Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчики: д филол н. М. П. Шустов




Скачать 157.4 Kb.
Название Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчики: д филол н. М. П. Шустов
Дата публикации 25.09.2014
Размер 157.4 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»
Филологический факультет

Кафедра всемирной литературы

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической деятельности

__________________Г.А.Папуткова

«___»_____________20___г.


рабочая ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.В.12 Устное народное творчество



Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки: Литература и Русский язык

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная, 5 лет


Н. Новгород

2012

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование, утвержденного «17» января 2011г., номер государственной регистрации 46.

  2. Учебного плана по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профилю подготовки «Русский язык и Литература», «Литература и Русский язык», утвержденного «__» ______ 2012 г.


Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол № 5 от «29» июня 2012 г.


Разработчики: д.филол.н. М.П.Шустов

СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой всемирной литературы

_________________/Н.М.Ильченко/

«____»_______________201__г.
СОГЛАСОВАНО

Зав. выпускающей кафедрой

русской литературы

________________/В.Т.Захарова/

«___» ___________201__г.

СОГЛАСОВАНО

Директор библиотеки

_________________/Т.А.Ефимова/

«____»_______________201__г.



  1. Цели и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины «Устное народное творчество является формирование у студентов знания о закономерностях фольклорного процесса в России

Задачи дисциплины:

- понимание художественного значения фольклорного произведения в контексте истории и культуры и с учетом основных методологических направлений;

- умение провести аналогии и связи между фольклором и русской литературой на разных этапах развития;

- готовность к филологической интерпретации и анализу фольклорных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции и трансформации фольклорных жанров.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Цикл (раздел) ООП: Дисциплина «Устное народное творчество» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин.

Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами ООП: Для освоения дисциплины «Устное народное творчество» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Русская литература».

Дисциплина «Устное народное творчество» логически связана с дисциплиной «История русской литературы» и позволяет сформировать представление об общих особенностях литературного процесса, связи истории отечественной литературы с основными фольклорными жанрами.
3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:

- ОК-3 - способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

- ОК-14 – готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

- ПК-9 – способность разрабатывать и реализовывать, с учетом профессионального опыта, культурно-просветительские программы.
В результате освоения данной дисциплины студент должен:

знать:

- основной процесс фольклорного развития;

- содержание и художественную специфику фольклорного текста;

- важнейшие фольклорные произведения;

уметь:

- понимать вариативную природу фольклора и анализировать его конкретные произведения;

- пользоваться научной и справочной литературой;

- правильно записывать бытующие сегодня фольклорные тексты;

владеть:

- навыками анализа фольклорного текста;

- знаниями об истории и принципах изучения устного народного творчества;

- приёмами текстологического анализа фольклорных жанров.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего зач.ед.

Всего часов

Семестр 1

Общая трудоемкость дисциплины

4

144

144

Аудиторные занятия

54

54

в т.ч. занятия в активной

и интерактивной формах







Лекции

36

36

Практические занятия

18

18

Самостоятельная работа

54

54

Вид итогового контроля

экзамен


5. Содержание дисциплины

5.1. Тематический план

Раздел дисциплины

Количество часов

Итого по разделам дисциплины

Лекции

Практические занятия

Самостоя-тельная работа

Раздел 1. Историческое развитие фольклора.

8

4

14

26

1.1. Специфика фольклора. Фольклор доклассового общества и эпохи феодализма.

4




6

8

1.2. Зарождение жанровой системы фольклора. Обрядовая поэзия.

4

4

8

12

Раздел 2.Жанровая система фольклора.

20

12

26

58

2.1. Малые прозаические жанры фольклора.

4

4

6

12

2.2. Сказочные прозаические жанры.

2

2

6

8

2.3. Несказочные прозаические жанры.

4

2

4

8

2.4. Стихотворные эпические жанры.

4

2

4

10

2.5. Стихотворные лирические жанры.

2




2

4

2.6.Драматургические жанры.

2

2

2

6

2.7. Жанры детского фольклора.

2




2

4

Раздел 3.Фольклор эпохи капитализма и современный фольклор.

8

2

14

24

3.1. Разрушение традиционной жанровой системы фольклора. Образование новых фольклорных жанров.

2




6

8

3.2. Фольклор и литература.

4




4

8

3.3.Сказочная традиция в русской литературе.

2

2

6

8

Экзамен










36

Итого

36

18

54

144


5.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1.Историческое развитие фольклора.

1.1. Специфика фольклора. Фольклор доклассового общества и эпохи феодализма.

Происхождение фольклора. Специфика фольклорного произведения его отличие от литературно-художественных произведений.

1.2. Зарождение жанровой системы фольклора. Обрядовая поэзия. .

Становление жанровой системы фольклора. Происхождение народных обрядов и обрядовой поэзии. Календарно-обрядовая и семейно- обрядовая поэзия.

Раздел 2. Жанровая система фольклора.

2.1.Малые прозаические жанры фольклора.

Происхождение загадок. Определение жанра. Эволюция жанра загадки .Современное функционирование загадок. Пословицы и поговорки как два самостоятельных жанра. Поэтические особенности пословиц и поговорок.

2.2. Сказочные прозаические жанры.

Сказка как жанр фольклора. Определение жанра. Три основные жанровые разновидности сказки и их поэтические особенности. Судьба сказочного жанра в современную эпоху. Художественные особенности нижегородских сказок. Сказочные сборники.

2.3.Несказочные прозаические жанры.

Предания ,легенды, бывальщины и былички. Специфические особенности каждого из названных жанров. Условия перехода одного жанра в другой. Общие и отличительные черты легенды и предания, предания и бывальщины, легенды и былички. Условия бытования и поэтические особенности.

2.4.Стихотворные эпические жанры.

Былина как жанр фольклора. Изучение и собирание былин. Периодизация русского былинного эпоса. Трудности исторического изучения былин. Поэтика былин. Былина и историческая песня: точки соприкосновения и отличия .Классификация исторических песен. Современное бытование исторических песен на территории Нижегородской области. Балладные песни как самостоятельный жанр фольклора. Художественная специфика балладных песен.

2.5. Стихотворные лирические жанры.

Обрядовые и не обрядовые лирические песни. Тематическая классификация лирических песен. Протяжные и частые лирические песни. Художественные особенности лирических песен. Роль лирической песни в современном фольклоре.

2.6.Драматургические жанры.

Народный театр и его разновидности. Обряды, игрища, кукольный театр, мастерство исполнителей фольклорных произведений как составные части народной драмы. Поэтические особенности народной драмы. Народные драмы «Лодка» и «Царь Максимильян».

2.7.Жанры детского фольклора.

Общее понятие о детском фольклоре. Два подхода к пониманию детского фольклора. Специфические особенности жанров детского фольклора. Основные жанры детского фольклора: считалки, дразнилки, страшилки и т.д. Их стилистическое своеобразие. Педагогические и мировоззренческие возможности детского словотворчества.

Раздел 3. Фольклор эпохи капитализма и современный фольклор.

3.1. Разрушение традиционной жанровой системы фольклора. Появление новых фольклорных жанров.

Судьба традиционных фольклорных жанров в новую историческую эпоху. Умирание одних и трансформация других традиционных жанров. Приспосабливание их к новым историческим условиям. Разные подходы исследователей к судьбе таких традиционных жанров фольклора как былина и сказка. Частушка как новый и наиболее перспективный жанр фольклора. Спор о времени и месте возникновения частушки. Тематическая и внутрижанровая классификация частушек.

3.2. Фольклор и литература.

Роль и место фольклора в развитии художественной литературы. Фольклор в творчестве известных русских писателей (А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, В.Г.Короленко, А.М.Горького и др.) Двуединость проблемы взаимоотношения фольклора и литературы.

3.3. Сказочная традиция в русской литературе.

Народная сказка как матрица художественного произведения. Народная и литературная сказка. Два направления в развитии сказочной традиции в русской литературе.
5.3. Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями

Наименование компетенций

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций

1

2

3

ОК-3

+

+

+

ОК-14

+

+

+

ПК-9

+

+

+


6. Образовательные технологии

При изучении дисциплины «Устное народное творчество» рекомендуется применение развивающих технологий, проектных технологий, программированного обучения, интерактивных методов обучения. Предусмотрено прослушивание фольклорных произведений, просмотр фрагментов фольклорных фильмов; посещение музея областной Ленинской библиотеки, Нижегородского государственного художественного музея, Нижегородского этнографического музея, театров Нижнего Новгорода. Во время занятий демонстрируются слайды – репродукции произведений ИЗО, фотографии.

Темы занятий, проводимых в активных и интерактивных формах:

  1. Обрядовая поэзия. – 2 часа


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Основная литература:

1.Костюхин Е.А. Лекции по русскому фольклору: Учеб. пособие для студентов вузов.- М.,2004.-333с.

2.Русское устное народное творчество. Хрестоматия-практикум: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. С.А.Джанумова.- М.,2007.- 399с.

3.Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике: учебное пособие / Под ред. Ю.Г.Круглова. – М.,2003.- 710с.

4.Шустов М.П. А.С.Пушкин- создатель образцовой литературной сказки.- Н.Новгород,2010.-240с.

7.2. Дополнительная литература:

1. ЗуеваТ.В,Кирдан Б.П. Русский фольклор. – М., 2003.-400с.

2. Русское народное творчество/ Под. ред. А.М.Новиковой.– М., 1986.-

3. Аникин В.П.,Круглов Ю.Г. Русское народное творчество.-Л.,1987.-478с.

4. Кравцов Н.И.,Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество.-М.,1983-448с.

5. Афанасьев А.Н. Древо жизни. – М., 1983.- 464c.

6. Фрезер Д. Золотая ветвь. – М., 1980.- 703c.

  1. Зуева Т.В.Сказки А.С.Пушкина. – М., 1989.- 156с.

  2. Круглов Ю.Г. Фольклорная практика.- М.,1986.-128с.

  3. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора.-М.,1981.-221с.


7.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

http://www.feb-web.ru/

Фундаментальная библиотека

http://legendy.claw.ru/

Мифы и легенды народов мира

http://www.neva.ru

Библиотека Академии наук

http://www.nounb.sci-nnov.ru

Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека

http://www.rsl.ru

Российская государственная библиотека

http://sci-lib.com

Большая научная библиотека


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Реализация дисциплины требует наличия учебной аудитории.

Оборудование учебного кабинета: тесты, методические пособия, справочники, раздаточный учебно-методический материал.

Технические средства обучения: мультимедийное оборудование (компьютер, ноутбук, проектор, экран, DVD-плеер, магнитофон).
9. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Формируемые компетенции и используемые оценочные средства

Наименование компетенций

Показатели сформированности компетенции

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций

1

2

3

ОК-3 – способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

Знает: основной процесс фольклорного развития;

Умеет: понимать вариативную природу фольклора и анализировать его конкретные произведения;

Владеет: знаниями об истории и принципах изучения устного народного творчества.


Контрольная работа

Пров. раб. на знание текста, составление конспекта


Индивидуальное задание

ОК-14 – готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

Знает: содержание и художественную специфику фольклорного текста;

Умеет: правильно записывать бытующие сегодня фольклорные тексты;

Владеет: навыками анализа фольклорного текста;


Пров. раб. на знание текста, составление конспекта.

с

Пров. раб. на знание текста, составление конспекта.


Индивидуальное задание

ПК-9 – способность разрабатывать и реализовывать, с учетом профессионального опыта, культурно-просветительские программы.

Знает: важнейшие фольклорные произведения;

Умеет: использовать научную и справочную литературу;

Владеет: приёмами текстологического анализа фольклорных жанров.

Конспектирование монографии

Индивидуальное задание

Конспектирование монографии


Контрольные вопросы к экзамену
1.Своебразие творческого процесса в УНТ.

2.Фольклористика как наука об УНТ.

3.Значение русского народного творчества.

4.Идеи и задачи УНТ.

5.Календарно-обрядовая поэзия и ее специфика.

6.Обряд и обрядовая поэзия.

7.Семейно- обрядовая поэзия.

8.Основные жанры обрядовой поэзии.

9.Загадка как жанр.

10.Отличие пословицы от поговорки.

11.Художественная специфика пословиц и поговорок.

12.Жанр сказки и ее жанровые разновидности.

13.Поэтика и стиль каждой из жанровых разновидностей сказки.

14.Быличка как жанр.

15.Виды быличек, их темы и стиль.

16.Легенды. Художественное начало в легендах.

17.Предания. Жанровые признаки, тематические группы, художественное своеобразие.

18.Бывальщина как жанр.

19.Былина как жанр УНТ. История их собирания.

20.Периодизация русского эпоса.

21.Историческая действительность, отраженная в былине.

22.Принципы изображения людей и событий в былинах.

23.Поэтика былин.

24.Былины об Илье Муромце.

25.Былины об Алеше Поповиче.

26.Былины о Добрыне.

27.Новгородские былины о Садко и Василии Буслаеве.

28. Исторические песни и их специфика.

29.Художесвенное своеобразие лирических песен.

30.Балладные песни. Тематика и поэтика.

31.Народная драма и ее специфика.

32.Трудности исторического изучения фольклора.

33.Детский фольклор и его основные жанры.

34.Фольклор эпохи капитализма.

35. Частушка как жанр фольклора.

36. Фольклор на современном этапе.

37.Своеобразие сказок А.С.Пушкина.

38.Реорганизация жанра сказки в русской литературе Х1Х века.

39.Сказка в творчестве русских писателей

40.Сказочная традиция в русской литературе.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчики: д филол н. М. П. Шустов icon Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения»...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчики: д филол н. М. П. Шустов icon Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения»...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчики: д филол н. М. П. Шустов icon Рабочая программа по дисциплине «Литература и искусство Нижегородского...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчики: д филол н. М. П. Шустов icon Рабочая программа по дисциплине «Русская литература ХХ века ч. 1»...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчики: д филол н. М. П. Шустов icon Рабочая программа по дисциплине «Детская литература» принята на заседании...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчики: д филол н. М. П. Шустов icon Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения»...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчики: д филол н. М. П. Шустов icon Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы к....
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчики: д филол н. М. П. Шустов icon Рабочая программа по дисциплине принята на заседании кафедры русской...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчики: д филол н. М. П. Шустов icon Рабочая программа по дисциплине «История русской литературы XIX века...
Целью данного курса является изучение указанного периода развития русской литературы с учетом современных теоретико и историко-литературных...
Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчики: д филол н. М. П. Шустов icon Рабочая программа по дисциплине «История русской литературы XIX века...
Целью данного курса является изучение указанного периода развития русской литературы с учетом современных теоретико и историко-литературных...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции