Скачать 382.72 Kb.
|
Рабочая программа педагога Слесаревой Е. М., первой квалификационной категории по литературе 10 класс 2012-2013 учебный год Раздел 2. Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования (2004), Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе и авторской программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина; под ред. В.Я.Коровиной.-М.;Просвещение, 2008) . Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Общая характеристика учебного предмета Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Литературное образование в старших классах дает возможность диалога с большими мастерами слова, предусмотревшими большую часть затруднений, встающих перед нашими современниками. Литература II половины XIX века несет в себе комплекс нравственных установок и ценностей, которые должны стать мерилом истинного развития человека. В этой связи одним из основных используемых при изучении литературы подходов является аксиологический (ценностный подход), реализующий воспитательный, нравственно ориентированный потенциал произведений. Другой особенностью литературы является взаимозависимость и взаимообусловленность текстов разных эпох и периодов, что также должно найти отражение в уроке. Выявление интертекстуальных связей не только дает возможность глубокого проникновения в проблему, волновавшую разных писателей, но и определить их эстетические предпочтения, а значит, сформировать разностороннего читателя. Как любой вид искусства, литература входит в содружество муз, питается идеями, пользуется сюжетными алгоритмами других искусств и сама в свою очередь становится основой новых шедевров. Программа ориентирует учителя на комплексное изучение произведений, реализующее интегративный подход в преподавании предмета. Предлагается при этом учитывать интересы старшеклассников, выбирать те параллели, которые являются жизненно важными для этого возраста. В то же время интегрирование не должно затемнять смысл произведения, не может смещать акценты при анализе текста. Перечисленные подходы становятся в современном литературном образовании приоритетными, т.к.ориентированы на воспитание нравственно и эстетически развивающуюся личность. Главнейшая цель школы — подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире. Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
10 класс – важный период в изучении литературы, так как содержание учебного материала – русская литература XIX века – играет особую роль в формировании русской национальной культуры. Программа включает набор ключевых текстов отечественной классики. В 10 классе изучается история русской литературы с подробным анализом вершинных произведений писателей XIX века. Это яркие страницы романтизма, становление реализма, зарождение и развитие русской литературной критики. Жанровое богатство и своеобразие творческих поисков подтверждаются обстоятельным текстуальным анализом произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, драматических текстов А.Н. Островского, эпических полотен Л.Н. Толстого, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского и других классиков. Обращение к вершинным явлениям зарубежной литературы дает представление об историко-литературном процессе XVIII-XIX веков более объемным и содержательным. Монографическое изучение творчества великих классиков XIX века предполагает обращение к различным приемам освоения объемных произведений: это различные формы комментариев, в том числе и комментированное чтение, сопоставительный анализ, вычленение отдельных тем и др. В 10 классе формируется представление об историко-литературном процессе в XIX веке в его связи с историческим и литературным процессами предшествующих эпох, идет речь о таких понятиях, как стиль писателя, литературная критика и ее роль в литературном процессе, рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук. При этом учитывается, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее». Главная цель программы для 10 класса – помочь школьнику сделать следующий шаг в своем гуманитарном развитии, от умения осмысленно читать литературное произведение, различать неразрывную связь формы и содержания, к умению мыслить исторически и системно, подготовить его к усвоению материала, рассматриваемого в 11 классе. Задачи изучения курса:
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Особенности организации учебного процесса Содержание программы носит практико- и личностно ориентированный подход. При проведении уроков используются различные формы организации учебного процесса: Лекции, беседы, семинары, практикумы, работа в парах и группах, деловые игры. Описываются методические особенности тем. Итоговый контроль проводится в форме зачетов, контрольных сочинений, изложений, комплексного анализа текстов, тестирования. Формы контроля
сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов. Вид контроля: текущий, промежуточный, итоговый Применяются следующие формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, нестандартная (соревнования, суды, путешествия, презентация). Используются методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция); наглядные (таблицы, схемы, портреты, картины, слайды на мультимедийном оборудовании); контроль и самоконтроль (устный и письменный опрос, проверочная, контрольная работа, различные виды проверок, тестирование). Применяются такие педагогические технологии как традиционное, развивающее, проблемное обучение, а также информационно-коммуникационная технология. Результаты обучения Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Место предмета в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 102 часа в 10 классе для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Объем учебной нагрузки согласно учебного плана школы на 2012/13 учебный год и согласно программе - 4 часа в неделю. Учитывая продолжительность учебного года в 10 классе — 36 недель, планирование составлено на 144 часа. В рабочую программу внесены следующие изменения: свободные 42 часа добавлены на изучение следующих произведений: А.С.Пушкин роман «Евгений Онегин» -4ч, лирика А.С.Пушкина – 1ч., итоговый урок – 1ч. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» - 2ч, итоговый урок – 1ч. Н.В.Гоголь «Мёртвые души» - 2ч. И.А.Гончаров «Обломов» - 2ч. А.Н.Островский «Гроза» -2ч. И.С.Тургенев «Отцы и дети» - 3ч. Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, А.К.Толстой. Лирика – 2ч. Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» - 1ч. М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города» - 3ч. Л.Н.Толстой «Война и мир» - 6ч, позднее творчество – 1ч. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» - 2ч. А.П.Чехов «Вишнёвый сад» - 6ч. Зарубежная литература – 1ч. Обобщающие уроки – 2ч Раздел 3. Учебно-тематический план
|
Решением педсовета |
Решением педсовета мкоу «Лицей №2 им. Абдуллаева С. Г.» Классный журнал является государственным нормативно-финансовым документом, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного... |
||
Решением педсовета: протокол №1от 30 августа 2011 Программа разработана на основе авторской программы по по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт сост. Г. С.... |
Решением педсовета гоу школы №181 Настоящее положение определяет статус, цели и задачи школьного научного общества, содержание и формы работы, права и обязанности... |
||
Решением педсовета мкоу «Лицей №2 им. Абдуллаева С. Г.» При разработке данного положения руководствовались Гражданским кодексом Российской Федерации, законами Российской федерации "Об образовании"... |
Curriculum vitae Суб-специальность Судебный переводчик русского языка, назначена решением Президента Обласного суда в Загребе, №-358/05 4 от 04 июля... |
||
На заседании педсовета Расстановка педагогических кадров и распределение обязанностей между педагогами |
Г. Н. Кирдун Протокол педсовета Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования |
||
Календарно-тематическое планирование по литературе Соколенко Ольги Илларионовны, программа утверждена решением педагогического совета, протокол №1 от 30. 08. 12 |
Решением Педагогического совета Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |