Автор Ю. В. Лебедев




Скачать 144.11 Kb.
Название Автор Ю. В. Лебедев
Дата публикации 24.09.2014
Размер 144.11 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Куропатинская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю: Рассмотрена и принята

Приказ № от _______ методическим объединением

Директор школы: учителей гуманитарного цикла

__________ М.П.Савосько протокол № от___________

Руководитель МО

___________ Е.В.Палёная
Рабочая программа

по литературе для 10-го класса

среднее (полное) общее образование

2013 – 2014 учебный год

Составлена

Палёной Еленой Валерьевной,

учителем русского языка и литературы


Куропатино

2013

Рабочая программа по литературе

Среднего (полного) общего образования

(базовый уровень)

10 класс

Пояснительная записка

Сведения о программе

Рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 10-11 классы / Под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. - М.: Просвещение - 5-е издание, исправленное – М., 2009.// Программно-методические материалы: учебник «Литература. Вторая половина 19-го века. 10 класс». Учебник для общеобразоват. учреждений в 2-х частях \ Автор Ю.В.Лебедев. - М.: Просвещение – 8-е изд. – 2010 г.

Общая характеристика предмета

Курс литературы среднего (полного) общего образования направлен на решение следующих задач:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:

  • приобщить обучающихся к богатствам русской и мировой литературы

  • развить способности:

  • воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни

  • формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую, идейно-нравственную позицию обучающихся

  • осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность;

  • освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики

  • анализировать и оценивать литературные произведения;

  • получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей;

  • развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.


Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение учебного предмета «Литература» в 10-м классе 102 часа.
Тематический план



Раздел программы

Общее к-во

часов

Из них

Теоретич. часть

Развитие речи

Практическая часть

1

Литературный процесс начала 19-го века

3

3

-

-

2

А.С.Пушкин

6

5

-

1

3

М.Ю.Лермонтов

5

4

1

-

4

Н.В.Гоголь

6

5

-

1

5

А.И.Гончаров

8

7

-

1

6

А.Н.Островский

7

6

1

-

7

И.С.Тургенев

10

9

1

-

8

Н.А.Некрасов

5

4

-

1

9

Ф.И.Тютчев

2

2

-

-

10

А.А.Фет

2

2

-

-

11

М.Е.Салтыков-Щедрин

4

4

-

-

12

Ф.М.Достоевский

14

13

1

-

13

Н.С.Лесков

3

3

-

-

14

Л.Н.Толстой

15

12

3

-

16

А.П.Чехов

10

9

-

1

17

Из зарубежной литературы

2

2

-

-

18

Резервный урок

1

1










Итого:

102

90

7

5

Основное содержание

Литературный процесс начало 19 века

Основные темы и проблемы русской литературы XІX века. Русская литература и русская история XІX века. Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Зарождение и развитие русской профессиональной литературной критики.

Поэзия Г.Р.Державина, К.Н.Батюшкова..
А.С.Пушкин. Основные темы лирики поэта: философская лирика, тема поэта и поэзии, любовная лирика. «Пророк», «Эхо, «Погасло дневное светило…», «…Вновь я посетил…» и др. Жизненный и творческий путь. Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. Совершенство пушкинского стиха. Художественные открытия Пушкина.

Роман в стихах «Евгений Онегин». Типичное и индивидуальное в судьбах Онегина и Ленского.

Практическая часть: контрольный срез по творчеству поэта.

М.Ю.Лермонтов. Романтизм и реализм в творчестве М.Ю. Лермонтова. «Молитва», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Сон», «Выхожу один я на дорогу…». Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций.

«Герой нашего времени». Роль автора и рассказчиков в романе.

Развитие речи: сочинение по роману «Герой нашего времени»

Н.В.Гоголь. Петербургские повести. Образ города в повести «Невский проспект». Пискарев и Пирогов. Сатира на страницах повести. «Нефантастическая фантастика» Гоголя.

«Мёртвые души». Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и образ автора.

Практическая часть: контрольный срез по творчеству поэта.

И.А. Гончаров. «Обломов». История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина». Роль главы «Сон Обломова» в произведении. Роль второстепенных персонажей. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика. Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе. Историко-философский смысл романа.

Критика. Н.А. Добролюбов. «Что такое «обломовщина».

Практическая часть: контрольный срез по содержанию романа.

А.Н. Островский. Этапы биографии и творчества. Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие. Город Калинов и его обитатели. Образ Катерины. Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством». Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния.

Развитие речи: сочинение-рассуждение по драме «Гроза»

И.С. Тургенев. Рассказы цикла «Записки охотника». Творческая история романа и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе. Взаимоотношения Базарова с Кирсановым. Базаров и Одинцова. «Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой. Базаров и его родители. Базаров – нигилист. Причины конфликта Базарова с окружающими и причины его одиночества. Базаров перед лицом смерти. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. «Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство). «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг романа.

Развитие речи: сочинение по роману «Отцы и дети»

Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие, фольклорная основа, смысл названия. Горькая доля народа пореформенной России. Путешествие как прием организации повествования. Авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. Народ в споре о счастье. «Люди холопского звания» и народные заступники. Народ и Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.

Практическая часть: контрольный срез по творчеству поэта.

Ф.И. Тютчев. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Эти бедные селенья…», «Последняя любовь», «»День и ночь». Очерк жизни и творчества. Тютчев – поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой». Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха.

А.А. Фет. «Поэтам», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега…» «Заря прощается с землею,,,», «Облаком волнистым…», На железной дороге». Точность в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний, мелодий.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизненная позиция писателя. Сказки М.Е. Салтыковаа-Щедрина – синтез его творчества. «История одного города» как сатирическое произведение. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа. Смысл финала романа «История одного города». Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях Салтыкова-Щедрина (гроетск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола).

Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества. Творческая биография Ф.М, Достоевского. Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского. Раскольников среди униженных и оскорбленных. Социальные и философские причины бунта Раскольникова. Идея Раскольникова о праве сильной личности. Преступление Раскольникова. Причины поражения Раскольникова. Раскольников и «сильные мира сего». Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов). Место Раскольникова в системе образов романа. Раскольников и Порфирий Петрович. «Правда» сони Мармеладовой. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Раскольников и Соня Мармеладова. Смысл финала романа. Нравственная проблематика, острое чувство ответственности в произведениях писателя. «Поиски «человека в человеке». «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Раскольников. Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга. Роль эпилога.

Развитие речи: сочинение по изученному роману

Н.С. Лесков. Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества. Художественный мир произведений Н.С. Лескова. «Очарованный странник». Изображение национального русского характера в повести. Идейно-художественное своеобразие повести. Иван Флягин – один из героев- правдоискателей. Былинные мотивы повести. Особенности лесковской повествовательной манеры сказа.

Л.Н. Толстой. По страницам великой жизни. «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр. Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г.» Именины у Ростовых. Лысые горы. Изображение войны 1805-1807 г.г. Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского. Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Война 1812 года – Отечественная война. Осуждение войны. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Кутузов и Наполеон в романе. Противопоставление Кутузова и Наполеона. Партизанская война. Бегство французов. Последний период войны и ее воздействие на героев. «Мысль народная» в романе «Война и мир». Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали. Эпилог романа. «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое своеобразие. Художественные особенности произведения: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей. Женские образы романа – Наташа Ростова и Марья Болконская. Картины войны в романе. «Роевая» жизнь крестьянства. Значение образа Платона Каратаева. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения духовного мира героев («диалектика души»). Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя. Антитеза как центральный композиционный прием в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи в романе. Интерес к Толстому в современном мире.

Развитие речи: сочинение-миниатюра «Мысль семейная в романе», итоговое сочинение по роману.

А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества. Тема гибели души в рассказе «Ионыч». Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Мастерство писателя: внимание к детали, «импрессионизм», философская глубина, лаконизм повествования.

Действующие лица пьесы «Вишневый сад» и тема ответственности человека за свою судьбу. Конфликт в пьесе «Вишневый сад». Символический смысл образа вишневого сада. Тема времени в пьесе. Подтекст. Своеобразие жанра. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. Разлад между желаниями и реальностью существования – основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Внесценические персонажи.

Практическая часть: контрольный срез по творчеству писателя.

Зарубежная литература

У. Шекспир. Трагедия «Гамлет». Выражение трагических противоречий идеалов Возрождения и реальной действительности. Утверждение высших гравственных и духовных ценностей в трагедии.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 10 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:


  • логику развития историко-литературного процесса на материале русской литературы XІІ –XІX вв.;

  • основные литературные направления русской литературы XVІІІ – XІX вв.;

  • краткие биографические сведения об изученных писателях;

  • содержание изученных произведений, отчетливо представлять себе роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе;

Ученик должен уметь:

  • определять как время изображенное, так и время создания, а также время, когда происходит чтение;

  • использовать рекомендованную литературоведческую и критическую литературу;

  • давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению;

  • свободно и целесообразно использовать конкретные понятия теории литературы;

  • ориентироваться в различных типах справочной литературы и активно ее использовать.


Перечень рекомендуемой литературы.
УМК

  1. Лебедев Ю.В.. Русская литература XІX века. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. М. Просвещение 2003.

  2. Иван Александрович Гончаров

  3. Критика

  4. Журавлев В.П.. Русская литература XІX века. Вторая половина 10 класс: хрестоматия художественных произведений: в двух частях. М. Просвещение. 2001

  5. Анненский И.Ф. Гончаров и его Обломов // Анненский И.Ф.Книги отражений. – М., 1979. – (Серия «Литературные памятники»).

  6. Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? // Добролюбов Н.А. Собр. соч.: В 9 т. – М.; Л.1962/ - Т./ 4.

  7. Дружинин А.В. «Обломов». Роман И.А. Гончарова. – М., 1998.

  8. Мережковский Д.С.Гончаров. Избранные литературно-критические статьи. – М., 1991

Дополнительная литература для учителя:


  1. История всемирной литературы (в 9 томах). – М.: Наука, 1991.

  2. Комина Р.В. Над страницами русской классики: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.

  3. Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике. Учебное пособие. – М.: Высшая школа,1989

  4. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М.: Просвещение, 1988.

  5. Прокофьев Н.И. Древняя русская литература: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1980

  6. Приходько В.А. Постижение лирики: очерки. – М.: Детская литература, 1988

  7. Сетин Ф.И. История русской детской литературы, конец 1 половины 19 века. – М.: Просвещение, 1990.

  8. Скатов Н.Н. Далекое и близкое: литературно-критические очерки. – М.: Современник, 1981.

  9. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. Книга для учащихся. – М.: Просвещение,1985.



Дополнительная литература для учащихся:


  1. Зарубежные писатели. Библиографический словарь. – М.: Просвещение, 1997.

  2. Краткий словарь литературоведческих терминов. Под ред. Л.И.Тимофеева. – М.: Просвещение, 1985.

  3. Литература. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1989.

  4. Родин И.О., Пименова Т.М.. Справочник школьника. Литература. – М.: АСТ Астрель, 2005.

  5. Русские писатели 20 века. Библиографический словарь. – М.: Просвещение, 1998.

  6. Энциклопедический словарь юного литературоведа. Под ред. Новикова В.И. – М.: Педагогика, 1988.

  7. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Под ред. М.Аксенова. – М.: Аванта+, 1998.

  8. Энциклопедия литературных героев. – М.: Авграф, 1997.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Автор Ю. В. Лебедев icon Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии. 2004.№5. С. 3-12

Автор Ю. В. Лебедев icon Пояснительная записка Настоящая программа по литературе составлена...
Настоящая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования...
Автор Ю. В. Лебедев icon Литература Лебедев Ю. В. «История русской литературы 19 века»
Тематика практических занятий по дисциплине «Основы литературоведения и анализ художественного произведения» для 1 курса педагогического...
Автор Ю. В. Лебедев icon Лебедев Ю. В. Литература. Учебник в двух частях
Рабочая программа по литературе составлена на основе соответствующей федеральному компоненту государственных образовательных стандартов...
Автор Ю. В. Лебедев icon Открытый урок Чтения мбоу сош №170
Крылов! Это имя нам дорого с детства" (В. И. Лебедев-Кумач) "Люблю, где случай есть, пороки пощипать" (И. А. Крылов) "Его басни переживут...
Автор Ю. В. Лебедев icon Пояснительная записка. Литература 10 класс заочная форма обучения
В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2001г.) и учебника «Литература. 10 класс» для общеобразовательных учебных заведений (авторы –...
Автор Ю. В. Лебедев icon Учебнику И. Н. Сухих Тема о любви
И. С. Тургенев. «Первая любовь», «Вешние воды»; О. В. Лебедев. «И. С. Тургенев»; А. Н. О стровский. «Банкрот, или Свои люди сочтемся»,...
Автор Ю. В. Лебедев icon А. П. Лебедев История Греко восточной церкви под властью турок
Московской Духовной академии и заслуженного профессора Императорского Московского университета Алексея Петровича Лебедева (1845-1908),...
Автор Ю. В. Лебедев icon Успенский Владимир Андреевич Апология математики, или о математике как части духовной культуры
Мгу им. М. В. Ломоносова. Родился в 1930 году. Автор филологических и культурологических статей, опубликованных в журналах “Новое...
Автор Ю. В. Лебедев icon Книга Али Вячеслава Полосина -это честный рассказ о пути человека...
Почему монотеизм первых христиан не устоял перед популярными в древности мистериями?
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции