Татьяна Толстая: "Будущее за углом. Оно наступит в любую секунду"




Скачать 97.58 Kb.
Название Татьяна Толстая: "Будущее за углом. Оно наступит в любую секунду"
Дата публикации 24.09.2014
Размер 97.58 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы

Татьяна Толстая: "Будущее за углом. Оно наступит в любую секунду"

Писатель - о кафкианской Вселенной, русской душе, разорванной между Западом и Востоком, Чехове, Льве Толстом и себе

Ольга Мартыненко







В последние годы имя Татьяны Толстой ассоциируется не только с литературой, но и с телевидением, где ее полемический дар естественно вписался в "Школу злословия". Правда, сейчас передачу показывают так поздно, что доставить себе это удовольствие могут лишь отчаянные полуночники. Однако книги Татьяны Толстой: ранние и поздние рассказы, роман "Кысь", статьи, в которых ее умение излагать свои мысли резко, темпераментно и ярко проявляется со всем блеском, доступны в любое время суток. Они постоянно переиздаются, и не только в России: пару лет назад в Америке была издана "Кысь", а совсем недавно сборник избранных рассказов "Белые стены".

МН: Не знаю, как для американцев, но для нас антиутопия "Кысь", где вы пишете, с каким трудом люди, родившиеся после Большого взрыва, заново обретают человеческий облик, по-прежнему актуальна. На всем протяжении истории Россия движется рывками. 1917 год - перед глазами, но ведь, допустим, и после XI-XII веков просвещенная, грамотная Русь рухнула в пропасть. Национальный характер тому виной, география, климат?

Толстая: На этот вопрос еще никто не ответил. Думаю, впрочем, что ответ надо искать не в марксизме-материализме, а вдоль той дороги, по которой Лев Николаевич Гумилев похаживал. Его идеи достаточно завиральны, но они заключают в себе то самое безумие, в котором есть гениальность. И хотя ни одно из его заключений не является истиной в последней инстанции, это и есть: верной дорогой идете, товарищи. Он пишет о пассионарности жизни и культуры народов.

МН: Но согласно Гумилеву, пассионарность присуща молодым нациям.

Толстая: А в XI-XII веках мы и были молодой нацией, и вскоре получили татарскую прививку, которая, насколько я могу понять, вырвала нас из Западной Европы. Может быть, мы бы и не слились с нею, не знаю. Что было со славянами раньше, не ведает ни одна живая душа, а затем молодой нации почти сразу сделали две прививки: варяжскую, и немедленно - не успели вздохнуть - татарскую. Что вы хотите, если наша душа разорвана между Западом и Востоком? Вот мы всемирную отзывчивость и имеем. Иначе говоря, шизофрению: лицо одного приклеено к ногам другого. Неизвестно как, но в генетическом коде, похоже, записаны и культурная склонность нации, и темперамент населения, и даже интерес при выборе профессии.

МН: Но каков бы ни был наш генетический код, к русскому народу вы суровы: пьянствует, зарабатывать не любит, хочет просто так деньги иметь.

Толстая: Конечно, наш народ не избалован, он может сварить суп в галоше рваной, но он любит жаловаться, что кто-то ему мешает, а сам беспросветно пьет и бездельничает. Климат плохой? Да, у нас Сибирь, холодильник с собой таскаем. Но до революции там реки были прозрачные, леса густые, до сих пор никак не сведем. Народы живут и в Африке, и в Азии в чудовищных условиях: змеи, крокодилы, 50-градусная жара, малярия и другие болезни, и все это не мешает, например, китайцам трудолюбиво плести защитный веер для каждого кустика риса на необозримых, залитых водой рисовых полях. Я не знаю, отчего мы другие. И татары вроде благоденствуют, и с варягами все в порядке, но когда к голове петуха приделан хвост змеи, получается химера, василиск.

МН: И долго мы еще будем так странствовать по истории?

Толстая: Долго: голова будет петь и кукарекать, а хвост волочиться. Критическая масса, которая называется то электоратом, то публикой, то толпой, то народом, то телезрителями, в зависимости от того, кто как захочет ею манипулировать, не дает и не даст никогда нам стать ни западной, ни восточной державой. Периодически из этого котла вырывается талант и часто гибнет, потому что ему сопутствует высоко ценимая в нашем фольклоре "удаль", то есть преступная необузданность и безответственность, которой он гордится. Она, например, заставляет человека пить что дают или мчаться на машине с огромной скоростью, наплевав на жизни тех, кто попадет под ее колеса. Эта удаль типа "и за борт ее бросает" - одно из самых отвратительных свойств русской нации. Все это - мое родное, и все это я люто ненавижу. Я, как плоть от плоти своего народа, отдаю себе отчет в том, что вся эта удаль кончается ничем. И в тяжелые моменты она не в помощь.

МН: Что вы имеете в виду?

Толстая: Будущее, которое за углом и в любую секунду наступит. Сейчас у нас ситуация весьма опасная, наплевательство власти на людей и на страну дошло до пределов. А посмотришь - власти как бы и нет. Нет никаких попыток ничего удержать, спасти, укрепить, не дать развалиться, провалиться, произойти финансовому коллапсу. Манера откладывать волну народного гнева уже приводила не к одной революции. Ее все время отодвигают, а она нахлестывает. В 1905 году напор был особенно большой, дамбу прорвало, и стране выдали Конституцию. Хотя власти и тогда не понимали, как действовать дальше: ну-ка, прикрикнем на них! Александра Федоровна советовала Николаше: строже надо с народом быть, строже. Кончилось страшно.

МН: Стало быть, выхода из этой беспросветной жизни вы не видите?

Толстая: Я не знаю, просветная она или беспросветная, но для напряжения, существующего в обществе, есть только два способа спустить пар. Один - ужасный: через взрыв. Революция, дефолт, банкротство всего и вся отбрасывает страну назад - "и за борт ее бросает", - так что потом, как ни восстанавливай, всего не восстановишь. Сейчас очень странное и опасное время. Демократии как процедуры у нас больше нет. Вместо нее повсюду какие-то совершенно былинные прокуроры - "встали не бужены, вышли не прошены..." Зато выросло поколение людей, для которых совершенно естественны те свободы, которые прежнему поколению и не снились. Народ толчется в огромном бесцензурном пространстве. На взятки смотрит легко, главное - не попасться, ведь периодически налетает коршун и выхватывает показательного цыпленка. Прав у нас нет, но есть возможности. Системообразующее произведение - "Кошкин дом" Маршака. Это в чистом виде Рублевское шоссе и его клоны - малые шоссейки. Гламур, нажитое нечестным путем богатство, зависть, предательство, - все там неустаревающе прописано. "КОШКА: А вот моя гостиная, ковры и зеркала. Купила пианино я у одного осла"... "ПЕТУХ: У ней перина - чистый пух! - КУРИЦА: Она цыплят крадет, петух..." Жалобы обездоленных: "Мы кошкины племянники... - Вот я вам дам на пряники! У нас племянников не счесть, и все хотят и пить и есть!" Потом, естественно, все это сгорает: "Вот и рухнул кошкин дом, погорел со всем добром"...

Второй выход эволюционный: "авось, обойдется", "бог даст, образуется" - и оно бы и хорошо бы, если бы власти разрабатывали хоть какие-то планы социального успокоения, если бы шла работа над системными проектами, - чтобы народ зарабатывал, производя какие-то ценности, а не просто перепродавая китайские ртутные игрушки и турецкий люрекс; если бы существовала сколько-нибудь осмысленная стратегия, рисовалась сколько-нибудь осмысленная перспектива. Ничего же этого нет. Есть оглушительное воровство. Правда в том, что все воруют: и народ, и власти, и все прекрасно об этом знают, но вот как остановить коррумпционные механизмы, уже непонятно. И, видимо, попытки предпринять системные реформы прекращены, потому что правду где-то закопали, и народу все твердят, что мы ни в чем не виноваты, а если что плохо, так это по вине врага, а враг за границей. Это американцы нам толченое стекло в кашу подсыпают. И нам пророчат по ТВ, что вот-вот земное ядро остынет, солнце погаснет, исчезнет магнитное поле Земли, - последние денечки гуляем. Когда в предвыборный год тебе преподносят этот апокалипсис, думаешь, так и хрен с ними, пусть выбирают кого хотят. Кстати, как вам нравится "Марш несогласных"?

МН: Больше всего мне не нравится как с ним обошлись.

Толстая: Об этом и речь. Шли бы себе и шли. Конкретные личности, которые составляют руководство "Маршей несогласных", мне, скорее, несимпатичны. Но какими бы они ни были ужасными, у них есть свои крики. И есть разрешенные Конституцией методы нести свои жалобы и крики. Если бы они мирно прошлись с криками, их влияние было бы ноль. Как только начинают их давить, народ возмущается, звереет, так начиналась революция. Не хотелось бы...

МН: Что же, по-вашему, власти это не волнует?

Толстая: Они рассчитывают, что убегут.

МН: Но царю-то не очень удалось.

Толстая: Да, хотя у царя были пароходы, вклады в банках. Британский кузен не взял его к себе и деньги украл, видимо. Есть такая теория...

МН: Один из ваших документальных рассказов в недавнем сборнике "Изюм" посвящен великой княжне Анастасии. Вы думаете, она действительно спаслась?

Толстая: Этот рассказ основан на замечательной книге американского журналиста Питера Курта, но издатель Захаров ее выпустил без самого важного: без аппарата, без примечаний. (Захаров, безусловно, будет гореть в аду.) А в примечаниях содержатся ответы на все вопросы, которые возникают у вас при чтении текста. И главный ответ вы должны дать сами. Если эта женщина - самозванка, то кто она? Из какого круга? Назовите, хотя бы примерно, женщину этого возраста, этой внешности, знающую до деталей не только личную жизнь и интимные привычки царской семьи, их слуг, лечащего доктора Боткина, но и те глубоко засекреченные государственные сведения, правда о которых выплыла наружу только после Второй мировой войны! Но читатель не даст ответа, потому что примечания у него вырвали и выбросили. В ад, в ад. Или в суд.

МН: В своем фантасмагорическом рассказе "Сюжет" о дуэли Пушкина, на которой он убил Дантеса, и последовавшей через много лет случайной гибели престарелого поэта от снежка в голову, брошенного симбирским гимназистом, придворному лекарю Боткину вы отводите куда более завидную участь, чем ждала его в жизни. Как вам приходят в голову эти хитросплетения сюжетов?

Толстая: Не знаю как. Приходят и поселяются. Вертятся, вертятся, и я думаю: что же такое у меня в голове-то вертится? И потом избавляешься, написав.

МН: А сейчас ничего не вертится?

Толстая: Вертится многое и мешает друг другу.

МН: Скажите, пожалуйста, каким образом перемещающаяся с одного исторического ухаба на другой Россия дала лучшую в мире литературу, в которой нет ни эротики, ни денег, а есть только жизнь духа?

Толстая: Это такой наш русский волшебный секрет. Хотя... Недавно мы с сестрой ездили в отпуск и взяли с собой Чехова почитать на пляже. Были у меня с собой еще два английских романа, но как-то не пошло, а Чехов на Сицилии - отлично! Зефиры веют, волна плещет, лимоны гроздьями висят на деревьях, Этна курится белым дымком - а ты валяешься под зонтиком и читаешь о беспросветной тупости, темноте и забитости нашего народа - оксюморон что надо. Так вот, у Чехова есть и про эротику, и про деньги, только угол зрения другой: "Я стал ее любовником... Держать в объятиях молодое, прекрасное тело, наслаждаться им, чувствовать всякий раз, пробудившись от сна ее теплоту... За обедом она съедала суп, лангуста, рыбу, мясо, спаржу, дичь, и потом, когда ложилась, я подавал ей в постель чего-нибудь, например, ростбифа, и она съедала его с печальным, озабоченным выражением, а проснувшись ночью, кушала яблоки и апельсины. Главным, так сказать, основным свойством этой женщины было изумительное лукавство.

Она хитрила постоянно, каждую минуту, по-видимому, без всякой надобности, а как бы по инстинкту, по тем же побуждениям, по каким воробей чирикает или таракан шевелит усами..." Неплохо так о женщине, в соседних абзацах - "молодое, прекрасное тело", а потом про то, сколько она сожрала, и наконец, "как таракан шевелит усами"... Тут же сразу и про деньги: "...нам много нужно было денег. Бедный отец высылал мне свою пенсию, все свои доходишки, занимал для меня, где только можно было... я послал ему отчаянную телеграмму, в которой умолял заложить имение. Немного погодя я попросил его взять где-нибудь денег под вторую закладную"... Это жизнь интеллигенции. А вот жизнь народа, а вот жизнь духа: "Яков Иваныч, сжав кулаки, не глядя на него, чтобы не ударить, быстро вышел из молельной. Так же, как давеча на дороге, чувствуя себя громадным, страшным зверем, он прошел через сени в серую, грязную, пропитанную туманом и дымом половину... Ему уже было ясно, что сам он недоволен своею верой и уже не может молиться по-прежнему. Надо было каяться, надо было опомниться, образумиться, жить и молиться как-нибудь иначе. Но как молиться? А, может быть, все это только смущает бес и ничего этого не нужно?.. Как быть? Что делать? Кто может научить?.." И через пять минут Яков Иваныч с сестрой убивают своего брата. Ни народ, ни интеллигенция в этих чеховских рассказах не знают, как жить, не живут, а вопрошают. И поведение этих людей дикое, бессмысленное, как у отравленных. Разориться самому и разорить отца ради женщины, сдуру убить брата бутылкой с постным маслом ("испытывая удовольствие оттого, что бутылка, ударившись о голову, крякнула, как живая") - действительно, бес смущает, бес водит русского человека. Разрушить, всё до основания разрушить - вот чего хочется русскому человеку, вот о чем ему поется, вот от чего у него руки чешутся. И это задолго до "Чевенгура".

МН: Ваш рассказ "Белые стены", хоть там все очень деликатно, по сути о том же, о разрушении, стирании памяти вплоть до досок.

Толстая: Да, стирание памяти во имя новизны, ради моды - это такая важная для меня тема. То есть память может быть сколь угодно тяжелой, неприятной, мучительной, но без нее ты никто, манкурт. Как учат американцы в своих инструкциях: давайте от этого всего избавимся, проснемся без прошлого и начнем жизнь сначала, с нуля. Ну, ладно Америка особая страна, у нее короткая память, но и Европа тоже все пересматривает, от всего избавляется и становится все тупее и тупее. Вот сейчас Европа избавится от европейской цивилизации, ее жители - араб и латыш - сольются в поцелуе, и старая культура канет на дно. Недолго осталось, боюсь.

МН: Вы много писали о западной литературе. Она вам по-прежнему интересна?

Толстая: В последнее время мне интересна только русская, со всеми ее тонкостями. Литература западная всегда была для меня скорее ознакомительной. Она прекрасна, даже в переводе. Но начнешь читать Льва Толстого и при всем том, что он себе позволяет в "Крейцеровой сонате", требуя, чтобы род людской не размножался, - тоже разновидность разрушения, да еще какая! - видишь, насколько глубже пашет русская проза. Так глубоко, наверно, пахать и не надо: нехорошо это, нездорово. Маленький сюжет про него показывали по телевизору: много-много-много фотографий. Я вдруг рассмотрела: какие же у него грустные глаза, как плохо ему. Бедная, любящая, замученная им Софья Андреевна его крепко держит, цепко хватает. А он закладывает за пояс руки, длинные, длинные у него пальцы; они струятся, - ничего он брать не хочет. Он даже как будто веревкой руки связал: ничего не хочу иметь, ничего брать не буду. Но глаза-то грустные, жизнь ему мешает, никто его не слушает. Некрасивый, глаза грустные, как будто пень ожил.

МН: Толстому, к слову сказать, принадлежит примечательное высказывание, близко касающееся современности: еврея любить трудно, но нужно.

Толстая: Так и поступаем.

МН: Что вы скажете об истории с Бронзовым солдатом?

Толстая: Что эстонца любить трудно и не нужно. (Шутка.) А вообще на себя бы оборотились. Москву снесли, нет Москвы. Теперь та же участь ждет Питер.

МН: Как Кремль-то оставили?

Толстая: А мы спросили в "Школе злословия" главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, нет ли планов Кремль срыть и построить там развлекательный комплекс? Он как-то стал глаза заводить... но у нас выкинули это место.

МН: А разве так бывает?

Толстая: От самоиспуга. Слово "Кремль" включает в себя все смыслы нашей жизни. Скажешь по телефону "Путин" и тут же слышишь, как шуршит бобина. Они запишут и положат на полки. Эта самовоспроизводящаяся бюрократия сама себя поддерживает, она должна шевелиться, бумаги сами должны с места на место перекладываться, это же кафкианская Вселенная.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Татьяна Толстая: \"Будущее за углом. Оно наступит в любую секунду\" icon Риа новости, «Интерфакс» ижурналом «Огонёк»
Толстая родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде. Внучка по одной линии – писателя А. Н. Толстого и поэтессы Н. В. Крандиевской, по...
Татьяна Толстая: \"Будущее за углом. Оно наступит в любую секунду\" icon В широком смысле информационной системой можно назвать любую организационную...
В широком смысле информационной системой можно назвать любую организационную структуру, задача которой состоит в работе с информацией....
Татьяна Толстая: \"Будущее за углом. Оно наступит в любую секунду\" icon Задача восприимчивости и развития возмущений в вус решалась при числе Маха М
Численное моделирование интерференционного управления возмущениями вязкого ударного слоя на пластине под углом атаки
Татьяна Толстая: \"Будущее за углом. Оно наступит в любую секунду\" icon Взаимозависимость Наша Действительность
Золотое Будущее, адресована интеллектуальным людям этой несчастной планеты. Это ответ на отчет Организации Объединенных Наций, Всемирной...
Татьяна Толстая: \"Будущее за углом. Оно наступит в любую секунду\" icon Книга рекомендуется всем, кто интересуется вопросами само- исцеления...
Исцеляющий кристалл. / Пер с англ. Іо. Г. Ситдико- ва,— спб.: Будущее Земли, 2002,— 224 с
Татьяна Толстая: \"Будущее за углом. Оно наступит в любую секунду\" icon Будущее земли, человечества и вселенной (отдельные главы)
Скажите, что этого не дано знать никому? Тогда откройте эту книгу и увидите, что нетрадиционная футурология давно уже разрушила все...
Татьяна Толстая: \"Будущее за углом. Оно наступит в любую секунду\" icon Методическое сообщение тема: «Развитие навыков самостоятельной работы...
Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче,...
Татьяна Толстая: \"Будущее за углом. Оно наступит в любую секунду\" icon Конспект праздника для 1-7 классов «Мама главное слово!»
Каждую секунду в мире рождаются три человека. С первого дня ребенка мать живет его дыханием, его слезами и улыбками. Мать нужна ребенку....
Татьяна Толстая: \"Будущее за углом. Оно наступит в любую секунду\" icon Роль чуда в текстах древнерусской литературы
Чем старше мы становимся, тем меньше верим в чудо. Отношение к нему у всех людей разное, оно зависит от мировоззрения и мировосприятия,...
Татьяна Толстая: \"Будущее за углом. Оно наступит в любую секунду\" icon Павел Глоба Когда наступит день Сакральный календарь древних ариев Минск арба 1997 Содержание
Но несмотря на свою глубокую древность, календарь этот не потерял своей актуальности, ведь базовые космические циклы, лежащие в его...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции