Культура серебряного века восстанавливается ныне в отечественном самосознании «по составу и гармонии», как говорили древние, хотя гармония эта нередко отмечена




Скачать 228.14 Kb.
НазваниеКультура серебряного века восстанавливается ныне в отечественном самосознании «по составу и гармонии», как говорили древние, хотя гармония эта нередко отмечена
Дата публикации23.09.2014
Размер228.14 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Литература > Документы
Введение

Введение
Культура серебряного века восстанавливается ныне в отечественном самосознании «по составу и гармонии», как говорили древние, хотя гармония эта нередко отмечена трагическим опытом.
Человек сегодня, едва шагнув в XXI век, ощущает себя как бы на изломе, желая подвести итоги прошлого и заглянуть в будущее. Рубеж веков обостряет многие проблемы бытия, те, которые традиционно именуются «вечными» и в переломные эпохи становятся актуальными. Современные ученые - культурологи, литературоведы, искусствоведы - все яснее осознают задачи всестороннего исследования рус- ской культуры переломных периодов (в частности, наиболее близкого нам - рубежа XIX - XX веков) ее потенциального богатства в широком культурно-историческом контексте. Ощущение тревоги, осознаваемое нами и в наше порубежное время, делает культуру серебряного века ближе и понятнее нам. Сегодня, как никогда, актуально обращение к анализу культуры переломного периода, когда Россия пережила настоящий творческий подъем: философские и эстетические открытия, расцвет искусства.
Современные ученые стремятся исследовать русскую литературу серебряного века во всей ее драматической напряженности, богатстве, как подлинный феномен культуры, в конкретно-историческом контексте и широчайших типологических связях с отечественным и мировым искусством, во всевозможном многообразии художественно-эстетических универсалий и категорий творчества1.
1 См. наиболее значимые в этой связи монографии и сборники статей: Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. - М. 1989.; Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа 19-20 вв. - М. 1990.; Авраменко А.А. Блок и русские поэты 19 века. - М. 1990.; На рубеже 19-20 веков: из истории международных связей русской литературы. - Л. 1991.; Ильев СП. Русский символистский роман. - Киев. 1991.; Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма: Проблема жизнетворчества. - Воронеж. 1991.; Стахорский СВ. Вяч. Иванов и русская театральная культура начала 20 в. - М. 1991.; Орехова Л.А. Авторское мифотворчество и русский модернизм (лирическая проза). - Киев. 1992.; Мазаев А.И. Проблема синтеза в эстетике русского символизма. - М. 1992.; Связь времен: Проблемы преемственности в русской литературе конца 19 - начала 20 вв. - М. 1992.; Неженец Н.И. Русские символисты. - М. 1992.; от Пушкина до Белого: Проблемы поэтики русского реализма конца 10 - начала 20 вв. - Спб. 1992.; Бугров Б.С. Драматургия русского символизма. - М. 1993.; Приходько И.С Мифопоэтика А. Блока. - Владимир. 1994.; Сугай Л.А. Андрей Белый против Освальда Шпенглера // Литературное обозрение. 1995. № 4-5; Корецкая И. Над страницами русской поэзии и прозы начала 20 века. - М. 1995.; Мыслякова М.В. Концепция творчества Леонида Андреева в символистской критике: Автореф. дис. канд. филол. наук. - М. 1995; Боева Г.Н. Идея синтеза в творческих исканиях Л.Н. Андреева: Автореф. дис. канд. филол. наук. — Воронеж. - 1996; Вилявина И.Ю. Художественное своеобразие прозы Л. Андреева. Зарождение и развитие русского экспрессионизма: Автореф. дис. канд. филол. наук. - М. 1999; Старосельская Н.Д. Драматургия Леонида Андреева: Модерн 100 лет спустя // Вопросы литературы. 2000.; Каманина Е.В. Жанр романа в творчестве Л. Андреева: Автореф. дис. канд. филол. наук. - М. 2000; Корнеева Е.В. Мотивы у() художественной прозы и драматургии Леонида Андреева: Автореф. дис. канд. филол. наук. - Елец. 2000; Смоголь Н.Н. Кризис сознания и его отражение в русской публицистике 1917 - 1919 гг. (Леонид Андре-
т
В начале XX столетия в русской литературе, всегда отличавшейся высокой духовностью, были живы гуманистические традиции XIX века. С точки зрения идейной, мировоззренческой, серебряный век, опираясь на достижения реализма XIX века, отрицал грубый материализм и эстетический нигилизм «шестидесятников», протестовал против упрощенной мотивировки поведения личности, где все объясняется социальными условиями, «средой»; против идеологического схематизма и лобового политического радикализма, которого придерживались сначала русские революционеры-демократы, затем народники и, наконец, российские революционеры. Серебряный век реабилитировал «чистое искусство», отрицаемое у^ интеллигентами-«шестидесятниками», и придавал ему новый смысл - философ-
ский, нравственный, религиозный (помимо собственно эстетического). Новаторским было внимание писателей к обострившимся философско-религиозным проблемам, ибо, повторимся, в переломные моменты истории всегда возрастает интерес к осознанию своего времени с позиций вечного, нетленного. Религиозные искания признавались теперь не только не опровергаемыми наукой, но даже подтверждаемыми ею; сближались религия и искусство: в религии усматривалась ее творческая и эстетическая природа, а искусство представало как символический язык религиозно-мистических откровений2.
В период, когда определялись новые пути развития России, сама история осмыслялась в нравственно-философском аспекте. Поэтому изучение истории культуры русского духовного «ренессанса» является одним из приоритетных направлений *-f»J современных гуманитарных исследований, связанных с восстановлением разорванных структур отечественной культуры, последовательной преемственности гуманистических ценностей русского и мирового искусства. Сегодня нами движет стремление воссоздать культурный, историко-литературный процесс рубежа веков в его целостности, соединить вместе два потока русской культуры: то, что развивалось в Советском Союзе, и то, что продолжало жить в условиях зарубежья.
ев): Автореф. дис. канд. филол. наук. - Орел. 2000; Мамай Н.Н. Художественно - философские идеи в драматургии Л. Андреева: Автореф. дис. канд. филол. наук. - Тверь. 2001; Ахмедова А.А. Проблема творца в культуре: Автореф. дис. канд. филос. наук. — Спб. 2003; Басина Н.И. Проблема автора в культуре: Автореф. дис. докт. фил. наук. - Ростов н/Д. 2003; Красильников Р.Л. Танталогические мотивы в прозе Л.Н. Андреева: Автореф. дис. канд. фил. наук. - Вологда. 2003; Филоненко Н.Ю. Становление и развитие поэтики экспрессионизма в творчестве Л.Н. Андреева в 1898 - 1908 гг.: Автореф. дис. канд. филол. наук. -Липецк. 2003. 2 Кондаков И.В. Культурология: история культуры России: Курс лекций. - М. 2003. С. 303.
t
Творчество Л. Андреева и духовные, философские основы его позволяют выявить многие тенденции в литературно-художественной жизни России начала XX века. Андреева можно назвать одной из ярчайших фигур своего времени, он оставил оригинальный след в культуре. В его творческом методе причудливо переплелись традиционное и новаторское, реализм и новейшие веяния; художественный путь писателя отразил все основные приметы своей эпохи, стремившейся выработать цельное мироощущение, восстановить распавшуюся «связь времен». «Он синтез нашей эпохи, - сказал о нем его современник К.И. Чуковский, - под сильнейшим увеличительным стеклом». Действительно, такие особенности андреевского творче-y^i ства, как стремление к интеграции литературы и философии, тяготение к притчеоб-разности и мифологизму, полное отрицание канонов существующих эстетических систем, позволяют говорить об андреевском феномене синтетизма, одновременно выражающем существенные тенденции всего искусства рубежа XIX - XX вв. Органическая связь художественных поисков Андреева с искусством своего времени и стала одной из причин, обусловивших интерес современных ученых к его фигуре.
Однако спорным оказывается вопрос о принадлежности творчества Л. Андреева к определенному литературному направлению. Большинство критических отзывов фиксируют «промежуточное»3, определяемое противостоянием реализма и нереалистических направлений (романтизма, модернизма, экспрессионизма, экзистенциализма), положение его творчества в литературном процессе рубежа веков. Так В.А. Келдыш считает Андреева «пестрым художником»4. (Впрочем, в послед-• -f» ние десятилетие все чаще стали появляться комментарии к произведениям писателя, основным стержнем которых становится проблема синтетизма творчества Андреева). Однако наряду с подобной точкой зрения сосуществуют и мнения отдельных ученых, считающих писателя или реалистом5, или неореалистом 6, называющих его метод «мифологическим реализмом»7, или рекомендующих вообще отказаться от
3 Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX - XX вв. С. 114-147; Михеичева Е.А. Художественный мир Леонида Андреева // Литература в школе. 1998. № 5. С. 36-46; Руднев А., Чуваков В. Леонид Андреев: На лобном месте // Андреев Л.Н. Избранное автором. - М. 2001 С. 5-32; Русская литература XX в. / Под ред. С.А. Венгерова. - М. 2000.
4 Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. - М. 1975. С. 212.
3 Долгополое Л.К. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX - начала XX в. - Л. 1985.
6 Башкиров ДЛ. Неореалистическая драма Л. Андреева (1905-1910 годы): Дис. канд. филол. наук. -Минск. 1993.
7 Татаринов А.В. Формирование мифологического реализма в творчестве Леонида Андреева 1898 - 1911. -Уфа. 1996.
точного определения специфики метода Андреева (Л.А. Смирнова8, Н.Д. Старосельская9).
Да и сам писатель с сомнением относился к возможности однозначного подхода к своему творчеству в литературном процессе и не находил строгих терминологических определений своим художественным поискам. В письме к Г. Чулкову он писал: «... взял я для пьесы совершенно иную форму - ни реализм, ни символизм, ни романтика, - а что, не знаю - и очень хочется услышать мнение сведущих людей»10. Он указывал также на собственное обособленное положение в литературе, на свое творческое одиночество: «Кто я? - Для благороднорожденных декадентов - пре- зренный реалист, для наследственных реалистов - подозрительный символист»11. Основанием для столь неопределенной оценки творчества Л. Андреева, на наш взгляд, в немалой степени служат причины эстетического порядка, поскольку у Андреева очень рано возникло недовольство теми эстетическими нормами, которые были приняты в искусстве того времени. Он искал в литературе новые средства для передачи чувства - по выражению М. Горького - «рыдающего отчаяния», рвущегося со страниц его произведений. В.И. Гусев справедливо отмечает сложность и противоречивость «стилевого комплекса» любой эпохи, в которой «иногда нечто неожиданное и особое, что появляется в творчестве того или иного художника, воспринимается как нонсенс и нарушение главной перспективы искусства, тогда как оно-то и прокладывает дорогу более глубокому новому, более глубоким перспективам»12.
При соотнесении творчества писателя с идейно-эстетическим исканиями, как русского, так и западноевропейского искусства, обнаруживается, что многие явления этого искусства (экспрессионизм, экзистенционализм, литература абсурда) он предвосхитил. Творческие поиски Л.Н. Андреева перекликались с ведущими тенденциями развития русской и мировой культуры и искусства XX века: А.В. Богданов пишет об идее вседозволенности, характерной для творчества Ф.М. Достоевского и получившей определенное развитие у Андреева и Камю13; Г.И. Карпова указывает на родство образа «человека-стихии» в творчестве Г. Ибсена, А. Блока и
Смирнова Л.А. Проблемы реализма в русской прозе начала XX века. - М. 1977. С. 58.
9 Старосельская Н.Д. Сожженных книг забытые слова //Современная драматургия. 1992. № 1.С. 192.
10 Письма Леонида Андреева. Предисловие и послесловие Г. Чулкова. - Л. 1924. С. 12. 11ЛН Т. 72. 1965. С. 351.
12 Гусев В.И. Герой и стиль. - М. 1983. С. 103.
Л. Андреева14. Жизнетворчество Леонида Андреева оказало влияние на художников, пришедших ему на смену: «некоторые светила отражают свет, которым лучился когда-то Андреев»15 (чем также аргументируется необходимость изучения его творчества). По мнению А.Л. Григорьева16, писатель стоял у истоков ряда явлений, характерных для русского и зарубежного искусства, его творческое наследие имело большое значение для В. Маяковского, Б. Брехта, оно тесно связано с творчеством Ф. Кафки. А.Л. Григорьев настаивает также на том, что Андреев является основоположником экспрессионизма: «В поисках новых литературных путей Леонид Андреев предвосхитил экспрессионизм как международное художественное движение»17.
V»' Свое мнение исследователь аргументирует указанием на совокупность различных
стилистических приемов, нашедших в дальнейшем широкое употребление у экспрессионистов. Все вышесказанное свидетельствует о непреходящем интересе исследователей к личности и творчеству Л.Н. Андреева.
Исследование художественного наследия Леонида Андреева актуально и в историко-литературном смысле, и с позиций ассимиляции им общечеловеческих эстетических ценностей, и с теоретической точки зрения, поскольку русский писатель во многих отношениях самостоятельно создавал новую эстетику. В обширной литературе об Андрееве основные особенности его поэтики, их принципиальная новизна и органическое единство в целом художественного мира писателя раскрыты и освещены еще далеко неполно. До сих пор в современном литературоведении, несмотря на появление в последние годы исследований, касающихся различных аспектов
Ь' творчества Л.Н. Андреева (историко-литературного - Бабичева Ю.В., Беззубое В.И., Келдыш В.А, Михеичева Е.А., Московкина И.И., Смирнова Л.А., Смоголь Н.Н.; идейно-философского - Богданов А.В., Генералова Н.П., Еременко М.В., Иезутова Л.А., Кирсис С.С., Колобаева Л.А., Мамай Н.Н., Татаринов А.В., языкового - Виля-вина И.Ю., Кожевникова Н.А., Румянцев М.Г.) недостает работ, в которых бы осуществлялся комплексный подход к его творчеству - подход, позволяющий вписать андреевский художественный феномен в культурный контекст эпохи.
13 Богданов А.В. Идея вседозволенности: от Достоевского к Андрееву и Камю //Классика и современность / Под ред. П.А. Николаева, В.Е. Хализева. - М. 1991.
14 Карпова И.П. Автор как субъект именующей действительности в повести Л. Андреева «Красный смех» // Эстетика диссонансов: Межвуз. сб. науч. тр. к 125-летию со дня рождения писателя. - Орел. 1996. С.95-98.
15 Геллер Л. Слово - мера мира: Сб. ст-й о русской литературе 20 века. - М. 1994. С. 97.
л. |6 Григорьев А.Л. Леонид Андреев в мировом литературном процессе // Русская литература. 1972. № 3. С.
' ¦>' 190-204.
Актуальность - в силу всего сказанного выше - определяется необходимостью целостного анализа художественного и эстетического своеобразия творчества Андреева в контексте культуры серебряного века, в свете тех реалий, которые стали сегодня достоянием науки.

В работе сочетается теоретический, историко-литературный и культурологический аспекты исследования, что помогает определить закономерности развития русской художественной культуры, проследить взаимосвязи эстетической и философской мысли, осветить проблемы традиций и новаторства в творческом методе Андреева как писателя, отразившего духовные, нравственные поиски современни->4 ков, внесшего свой вклад в решение и актуальных проблем своего времени, и из-
вечных философских вопросов, чье творческое наследие рассматривается в контексте развития литературного и - шире - культурного процесса серебряного века.
Предметом данного исследования является идейно-философская эволюция творчества Л.Н. Андреева, во многих отношениях обусловленная культурософскими течениями серебряного века, идеями, рожденными порубежным временем. Данное обстоятельство определило необходимость осмысления своеобразия идейно-философской, творческой эволюции писателя.
Объектом исследования служат те произведения художественной прозы и драматургии Л.Н. Андреева 1898-1908 годов, которые, с нашей точки зрения, позволяют выявить специфику творчества писателя в контексте художественной культуры серебряного века. В процессе работы над диссертацией за основной был принят -Г текст произведений Л.Н. Андреева из Собрания сочинений в 6-ти томах (М. 1990-1996).
В качестве дополнительных средств привлекались дневники и письма писателя, раскрывающие художественную оригинальность его литературного наследия. Использовались также художественные произведения и теоретические выступления философов и художников рубежа веков, позволяющие раскрыть своеобразие художественных поисков Андреева в искусстве серебряного века.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые предпринята попытка раскрыть эстетическое своеобразие творчества Андреева в целостной, многоаспектной интерпретации его творческих исканий (и, главное, разрешения центральной проблемы творчества писателя — создания концепции мира и
17 Там же. С. 198.
человека), которые рассматриваются в культурном контексте времени (поскольку в каждой из названных нами выше работ затрагивались лишь отдельные аспекты интересующей нас проблемы). При этом произведения Андреева анализируются с точки зрения реконструкции процесса становления эстетики писателя в целом, ибо хорошо изучены эстетика и поэтика отдельных произведений художника, но недостает исследований, рассматривающих эволюцию творческого метода Андреева в связи с эволюцией мировоззрением писателя на фоне культурной жизни страны, в свете культурной ситуации эпохи 18. Данная диссертация призвана восполнить этот пробел. у/) Цель и задачи исследования:
- опираясь на достижения культурологов, литературоведов, искусствоведов, исходя из нашей темы, проанализировать творчество Л.Н. Андреева в целом, в контексте культурной жизни того времени и с точки зрения влияния его творчества на художественную культуру серебряного века;
- осмыслить историко-культурный феномен эстетических исканий рубежа веков;
- рассматривая современные Л.Н. Андрееву литературно-художественные течения, направления, школы, как реалии культурной жизни России начала XX века, выявить философские истоки его творчества;
- определить доминанты концепции мира и человека в системе нравственных, эстетических и философско-религиозных ценностей писателя;
- раскрыть художественное своеобразие творчества Л.Н. Андреева в связи с особен-- т"' ностями проблематики его произведений, обусловленной эволюцией мировоззрения
писателя; на основе текстуального анализа его прозы и драматургии продемонстрировать оригинальность поэтики писателя, органично сочетающей в себе элементы реалистической и модернистской эстетики и в полной мере отражающей особенности художественной культуры серебряного века.
- определить своеобразие творческих поисков Л. Н. Андреева в соотнесении с философскими и эстетическими исканиями деятелей культуры серебряного века;
- исследовать поэтику прозы (и отчасти - драматургии) Л.Н. Андреева разных периодов творчества в аспекте эволюции мировоззрения писателя и его творческого
18 Во избежание терминологической путаницы укажем, что понятие «поэтика» мы будем интерпретировать согласно определению Словаря литературных терминов (М. 1974. С. 288.) как «целостную систему художественных средств (образной структуры, композиции, сюжета, поэтической речи), появление ко-
10
метода: преображение в процессе синтезирования философских концепций и эстетических систем (взаимодействие реализма с другими творческими системами и взаимообогащение их).
Методологической и теоретической основой исследования послужили труды ученых-культурологов по проблемам теории и истории культуры; В. Данилевского, И.К. Кучмаевой, А.Ф. Лосева, М.Ю. Лотмана, Э.Ю. Соловьева, П.А. Сорокина19. Труды отечественных литературоведов: М.М. Бахтина, В.Л. Гречнева, К.В. Дрягина, ВА. Келдыша, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Е.А. Михеичевой, В.Л. Топорова, Л.А. Иезуитовой, Л.А. Колобаевой, СП. Ильева. Методика исследования у'» основывается на комплексном, системном подходе, сочетающем элементы историко-литературного, сравнительно-типологического и конкретно-текстового анализа. Методологический подход к творчеству Л.Н. Андреева, миру его идей во многом определяется и философскими исканиями рубежа веков, отраженными в работах Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.О. Лосского, B.C. Соловьева, Н.Ф. Федорова, Г.П. Федотова, а также вошедшими в русское художественное сознание того времени и прямо или косвенно повлиявшими на мировоззрение Л, Андреева концепциями А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, О. Шпенглера. Использование этих принципов позволило осуществить системный, историко-литературный, культурологический, сравнительно-типологический подходы к материалу.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно расширяет представления о роли и месте Л.Н. Андреева в художественной культуре России на-- Р чала XX века. Результаты исследования позволяют раскрыть особенности становления и развития поэтики Л.Н. Андреева, начиная с его первых рассказов и кончая драматургией, что, в свою очередь, представляет возможность получения данных для изучения своеобразия как русской литературы начала XX века, так и художественной культуры того периода.
Практическое значение диссертации заключается в том, что ее материалы и результаты могут быть использованы в преподавании русской литературы, мировой художественной культуры в вузе, при чтении основных и специальных
торых обусловлено определенными идейно-тематическнми задачами произведения или замыслом писателя и характерно для анализируемого жанра или манеры писателя».
19 Данилевский В. Россия и Европа. - М. 1991.; Культура и судьбы мира. Сборник. / Отв. ред. и сост. И.К. Кучмаева. - М. 1997.; Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М. 1978.; Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М. 1992.; Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуре. - М. 1991; Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М. 1992.
11
курсов, проведении спецсеминаров по истории русской культуры серебряного века. Материалы работы могут использовать в своих практических целях культурологи, языковеды и филологи.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре теории и истории культуры Государственной академии славянской культуры. Отдельные положения диссертации докладывались на методологических семинарах и научно-практических конференциях по проблемам образования, культуры и искусства: конф. «История и перспективы развития образования в Московской области» (ноябрь, 2002); «Культура - Искусство - Образование» (декабрь, 2003); «Актуальные ¦С) проблемы искусства и культуры XXI века» (март, 2005); «Актуальные вопросы культурологи» (март, 2005). Содержание работы отражено в пяти публикациях:
1. Культурологический аспект изучения русской литературы в старших классах (на примере творчества Л.Н. Андреева). Сб. История и перспективы развития образования в Московской области. - Коломна. 2002. (0,25 п.л.);
2. Культурологический феномен эпохи рубежа XIX — XX веков. Сб. Культура -Искусство - Образование. — М. 2004. (0,25 п.л.);
3. Лингвокультурологические особенности рубежа веков (на материале творчества Л.Н. Андреева). Сб. Культура - Искусство - Образование. - М. 2004. (0,25 п.л.);
4. Культорологический аспект литературы порубежья. Сб. Актуальные проблемы искусства и культуры XXI века. - М. 2005. (0,25 п.л.);
5. Религиозные основы культуры рубежа XIX - XX веков. Сб. Актуальные во-"г1 просы культурологи. - М. 2005. (0,25 п.л.).
Структура работы определена спецификой исследуемой проблемы, целью и задачами исследования, отражает последовательность рассмотрения предлагаемого материала и складывается из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Объем исследования - 171 страница компьютерного набора.
Во введении дается обзор научных работ, посвященных творчеству Л.Н. Андреева. Обосновывается актуальность темы исследования, определяются объект и предмет исследования, его цели и задачи, обозначаются методологические принципы, характеризуется научная новизна работы, ее теоретическое и практическое значение, предоставляется информация о публикациях. Отражается структура исследо-.4^1 вания и указывается его объем.
12
В первой главе - «Мировоззренческие основы творчества Леонида Андреева в свете философских исканий деятелей культуры серебряного века» -
выделяются два параграфа:
- в первом параграфе — «Философские истоки культуры рубежа веков»
рассматриваются философские истоки культуры серебряного века в целом (и творчества Л. Андреева, в частности), которая через «вечные» темы, возвращающие к древним легендам, библейским притчам, мифам - с их символикой и условностью форм, пыталась яснее разобраться в сущем, настоящем, в том, что составляет непреходящие нравственные ценности человеческой цивилизации, раскрыть фило-О софские основы духовного мира человека, вступающего в новый исторический период;
- во втором параграфе - «Русская художественная культура конца XIX — начала XX веков» исследуется русская художественная культура серебряного века в целом, поскольку порубежный период конца XIX - начала XX вв. отмечен развитием многообразных течений и направлений в культуре (и в литературе, в частности), чье появление обусловлено конфликтным временем, неспокойным духом перемен, переосмыслением жизненных ценностей, культурологическими поисками реалистов и модернистов (хотя в «чистом» виде они и не существовали), взаимодействием философских и эстетических воззрений мыслителей и художников, которые жили общими проблемами своей эпохи, и чьи достижения, находки, поиски и ошибки отражали сложности и противоречия единого культурного процесса, где все взаимосвязано и взаимообусловлено.
Во второй главе «Мир и человек в художественном творчестве Леонида Андреева» - выделяются три параграфа:
- в первом параграфе — «Синтетизм в эстетических исканиях рубежа веков и специфика творчества Леонида Андреева» освещается характер драматических изменений в социальной и культурной жизни рубежа веков, причины актуализации идеи синтеза в русском художественном сознании, что обусловливает становление новой системы эстетических ценностей, нового синтетического качества художественного мировидения; предлагается историко-культурное осмысление функционирования идеи синтеза в эстетических исканиях рубежа веков; соотносится общее движение культуры серебряного века к синтетизму с трансформацией хулу, i дожественного стиля произведений Л.Н. Андреева;
13
- во втором параграфе — «Отражение эволюции Леонида Андреева - художника в культуре серебряного века» представляется периодизация творчества писателя, опирающаяся на изменения в его мировоззрении. Анализируются произведения, наиболее характерные для эстетических поисков Л.Н. Андреева на каждом этапе его творчества;
- третий параграф - «Воплощение гуманистических ценностей культуры начала XX века в художественных произведениях Леонида Андреева» посвящен художественному исследованию мира андреевских произведений, всегда отличающихся повышенным вниманием к «проклятым вопросам» жизни и состраданием
О к человеку, где отражены мучительные поиски истины, протест против унижения личности, в соответствии с главной направленностью творчества Л. Андреева, определенной им так: «Проблема бытия — вот чему безвозвратно отдана мысль моя, и ничто не заставит ее свернуть в сторону»20. Человек Андреева наднационален, он «общечеловек» - т.е. человек вообще, человек Вселенной, ибо Л. Андреев осознавал отражение в судьбе отдельного человека судеб общества, будущего страны - и в этом новый аспект в осмыслении отношений личности и общества. Делая своим главным героем «человека массы», выявляя круг его интересов, анализируя психику и самосознание, Андреев солидарен со многим писателями - современниками, существенно изменившими в культуре серебряного века тему «маленького человека»: от искреннего сочувствия его судьбе до понимания его как личности, желающей стать выше, стремящейся идти в ногу со временем. Как уже отмечалось критика- ми21, человек Л. Андреева утверждается в «бунте» против «стены», а «стена», по Андрееву, - «это все то, что стоит на пути к новой совершенной и счастливой жизни»22. Свобода воли, свобода выбора - как утверждение достоинства Человека, его духовной независимости - были для писателя тем главным, что определяло его веру в бессмертие человеческой души.
В заключении обобщаются результаты проведенного исследования, подводятся итоги работы, дающие основания для интерпретации художественного наследия Л.Н. Андреева в аспекте культуры серебряного века, формулируются выводы.
Список использованной литературы насчитывает 251 наименование.
20 Неизданные письма Леонида Андреева (К творческой истории пьес периода первой русской революции). Вступительная статья, публикация и комментарии В.И. Беззубова // Уч. зап. Тартусского госуниверситета. Вып. 119. - Тарту. 1962. С. 386. -А) 2| См.: Беззубов В.И. Леонид Андреев и традиции русского реализма.-Таллинн. 1984.
14
Глава первая.
Мировоззренческие основы творчества Леонида Андреева в свете философских исканий деятелей культуры серебряного века.
Систему духовной жизни, которая сформировалась в конце XIX - начале XX вв., яркий период развития русской культуры рубежа XIX - XX веков часто обозначают термином «серебряный век»23. Термин это не строго научный, и одни считают его правомерным, другие - спорным или даже ошибочным. Но он уже вошел уУ: в широкий культурный и научный обиход России XX века.
Впервые термины «золотой век», «серебряный век русской литературы» ввел B.C. Соловьев. По Соловьеву, «золотой век» - век Пушкина, Лермонтова; «серебряный век» - время Тютчева, Фета. Мы сегодня понимаем иначе.
Одним из первых профессионально использовал этот термин историк культуры П.Н. Милюков в своей «пушкинской» речи в Сорбонне в 1924 г. по случаю 125-летия со дня рождения поэта. В 1933 году Николай Оцуп назвал свою статью «Серебряный век» русской поэзии». А вслед за изданием книги воспоминаний критика «аполлоновца» С.К. Маковского «На Парнасе Серебряного века» в 1962 году этот термин вошел в культурный обиход окончательно24. Итак, понятие «серебряный век» было введено в обиход П. Милюковым, Н. Оцупом, С. Маковским — независимо друг от друга.
«Серебряный век» - понятие скорее «мифологическое»25, чем филологическое. Мифологическое происхождение этого понятия очевидно. В своих «Метаморфозах» Овидий описывал, как после сотворения мира человечество переживало смену веков: золотого, серебряного, бронзового и железного; как после земного рая, «Аркадии» золотого века, новые времена приносили человеку все больше тревог и страданий. Эта метафора и впоследствии широко использовалась художниками: в истории литературы сопоставление века Серебряного с «веком Золотым» традиционно. Определение Золотого века, как невозвратимо-счастливого прошлого, по которому тос-
22 Звезда. 1925. № 5. (из письма Л. Андреева к читательнице A.M. Питалевой, 1902 г.)
23 Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: В 2 ч. - М. 2002. 4.2. С. 109.
24 Бек Т. «Серебряный век» русской поэзии. Силуэт явления // Первое сентября. Литература. 1997. № 27 / июнь. С. 14.
25 Михеева Л.Н. На заре «серебряного» века. - М. 2001. С. 3.
15
.у,
куют современники позднейших времен, данное Гесиодом, получило распространение еще со времен античности.
Серебряный век означает, во-первых, некое соперничество двух сопоставимых между собой эпох, позднейшая из которых, век Серебряный, стремится снискать славу прошлого Золотого века Сама ностальгия по прошлому, как безусловно Золотому веку, говорит о традиционности национального сознания, ищущего даже среди своих самых рискованных и смелых модернизаций сходство с идеализируемым прошлым, - сходство, которого ни один другой незаинтересованный взгляд никогда не обнаружит. Во-вторых, серебряный и золотой века объединены смысловым сходством, t y^z символизирующим тяготение современности к нетленным идеалам классической поры
- вневременным идеалам морали и эстетики, философскому умозрению, исторической «вненаходимости»26. Именно это содержание вкладывалось в выражение «серебряный век» деятелями культуры, причислявшими себя к этой эпохе: с одной стороны, притязания на «блеск» культурных достижений, их значительность и универсальность, вечность и «нетленность», сопоставимые по уровню с классикой Золотого века; с другой -речь каждый раз шла об ином типе «благородства» металла и формирования новой системы ценностей культуры - в споре с «золотым запасом» классики, в «конкуренции» с классической эпохой.
В термине «серебряный» заключено ясное указание на вторичность культуры «серебряного века» по сравнению с классикой, однако вторичность имеется в виду не в каком-то оскорбительном смысле (в отношении, например, подражательно-• -И сти или более низкого качества ценностей культуры). Речь идет, прежде всего, об «очаровании отраженных культур» - как выразился, например, Н. Бердяев о творчестве Вяч. Иванова. Меньшая ценность «серебра» по сравнению с «золотом» культуры
- в данном случае условная цена «соревнования» эпох в процессе создания непреходящих ценностей культуры и духа, но вместе с тем и претензия создать «большой стиль» классического масштаба Главное же, что объединяет «серебряные» и «золотые» эпохи в истории культуры, - это поиск идеала гармонии - социальной, культурной, духовной; в этом смысле и «золоту», и «серебру» обычно противостоит какой-нибудь более грубый и примитивный материал - «железо», «бронза», «камень»: «железный век», «каменный век»27...
' О) 26 См.: Кондаков И.В. Культурология: история культуры России. С. 290. '' "Там же. С. 291.
16
Соотнесение классической культуры с разрушенной культурой конца XIX -начала XX веков, составляющее содержание произведений почти всех произведений (за редким исключением) художников серебряного века, одновременно позволяет выявить вторую оппозицию слову «серебряный» (напомним, что первой была «золотой»): «железный». «Век девятнадцатый, железный, \Воистину жестокий век!», - так воспринимал А. Блок в поэме «Возмездие» эпоху предсеребрянного века. И далее утверждал: «Двадцатый век... Еще бездомней, \Еще страшнее жизни мгла \(Еще чернее и огромней УГень Люциферова крыла)». Свершилась смертельная , v/ кража \Развенчана мать - Красота», - вторил ему Н. Клюев. Веком безобразья духовных надежд, меркантильных забот» назвал свое время И. Северянин. «Век мой безумный», «эпоха роковая» - характеризовал двадцатое столетие Б. Пастернак. Даже жизнелюбивый М. Волошин увидит в судьбе Родины «Пути Каина» (так он назовет свою поэму).
Определению «серебряный» придавали мистический смысл мастера символизма. В их литературном творчестве образы типа «серебряный колодезь», «серебряный голубь», «серебряные бури» встречаются постоянно. Художники П.В. Кузнецов, В.Э. Борисов-Мусатов, М.А. Врубель, Л.С. Бакст, К.А. Сомов также отличались особым отношением к серым, голубым, серебристым тонам. В воспоминаниях А. Белого «серебряное^ связывалось с образом новой эпохи: «Ударил серебряный колокол». А. Эткинд определяет путь «обновленного мироощущения» с помощью •"г' той же метафоры: «Из Золотого века в Серебряный, с отвращением минуя Железный». «Новое» искусство осознавало себя в противопоставлении предыдущей культуре, связываясь с культурной традицией через век, поверх предыдущего поколения, пропуская культурный слой почти всего XIX века.
Серебряный век - одна из самых удивительных культурных эпох в русской истории, хотя протяженность этой эпохи во времени чрезвычайно мала: не более четверти века на рубеже XIX—XX вв., между временем Александра III и 20-ми годами XX века. Начало - рядовые, на первый взгляд, события: выход в 1894 г. первого «брюсовского» сборника поэтов-символистов «Русские символисты»; постановка оперы М.П. Мусоргского «Хованщина»; начало творческого пути композитора-новатора А.Н. Скрябина; основание в 1898 г. в Петербурге принципиально нового ' V > творческого объединения «Мир искусства», открытие в Париже «русских сезонов»
17
СП. Дягилева. Расцвет культуры серебряного века приходится на 10-е гг. XX в. А в качестве последней черты серебряного века иногда прямо называется 1917 год, положивший конец русскому культурному ренессансу: «Все кончилось после 1917 года, с началом Гражданской войны. Никакого Серебряного века после этого не было...В двадцатые годы еще продолжалась инерция, ибо такая широкая и могучая волна, каким был наш Серебряный век, не могла не двигаться некоторое время, прежде чем обрушиться или разбиться. Еще живы были большинство поэтов, критики, философы, художники, режиссеры, композиторы, индивидуальным творчеством и трудом которых создан был Серебряный век, но сама эпоха кончилась»28. -уУ В современном культурном сознании термин «серебряный век» не исчерпы-
вается историко-культурными явлениями символизма и модерна. Включая в себя, как в культурную эпоху, модерн, символизм, религиозную философию, авангард, чье появление в конце XIX в. обозначило демаркационную линию между «старым» и «новым» состоянием национального духа, он носит преимущественно образный и мифологический характер и только начинает наполняться научным содержанием в исследованиях последних лет. Скорее следует говорить о мировоззренческом измерении культурной эпохи рубежа веков29.
1.1. Философские истоки культуры рубежа веков.
¦Р
Эпоха рубежа XIX - XX веков представляла особый период. Тогда, когда закончилась эпоха буржуазных революций (последняя треть XIX в. - наиболее мирное и стабильное время за всю историю), когда в основном был завершен и промышленный переворот, эта «простая и оптимистическая фаза развития» давала так много подтверждений тому, что дальше жизнь будет еще лучше, и так мало оснований для каких-либо опасений.
Однако наступившее время «относительно ровной поверхности буржуазного общества», будоражили волны научно-технического прогресса. Это было время величайших открытий в области естественных наук, прежде всего математики, физи-
28 Бек Т. «Серебряный век» русской поэзии. Силуэт явления. С. 14.
29 См.: Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. С. 109.

Список литературы

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Культура серебряного века восстанавливается ныне в отечественном самосознании «по составу и гармонии», как говорили древние, хотя гармония эта нередко отмечена iconСистемные свойства организма в методе Р. Фолля
Цель этого единства выжить, а способ достижения – структурно-функциональная гармония, представлен здесь как Принцип Адаптационной...

Культура серебряного века восстанавливается ныне в отечественном самосознании «по составу и гармонии», как говорили древние, хотя гармония эта нередко отмечена iconГармония в теле
Думали о том, как заработать больше денег и чтобы сегодня съесть. И самое главное мы не думаем о себе, все уходит на задний план....

Культура серебряного века восстанавливается ныне в отечественном самосознании «по составу и гармонии», как говорили древние, хотя гармония эта нередко отмечена iconНаталья Ольшевская Большая книга нумерологии
Люди всегда искали в числах мистическое значение. «Число правит миром», – так говорили древние, убежденные, что каждая цифра имеет...

Культура серебряного века восстанавливается ныне в отечественном самосознании «по составу и гармонии», как говорили древние, хотя гармония эта нередко отмечена iconI. Взаимосвязь музыки и литературы
Ii. Музыкальность литературных произведений в поэзии серебряного века

Культура серебряного века восстанавливается ныне в отечественном самосознании «по составу и гармонии», как говорили древние, хотя гармония эта нередко отмечена iconОдиночества человека возникает на первых страницах повести и, нарастая,...
Толстой придавал особое значение литературе именно как средству самовоспитания человека

Культура серебряного века восстанавливается ныне в отечественном самосознании «по составу и гармонии», как говорили древние, хотя гармония эта нередко отмечена iconСолидаризм отличается от либерализма повышенным вниманием к фактору социальной справедливости
В ряде стран принципы солидаризма успешно реализованы в жизни и принесли прекрасные результаты, как, например, на Тайване и в Южной...

Культура серебряного века восстанавливается ныне в отечественном самосознании «по составу и гармонии», как говорили древние, хотя гармония эта нередко отмечена iconАнтология поэзии серебряного века – 3
Д. Мережковский. О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе – 11

Культура серебряного века восстанавливается ныне в отечественном самосознании «по составу и гармонии», как говорили древние, хотя гармония эта нередко отмечена iconПрограмма дисциплины Древневосточная литература
Востока, вошедшие в картину мира наших великих писателей, таких, как Пушкин, Лермонтов и др., в неменьшей степени нуждается в изучении....

Культура серебряного века восстанавливается ныне в отечественном самосознании «по составу и гармонии», как говорили древние, хотя гармония эта нередко отмечена iconОбязательное чтение. Текстуальное изучение
Лирика А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина, М. Цветаевой, А. Ахматовой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и других поэтов Серебряного...

Культура серебряного века восстанавливается ныне в отечественном самосознании «по составу и гармонии», как говорили древние, хотя гармония эта нередко отмечена iconЭта, конечно, очень обширна и заслуживает не книги даже, а
Эта книга возникла на основе курса лекций, прочитанных автором в 1994-95 гг в Университете истории культур. У автора давно была мысль...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции