Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы ХХ века»




Скачать 0.64 Mb.
Название Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы ХХ века»
страница 1/5
Дата публикации 24.09.2014
Размер 0.64 Mb.
Тип Учебно-методический комплекс
literature-edu.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»
Факультет гуманитарных наук

Кафедра классической и современной литературы

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической деятельности

_________________Г. А. Папуткова

«__» _____________20____г.



ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Нижний Новгород

2013 г.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы ХХ века» принят на заседании кафедры классической и современной литературы

____________________ «___» _________________ 20___, протокол № __.

Рекомендовано для студентов, обучающихся по направлению(ям) подготовки /специальности(ям) 050100 Педагогическое образование, профиль подготовки «Русский язык и Литература»

Разработчики:

СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой классической

и современной литературы

_________________/Н.М.Ильченко/

«____»_______________2013 г.
1. Пояснительная записка

Курс «История русской литературы ХХ века» предполагает изучение русской литературы первой четверти ХХ столетия как процесса, обусловленного как внутренними законами литературного развития, так и социально-политическими изменениями в стране. В его основу положен принцип историзма. УМК содержит программу курса, списки основной и дополнительной литературы, вопросы к экзаменам и зачетам, методические указания по подготовке к сессии. Программа соответствует действующим ГОС ВПО

МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической деятельности

__________Г. А. Папуткова

«__» _______20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Б3. В.13 История русской литературы ХХ века
Направление подготовки: 050100 – педагогическое образование

Профиль подготовки: Русский язык и Литература

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная, 4 года

Нижний Новгород,

2013 г.

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050300 Филологическое образование, утвержденного «__» ______ 20____ г., №. ____

  2. Учебного плана по направлению подготовки 050300.62 Филологическое образование, профиль подготовки Русский язык и литература, утвержденного «___» мая 20___ г., протокол №____


Рабочая программа по дисциплине принята на заседании кафедры русской литературы, протокол № 1 от «__» августа 20___г., переутверждена на заседании кафедры русской литературы, протокол №___ от «___» _____ 20___ г.
Разработчик: доктор филологических наук, профессор В.Т.Захарова
СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой «_______________»

_________________/____________/

«____»_______________20__г.

СОГЛАСОВАНО

Зав. библиотекой «_______________»

_________________/____________/

«____»_______________20__г.

2. Цели и задачи дисциплины (модуля)
Программа рассчитана на студентов бакалавриата 4 курса (7-й - 8-й семестр).
Целью освоения дисциплины «История русской литературы ХХ в.» является изучение литературы русской эмиграции и литературы советского периода в русле современных теоретико- и историко-литературных представлений о закономерностях литературного процесса России ХХ века.

Задачи дисциплины:

  • выявление культурных и художественных достижений литературы русской эмиграции и введение их в контекст национальной традиции;

  • выявление в художественном творчестве специфических индивидуально-авторских доминант постижения мира и действительности;

  • осмысление основных тенденций движения художественной мысли в сложных взаимосвязях с социальными потрясениями ХХ века;

  • анализ творчества писателей и поэтов в соотнесённости с литературно-эстетическими теориями и тенденциями ХХ века;

  • изучение литературного творчества в аспекте исторической поэтики;

  • установление типологии художественного сознания различных этапов литературы ХХ века.



В результате освоения данной дисциплины студент должен:

Знать:

  • закономерности русского литературного процесса,

  • базовые термины и теоретические понятия, необходимые для осмысления истории русской литературы,

  • периодизацию развития русской литературы в эмиграции,

  • сущность понятия «традиция» и закономерности его функционирования в литературном процессе,

  • основные факты творческих биографий писателей русского Зарубежья, основные этапы творческой эволюции изучаемых авторов, художественного мира каждого из изучаемых писателей, определять их в категориях теоретической и исторической поэтики;

  • знать наизусть программные произведения изучаемых поэтов

  • иметь квалифицированное представление об основных закономерностях историко-литературного процесса ХХ века;

  • знать особенности каждого этапа и периода литературы ХХ от века от 1920 годов до современности;

  • знать особенности художественного мира каждого из изучаемых писателей, определять их в категориях теоретической и исторической поэтики;

  • уметь грамотно анализировать художественные тексты;

  • свободно цитировать поэтические тексты, знать наизусть программные произведения изучаемых поэтов.


Уметь:

  • анализировать художественные произведения различных жанров в единстве формы и содержания с учетом авторских философско-эстетических открытий;

  • выявлять в художественном творчестве доминанты национального духовного самосознания, православной аксиологии и этики;

  • сравнивать тексты и определять их место в творчестве конкретного автора и в литературном процессе в целом;

  • выявлять структурные компоненты художественного текста, различные средства художественной выразительности, определять их место и функцию в тексте;

  • понимать сущность взаимодействия различных типов художественного сознания в литературном процессе, соотносить художественное творчество различных авторов с литературно-эстетическими теориями эпохи;

  • синтезировать различные методологические подходы в их разнообразных сочетаниях - мифологического и этимологического предметов исследования, культурологического, сравнительно-исторического литературоведения, психологии и психоанализа, феноменологии, структурализма и других современных подходов к анализу литературного процесса и произведения.


Владеть навыками:

использования понятийного аппарата современного литературоведения и умением его использовать при анализе художественных произведений;

самостоятельного анализа текстов художественной литературы;

оценки роли и места конкретного художественного произведения в литературном процессе.

Курс рассчитан на два семестра и включает в себя: в 7-м - 17 лекционных и 14 практических часов; в 8-м – 14 лекционных и 28 практических часов.

Формы отчетности. 7 семестр заканчивается зачетом, выставляемым по итогам выполнения в течение семестра домашнего задания, предполагающего знание поэтических текстов наизусть (список приводится).

8 семестр заканчивается экзаменом, включающим материал всего изученного курса.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр 7

Семестр 8

Общая трудоемкость дисциплины










Аудиторные занятия

93

51

42

Лекции

31

17

14

Практические занятия,

семинары

62

34

28

Самостоятельная работа




36

42

Вид итогового контроля




зачет

экзамен



4. Содержание дисциплины
4.1. Тематический план

Раздел дисциплины

Количество часов

Итого по разделам дисциплины

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

Раздел 1. Многообразие эстетических установок литературы 1920-х годов

14

4

18

36

1.1. Программные установки литературных группировок

4




4

8

1.2. Основные мотивы лирики

6

2

8

16

1.3. Жанровое многообразие прозы

4

2

6

12

Раздел 2. Типология романа в русской прозе 1920-30-х годов

12

8

20

40

2.1.Типологические черты жанровых разновидностей романа 1920-30-х годов

4

4

8

16

2.2.Типология крупных форм (эпопея, панорамный роман)

4

4

8

16

2.3. Жанровая система прозы 1930-х годов

4




4

8

Раздел 3. Типология жанров в литературе периода Великой Отечественной войны

8

4

12

24

3.1.Жанрово-стилевая специфика художественной прозы

4

2

6

12

3.2.Драматургия Великой Отечественной войны

2




4

6

3.3.Основные мотивы лирики Великой Отечественной войны

2

2

4

8

Раздел 4.Русская литература 1960-90-х годов: многообразие художественных исканий

14

8

22

44

4.1. «Военная» проза второй половины ХХ века

4

2

6

12

4.2.Лирическая проза в русской литературе 1960-90-х годов

4

2

6

12

4.2. «Деревенская» проза

4

2

6

12

4.4.«Антитоталитарная» проза

2

2

4

8

Раздел 5. Русская литература 1980-90-х годов

4

2

6

12

5.1. Проза 1980-90-х годов: многообразие художественных исканий

2




2

4

5.2. Основные поэтические тенденции 1960-90-х годов

2

2

4

8

Итого

52

26

78

156



4.2. Содержание разделов дисциплины

I часть
Раздел 1. Методологические принципы изучения литературы русского Зарубежья. Периодизация литературы русской эмиграции.

  • Гл. Струве, В.Крейд о русской зарубежной литературе.

  • Три волны эмиграции: основной «именной состав». Первая волна (1918-20-е годы): И.А.Бунин, А.И.Куприн, А.Н.Толстой, И.С.Шмелев, Б.К.Зайцев, М.И.Цветаева, К.Д.Бальмонт, Н.Тэффи, А.Аверченко и мн.др.

  • Вторая волна (1943-45): Ю.Иваск, С.Максимов, Н.Нароков, Б.Ширяев, И.Елагин и др.

  • Третья волна (1970-е годы): В.Аксенов, А.Солженицын, И.Бродский, В.Войнович, А.Галич и мн. др.

  • Основные центры, печатные органы, издательства русской литературной эмиграции первой волны. Париж, Белград, София, Прага, Берлин - основные центры сосредоточения русской эмиграции. «Харбинская ветвь» эмиграции.

  • Основные издания: газ.«Последние новости», газ. «Возрождение», ж. «Грядущая Россия», «Вестник РСХД» и др.



Раздел 2. Поэзия первой волны русской эмиграции.

  • Миссия «посланничества» в мироощущении поэтов. Разнообразие ярких творческих индивидуальностей.

  • Лирика Ив. Бунина: классичность, верность традициям, высокое мастерство. Стремление объяснить мир меркой вечности. Лирика К.Бальмонта: трагизм восприятия эмигрантского существования, формальные достоинства его произведений. Лирика М.Цветаевой: «вихревая вдохновенность» (Ф.Степун), «вулканическая энергия» (Ю.Иваск). Развитие жанра поэмы в

  • творчестве М.Цветаевой. Лирика И.Северянина: строгость формы, просветленное начало.

  • Поэтическое наследие В.Ходасевича, Г.Адамовича, Г.Иванова, З.Гиппиус.

  • Литературная школа «Парижской ноты»: творчество Ю.Штейгера, Л.Червинской. Роль Г.Адамовича как «идеолога» школы. «Незамеченное поколение»: Б.Поплавский, Н.Оцуп, А.Присманова.

Поэты-сатирики: А.Черный, Дон-Аминадо.
Раздел 3. Художественные достижения прозы русской эмиграции первой волны.

«Новая жизнь» ведущих жанров в творчестве эмигрантских авторов.

Глубина трагического постижения темы любви и смерти в рассказах Ив.Бунина 1920-1940-х гг.

Роман «Жизнь Арсеньева» – одно из вершинных достижений мировой литературы ХХ века. «Жизнь Арсеньева» как феноменологический роман. Органическое слияние прозы и поэзии. Симфоническое развертывание сюжета. Мифологема Дома в романе.

Сборник рассказов «Темные аллеи» – «самое совершенное» создание писателя. Художественное воплощение трагической концепции любви: мастерство композиции, активность внефабульной образности; единство и слитность разных уровней повествования.

Художественные новации эмигрантского творчества И.С.Шмелева. «Солнце мертвых»: трагическая эпопея о революции и гражданской войне. Восприятие катастрофичности мира через антиномию образов-символов. Своеобразие воплощения идеи национального единства.

Повесть «Богомолье» – творческое развитие жанра хожений. Идея богомолья как осмысление судеб России через жажду праведности русской души.

Панорама эмигрантской жизни в романе «Няня из Москвы». Мастерство сказовой формы повествования.

«Православный строй русской души» (И.Ильин) в автобиографическом повествовании «Лето Господне». Жанровая уникальность произведения. Основы духовного бытия России в художественном сплаве книги. Особый («крестообразный») характер хронотопа в романе.

Роман «Пути небесные» как опыт создания «духовного романа». Отражение кризиса духовного сознания человека конца ХIХ века. Своеобразие художественного осмысления путей нравственного совершенствования человека, ведомого Божественным Промыслом.

Развитие творчества Б.К.Зайцева в эмиграции. Светлое христианское мировосприятие в романе об интеллигенции и революции «Золотой узор». Своеобразие психологизма: роль символики, своеобразие лейтмотивной системы.

Рассказы и повести 1920-х годов «Сергий Радонежский», «Улица св. Николая», «Люди Божии»: стремление «приблизиться к русской святости».

Центральное произведение Зайцева эмигрантского периода –автобиографическая тетралогия «Путешествие Глеба». Жанровый синтез «роман-хроника-поэма». Мифологема Дома в произведении. Импрессионистичность художественного мышления. Дальнейшее осмысление темы «путничества» - ведущей в творчестве Б.Зайцева.

Художественные биографии «Жизнь Тургенева», «Жуковский», «Чехов»: лирико-импрессионистическое постижение творческого феномена каждого художника, выявление религиозной сферы в их сознании.

Рассказ «Река времен» - духовное завещание писателя. Утверждение незыблемости христианского миропонимания.

Творчество Вл.Набокова в эмиграции. Обзор. Понятие «метароман» применительно к творчеству В.Набокова. Ведущие тематические линии прозы Набокова: тема «утраченного рая», тема драматических отношений между иллюзией и действительностью, тема высшей реальности (метафизическая тема потусторонности). Метатема множественной реальности. Специфика их художественного воплощения в романах Набокова «Машенька», «Защита Лужина», «Отчаяние», «Приглашение на казнь», «Дар».

Ностальгическая доминанта в автобиографическом романе «Другие берега». Виртуозность художественного мастерства В.Набокова в жанре рассказа.

Творчество Г.Газданова в эмиграции. Обзор. «Вечер у Клэр» – роман, «обогнавший время». Своеобразие «нового литературного вероисповедания». Импрессионизм художественного сознания автора. Неповторимость художественного мира газдановской прозы: парадоксальность, ироничность, элементы мистики, игры, монтажный принцип «газдановского зрения».

«Магический реализм» Газданова: романы «Ночные дороги», «Призрак Александра Вольфа», «Возвращение Будды». Мастерство в жанре рассказа.
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
5.1. Основная литература

Абелюк Е.С. История русской литературы XX века: [в 2 кн.].Кн.2: После революций/ Е.С. Абелюк, К.М. Поливанов. - М.: Новое лит.обозрение, 2009. -351 с.

Агеносов В.Литература русского зарубежья (1918 – 1996). – М., 1998.

Анисимова М., Захарова В. Мифологема «Дом» и ее художественное воплощение в автобиографической прозе русской эмиграции первой волны. – Нижний Новгород, 2004.

Галанина О., Захарова В. «Духовный реализм» И.С.Шмелева: лейтмотив в структуре романа «Пути небесные». – Нижний Новгород, 2004.

Давыдова Т.Т. Русский неореализм: Идеология, поэтика, творческая эволюция (Е.Замятин, И.Шмелев, М.Пришвин, А.Платонов, М.Булгаков и др.): Учеб.пособие для студентов вузов: Допущено УМО по образованию в области полиграфии и книж.дела/ Т.Т. Давыдова. -2-е изд., испр. - М.: Флинта; Наука, 2006. -330 с.

Захарова В., Комышкова Т. Неореализм в русской прозе XХ века: типология художественного сознания в аспекте исторической поэтики. – Н.Новгород, 2008

Избранные имена. Русские поэты XX века: Учеб. пособие для студентов вузов: Рек.УМО по спец.пед. образования/ Под ред.Н.М.Малыгиной. - М.: Флинта; Наука, 2006. -289 с.

Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры. – М. ,2007.

История русской литературы ХХ века. В четырех книгах. Под ред. Л.Ф. Алексеевой. Кн.1. – М., 2005. Кн.3. М., 2007.

История русской литературы. XX век: учеб.для студентов: допущено М-вом образования и науки РФ: В 2 ч.Ч.2/ Под ред.В.В.Агеносова. - М.: Дрофа, 2007. -542 с.

Лейдерман Н.Л. Русская литература ХХ века (1950 -1990-е годы): учеб.пособие для студентов вузов: допущено М-вом образования и науки РФ: В 2 т.Т. 1: 1953-1968/ Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. -4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2008. -413 с.

Лейдерман Н.Л. Современная русская литература. 1950-1990-е годы: Учеб.пособие для студентов вузов: Рек.Учеб.-метод.объединением по спец.пед.образования: В 2 т.Т.2: 1968-1990/ Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. -2-е изд., испр.и доп. - М.: Академия, 2006. -686 c.

Любомудров А.М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б.К.Зайцев, И.С.Шмелев. – СПб, 2003.

Мальцев Ю.В. Бунин. Франкфурт-на-Майне – Москва, 1994.

Русская литература ХХ века: Учеб.пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений, обуч-ся по спец. 032900-Рус.яз.и лит.: Допущено М-вом образования РФ: В 2 т.Т.1: 1920-1930-е годы/ Под ред.Л.П.Кременцова. -3-е изд., перераб.и доп. - М.: Академия, 2005. -496 с.

Русская литература ХХ века: Учеб.пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений, обуч-ся по спец. 032900-Рус.яз.и лит.: Допущено М-вом образования РФ: В 2 т.Т.2: 1940-1990-е годы/ Под ред.Л.П.Кременцова. -3-е изд., перераб.и доп. - М.: Академия, 2005. -461 с.

Русская проза конца ХХ века: хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов, обуч-ся по спец."Филология": рек.Учеб.-метод.объединением по классич. университет.образованию/ [сост., вступ.ст.С.И.тиминой; коммент.М.А.Черняк]. - 3-е изд., стереотип. - М.; СПб.: Академия, 2007. - 639 с.

Русское зарубежье: золотая книга эмиграции: Первая треть ХХ века: Энциклопедический биографический словарь. – М., 1991.

Современная русская литература (1990-е гг. - начало XXI в.): учеб.пособие для студентов вузов: рек. Советом по филологии УМО по классич.университет.образованию/ Под ред.С.И.Тиминой. -2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2010. -350 с.

Струве Г.П. Русская литература в изгнании / Глеб Струве. 3-е изд., испр. и доп. Краткий биографический словарь русского Зарубежья. Париж: YMCA-Press. – М., 1996.

Типология художественного сознания в русской литературе XVIII-XX веков: учебное пособие/ В.Т.Захарова, Е.М.Дзюба, Т.П.Комышкова и др. – Н.Новгород, НГПУ, 2010.
5.2. Дополнительная литература:

Володина Н.В. Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения. – М.,2010.

Громова А.В., Захарова В.Т. Жизнь и творчество Л.Ф.Зурова: Монография. – М.:МПГУ,2012. -178с.

Захарова В.Т. Сюжетообразующая роль лирического в прозе русского Зарубежья первой волны (И. Бунин, Л. Зуров) [Текст] // Русская литература XVIII-XXI вв. Диалог идей и эстетических концепций. Дискурс о современности / под ред. О. Гловко и Э. Садзинской. – Лодзь: PRIMUM VERBUM, 2010. – С.112-120.

Кознова Н.Н. Мемуары русских писателей-эмигрантов первой волны. – Белгород, 2009.

Костиков В.В. Не будем проклинать изгнанье…М.:Вагриус, 2004. – 465с.

Спиридонова Л.А. Бессмертие смеха: Комическое в литературе русского Зарубежья. – М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 1999. – 335с.

Урвилов В.А. Поэтика композиции романов о революции 20-х гг.ХХ века («В тупике» В.В.Вересаева, «Сивцев Вражек» М.А.Осоргина, «Мирская Чаша» М.М.Пришвина). – Автореферат диссертации на соиск. ученой степ. канд. филологических наук. – Н.Новгород, 2010.

Пак Н.И. Древнерусская культура в художественном мире Б.К.Зайцева. М.- Калуга, 2005.
5.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Русское зарубежье

http://www.emigrantika.ru

Эмигрантика.ru Русское зарубежье

Литературоведение

http://esaulov.net/

Официальный сайт Ивана Андреевича Есаулова

http://transformations.russian-literature.com/ 

Трансформации русской классики: исследовательская база данных

http://www.philology.ru/

Русский филологический портал

http://www.opojaz.ru/

ОПОЯЗ: Материалы. Документы. Публикации

Библиотеки

http://www.pushkinskijdom.ru/

Институт русской литературы Российской Академии наук

http://lib.pushkinskijdom.ru/

Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН

http://www.gumer.info/

Библиотека Гумер – гуманитарные науки

http://www.runivers.ru/

Runivers.ru - Россия в подлиннике. Мы живем в цифровом мире

http://diss.rsl.ru/

Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки

http://www.rsl.ru/ru/s97/s339/

Единый электронный каталог (ЭК) РГБ

http://rgali.ru/

Российский государственный архив литературы и искусства

http://rsuh.ru/

Российский государственный гуманитарный университет

http://mirknig.com/

Мир книг – скачать книги бесплатно

http://www.feb-web.ru/

Фундаментальная библиотека «Русская литература и фольклор»

http://magazines.russ.ru

Журнальный зал

http://www.vehi.net

«Вехи» - библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы

http://ilibrary.ru/index.html

Электронная библиотека Алексея Комарова

http://imwerden.de/

Некоммерческая электронная библиотека
«ImWerden»


www.elibrary.ru

Научная электронная библиотека

Православные ресурсы

http://www.portal-slovo.ru/

Православный образовательный портал. Педагогика, филология, естествознание, дошкольное образование


5.4. Контрольные вопросы к экзамену

1. Три волны русской литературной эмиграции: основной «именной состав», «география» русского Зарубежья.

2. Поэзия русского Зарубежья: верность традициям в трагических обстоятельствах. Посланническая миссия.

3. Развитие традиций русской классической лирики в поэзии Ив.Бунина.

4. Вечные темы в поэтическом осмыслении К.Бальмонта.

5. Сатирический пафос эмигрантской лирики И.Северянина.

6. Образ России в эмигрантской лирике В.Ходасевича.

7. Экзистенциальное мировосприятие в эмигрантской лирике Г.Иванова.

8. Основные мотивы эмигрантской лирики Г.Адамовича.

9. Лирика Е.Ю.Скобцовой(Матери Марии) в эмиграции

10. Поэтический мир поэтов «Парижской ноты».

11. Лирика М.Цветаевой: трагические антиномии художественного мира.

12. Жанр поэмы в творчестве М.Цветаевой.

13. Лирика Е.Ю.Скобцовой(Матери Марии) в эмиграции.

14. Сатира Александра Черного в эмиграции.

15. Иронический монолог Н.Тэффи.

17. «Жизнь Арсеньева» Ив.Бунина как первый русский феноменологический роман.

18. Жанровая уникальность художественно-автобиографической прозы И.С.Шмелева: «Лето Господне».

19. Жанровый синтез повести И.С.Шмелева («Богомолье»).

20. Становление «духовного реализма» в романе И.С.Шмелева «Пути Небесные».

21. Художественное богатство эмигрантской прозы Б.Зайцева. Тетралогия «Путешествие Глеба» как «роман-хроника-поэма».

22. Роман Б.К.Зайцева «Золотой узор»: своеобразие жанрового синтеза.

23. Повесть Б.К.Зайцева «Сергий Радонежский»: «новая жизнь» жанра жития.

24. Духовно-эстетическая проблематика рассказов Б.К.Зайцева («Улица св.Николая», «Люди Божии», «Река времен».

25. Эмигрантское творчество А.И.Куприна: жанровый синтез в романе «Юнкера», повести «Жанетта».

26. Жанр рассказа в эмигрантском творчестве А.И.Куприна.

Жанровый синтез романов Л.Ф.Зурова («Поле», «Древний путь»), Автобиографическая повесть Л.Ф.Зурова «Кадет»: особенности поэтики.

27. Исторический жанр в творчестве Л.Ф.зурова:повести «Отчина», «Обитель».

28. Роман М.Осоргина «Сивцев Вражек»: философско-эстетическая концепция времени.

29. Автобиографическое повествование М.Осоргина «Времена»:поэтика жанрового синтеза.

30. Художественное наследие В.Набокова. Понятие «метаромана» в его творчестве. Ведущие тематические линии прозы В.Набокова.

31. Роман В.Набокова «Машенька»: художественное воплощение темы «бегства».

32. Роман «Приглашение на казнь»: своеобразие жанрового синтеза.

33. «Другие берега» В.Набокова как «другие берега» русской мемуаристики (своеобразие поэтики).

34. Мастерство В.Набокова в жанре рассказа: «Вечер в Фиальте», «Облако, озеро, башня».

35. «Новое литературное исповедание» в творчестве Г.Газданова. «Вечер у Клэр» - роман, «обогнавший время».

36. «Магический реализм» Г.Газданова: роман «Призрак Александра Вольфа».

37. Мастерство Г.Газданова в жанре рассказа («Рассказ об Ольге», «Нищий», «Панихида»).

38. Субстанциональный конфликт в прозе Л.Ф.Зурова (романы «Древний путь» и «Поле»).

39. Функции мифопоэтики в повести Л.Ф.Зурова «Иван-да-Марья».

40. Повесть Л.Зурова «Кадет»: поэтика жанра автобиографического повествования.

6. Дидактические материалы по дисциплине
6.1. Планы проведения семинарских (практических, лабораторных) занятий

1. Образ России в поэзии русского Зарубежья. 4 часа.

2. Мифопоэтическая доминанта в жанровом синтезе романа Ив. Бунина «Жизнь Арсеньева». 4 часа.

3.Мифологема Дома в романе Н.Федоровой «Семья».

4.Жанровая специфика тетралогии Б.Зайцева «Путешествие Глеба».

5.Художественные новации эмигрантского творчества И.С.Шмелева.

6.Творчество Вл.Набокова в эмиграции

7. Тема «утраченного рая» в романе В.Набокова «Дар».

8.Творчество Г.Газданова в эмиграции.

Практическое занятие №1. 4 часа
Образ России в поэзии русского зарубежья
Феномен русского литературного зарубежья: сущность понятия, основные культурные центры, литературные кружки, издания, ведущие имена и знаковые произведения.

Многообразие художественных воплощений образа России в лирике поэтов-эмигрантов первой волны.

а)тоска по "вечной России" - трагически осмысляемая национально-культурная самоидентификация в лирике поэтов русского Зарубежья;

б) драматический пафос произведений поэтов-эмигрантов, обращенных к событиям революции и гражданской войны;

в) воспоминания о детстве и юности как момент осмысления живой связи " между вчерашним и завтрашним днем России"(Г.П.Федотов);

г) национальные топосы-Москва и Петербург- в лирике поэтов русского Зарубежья;

д) ностальгические мотивы в образах русской природы в произведениях русских поэтов-эмигрантов.

3. Художественное переосмысление образа России в лирике младшего"незамеченного"(В.Варшавский) поколения поэтов русского Зарубежья.
Тексты для анализа:

Лирика И.Бунина, К.Бальмонта, З.Гиппиус, И.Северянина, Д.Мережковского, Г.Иванова, В.Набокова, Г.Адамовича, Дона Аминадо, А.Штейгера, Л.Червинской, Д.Кнута, З.Блох и др.

Дополнительная литература:

Литература русского зарубежья 1920-1940.-М., 1993.

Проблемы изучения истории русского зарубежья: Сб.статей-М.,1993.

Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х гг-М.,1991.

Анисимова М.С., Захарова В.Т. Мифологема «дом» в автобиографической прозе русского Зарубежья.  – Н. Новгород, 2004

Напцок М.Р. Словотворчество в художественной прозе русского зарубежья: Первая волна эмиграции: И. А. Бунин, Е. И. Замятин, В. В. Набоков: диссертация … кандидата филологических наук. Майкоп, 2001

Основные направления литературной полемики русского зарубежья первой волны и их отражение в журнале «Современные записки»: диссертация … кандидата филологических наук. Москва, 2007

Практическое занятие №2. 4 часа.
Мифопоэтическая доминанта в жанровом синтезе романа Ив. Бунина «Жизнь Арсеньева».
1.Своеобразие художественного мифологизма в романе И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева». Родительская усадьба как сакральный центр повествования; мотив родовой памяти.

2. Аллюзия на Притчу о блудном сыне.

3. Мифологема дома как природного лона в романе.

4.Дом-Россия как национально-державный миф в интерпретации Бунина.

5. Образ храма как отчей обители в произведении.
Дополнительная литература:

Кириллина О.М. И. Бунин и В. Набоков: проблемы поэтики: «Жизнь Арсеньева» и «Другие берега»: диссертация … кандидата филологических наук. Москва, 2004

Смоленцев А.И. Роман И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева»: диссертация … кандидата филологических наук. Воронеж, 2012

Ковалева Т.Н. Художественное время-пространство романа И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева»: диссертация … кандидата филологических наук. Ставрополь, 2004.

Практическое занятие №3.
Мифологема Дома в романе Н.Федоровой «Семья».
1. Предания русского семейства и эмигрантское бытие.

2. Трансформация образа «родовое древо» в трагической ситуации социальных катаклизмов.

3.«Христоцентричность» (Н.Арсеньев) духовной традиции русской семьи в изображении Н.Федоровой.
Дополнительная литература:

Анисимова М.С., Захарова В.Т. Мифологема «дом» в автобиографической прозе русского Зарубежья.  – Н. Новгород, 2004.
Практическое занятие №4.
Жанровая специфика тетралогии Б.Зайцева «Путешествие Глеба».
1. Жанровый синтез «роман-хроника-поэма».

2. Мифологема Дома в произведении.

3. Импрессионистичность художественного мышления в поэтике романа.

4. Дальнейшее осмысление темы «путничества» - ведущей в творчестве Б.Зайцева.
Дополнительная литература:

Громова А.В. Жанровая система творчества Б.К.Зайцева: литературно-критические и художественно-документальные произведения: диссертация … доктора филологических наук. Орёл, 2009.

Конорева В.Н. Жанр романа в творческом наследии Б. К. Зайцева: диссертация … кандидата филологических наук. Владивосток, 2001.

Компанеец В.В. Герой, дом, путь в тетралогии Б.К. Зайцева «Путешествие Глеба» // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. 2003. № 3.

Захарова В.Т. Библейские мотивы в прозе Б. Зайцева. Мат. международного симпозиума// Библейские мотивы в русской культуре и литературе. Познань (Польша), 2000.-0,5 п.л.

Захарова В.Т. Мифологема камня в художественном сознании Б.К. Зайцева // Традиции в русской литературе: межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. В.Т. Захарова. – Н.Новгород: НГПУ, 2011. С. 132-141

Анисимова М.С., Захарова В.Т. Мифологема «дом» в автобиографической прозе русского Зарубежья.  – Н. Новгород, 2004
Практическое занятие №5. 4 часа.
Художественные новации эмигрантского творчества И.С.Шмелева.

1.«Солнце мертвых»: трагическая эпопея о революции и гражданской войне.

а) восприятие катастрофичности мира через антиномию образов-символов. Своеобразие воплощения идеи национального единства.

2.Повесть «Богомолье» – творческое развитие жанра хожений.

а) Идея богомолья как осмысление судеб России через жажду праведности русской души;

б) лейтмотивная структура текста повести;

в) импрессионистичность художественного мировосприятия автора.
Дополнительная литература:

Черева Е.А. Мифопоэтика романной прозы И.С. Шмелева: диссертация … доктора филологических наук. Магнитогорск, 2006.

Норина Н.В. Трагическое состояние мира в «Солнце мёртвых» И.С. Шмелёва // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 25 (240). Филология. Искусствоведение. Вып. 58 . С. 119–125.

Чумакевич Э. В. Духовно-нравственное становление личности героя в дилогии И. С. Шмелева «Богомолье» и «Лето Господне»: диссертация ... кандидата филологических наук. Москва, 2002

Практическое занятие № 6. 4часа.

Творчество Вл.Набокова в эмиграции.

1. Понятие «метароман» применительно к творчеству В.Набокова.

2. Ведущие тематические линии прозы Набокова: тема «утраченного рая», тема драматических отношений между иллюзией и действительностью, тема высшей реальности (метафизическая тема потусторонности). Метатема множественной реальности.

3. Специфика их художественного воплощения в романах Набокова «Машенька», «Защита Лужина», «Приглашение на казнь».
Дополнительная литература:

Лебедева В.Ю. Мотив метафизической смерти в русских романах В. Набокова: диссертация ... кандидата филологических наук. Елец, 2009

Морозов Д.В. Художественное время и пространство в русскоязычных романах В. Набокова 1920-1930 годов: диссертация ... кандидата филологических наук. Кострома, 2007


Практическое занятие №7.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы ХХ века» icon Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы ХХ века» icon Учебно-методический комплекс для студентов юридического факультета 030501. 65 Юриспруденция
История отечественного государства и права: Учебно-методический комплекс. Институт Иностранных Языков. Москва
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы ХХ века» icon Учебно-методический комплекс по дисциплине «Технологии программирования»
Техническое задание по разработке дизайнерского проекта приложения «умк – учебно-методический комплекс по дисциплине «Технологии...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы ХХ века» icon Учебно-методический комплекс по дисциплине «Административная ответственность»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Административная ответственность» подготовлен кандидатом исторических наук, профессором...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы ХХ века» icon Рабочая программа по дисциплине «История русской литературы Х i Х века 2 половина»
Целью данного курса является изучение указанного периода развития русской литературы с учетом современных теоретико и историко-литературных...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы ХХ века» icon Учебно-методический комплекс институт системного анализа, автоматики и управления
Программирование и основы алгоритмизации: учебно-методический комплекс / сост. С. А. Матюхин. Спб.: Изд-во сзту, 2008. 194с
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы ХХ века» icon Рабочая программа по дисциплине «История русской литературы XIX века...
Целью данного курса является изучение указанного периода развития русской литературы с учетом современных теоретико и историко-литературных...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы ХХ века» icon Рабочая программа по дисциплине «История русской литературы XIX века...
Целью данного курса является изучение указанного периода развития русской литературы с учетом современных теоретико и историко-литературных...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы ХХ века» icon Учебно- методический комплекс по дисциплине «Практикум по специальной психологии». Содержание
Учебно- методический комплекс по дисциплине «Практикум по специальной психологии»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы ХХ века» icon Учебно-методический комплекс нижний Новгород 2013 г. Программа курса...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции