Скачать 99.5 Kb.
|
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА факультативных занятий “РУССКИЙ ЯЗЫК В АЛГОРИТМАХ” для 11 класса физико-математического и химико-биологического направлений гимназий и лицеев Разработчик: кандидат педагогических наук, доцент Т.В.Игнатович Минск – 2011 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная программа факультативных занятий (35 часов) адресована учащимся физико-математического и химико-биологического направлений и призвана помочь повторить и обобщить системный курс русского языка, а также эффективнее подготовиться к выполнению вступительного экзамена в форме централизованного тестирования. Тест – это совокупность заданий, выполняя которые абитуриент:1) дает краткий однозначный ответ; 2) выбирает правильный ответ из ряда предполагаемых; 3) вставляет пропущенные буквы либо расставляет знаки препинания; 4) графически или с помощью цифр обозначает варианты написания или обосновывает свой ответ. Такая форма экзамена обеспечивает полную, разностороннюю и объективную проверку уровня владения абитуриентами практическими умениями, сформированными на базе знаний, полученных при изучении системного курса языка в школе. Тест по русскому языку способствует проверке степени осознанного владения нормами русского литературного языка: акцентологической, орфоэпической, лексической, словообразовательной, морфологической, орфографической, синтаксической, пунктуационной, а также речевой. Тесты по русскому языку, предлагаемые абитуриентам, должны иметь разные уровни. Тесты базового уровня должны проверять знания, умения и навыки по русскому языку у абитуриентов, поступающих на естественные факультеты. Они должны включать задания по всем разделам школьного курса: "Фонетика", "Графика", "Лексика и фразеология", "Орфография", "Словообразование", "Морфология", "Синтаксис и пунктуация», «Текст», «Стили и жанры речи». В рамках данного факультатива учащимся предлагается целенаправленно изучать те вопросы разделов традиционного школьного курса, которые вызывают наибольшие затруднения при выполнении тестовых заданий и при сдаче экзамена по русскому языку в любой другой форме. Изложение материала факультативных занятий сопровождается решением большого числа заданий. Такой подход дает возможность закрепить полученные знания и учит применять их на практике. Актуальность факультативных занятий определяется также тем, что без умений и навыков выполнения языковых заданий, причем за ограниченный промежуток времени, невозможно добиться высоких результатов на вступительных экзаменах. Цели факультативных занятий:
Порядок изложения материала соответствует логике построения курса «русский язык» и психологическим особенностям обобщения материала и применения актуализированных знаний. СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ РУССКИЙ ЯЗЫК В АЛГОРИТМАХ (35 часов) Тема 1. Алгоритмы по ФОНЕТИКе (1 ЧАС)Алгоритмы соотношения звуков речи и букв. Гласные и согласные звуки. Глухие и звонкие, твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме. Роль букв е, ё, ю, ъ, ь. Слог, ударение. Безударные гласные, алгоритмы их правописания в значимых частях слова. тема 2. алгоритмы по ЛЕКСИКе и фразеологии (1 ЧАС)Алгоритмы, отражающие системные отношения в лексике русского языка. Многозначные и однозначные слова. Омонимы. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Словарное богатство русского языка. Общеупотребительные слова. Профессиональная лексика. Диалектные слова. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Разграничение устойчивых словосочетаний. тема 3. алгоритмы по составу слова и СЛОВООБРАЗОВАНИю (4 ЧАСА)Алгоритмы, регламентирующие состав слова. Окончание и основа в слове. Окончание, суффикс, корень, приставка как значимые части слова. Чередование согласных и гласных в корне. Алгоритмы правописания слов с чередующимися гласными о-а в корнях -гор-/ -гар, -кос-/ -кас-. Алгоритмы правописания слов с чередующимися о-а в корнях -лож- / -лаг-, -рос- / -раст-. Буквы о и ё после шипящих в корне. Буквы о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных. Буквы ы и и после ц. Буквы з и с на конце приставок. Алгоритмы правописания приставок при- и пре-. Различные способы словообразования в русском языке. Алгоритмы словообразовательного разбора. Сложные слова и алгоритмы их правописания. тема 4. алгоритмы по МОРФОЛОГИи (10 ЧАСОВ)Имя существительное. Значение имени существительного и его грамматические признаки. Существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. Род. Число. Падеж. Склоняемые существительные. Типы склонений. Разносклоняемые существительные. Правописание падежных окончаний существительных. Правописание важнейших суффиксов существительных. Имя прилагательное. Значение имени прилагательного и его грамматические признаки. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Полная и краткая форма. Склонение прилагательных. Степени сравнения прилагательных. Переход прилагательных в существительные. Правописание падежных окончаний прилагательных. Имя числительное. Значение имени числительного. Числительные количественные и порядковые. Порядковые числительные. Особенности склонения числительных. Правописание числительных. Местоимение. Значение местоимений. Разряды местоимений. Склонение местоимений, их правописание. Глагол. Значение глагола и его грамматические признаки. Неопределённая форма глагола. Переходные и непереходные глаголы. Вид глагола. Спряжение глагола. Наклонение глагола: изъявительное, условное, повелительное. Настоящее, прошедшее, будущее время. Лицо и число (в настоящем и будущем времени), род и число (в прошедшем времени, условном наклонении). Причастия. Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Деепричастия. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Правописание глагольных форм. Наречие. Значение наречий. Грамматические признаки наречий. Правописание наречий. Предлог. Понятие о предлоге, его употребление в речи. Различные части речи в роли предлога. Правописание предлогов. Частицы. Понятие о частицах, их употребление в речи. Правописание частиц, в том числе не со всеми частями речи. Междометие. Значение междометий и знаки препинания при междометиях. Алгоритмы морфологического разбора частей речи. тема 5. алгоритмы по СИНТАКСИСу (6 ЧАСОВ)Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетаний. Алгоритмы определения связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Простое предложение. Виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные предложения. Предложения распространённые, нераспространённые. Члены предложения: подлежащее, сказуемое (простое глагольное, составное глагольное и составное именное), прямое и косвенное дополнение, определение (согласованное и несогласованное), приложение; обстоятельство; способы выражения членов предложения. Типы предложений по составу: односоставные, двусоставные. Типы односоставных предложений: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные. Предложения неполные. Однородные члены предложения. Обобщающее слово при однородных членах предложения. Знаки препинания между однородными членами и при обобщающих словах. Обособленные второстепенные члены предложения (определения, дополнения, обстоятельства) и знаки препинания при них. Приложения, их обособление. Обращение, вводные слова и вводные предложения, знаки препинания при них. Алгоритмы синтаксического анализа предложения. Алгоритмы пунктуационного анализа простого и простого осложненного предложения. Сложное предложение. Типы сложного предложения. Сложносочинённые предложения и знаки препинания в них. Сложноподчинённые предложения с подчинительными союзами и союзными словами. Основные виды придаточных предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них. Сложные предложения с сочинением и подчинением. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при прямой и косвенной речи. Алгоритмы синтаксического анализа сложного предложения и предложения с прямой речью. Алгоритмы пунктуационного анализа сложного предложения и предложения с прямой речью. ТЕМА 6. АЛГОРИТМЫ ПО ТЕМЕ «ТЕКСТ» (2 ЧАСА)Признаки текста. Виды и средства смысловой и структурной связи в тексте. ТЕМА 7. АЛГОРИТМЫ ПО ТЕМЕ «ЖАНРЫ РЕЧИ» (3 ЧАСА) Функциональные типы речи. Стили речи. Жанры речи. ТЕМА 8. АЛГОРИТМЫ ПО ТЕМЕ «КУЛЬТУРА РЕЧИ И СТИЛИСТИКА» (8 ЧАСОВ)Правильность речи: нормы русского литературного языка (фонетическая, лексико-фразеологическая, словообразовательная, морфологическая, орфографическая, стилистическая, синтаксическая, пунктуационная). Вариантность нормы. Нормы произношения звуков современного русского языка, постановка ударения в словах и соблюдение правильной интонации. Нормы употребления слов и фразеологизмов в свойственном им значении, нормы сочетания слов и фразеологизмов с другими словами. Нормы сочетания морфем в слове. Нормы словоизменения при склонении именных частей речи, причастия и при спряжении глаголов. Правильное использование в текстах того или иного функционального стиля присущих ему языковых средств. Нормы употребления правильной формы зависимого слова при согласовании и управлении; нормы согласования сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием; нормы построения предложений с однородными, обособленными членами, вводными единицами, обращениями; нормы построения сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных; нормы построения сложноподчиненных и бессоюзных предложений с разными типами отношений между частями; нормы построения предложений с прямой речью. Нормы постановки знаков препинания в простом, осложненном и сложном предложении, в предложениях с прямой речью. Синтаксическая синонимика. Стилистика частей речи: имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, глагола, наречия. Эмоционально-экспрессивные, изобразительно-выразительные речевые средства (фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические). Стилистическая характеристика простых предложений: стилистические возможности различных форм выражения сказуемого; стилистическая значимость порядка слов в простом предложении; функционально-стилистическая значимость односоставных предложений (определенно-личных, неопределенно-личных, безличных, назывных). Стилистические резервы осложненных предложений: стилистическое использование однородных и обособленных членов предложения, вводных единиц и обращений. Стилистическая характеристика сложных предложений: сложносочиненные предложения в художественной литературе и публицистике; сложноподчиненные предложения с придаточными причины и условия в научном стиле; бессоюзные сложные предложения в разговорном и художественном стиле; стилистические возможности прямой и несобственно-прямой речи, их использование в художественной литературе. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предлагаемые факультативные занятия позволят учащимся расширить, углубить и закрепить изученный в основном курсе теоретический материал о фактах языка и речи, о языковых и речевых единицах, повысить их языковую и речевую культуру. Изучение материала факультативных занятий будет способствовать овладению умениями и навыками самостоятельного целенаправленного речепроизводства в письменной и устной форме, подготовит к сдаче экзамена по языку в любой форме. ЛИТЕРАТУРА
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры русского языка и литературы Государственного учреждения образования «Лицей Белорусского государственного университета» 30 августа 2010 года, протокол № 1. Директор, кандидат химических наук В. Э. Матулис Зав. кафедрой Н.Т.Антропова 30 августа 2010 г. |
Программа факультативных занятий по математике для III v классов общеобразовательных учреждений Целью факультативных занятий «Путешествие в страну Занимательной математики» является повышение уровня математического развития учащихся.... |
Обобщающий факультативный курс по всемирной истории новейшего времени... Предлагаемая учебная программа факультативных занятий разработана на основе программы вступительных испытаний в полном соответствии... |
||
Программа факультативных занятий для VI класса ... |
Программа факультативных занятий по английскому языку «Страноведение... Программа факультативных занятий по страноведению Великобритании и США разработана на основе Концепции учебного предмета «Иностранный... |
||
Программа факультативных занятий для IX-XI (X-XI) классов Предлагаемая учебная программа факультативных занятий разработана на основе программы вступительных испытаний в полном соответствии... |
Учебная программа факультативных занятий по математике для 11 класса... Автор: Ананченко Константин Онуфриевич, профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры алгебры и методики преподавания... |
||
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для учащихся 9 класса Русский язык национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов... |
Учебно-методических комплексов для проведения факультативных занятий на 2014/2015 учебный год Русский язык. 2 класс. Тайны звуков и букв. Рабочая тетрадь (пособие для учащихся) |
||
Программа факультативных занятий по русской литературе для общеобразовательных... Программа факультативных занятий включает в себя шесть крупных разделов. Каждый из них делится на темы, в основу которых заложено... |
Учебная программа факультативных занятий для учащихся 9 класса общеобразовательных... Главной особенностью материка Евразия является разнообразие как природы, так и населяющих её территорию народов, их образа и уровня... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |