Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа 33 г.Хабаровска
Данная программа рассчитана на изучение литературы в 5-9 классах на базовом уровне. Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Федерального базисного учебного плана, Учебного плана школы на 2013-2014 учебный год, Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009 – 200 с. Представленная программа литературного образования в 5—9 классах адресована ученику современной общеобразовательной школы, человеку XXI века, наследующему духовный опыт великой русской культуры.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа рассчитана на изучение литературы в 5-9 классах на базовом уровне. Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Федерального базисного учебного плана, Учебного плана школы на 2013-2014 учебный год, Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009 – 200 с. Программа рассчитана:
-
5 класс
| 68 часов
| 2 часа в неделю
| 6 класс
| 68 часов
| 2 часа в неделю
| 7 класс
| 68 часов
| 2 часа в неделю
| 8 класс
| 68 часов
| 2 часа в неделю
| 9 класс
| 102-105 часов
| 3 часа в неделю
|
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.
Формирование эстетического идеала.
Развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге.
Воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Классное чтение призвано максимально заинтересовать школьников, вызвать желание продолжить чтение произведений данного писателя во внеурочное время, стимулировать способность восхищаться хорошей и умной книгой, ее автором и героями.
Художественные произведения, прочитанные во внеурочное время и обсужденные в классе, расширяют представления школьников о творчестве писателя, позволяют надеяться на серьезное, сознательное отношение к чтению. Домашнее чтение учащихся направляется списками рекомендованной литературы, обозначенной в программе и в учебниках.
Для каждого класса основной школы приводится примерный список произведений (фрагментов) для заучивания наизусть.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление собственных оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, способствует решению следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;
формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление её творческих способностей;
формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и мире, активной жизненной позиции;
воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и её великой истории и культуре, а также уважения к истории и традициям других народов;
развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;
приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства.
Преподавание литературы в современной школе должно строиться на единстве урочной и внеурочной деятельности школьников, поэтому в программу включен материал о возможных формах внеурочной деятельности школьников.
Внеурочная деятельность дает оптимальные результаты в системе коллективных творческих дел. Кроме того, различаем три пути для возможной реализации: пропедевтический период (когда изучение материала еще не началось); параллельный (то есть в процессе работы над темой) и итоговый (после завершения изучения материала).
В начальной школе заложены основы литературного развития школьника, сформированы личностные качества ученика как заинтересованного читателя. В процессе дальнейшего литературного образования эти грани литературного развития углубляются и расширяются.
Для процесса обучения в 5 классе «программной» скрепляющей идеей стала мысль о книге, о ее роли в творчестве писателя, в жизни человека, в русской культуре и в судьбе страны.
В 6 классе в основе формирования представлений о литературе как искусстве слова находятся сложные отношения авторов к своим героям, созданным ими произведениям.
Для 7 класса доминантным должно стать понимание творчества и творческого процесса, проникновение хотя бы в отдельные уголки лаборатории писателя.
Восьмиклассники постигают явления, связанные не только с многогранными литературными событиями и направлениями, но и со своеобразием отдельных исторических процессов, изображенных писателем. Здесь впервые происходит естественная внутренняя интеграция историко-литературных связей.
В центре курса 9 класса — подведение итогов работы по литературе в 5—8 классах и усвоение основ историко-литературного процесса в русской культуре. В 9 классе введены разделы, включающие произведения от древнерусской литературы до второй половины XX века.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (5 класс)
-
№ п/п
| Разделы и темы
| часы
| 1.
| Введение
| 1
| 2.
| Мифология
| 4
| 3.
| Устное народное творчество (5 ч)
| 5
| 4.
| Древнерусская литература (2 ч)
| 2
| 5.
| Басни(5ч)
| 5
| 6.
| Литература XIX века (26 ч.)
А.С. Пушкин.
М.Ю. Лермонтов
Н.В. Гоголь
И.С. Тургенев
Н.А. Некрасов
Л.Н. Толстой
А.П. Чехов
| 26
| 7.
| Литература XX в. (15 ч)
| 15
|
| И.А. Бунин
Л.Н. Андреев
А.И. Куприн
А.А. Блок
С.А. Есенин
А.П. Платонов
П.П. Бажов
Н.Н. Носов
Е.И. Носов
|
| 8.
| Зарубежная литература (9ч)
| 9
|
| Д. Дефо
Х.Л. Андерсен
М. Твен
Ж. Рони-Старший
Дж. Лондон
А. Линдгрен
|
| 9
| Итоговый урок
| 1
| Итого: 68 часов
| |