Российской Федерации Государственное образовательное учреждение «Нижегородский государственный педагогический университет» Кафедра русской литературы




Скачать 310.23 Kb.
Название Российской Федерации Государственное образовательное учреждение «Нижегородский государственный педагогический университет» Кафедра русской литературы
страница 1/2
Дата публикации 24.09.2014
Размер 310.23 Kb.
Тип Программа курса
literature-edu.ru > Литература > Программа курса
  1   2
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

«Нижегородский государственный педагогический университет»
Кафедра русской литературы


История русской литературы ХХ века

(вторая часть)

Программа курса бакалавриата


Составитель:

кандидат филологических наук,

доцент Т.П.Комышкова

Программа утверждена

на заседании кафедры «_____»__________2006 г.

протокол №
Программа переутверждена

на заседании кафедры

«___»________________2012 г.

протокол №

Нижний Новгород

2012

Пояснительная записка

Курс «История русской литературы ХХ века (2 часть)» охватывает период с 1920-х годов до конца 1990-х годов.

Курс рассчитан на студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению 050300 «Филологическое образование».

Цель курса: изучение указанного периода русской литературы в русле современных теоретико- и историко-литературных представлений о закономерностях литературного процесса России ХХ века.

Задачи курса:

  • Выявление культурных и художественных достижений ХХ века и введение их в контекст национальной традиции;

  • выявление в художественном творчестве специфических доминант постижения мира и действительности;

  • осмысление основных тенденций движения художественной мысли в сложных взаимосвязях с социальными потрясениями ХХ века;

  • анализ творчества писателей и поэтов в соотнесённости с литературно-эстетическими теориями и тенденциями ХХ века;

  • изучение литературного творчества в аспекте исторической поэтики;

  • установление типологии художественного сознания различных этапов литература ХХ века.

Курс рассчитан на 2 семестра.

1 семестр включает 36 часов, 2 семестр – 38 часов. Специфика обучения в бакалавриате (малый объем студенческой группы) позволяет структурировать занятие на основе комплекса методических приемов, соединяя лекцию, беседу, анализ текста, обсуждение реферативных работ.

Формы отчетности. 1 семестр заканчивается зачетом, выставляемым по итогам выполнения в течение семестра домашнего задания, предполагающего знание поэтических текстов наизусть (список приводится).

2 семестр заканчивается экзаменом, включающим материал всего изученного курса.

Структура программы обусловлена ее содержанием, целью и задачами. Основной принцип построения – линейный, сочетаются обзорные и монографические темы, приоритет принадлежит монографически-целостному изучению творчества писателей.

При изучении конкретных тем, в зависимости от спецификой материала, осуществляются межпредметные связи с историей, философией, историософией, религиоведением, культурологией, методикой преподавания литературы.

Ожидаемые результаты. В процессе освоения курса студенты должны:

  • иметь квалифицированное представление об основных закономерностях историко-литературного процесса ХХ века;

  • знать особенности каждого этапа и периода литературы ХХ от века от 1920 годов до современности;

  • знать особенности художественного мира каждого из изучаемых писателей, определять их в категориях теоретической и исторической поэтики;

  • уметь грамотно анализировать художественные тексты;

  • свободно цитировать поэтические тексты, знать наизусть программные произведения изучаемых поэтов.



Содержание программы
Литературный процесс 20 века: проблемы периодизации и изучения.

20 век как литературная эпоха. Принципы выделения основных этапов и периодов в истории русской литературы 20 века. Многообразие литературной жизни 1920-х, художественные поиски 1930-х годов, периода Великой Отечественной войны. Основные тенденции литературы второй половины 20 века. Писательские поколения. Нелинейность литературного процесса. Проблемы изучения литературы 20 века.
Литературная жизнь 1920-х годов: многообразие эстетических установок.

Полемика о сущности будущего искусства. Идея теургичности искусства и ее преломление в художественном сознании 1920-х годов. Казарменная и утопическая модели социализма, соответствие им 2-х моделей искусства. Статья А.Блока «Интеллигенция и революция».

Пролеткульт. Теория и практика организации. Учение А.Богданова о специфике задач нового искусства, искусстве как способе жизнестроения. Идея классовости и коллективности искусства. Задачи искусства, специфика понимания сущности искусства. Идеи технической эстетики. Отношение к классическому искусству.

«Кузница». Требование обсуждения творческих проблем. Защита «профессионализма», неприятие изоляции пролетарского искусства. Декларация специфики тематики пролетарского искусства.

РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). Теория и практическая деятельность организации. Литературные издания РАПП: «Октябрь», «На посту», «На литературном посту», «Настоящее». Односторонняя переработка идей Г.Плеханова об эмоциональной доминанте искусства. Мысль о классовой предопределенности искусства; деление литераторов на пролетарских писателей и попутчиков. Теория «социального заказа». Специфика понимания реалистичности искусства, требование «показа» действительности. Отсутствие разграничения содержания литературы и содержания изображенной им жизни: прочтение произведения по «идеологическому коду», требование штампа в изображении. Отношение к писателям. Итоги деятельности РАПП.

«Перевал». Идеи А.Воронского о сущности нового искусства. Деятельность журнала «Красная новь». Отношение к теории «социального заказа». Утверждение сущности искусства как способа познания жизни, место классового аспекта в общей картине мира художника, идея «блага революции». Разграничение эстетической реальности и реальности жизни. Проблема «попутничества». Отношение к классическому искусству.

ЛЕФ (Левый фронт искусств). Теория интенсификации искусства, организованного упрощения искусства. Взгляд на искусство как способ жизнестроения. Отрицание искусства как особой формы познания. Теоретики «левого» искусства Художественные открытия «левого» искусства: С.Эйзенштейн, Д. Вертов, В.Мейрхольд, В.Маяковский, С.Третьяков, С.Родченко и др. Роль В.Маяковского в становлении ЛЕФа.

Имажинисты. Организационная структура имажинистов. Роль С.Есенина в объединении поэтов. В.Шершеневич, А.Мариенгоф, Н.Эрдман, Б.Эрдман. Театральные опыты А.Таирова. Эстетические установки имажинистов: образ, очищенный от содержания, механическое соединение образов, идеализация и романтизация быта. Требование профессионализма в искусстве. С.Есенин как теоретик искусства. Статья «Ключи Марии». Мысль об образе как основе восприятия жизни, специфике мифологической образности; классификация образов.

«Серапионовы братья». Смысл названия, утверждение принципиальной аполитичности искусства. Влияние Е.Замятина на становление эстетической концепции «серапионов». Увлечение художественным мастерством, формотворчество.

Е.Замятин. Оценка современного состояния литературы в статьях. Основные положения статьи «Я боюсь». Роман «Мы»: специфика жанра. Критика утопического сознания. Характер и роль литературных и библейских аллюзий в тексте романа. Судьба антиутопий в литературном процессе 20 века.
В.Маяковский. Оценка творчества Маяковского в литературоведении 1990 – 2000 годов. Маяковский и ЛЕФ; статья «Как делать стихи». Творчество В.Маяковского после революции: структура художественного мира. Специфика видения задач поэзии («Приказ по армии искусств», «Разговор с фининспектором», «Домой!», «Юбилейное», «Во весь голос») Отражение «музыки революции» в стихах. Преодоление хаоса через материальную переделку мира, утопические образы: город-сад («Рассказ… о Кузнецкстрое и людях Кузнецка»), человек и его дело («Товарищу Нетте, пароходу и человеку»). Специфика воплощения русской классической традиции: «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение…». Мифологические и библейские мотивы в разработке образов революции («150 000 000», «Мистерия-буфф», «Владимир Ильич Ленин» и др.). Основные направления сатиры В.Маяковского (стихи, пьесы «Клоп», «Баня», «Стихи о загранице»). Судьба поэта в мире пошлости в поэме «Про это».
С.Есенин. Образа родины, родной земли в ранней поэзии. Сакрализация земного пространства, сочетание мифологических и христианских образов. Лирический герой Есенина. Особенности цветописи. Революционное обновление России в образах космического, планетарного характера: поэмы «Инония», «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик». Кризис художественного сознания: изменение лирического героя. «Сорокоуст», «Москва кабацкая». Образы смерти. Переосмысление мифологических образов. Поэма «Пугачев»: поиск организующего хаос начала. Преодоление кризиса в стихах и поэмах 1924-25 годов. Образы обновленной Руси. Оппозиция Россия – Азия в «Персидских мотивах», жизнеутверждающая сила любви. Судьба человека и судьба Родины в поэме «Анна Снегина». Образы жизни и смерти в поэме «Черный человек». Судьба поэзии С.Есенина в 20 веке.
Специфика авторского мифа «крестьянских поэтов».

Н.Клюев. Древняя мифологическая образность стихов Н.Клюева. Образы северной русской природы, словарь Клюева, психологический параллелизм и олицетворение. Своеобразие лирического героя, образы неволи, каземата. Сакрализация избы, крестьянского уклада. Поэма «Погорельщина»: разрушение крестьянкой утопии.

С.Клычков. Природа как высший идеал красоты. Эстетическое осмысление мифологических образов. Цикл «Кольцо Лады»: эстетизация крестьянского труда и народных праздников.

П.Орешин. Разработка традиций «крестьянской» поэзии 19 века. Изображение последствий войны. Поэтизация хлебородной мощи земли, крестьянского труда.
Революционно-романтическая поэзия 1920-х годов. Основные темы поэзии Н.Тихонова, Н.Асеева, М.Светлова, Э.Багрицкого, Б.Корнилова, И.Сельвинского, В.Луговского, И.Уткина. Многообразие художественных манер.
Экспериментальная поэзия 1920-х годов. Основные положения ОБЭРИУ, деятельность «обэриутов». Художественный мир Д.Хармса: принцип смысловой бессмыслицы, тотальная инверсия.
Н.Заболоцкий. Непосредственность восприятия действительности в цикле «Столбцы». Новизна зрения, образы-маски в стихах начала 1930-х годов. Поэзия мысли: утверждение законов мироздания, непостижимости тайны бытия, противостояние идее «соразмерности начал». Поэзия как деяние рук человека. Сближение и взаимообогащение человека и природы в цикле «Поздняя любовь».

О.Мандельштам. Доминанты образного строя ранней лирики: соединение греческой, римской, библейской образности. Черты поэтики акмеизма.Тема одиночества. Образы культуры, созидающей силы искусства. Образ Петербурга в стихах Мандельштама. Образы времени, века в стихах 1920-х годов. Мотивы страха и гнева в стихах 1930-х годов. Мир и человек в «Воронежских стихах».
Революционно-романтическая проза 1920-х годов. Спор о новом человеке, воле и рефлексии.

А.Серафимович, «Железный поток». Документальная основа повести. Изображение процесса переделки человеческой массы. Образ Кожуха. Натурализм бытовых зарисовок. Ориентированность на библейский сюжет.

А.Фадеев, «Разгром». Авторская задача и ее реализация; преодоление

РАППовских установок изображения типов, образ Левинсона. Проблема становления личности. Система образов. Традиции Л.Толстого и М.Горького.

Вс.Иванов, «Бронепоезд 14-69», «Партизанские повести». Орнаментальная проза. Своеобразие реализации концепции «человек-зверь». Образы партизан: мифопоэтическая основа понимания революции.

Ф.Гладков. Проблема переделки человеческой психологии в романе «Цемент». Зарождение жанра «производственного романа».

Ю.Олеша . Противостояниеволи и рефлексии в романе «Зависть».
К.Федин. Роман «Города и годы»: специфика жанра. Композиция и архитектоника романа. Смысл названия. Роль образных оппозиций в формировании проблематики. Сквозные образы-символы, мотивы слепоты, ошибки, жестокости и сострадания. Разрыв привычных человеческих связей и установление новых отношений. Проблема возможности гармонии в мире. Фаустианская тема.
Б.Пильняк. Специфика художественного мировидения, онтологическая проблематика прозы. Особенности композиции и архитектоники в романе «Голый год». Концепция истории и революции, мифологическая образность, специфика воплощения образа метели. Временная организация романа, семантика собственных имен, специфика историзма Пильняка, противостояние Восток-Запад. Специфика решения проблемы противостояния воли и рефлексии, понимания концепции «человек-зверь». Образы большевиков – «людей в кожаных куртках» и интеллигентов. Образ государства-машины в «Повести непогашенной луны».
И.Бабель. История создания книги И.Бабеля «Конармия». Оценка книги критиками разных направлений. Специфика жанра. Структура повествования в «Конармии»: различные соотношения автора и рассказчиков. Сквозные мотивы книги. Специфика воплощения карнавализированного сознания в рассказах. Образ Лютова. Автор и герой.
М.Зощенко. Проблема духовного обновления человека, типизация. Исследование сознания героя, характерные черты зощенковского героя. Новаторство в разработке темы «маленького человека». Особенности языка рассказов, своеобразие авторской позиции.
Л.Леонов. Мифопоэтическая основа художественного мира ранних рассказов, идея всеединства человека и природы, эсхатология, технократического общества и патриархального уклада, эстетическая оценка противостояния человек и природа. Проблематика романа «Барсуки». Структура повествования. Нравственная оценка теории «человек-зверь». Возможности формы сказа: соотношение живописания и аналитики. Особенности композиции. Мысль о возможности переделки человеческой природы. Концепция человека в романе «Вор». История работы над романом. Композиция и архитектоника романа, своеобразие авторской задачи. Система образов, принципы построения образов. Драматургия Л.Леонова; пьеса «Нашествие». Философская основа и мифологическая образность пьесы. Человек и история в повести «Evgenia Ivanonva». Роман «Русский лес». Философская концепция мира в романе «Пирамида».
М.Горький. Судьба писателя после революции. Основные темы цикла «Несвоевременные мысли». Специфика решения проблемы о месте человека в жизни в драматических произведениях и романе «Дело Артамоновых». «Жизнь Клима Самгина»: проблема жанра. Панорама русской жизни, противостояние философских концепций. Образ Клима Самгина, принцип «самгинских очков» в структуре повествования. Динамика массовых сцен. Система лейтмотивов.
М.Булгаков. Художественное осмысление событий гражданской войны в романе «Белая гвардия». Специфика пространства и времени. Сатирические произведения: «реальная фантастика» повестей «Собачье сердце», «Роковые яйца». Драматургия М.Булгакова. Специфика организации времени и пространства в пьесе «Бег». Философия романа «Мастер и Маргарита»: специфика жанра, проблема героя, мифопоэтический код романа. Соотношение легендарно-исторического, лирического и сатирического пластов повествования.
М.Шолохов. Специфика проблематики «Донских рассказов». Споры вокруг романа «Тихий Дон» в литературоведении 20 века. Трагическое и эпическое в «Тихом Доне». Две книги «Поднятой целины»: проблематика, специфика жанра, соотношение эпического, трагического и комического. Человек и судьба в рассказе М.Шолохова «Судьба человека».
Жанровая система прозы 1930-х годов. Организация Союза советских писателей, утверждение термина «метод социалистического реализма». Расцвет детской литературы. Исторический роман: причины актуализации жанра, проблематика, новые формы (Ю.Тынянов, О.Форш А.Толстой). Формирование жанра производственного романа (В.Катаев, Л.Леонов, М.Шагинян и др.). Романы воспитания: творческое развитие законов жанра (Н.Островский, А.Макаренко, Г.Белых и Л.Пантелеев). Тяготение к большим эпическим полотнам. Специфика философского романа. Сатирическая литература (И.Ильф и Е.Петров).
А.Н.Толстой. Специфика восприятия истории и отражение ее в художественном творчестве. Рассказы и повести 1920-х годов. Трилогия «Хождение по мукам»: специфика жанра, проблематика. Роман «Петр Первый»: новаторство в жанре исторического романа, концепция истории, специфика проблематики.

А.Платонов. Своеобразие художественного мифологизма рассказов. Отражение специфики миропонимания в повести «Ювенильное море». «Котлован»: притча и антиутопия. Роман «Чевенгур»: жанр, проблемы, персонажи.
Литература периода Великой Отечественной войны.

Очеркистика периода Великой Отечественной войны: основные темы. Очерк А.Толстого «Родина»: сочетание документальности и художественного вымысла, легендарно-мифологические образы. Утверждение первоочередной ценности русской культуры, русского слова.

Поэзия в годы Великой Отечественной войны: движение лирических жанров, тематики. Народно-миологическая образность, фольклорные мотивы и жанры в стихах А.Ахматовой, К.Симонова, А.Исаковского. Поэмы П.Антокольского «Сын»: образы жизни и смерти, специфика воплощения проблемы отцов и детей.

Драматургия периода Великой Отечественной войны. Поиск в разработке жанров. Теория «воздуха». Творческое применение принципов классицизма в пьесе А.Корнейчука «Фронт». Драматический эпос К.Симонова «Русские люди». Философия и мифология трагедии Л.Леонова «Нашествие».

Три этапа прозы Великой Отечественной войны. Типология военной повести Документальная повесть, пути преодоления субъективности в оценке событий. М.Шолохов, «Наука ненависти»: специфика композиции. Повесть о герое. Принципы разработки характеров в повести К.Симонова «Дни и ночи». Преломление эпической традиции Н.Гоголя в повести Б.Горбатова «Непокоренные» Образ дороги. Библейские мотивы. Мифопоэтическая образность повести Л.Леонова «Взятие Великошумска».
Принципы изображения военных событий в прозе 1950-х годов Военно-приключенческая повесть. Специфика композиции повести Э.Казакевича «Звезда». Своеобразие проблематики повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда». Философия истории в эпопее В.Гроссмана «Жизнь и судьба».
Концепция человека и истории в военной прозе 1960-70-х годов. «Лейтенантская проза»: Б.Васильев, В.Быков. Новый герой – новое понимание движущих сил истории. Изображение быта войны. Специфика пространственно-временной организации повествования.

Концептуальный роман Ю.Бондарева («Берег», «Выбор», «Игра»).
Б.Пастернак. Художественное постижение бытия в лирике. Роман «Доктор Живаго»: проблема жанра. Лейтмотивная структура повествования. Специфика понимания образа Христа.
А.Твардовский. Некрасовские мотивы в поэме «Страна Муравия». История создания поэмы «Василий Теркин». Образ центрального героя. Специфика авторской позиции. Образ Родины и истории в поэме «За далью – даль». Исторические судьбы русского народа в поэме «По праву памяти». Проблема ответственности человека за историю.
Лирическая проза 1960-х годов. Жанровая специфика лирической прозы. Причины «возрождения» жанра, связь с литературной традицией. Память как центральная категория книги О.Берггольц «Дневные звезды». Система лейтмотивов книги В.Солоухина «Владимирские проселки». Художественная культура «шестидесятников». Специфика мировидения Ю.Казакова.
Деревенская проза. Проблема традиции в деревенской прозе. В.Белов. «Привычное дело». Формирование несобствено-авторской речи и ее функции в повествовании. Философия народной жизни в прозе В.Астафьева. Проблема национального характера в рассказах В.Шукшина. Экзистенциальные проблемы в повестях В.Распутина («Живи и помни», «Последний срок», «Прощание с Матерой»). Мифопоэтические образы в творчестве писателей-«деревенщиков».
Антитоталитарная проза.

В.Шаламов. Концепция «новой прозы» и ее художественное воплощение в «Колымских рассказах».

А.Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ»: документальная основа книги, идея сотворчества. Структура повествования. Образы тоталитарного государства. Дискуссия идей в романе «В круге первом». Персонажная система романа, пространственно-временная организация повествования. Христианские и культурные аллюзии. Проблемы жизни и смерти, смысла человеческой жизни в романе «Раковый корпус». Специфика новеллистики А.Солженицына («Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»). Публицистическая деятельность Солженицына.
Ю.Трифонов. Концепция человека и истории в повестях и романах. «Московские повести»: специфика проблематики и стилистики.
Проза 1980-90-х годов: многообразие художественных исканий.

Условно-метафорический реализм.

Синтез философских идей и мифологических представлений в образной системе романов А. Кима. Мир и человек в прозе В.Маканина. Философская концепция мира в романе Л.Леонова «Пирамида».

Сентиментальная проза.

Конфликт личности и общества в повести А.Варламова «Рождение».Кризис сентиментального сознания в повести М.Кураева «Дружбы нежное волненье».Философский поиск идеала в прозе Л.Бежина («Калоши счастья», «Усыпальница без праха»).

Многообразие постмодернистских художественных моделей.

Отражение философии постмодернизма в романе А.Битова «Пушкинский дом». Игра и реальность в повести Л.Петрушевской «Свой круг». Система литературных рецепций повести В.Пьецуха «Новая московская философия». «Новая реальность» в прозе В.Пелевина.

Основные поэтические тенденции 1960-90-х годов.

Традиции акмеизма в поэтическом мире А.Тарковского. Поэтический бум шестидесятых и формирование принципов «громкой» поэзии. Многообразие творческих манер: соединение лирического и эпического в стихах Е.Евтушенко. Новаторство стихов А.Вознесенского, соединение образов культуры разных эпох, поиск формальной выразительности. «Бардовская» поэзия: роль и маска в художественном мире В.Высоцкого; «голос поколения» в стихах Б.Окуждавы. Личностно-психологическая тематика «тихой лирики». Образ Родины в поэзии Н.Рубцова. Тяготение к эксперименту, стремление к работе со второй культурной реальностью (Б.Ахмадулина, Ю.Мориц, А.Кушнер). Радикальный авангардизм Г.Айги и В.Сосноры. Поэтический андеграунд. Трагическое состояние личности в чуждом ей мире в стихах И.Бродского Отказ от жизнеподобия в стихах поэтов «Петербуржской школы» (Е.Рейн). Зарождение постмодернистской эстетики в творчестве концептуалистов. Игра образами и штампами культуры в стихах Д.А.Пригова.
Планы практических занятий
Жанровая специфика романа Е.Замятина «Мы»

1. Судьба антиутопий в литературном процессе 20 века.

2. Жанровые признаки антиутопии:

- критика утопического сознания;

- структурные признаки жанра.

3. История создания и публикации романа Е. Замятина «Мы». Основные положения эстетической программы Е.замятина.

4. Признаки жанра антиутопии в романе «Мы». Развитие идей Ф.М. Достоевского («Поэма о Великом Инквизиторе») в реализации мотива свобода (несвобода).

5. Характер и роль библейских аллюзий в тексте романа.
Литература

Е.Замятин. Мы.

Е.Замятин. О синтетизме. Новая русская проза Я боюсь./ Замятин Е. Мы. Роман. Повести. Рассказы. Пьесы. Статьи и воспоминания. Кишинев,1989.

Ф. Достоевский. Братья Карамазовы.

Долгополов Л. Замятин и Маяковский: К истории создания романа «Мы» // Русская литература, 1988, №4.

Гальцева Р., Роднянская И. Помеха – человек. Опыт века в зеркале антиутопий. // Новый мир, 1989, №12.

Русская литературная антиутопия ХХ века. М.. 1993.

Специфика жанра и проблематики романа К.Федина «Города и годы»

  1. Рассмотрите композицию романа К.Федина «Города и годы». С какой целью в роман введено множество эпизодических персонажей?

  2. Роман развивается между двумя сообщениями о гибели Андрея Старцова. В каких образах реализуется тема смерти в романе?

  3. Разрыв привычных человеческих связей – один из центральных лейтмотивов романа. Приведите примеры реализации этого лейтмотива: как рвутся связи отцов и сыновей, детей и семьи, жен и мужей, человека и родины, человека и его призвания?

  4. Какую роль в романе играют сквозные образы-символы?

  • Мотив слепоты – колонна слепцов, разъединяющая Мари и Андрея.

  • Жестокость и сострадание – маска разбойника Карла Эбескоса.

  • Мотив ошибки – каменная маркграфиня.

  1. Как утверждается в романе установление новых человеческих отношений?

  • Сравните историю любви Мари и Андрея и Щепова и Ксении.

  • За что любят Старцова немцы?

  1. Какую роль в романе играют женские имена Мари (Мария) и Рита (Маргарита)? Как реализуется фаустианская тема в романе?


Литература

В.Т.Захарова, Т.П.Комышкова. Неореализм в русской прозе XХ века: типология художественного сознания в аспекте исторической поэтики. – Н.Новгород, 2008.

Старков А.Ступени мастерства. М., 1985.

Белов Т. Федин. // История русской литературы ХХ века: в 4-х книгах. Кн.3: 1940—1960 годы. Под ред. Л.Ф.Алексеевой. М., 2006.

Зайдман А.Д. М.Горький и молодые прозаики содружества "Серапионовы братья"/ А.Д. Зайдман. - Н.Новгород, 2006. -192 с. - Библиогр.в примеч.

Проблематика и стилистика повести А.Платонова «Котлован»
1..Жизнь – это поиск истины. Вощев.

2. «Если вам нечем спокойно существовать, вы бы почитали своего ребенка». Настя.

3. «Мертвые тоже люди». Чиклин.

4. «Пролетариат не царь, ему нечего бояться». Мотив страха в повести.

5. «Директива не спустилась…, и он опустил течение мысли в собственной голове». Сафронов, Козлов, сельский активист.

6. Функция символических образов в повести: табун коней, медведь-молотобоец, дом, котлован. Жанровые черты антиутопии.

Литература.

Андрей Платонов. Мир творчества. – М., 1994.

Васильев В. Андрей Платонов. Очерки жизни и творчества. – М., 1990.

Гаврилова. Андрей Платонов и Павел Филонов. // Литературная учеба, 1990. №1.

Варламов А.Н. Андрей Платонов. — М.: Молодая гвардия, 2011.

Геллер М. Андрей Платонов в поисках счастья. М., 1999.

Гюнтер Ханс «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. Котлован и Вавилонская башня // По материалам второй Международной научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения А. П. Платонова. — Москва: Наследие, 1995. novruslit.ru/

Бродский И. Послесловие к «Котловану» Платонова. - 51.http://www.lib.ru/BRODSKIJ/br_platonov.txt

Автор и герой в книге И.Бабеля «Конармия»


  1. История создания книги. И.Бабеля «Конармия». Оценка книги критиками разных направлений.

  2. Структура повествования в «Конармии»: различные соотношения автора и рассказчиков (рассказы «Переход через Збруч», «Гедали», «Письмо», «Конкин», Мой первый гусь», «Кладбище в Козине»).

  3. Специфика воплощения карнавализированного сознания в рассказах («Письмо», «История одной лошади», «Измена», «Сашка Христос», «Начальник конзапаса»).

  4. Образ Лютова. Автор и герой. («Гедали», «Мой первый гусь». «После боя», «Смерть Долгушева», «Пан Аполек»).


Литература

Белая Г.А. Дон-Кихоты 20-х годов. М.1989. Гл. «Конармия» И.Бабеля: вчера и сегодня.

Русская литература ХХ века. Очерки. Портреты. Эссе. Учебное пособие для учащихся 11 класса средней школы. Ч.1. под ред. Ф.Ф.Кузнецова. М.1994.

Стилевая специфика прозы Великой Отечественной войны

Основные понятия: роман, эпопея, очерк, повесть; героический модус, мифопоэтика, мифологема, символ;; сквозные мотивы.

Вопросы для обсуждения.

  1. Назовите признаки традиционно-эпической группы жанров.

  2. Каковы возможные функции мифологических образов в повествовании?


Задания по тексту

  1. Сравните образы дороги в повестях Б.Горбатова «Непокоренные» и Л.Леонова «Взятие Великошумска» (1944). Что общего и в чем различие в трактовке этого образа писателями?

  2. С какой целью Л.Леонов вводит в повествование сказку о Покати-Горошке? Найдите в повести «Взятие Великошумска» образы, которые можно трактовать как сказочные или былинные.

  3. Как в повесть вводится мысль о единстве судьбы человека и всех живых существ? Как животные помогают танкистам?

  4. Сравните символическую (мифологическую) характеристику образов дороги, воды (болота), неба, пригорка. Какое место в данной системе занимают образы монастыря и часовни?

  5. Почему в повести разные персонажи носят одну и ту же фамилию?

.

  1. Каким способом вводится в повесть мысль о единстве живых и мертвых, их внутренней связи?

  2. Определите специфику пространственно-временной организации повести

Литература

  1. Кузьмичев И. К. Герой и народ. Раздумья о судьбах эпопей. М., 1973.

  2. Лотман Ю.М, Минц З.Г., Мелетинский Е.М. Литература и мифы// Мифы народов мира: Энциклопедия Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1992.

  3. Захарова В., Комышкова Т. Неореализм в русской прозе XХ века: типология художественного сознания в аспекте исторической поэтики. – Н.Новгород, 2008.

  4. Типология художественного сознания в русской литературе XVIII-XX веков: учебное пособие/ В.Т.Захарова, Е.М.Дзюба, Т.П.Комышкова и др.. – Н.Новгород, НГПУ, 2010

Художественная эстетика «шестидесятников»

Вопросы для обсуждения

  1. Чем обусловлено тяготение к лирической прозе в литературе 1960-х годов?

  2. Каковы жанровые признаки лирической прозы?

  3. В чем состоят отличительные черты художественного сознания «шестидесятников»?

  4. В каком контексте воспринимался термин неореализм в 1960-е годы?

Чем обусловлен интерес к художественной культуре прошлого, проявляемый литературой «шестидесятников»? Как этот интерес влияет на специфику повествования?

Задания по тексту

  1. Сравните стилистику рассказа Ю.Казакова «Двое в декабре» и повести А.Варламова «Рождение». Что общего в художественной организации этих текстов? Чем различаются позиции авторов?

II

  1. Сравните характер и функции мифопоэтических образов в повестях М.Анчарова «Прыгай, старик, прыгай» и В.Распутина «Прощание с Матерой». Чем обусловлены сходство и различие в решении проблемы противостояния города и деревни, культуры и цивилизации?

  2. Сравните звучание конфликта деревня-город в деревенской прозе и рассказе А.Солженицына «Матренин двор».


Литература

Белая Г. Художественная литература в зеркале критики. – М., 1988.

Белая Г. Художественный мир современной прозы. – М., 1983.

Захарова В., Комышкова Т. Неореализм в русской прозе XХ века: типология художественного сознания в аспекте исторической поэтики. – Н.Новгород, 2008.

Типология художественного сознания в русской литературе XVIII-XX веков: учебное пособие/ В.Т.Захарова, Е.М.Дзюба, Т.П.Комышкова и др.. – Н.Новгород, НГПУ, 2010.

Вопросы к экзамену по русской литературе ХХ века (2 часть)


  1. Литературный процесс 20 века: проблемы периодизации и изучения.

  2. Литературная жизнь 1920-х годов: многообразие эстетических установок.

  3. Роман Е.Замятина «Мы»: специфика жанра.

  4. В.Маяковский после революции: структура художественного мира.

  5. Образ родины в поэзии С.Есенина.

  6. Революционно-романтическая проза 1920-х годов А.Фадеев, А.Серафимович, Ф.Гладков, Вс.Иванов (по выбору).

  7. Роман К.Федина «Города и годы»: специфика жанра, проблематика.

  8. Концепция истории и революции в романе Б.Пильняка «Голый год».

  9. И.Бабель, «Конармия»: специфика жанра, структура повествования, автор и герой.

  10. Проблематика романа Л.Леонова «Барсуки». Структура повествования.

  11. Концепция человека в романе Л.Леонова «Вор».

  12. Отражение дискуссии о воле и рефлексии в романе Ю.Олеши «Зависть».

  13. Своеобразие героя рассказов М.Зощенко.

  14. Специфика авторского мифа «крестьянских поэтов» (Н.Клюев, С.Клычков, П.Орешин)

  15. Революционно-романтическая поэзия 1920-х годов (Н.Тихонов, Н.Асеев, М.Светлов, Э.Багрицкий и др.).

  16. Экспериментальная поэзия 1920-х годов. Творческий путь Н.Заболоцкого.

  17. Художественный мир лирики О.Мандельштама.

  18. М.Горький и революция: основные темы цикла «Несвоевременные мысли».

  19. «Жизнь Клима Самгина»: жанр, композиция, система лейтмотивов. Образ Клима Самгина.

  20. Художественное осмысление событий гражданской войны в романе М.Булгакова «Белая гвардия». Специфика пространства и времени.

  21. Сатирические произведения М.Булгакова. «Реальная фантастика» повестей «Собачье сердце», «Роковые яйца» (по выбору).

  22. Драматургия М.Булгакова. Специфика организации времени и пространства в пьесе М.Булгакова «Бег».

  23. Философия романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»: специфика жанра, проблема героя, мифопоэтический код романа. Соотношение легендарно-исторического, лирического и сатирического пластов повествования.

  24. Специфика проблематики «Донских рассказов» М.Шолохова.

  25. Споры вокруг романа М.Шолохова «Тихий Дон» в литературоведении 20 века.

  26. Трагическое и эпическое в «Тихом Доне» М.Шолохова.

  27. Две книги «Поднятой целины» М.Шолохова: проблематика, специфика жанра, соотношение эпического, трагического и комического.

  28. Человек и судьба в рассказе М.Шолохова «Судьба человека».

  29. Жанровая система прозы 1930-х годов.

  30. Роман А.Толстого «Петр Первый»: новаторство в жанре исторического романа.

  31. Роман А.Толстого «Петр Первый»: концепция истории, специфика проблематики.

  32. Трилогия А.Толстого «Хождение по мукам». Специфика жанра, проблематика.

  33. Своеобразие художественного мифологизма рассказов А.Платонова.

  34. «Котлован» А.Платонова: притча и антиутопия.

  35. Роман А.Платонова «Чевенгур»: жанр, проблемы, персонажи.

  36. Очеркистика периода Великой Отечественной войны: основные темы. Очерк А.Толстого «Родина».

  37. Поэзия в годы Великой Отечественной войны: движение лирических жанров, движение тематики. Анализ поэмы П.Антокольского «Сын».

  38. Три этапа прозы Великой Отечественной войны. Анализ повести Б.Горбатова «Непокоренные».

  39. Мифопоэтическая образность повести Л.Леонова «Взятие Великошумска».

  40. Принципы изображения военных событий в прозе 1950-х годов (Э.Казакевич, В.Некрасов).

  41. Философия истории в эпопее В.Гроссмана «Жизнь и судьба».

  42. Концепция человека и истории в военной прозе 1960-70-х годов (Б.Васильев, В.Быков, др. – по выбору).

  43. Концептуальный роман Ю.Бондарева («Берег», «Выбор», «Игра» – по выбору).

  44. Художественное постижение бытия в лирике Б.Пастернака

  45. Роман Б.Пастернака «Доктор Живаго»: проблема жанра.

  46. Художественное осмысление эпохи в поэмах А.Твардовского

  47. Лирическая проза 1960-х годов (О.Берггольц, В.Солоухин, Ю.Казаков).

  48. Проблема традиции в деревенской прозе. В.Белов.

  49. Философия народной жизни в прозе В.Астафьева.

  50. Проблема национального характера в рассказах В.Шукшина.

  51. Экзистенциальные проблемы в повестях В.Распутина («Живи и помни», «Последний срок», «Прощание с Матерой»).

  52. В.Шаламов: концепция «новой прозы» и ее художественное воплощение в «Колымских рассказах».

  53. Антитоталитарная проза. А.Солженицын: «Архипелаг ГУЛАГ».

  54. Дискуссия идей в романе А.Солженицына «В круге первом».

  55. Специфика новеллистики А.Солженицына («Матренин двор» или др. по выбору).

  56. Концепция человека и истории в прозе Ю.Трифонова.

  57. Условно-метафорический реализм прозы 1980-90-годов (А.Ким, В.Маканин, Ч.Айтматов, Л.Леонов – по выбору).

  58. Многообразие постмодернистских художественных моделей.

  59. Сентиментальная проза 1990-х годов (А.Варламов, М.Кураев, Л.Бежин – по выбору).

  60. Основные поэтические тенденции 1960-90-х годов.



Список текстов по русской литературе ХХ века

(обязательный минимум)
Е.Замятин. Мы.

В.Маяковский. Приказ по армии искусств. Хорошее отношение к лошадям. Левый марш. Прозаседавшиеся. О дряни. Домой! Про это. Хорошо!

С.Есенин. Стихи разных лет. Пугачев. Инония. Анна Снегина. Черный человек.

А.Фадеев. Разгром. А.Серафимович. Железный поток. Ф.Гладков. Цемент. Вс.Иванов. Бронепоезд 14-69 (по выбору).

К.Федин. Города и годы.

Б.Пильняк. Голый год.

И.Бабель. Конармия.

Л.Леонов. Барсуки. Вор. Взятие Великошумска.

Ю.Олеша. Зависть.

М.Зощенко. Рассказы.

Н.Клюев. Стихи. Погорельщина. С.Клычков. Стихи. Кольцо Лады.

Стихи П.Орешина, Н.Тихонова, Н.Асеева, М.Светлова, Э.Багрицкого, Н.Заболоцкого, Д.Хармса.

О.Мандельштам. Стихи разных лет.

М.Горький. Несвоевременные мысли. Дело Артамоновых. Жизнь Клима Самгина.

М.Булгаков. Роковые яйца. Собачье сердце. Белая гвардия. Бег. Мастер и Маргарита.

М.Шолохов. Донские рассказы. Тихий Дон. Поднятая целина. Судьба человека.

А.Н.Толстой. Рукопись, найденная под кроватью. Гадюка. Хождение по мукам. Петр Первый. Родина.

А.Платонов. Рассказы. Ювенильное море. Котлован. Чевенгур.

П.Антокольский. Сын.

Б.Горбатов. Непокоренные.

Э.Казакевич. Звезда. В.Некрасов. В окопах Сталинграда (по выбору).

В.Гроссман. Жизнь и судьба.

Б.Васильев. В списках не значился. «…А зори здесь тихие», В.Быков. Круглянский мост. Сотников. Волчья стая (по выбору).

Ю.Бондарев. Берег. Выбор.

Б.Пастернак. Стихи разных лет. Доктор Живаго.

А.Твардовский. Страна Муравия. Василий Теркин. За далью – даль. По праву памяти.

О.Берггольц. Дневные звезды.

В.Солоухин. Владимирские проселки.

Ю.Казаков. Осень в дубовых лесах. Свечечка. Во сне ты горько плакал и другие рассказы.

В.Белов. Привычное дело.

В.Астафьев. Последний поклон. Царь-рыба.

В.Шукшин. Рассказы. Калина красная. До третьих петухов.

В.Распутин. Прощание с Матерой. Последний срок. Живи и помни.

В.Шаламов. Колымские рассказы.

А.Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ. В круге первом. Матренин двор.

Ю.Трифонов. Другая жизнь.

А.Ким. Белка, Отец-лес, Поселок кентавров (по выбору).

В.Маканин. Лаз.

А.Варламов. Рождение.

М.Кураев. Дружбы нежное волненье.

Л.Бежин. Калоши счастья. Усыпальница без праха.

В.Пелевин. Омон Ра. Чапаев и Пустота или др. романы.
Тексты для заучивания наизусть

В.Маяковский. Хорошее отношение к лошадям. Левый марш или Ода революции. О дряни или Прозаседавшиеся. Рассказ о Кузнецкстрое и людях Кузнецка. Товарищу Нетте, пароходу и человеку. Домой! Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви. Во весь голос.

С.Есенин. Край любимый! Сердцу снятся… Гой, ты, Русь моя родная… В хате. Шел Господь пытать людей любови… Не бродить, не мять в кустах багряных… Разбуди меня завтра рано… Не жалею, не зову, не плачу… Да! Теперь решено. Без возврата… Письмо к женщине. Шаганэ ты моя, Шаганэ… До свиданья, друг мой, до свиданья…

Н.Клюев. Я молился бы лику заката… Сегодня в лесу именины… Рожество избы.

С.Клычков. 2-3 стихотворения из цикла «Кольцо Лады».

П.Орешин 2-3 стихотворения по выбору.

Н.Тихонов. Баллада о гвоздях. Праздничный, веселый, бесноватый…

Э.Багрицкий. Птицелов. От черного хлеба и верной жены… или

М.Светлов Гренада. Песенка.

Н.Заболоцкий. Движение. Вчера, о смерти размышляя. В этой роще березовой. Я не ищу гармонии в природе. Сквозь волшебный прибор Левенгука. Некрасивая девочка.

О.Мандельштам. Петербургские строфы. Бессонница. Гомер. Тугие паруса… Нет, никогда ничей я не был современник… Я вернулся в мой город, знакомый до слез…. Мы живем, под собою не чуя страны…

Рекомендуемая литература

Учебники и учебные пособия

Абелюк Е.С. История русской литературы XX века: [в 2 кн.].Кн.2: После революций/ Е.С. Абелюк, К.М. Поливанов. - М.: Новое лит.обозрение, 2009. -351 с. - ISBN 5-86793-713-3.

Давыдова Т.Т. Русский неореализм: Идеология, поэтика, творческая эволюция (Е.Замятин, И.Шмелев, М.Пришвин, А.Платонов, М.Булгаков и др.): Учеб.пособие для студентов вузов: Допущено УМО по образованию в области полиграфии и книж.дела/ Т.Т. Давыдова. -2-е изд., испр. - М.: Флинта; Наука, 2006. -330 с. - Библиогр.: с.310-330. - ISBN 5-89349-663-9; 5-02-033035-3.

Захарова В., Комышкова Т. Неореализм в русской прозе XХ века: типология художественного сознания в аспекте исторической поэтики. – Н.Новгород, 2008

Избранные имена. Русские поэты XX века: Учеб. пособие для студентов вузов: Рек.УМО по спец.пед. образования/ Под ред.Н.М.Малыгиной. - М.: Флинта; Наука, 2006. -289 с. - ISBN 5-9665-0055-2; 5-02-034679-9.

История русской литературы ХХ века. В четырех книгах. Под ред. Л.Ф. Алексеевой. Кн.1. – М., 2005. Кн.3. М., 2007.

История русской литературы. XX век: учеб.для студентов: допущено М-вом образования и науки РФ: В 2 ч.Ч.2/ Под ред.В.В.Агеносова. - М.: Дрофа, 2007. -542 с. - (Высшее педагогическое образование). - ISBN 5-358-01339-1.

Лейдерман Н.Л. Русская литература ХХ века (1950 -1990-е годы): учеб.пособие для студентов вузов: допущено М-вом образования и науки РФ: В 2 т.Т. 1: 1953-1968/ Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. -4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2008. -413 с. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.: с.404.- Предм.указ.: с.405-411. - ISBN 5-7695-5403-2.

Лейдерман Н.Л. Современная русская литература. 1950-1990-е годы: Учеб.пособие для студентов вузов: Рек.Учеб.-метод.объединением по спец.пед.образования: В 2 т.Т.1: 1953-1968/ Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. -2-е изд., испр.и доп. - М.: Академия, 2006. -413 с. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.: с.404.- Предм.указ.: с.405-411. - ISBN 5-7695-2660-2.

Лейдерман Н.Л. Современная русская литература. 1950-1990-е годы: Учеб.пособие для студентов вузов: Рек.Учеб.-метод.объединением по спец.пед.образования: В 2 т.Т.2: 1968-1990/ Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. -2-е изд., испр.и доп. - М.: Академия, 2006. -686 c. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.: с.675. - Предм.указ.: с.676-686. - ISBN 5-7695-1454-X.

Минералов Ю.И. История русской литературы. 90-е годы XX века: Учеб.пособие для студентов вузов, обуч-ся по спец.032900"Русский язык и литература": Допущено М-вом образования РФ/ Ю.И. Минералов. - М.: Владос, 2004. -223 с. - (Учеб.пособие для вузов). - Библиогр.: с.216-222. - ISBN 5-691-00595-2.

Русская литература ХХ века: Учеб.пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений, обуч-ся по спец. 032900-Рус.яз.и лит.: Допущено М-вом образования РФ: В 2 т.Т.1: 1920-1930-е годы/ Под ред.Л.П.Кременцова. -3-е изд., перераб.и доп. - М.: Академия, 2005. -496 с. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.в конце гл. - ISBN 5-7695-2164-3.

Русская литература ХХ века: Учеб.пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений, обуч-ся по спец. 032900-Рус.яз.и лит.: Допущено М-вом образования РФ: В 2 т.Т.2: 1940-1990-е годы/ Под ред.Л.П.Кременцова. -3-е изд., перераб.и доп. - М.: Академия, 2005. -461 с. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.в конце гл. - ISBN 5-7695-2165-1.

Русская проза конца ХХ века: хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов, обуч-ся по спец."Филология": рек.Учеб.-метод.объединением по классич. университет.образованию/ [сост., вступ.ст.С.И.тиминой; коммент.М.А.Черняк]. -3-е изд., стереотип. -М.; СПб.: Академия, 2007. -639 с. - (Высшее профессиональное образование). -639 с. - ISBN 5-8465-0672-5.

Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: Учеб.пособие для студентов филол.фак.вузов/ И.С. Скоропанова. -6-е изд. - М.: Флинта; Наука, 2007. -607 с. - Библиогр.: 571-592.-Имен. указ.: с.593-600.- Указ.терминов: с.601-605. - ISBN 5-89349-180-7; 5-02-011617-7.

Современная русская литература (1990-е гг. - начало XXI в.): учеб.пособие для студентов вузов: рек. Советом по филологии УМО по классич.университет.образованию/ Под ред.С.И.Тиминой. -2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2010. -350 с. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.в конце гл. - ISBN 5-8465-0777-7.

Типология художественного сознания в русской литературе XVIII-XX веков: учебное пособие/ В.Т.Захарова, Е.М.Дзюба, Т.П.Комышкова и др. – Н.Новгород, НГПУ, 2010.

Литературная жизнь 1920-х годов

Белая Г. Дон-Кихоты 20-х годов. «Перевал» и судьба его идей. – М., 1989.

.История русской литературы XX века: В поисках новой идеологии: социокультурные аспекты русского литературного процесса 1920-1930-х годов/ Ин-т ми­ровой лит.им.А.М.Горького; [отв.ред.О.А.Казнина]. - М.: ИМЛИ РАН, 2010. -608 с. - Указ.имен: с.595-607. - ISBN 978-5-9208-0349-8.

Зайдман А.Д. М.Горький и молодые прозаики содружества "Серапионовы братья"/ А.Д. Зайдман. - Н.Новгород, 2006. -192 с. - Библиогр.в примеч.

Замятин Е. Новая русская проза. Я боюсь. // Замятин, Е. Мы. –Кишинев, 1989.

Блок А. Интеллигенция и революция.// Блок, А.

Маяковский В. Как делать стихи. // Маяковский, В. Собрание сочинений в 3 томах. Т.3 – М.,

Есенин С. Ключи Марии.// Есенин, С. Собрание сочинений в 3 томах. Т.3. – М., 198
Е.Замятин

Долгополов Л. Замятин и Маяковский: К истории создания романа «Мы» // Русская литература, 1988, №4.

Гальцева Р., Роднянская И. Помеха – человек. Опыт века в зеркале антиутопий. // Новый мир, 1989, №12.

Русская литературная антиутопия ХХ века. – М.. 1993.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Государственное образовательное учреждение «Нижегородский государственный педагогический университет» Кафедра русской литературы icon Российской Федерации Государственное образовательное учреждение «Нижегородский...
Курс «История русской литературы ХХ века (2 часть)» охватывает период с 1920-х годов до конца 1990-х годов
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение «Нижегородский государственный педагогический университет» Кафедра русской литературы icon Рабочая программа дисциплины (модуля) история русской литературы...
...
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение «Нижегородский государственный педагогический университет» Кафедра русской литературы icon Рабочая программа дисциплины «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся»
...
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение «Нижегородский государственный педагогический университет» Кафедра русской литературы icon Рабочая программа дисциплины "Анатомия, физиология, патология органов слуха, зрения и речи"
...
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение «Нижегородский государственный педагогический университет» Кафедра русской литературы icon Рабочая программа дисциплины "Анатомия, физиология, патология органов слуха, зрения и речи"
...
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение «Нижегородский государственный педагогический университет» Кафедра русской литературы icon Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение...
...
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение «Нижегородский государственный педагогический университет» Кафедра русской литературы icon Государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Воспитательный потенциал курса литературы связан с особой возможностью формировать систему нравственных ценностей, углублять интеллектуальную,...
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение «Нижегородский государственный педагогический университет» Кафедра русской литературы icon Российской Федерации Волгоградский государственный педагогический...
Сформировавшийся под воздействием идей позитивистской философии, натурализм уподоблял художественное познание научному, прокламировал...
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение «Нижегородский государственный педагогический университет» Кафедра русской литературы icon I. Значение работы и безработицы в XXI веке
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н....
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение «Нижегородский государственный педагогический университет» Кафедра русской литературы icon Государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции