Рабочая программа по русскому языку 11 класс




Скачать 192.48 Kb.
Название Рабочая программа по русскому языку 11 класс
Дата публикации 24.09.2014
Размер 192.48 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Старокриушанская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю Согласовано Рассмотрено

Директор школы ________ Заместитель на заседании МО

«__» ____________ 2013 г. директора по УВР ______ «__» _________ 2013 г.

«__» __________ 2013 г.

Рабочая программа

по русскому языку

11 класс

базовый уровень

Свиридовой Татьяны Николаевны,

учителя русского языка и

литературы,

ВКК


с. Старая Криуша, 2013


Пояснительная записка
Русский язык как учебный предмет в старших классах считается одним из важнейших, так как является основой развития мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой самореализации личности, развития способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, он влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, социальная и профессиональная активность во многом определяют достижения человека во всех областях жизни, именно они способствуют социальной адаптации человека к изменяющимся условиям мира.

Заключительный этап изучения русского языка в школе на базовом уровне направлен на повышение речевой культуры старшеклассников, совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка, расширение культурного кругозора, в основе которого лежит высокий уровень коммуникативной компетенции.

Тематическое планирование составлено по программе А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой на базовом уровне с учетом федерального компонента содержания образования. Названия тем в планировании в целом соответствует обозначенным в программе А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой «Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений».


Цели изучения:

  • расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение языка к ценностям национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;

  • овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

  • совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; формирование навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;

  • приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение различными приемами информационной переработки текста;

  • расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими средствами языка в соответствии со сферой речевого общения, а также умений оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения.



Общая характеристика курса
Содержание курса русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе, как и на предыдущем этапе, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на повышение речевой культуры старшеклассников, совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка, расширение культурного кругозора, в основе которого лежит высокий уровень коммуникативной компетенции, а также языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает совершенствование владения видами речевой деятельности, целенаправленное формирование культуры устной и письменной речи, умений использовать языковые средства в зависимости от определенной функциональной разновидности языка, готовности к сотрудничеству и продуктивному коммуникативному взаимодействию; расширение опыта речевого общения в официальных и неофициальных ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы; развитие способности оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать собственное речевое поведение и быть готовым к его осмысленному изменению.

Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. Другими словами, коммуникативные универсальные учебные действия, которые поддерживаются целым комплексом школьных предметов, являются в то же самое время предметными компетенциями, входящими в коммуникативную составляющую содержания учебного предмета «Русский язык».

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции развиваются на основе углубления знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; предполагают овладение системой знаний о литературной норме, об основных аспектах культуры речи, о функциональных разновидностях языка, формирование активных навыков нормативного употребления единиц языка в различных сферах общения, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи старшеклассников, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция предполагает более глубокое осознание старшеклассниками языка как формы выражения национальной культуры, осмысление взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета не только в бытовой, но и в научно-учебной сферах общения. Культуроведческая компетенция обеспечивает осознание русской языковой картины мира, выявление общего и специфического в культуре русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка ведет к тому, что учащиеся

  • овладевают всеми видами речевой деятельности, строят продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе совместной учебной и проектной деятельности, адекватно воспринимают устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагают свою точку зрения по поставленной проблеме, умело используют языковые средства в дискуссии, при аргументации собственной позиции, соблюдают в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи, правила русского речевого этикета и др.;

  • формулируют проблему, выдвигают аргументы, строят логическую цепь рассуждения, находят доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществляют библиографический поиск, извлекают необходимую информацию из различных источников; определяют основную и дополнительную, явную и скрытую информацию, осмысливают цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывают, систематизируют информацию и предъявляют её разными способами и др.;

  • ставят и адекватно формулируют цель деятельности, планируют последовательность действий и при необходимости изменяют её; осуществляют самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.

Совершенствование речевой деятельности, развитие речевой культуры учащихся строится на базовом уровне прежде всего на основе усвоения элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности, а также в процессе многоаспектного языкового анализа речевого высказывания и практического овладения всеми типами норм современного литературного языка. Таким образом, предметные цели курса русского языка для базового уровня максимально приближены к жизненным потребностям выпускника, отражают жизненные ориентиры учащихся.

Программа курса русского языка состоит из двух разделов. В первом разделе указан материал для повторения и углубления знаний по русскому языку, во втором – определена лингвистическая деятельность учащихся, организуемая на материале текстов, а также на основе изучаемых произведений художественной литературы.

Повторение изученного будет выступать основой для овладения языком на более высоком уровне – на уровне текста, речевых стилей.

Теоретический материал повторяется посредством обобщающих бесед и лингвистического разбора, анализа текстов разных стилей.

Работа по орфографии и пунктуации ведется параллельно с работой над текстом.

Особое внимание уделяется публицистическому и художественному стилям. Это диктуется социальной значимостью названных стилей, практическими потребностями.
Место предмета в учебном плане

Предполагаемый курс русского языка рассчитан на 35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе.

Содержание курса

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции.

Раздел 1. Речь. Речевое общение.

  1. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.

Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сфера речевого общения.

  1. Совершенствование основных видов речевой деятельности. Адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой информации. Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников. Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов.

Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения.

Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения. Анализ речевых высказываний с точки зрения их соответствия виду и ситуации общения, успешности в достижении прогнозируемого результата, анализ причин коммуникативных неудач, предупреждение их возникновения. Употребление языковых средств в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций

Раздел 2. Функциональная стилистика

  1. Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка.

Функциональные стили (официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства стилей.

Культура публичной речи. Композиция публичного выступления.

Особенности речевого этикета в официально-деловой и публицистической сфере.

Основные жанры публицистического и официально-делового стилей.

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.

Основные изобразительно-выразительные средства языка.

  1. Выявление особенностей разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей.

Создание письменных высказываний разных стилей и жанров.

Наблюдение за использованием изобразительно-выразительных средств языка в публицистических и художественных текстах.

Проведение стилистического анализа текста.

Раздел 3. Культура речи

  1. Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и эстетический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность и выразительность речи.

Языковая норма. Варианты норм. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы.

Словари современного русского языка.

  1. Применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм.

Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.

Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия литературным нормам.

Соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения.

Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь, владеть разными способами редактирования текста.

Использование нормативных словарей русского языка и справочников.

Содержание, обеспечивающее формирование

культуроведческой компетенции

  1. Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.

  2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах.

Использование этимологических словарей и справочников. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.


Результаты изучения предмета

«Русский язык. Базовый уровень»

I.

  1. Осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптации в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию, к получению высшего филологического образования от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

  2. Представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

  3. Увеличение репродуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

II.

  1. Владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:

  • Разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом ;

  • Умениями выступать перед аудиторией с докладом; защищать реферат; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;

  • Умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, учитывая разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению, осуществлять коммуникативную рефлексию;

  • Разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы, проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявить результаты деятельности в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  1. Способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки; совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

  2. Овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

III.

  1. Представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;

  2. Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  3. Освоение основных сведений о лингвистике как науке, о роли старославянского языка в развитии русского языка, о формах существования русского национального языка; освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения , литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка, основные аспекты культуры речи, требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

  4. Понимание системного устройства языка, взаимосвязи его уровней и единиц; проведение различных видов анализа языковых единиц, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания;

  5. Владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

  • Адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой информации;

  • Осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирование (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;

  • Владения умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных тексов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

Говорение и письмо:

  • Создание устных и письменных монологический и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной,

  • Подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;

  • Применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка ; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;

  • Соблюдение норм речевого поведения в в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения;

  • Осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов.

Учебно-методическое обеспечение

Для учащихся

Для учителя

Учебник Власенкова А.И.,Рыбченковой Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы

Учебник Власенкова А.И., Рыбченковой Л,М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст, Стили речи». 10-11 классы


Календарно-тематическое планирование 11 класс




Дата

Дата

Тема урока

Повторение

1







Введение. Русский язык в современном мире.




2.







Контрольный срезовый диктант.




Синтаксис и пунктуация (6 ч.) + 10 ч. из повторения

3







Обобщающее повторение синтаксиса. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании

Виды связи слов в словосочетании. Трудные случаи согласования и управления.

4.







Понятие простого предложения. Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Способы выражения подлежащего и сказуемого. Правописание безударной гласной.

5.







Порядок слов в предложении. Синтаксический разбор простого предложения.

Главные и второстепенные члены предложения.

6.







Предложения двусоставные и односоставные, особенности их употребления в разных стилях речи. Неполное предложение. Тире в неполном предложении.




7.







Понятие однородности членов предложения. Знаки препинания при однородных членах.

Сочинительные союзы (соединительные, разделительные, противительные)

8.







Однородные и неоднородные определения.

Пунктуация в предложениях с однор. членами.

9.







Контрольный диктант.




10.







Предложения с обособленными определениями и приложениями.

Пунктуация при определениях и приложениях.

11.







Предложения с обособленными обстоятельствами и уточняющими членами.

Пунктуация при обстоятельствах.

12.







Предложения с вводными словами и обращениями.

Пунктуация при вводных словах и обращениях.

13.







Типы сложных предложений. Сложносочиненное предложение

Пунктуация в ССП.

14.







Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных.

Пунктуация в СПП.

15.







Бессоюзное сложное предложение. Предложение с разными видами синтаксической связи.

Пунктуация в БСП.

16.







Предложения с прямой речью. Способы оформления прямой речи. Цитирование.


Пунктуация в предложениях с прямой и косвенной речью.

17.







Принципы и функции русской пунктуации. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Синтаксический разбор предложения.





18.







Контрольный диктант.




Публицистический стиль речи (6ч.)

19.







Особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.

Специальные выразительные средства (фигуры).

20







Очерк. Эссе.

Жанры публицистики. Композиция.

21.







Сочинение – эссе.




22.







Устное выступление. Дискуссия.

Монолог. Диалог.

23.







Использование средств публицистического стиля в речи.

Специальные выразительные средства (фигуры).

24.







Изложение




Художественный стиль речи (6 ч.)

25.







Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы)

Выразительные средства лексики.

26.







Язык как первоэлемент художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи.

Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка.

27.







Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.

Выразительные средства синтаксиса.

28.







Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова.

Трудные случаи орфографии.

29.







Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

Трудные случаи пунктуации.

30.







Анализ художественной формы произведений русской классической и современной литературы.




Общие сведения о языке (2 ч.)

31.







Язык как система. Основные уровни языка. Нормы современного русского литературного языка

Комплексное повторение орфографии.

32.







Выдающиеся ученые-русисты.

Комплексное повторение пунктуации.










Повторение (2 ч.)




33.







Трудные случаи орфографии

Грамматические ошибки и их предупреждение.

34.







Трудные случаи пунктуации. Факультативные и альтернативные знаки препинания.

Речевые ошибки и их предупреждение.

35.







Анализ текста







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по русскому языку 11 класс icon Рабочая программа по русскому языку. (9 класс) Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку (9 класс ) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного...
Рабочая программа по русскому языку 11 класс icon Рабочая программа по русскому языку 6 класс на
Российской Федерации, утвержденном приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г №1089, примерной программы по русскому языку,...
Рабочая программа по русскому языку 11 класс icon Рабочая учебная программа по русскому языку 9 класс для базового уровня
По русскому языку для классов с базовым уровнем (С. Г. Бархударов,С. Е. Крючков,Л. Ю. Максимов,Л. А. Чешко)
Рабочая программа по русскому языку 11 класс icon Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Примерной программы и программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов. (Авторы Бабайцева В. В. И др.//Программно-...
Рабочая программа по русскому языку 11 класс icon Рабочая учебная программа по русскому языку 7 класс для базового уровня
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, а также на основе Программы для общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по русскому языку 11 класс icon Рабочая программа по русскому языку для 8-б класса Учитель: Ведышева Вера Викторовна
Настоящая рабочая программа разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего...
Рабочая программа по русскому языку 11 класс icon Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Баранова...
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа по русскому языку 11 класс icon Рабочая программа по русскому языку 8 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с требованием федерального компонента государственного стандарта на основе
Рабочая программа по русскому языку 11 класс icon Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов Составитель
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса создана на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по русскому языку 11 класс icon Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе...
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Программы по русскому языку для основной школы 5-9 классы....
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции