ОБРАЗ ХРИСТА В ЛИТЕРАТУРЕ
Введение
Современный литературный процесс – явление интересное и многообразное, сложное и порой противоречивое. Его характеризуют тематическое и жанровое своеобразие, неустанные поиски в различных областях, разнообразные художественные способы освоения действительности. Все это позволяет говорить о литературе как о постоянно развивающемся и непрерывно изменяющемся процессе. Литература сегодняшнего дня – это не только произведения, написанные в последние годы. Лицо современной литературы представлено художественными произведениями авторов, серьезные исследования которых начинаются лишь в наши дни, когда происходит переосмысление культурного и литературного наследия выдающихся мыслителей, поэтов, писателей ХХ века, волновавших их тем, сюжетов, образов. К ним относятся труды Н. Бердяева, С. Франка, П. Струве и других великих русских философов, произведения А. Рыбакова, В. Дудинцева, В. Гроссмана, Ю. Домбровского и ряда других авторов.
Существует мнение, будто евангельская тема в русской литературе – дань моде, возникшей в связи с переоценкой ценностей, существенными изменениями в политической и исторической обстановках. Ведь на Западе такой переоценки не было, а в советской литературе образ Христа появился отнюдь не сегодня.
Евангельская тема традиционна для русской и мировой литератур в целом. Восприятие мира с точки зрения тех моральных ценностей, которые проповедует религия, прежде всего мотив жертвенности, желание спасти мир являются важнейшими именно для русской культуры и литературы. Н. Бердяев по этому поводу выразил справедливую мысль: «Само искание Царства Божьего на земле было русским исканием. С Гоголя начинается религиозно – нравственный характер русской литературы, её мессианство»1.
К образу Иисуса Христа обращались прямо и косвенно писатели, поэты, философы разных культур и исторических времен, что объясняется, прежде всего, потребностью человека осмыслить свое место на земле, сделать свой нравственный выбор, определиться в мире, где царит хаос и разрушение, обрести жизненно важные ориентиры. В свое время к библейским мотивам и непосредственно к теме Христа обращались: М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л. Андреев, А. Блок, Б. Пастернак, А. Ахматова, М. Булгаков, Ю. Домбровский, В. Тендряков, Ч. Айтматов, В. Шаров, Дж. Мильтон, Гёте, У. Вордсворт, Т.С. Элиот, Г. Грин, А. Миллер, А. Франс, А. Барбюс, У. Фолкнер, Г.Г. Маркес, М. О. Сильва, А.Р. Бастос и т.д.
В этом смысле образ Христа имеет для искусства непреходящее значение: и писатели, и живописцы через образ Иисуса ведут художественные и научные размышления над общественным сознанием, бытием, формирующихся на протяжении многих веков и поколений, в том числе и в ХХ – ХI вв.
Так, для Ф.М. Достоевского Христос – это идеал, к которому должен стремиться человек, это идея, которую писатель раскрывает через судьбы и мысли своих героев для того, чтобы человечество осуществило замысел Божий. («Идиот», «Братья Карамазовы»). Для А. Блока образ Христа – символ нового мира, который уже строят люди, несмотря на их кровавый путь, они создадут чистый, справедливый и бескровный мир («Двенадцать»).
Обращение писателей ХХ века к Евангельскому образу - явление отнюдь не случайное. Столетие, насыщенное трагическими кризисами, ознаменовавшееся разгулом ненависти, крушением утопий, идет к своему завершению в атмосфере угрозы, нависшей над цивилизацией. Все это доказывает жизненную необходимость укрепления нравственных устоев в обществе, а ведь совсем недавно их считали чем-то второстепенным в сравнении с социально- политическими проблемами.
Разумеется, вопросы о смысле жизни, о подлинном призвании и ценности человека никогда не носили отвлеченного характера, но сегодня элементарный инстинкт самосохранения требует задуматься над ролью нравственно – этических ценностей. Вот почему, Евангелие на почве которого веками возрастала культура многих народов, снова и снова входит в круг животрепещущих тем в художественной литературе.
Актуальность Евангельской темы в художественной литературе определяет актуальность выбора темы магистерского диссертационного исследования. Актуальность темы видится в том, что осмысление и выявление своеобразия художественного решения темы Христа в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Плаха» Ч. Айтматова, «Покушение на миражи» В. Тендрякова будет способствовать освоению одного из главных направлений, идейно – этических поисков современной литературы.
Предметом исследования являются роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», Ч. Айтматова «Плаха», В. Тендрякова «Покушение на миражи».
Новизна данного исследования определяется предметом исследования, а именно романом В. Тендрякова «Покушение на миражи», так как (насколько может судить автора работы) пока в современном литературоведении нет специального исследования в выбранном направлении, а также, в попытке проанализировать художественное своеобразие образа Христа именно в таком соседстве авторов. Анализ художественных произведений, написанных в разные годы, в разных исторических условиях – позволяет проследить эволюцию Образа Иисуса Христа в современной литературе.
Целью является выяснение причин достаточно настойчивого обращения русских писателей ХХ века к образу Христа и библейским мотивам, выявление характерных художественных особенностей в трактовке образа Христа и элементов Евангелия в исследуемых романах М. Булгакова («Мастер и Маргарита»), Ч. Айтматова («Плаха»), В. Тендрякова («Покушение на миражи»).
Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:
- Определить, какие элементы Евангельской легенды о Христе использует М. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита», Ч. Айтматов в романе «Плаха», В. Тендряков в романе «Покушение на миражи»;
- Сопоставить библейское учение о Христе и его интерпретации в произведениях М. Булгакова, Ч. Айтматова, обозначить их принципиальные различия;
- Исследовать художественное своеобразие трактовки образа Христа и проблем нравственности, с ним связанных, в романе В. Тендрякова «Покушение на миражи».
ГЛАВА I
Традиции библейского учения о Христе в произведениях
М.А. Булгакова («Мастер и Маргарита»), Ч.Т. Айтматова («Плаха»)
Великие христианские мыслители последних ста лет, такие, как, Владимир Соловьев, Николай Бердяев или Пьер Тейяр де Шарден, справедливо утверждали, что демоническим, разрушительным началам в людях может противостоять только дух любви и милосердия, жертвенности и уважения к личности. Они указывали на Евангелие как на фундамент общечеловеческой этики.
Однако необходимо сказать, что Евангелие представляет собой не только моральный кодекс, оно повествует о Личности, которую Новый завет называет спасителем, то есть тем, кто открыл человеку путь спасения от мирового зла. Тайна Христа является средоточием Нового завета, и не только его, но и всей Библии. Ни одно другое учение не обладало такой властью и влиянием на бесчисленные человеческие жизни и культуры, ни одно другое учение не привело к таким переменам и не вызвало таких бурных дискуссий, которые особенно актуальны в ХХ – ХХI вв.
Следует напомнить, что христианство основано не только на идеях, но и на событиях. В его центре мы обнаруживаем не теорию, а, как уже было сказано, личность – Иисуса Христа. Многие люди имеют сентиментальные представления об Иисусе. Он кажется им анемичным персонажем, интересующимся больше детьми, птицами и цветами, чем суровой реальностью мира взрослых людей, зовущим в свое Царство «не от мира сего». Такое мнение являет собой разительный контраст с монументальной фигурой Нового завета.
Если обратиться к новому завету, то мы увидим там следующие характерные черты Иисуса – Бога и Человека:
- человека, которого власть предержащие называют опасным бунтовщиком;
- человека, за которым следовали огромные толпы людей;
- человека, вдохновлявшего других своим примером, а не только проповедями;
- человека, избравшего бескомпромиссный путь к мученичеству;
- человека глубоких страстей и решительных действий.
Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна уверяют нас, что Христос действительно интересовался детьми и природой. Он ласково относился к униженным и обездоленным. Но мир, в котором он жил, был грубым миром ненависти, интриг, жестокости и коварства. В Евангелиях предстает динамичная фигура, воюющая с силами зла оружием любви, искренности и всепрощения. Его честность была мужественной, а Его атака на величайшие грехи: гордыню, лицемерие и безразличие – стремительной и бесстрашной. «Иисус – греческая форма слова Иешуа, сокращенного из Иегошуа, и значит помощь Иеговы, или Спаситель. Означенное имя нередко встречается между евреями и усвояется в Священном писании разными лицами, но, прежде всего, принадлежит Спасителю и Богочеловеку».2 «Христос есть греческое слово, значащее Помазанник, слово же Мессия есть еврейское и означает то же самое, что и греческое. Поэтому иудеи называют Его Мессией, христиане – Христом».3
Иисус не выступал в роли «оригинального» пастыря, будучи иудеем, он принадлежал к традиции, уходившей в иудейское Священное Писание (известное как Ветхий завет). Он постоянно обращался к Писанию, и Его основные заветы – «возлюбить Господа всем сердцем и возлюбить ближнего как самого себя – связывают между собой два отдельных ветхозаветных текста (Второзаконие, Левит). В этом заключается Его гений: в умении образовывать новые связи, проводить свежие аналогии, брать старые идеи и облачать их в новые одежды, наполняя новым содержанием, открывать глубинный смысл знакомых понятий.
«Солью» Евангелий и христианского учения является нагорная проповедь Иисуса, которая начинается с благословений:
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю…»4.
Нагорная проповедь Иисуса содержит призыв к любви, что является центром в учении:
«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас …»
Укрепление веры в Бога: Итак, не заботьтесь, и не говорите: «Что нам есть?» или: «Что пить?» Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду в этом».
Поощрение к молитве: «Просите и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам».
Бескомпромиссный призыв принять учение Иисуса: «А всякий, кто слушает слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке» (с. 1507).
Христос дает понять, что его представление о Царстве Божием весьма отличается от расхожих взглядов того времени. Его страна находилась под вражеским гнетом. Ненавистные римляне командовали повсюду, и многие евреи склонялись к вооруженному восстанию. Еврейский народ имел славную историю побед на полях сражений; возможно, этот Учитель будет новым военным лидером? Тем, кто хотел последовать по этому пути, Иисус уготовил горькое разочарование: «Царство мое не от мира сего» (с.1511). Его последователи должны были подставлять бьющему другую щеку, а лидерство определялось смиренным служением. В христианском понимании, Царство Божие присутствовало на земле благодаря присутствию Иисуса. Но его пастырство также было знаком будущего, в котором Царство Божие наступит навеки. Когда-нибудь Сын Человеческий «приидет во славе Отца своего со святыми Ангелами» (с. 1649). Понятия «теперь» и «потом» удерживаются в равновесии.
Иисус Христос знаменит своими историями, или притчами. Притча работает на двух уровнях. Евангельская притча – это земная история, исполненная небесного смысла. На одном уровне она представляет собой увлекательное повествование, в котором действуют живые люди, но при этом в нем присутствует более глубокий смысл и мораль. Слушателям предлагалось самостоятельно найти этот смысл и мораль, некоторые притчи дает понятие роста, в других передается ощущение кризиса: необходимо принять решение, выбрать нужную сторону, в притчах обычно говорится о людях. В Его учении выдвинуты интеллектуальные требования, Учитель уважал разум слушающих Его. Пользуясь преувеличениями и парадоксами, Христос заставлял своих Учеников и тех, кто обращается к этому учению, усиленно размышлять: «Он не мог буквально хотеть этого, значит, он имел в виду…» Учение Иисуса бескомпромиссно в своих моральных и духовных требованиях, все зависит – от восприятия и толкования фраз, дошедших до нас через века.
«Кто ударит в правую щеку твою, обрати к нему и левую.
Кто принудит тебя идти одно поприще, иди с ним два» (с. 1509).
«Не судите, да не судимы будете.
Прощайте до семижды семидесяти раз.
Все. Что имеешь, пойди продай и раздай нищим» (с.1526).
«Пусть мертвые хоронят своих мертвецов» (с. 1532).
«Не заботьтесь для души вашей…»(с. 1511).
Иисус особо указывал на то, что молитва, умение прощать, искренность, смирение и щедрость являются необходимым условием для вхождения в Царство небесное. Иисус жил в сложной политической обстановке: Рим восстановил мир, но разногласия и положение в Палестине создавали напряженность. Понтий Пилат, римский наместник, правивший десять лет от имени императора Тиберия, был человек упрямый, заносчивый и сделал все, чтобы восстановить против себя своих иудейских подданных. Пилат и Ирод Антипа, тетрарх Галилеи в течение почти тридцати лет, были врагами. Тем не менее, когда появился Иисус - «миротворец», эти заклятые политические враги объединились, чтобы распять Его. Не желая участвовать в этом деле, Пилат отдал Иисуса палачам, "умыв руки", и сняв с себя ответственность за невинно пролитую кровь. Иисуса обвиняли в том, что он подстрекал народ к восстанию, якобы, с целью создать собственное Царство, старейшины обвиняли Его в богохульстве, за то, что он равнял себя с Богом, приговорили Его к позорной смерти. Таким представляется образ Иисуса Христа, Учителя, подобного нам во всем, кроме греха, Богочеловека в Библии, в традиционном понимании.
Образ Иисуса Христа в определенных исторических ситуациях имел небывалую популярность в культуре, литературе разных стран мира. Н. Бердяев сказал, что «Основной русской темой будет не творчество совершенной культуры, а творчество лучшей жизни. Русская литература будет носить моральный характер более чем все литературы мира, и скрыто – религиозный характер».5
Русская модернистская литература начала ХХ века подверглась «генеральному пересмотру» в наши дни, творчество тех авторов, которых считали «упадническими», изучается в ином аспекте, с иных позиций. Леонид Андреев – признанный классик, хотя современному читателю его имя говорит неизмеримо меньше, чем читателю, скажем первых дух десятилетий ХХ века. Непривычная острота в трактовке мировоззренческих проблем, трагическая страстность размышлений о человеке и мире, личности и народе, смысле человеческой жизни, долге и добре, одиночестве и замкнутости – вот круг тех вопросов, интересовавших писателя Л. Андреева. Скандально известный при жизни автор, умерший в безвестности на своей даче в Финляндии, оказался достойным продолжателем традиций русской интеллектуальной психологической прозы второй половины 19 века, прозы Ф.М. Достоевского и А.П. Чехова, и одновременно глубоким новатором, гениально предугадавшим многие из путей развития мировой литературы. Исследователь творчества писателя Л.А. Иезуитова пишет, что «Опыт Андреева имел большое значение для В. Маяковского и Б. Брехта, без него нельзя установить родословную Ф. Кафки, Л. Пирандело и Ю.О’Нила; обращение к творчеству Андреева обнаруживает корни таких литературных явлений, как экзистенциализм (а Камю), интеллектуальный театр абсурда, «философский реализм» в Японии; искания Андреева в области «неореализма» и «универсального психологизма» находятся в русле разнообразных веяний в русском и мировом театре и кино».6
Повесть |