Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и примерной программой основного общего образования, за основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 11 классов Г.




Скачать 340.28 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и примерной программой основного общего образования, за основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 11 классов Г.
страница1/4
Дата публикации25.09.2014
Размер340.28 Kb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4
Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе  составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и примерной программой основного общего образования, за основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др.,  которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Мнемозина»,  2009 год

Общая характеристика учебного предмета. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

  Содержание курса  10 -11 класса построено на литературной основе, предполагает знакомство с вершинными произведениями русской литературы, которое даст представление о судьбах родной литературы и родной культуры. Учитель вместе с учениками проходит путь от наблюдения за частным явлением – художественным произведением – к формированию представления об историко-литературном процессе.  

    Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

    На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:

  1. сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

  2. осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

  3. освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  4. овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

  5. воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

  6. использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

  Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира. Средством достижения целей и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, поэтому особое место при изучении литературы в 10 классе отводится теории литературы. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений. Система теоретико-литературного понятия – неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие.  Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, гуманистическая направленность, личностно-значимый потенциал и включённость в сферу читательских интересов учащихся, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

      Программа строится на основе историко-литературного принципа: главные явления отечественной и мировой литературы представлены согласно этапам развития (от литературы второй половины 19 века до литературы конца 19 века). Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы.

    Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.   Монографические темы достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.

Содержание курса  реализуется следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Формы организации учебного процесса:

Основной формой организации учебных занятий остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная и заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам и др.

  Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - лекция, урок - игра, урок- исследование,  урок-практикум, урок развития речи, урок-дискуссия, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс. В процессе изучения курса литературы учащиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.

Методы и приёмы  обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

-индивидуальный устный опрос;

-фронтальный опрос;  

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание  творческих работ);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- написание сочинений;

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение;

- различные виды пересказа;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

- подготовка рефератов, докладов;

- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

  Виды деятельности учащихся на уроке:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;

• работа с учебно-научными текстами, справочной литературой  и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы,  ресурсы Интернета;

• работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.

Технологии, методики:

  1. уровневая дифференциация;

  2. проблемное обучение;

  3. информационно-коммуникационные технологии;

  4. здоровьесберегающие технологии;

  5. система инновационной оценки «портфолио»;

  6. коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава);

  7. проектно-исследовательская технология.

Реализовать поставленные цели предполагается посредством использования учебно-методического комплекта:

Учебник: «Русская литература XIX века». 10 класс: учебник для  общеобразовательных учреждений. В двух частях. Автор: Г.Н.Ионин.  М.: Мнемозина, 2008

Учебник-практикум: «Русская литература XIX века». 10 класс: учебник-практикум для  общеобразовательных учреждений.  Автор: Ю.И.Лыссой.  М.: Мнемозина, 2008

Методическое пособие для учителя:

1. Егорова, Н.В., Золотарёва, И.В. Поурочные разработки по литературе XIX века: 10 класс/ Н.В.Егорова, И.В.Золотарёва, - Москва «ВАКО», 2009

Дополнительная литература для учителя:

1. Картавцева, М.И. Уроки внеклассного чтения. 5-9 классы: практическое пособие/ М.И.Картавцева, - ТЦ «Учитель», Воронеж, 2006

2. Цветкова, Г.В. Литература. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся/ Г.В.Цветкова, - Волгоград: Учитель, 2011

3. Кривоплясова, М.Е. Средства и приёмы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках/ М.Е.Кривоплясова, - Волгоград: Учитель, 2007

4. Павлова, О.А., Белова, И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: методические материалы/ О.А. Павлова, И.В. Белова, - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008

5. Павлова, О.А. Готовимся к сдаче ЕГЭ по литературе. Комплексный анализ художественного текста: (дидактические материалы)/ О.А.Павлова, - Белгород: ООО «Логия», 2004

6. Шапошникова, В.В. «Открой мне глубокую тайну твою…». Методическое пособие по литературному анализу для старших классов/ В.В.Шапошникова, - М.: Московский Лицей, 2003

Пособия для учащихся:

1.Альбеткова, Р.И. Учимся читать лирическое произведение/ Р.И.Альбеткова, - М.: Дрофа, 2007.

2. Мещерякова, М.И. Литература в таблицах и схемах (теория, история, словарь)/ М.И.Мещерякова, - М.: Айрис-пресс, 2006

3. Чернец, Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов/ Л.В.Чернец, - Москва «Просвещение», 2007

4.Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007

5.Васильченко, Н.В. Литература. 10-11 классы: рефераты/ Н.В.Васильченко, - Волгоград: Учитель, 2008

Требования к уровню подготовки выпускников.   Прогнозируемые результаты

В результате изучения литературы на базовом  уровне ученик должен

знать/понимать

  1. образную природу словесного искусства;

  1. содержание изученных литературных произведений;

  1. основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в., этапы их творческой эволюции;

  2. основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений;

  3. основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  1. воспроизводить содержание литературного произведения;

  2. анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  3. соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

  4. соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

  5. определять род и жанр  литературного произведения;

  6. сопоставлять литературные произведения;

  7. выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

  8. выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  9. аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  10. писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  2. участия в диалоге или дискуссии;

  3. самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  1. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  2. определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

  1. Художественная литература как искусство слова.

  2. Художественный образ. Художественное время и пространство.

  3. Содержание и форма. Поэтика.

  4. Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.

  5. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.

  6. Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

  7. Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

  8. Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.

  9. Деталь. Символ. Подтекст.

  10. Психологизм. Народность. Историзм.

  11. Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

  12. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

  13. Гипербола. Аллегория.

  14. Стиль.

  15. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.

  16. Литературная критика.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и примерной программой основного общего образования, за основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 11 классов Г. iconПрограмма разработана в соответствии с Федеральным компонентом «Стандарта...
Федеральным компонентом «Стандарта основного общего образования по литературе» и «Примерной программой среднего (полного) общего...

Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и примерной программой основного общего образования, за основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 11 классов Г. iconРабочая программа по литературе для 11-ых классов Составлена учителем Матреничевой И. В
Федеральным компонентом «Стандарта основного общего образования по литературе» и «Примерной программой среднего (полного) общего...

Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и примерной программой основного общего образования, за основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 11 классов Г. iconРабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с федеральным...
Временным научным коллективом «Образовательный стандарт» (руководитель Э. Д. Днепров) Министерства образования РФ. Москва, «Дрофа»,...

Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и примерной программой основного общего образования, за основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 11 классов Г. iconПримерная программа основного общего образования для 8-11 классов...
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на...

Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и примерной программой основного общего образования, за основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 11 классов Г. iconПояснительная записка рабочая программа разработана для учащихся...
Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе...

Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и примерной программой основного общего образования, за основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 11 классов Г. iconРабочая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом...
Программы под редакцией Коровиной В. Я. на основе учебника Лебедева Ю. В. «Литература 10 класс» в 2 частях. 10 класс обшеобразовательный,...

Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и примерной программой основного общего образования, за основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 11 классов Г. iconГ североморска мурманской области
Рабочая программа по музыке для 5-7 и 8-9 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного...

Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и примерной программой основного общего образования, за основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 11 классов Г. iconРабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе...
Официальные документы в образовании, 2004, №5),примерной программы основного общего образования по литературе и программы под ред....

Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и примерной программой основного общего образования, за основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 11 классов Г. iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального...
Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы Т. Ф. Курдюмовой по литературе к учебнику Литература...

Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и примерной программой основного общего образования, за основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 11 классов Г. iconРабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе...
Федерального государственного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции