Учебная программа модуля




Скачать 127.79 Kb.
Название Учебная программа модуля
Дата публикации 25.09.2014
Размер 127.79 Kb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Литература > Программа
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»

УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебно-методической деятельности

___________ Г. А. Папуткова

«____» ___________20____г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ

дополнительной профессиональной программы

«Современные подходы к преподаванию в условиях реализации ФГОС

(по предметам учебного плана среднего общего образования)»
Современные принципы и технологии преподавания

русского языка в школе

Н. Новгород

2013 г.

Учебная программа модуля принята на заседании кафедры «русского языка и культуры речи», протокол № _____ от «___» ______________ 20___г.



Разработчик (и):




Луконина О.Д., к.филол.н., доцент

Можнова Ж.И., к.филол.н., доцент

Павлов С.Г., к.филол.н., доцент

Петрова Н.Е., д.филол.н., доцент

Широкова Е.Н., д.филол.н., доцент





СОГЛАСОВАНО










Зав. кафедрой

«русского языка и культуры речи »




/Н.Е. Петрова /




«____»__________________20___ г.









Директор Центра дополнительного образования




_______________ / Т.К. Потапова /




«____»__________________20___ г.




1. Введение

Цели и задачи модуля

Целью модуля «Современные принципы преподавания русского языка в школе» является подготовка учителей к эффективной работе по развитию коммуникативной компетенции, формированию необходимых знаний, умений и навыков, и воспитанию учащихся в условиях реализации ФГОС.

Задачи модуля:

- формирование целостного представления о сущности нового федерального государственного стандарта и уровнях его функционирования;

- совершенствование и углубление профессиональных знаний в области русского языка;

- повышение профессиональной компетенции учителя-словесника на основе функционального и текстоориентированного подходов к анализу языковых фактов;

- понимание воспитательного потенциала лингвистического описания как средства формирования духовно-нравственной и гражданской позиции школьника;

- подготовка учителей общеобразовательных школ к осуществлению функций руководителя педагогической практикой студентов, соединение теории обучения русскому языку и литературе с опытом организации учебного процесса в средней общеобразовательной школе.
Требования к результатам освоения модуля

Процесс изучения модуля направлен на развитие и совершенствование следующих компетенций:

- владеет культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

- осознает социальную значимость своей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

- способен использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

- способен организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности;

- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных наук для определения и решения исследовательских задач в области образования.
В результате освоения данного модуля слушатель должен:

Знать:

- современную стратегию образования, основные положения ФГОС нового поколения;

- новейшие достижения антропоцентрического описания языка;

- положения современной лингвистической науки в области проблемных вопросов грамматики русского языка, актуальных для школьного образования;

- содержание нормативных документов, регламентирующих организацию и проведение педагогической практики студентов бакалавриата;

- обязанности руководителя педагогической практики и требования к организации работы студента, проходящего педагогическую практику в школе;

- критерии оценки работы практиканта.
Уметь:

- применять требования ФГОС к задачам обучения русскому языку в своем личном опыте;

- обнаруживать аксиологический компонент лингвистического материала и использовать его в целях духовно-нравственного воспитания обучающихся;

- анализировать сложные случаи грамматики и правописания и доходчиво объяснять соответствующее содержание ученику;

- проектировать обобщающие, творческие задания, лингвистические викторины;

- осуществлять подготовку студентов к выполнению функций учителя-словесника;

- оказывать помощь студентам-практикантам в оформлении педагогической документации;

- создавать условия для саморазвития и профессионального самоопределения студентов бакалавриата.
Владеть:

- научно обоснованными методиками лингвистического анализа;

- современной лингвистической терминологией, актуальной для школьного образования;

- навыками руководства педагогической практикой студентов бакалавриата
2. Учебно-тематический план


№ п/п

Наименование учебного раздела модуля, тем занятий

Всего часов

В том числе

Форма контроля (итоговой аттестации)

Лекции

Практические занятия,


Самост.

работа

1.

ФГОС и профессиональный стандарт педагога

2

2




2




1.1.

Общепедагогические и профессиональные требования к учителю русского языка во ФГОС и профессиональном стандарте педагога

2

2




2




2.

Актуальные методические принципы преподавания русского языка

6

2

4

6




2.1.

Аксиологический анализ языковых фактов

2

2




2




2.2.

Типовые, обобщающие и творческие задания для обучающихся

2




2

2




2.3.

Лингвистическая викторина как форма обучения и воспитания

2




2







3.

Трудные вопросы грамматики и правописания в школьном курсе русского языка

8

4

4

8




3.1.

Переходные и синкретичные явления в области частей речи современного русского языка и проблемы орфографии

2

2




2




3.2.

Сложные случаи морфологического и структурного анализа слов и словоформ

2




2

2




3.3.

Синтаксические единицы в свете явлений синкретизма и переходности

2

2




2




3.4.

Категории однородности и обособления: сложные случаи анализа

2




2

2




4.

История русского языка и его современность

4

2

2

4




4.1.

Язык произведений классической литературы XIX века в контексте истории русского литературного языка




2




2




4.2.

Отражение в современном русском языке истории его грамматического строя







2

2




5.

Организация и проведение педагогической практики студентов бакалавриата в условиях реализации ФГОС

4

3

1

4




5.1.

Концептуальные основы педагогической практики студентов бакалавриата

2

2




2




5.2.

Педагогическая документация по итогам педпрактики

2

1

1

2

























Итоговый контроль

Зачет / компьютерное тестирование

Итого:

20

11

9

20





3. Содержание разделов модуля

Раздел 1. ФГОС и профессиональный стандарт педагога

Структура и содержание ФГОС нового поколения. Место дисциплины «Русский язык» в структуре общей образовательной программы школы. Принцип научности в преподавании русского языка. Задачи учителя русского языка в свете профессионального стандарта педагога.

Раздел 2. Актуальные методические принципы преподавания русского языка в школе

Антропоцентризм языка и антропоцентризм лингвистического описания. Норма и узус. Культурно значимые и формальные изменения языка. Аксиологический анализ языковых фактов.

Принципы реализации межпредметных связей в ходе преподавания русского языка. Связь уроков русского языка с современными проблемами общества. Проектирование разнообразных видов заданий – типовых, обобщающих, творческих.

Цели и принципы лингвистической игры. Работа с программами «Power Point» 2010, Киностудия и др.

Раздел 3. Трудные вопросы грамматики и правописания русского языка

Понятия переходности и синкретизма в грамматике русского языка. Синтаксическая основа переходных явлений в области частей речи. Вопрос о статусе причастий в современной лингвистике. Проблемы дифференциации причастий и отглагольных прилагательных (орфографический аспект). Наречия и наречные выражения в современном русском языке. Категория состояния в школьной грамматике.

Сложные случаи определения падежа существительного. Структура и склонение числительного. Образование сложных слов с использованием основы числительного. Формообразование глагола и орфография глагольных форм. Принципы частеречной дифференциации омоформ в тексте.

Связь полевой организации грамматических категорий с явлениями синкретизма и переходности. Члены предложения однозначные и синкретичные. Причины синкретизма членов предложения. Явления переходности и синкретизма в синтаксисе сложного предложения. Сложные предложения контаминированной структуры. Сложноподчиненные предложения с соподчинением и обратным подчинением. Трудные случаи разграничения разных типов сложноподчиненных предложений.

Синтаксические, морфологические и семантические критерии разграничения однородных и неоднородных определений. Однородные и неоднородные определения в художественном тексте: критерии разграничения. Квалификация предложений с несколькими сказуемыми при одном подлежащем. Категория обособления. Синтаксические, морфологические и семантические условия обособления.

Раздел 4. История русского языка и его современность

“Новый слог” в истории русского литературного языка. Задачи, стоявшие перед литературным языком, и их реализация в литературной практике Карамзина и его единомышленников. Судьба книжного типа литературного языка.

Проблема нормы в современной публичной речи. Исторический подход к анализу фактов современного русского языка. Исторический принцип современной русской орфографии.

Раздел 5. Организация и проведение педагогической практики студентов бакалавриата в условиях реализации ФГОС

Нормативные документы, регулирующие организацию и проведение педагогической практики. Программа педагогической практики. Цель и задачи пропедевтической и стажерской практик. Организация работы практиканта. Права и обязанности практиканта. Обязанности руководителей педагогической практики. Содержание работы практиканта. Задания по педпрактике. Дневник педагогической практики. Содержание документа и его оформление.

Требования к отчету о педагогической практике. Методика анализа студентом посещенных уроков разных типов. Требования к оформлению плана подготовленного студентом урока. Методика самоанализа урока. Требования к составлению календарно-тематического планирования, составляемого студентом. Критерии оценки за педагогическую практику студентов. Перспективность рейтинговой системы оценки. Аттестационный лист и его оформление.
4. Практические задания

1. Анализ упражнений школьного учебника

2. Анализ текстового материала по заданию преподавателя

3. Анализ и оценивание разработанных студентами планов уроков
5. Задания для самостоятельной работы

1. Разработка критериев оценки педагогической практики студентов

2. Пунктуационный анализ предложения и поэтического текста

3. Составление обобщающих и творческих заданий по русскому языку для учащихся средней школы

Образовательные технологии

Технологии проблемного обучения, интерактивные технологии, групповая работа, презентации

Темы занятий в активной и интерактивной формах:

1. Лингвистическая викторина как форма обучения и воспитания (2 ч.)

2. Сложные случаи морфологического и структурного анализа слов и словоформ (2 ч.)
6. Контрольные задания:

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, тестирования, ответа на контрольные вопросы.

  1. Тест «Грамматический строй современного русского языка»

  2. Проект лингвистической викторины

  3. Разработка урока по одному из разделов школьного курса грамматики современного русского языка.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля:

Основная литература:

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.А. Новый словарь методических терминов и понятий. - М., 2010. – 448 с.

  2. Винокур Г.О. История русского литературного языка.– М., 2010. –192 с.

  3. Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин: виды, принципы, приемы: сб. материалов V Международной научно-практической конференции. В 3-х т. / Под ред. Н. Ю. Русовой. – Н. Новгород: НГПУ, 2012. Т.1. – 284 с. Т.2. – 336 с. Т. 3. – 388 с.

  4. Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века // Язык и наука конца 20 века. М., 1995.

  5. Кустова Г.И. Синтаксис современного русского языка / рек. УМО по спец. пед. обр. / Г.И. Кустова, К.И. Мишина, В.А. Федосеев. – М., 2007.

  6. Павлов С.Г. Антропологическая лингвистика: вечные ценности и современные проблемы: Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород: НГПУ, 2008.

  7. Павлов С.Г. Антропологическая лингвистика: Методология междисциплинарного исследования: Учебно-методическое пособие. –

  8. Н. Новгород: НГПУ, 2008.

  9. Павлов С.Г. Семантика языковых единиц. Внешняя лингвистика. – Н. Новгород: НГПУ, 2011.

  10. Павлов С.Г. Аксиологический анализ оценочного предиката погрязать // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 6. Часть 2. Том II. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2011

  11. Павлов С.Г. Диагностика общества в свете аксиологического анализа языка // Проблемы языковой картины мира на современном этапе: Сборник статей по материалам всероссийской научной конференции молодых ученых. Вып. 10. Н. Новгород: НГПУ, 2011.

  12. Павлов С.Г. Слово русский как феномен духовности и фактор языковой политики // Русское слово: прошлое, настоящее, будущее: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Отв. ред. С.Н. Пяткин. – Арзамас: АГПИ, 2012.

  13. Педагогическая практика в системе бакалавриата: Методическое пособие для студентов по направлению подготовки по профилям «Русский язык», «Литература», «Русский язык и литература» / Под ред. Н. Ю. Русовой. – Н Новгород: НГПУ, 2010. – 50 с.

  14. Русова Н. Ю. Текст. Культура. Образование: Научно-методическое пособие. – Н. Новгород: НГПУ, 2009. – 344 с.

  15. Синтаксис современного русского языка / Под ред.С.В. Вяткиной. СПб.: СПбГУ; М., 2009.

  16. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: в 2 ч. Ч.2. Морфология. Синтаксис / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2001 и 2008.


Дополнительная литература:

  1. В мастерской учителя-словесника XXI века: Сборник материалов студенческой конференции. – Н. Новгород: НГПУ, 2011. – 78 с.

  2. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2006. – 320 с.

  3. Золотова Г.А. Грамматика как наука о человеке // Русский язык в научном освещении. – № 1. – М., 2001; http://www.philology.ru/linguistics1/zolotova-01.htm.

  4. Карасик В.И. Культурные доминанты в языке // Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002. - С.166-205; http://philologos.narod.ru/ling/karasik.htm

  5. Маринова Е.В. Больные вопросы родной грамматики: учебное пособие. М.: Флинта: Наука. 2012. – 152 с.

  6. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; / Под ред. Е. А. Быстровой. – М., 2007. – 237 с.

  7. Педагогическая практика студентов и бакалавров филологического факультета: Методическое пособие. – Н. Новгород: НГПУ, 2006. – 105 с.

  8. Петрова Н.Е. Речевая динамика наречия // Русский язык в школе. 2014. № 1. С. 62 – 66.

  9. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М., 1988.

  10. Теория и практика обучения русскому языку: Учебное пособие / Под ред. Р.Б. Сабаткоева. — М., 2005. — 320 с.

  11. Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения (теоретический курс). / Уч. пособие для студентов вузов. Рек. УМО. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2006.

  12. Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения (теоретический курс). / Уч. пособие для студентов вузов. Рек. УМО. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2006.


Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

www.biblioclub.ru

ЭБС «Университетская библиотека онлайн»

www.elibrary.ru

Научная электронная библиотека

www.philology.ru

Русский филологический портал

www.gramota.ru

Информационно-справочный портал по русскому языку

www.ebiblioteka.ru

Универсальные базы данных изданий

Uchportal.ru

Учительский портал (методические разработки, тесты, электронные тренажеры)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебная программа модуля icon Примерная программа профессионального модуля пм. 02 Транспортировка...
Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии...
Учебная программа модуля icon Примерная программа профессионального модуля пм03. Заправка транспортных...
Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям...
Учебная программа модуля icon Примерная программа профессионального модуля техническое обслуживание...
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии...
Учебная программа модуля icon Примерная программа профессионального модуля документирование хозяйственных...
Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Учебная программа модуля icon Рабочая учебная программа Литература 5 9 классы Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Учебная программа модуля icon Рабочая учебная программа Литература 5 9, 11 классы Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Учебная программа модуля icon Программа профессионального модуля пм. 01 Проведение проектно-изыскательских...
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Учебная программа модуля icon Рабочая учебная программа Литература (базовый уровень) 10 11 классы Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)...
Учебная программа модуля icon Рабочая учебная программа по дисциплине «философия»
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...
Учебная программа модуля icon Рабочая программа модуля Теории обучения и воспитания
Целями освоения дисциплины «Теории обучения» модуля «Теории обучения и воспитания» являются
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции