Скачать 110.62 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов. Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без продолжения этой работы за рамками школьного урока. Цель элективного курса - формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений; формированию личности, умеющей думать, сопереживать, способной за строкой литературного произведения видеть современную действительность, пропускать художественные произведения через свою душу. Задача курса – заинтересовать ученика новейшей литературой, дать современному писателю современного читателя. Данная программа помогает решать задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы: - формирование представлений о литературе каккультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни человека; - формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности; - формирование эмоциональной культуры личности; - развитие воображения творческих способностей, инициативы; - формирование положительных нравственных качеств и высокой гражданской ответственности за судьбу Отечества; - развитие навыков устной и письменной речи, умение четко и грамотно выступать перед аудиторией; - развитие коммуникативных навыков: Данная программа направлена на совместную работу ученика и учителя, совместную работу ума, чувств, воли, на воспитание читающего, грамотного гражданина. Отбор произведений современной литературы подчинен этим задачам. Программа представляет собой цикл занятий, посвященных творчеству современных авторов, и опирается как на книжные, так и журнальные публикации последних десятилетий. Особенностью текстов, включенных в программу, является то, что по своей жанровой природе это, как правило, рассказы и небольшие повести. Такие произведения удобны для текстуального анализа и позволяют сосредоточиться не только на осмыслении содержания, но и на выявлении художественного своеобразия текста. Программа содержит ряд тематических разделов, каждый из которых посвящен нескольким произведениям, изучаемым текстуально. Программа направлена на выработку следующих основных умений: - владение техникой грамотного и осмысленного чтения; - владение умением выразительного чтения; - умение самостоятельно анализировать произведение и давать ему оценку; - умение грамотно отроить свое монологическое высказывание и слушать мнение товарищей; - умение выполнять письменные работы различных жанров. Данный курс рассчитан на 17 часов (11 кл.). Содержание элективного курса “Проза и поэзия XX века” (17 ч.) ВВЕДЕНИЕ Развитие художественных и идейно – нравственных традиций современной литературы. Основные направления и тенденции развития. Многоплановость, жанровое многообразие. Блок 1. Русская поэзия Серебряного века. Обзор (1 час) А.А. БлокСлово о поэте. «Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения. С.А. ЕсенинСлово о поэте. Тема Родины в лирике С. А. Есенина. «Вот уж вечер...», «Разбуди меня завтра рано...», «Край ты мой заброшенный...» Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С. А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу...», Блок 2. ГОДЫ РЕПРЕССИЙ В.Дудинцев "Белые одежды", Д.Гранин "Зубр", В.Шаламов" Колымские рассказы" О.Волков "Погружение во тьму", С.Довлатов “Зона”, Г.Владимиров “Верный Руслан”. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Отражение эпохи 30 -40-х годов. Судьба российской интеллигенции. Ответственность народа и его руководителей за настоящее и будущее страны. Тема памяти живых и погибших. Органическое единство художественного и публицистического в произведениях современных авторов. Блок 3. "ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ В ПЛАМЕНИ ВОЙНЫ " К.Воробьев “Это мы, Господи”, В.Кондратьев "Сашка", Г.Бакланов "Навеки - девятнадцатилетние", Е. Носов “Костер на ветру”, В.Астафьев "Прокляты и убиты" “Так хочется жить", М.Карим “Помилование”, В.Быков "Медовый месяц", "Полюби меня, солдатик”, С.Алексиевич "У войны не женское лицо". О.Ермаков “Последний рассказ о войне”, К. Таривердиев “Ловушка”, ”Перебежчик”, Н.Иванов “Спецназ, который не вернулся”, “Вход в плен бесплатный”, А. Проханов “Чеченский блюз”, В. Маканин “Кавказский пленный”. Углубление темы Великой Отечественной войны в современной литературе. Художественное исследование духовных истоков массового героизма народа в защите Отечества. Образ молодого бойца. Суровая правда войны. Героика военных будней. Осмысление подвига и трагедии народа. Психологическая проза, нравственные основы личности человека в трагических коллизиях войны. “Афганская” и “чеченская” проза. Художественно – документальный жанр. Блок 4. "БЕРЕГИ В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА" Нравственная красота нашего современника. Проблема отношений личности и коллектива. Пристальный интерес к сложному духовному миру человека, нравствен -ным основам его характера. Е. Носов "Яблочный Спас", "Карманный фонарик", В.Распутин "В ту землю”, ”Женский разговор", "Нужная профессия", “Изба”. Связь рассказа с житийной литературой. Вера в силы народного духа, золотые сердца русских крестьян. С.Бабаян "Моя вина", "Кучук - Ламбат", С.Залыгин "Ирунчик", "Уроки правнука Вовки", Б. Екимов “Пиночет”. Современная поэзия о нравственности. Блок 5. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА Философское осмысление проблемы – отношение человека к природе. Утверждение нравственных законов отношения человека к миру. Значение образов природы. Роль автора – рассказчика. Публицистичность и лиризм произведений. В.Распутин "Прощание в Матерой", В. Астафьев "Царь-рыба", П.Краснов "Шатохи", С.Алексиевич "Чернобыльская молитва", Г. Медведев “Чернобыльская тетрадь”, “След инверсии”, Ю. Щербак “Чернобыль”. Боль за родную землю. Органическое единство художественного и публицистического жанра. А.Варламов "Гора", "Байкал". Экологические и нравственные проблемы современности. Блок 6. ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ Изображение духовной и физической мощи человека. Трудный быт простого человека. Отношение к труду как к главному делу жизни. Проблема ответственности человек за свое жизненное поведение (проблема жизненного выбора), понятие гражданского долга, высота нравственных требований к человеку. Ф.Абрамов "Деревянные кони", "Пелагея", "Алька", Б. Екимов “Пиночет”,”Фетисыч”, “Пастушья звезда”, В. Астафьев “Людочка”, Г.Бакланов “Кондратий”, Д.Бакин “Сын дерева”, “Страна происхождения”, А. Цветков“ Герой рабочего класса”, В. Золотуха “Последний коммунист”, С. Довлатов“Чемодан”, Ю. Трифонов “ Обмен”. Образ молодого героя на страницах произведений последних десятилетий. Поиски героя времени. Блок 7. ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ. А. Цветков “Герой рабочего класса”, В. Золотуха “Последний коммунист”. Проблема поиска героя времени. Судьба “растерянного” поколения 90-х годов. Проблема “отцов” и “детей”. С. Довлатов “Чемодан”, Ю. Трифонов “Обмен”. Русская интеллигенция в испытаниях времени. Тематическое планирование элективного курса “Проза и поэзия XX века” (17 ч.)
Учебно – методическое обеспечение предмета
М. – Дрофа,1998/
|
Пояснительная записка. Цели изучения учебного предмета «Технология» Основными целями учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются |
Пояснительная записка 6 класс Цели учебного предмета рабочая программа В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения немецкого языка на ступени основного общего образования |
||
Пояснительная записка. Статус документа Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами... |
Рабочая программа по предмету «Музыка» Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... |
||
Рабочая программа включает разделы: «Пояснительная записка» Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами... |
Пояснительная записка. Статус документа В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... |
||
Пояснительная записка. Статус документа В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... |
Пояснительная записка. Статус документа В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... |
||
Пояснительная записка Статус документа В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... |
Пояснительная записка. Статус документа В. Я. Коровиной, 14-е издание, М. Просвещение 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |