Вопросы Какие литературные маски, созданные писателями XIX в., вы знаете?




Скачать 410.13 Kb.
Название Вопросы Какие литературные маски, созданные писателями XIX в., вы знаете?
страница 1/5
Дата публикации 25.09.2014
Размер 410.13 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5
Бельская Л. Л. Литературные викторины

http://www.prosv.ru/ebooks/Belskaya_Liter_viktorini/6.html

Русская литература

XIX века (II половина)
Поэт в России больше, чем поэт.

Е. Евтушенко
Российская словесность второй половины XIX в., начиная с И. С. Тургенева и во многом благодаря ему, вышла на мировую арену и завоевала всемирное признание. А самыми знаменитыми стали Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, почитаемые в России не только как писатели, но и как философы, проповедники, учителя, пророки.

Русские читатели ждали от литературы ответов на острые, животрепещущие вопросы современности и прежде всего — «Кто...?» и «Что...?». И драматичной и печальной становилась судьба того писателя, кто выступал на стороне правительства, против «отрицателей во имя идеалов», против поспешных и насильственных преобразований в общественной жизни, — от него отворачивалось образованное общество, интеллигенция. Так, Лескову не прощали его антинигилистических романов, а Фету — крепостнических воззрений. Зато зачитывались произведениями Чернышевского и Некрасова, ставя последнего даже выше Пушкина.

В свою очередь русский литератор испытывал чувство оторванности от народа и вины перед ним: «Если я писатель, то я должен говорить о народе», «За каплю крови, общую с народом, Прости меня, о Родина, прости».

После недолгого взлёта в 50-е гг. поэзия была надолго оттеснена прозой — наступила эпоха романа. Почти все крупные художники слова были романистами, среди них Лев и Фёдор, два Ивана, Михаил и Николай. Исключение составляют «отец русского театра», который посвятил себя драматургии, и А. П. Чехов, предпочитавший малые эпические жанры.

А в 90-е гг. на смену прозаическому периоду опять придёт поэтический. Но это будет новая страница в истории русской литературы, получившая наименование Серебряного века — по аналогии с Золотым веком, пушкинским.

Вопросы
1. Какие литературные маски, созданные писателями XIX в., вы знаете?

2. В 50 — 60-е гг. в России издавались сатирические и юмористические журналы, и среди них — «Свисток» и «Искра». Как прозвали реакционеры авторов первого и как назывался раздел юмористики во втором?

3. Кто такой Козьма Прутков и его создатели?

4. Помните ли вы изречения К. Пруткова: а) «Не все стриги ... »; б) «Никто не обнимет ... »; в) «Одного яйца ... »; г) «Если у тебя есть фонтан ... »; д) «Специалист подобен флюсу ... »; е) «Если на клетке слона прочтёшь надпись „буйвол“ ... »; ж) «Где начало того конца ... »; з) «...Эгоист подобен ... »?

5. Автором многочисленных пародий был Д. Д. Минаев, дважды пародировавший одно известное стихотворение известного поэта: «Холод, грязные селенья...» и «Топот, радостное ржанье...». Какое стихотворение и какого поэта?

6. В своей сатире, посвящённой одному современному произведению, Минаев высмеивает двух его героев: «А что за нравственность! О боги! Он перед Феничкой в тревоге, Как гимназист, дрожит» и «И даже, — дерзость ведь какая, — Гостеприимства прав не зная, Однажды Феню обнимая, В саду поцеловал». Назовите произведение и героев.

7. Какой роман и его героиню осмеял другой поэт-сатирик, В. Курочкин от имени ханжи-моралиста: «Жена героя — что за стыд! Живёт своим трудом; Не наряжается в кредит И с белошвейкой говорит, Как с равным ей лицом»?

8. Кого из литературных героев упоминает Курочкин в «Семейной встрече 1862»: «Свинюшник твой далёк, брат, от упадка; В нём тьма свиней, Почтенный друг! В них нету недостатка Для наших дней»?

9. Кто, открывая «поэтическую эпоху» 50-х гг., утверждал, что «дело прозы — анализ, дело поэзии — синтез (ис)»?

10. Кого отнёс Некрасов к «русским второстепенным поэтам»?

11. Поэты и «чистого искусства», и демократического лагеря объявляли себя наследниками Пушкина, но первые ссылались на его стихотворение «Поэт и толпа», а вторые — на «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Какие пушкинские строки они цитировали?

12. Кому из поэтов середины века оказалась близка поэтическая формула Жуковского: «Невыразимое подвластно ль выраженью?»

13. Если в 20-е гг. в декабристских кругах был популярен гимн Катенина «Свобода! свобода! Ты царствуй над нами!», то поэт 50-х, находясь на чужбине, как будто отзывался на этот призыв: «И если паду я средь битвы суровой, Скажу, умирая, могучее слово: Свобода! свобода!» Кто этот поэт?

14. Кому посвятил поэт-демократ М. Михайлов стихотворение «Пятеро»: «В безвестную могилу их зарыли И над могилой выровняли землю...»?

15. Известно, что Пушкин не любил весны («Скучна мне оттепель; вонь, Грязь — весной я болен»). А вот весенние картины поэтов середины века: «Весна идёт! весна идёт! Мы молодой весны гонцы...», «То было раннею весной, Трава едва всходила, Ручьи текли, не парил зной, и зелень рощ сквозила», «И верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом», «Голубенький, чистый Подснежник-цветок! И подле сквозистый, Последний снежок», «Травка зеленеет. Солнышко блестит. Ласточка с весною в сени к нам летит». Назовите авторов этих строк.

16. Можете ли вы продолжить зачины осенних пейзажей поэтов II половины XIX в.: «Славная осень. Здоровый, ядреный ... », «Есть в осени первоначальной ... », «Осень. Обсыпается весь мой бедный сад ... », «Ласточки пропали ... », «Мой сад с каждым днём увядает ... » — и назвать авторов?

17. А можете ли вы угадать, кому из русских поэтов принадлежат эти картины лунной ночи: «На тёмно-голубом эфире Златая плавала луна В серебряной своей порфире...» (XVIII в.), «Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела», «Сияла ночь. Луной был полон сад; лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней», «Как хорошо ты, о море ночное, — Здесь лучезарно, там сизо-темно... В лунном сиянии, словно живое, Ходит, и дышит, и блещет оно», «Месяц полный плывет над дубровой, И господствуют в небе цвета Голубой, беловатый, лиловый»?

18. Вот как два поэта описали утро и окружающий пейзаж: «Звезды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается» и «Бесконечно унылы и жалки Эти пастбища, нивы, луга, Эти мокрые, сонные галки, Что сидят на вершине стога». Кто эти поэты?

19. А не помните ли вы, где сидели галки в пушкинском «Евгении Онегине» при въезде Татьяны в Москву, что вызвало раздражение и возмущение митрополита Филарета?

20. Каким стихотворением возмутились бы, по мнению Достоевского, жители Лиссабона во время землетрясения, а через 30—50 лет поставили бы поэту, воспевавшему «пурпур розы» и поцелуи, памятник на площади?

21. В каких произведениях русской литературы описывались дуэли то с трагическим, то с фарсовым финалом?

22. В каких очерках 60-х гг. показывались порядки в российских учебных заведениях и мучения учеников?

23. В каком детском журнале, как и в «Современнике», публиковались лучшие произведения современной литературы (Тургенева, Гончарова, Л. Толстого)?

24. Петербург во многих произведениях изображается как город вечного холода — зимы и осени, реже — промозглой весны. Назовите эти произведения.

25. Наряду со стихами об узнике есть в русской поэзии послание к узнице: «Что мне она! — не жена, не любовница И не родная мне дочь! Так отчего её образ страдающий Спать не даёт мне всю ночь?». Кто его автор?

26. Кто из писателей II половины XIX в. выступал и как поэт-лирик, и как сатирик, и как прозаик, и как драматург?

27. Кем было написано, когда и где опубликовано следующее «Предостережение»: «Я гласности, я гласности желаю В столбцах газет, Но формулы, как в алгебре, встречаю: „Икс, Игрек, Зет“»?

28. Кому принадлежат слова знаменитого романса «Средь шумного бала...» и какой современный русский поэт перефразировал его начало: «Когда среди шумного бала Они повстречались случайно...»?

29. Какие произведения Некрасова посвящены декабристам?

30. Героини каких произведений русской литературы XIX в. мечтают о полетах: «Отчего люди не летают! <...> Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»; «Так бы вот села на корточки, подхватила бы себя под колени... и полетела бы»; «Отчего я с завистью гляжу на пролетающих птиц? Кажется, полетела бы с ними, полетела — куда, не знаю, только далеко, далеко отсюда»?

31. Когда в 60-х гг. оформляли плафон Петербургского императорского театра (Александринки), живописец нарисовал четыре портрета лучших российских драматургов. Чьи портреты?

32. Какого персонажа Островского можно определить как полугероя и полуподлеца, «гремучую смесь» Чацкого с Молчалиным?

33. Какой журнал славянофильской направленности, названный по имени города, издавался в Москве в середине века?

34. В этом журнале вместе с Островским сотрудничал автор популярной «Цыганской венгерки» («О поговори хоть ты со мной, Гитара семиструнная...»). Назовите его.

35. В своей поэме «Искусство и правда» А. Григорьев вывел героя нашумевшей пьесы Островского Любима Торцова: «Стоит с поднятой головой... Несчастный, пьяный, исхудалый, Но с чисто русскою душой». О какой пьесе идёт речь?

36. Кто из русских критиков XIX в. не подписал ни одной статьи своей настоящей фамилией?

37. Кого из критиков-демократов реакционеры называли просто змеёй, а кого, подчёркивая его особую ядовитость, очковой?

38. Какая критическая статья стала поводом для разногласий между Тургеневым и Некрасовым, что привело к расколу в редакции «Современника»?

39. В какой работе Добролюбов, анализируя современный роман и его героя, называет многочисленных предшественников этого образа в русской литературе?

40. Когда Добролюбова похоронили на Волковом кладбище в Петербурге рядом с Белинским, по соседству оставалось ещё одно место, и Чернышевский сказал: «Нет ещё для него человека в России». Кто же позднее был похоронен рядом с Белинским?

41. Чьи это афоризмы: «Мир спасёт красота», «Умри, но не давай поцелуя без любви», «Человек создан для счастья, как птица для полёта», «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», «Спокойствие — душевная подлость»?

42. Какие названия статей Добролюбова стали крылатыми выражениями?

43. Кто из поэтов переделывал на «русский лад» песни Беранже, получив прозвище «русский Беранже»?

44. Какая известная песня-переделка В. Курочкина была положена на музыку Даргомыжским и исполнялась Ф. Шаляпиным?

45. Вслед за каким русским классиком автор повести «Мещанское счастье» восклицал: «Эх, господа, что-то скучно!»?

46. Каких героев сводит с ума «роковой город» Петербург, разрушающий мечты и несущий горе и бедствия?

47. Какие произведения о шекспировских героях, живущих в России, вы знаете?

48. Назовите авторов двух отзывов о русском слове и языке: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко... так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово» и «...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».

49. Знаете ли вы поэта-петрашевца, который наряду с гражданскими стихотворениями («Вперёд! без страха и сомненья На подвиг доблестный, друзья!») сочинял детские, вошедшие потом в хрестоматии («Мой садик», «Мой Лизочек»)?

50. Кто из критиков 60-х гг. презирал лирику Фета и ниспровергал Пушкина, напоминая этим своего любимого литературного героя?

51. Как Писарев называл интеллигенцию, т. е. людей умственного труда?

52. Кто из русских писателей, находясь в Париже, были свидетелями французской революции 1848 г.?

53. А кто из героев русской литературы погибал в бою за чужую независимость, на чужих баррикадах?

54. Какие вы знаете в русской поэзии XIX в. «любовные циклы», т. е. стихи, посвящённые любимым женщинам?

55. Какие мемуары, написанные в XIX в., вам известны?

56. Если Тургенева считали «ловцом моментов», то кого можно назвать его антиподом, так как он утверждал, что «творчество требует спокойного наблюдения уже установившихся и успокоившихся форм жизни»?

57. От какого слова образована фамилия «Обломов»? Не возникает ли ассоциаций с некоторыми пушкинскими строками?

58. Какие вещи и предметы быта «сопровождали» Обломова?

59. Как перекликаются имена и фамилии главных героев романа «Обломов»?

60. Кого в романе Гончарова можно назвать «крестьянским Обломовым»?

61. С каким сказочным персонажем сравнивает себя Обломов, мечтая стать «непобедимым полководцем»?

62. О реальном или метафорическом обрыве идёт речь в третьем романе Гончарова?

63. Какие потери понесла русская литература в начале 60-х гг.?

64. Кем из литературных героев завершает галерею лишних людей Добролюбов, вызвав возражение Герцена?

65. Под одним своим памфлетом, адресованным реакционному журналисту Н. Гречу, Добролюбов поставил подпись «Анастасий Белинский». Что означает это имя?

66. Друг Герцена, Н. Огарёв, будучи политэмигрантом, подписывался в «Полярной звезде» и «Колоколе» буквами «Р. Ч.». Расшифруйте их.

67. Кто из писателей II половины XIX в. учился в Царскосельском лицее, причем один из них стяжал там славу «второго Пушкина», но стал прозаиком, а другой — поэтом и драматургом?

68. О каком произведении 60-х гг. ходили самые разноречивые мнения: «скучища с сюсюканьем» и «лучшая книга, ставшая своего рода знаменем для русской молодежи»?

69. Почему удивлялся некий профессор в 70-е гг., что не встречал студента, который не прочитал бы знаменитый роман ещё в гимназии, что «гимназистка 5—6 класса считалась бы дурой, если б не ознакомилась с похождениями» его героини?

70. О ком из героев Чернышевского Луначарский сказал, что в литературе вряд ли есть «положительный тип более грандиозных размеров»?

71. Кого призывал Чернышевский «К топору зовите Русь!»?

72. Встречался ли Чернышевский с Герценом?

73. «Палачи! Как Христа, приковали его У столба казни цепью позорною». О какой казни говорится в этом стихотворении Буренина?

74. Первую голодовку политзаключенного в России объявил Чернышевский. Сколько она длилась и чего добивался заключённый?

75. Как объяснял Чернышевский свой отказ от помилования, находясь в Сибири?

76. С кем ведёт диалоги и споры автор на протяжении всего романа «Что делать?» и как иронично называет своего собеседника?

77. Какую теорию проповедуют герои Чернышевского и в чем её суть?

78. О какой «реальной» и «фантастической» грязи идёт речь во втором сне Веры Павловны?

79. Можете ли вы продолжить высказывание Чернышевского о будущем: «Будущее светло и прекрасно ... »?

80. Каким «эзоповым» иносказанием вместо «победы революции» воспользовался писатель в эпилоге романа?

81. Из какого металла, которому, по мнению Чернышевского, предстоит всемирное распространение, сделаны в «обществе будущего» и мебель, и посуда, и крыши?

82. Как зовут мать Верочки? Не напоминают ли её имя и отчество одну знаменитую фразу из другого произведения русской литературы?

83. Прочитал ли Чернышевский тургеневский роман «Отцы и дети» до того, как принялся писать «Что делать?»?

84. Кого из героев других писателей можно отнести к «новым людям», как Лопухова и Кирсанова?

85. Кто из критиков утверждал, что время Чацких, Бельтовых и Рудиных прошло навсегда с той минуты, как сделалось возможным появление Базаровых, Лопуховых и Рахметовых?

86. Образы бурлаков встречаются в некрасовской поэзии, а есть ли они у Чернышевского?

87. Кто из русских писателей оспорил идеи «разумного эгоизма» и женской эмансипации, провозглашенные Чернышевским?

88. В каком романе, написанном в ссылке, Чернышевский вывел себя и Добролюбова и в уста одного из них вложил приговор русской нации: «Нация рабов — снизу доверху, все сплошь рабы»?

89. Какой период в русской литературе выделил Чернышевский после пушкинского?

90. О каком городе и его жителях рассказывается в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина?
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопросы Какие литературные маски, созданные писателями XIX в., вы знаете? icon Какие жанры фольклора вы знаете?
Изображение русского барства в романе А. С. Пушкина «Дубровский». Дубров­ский-старший и Троекуров
Вопросы Какие литературные маски, созданные писателями XIX в., вы знаете? icon Ответы на вопросы он-лайн конференции на портале Наука и жизнь
Интересно, какие силы сегодня заинтересованы в такого рода проекте и какие цели с его помощью они планируют решить
Вопросы Какие литературные маски, созданные писателями XIX в., вы знаете? icon Тема Корректировка программы
Введение. Русская литература конца XIX- хх века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления
Вопросы Какие литературные маски, созданные писателями XIX в., вы знаете? icon Книга "Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви" посвящена...
Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. М.: Олимп; ООО "Фирма "Издательство act", 1998. 496с.; ил. Isbn 5-7390-0761-5...
Вопросы Какие литературные маски, созданные писателями XIX в., вы знаете? icon Какие катаклизмы в природе и жизни людей вы знаете (природные, техногенные, и т д.)?
Приведите примеры литературных, художественных произведений, где упоминается о катаклизме или он находится в центре событий, а может...
Вопросы Какие литературные маски, созданные писателями XIX в., вы знаете? icon Общая биология
Тогда не ясен эволюционный смысл (роль, целесообразность, назначение) а-пх-дифференциации. Что она дает? Какой принцип лежит в ее...
Вопросы Какие литературные маски, созданные писателями XIX в., вы знаете? icon Учащиеся цепочкой отвечают на вопросы, поправляют предыдущий ответ, если он неверный
Добрый день! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Какие вы добрые, красивые, дружные
Вопросы Какие литературные маски, созданные писателями XIX в., вы знаете? icon Вопросы для сдачи экзамена кандидатского минимума
Сущность и основные черты младограмматического течения в языкознании конца XIX – начала XX вв
Вопросы Какие литературные маски, созданные писателями XIX в., вы знаете? icon Алексей Давыдов Поверить Лермонтову Личность и социальная патология...
Новозаветность и гуманизм. Вопросы методологии
Вопросы Какие литературные маски, созданные писателями XIX в., вы знаете? icon Прочитайте несколько стихотворных отрывков и ответьте на вопросы: как представляли себе
Назовите и кратко охарактеризуйте основные художественные стили XIX века в Европе
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции