Учебная программа факультативных занятий “ русский язык в алгоритмах” для 11 класса физико-математического и химико-биологического




Скачать 99.5 Kb.
Название Учебная программа факультативных занятий “ русский язык в алгоритмах” для 11 класса физико-математического и химико-биологического
Дата публикации 24.09.2014
Размер 99.5 Kb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Литература > Программа






УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

факультативных занятий
РУССКИЙ ЯЗЫК В АЛГОРИТМАХ”
для 11 класса

физико-математического и химико-биологического

направлений гимназий и лицеев

Разработчик: кандидат педагогических наук, доцент Т.В.Игнатович

Минск – 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа факультативных занятий (35 часов) адресована учащимся физико-математического и химико-биологического направлений и призвана помочь повторить и обобщить системный курс русского языка, а также эффективнее подготовиться к выполнению вступительного экзамена в форме централизованного тестирования.

Тест – это совокупность заданий, выполняя которые абитуриент:


1) дает краткий однозначный ответ;

2) выбирает правильный ответ из ряда предполагаемых;

3) вставляет пропущенные буквы либо расставляет знаки препинания;

4) графически или с помощью цифр обозначает варианты написания или обосновывает свой ответ.

Такая форма экзамена обеспечивает полную, разностороннюю и объективную проверку уровня владения абитуриентами практическими умениями, сформированными на базе знаний, полученных при изучении системного курса языка в школе.

Тест по русскому языку способствует проверке степени осознанного владения нормами русского литературного языка: акцентологической, орфоэпической, лексической, словообразовательной, морфологической, орфографической, синтаксической, пунктуационной, а также речевой.

Тесты по русскому языку, предлагаемые абитуриентам, должны иметь разные уровни.

Тесты базового уровня должны проверять знания, умения и навыки по русскому языку у абитуриентов, поступающих на естественные факультеты. Они должны включать задания по всем разделам школьного курса: "Фонетика", "Графика", "Лексика и фразеология", "Орфография", "Словообразование", "Морфология", "Синтаксис и пунктуация», «Текст», «Стили и жанры речи».
В рамках данного факультатива учащимся предлагается целенаправленно изучать те вопросы разделов традиционного школьного курса, которые вызывают наибольшие затруднения при выполнении тестовых заданий и при сдаче экзамена по русскому языку в любой другой форме. Изложение материала факультативных занятий сопровождается решением большого числа заданий. Такой подход дает возможность закрепить полученные знания и учит применять их на практике.

Актуальность факультативных занятий определяется также тем, что без умений и навыков выполнения языковых заданий, причем за ограниченный промежуток времени, невозможно добиться высоких результатов на вступительных экзаменах.

Цели факультативных занятий:

  • формирование языковой (лингвистической) компетенции учащихся, вооружение школьников знаниями основ науки о русском языке, закономерностях и правилах его функционирования; систематизация и углубление знаний о языке;

  • формирование коммуникативной компетенции учащихся, культуры устной и письменной речи, а также овладение культурой речевого поведения;

  • совершенствование навыков самоконтроля; развитие орфографической и пунктуационной зоркости;

  • развитие, совершенствование творческих способностей учащихся (создание собственных связных высказываний разных стилей, типов и жанров речи).

Порядок изложения материала соответствует логике построения курса «русский язык» и психологическим особенностям обобщения материала и применения актуализированных знаний.
СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

РУССКИЙ ЯЗЫК В АЛГОРИТМАХ

(35 часов)

Тема 1. Алгоритмы по ФОНЕТИКе (1 ЧАС)


Алгоритмы соотношения звуков речи и букв. Гласные и согласные звуки. Глухие и звонкие, твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме. Роль букв е, ё, ю, ъ, ь. Слог, ударение. Безударные гласные, алгоритмы их правописания в значимых частях слова.

тема 2. алгоритмы по ЛЕКСИКе и фразеологии (1 ЧАС)


Алгоритмы, отражающие системные отношения в лексике русского языка. Многозначные и однозначные слова. Омонимы. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Словарное богатство русского языка. Общеупотребительные слова. Профессиональная лексика. Диалектные слова. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Разграничение устойчивых словосочетаний.

тема 3. алгоритмы по составу слова и СЛОВООБРАЗОВАНИю (4 ЧАСА)


Алгоритмы, регламентирующие состав слова. Окончание и основа в слове. Окончание, суффикс, корень, приставка как значимые части слова. Чередование согласных и гласных в корне. Алгоритмы правописания слов с чередующимися гласными о-а в корнях -гор-/ -гар, -кос-/ -кас-. Алгоритмы правописания слов с чередующимися о-а в корнях -лож- / -лаг-, -рос- / -раст-. Буквы о и ё после шипящих в корне. Буквы о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных. Буквы ы и и после ц. Буквы з и с на конце приставок. Алгоритмы правописания приставок при- и пре-. Различные способы словообразования в русском языке. Алгоритмы словообразовательного разбора. Сложные слова и алгоритмы их правописания.

тема 4. алгоритмы по МОРФОЛОГИи (10 ЧАСОВ)


Имя существительное. Значение имени существительного и его грамматические признаки. Существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. Род. Число. Падеж. Склоняемые существительные. Типы склонений. Разносклоняемые существительные. Правописание падежных окончаний существительных. Правописание важнейших суффиксов существительных.

Имя прилагательное. Значение имени прилагательного и его грамматические признаки. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Полная и краткая форма. Склонение прилагательных. Степени сравнения прилагательных. Переход прилагательных в существительные. Правописание падежных окончаний прилагательных.

Имя числительное. Значение имени числительного. Числительные количественные и порядковые. Порядковые числительные. Особенности склонения числительных. Правописание числительных.

Местоимение. Значение местоимений. Разряды местоимений. Склонение местоимений, их правописание.

Глагол. Значение глагола и его грамматические признаки. Неопределённая форма глагола. Переходные и непереходные глаголы. Вид глагола. Спряжение глагола. Наклонение глагола: изъявительное, условное, повелительное. Настоящее, прошедшее, будущее время. Лицо и число (в настоящем и будущем времени), род и число (в прошедшем времени, условном наклонении).

Причастия. Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.

Деепричастия. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Правописание глагольных форм.

Наречие. Значение наречий. Грамматические признаки наречий. Правописание наречий.

Предлог. Понятие о предлоге, его употребление в речи. Различные части речи в роли предлога. Правописание предлогов.

Частицы. Понятие о частицах, их употребление в речи. Правописание частиц, в том числе не со всеми частями речи.

Междометие. Значение междометий и знаки препинания при междометиях.

Алгоритмы морфологического разбора частей речи.

тема 5. алгоритмы по СИНТАКСИСу (6 ЧАСОВ)


Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетаний. Алгоритмы определения связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Простое предложение. Виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные предложения. Предложения распространённые, нераспространённые. Члены предложения: подлежащее, сказуемое (простое глагольное, составное глагольное и составное именное), прямое и косвенное дополнение, определение (согласованное и несогласованное), приложение; обстоятельство; способы выражения членов предложения. Типы предложений по составу: односоставные, двусоставные. Типы односоставных предложений: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные. Предложения неполные. Однородные члены предложения. Обобщающее слово при однородных членах предложения. Знаки препинания между однородными членами и при обобщающих словах. Обособленные второстепенные члены предложения (определения, дополнения, обстоятельства) и знаки препинания при них. Приложения, их обособление. Обращение, вводные слова и вводные предложения, знаки препинания при них.

Алгоритмы синтаксического анализа предложения. Алгоритмы пунктуационного анализа простого и простого осложненного предложения.

Сложное предложение. Типы сложного предложения. Сложносочинённые предложения и знаки препинания в них. Сложноподчинённые предложения с подчинительными союзами и союзными словами. Основные виды придаточных предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них. Сложные предложения с сочинением и подчинением. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при прямой и косвенной речи.

Алгоритмы синтаксического анализа сложного предложения и предложения с прямой речью. Алгоритмы пунктуационного анализа сложного предложения и предложения с прямой речью.

ТЕМА 6. АЛГОРИТМЫ ПО ТЕМЕ «ТЕКСТ» (2 ЧАСА)


Признаки текста. Виды и средства смысловой и структурной связи в тексте.

ТЕМА 7. АЛГОРИТМЫ ПО ТЕМЕ «ЖАНРЫ РЕЧИ» (3 ЧАСА)

Функциональные типы речи. Стили речи. Жанры речи.

ТЕМА 8. АЛГОРИТМЫ ПО ТЕМЕ «КУЛЬТУРА РЕЧИ И СТИЛИСТИКА» (8 ЧАСОВ)


Правильность речи: нормы русского литературного языка (фонетическая, лексико-фразеологическая, словообразовательная, морфологическая, орфографическая, стилистическая, синтаксическая, пунктуационная).

Вариантность нормы.

Нормы произношения звуков современного русского языка, постановка ударения в словах и соблюдение правильной интонации. Нормы употребления слов и фразеологизмов в свойственном им значении, нормы сочетания слов и фразеологизмов с другими словами. Нормы сочетания морфем в слове. Нормы словоизменения при склонении именных частей речи, причастия и при спряжении глаголов. Правильное использование в текстах того или иного функционального стиля присущих ему языковых средств.

Нормы употребления правильной формы зависимого слова при согласовании и управлении; нормы согласования сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием; нормы построения предложений с однородными, обособленными членами, вводными единицами, обращениями; нормы построения сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных; нормы построения сложноподчиненных и бессоюзных предложений с разными типами отношений между частями; нормы построения предложений с прямой речью.

Нормы постановки знаков препинания в простом, осложненном и сложном предложении, в предложениях с прямой речью.

Синтаксическая синонимика.

Стилистика частей речи: имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, глагола, наречия.

Эмоционально-экспрессивные, изобразительно-выразительные речевые средства (фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические).

Стилистическая характеристика простых предложений: стилистические возможности различных форм выражения сказуемого; стилистическая значимость порядка слов в простом предложении; функционально-стилистическая значимость односоставных предложений (определенно-личных, неопределенно-личных, безличных, назывных).

Стилистические резервы осложненных предложений: стилистическое использование однородных и обособленных членов предложения, вводных единиц и обращений.

Стилистическая характеристика сложных предложений: сложносочиненные предложения в художественной литературе и публицистике; сложноподчиненные предложения с придаточными причины и условия в научном стиле; бессоюзные сложные предложения в разговорном и художественном стиле; стилистические возможности прямой и несобственно-прямой речи, их использование в художественной литературе.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предлагаемые факультативные занятия позволят учащимся расширить, углубить и закрепить изученный в основном курсе теоретический материал о фактах языка и речи, о языковых и речевых единицах, повысить их языковую и речевую культуру. Изучение материала факультативных занятий будет способствовать овладению умениями и навыками самостоятельного целенаправленного речепроизводства в письменной и устной форме, подготовит к сдаче экзамена по языку в любой форме.
ЛИТЕРАТУРА


  1. Волынец, Т.Н. Контрольные тесты по русскому языку: 10-11 (11-12) кл.: пособие для учащихся ст. кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с белорус и рус. яз. Обучения с 11-летним и 12-летним сроками обучения / Т.Н.Волынец, Е.Е.Долбик, В.Л.Леонович, И.С.Ровдо.   Минск, 2007. – 272 с.

  2. Волынец, Т.Н. Русский язык. Подготовка к тестированию / Т.Н.Волынец, И.Э.Ратникова, Е.А.Тихомирова. – Минск: Новое знание, 2007. – 604 с.

  3. Волынец, Т.Н. Сдаем экзамен по русскому языку: Справочные и экзаменационные материалы / Т.Н. Волынец, Е.Е. Долбик, И.С. Ровдо.   Минск, 2001. – 336 с.

  4. Действующие учебники по русскому языку (5-11 классы).

  5. Долбик, Е.Е. Русский язык: таблицы, схемы, упражнения: для поступающих в вузы / Е.Е.Долбик, В.Л.Леонович, В.А.Саникович. – 6-е изд., испр. – Минск: Выш. шк., 2010. – 312 с.

  6. Контрольные работы по русскому языку: Для слушателей Центра филологических услуг БГУ / Авт.-сост.: Ж.Э.Бычковская, Т.В.Игнатович, В.Л.Леонович. – Мн.: БГУ, 2005 – 78 с.

  7. Мурина, Л А. Русский язык: тематический контроль: 10 11 классы / Л. А. Мурина, Е. Е. Долбик, Т. В. Игнатович. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 224 с.

  8. Мурина, Л А. Русский язык: тематический контроль: 5 9 классы / Л. А. Мурина, Е. Е. Долбик, Т. В. Игнатович. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 336 с.

  9. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию / Д.Э. Розенталь, Е.В. Джанджакова, Н.П. Кабанова, Н.П. – изд. 4-е, исп. – М.: «ЧеРо», 2001. – 400 с.

  10. Русский язык: пособие для подгот. к обязат. централиз. тестированию и поступлению в вузы / Т.Н.Волынец, Е.Е.Долбик, Ф.М.Литвинко и др.; под общ. ред. И.С.Ровдо. – Минск: Юнипресс, 2005. – 544 с.

  11. Чечет, Р.Г. Тесты по стилистике и культуре речи: пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования / Р.Г.Чечет, И.Н.Сафронова. – Минск: ТетраСистемс, 2004. – 144 с.


Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры русского языка и литературы Государственного учреждения образования «Лицей Белорусского государственного университета» 30 августа 2010 года, протокол № 1.

Директор, кандидат химических наук В. Э. Матулис

Зав. кафедрой Н.Т.Антропова
30 августа 2010 г.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебная программа факультативных занятий “ русский язык в алгоритмах” для 11 класса физико-математического и химико-биологического icon Программа факультативных занятий по математике для III v классов общеобразовательных учреждений
Целью факультативных занятий «Путешествие в страну Занимательной математики» является повышение уровня математического развития учащихся....
Учебная программа факультативных занятий “ русский язык в алгоритмах” для 11 класса физико-математического и химико-биологического icon Обобщающий факультативный курс по всемирной истории новейшего времени...
Предлагаемая учебная программа факультативных занятий разработана на основе программы вступительных испытаний в полном соответствии...
Учебная программа факультативных занятий “ русский язык в алгоритмах” для 11 класса физико-математического и химико-биологического icon Программа факультативных занятий для VI класса
...
Учебная программа факультативных занятий “ русский язык в алгоритмах” для 11 класса физико-математического и химико-биологического icon Программа факультативных занятий по английскому языку «Страноведение...
Программа факультативных занятий по страноведению Великобритании и США разработана на основе Концепции учебного предмета «Иностранный...
Учебная программа факультативных занятий “ русский язык в алгоритмах” для 11 класса физико-математического и химико-биологического icon Программа факультативных занятий для IX-XI (X-XI) классов
Предлагаемая учебная программа факультативных занятий разработана на основе программы вступительных испытаний в полном соответствии...
Учебная программа факультативных занятий “ русский язык в алгоритмах” для 11 класса физико-математического и химико-биологического icon Учебная программа факультативных занятий по математике для 11 класса...
Автор: Ананченко Константин Онуфриевич, профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры алгебры и методики преподавания...
Учебная программа факультативных занятий “ русский язык в алгоритмах” для 11 класса физико-математического и химико-биологического icon Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для учащихся 9 класса
Русский язык национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов...
Учебная программа факультативных занятий “ русский язык в алгоритмах” для 11 класса физико-математического и химико-биологического icon Учебно-методических комплексов для проведения факультативных занятий на 2014/2015 учебный год
Русский язык. 2 класс. Тайны звуков и букв. Рабочая тетрадь (пособие для учащихся)
Учебная программа факультативных занятий “ русский язык в алгоритмах” для 11 класса физико-математического и химико-биологического icon Программа факультативных занятий по русской литературе для общеобразовательных...
Программа факультативных занятий включает в себя шесть крупных разделов. Каждый из них делится на темы, в основу которых заложено...
Учебная программа факультативных занятий “ русский язык в алгоритмах” для 11 класса физико-математического и химико-биологического icon Учебная программа факультативных занятий для учащихся 9 класса общеобразовательных...
Главной особенностью материка Евразия является разнообразие как природы, так и населяющих её территорию народов, их образа и уровня...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции