Реферат по курсу русской литературы XIX века (первая треть) по теме: «Жанр баллады в литературе и художественное новаторство Жуковского-балладника»




Скачать 0.58 Mb.
Название Реферат по курсу русской литературы XIX века (первая треть) по теме: «Жанр баллады в литературе и художественное новаторство Жуковского-балладника»
страница 1/7
Дата публикации 25.09.2014
Размер 0.58 Mb.
Тип Реферат
literature-edu.ru > Литература > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7


Министерство образования РФ

Правительство Москвы

Московский департамент образования

Государственное учреждение высшего образования

Московский Городской Педагогический Университет

Филологический факультет

Кафедра русской и зарубежной литературы

Реферат

по курсу русской литературы XIX века (первая треть) по теме:
«Жанр баллады в литературе и

художественное новаторство Жуковского-балладника»

Выполнил:

студент 2-ого курса

Юрков Дмитрий Игоревич
Проверил:

к.ф.н. Алпатова Татьяна Александровна

Москва – октябрь-ноябрь 2005 года

Первая часть

Истоки жанра баллады



Европейская баллада, зародившись как литературный жанр еще на исходе первого тысячелетия нашей эры, прошла сложный путь развития. Ее происхождение невозможно свести к какому-то одному источнику, истоки и генезис этого удивительного жанра можно найти и в устном народном творчестве, и в мифологии, и в средневековом героическом эпосе, и в истории.

Так, средневековые провансальские, итальянские и старофранцузские баллады обнаруживают связь с весенними хороводными песнями любовного содержания. Провансальское слово balada означает «плясовая песнь» (от balar – «плясать»), итальянское ballata – лирическая танцевальная песня (от ballare – «танцевать»), французское ballade или ballette (буквально – «плясовая песня») – все восходят к позднелатинскому ballāre – «плясать» (развившемуся из греческого βαλλιτμόs – «танец»). В скандинавских балладах связь с танцем сохранялась еще и в XX в., но связь эта уже и в средние века не имела следов первобытного обрядового действа. Музыка, пение и танец с самого начала выступали в балладе как самостоятельные искусства, придавая данному типу баллады особую художественную завершенность. Вместе с тем у многих народов Европы баллада уже на ранних стадиях утратила связи с танцем или даже не имела их изначально.

Обнаруживая удивительную, почти универсальную «всеядность» в своих истоках, народная баллада сохранила эту «всеядность» на всем протяжении своего многовекового развития, передав затем ее литературной балладе. Н.И. Кравцов, внимательно исследовавший генезис и особенности славянской народной баллады, подчеркнул важность исторического принципа в подходе к жанру: «Суть дела состоит в том, что многообразие сюжетов: форм и типов (разновидностей) баллад – сложилось не сразу, а является результатом длительного развития жанра, которое состояло в обогащении его в связи с ходом жизни народа. Баллада существовала не изолированно от других жанров, а в непрестанном взаимодействии с ними, что также служило основой возникновения ее разновидностей»1. Древнейший слой европейских баллад сюжетно во многом перекликается с эпизодами мифологического, животного или героического эпоса. Поскольку эпос (например, кельтский, скандинавский, древнегерманский или южнославянский) донес до нас черты архаических, дофеодальных эпох (военно-родовой общины и даже матриархата), то, естественно, эти же черты отражены и во многих балладах. Хотя в некоторых региональных исследованиях убедительно доказывается первенство эпоса по отношению к балладам (на примере испанских романсов, норвежских баллад и т. д.), в ряде известных случаев баллады сами давали импульсы к возникновению эпоса.

Народная баллада, активно развиваясь в течение многих столетий, постоянно вбирала в себя и перерабатывала самый разнородный материал, черпая его из устных преданий и письменных источников или непосредственно из жизни. Академик М.П. Алексеев, пытавшийся разобраться в огромном море английских и шотландских баллад, пришел к следующему выводу: «Происхождение сюжетов баллад очень различно: иные имеют своими источниками книжное предание, христианские легенды, произведения средневековой письменности, рыцарские романы, даже в отдельных и редких случаях произведения античных авторов, усвоенные через посредство каких-либо средневековых обработок и пересказов; другие восходят к устному преданию, представляют собой вариации «бродячих сюжетов», пользовавшихся международным распространением. Третьи воспроизводят какое-либо историческое событие, видоизменяя, стилизуя его соответственно общим условиям песенной традиции»2. Столь же пеструю картину представляют сюжеты немецких народных баллад.

С точки зрения разнообразия сюжетов и характера их обработки баллады можно определить как повествовательные песни (или стихотворения) с драматическим развитием сюжета.

Вплоть до настоящего времени наиболее распространенным принципом классификации баллад (как народных, так и литературных) продолжает оставаться классификация по сюжетам, группируемым по тематическому принципу. Так, Н.И. Кравцов подразделял славянские баллады на мифические, исторические, социальные и семейно-бытовые. Д.М. Балашов, выделяя среди русских баллад семейно-бытовые, исторические и социально-бытовые, исходил из «преобладания того или иного характера конфликта». В одном из новейших изданий славянского фольклора речь идет о «четырех тематических группах баллад: исторических, любовных, семейных и социальных», выделяемых «в зависимости от характера трагического конфликта»3. Примерно так же обстоит дело и с классификацией баллад в западноевропейских литературах. Основываясь на тематическом принципе, можно разделить все баллады на восемь классов: баллады о сверхъестественном, о трагических ситуациях, о любви, о преступлениях и преступниках, о шотландской границе, о войне и приключениях, баллады смешанного характера, юмористические баллады и пародии. В одном из важнейших обобщающих трудов по немецкой народной песне отдельные главы посвящены героической балладе, семейной балладе, балладе, основанной на легенде или на предании, и, наконец, балладе-шванку, т. е. балладе, основанной на анекдотическом происшествии. Уже из приведенных примеров классификации баллад по тематическому принципу видно, что, облегчая систематизацию всего балладного фонда, этот принцип мало что дает для понимания основных черт баллады, ее отличий от других эпических или лирико-эпических жанров, в основе которых также может быть трагический или драматический конфликт. Темы и сюжеты баллад настолько разнообразны, что при желании можно с большим или меньшим основанием произвольно выделять любое число балладных групп.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по курсу русской литературы XIX века (первая треть) по теме: «Жанр баллады в литературе и художественное новаторство Жуковского-балладника» icon Судьбы в незавершенной повести М. Ю. Лермонтова «Штосс». Лугин и Печорин. Особенности фантастики
Вопросы к зачету для студентов филфака в/о по курсу «История русской литературы XIX века (первая треть)»
Реферат по курсу русской литературы XIX века (первая треть) по теме: «Жанр баллады в литературе и художественное новаторство Жуковского-балладника» icon Литература первой половины 19 века Тема №1
Тема № В. А. Жуковский. Лирика Жуковского: художественный метод, романтическое двоемирие, лирический герой. Баллады Жуковского: «поэзия...
Реферат по курсу русской литературы XIX века (первая треть) по теме: «Жанр баллады в литературе и художественное новаторство Жуковского-балладника» icon Аннотация к рабочей программе по Литературе
Программа построена так, что в ней последовательно даются этапы развития литературы: «Устное народное творчество», «Из древнерусской...
Реферат по курсу русской литературы XIX века (первая треть) по теме: «Жанр баллады в литературе и художественное новаторство Жуковского-балладника» icon Зачет по литературе в 10-а классе (февраль 2013-2014 уч год)
Основные темы и проблемы русской литературы 19-го века Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе...
Реферат по курсу русской литературы XIX века (первая треть) по теме: «Жанр баллады в литературе и художественное новаторство Жуковского-балладника» icon Экзамен: История русской литературы. 19-ый век (первая треть) Преподаватель
Лит развитие начала 19 века: традиции и новые тенденции. Общая характеристика творчества поэтов-«радищевцев» А. Е. Измайлова, В....
Реферат по курсу русской литературы XIX века (первая треть) по теме: «Жанр баллады в литературе и художественное новаторство Жуковского-балладника» icon Вопросы к экзамену по истории русской литературы первой половины XIX века
Жуковский В. А. Лирика. Баллады. Поэмы, повести и сцены в стихах («Аббадона», «Овсяный кисель», «Красный карбункул», «Пери и ангел»,...
Реферат по курсу русской литературы XIX века (первая треть) по теме: «Жанр баллады в литературе и художественное новаторство Жуковского-балладника» icon Литература первой половины XIX века
Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века; понимать связь художественной литературы с общественными событиями эпохи....
Реферат по курсу русской литературы XIX века (первая треть) по теме: «Жанр баллады в литературе и художественное новаторство Жуковского-балладника» icon Рабочая программа по дисциплине «История русской литературы XIX века...
Целью данного курса является изучение указанного периода развития русской литературы с учетом современных теоретико и историко-литературных...
Реферат по курсу русской литературы XIX века (первая треть) по теме: «Жанр баллады в литературе и художественное новаторство Жуковского-балладника» icon Рабочая программа по дисциплине «История русской литературы XIX века...
Целью данного курса является изучение указанного периода развития русской литературы с учетом современных теоретико и историко-литературных...
Реферат по курсу русской литературы XIX века (первая треть) по теме: «Жанр баллады в литературе и художественное новаторство Жуковского-балладника» icon Кол-во часов
Знать об историческом развитии России в XIX веке. Уметь давать общую характеристику литературе I половины XIX века, выявлять основные...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции