Задачи истории литературы: Задачи, связанные с изучением отдельного художественного произведения; Поиски внутренней логики развития литературы




Скачать 1.67 Mb.
Название Задачи истории литературы: Задачи, связанные с изучением отдельного художественного произведения; Поиски внутренней логики развития литературы
страница 1/13
Дата публикации 25.09.2014
Размер 1.67 Mb.
Тип Литература
literature-edu.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
1.Основные задачи истории литературы.

Литература – процесс собственных исторических закономерностей.

Задачи истории литературы:

  1. Задачи, связанные с изучением отдельного художественного произведения;

  2. Поиски внутренней логики развития литературы.

Изучение одного произведения:

- собрать все факты, связанные с одним произведением, и систематизировать их (для этого необходимо знание эпохи). Принцип историзма. Умение отстраняться от современности, широкая эрудиция, умение «вживаться» в эпоху.

- изучение биографии писателя

Летопись жизни и творчества (несколько томов), по сути – большая таблица (дата-событие-источник). Только факты.

Критико-биографический очерк – сочетание биографии с анализом творчества (биография прерывается анализом произведений).

- изучение самого произведения

Творческая история произведения – это изучение его постепенного формирования от авторского замысла до окончательного текста (далее – см. 2 билет).
История литературы как процесса:

Изучает все произведения, их возникновение и функционирование.

Задачи:

- изучить определенный период творчества писателя;

- описать творческий путь писателя в целом;

- история определенного периода в развитии национальной литературы;

- построить историю национальной литературы (Например, «История литературы» в 10 т. – 1950е гг., в 4 т. – 1980е гг.), но такие попытки быстро устаревают. Написание истории литературы – коллективный труд;

- построение истории всемирной литературы; фольклористы обнаружили повторяющиеся у разных народов мотивы и сюжеты => появился вопрос – нет ли общих закономерностей в развитии литературы и фольклора (ведь есть народы, не контактирующие друг с другом);

- сравнительное литературоведение (компаративистика);

- литература понимается как отражение социальных процессов.

Часто историю литературы описывают как историю литературных направлений. Литературные направления начинаются с XVII в.

  1. Барокко. Симеон Полоцкий.

  2. Классицизм. В Европе – XVII в., в России – XVIII в. Самое четкое направление (строгие каноны и т.п.). Ломоносов, Сумароков, Державин, Фонвизин.

  3. Сентиментализм. В Европе – 2я половина XVIII в. (Жан Жак Руссо), в России – конец XVIII в. (Карамзин).

  4. Романтизм. В России – начало XIX в. (Жуковский, молодой Пушкин, Лермонтов, Батюшков).

  5. Реализм. 40е гг. XIX в. – одновременно. В Европе – Флобер, Бальзак, Диккенс, в России – Толстой, Достоевский, Гончаров, Чехов, Тургенев.

  6. Символизм. Нач. XX в. Европа – Рэмбо (Франция), Россия – Блок, Белый, Бальмонт, Гиппиус, Брюсов

  7. Авангард (постсимволизм). Множество отдельных литературных групп. Футуризм: Маяковский, Хлебников, Бурлюк. Акмеизм: Ахматова, Гумилев, Мандельштам.

  8. Социалистический реализм. «Второй классицизм» (также строгие нормы). Шолохов, Горький, Н. Островский, К. Симонов.

  9. Постмодернизм. В Европе – 60е гг. XX в., в России – 80е гг. XX в. (Пелевин, Сорокин, Рубинштейн).

Внутренние причины, закономерности развития литературы.

Сравнение и сопоставление различных культур (явление ускоренного развития). Последовательность направлений не случайна. Подчиняется внутренним законам. Также существует внешнее взаимодействие.

Писатель зависит от многих факторов: жанр, стиль, язык, социальные факторы, внешнее влияние.

1я половина XIX в. – биографический метод (произведение анализируется через биографию писателя). Готовые модели, заимствованные из других наук.

Биологический метод – литература развивается как живой организм (рождение…смерть) (так была охарактеризована греческая литература).

2я половина XIX в. – теория Дарвина (теория естественного отбора). Литература развивается от однородности к неоднородности. Сначала – единство слова, танца, музыки… Затем искусства начинают развиваться по отдельности. Литературы, например, «борются» за превосходство одних над другими. Формалисты – принцип лит. эволюции – борьба. Ориентируется на западную литературу.

«Теория качелей». Нет непрерывного прогресса. Литературные направления чередуются (реализм напоминает классицизм, символизм – романтизм), первичные и вторичные литературные стили. Аналогия с поколениями. Литературная эпоха стремится быть похожей на «дедушку», а не на «отца».

XX в. – социологический метод. Заимствует свои метафоры и модели в социологии. В основе каждой формации – экономика. Искусство – «надстройка» (определяет уровень развития общества). Социологический метод стремится показать убеждения писателя (менее важно КАК написано произведение). Линия последовательностей представлена как прогресс. По Марксу – каждый новый этап – шаг к коммунизму, каждый шаг – это прогресс.

Социалистический реализм дал нового положительного героя. Литературу делили на прогрессивную (т.е. социалистическую) и реакционную.

От мифологии и фольклора – к психологическим романам реализма.

Со временем человек лучше познает мир. Гегель: человек науки редко бывает художником. Творчество – процесс интуитивный. Позднее выше становится философия.

В XVIII в. считали, что фольклор – плод невежества. В XIX в. писатели обращаются к архаическим пластам народной культуры (Жуковский, Пушкин, Гоголь, сб. сказок Афанасьева).

Всякое приобретение сопровождается потерями. Новые приемы в литературном направлении – своеобразный «технический прогресс». В Средневековой литературе отношение к слову было другим (каждое написанное слово считалось сакральным). После появления массовой литературы роль писателя падает.

Любое произведение прошлого неповторимо, уникально. Его невозможно подделать и повторить даже самому автору.
2. Творческая история произведения.

Процесс создания литературного произведения - от замысла к воплощению, к окончательному тексту, а также научное описание этого процесса называют по-разному: генезисом текста, динамической поэтикой и, более традиционно, творческой историей.

Биография рассматривается как факт истории, а создание произведения – как факт биографии. Знание исторического контекста помогает понять творчеством писателя в целом и оценить достоинства данного произведения.

В центре внимания мифологической (Я. и В. Гриммы, М.Миллер, Ф.И.Буслаев и др.), культурно-исторической (И. Тэн, А.Н. Пыпин, Н.С. Тихонравов и др.), сравнительно-исторической (Т. Бенфей, А.Н. Веселовский и др.) школ оставалась фольклорная, литературная традиция, а не творческая воля автора.

Для понимания своеобразия произведения важно знать традицию, в частности жанровую. Бахтин: «произведение уходит своими корнями в далекое прошлое. Великие произведения литературы подготавливаются веками, в эпоху их создания снимаются только зрелые плоды длительного и сложного процесса созревания». Творческая история – лишь часть генезиса произведения, ее следует отграничивать от гораздо более широкого понятия генезиса.

Интерес к «личному творчеству» выдвигает на первый план творческую индивидуальность автора и соответственно историю созданного им произведения, источники которого могли быть разнородными, часто заимствованными. Так, для воссоздания творческой истории многих произведений XVIII в. необходимо установление литературных источников и влияний. Проблема остается актуальной и в дальнейшем (напр., Пушкин «История села Горюхина»).

Различные литературоведческие подходы к произведению в разной степени признают необходимость изучения творческой истории.

Важное направление этому аспекту исследования придавала в XIX в. психологическая школа в российском литературоведении и биографическое направление в западном (в России появляются биографические словари).

В XX в. под воздействием идей З.Фрейда, К.Юнга многие биографические исследования являются одновременно психоаналитическими (из русских писателей в этом ключе особенно писали о Достоевском).

Социологическая школа В.Ф. Переверзева противопоставляла «простому» пути от произведения к биографии писателя «трудный» исследовательский путь «через поэтический текст» к «бытию» класса и выраставшей на этой почве психологии. Писатель изображал различные варианты классовой психологии в своем произведении. В этом контексте естественно безразличие к фактам биографии, в социологическом плане не представляющим интереса.

Согласно теории формальной школы, структурализма, произведение является автономным, независимым от биографии его создателя. Исследователи изучают имманентные свойства текста, оставляя в стороне историю его создания, биографию автора.

В англо-американском литературоведении выделяют историческое направление, представители которого «рассматривают произведение на фоне обстоятельств и фактов жизни его автора и времени».

В советском литературоведении 1920-х годов творческая история произведения как тип научного исследования получила подробное обоснование в работах Н.К. Пиксанова «Новый путь литературной науки» и «Творческая история «Горя от ума». Считал воссоздание творческой истории основой генетического изучения литературы. Пиксанов считает, что недостаточно опираться на данные окончательного текста, и предлагает рассматривать еще и другие относящиеся к произведению материалы: письменные и устные автосвидетельства, зафиксированные в письмах, дневниках, мемуарах современников, а также планы, наброски, черновые и беловые автографы, списки, корректурные листы, прижизненные и печатные издания. Исследователь должен воссоздать эволюцию основного замысла, «общую конструктивную преднамеренность». Рекомендовалось привлекать как биографию писателя, различные типы комментариев (литературный, реальный, исторический), так и исследовать эволюцию языка произведения, его стиха, метрики, сюжета, композиции. Т.е. исследователь должен неизбежно коснуться и того, как оно «сделано», и наоборот.

Ко времени выдвижения Пиксановым этого метода («телеогенетический метод») в отечественном литературоведении наметился кризис: литературе отводилась роль иллюстрации общественной жизни. Реакцией на такое принижение искусства явился формальный метод.

Метод Пиксанова все же имел ограничения: он применялся к ближайшим, современным произведению факторам, повлиявшим на него.

Но творческую историю можно рассматривать и в более широком контексте генезиса произведения вообще, в контексте исторической поэтики. В этом случае основой для реконструкции авторского творчества оказывается бесконечно протяженная родословная произведения. Речь идет уже не столько о прототипах (в жизни и литературе), сколько об архетипах. Такой подход не может не опираться на достижения как научных школ XIX в. (названных выше), так и направлений ХХ в., сфокусированных на генетической проблематике (социогенетическое, психоаналитическое направления, постструктурализм, с важным для него вопросом о межтекстовых связях, или интертекстуальнотсти и др.)

Для Пиксанова творческая история была прежде всего историей текста, а также выявлением жизненных и литературных фактов, имевших непосредственное влияние на писателя и его произведение. Опят такого толкования представлен им в книге «Творческая история «Горя от ума». Ученый показывает историю текста комедии от преданий о ранних редакциях до первопечатного текста. Так устанавливается канонический текст пьесы. В разделе, посвященном собственно творческой истории комедии, Пиксанов констатирует динамику стиля в ходе переработок от книжного языка к живой речи, прослеживает эволюцию образов, «эволюцию идейности пьесы» (рассматривает «первое начертание» комедии, ее черновой набросок, комментирует реалии бытовые, исторические, излагает «состав идейности» по окончательному тексту). В результате он приходит к выводу, что идейный замысел сложился на ранней стадии работы, до встреч поэта с декабристами.

Сравнение разных редакций и вариантов одного произведения, кроме того, проясняет отдельные сцены, эпизоды, действия героев, причины которых не всегда бывают очевидны из-за того, что автор в процессе доработки по каким-либо причинам устраняет в более позднем тексте отдельные реплики, действия.

Воссоздание творческой истории тесно связано с текстологией и обязательно опирается на ее данные. Поэтому возникает вопрос о соотношении и разграничении задач творческой истории и текстологии, изучающей те же материалы. Текстология, прослеживая историю формирования текста, обосновывая основной текст и сопровождая его необходимым реально-историческим комментарием, представляет его как образец, эталон для тиражирования. Творческая история, опираясь на историю текста, в идеале дает историю создания всего произведения в целом. Когда трудно определить, что относится к творческой истории, а что к текстологии, Пиксанов предлагал считать решающим присутствие в труде, претендующем на творческую историю, «хотя бы элементов анализа и обобщения».

Знание творческой истории произведения является важнейшим критерием объективности прочтения и ориентиром во множестве толкований, которыми произведение «обрастает» в процессе своего функционирования. В работе автора над произведением выявляется его преднамеренность, творческая воля, тот аспект литературной деятельности, который активно воздействует на читателя.

Изучение творческой истории классических произведений, выдержавших испытание временем, – важнейшая задача литературоведения. Чем древнее памятник литературы, чем меньше достоверных свидетельств о нем и о его авторе, тем более гипотетична его творческая история. При изучении произведений средневековых литератур, в частности древнерусской, в большинстве случаев анонимных и создававшихся в соответствии со сложившимися жанрово-стилистическими канонами, неоценимым подспорьем являются данные текстологии. Заимствование, варьирование, повторяемость одних и тех же сюжетов, персонажей, словесных формул и т.д. было нормой в эпоху традиционализма.

Для творческой истории произведений реалистической литературы важны данные о протосюжетах и прототипах героев. Например, известно, что подлинные происшествия лежат в основе сюжетов «Дубровского» Пушкина, «Ревизора» Гоголя, «Рудина» Тургенева, «Бесов» Достоевского.

Творческую историю имеют и многие лирические миниатюры. Известны случаи, когда они претерпевали значительные изменения при подготовке не только к первому, но и к позднейшим изданиям. Эти изменения могли способствовать наиболее полному и яркому воплощению намерений автора, но могли, наоборот, затемнять их под давлением различных обстоятельств (цензура, редактура, кардинальные изменения в мировоззрении самого поэта). Например, редакторское участие И.С. Тургенева в некоторых изданиях стихов его друзей-поэтов Ф.И.Тютчева (1854) и А.А. Фета (1856) в значительной степени исказило тексты, поэтому необходимо обращение к более ранним, авторским редакциям, выражающим музыкальный, эмоциональный характер лирики Фета, своеобразие стихосложения Тютчева.

Возможность и необходимость учета всех факторов в творческой истории зависит от конкретных особенностей изучаемого произведения. Здесь есть ряд трудностей, связанных с терминологической нечеткостью понятий «влияние», «сходство».

По разным причинам творческая история не всегда устанавливается методом прямой документации (как в случае с комедией «Горе от ума»). Бывает, что замысел художника вынашивается в голове и выливается на бумагу сразу в окончательном варианте (напр., «Незнакомка» Блока). Но большинство крупных произведений имеет богатую историю текста, переработок, вариантов, печатания (Тургенев – «формулярные списки»: условные биографии своих героев, развернутые планы романов).

Для понимания авторского замысла произведения могут иметь значение факты его внешней истории: история перепечаток, вмешательства цензуры, редакторов, отзывы автора и профессионалов-литераторов, связь с биографией писателя и др.

В XVIII в. авторы сами рассказывали об истории своих произведений. Например, «Объяснения на сочинения Державина…», написанные Г.Р. Державиным.

(«Введение в литературоведение» под редакцией Л.В.Чернец. По-моему, лекция про творческую историю пр-ния была именно по учебнику, даже примеры одинаковые).
Дополнения по внешней истории произведения из лекций.

Раньше произведения сначала издавали по частям в разных журналах. Публикация в том или ином журнале помогает понять намерения автора (в каждом журнале своя редакция со своей позицией).

После опубликования ок. 80% книг забываются в 1ые годы после своего выхода. До 90% книг забывается в 1ые 5 лет.

Большое значение имеет реакция современников сразу после публикации. «Современники очень хорошо чувствуют неписаные правила, характерные для данной эпохи», чувствуют новаторство, но часто реагируют негативно (напр., «Руслан и Людмила» Пушкина – поэма раньше должна была быть героической, на тему важную для государства, рассказы Чехова – считали, что они антихудожественные). У каждого произведения есть репутация. Проследить формирование этой репутации – задача истории литературы. Важно понять, почему какого-то писателя не приняли, а кого-то – переоценили. Часто писателей не принимали из-за того, что они опережали время, писали так, как будут писать после них. Иногда – обратная картина: забвение некогда популярного писателя. Напр., в 30-40е гг. XIX в. был очень популярен Булгарин. Как правило, такие авторы принадлежат к массовой литературе (считается, что в России массовая литра появилась в XVII в., когда был очень популярен жанр романа).
3. Задачи теории литературы.
Теория литературы – академическая дисциплина. Связана с историей. История литературы предлагает интерпретацию текста. Интерпретировать произведение можно, опираясь на теорию литературы.

2 пути исследований:

  1. Индуктивный (большая часть);

  2. Дедуктивный.

Там, где невозможно все проверить на конкретном материале, наука приближается к философии.

Теория близка к научному идеалу объективности (исключает оценочные суждения). Стремится к открытию объективных законов.

Задачи теории литературы разнообразны.
Автор (есть у каждого произведения)

МИР Текст (конкретное авт. пр-ние, фольклорный текст, целый жанр с одинак. внутр. строением)

(вещи, предметы;

социум, психология человека)

Читатель (обычный человек, целевая групп, обобщ. образ читателя)
Текст.

Объективные (формальные) теории. Как построено худ. пр-ние. Аристотель: построение античной трагедии и эпической поэмы. Русский формализм (1916 г., СПб), Московский лингвистический кружок (Шкловский, Тынянов, Томашевский). В сталинскую эпоху запрещено. В 60е гг. идеи формалистов => структурализм (Лотман, Успенский, Иванов, Топоров…). Литературоведение ХХ в. базировалось на лингвистических методах.
Читатель.

Аффективные теории. Как воздействует художественное произведение (реакция читателя). Психология. Аристотель – «катарсис» воздействие трагедии.

Далее – по пути нормативности (писателю предписывают, как он должен писать и как воздействовать).

Поэтика => риторика (искусство убеждать).

XIX-XX вв. – стали изучать реальную реакцию реального читателя. Каждый ли человек читает по-своему или есть общее? Есть ли единое значение текста, которое воспринимает любой читатель? Эмоциональная реакция или интеллектуальная? Существует ли единственно верная интерпретация текста?

Психология восприятия (когнитивные науки).

Мир.

Реалистические теории.

ЧТО отражает худ. пр-ние? (отражение, воспроизведение явлений мира, с элементами вымысла, выдумки)

В любом пр-нии отражаются объективные законы действительности. С позиции социолога – на 1м месте социальные процессы, эстетские теории – на 1м месте вымысел, мысли автора.

КАК отражает мир худ. пр-ние?

При помощи языка. Существует языковая картина мира. Мир делится языком. Слово неоднозначно. Насколько объективно можно выразить? Философия языка.

Автор.

Экспрессивные теории. Что выражает худ. пр-ние?

В античности поэзия – прямое выражение воли богов. Поэт – посредник. Уже в древности это представление изменяется (представление о личном мастерстве автора). Т.е. нужно исследовать психологию автора.

С XIX в. – биографический подход (факты из жизни могут помочь в понимании текста).

Теория возникает, когда личность писателя начинает изучаться всесторонне (психология творчества).

Психоанализ. Традиционная психология. Творческий импульс писателя исследуется со всех сторон (культурные влияния, язык, литературные влияния). Все эти области не отделены друг от друга.

Каждый вопрос можно задать в исторической форме (как изменяется…?).

  1. Как изменяются законы построения худ. пр-ния? (Историческая поэтика, Веселовский)

  2. Как изменяется воздействие худ. пр-ния? (напр., жанры средневек. лит-ры не предназначены для чтения про себя; сакральность, торжественность)

  3. Как меняются представления о мире? (мифологическая картина мира => современная наука)

  4. Как меняется фигура и психология автора? Напр., раньше монахи писали летопись для потомков. Потом – в угоду кому-л. (придворные поэты). Социальная роль поэта и писателя меняется даже в течение одного века.

На такие вопросы может быть два ответа:

  1. Все случайно, никаких закономерностей нет.

  2. Существуют определенные объективные законы.

Каковы эти законы?

- присущи самой литературе

- литература зависит от общества.
Внутренний (теория лит-ры, поэтика) и внешний (социология, психология, история) подход к лит-ре.
4.Задачи и структура общей поэтики.
Поэтика как название дисциплины – еще у Аристотеля.

В «Поэтике» Аристотеля:

- задача описания построения пр-ния

- задача предписания (как достичь совершенства формы, напр., не изображать абсолютно достойных и абсолютно недостойных людей). Критерий предписания – наибольшее воздействие на читателя.

После Аристотеля поэтика становится школьной дисциплиной, зависит от риторики (поэтика – второстепенная дисциплина).

Самая знаменитая нормативная поэтика в Европе: Н.Буало. Рассматривает все жанры поэзии, стиль. Указывает на идеальные образцы в каждом. Жанры. Критерии – моральная польза, дидактика. Предписания обращены непосредственно к поэту. Ясность стиля, отсутствие мелочей, отступлений … просторечий…

Во 2й книге говорит о разных чертах жанорв.

Сохраняются черты поэтики Аристотеля. Описание – предписание (доминирует).

Цель: эстетический эффект, художеств.

В конце XVIII в. эпоха нормативных поэтик заканчивается.

Романтики смешивают жанры, стили… Уничтожение поэтики как науки.

В XIX в. появляется литературоведение как наука (история лит-ры и фольклористика).

М.М. Бахтин «Проблемы поэтики Достоевского»

- автор и позиция автора по отношению к герою (герои не получают отрицательной оценки, диалог между автором и героем);

- идеи Достоевского (персонажи как герои-идеологи);

- сюжет (форма построения, истоки сюжетов);

- слово о Достоевском (типы словесных построений).
Черты современной поэтики:

- исследование творчества конкретного автора;

- пр-ние изучается по уровням;

- описание определенного жанра и рассматривание его происхождения;

- отсутствие предписания.
Поэтику интересует построение текста. Философия автора (Достоевский: православный человек, монархист, консерватор, империалист и пр., но Достоевский-писатель – совсем другая фигура; текст говорит больше, чем хотел сказать автор).

Поэтика – внутренние принципы художественного мышления автора (через анализ конкретных текстов).

Поэтика – наука о специфических художественных средствах выражения в литературе. Поэтика ≠ теория лит-ры (поэтика сосредоточена на текстах).

Преимущественно поэтику интересует художественный текст.

Любое пр-ние многофункционально. Функция древних текстов – мнемоническая, запоминание Заговоры или молитвы, нужно запомнить очень точно, поэтому возникает стихотворная форма. Архаический фольклор. Период Средневековья характеризуется тем, что худ. функции уступают сакральным, политическим, религиозный культ эстетизируется, украшается. Функции могут меняться в зависимости от ситуации.

Дидактическая поэма – форма естественнонаучного знания и философии («О природе вещей»).

Худ. биография. Всегда документальный момент. XIX-ХХ вв. – романизированная биография. Составляет биографию известного человека, заполняя какие-то пропуски в биографии правдоподобным материалом. Т.е. отчасти текст документальный, отчасти – художественный.

Мемуары – информативная, публицистическая и худ. функции.

Практически к любому тексту можно отнестись как к худ. пр-нию.

Поэтика изучает не только худ. пр-ния (с т. зр. стилистики…). Поэтика не просто локальная дисциплина. Исследует построение любого текста. Методы поэтики применяются и в других гуманитарных науках.

Дискурс – определенный вид текста (спец. отличия). Поэтика – общая теория дискурса.
Как воздействует текст?

В тексте никогда нет ничего лишнего и случайного. Текст воспринимается как система элементов, связанных между собой. Нужно показать роль каждого элемента. Доминанта – то, что объединяет текст в одно целое. Суть каждой худ. системы – это ограничения на весь круг возможностей. Словарный запас, метафоры и пр. ограничены.

В каждую эпоху свой набор худ. средств.

- размеры (ямб, хорей…) созданы реформой XVIII в.

- жесткая жанровая система: ода, трагедия, героическая поэма (лексика: слова, которые восходят к церковнослав. яз., и часть нейтральных слов).

- ритм. ударение.

XIX в. – неклассический размер.

ХХ в. – рифма Маяковского.

Т.е. ограничения в формальных приемах и в тематике (у оды и элегии совершенно разные темы). Постепенно жанры смешиваются (роман).

В каждую эпоху возникает своя система худ. средств, которую часто не понимают сами писатели и поэты. Поэтика должна восстановить эти ограничения, отделить традицию от новаторства. Историческая поэтика близка к задачам лингвистики. Лингвистика изучает историю и эволюцию языка, на каждом этапе язык – система (Ф. де Соссюр – структурная лингвистика). На каждом этапе язык - замкнутая завершенная система. Речь – ее реализация. Задача лингвистики – изучение языка как системы (фонетика – фонема, морфология – морфема, лексика – лексема, грамматика – граммема; есть правила, по которым сочетаются эти единицы). Для каждого языка свои правила со временем меняются. Эта идея оказала влияние на поэтику. Текст стали представлять тоже как систему, в которой элементы связаны по правилам.

Цель общей поэтики – восстановить эти системы.

Общая поэтика:

ЗВУК, СЛОВО, ОБРАЗ.

  1. Звуковая и ритмическая сторона художественного текста, преимущественно поэтического (СТИХОВЕДЕНИЕ).

- фоника

Звуки и их сочетания, специфические для стихотворной речи особенности звучания. Рифма – повторы звуков, созвучия (точные – неточные, концевые и пр.). Ассонанс. Аллитерация.

Речь строится так, чтобы были заметны эти повторы, которые выполняют определенную функцию.

- ритмика

Изучает разные виды ритмов. Неклассические размеры, индивидуальные особенности у поэтов. Ритм в прозе (иногда автор сознательно пишет пр-ние в каком-н. ритме).

- строфика

Порядок рифмовки. Строфа – формальное единство (единство содержательное).

- мелодика

Интонация (помимо возможностей речи есть возможности интонации в самом стихотворении). Говорной и напевный стих.

  1. Слово (СТИЛИСТИКА).

- лексика

Стиль. Устаревшие слова, архаизмы, историзмы (могут быть связаны с Библией), слова Священных книг – славянизмы – эффект высокого стиля. Просторечия, вульгаризмы, неологизмы (примета индивидуального стиля) – низкий стиль. Функции слов в худож. тексте.

- тропы

Изменение основного значения слова – метафора: устаревшие (стёртые), авторские, индивидуальные. Примета стиля определенной эпохи или индивидуального стиля писателя.

Риторика – классификация тропов..

- фигуры

Повт. синт. фигуры (анафора…), пропуски, инверсии.

Стилистика – между лингвистикой и литературоведением. Слово в художественном пр-нии не равно слову в словаре.

  1. Образ (
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задачи истории литературы: Задачи, связанные с изучением отдельного художественного произведения; Поиски внутренней логики развития литературы icon Практическая работа по теме «Словесные средства комического»
Пародия (от греч перепев) – вышучивание или осмеяние отдельного художественного произведения или явления литературы, творчества писателя;...
Задачи истории литературы: Задачи, связанные с изучением отдельного художественного произведения; Поиски внутренней логики развития литературы icon Одной из центральных,задач литературоведческой науки является создание...
России, Без решения этой задачи трудно осмыслить и обще законы художественного творчества: эстетики, теории литературы и литературной...
Задачи истории литературы: Задачи, связанные с изучением отдельного художественного произведения; Поиски внутренней логики развития литературы icon Пояснительная записка
Изучение зарубежной литературы строится по хронологическому принципу, а произведения, предлагаемые учащимся для чтения и изучения,...
Задачи истории литературы: Задачи, связанные с изучением отдельного художественного произведения; Поиски внутренней логики развития литературы icon Пояснительная записка
Изучение зарубежной литературы строится по хронологическому принципу, а произведения, предлагаемые учащимся для чтения и изучения,...
Задачи истории литературы: Задачи, связанные с изучением отдельного художественного произведения; Поиски внутренней логики развития литературы icon Пояснительная записка
Изучение зарубежной литературы строится по хронологическому принципу, а произведения, предлагаемые учащимся для чтения и изучения,...
Задачи истории литературы: Задачи, связанные с изучением отдельного художественного произведения; Поиски внутренней логики развития литературы icon Экзаменационные вопросы по древнерусской литературе. Периодизация...
Этапы развития древнерусской литературы тесно связаны с этапами развития древнерусской народности и государства. С учетом своеобразия...
Задачи истории литературы: Задачи, связанные с изучением отдельного художественного произведения; Поиски внутренней логики развития литературы icon К. М. Поливанов Программа по литературе 10-11-е классы. Профильный уровень
Цели преподавания литературы в современной школе. Задачи преподавания курса литературы в классах гуманитарного профиля
Задачи истории литературы: Задачи, связанные с изучением отдельного художественного произведения; Поиски внутренней логики развития литературы icon Задачи библиотеки: Главные задачи работы библиотеки в 2013/2014 уч...
Поддерживать и обеспечивать образовательные задачи, сформулированные в концепции школы и в школьной программе
Задачи истории литературы: Задачи, связанные с изучением отдельного художественного произведения; Поиски внутренней логики развития литературы icon Пояснительная записка к планированию спецкурса по математике 5 класса «Логические задачи»
Ое время в классах с углубленным изучением математики, е учителя математики пришли к убеждению, что необходима предварительная подготовка...
Задачи истории литературы: Задачи, связанные с изучением отдельного художественного произведения; Поиски внутренней логики развития литературы icon Интегрированный урок литературы, русского языка, природоведенья, обж «Васюткиными тропами»
Цели и задачи: Научить умению работать с текстом и дополнительной литературой. Повысить уровень развития речи и творческих способностей...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции