литовское, а также расположенные между ними раздробленная на княжества Северо-Восточная Русь и Новгородская вечевая республика.

Русские земли в ходе борьбы с восточными и западными завоевателями в XIII веке разделились. Юго-Западная и Южная Русь постепенно вошли в состав Литвы, Северо-Восточная и Северо-Западная Русь оказались в государственной зависимости от Золотой Орды.

Золотая Орда в XIII-XIV веках была крупнейшим государством на границе Европы и Азии. После принятия ислама эта страна стала одним из центров развития исламской цивилизации. Долгие годы Золотая Орда обеспечивала связь между хозяйствами, государствами, культурами различных цивилизаций Востока и Запада.

Великое княжество Литовское и Русское стало реальным центром собирания всех русских земель. Однако слияние его с Польшей и начало католизации не позволило литовским князьям одержать победу в борьбе за объединение русских земель. Наметилось их разделение на Литовскую Русь и Московскую Русь. Начался процесс разделения древнерусской народности на белорусов, украинцев и русских.

К середине XIV века в Северо-Восточной Руси Москва одержала победу над Тверью и встала на путь превращения в государственный и духовный центр русских земель. Начавшееся объединение Северо-Восточной Руси и развитие хозяйства создавали условия для борьбы с ордынской зависимостью.

Во второй половине XIV века усилилось влияние Московского княжества. При этом в Золотой Орде началась междоусобная борьба, центральная власть ослабла. Московское княжество явилось организатором вооруженной борьбы Руси с ордынским владычеством, которая с переменным успехом шла с конца XIV до конца XV века. Её символом стала победа на Куликовом поле в 1380 году.

Ко второй половине XV века произошёл распад Золотой Орды на несколько самостоятельных государств. Одновременно под властью московских князей объединились все земли Северо-Восточной и Северо-Западной Руси. В 1480 году ордынское владычество было свергнуто. Созданное в конце XV – начале XVI века Российское государство стало независимым. На его землях ускорился процесс образования русского народа, постепенно оформлялось несколько сословий: крестьянство, крупные землевладельцы (бояре и князья, дворяне), духовенство, посадские люди, казачество. При этом Россия, являясь наследницей Древнерусского государства, восприняла также некоторые государственные обычаи и символы Византийской империи и Золотой Орды.

После тяжёлой эпохи монгольского нашествия началось возрождение культуры Руси. Литература и изобразительное искусство XIII-XV веков были проникнуты стремлением к духовным идеалам, идеей борьбы за освобождение Родины. Основой духовного развития страны стало возрождение культурных и государственных традиций домонгольской Руси, утверждение православной веры. Самостоятельность Русской Православной Церкви с 1439 года и падение Византийской империи сделали Московскую Русь лидером восточнохристианского (православного) мира. В то же время культура русского народа активно обогащалась обычаями и достижениями других народов и стран.

Так в результате взаимодействия разных народов и государств закладывались основы российской цивилизации.

Контрольные вопросы и задания к обобщающему повторению


  1. Какие народы населяли Восточную Европу в начале новой эры? В чём заключались особенности хозяйства, верований, образа жизни этих народов?

  2. Вспомните, что вам известно об исторической судьбе Хазарского каганата и Волжской Булгарии.

  3. Назовите государства, созданные западными, южными и восточными славянами в начале Средних веков.

  4. В чём заключались основные отличия языческих верований от христианства?

  5. Вспомните наиболее важные события истории Древнерусского государства IX-XII веков.

  6. Какую роль сыграло Древнерусское государство в движении народов Восточной Европы от первобытного общества к цивилизации?

  7. Как завоевательные походы монгольских ханов и образование государства Золотая Орда повлияли на судьбу русских земель, различных народов России в XIII веке?

  8. Выделите основные вехи в истории древнерусской народности в XIII-XV веках. Как и когда она сложилась, какие события оказали влияние на её историческую судьбу, какие народы стали в дальнейшем её наследниками?

  9. Как и когда происходило усиление Московского княжества? Какую роль сыграли его правители в создании централизованного Российского государства?

  10. Используя текст и схемы учебника «История Средних веков», сравните устройство Российского государства на рубеже XV-XVI веков с устройством двух централизованных государств Западной Европы XIV-XVI веков – Англии и Франции. Укажите схожие и отличные черты.

  11. Как и когда распалось государство Золотая Орда? Каковы исторические судьбы народов, проживавших на территории этого государства?

  12. Попробуйте определить, какие основы российской цивилизации закладывались в XV – начале XVI века. Проанализируйте государственный строй, хозяйство, общественные отношения и культурные традиции народов России.

  13. Составьте таблицу:



Великие государственные деятели и деятели культуры российской истории и стран Запада и Востока


Века

Великие государственные деятели и деятели культуры стран Западной Европы

Великие государственные деятели и деятели культуры Руси, Литвы и Золотой Орды

Великие государственные деятели и деятели культуры стран Востока

XIII век










XIV век










XV – начало XVI века












  1. Домашнее задание: читать и пересказывать §25 «Русская культура в XV – начале XVI века» (сс. 221-227); ответить на вопросы с. 227; составить таблицу (с. 230).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 26. Русская культура в XV начале XVI века Предмет: российская история icon Урок 20. Культура Руси второй половины XIII xiv века Предмет: российская история
Вихрь монгольского нашествия стёр с лица земли замечательные памятники древнерусской культуры. В огне пожаров погибли произведения...
Урок 26. Русская культура в XV начале XVI века Предмет: российская история icon Урок 10. Достижения культуры Руси IX начала XII века Предмет: российская история
Цель – познакомиться с основными достижениями культуры Руси IX – начала XII века
Урок 26. Русская культура в XV начале XVI века Предмет: российская история icon План-конспект урока по истории в 6 классе: «Культура Древней Руси»
Базовый учебник: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России. С древнейших времён до конца XVI века. Учебник для 6 класса
Урок 26. Русская культура в XV начале XVI века Предмет: российская история icon Тема урока час
Россия в 1 и 2 половина 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века
Урок 26. Русская культура в XV начале XVI века Предмет: российская история icon Рабочий план учителя на 2009/2010 учебный год
Предмет : новейшая история-история 20 века. Класс: 12-а Количество часов: 35 Курс: 7
Урок 26. Русская культура в XV начале XVI века Предмет: российская история icon Рабочий план учителя на 2009/2010 учебный год
Предмет : новейшая история-история 20 века. Класс: 12-а Количество часов: 35 Курс: 8
Урок 26. Русская культура в XV начале XVI века Предмет: российская история icon Русская культура в первой половине XIX века
Начало XIX века время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания...
Урок 26. Русская культура в XV начале XVI века Предмет: российская история icon В. Н. Татищев История Российская. Часть 2
Летосказание нестора, черноризца феодосиева монастыря печерского, с чего началась русская земля и кто в ней начал первый править
Урок 26. Русская культура в XV начале XVI века Предмет: российская история icon Календарно тематическое планирование 1о класс учебник Ю. В. Лебедева...
Введение. Русская литература и русская история на рубеже веков (конец XVIII – начало XIX века)
Урок 26. Русская культура в XV начале XVI века Предмет: российская история icon Программа дисциплины История русской литературы. Ч. II. Русская литература...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции