Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»




Скачать 331.24 Kb.
Название Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»
страница 1/3
Дата публикации 25.09.2014
Размер 331.24 Kb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Литература > Программа
  1   2   3
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное учреждение
«Федеральный институт развития образования»



Рассмотрена и отдобрена на заседании методического совета школы-гимназии №1

Протокол № ___ от

«____»_________2014г.


Согласовано

Заместитель директора

школы по УВР

_______ (Л.В.Казакова)
«____»_______________2014г.


Утверждаю

Директор школы

_______ (Е.Д.Вилкова)

Приказ № _____


от «___»_______2014г.


Рабочая программа по литературе

для 10-А класса

школы-гимназии №1

с русским языком обучения

(базовый уровень)

2014 – 2015 учебный год
Учитель: Мись Елена Владимировна


г.Судак
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена для образовательного учреждения (школа-гимназия №1 г.Судак) с обучением на русском языке.

Настоящая программа по литературе для 10 класса создана на основе государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.И.Сахарова, С.А. Зинина, М.: Русское слово, 2009.

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 ФЗ от 29 декабря 2012г.

2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта по литературе (базовый уровень), утверждённый приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089

3. Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку для 10 – 11 классов.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Цель литературного образования в 10 классе:

расширение читательского кругозора в области русской и мировой литературы; усвоение эмоционально-ценностного опыта человечества через постижение художественных шедевров, развитие аналитических и творческих способностей при интерпретации художественного текста; выражение активной личностной позиции по отношению к духовным ценностям искусства слова. 
Задачи литературного образования в 10 классе

- формировать представления о литературе как о литературном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека

-воспитывать духовно развитую личность, готовую к самопознанию и самосовершенствованию, способную к созидательной деятельности в современном мире; формировать гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развивать представления о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

осваивать текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствовать умения анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
-осмысливать литературу как особую форму освоения культурной традиции

-формировать системы гуманитарных понятий, составляющих этико – эстетический компонент искусства

-формировать эстетический вкус как ориентир самостоятельной читательской деятельности

-формировать эмоциональную культуру личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству

-формировать умения грамотного и свободного владения устной и письменной речью

-формировать основные эстетические и теоретико – литературные понятия как условия полноценного восприятия, анализа, оценки литературно – художественных произведений.
Роль учебного курса «Литература»
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Общая характеристика предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом и литературы как феномена культуры.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования у учащихся следующих компетенций:

 ценностно-смысловой компетенции (умения формулировать собственные ценностные ориентиры для своих действий и поступков; владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; умение принимать решения, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок);

·общекультурной компетенции (владение культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; представление о системах этических норм и культурных ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многокультурном обществе; владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, писателя);

· учебно-познавательной компетенции (умение ставить цель и организовывать её достижение, пояснять свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);

 информационной компетенции (владение навыками работы с различными источниками информации- книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет; умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; применять для решения учебных задач современные информационные технологии;

· коммуникативной компетенции (владение навыками работы в группе, коллективе, приемами действий в ситуациях общения; владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо, устное сообщение, уметь задать вопрос, корректно вести диалог и пр.);

 компетенции личностного совершенствования (освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития; формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения)

Для реализации задач литературного образования в 10 классе осуществлён вариант «линейного» рассмотрения историко-литературного материала.

Изучение художественной литературы предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.

В целях обеспечения последовательного, систематического изложения материала курс построен на историко-литературной основе, что предполагает следование хронологии литературного процесса. Выбор писательских имён и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям образовательного минимума содержания основных образовательных программ по предмету.

Межпредметные связи позволяют вычленять взаимосвязи литературы с русским языком, историей, обществознанием, без чего невозможно системное освоение основ наук.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и в первую очередь с русским языком. Единство эти дисциплин обеспечивает прежде всего общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи в его функционировании в разных сферах, в том числе и эстетической. Содержание обеих дисциплин базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведении, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе деятельности людей. Предмет «Литература» также взаимодействует с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой), формируя у учащихся представления о закономерностях эстетического и художественного освоения мира человеком, о критериях эстетической оценки произведения. Уроки литературы могут включать в себя диалог искусств: кино, музыка, живопись, театр и литература. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память обучающихся, воспитывает у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. В разделе стандарта «Основные историко-литературные сведения» даются некоторые установки на реализацию данных связей: «Литература и другие виды искусства. Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия. Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Проблема личности и общества. Эпоха революционных потрясений и ее отражение в русской литературе. Исторические судьбы России. Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война)».
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 урока в неделю), из которых 11 часов отведено на развитие устной и письменной речи обучающихся.

Классные сочинения-5

Домашние сочинения-4

В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися или в связи с другими объективными причинами.

Основной формой организации образовательного процесса остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная или заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс и др. В процессе изучения курса литературы обучающиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.
Технологии, используемые в образовательном процессе:
1. Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

2.Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

3.Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

4.Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей
обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей.
Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное
добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками
заданного предметного материала 5.Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в
процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей
обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных
способностей.

6.Технология индивидуализации обучения

7.Информационно-коммуникационные технологии

8.Здоровьесберегающие технологии;

9. Коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного
состава);

10. Проектно-исследовательская технология.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
-поисковые методы, отличительной чертой которых является постановка познавательных задач, процесс выполнения которых требует активной мыслительной деятельности учащихся, творческого поиска, анализа собственного опыта и накопленных знаний, умения обобщать и делать выводы;

-проблемный подход, направленный на создание проблемных ситуаций как познавательных задач, которые характеризуются противоречиями между имеющимися знаниями, умениями, и предъявляемыми требованиями;

-методы индивидуального обучения, позволяющие адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности к особенностям обучающихся;

-постановка познавательных задач;

-интерактивные методы обучения, которые построены на целенаправленной, специально организованной, групповой деятельности.
Виды и формы контроля
При изучении художественных произведений по данной Рабочей программе предполагается использовать текущий и итоговый виды контроля в устной и письменной форме как фронтально, так и индивидуально.
Планируемый уровень подготовки на конец учебного года
В результате освоения содержания курса литературы обучающийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации обучающихся.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

– Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

– Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

– Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

– Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

– Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

– Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.

– Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).

– Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.

– Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Уровень подготовки обучающихся на конец учебного года должен соответствовать ФГОС и основным требованиям к умениям и навыкам обучающихся 10 класса, указанным в разделе Рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся».
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» icon Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение...
«Практическая методика преподавания русского языка и литературы в условиях перехода на Федеральный государственный стандарт общего...
Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» icon Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение...
Данная рабочая программа составлена для образовательного учреждения (школа-гимназия №1 г. Судак) с обучением на русском языке
Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» icon О профессиональной переподготовке специалиста для получения дополнительной квалификации
...
Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» icon Российской Федерации Российская Академия художеств
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи,...
Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» icon Министерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» icon Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» icon Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
«самая зрелая изо всех моих (Пушкина) стихотворных повестей, та в которой всё почти оригинально (а мы из этого только и бьемся, хоть...
Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» icon Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» icon 1. Основные научные направления и школы менеджмента
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» icon Российской Федерации Государственное автономное образовательное учреждение...
Особую актуальность приобретает разработка новых подходов к построению модели методической работы в школе, направленной на повышение...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции