Контрольные вопросы к экзамену
1. Специфика и особенности литературы для детей. Требования к детской книге.
2. Библия в детском чтении. Ветхий завет, его интерпретация для дошкольников и школьников. Особенности изучения. Новый завет, специфика его переложений и особенности восприятия дошкольниками и школьниками.
3. Древнегреческие мифы о сотворении мира, богах и героях; различные группы мифов в интерпретации для детей. Соотношение сказки и мифа.
4. Классификация русского детского фольклора. Специфика основных жанров бытового и потешного фольклора.
5. Русские народные сказки, их особенности. Сказки в восприятии и изучении детьми разных возрастных групп.
6. Сказки народов мира. Основные причины сходства сказок разных культурных традиций. Специфика сказок народов Азии и Европы (или Австралии, Африки, Америки и др. - по выбору).
7. Западноевропейская литература средних веков в детском восприятии и школьном изучении.
8. Литературная сказка, ее специфика. Ш.Перро как создатель жанра литературной сказки.
9. Немецкая литературная сказка XIX века, ее специфика (Я. и В. Гримм, Э.Т.А.Гофман, В.Гауф).
10. Сказочный мир Х.К.Андерсена, его особенности
11.Специфика литературной сказки России первой половины XIX века (В.А.Жуковский, П.П.Ершов; А.Н.Погорельский, В.Ф.Одоевский).
12. Сказки А.С.Пушкина в детском восприятии. Художественное своеобразие, нравственное и эстетическое значение сказок.
13. Сочетание сказочных мотивов русского фольклора и реалистического изображения действительности в сказке П.П.Ершова «Конёк-Горбунок».
14.Отечественная литературная сказка второй половины XIX века, ее особенности (С.Т.Аксаков, В.И.Даль; К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой).
15. Роль Л.Н.Толстого в развитии детской литературы и детского чтения. «Философия детства» в автобиографической прозе Л.Н.Толстого.
16.Английская литературная сказка XIX века, ее своеобразие. Лимерик Э.Лира и сказки У.М.Теккерея.
17. Сказки Оскара Уайльда. Нравственно-этическая проблематика, особенности поэтики.
18. Фантастика и реальность в книге Д.Р.Киплинга «Маугли». Оригинальность сказок Р.Киплинга.
19. Значение теоретического наследия М.Горького в создании детской литературы. Роль М.Горького в развитии жанра сказки.
20. Отечественная литературная сказка 30-х годов XX века, ее
специфика, жанровое своеобразие и ориентация на разные возрастные группы (А.Н.Толстой, А.Волков, А.Некрасов, Л.Лагин, Е.Шварц; В.Катаев, Е.Шварц, С.Михалков; С.Писахов, П.Бажов и др. – 3 – 4 автора по выбору).
21. Английская литературная сказка XX века, ее особенности (Р.Киплинг, К.Льюис; П.Трэверс, Д.М.Барри, А.А.Милн – 2 – 3 автора по выбору).
22. Европейская литературная сказка XX века, ее особенности (Д.Родари, С.Лагерлеф, Т.Янсон, Д.Крюсс и др. – 2 – 3 автора по выбору).
23. Современная отечественная литературная сказка последних десятилетий как история с продолжением (сериал, цикл, сборник). Цикл В.Крапивина «В глубине Великого Кристалла» (или «Мушкетер и фея» или «Летучие сказки»).
24. Современная отечественная детская литература, ее ведущие тенденции и жанры (детский триллер, детский детектив, комиксы).
25. Американская литература в программе средней школы. Научная фантастика и жанр фентэзи в детском чтении.
26. Современная отечественная поэзия для самых маленьких, ее специфика.
27. Поэзия пестования, особенности поэтики, воспитательное и развивающее назначение.
28. «Бродячие» сюжеты о «Золушке» (или любой другой) в сказках народов мира, особенности художественного воплощения («Кхончхи и Пхатчхи», кор. ск.; «Золотая туфелька», вьет.ск.; «Тростниковая шапка», англ.ск. и др.)
29. «Бродячий» сюжет о «поисках потерянного мужа» в народных и литературных сказках («Заклятый царевич», «Ореховая ветвь», «Финист - Ясный Сокол» и др. // Л.де Бомон «Красавица и чудовище», Б.Немцова «Розочка», С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»), особенности интерпретации.
30. Народные баллады о Робин Гуде и легенды о короле Артуре в школьном изучении.
31. Литературная сказка с одним сюжетом, значение авторского начала в ней («отдай то, чего не знаешь» ~ В.А.Жуковский и А.С.Пушкин; сюжет о «спящей царевне» в интерпретации Ш.Перро, братьев Гримм, В.А.Жуковского или др. - по выбору).
32. Пейзажная лирика середины XIX века, ее эстетическое, познавательное и воспитательное значение.
33. Теоретические исследования К.И.Чуковского в области детской психологии, языка и значение их для детской поэзии (книга «От двух до пяти»). Поэтическое новаторство в сказках и стихотворениях для детей К.И.Чуковского.
34. Роман-сказка «Три толстяка» Ю.Олеши как первое сказочное произведение нового времени.
35. Тематическое и жанровое своеобразие поэзии С.Я.Маршака. Пьесы-сказки С.Я.Маршака.
36. Мир детства и мир взрослых в «Приключениях Тома Сойера» М.Твена. Детская психология, юмор.
37. Оригинальность замысла сказочной повести «Путешествие Нильса с Дикими гусями по Швеции» С.Лагерлеф.
38. Сравнительно-сопоставительный анализ сказочных повестей А.М.Волкова «Волшебник Изумрудного города» и Л.Ф.Баума «Удивительный чародей из страны Оз».
39. Тема сироты в английской литературе XIX – XX вв.
40. Тема сироты в американской, французской и русской литературе XIX – XX вв.
41. Своеобразие сказочной повести Д.Р.Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно».
42. Сказочные повести А.Линдгрен, их особенности.
43. Приключенческая литература в детском чтении (А.Дюма, Ж.Верн, Р.Л.Стивенсон, М.Твен, Г.Р.Хаггарт и др. 2 – 3 автора по выбору).
44. Своеобразие сказочного мира Э.Успенского. Сказочные повести Э.Успенского как пародия.
45. Своеобразие сказочных альманахов В.Гауфа.
46. Специфика сказочного творчества Л.Петрушевской. |