Скачать 157.4 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» Филологический факультет Кафедра всемирной литературы УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической деятельности __________________Г.А.Папуткова «___»_____________20___г. рабочая ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ Б3.В.12 Устное народное творчествоНаправление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование Профиль подготовки: Литература и Русский язык Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Форма обучения: очная, 5 лет Н. Новгород 2012 Рабочая программа составлена на основе:
Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол № 5 от «29» июня 2012 г. Разработчики: д.филол.н. М.П.Шустов СОГЛАСОВАНО Зав. кафедрой всемирной литературы _________________/Н.М.Ильченко/ «____»_______________201__г. СОГЛАСОВАНО Зав. выпускающей кафедрой русской литературы ________________/В.Т.Захарова/ «___» ___________201__г. СОГЛАСОВАНО Директор библиотеки _________________/Т.А.Ефимова/ «____»_______________201__г.
Целью освоения дисциплины «Устное народное творчество является формирование у студентов знания о закономерностях фольклорного процесса в России Задачи дисциплины: - понимание художественного значения фольклорного произведения в контексте истории и культуры и с учетом основных методологических направлений; - умение провести аналогии и связи между фольклором и русской литературой на разных этапах развития; - готовность к филологической интерпретации и анализу фольклорных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции и трансформации фольклорных жанров. 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Цикл (раздел) ООП: Дисциплина «Устное народное творчество» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин. Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами ООП: Для освоения дисциплины «Устное народное творчество» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Русская литература». Дисциплина «Устное народное творчество» логически связана с дисциплиной «История русской литературы» и позволяет сформировать представление об общих особенностях литературного процесса, связи истории отечественной литературы с основными фольклорными жанрами. 3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих: - ОК-3 - способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; - ОК-14 – готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям; - ПК-9 – способность разрабатывать и реализовывать, с учетом профессионального опыта, культурно-просветительские программы. В результате освоения данной дисциплины студент должен: знать: - основной процесс фольклорного развития; - содержание и художественную специфику фольклорного текста; - важнейшие фольклорные произведения; уметь: - понимать вариативную природу фольклора и анализировать его конкретные произведения; - пользоваться научной и справочной литературой; - правильно записывать бытующие сегодня фольклорные тексты; владеть: - навыками анализа фольклорного текста; - знаниями об истории и принципах изучения устного народного творчества; - приёмами текстологического анализа фольклорных жанров. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины 5.1. Тематический план
5.2. Содержание разделов дисциплины Раздел 1.Историческое развитие фольклора. 1.1. Специфика фольклора. Фольклор доклассового общества и эпохи феодализма. Происхождение фольклора. Специфика фольклорного произведения его отличие от литературно-художественных произведений. 1.2. Зарождение жанровой системы фольклора. Обрядовая поэзия. . Становление жанровой системы фольклора. Происхождение народных обрядов и обрядовой поэзии. Календарно-обрядовая и семейно- обрядовая поэзия. Раздел 2. Жанровая система фольклора. 2.1.Малые прозаические жанры фольклора. Происхождение загадок. Определение жанра. Эволюция жанра загадки .Современное функционирование загадок. Пословицы и поговорки как два самостоятельных жанра. Поэтические особенности пословиц и поговорок. 2.2. Сказочные прозаические жанры. Сказка как жанр фольклора. Определение жанра. Три основные жанровые разновидности сказки и их поэтические особенности. Судьба сказочного жанра в современную эпоху. Художественные особенности нижегородских сказок. Сказочные сборники. 2.3.Несказочные прозаические жанры. Предания ,легенды, бывальщины и былички. Специфические особенности каждого из названных жанров. Условия перехода одного жанра в другой. Общие и отличительные черты легенды и предания, предания и бывальщины, легенды и былички. Условия бытования и поэтические особенности. 2.4.Стихотворные эпические жанры. Былина как жанр фольклора. Изучение и собирание былин. Периодизация русского былинного эпоса. Трудности исторического изучения былин. Поэтика былин. Былина и историческая песня: точки соприкосновения и отличия .Классификация исторических песен. Современное бытование исторических песен на территории Нижегородской области. Балладные песни как самостоятельный жанр фольклора. Художественная специфика балладных песен. 2.5. Стихотворные лирические жанры. Обрядовые и не обрядовые лирические песни. Тематическая классификация лирических песен. Протяжные и частые лирические песни. Художественные особенности лирических песен. Роль лирической песни в современном фольклоре. 2.6.Драматургические жанры. Народный театр и его разновидности. Обряды, игрища, кукольный театр, мастерство исполнителей фольклорных произведений как составные части народной драмы. Поэтические особенности народной драмы. Народные драмы «Лодка» и «Царь Максимильян». 2.7.Жанры детского фольклора. Общее понятие о детском фольклоре. Два подхода к пониманию детского фольклора. Специфические особенности жанров детского фольклора. Основные жанры детского фольклора: считалки, дразнилки, страшилки и т.д. Их стилистическое своеобразие. Педагогические и мировоззренческие возможности детского словотворчества. Раздел 3. Фольклор эпохи капитализма и современный фольклор. 3.1. Разрушение традиционной жанровой системы фольклора. Появление новых фольклорных жанров. Судьба традиционных фольклорных жанров в новую историческую эпоху. Умирание одних и трансформация других традиционных жанров. Приспосабливание их к новым историческим условиям. Разные подходы исследователей к судьбе таких традиционных жанров фольклора как былина и сказка. Частушка как новый и наиболее перспективный жанр фольклора. Спор о времени и месте возникновения частушки. Тематическая и внутрижанровая классификация частушек. 3.2. Фольклор и литература. Роль и место фольклора в развитии художественной литературы. Фольклор в творчестве известных русских писателей (А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, В.Г.Короленко, А.М.Горького и др.) Двуединость проблемы взаимоотношения фольклора и литературы. 3.3. Сказочная традиция в русской литературе. Народная сказка как матрица художественного произведения. Народная и литературная сказка. Два направления в развитии сказочной традиции в русской литературе. 5.3. Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями
6. Образовательные технологии При изучении дисциплины «Устное народное творчество» рекомендуется применение развивающих технологий, проектных технологий, программированного обучения, интерактивных методов обучения. Предусмотрено прослушивание фольклорных произведений, просмотр фрагментов фольклорных фильмов; посещение музея областной Ленинской библиотеки, Нижегородского государственного художественного музея, Нижегородского этнографического музея, театров Нижнего Новгорода. Во время занятий демонстрируются слайды – репродукции произведений ИЗО, фотографии. Темы занятий, проводимых в активных и интерактивных формах:
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 7.1. Основная литература: 1.Костюхин Е.А. Лекции по русскому фольклору: Учеб. пособие для студентов вузов.- М.,2004.-333с. 2.Русское устное народное творчество. Хрестоматия-практикум: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. С.А.Джанумова.- М.,2007.- 399с. 3.Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике: учебное пособие / Под ред. Ю.Г.Круглова. – М.,2003.- 710с. 4.Шустов М.П. А.С.Пушкин- создатель образцовой литературной сказки.- Н.Новгород,2010.-240с. 7.2. Дополнительная литература: 1. ЗуеваТ.В,Кирдан Б.П. Русский фольклор. – М., 2003.-400с. 2. Русское народное творчество/ Под. ред. А.М.Новиковой.– М., 1986.- 3. Аникин В.П.,Круглов Ю.Г. Русское народное творчество.-Л.,1987.-478с. 4. Кравцов Н.И.,Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество.-М.,1983-448с. 5. Афанасьев А.Н. Древо жизни. – М., 1983.- 464c. 6. Фрезер Д. Золотая ветвь. – М., 1980.- 703c.
7.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Реализация дисциплины требует наличия учебной аудитории. Оборудование учебного кабинета: тесты, методические пособия, справочники, раздаточный учебно-методический материал. Технические средства обучения: мультимедийное оборудование (компьютер, ноутбук, проектор, экран, DVD-плеер, магнитофон). 9. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.Формируемые компетенции и используемые оценочные средства
Контрольные вопросы к экзамену 1.Своебразие творческого процесса в УНТ. 2.Фольклористика как наука об УНТ. 3.Значение русского народного творчества. 4.Идеи и задачи УНТ. 5.Календарно-обрядовая поэзия и ее специфика. 6.Обряд и обрядовая поэзия. 7.Семейно- обрядовая поэзия. 8.Основные жанры обрядовой поэзии. 9.Загадка как жанр. 10.Отличие пословицы от поговорки. 11.Художественная специфика пословиц и поговорок. 12.Жанр сказки и ее жанровые разновидности. 13.Поэтика и стиль каждой из жанровых разновидностей сказки. 14.Быличка как жанр. 15.Виды быличек, их темы и стиль. 16.Легенды. Художественное начало в легендах. 17.Предания. Жанровые признаки, тематические группы, художественное своеобразие. 18.Бывальщина как жанр. 19.Былина как жанр УНТ. История их собирания. 20.Периодизация русского эпоса. 21.Историческая действительность, отраженная в былине. 22.Принципы изображения людей и событий в былинах. 23.Поэтика былин. 24.Былины об Илье Муромце. 25.Былины об Алеше Поповиче. 26.Былины о Добрыне. 27.Новгородские былины о Садко и Василии Буслаеве. 28. Исторические песни и их специфика. 29.Художесвенное своеобразие лирических песен. 30.Балладные песни. Тематика и поэтика. 31.Народная драма и ее специфика. 32.Трудности исторического изучения фольклора. 33.Детский фольклор и его основные жанры. 34.Фольклор эпохи капитализма. 35. Частушка как жанр фольклора. 36. Фольклор на современном этапе. 37.Своеобразие сказок А.С.Пушкина. 38.Реорганизация жанра сказки в русской литературе Х1Х века. 39.Сказка в творчестве русских писателей 40.Сказочная традиция в русской литературе. |
Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения»... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения»... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Рабочая программа по дисциплине «Литература и искусство Нижегородского... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Рабочая программа по дисциплине «Русская литература ХХ века ч. 1»... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Рабочая программа по дисциплине «Детская литература» принята на заседании... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения»... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы к.... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Рабочая программа по дисциплине принята на заседании кафедры русской... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Рабочая программа по дисциплине «История русской литературы XIX века... Целью данного курса является изучение указанного периода развития русской литературы с учетом современных теоретико и историко-литературных... |
Рабочая программа по дисциплине «История русской литературы XIX века... Целью данного курса является изучение указанного периода развития русской литературы с учетом современных теоретико и историко-литературных... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |