Карла Гюисманса «Наоборот»




Скачать 98.37 Kb.
Название Карла Гюисманса «Наоборот»
Дата публикации 25.09.2014
Размер 98.37 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
Занятие № 1.

Особенности культуры к.XIX-н.ХХ в. Роман Жориса-Карла Гюисманса «Наоборот» как воплощение декадентского мировоззрения
1. Понятие «декаданс», история его появления, значение термина.

2. Новый тип героя и повествования в романе: сочетание эссе, описаний произведений искусства с воспоминаниями героя. Роль субъективного начала в романе.

3. Стилистические особенности романа.
Тексты для анализа:

Ж.-К.Гюисманс. «Наоборот».
Дополнительная литература:

  1. Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств: Франция, конец XIX – начало ХХ веков. – М., 1987.

  2. Луков Вл.А. Французский неоромантизм. – М., 2009.


Занятие № 2.

Философия этого периода и ее влияние на литературные направления. Соединение различных эстетических тенденций

в литературе конца XIX – начала ХХ веков
1. Философский характер драматической поэмы Генрика Ибсена «Пер Гюнт».

а) История создания и роль поэмы в творчестве Ибсена и истории Норвегии;

б) фольклорные мотивы и образы и их воплощение в поэме;

в) полемика с романтическим искусством (образ героя; оппозиция мечты и действительности, принципы двоемирия и местного колорита и т.п.);

г) Роль женских образов в поэме (Осе, Сольвейг, Женщина в зеленом и др.);

д) Принципы жизненной философии Пер Гюнта: «быть собой» и «быть собой довольным». Значение образа Пуговичника.
2. Соединение различных эстетических тенденций в новелле Р.Л.Стивенсона «Олалла».

а) готические мотивы в новелле (портреты героев, пейзаж, замок, принцип местного колорита, традиции Э.По).

б) эстетические феномены рубежа XIX-ХХ вв. и их отражение в новелле (ницшеанство, фрейдизм, теория наследственности).
Тексты для анализа:

Г.Ибсен. «Пер Гюнт».

Р.Л.Стивенсон. «Олалла».
Дополнительная литература:

1. Адмони В. Г. Генрик Ибсен: Очерк творчества. – М., 1989.

2. Берковский Н.Я. Ибсен // Статьи о литературе. – СПб., 2002.

3. Любимов Н. Генрик Ибсен и его драма «Пер Гюнт» // Ибсен Г. Пер Гюнт. – М., 1980.

4. Храповицкая Г.Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. – М., 1979.
Занятие № 3-4.

Натуралистические и импрессионистические тенденции

в романах Эмиля Золя «Творчество», «Жерминаль»
1. История становления импрессионизма. «Салон Отверженных». Прототипы главных героев романа.

2. Натуралистическое, импрессионистическое, символистское и реалистическое восприятие мира в концепциях творчества героев (Пьер Сандоз, Клод Лантье, Фажероль, и др.).

3. Место романа «Жерминаль» в художественной системе Золя:

а) Концепция человека и ее решение в романе (генетическая и социальная обусловленность личности).

б) Образ Этьена Лантье как центральной фигуры романа.

в) Проблема взаимодействия личности и массы в романе. Шахтеры в изображении писателя.

г) Природа конфликта и особенности его раскрытия в романе.
Тексты для анализа:

Э.Золя. «Творчество», «Жерминаль».
Дополнительная литература:

  1. Аникст А.А. Золя и искусство// Импрессионисты, их современники, их соратники. – М., 1976.

  2. Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств: Франция, конец XIX – начало ХХ веков. – М., 1987.

  3. Пузиков А.И. Жизнь Золя // Пузиков А.И. Портреты французских писателей. Жизнь Золя. – М., 1981.


Занятие № 5-6.

Многообразие лирических жанров на рубеже XIX – XX веков
1. Понятия «символизм», «символ». Время возникновения символизма. Особенности художественного направления.

2. Символизм во Франции. Традиции Ш.Бодлера и парнасской школы.

3. «Искусство поэзии» Поля Верлена: полемика с «Поэтическим искусством» Николя Буало, опровержение поэтики классицизма.

4. «Пейзаж души» в творчестве Верлена (принцип музыкальности, особенности стихосложения).

5. «Теория ясновидения» Артюра Рембо, ее воплощение в стихотворении «Пьяный корабль».

6. Трансформация античных мотивов в стихотворениях «Венера Анадиомена», «Солнце и плоть».

7. Теория стихосложения Стефана Малларме. Тема искусства в стихотворениях «Лазурь», «Окна».

8. Эклога «Полдень фавна»: идея взаимодействия искусств. Традиции античной литературы.

9. Специфика интерпретации библейского сюжета в поэме «Иродиада». Роль символики.
Тексты для анализа:

П.Верлен. «Ночное впечатление», «Лунный свет», «Поэтическое искусство», «Осенняя песня», «Томление».

А.Рембо «Пьяный корабль», «Гласные», «Париж заселяется вновь», «Венера Анадиомена», «Солнце и плоть».

С.Малларме. «Лазурь», «Окна», «Полдень фавна», «Иродиада».
Дополнительная литература:

1. Андреев Л.Г. Импрессионизм. – Л., 1980.

2. Косиков Г.К. Два пути французского постромантизма: Символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. – М., 1993. – С.5-62.

3. Обломиевский Д. Французский символизм. – М., 1973.
Занятие № 7.

Художественные особенности творчества Ги де Мопассана

(на примере анализа новеллы Мопассана «Пышка»)
1. Философия творческой концепции Ги де Мопассана.

2. Время и история создания новеллы.

3. Система образов новеллы.

4. Композиция новеллы, роль детали и пейзажа.
Тексты для анализа:

Ги де Мопассан. Пышка.
Дополнительная литература:

1. Труайя А. Ги де Мопассан. – М., 2005.

2. Федоров А. История зарубежной литературы XIX – XX веков. – М., 1989.
Занятие № 8.

Символистская драма Оскара Уайльда «Саломея»
1. Эстетическая концепция Оскара Уайльда.

2. Особенности интерпретации библейского сюжета в пьесе «Саломея».

3. Роль символов (ночь, луна, цветовая символика).

4. Различные воплощения образа Саломеи в мировом искусстве XIX-XX веков (литература, живопись, музыка, театр).
Тексты для анализа:

О.Уайльд. «Саломея».
Дополнительная литература:

  1. Ковалева О.В. Уайльд и стиль модерн. – М., 2002.

  2. Ланглад Ж. Оскар Уайльд, или Правда масок. – М., 1999.

  3. Соколянский М. Оскар Уайльд: Очерк творчества. – Киев, 1990.


Занятие № 9.

Теория эстетизма и её воплощение

в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»
1. О.Уайльда. Своеобразие стиля О.Уайльда. Афоризмы и парадоксы, их функции (привести примеры парадоксов из романа «Портрет Дориана Грея»).

2. Система образов романа:

а) принципы «нового гедонизма» лорда Генри;

б) образ художника и тема искусства в романе (Бэзил Холлуорд, Сибилла Вэйн, отношение к искусству персонажей романа, определение его роли в жизни человека);

в) образ Дориана Грея (проблема нравственности и безнравственности).
Тексты для анализа:

О.Уайльд. «Портрет Дориана Грея».
Дополнительная литература:

  1. Ковалева О.В. Уайльд и стиль модерн. – М., 2002.

  2. Ланглад Ж. Оскар Уайльд, или Правда масок. – М., 1999.

  3. Руднев В.П. Портрет Дориана Грея // Руднев В.П. Словарь культуры XX века. – М., 1997.

  4. Соколянский М. Оскар Уайльд: Очерк творчества. – Киев, 1990.


Занятие № 10.

Реализм в Англии. Художественные особенности Уэссекских романов Т.Харди. Развитие ибсеновских традиций в драматургии Шоу
1. Концепция «романов характера и среды» Т.Харди. Представления об устройстве мира.

2. Особенности изображения художественного пространства в романах Харди.

3. Мифологические и религиозные представления, их воплощение в романе (мотивы, символика).

4. Система образов романа «Тэсс из рода д’Эрбервиллей».
Тексты для анализа:

Т.Харди. «Тэсс из рода д’Эрбервиллей».
Дополнительная литература:

  1. Зарубежная литература k.XIX – н.ХХ вв.: В 2 т. / Под. ред. В.М.Толмачева. – М., Академия, 2007.

  2. История западноевропейской литературы XIX в. / Под ред. Л.В.Сидорченко, И.И.Буровой. – М., Академия, 2005.


Занятие № 11.

Этическая и эстетическая проблематика новеллы Т. Манна «Тонио Крегер»
1. Традиции новеллистики немецкого романтизма в раскрытии темы искусства и художника (В.Вакенродер «Достопримечательная музыкальная жизнь композитора Йозефа Берлингера», Гофман «Кавалер Глюк», «Дон Жуан», и др.).

2. Соотношение понятий «жизнь» и «искусство» в жизненной позиции Тонио Крегера и Адальберта. Природа конфликта в сознании главного героя.

3. Функции русской культуры в новелле.
Тексты для анализа:

Т.Манн. «Тонио Крегер».

Ги де Мопассан. «Пышка».
Дополнительная литература:

1. Апт С. Над страницами Т.Манна. – М., 1980.

2. Гуляев Н.А. И др. История немецкой литературы. – М., 1975.

3. Дирзен И. Эпическое искусство Т.Манна. Мировоззрение и жизнь. – М., 1981.

4. Труайя А. Ги де Мопассан. – М., 2005.

5. Федоров А. История зарубежной литературы XIX – XX веков. – М., 1989.

Занятие № 12.

Немецкая драматургия рубежа веков. Специфика пьес Г.Гауптмана.


  1. Особенности драматургии Г.Гауптмана.

  2. Классификация пьес Гаптмана.

  3. Черты натурализма в пьесе «Ткачи». История создания, образы героев.

  4. Воплощение принципов «новой драмы» в пьесе «Перед восходом солнца». Библейские мотивы.

  5. Символика в пьесе «Потонувший колокол».


Тексты для анализа:

Г.Гауптам. Ткачи. Потонувший колокол. Перед восходом солнца.
Дополнительная литература:

  1. Березина А.Г., Белобратов А.В., Полубояринова Л.Н. История западноевропейской литературы. XIX в.: Германия, Австрия, Швейцария. – М., Академия, 2005.

  2. История западноевропейской литературы XIX в. / Под ред. Л.В.Сидорченко, И.И.Буровой. – М., Академия, 2005.


Занятие № 13-14.

Скандинавская литература. Формирование «новой драмы».

Роль Г.Ибсена в истории мировой культуры
1. Основные принципы «новой драматургии» Генрика Ибсена.
2. Проблематика драмы «Кукольный дом»:

а) социально-психологическая направленность драмы;

б) проблема семейно-этического характера;

в) образы Норы, Хельмера, Крогстада, Кристины.
Тексты для анализа:

Г.Ибсен. «Кукольный дом».
Дополнительная литература:

1. Адмони В.Г. Генрик Ибсен: Очерк творчества. – М., 1989.

2. Берковский Н.Я. Ибсен // Статьи и лекции по зарубежной литературе. – СПб., 2002.

3. Хейберг X.Г. Генрик Ибсен. – М., 1975.
Занятие № 15.

Своеобразие символистской драматургии.

Проблематика и поэтика пьес Мориса Метерлинка
1. Особенности драматургии рубежа XIX-XX веков. Театр символизма: роль автора и режиссера, сценическая условность, своеобразие персонажей.
2. Драматургия Мориса Метерлинка. Художественные особенности пьесы-сказки «Слепые»:

а) роль символики (числа, природные и религиозные символы);

б) особенности организации художественного пространства;

в) система образов драмы;

г) своеобразие сюжета и атмосферы пьесы; различные трактовки финала;

д) «Слепые» как статическая драма и драма молчания;

е) история постановки драмы на русской сцене.

Тексты для анализа:

М.Метерлинк. «Слепые».
Дополнительная литература:

1. Аникст А.А Теория драмы на западе. – М., 1988.

2. Андреев Л.Г. Морис Метерлинк // Бельгийская драма от
Метерлинка до наших дней. – М., 1973.
Занятие № 16-17.

Реалистические и натуралистические тенденции

в романе Дж.Лондона М.Иден
1. Реализм и натурализм в романе Джека Лондона «Мартин Иден». Биография писателя и ее отражение в романе.

2. Конфликт жизни и искусства, концепции творчества в романе (Мартин Иден и Бриссенден).

3. Особенности раскрытия темы любви, функции женских образов.

4. Философские концепции и их отражение в романе Джека Лондона (Е.Блаватская, Г.Спенсер, Ф.Ницше).
Тексты для анализа:

Д.Лондон. «Мартин Иден».
Дополнительная литература:

  1. Гиленсон Б. Лондон, Джек // Зарубежные писатели. Библиографический словарь: в 2 ч. – М., 1997. – Ч.1. – С. 447-455.


Занятие № 18.

Особенности польской литературы к. XIX – н.ХХ вв.


  1. История польской литературы, литературный процесс рубежа веков как отражение общественной и политической ситуации.

  2. Особенности польского исторического романа: Г.Сенкевич «Крестоносцы». Отражение истории страны, образы главных героев.

  3. Художественный мир романа Б.Пруса «Фараон».


Тексты для анализа:

Прус Б. Фараон.

Сенкевич Г. Крестоносцы.
Дополнительная литература:

  1. Зарубежная литература k.XIX – н.ХХ вв.: В 2 т. / Под. ред. В.М.Толмачева. – М., Академия, 2007.

  2. История западноевропейской литературы XIX в. / Под ред. Л.В.Сидорченко, И.И.Буровой. – М., Академия, 2005.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Карла Гюисманса «Наоборот» icon «Сделать наоборот» основа сильного решения
Таким образом, есть серьезные основания полагать, что статус действия «Наоборот» сильно занижен. Необходимо признать, что «Сделать...
Карла Гюисманса «Наоборот» icon О четвертом международном фотоконкурсе имени карла буллы «эпохи зримые...
Учредители конкурса: Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы и Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Карла Гюисманса «Наоборот» icon Программа курса «Дебаты Карла Поппера» (факультатив)

Карла Гюисманса «Наоборот» icon Карла Маркса" Карл Каутский. "
Степень эксплуатации рабочей силы Глава Прибавочная стоимость и прибыль
Карла Гюисманса «Наоборот» icon Приняло решение
По многочисленным обращениям, поступающим из многих городов Российской Федерации и дальнего зарубежья, правление Фонда исторической...
Карла Гюисманса «Наоборот» icon Приняло решение
По многочисленным обращениям, поступающим из многих городов Российской Федерации и дальнего зарубежья, правление Фонда исторической...
Карла Гюисманса «Наоборот» icon Ю. М. Орлов Выживание при разводе или как сохранить любовь Развод...
Развод созревает постепенно, потом, найдя повод, случается. Одна сторона ждет от развода лучшей жизни, а другая — наоборот. Если...
Карла Гюисманса «Наоборот» icon Аграф Серия «Символы времени»
«Рука Бога» (скульптура Карла Миллеса. Сад Миллеса в Стокгольме. Фото Джованни Тремболи)
Карла Гюисманса «Наоборот» icon Предки Карла Брюллова были выходцами из северной Германии. Его прадед...
Карл. Мальчик рос болезненным и тщедушным. До семи лет он почти не вставал с постели. Отец, однако, был к нему так же
Карла Гюисманса «Наоборот» icon Исследование Юнга о шизофренических расстройствах мышления (открывающее...
Данный сборник включает в себя работы, составившие третий том Собрания сочинений Карла Густава Юнга, одного из влиятельнейших мыслителей...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции