Московского пожара 1812 г относится к числу вечных тем русской истории. Пройдя огонь и пепел «самосожжения» первопрестольной, Россия и русские возродились к новой жизни, преисполненной ощущением безграничной силы и законности своего места среди великих народов. Вполне очевидно поэтому, что перипетии




Скачать 102.73 Kb.
Название Московского пожара 1812 г относится к числу вечных тем русской истории. Пройдя огонь и пепел «самосожжения» первопрестольной, Россия и русские возродились к новой жизни, преисполненной ощущением безграничной силы и законности своего места среди великих народов. Вполне очевидно поэтому, что перипетии
Дата публикации 23.09.2014
Размер 102.73 Kb.
Тип Закон
literature-edu.ru > Литература > Закон
Земцов В.Н.

Гвардия Наполеона в Москве в 1812 г.

Тема московского пожара 1812 г. относится к числу вечных тем русской истории. Пройдя огонь и пепел «самосожжения» первопрестольной, Россия и русские возродились к новой жизни, преисполненной ощущением безграничной силы и законности своего места среди великих народов. Вполне очевидно поэтому, что перипетии последующей после 1812 г. русской истории, перемены в русском национальном самосознании не могли не проявиться в оценках причин (а следовательно, и в историческом смысле и роли) великого московского пожара. В ходе уже почти двухвековых споров (нередко весьма ожесточенных) в отечественной историографии о московском пожаре весь набор возможных версий, казалось бы, уже давно исчерпан. Даже наиболее талантливые современные композиции картин московской трагедии 1812 г. (скажем, А.Г. Тартаковского) при ближайшем рассмотрении оказываются только интерпретациями прежних версий (М.И. Богдановича, А.Н. Попова, А. Ельницкого). На фоне калейдоскопического мелькания вариантов объяснения московских событий 1812 г., предлагавшихся в отечественной историографии, французская версия определенно выглядит более последовательной. Она связывает пожар почти исключительно с инициативой, исходившей от русской стороны и, в особенности, от Ф.В. Ростопчина. Опровергать французскую версию (как, впрочем, и любую русскую версию) было бы почти безрезультативным занятием: она покоится на прочном фундаменте фактов, утвердившихся в сознании французов-очевидцев московского пожара. Больше того, оказывается, что рождение этой версии во многом связано даже не с чинами Великой армии. Ее рождение началось еще до вступления Наполеона в Москву и проходило в среде иностранцев, живших в русской первопрестольной столице. Наше обращение к биографии и письменному наследию известного аббата, настоятеля французской церкви Св. Людовика в Москве А.Сюрюга (а надо сказать, что несмотря на широкую известность этого имени, никто не удосужился даже провести историографического и текстологического анализа его знаменитых писем, а тем более его своеобразной исторической записки, подготовленной, как мы считаем для С. Сестренцевича, митрополита римско-католиков Российской империи) позволяет предполагать, что именно версия московских французов легла в основу и наполеоновских бюллетеней, и почти всех мемуаров французов, а тем более – французских историков, в том числе даже Дарьи Оливье, которая, как известно, имела русские корни и обращалась к русской и советской историографии. Но… Это особая тема…

Вообще, представляется, что сегодня есть три пути в попытках дальнейшего исследования темы Москвы и московского пожара: 1. Пытаться обнаружить новый, не известный ранее пласт источников – это малопродуктивно; если даже ряд новых материалов и будет найден, вряд ли он радикально сможет изменить существующие ныне версии (обращаю внимание на то, что последние лет 10-15 неустанно раздаются голоса о том, что дескать, следует закончить «надоевший» спор о том, кто поджог Москву – ведь все очевидно: это Ростопчин и Кутузов; наконец, популярен ныне и вариант простого перечисления факторов, повлиявших на пожар первопрестольной). 2. Отказаться на время от стремления реконструировать ход событий как от занятия малопродуктивного, и сосредоточиться на самих механизмах возникновения различных версий пожара и в целом событий в Москве; вообще, обратиться к т.н. «новой историографии», «интеллектуальной истории» и к другим новомодным вещам. 3. Поставить перед собой задачу нового прочтения и сопоставления всех известных на сегодняшний день материалов и поддаться искушению «набрать» такое количество микрочастичек прошлого, которое позволит убедить окружающих (но, конечно, не себя) в реконструкции прошлого, «каким оно было на самом деле».

Мы пытаемся сегодня идти по этому третьему пути, полагая, что в дальнейшем движение по нему откроет для нас возможность продвинуться и по первому и второму направлениям тоже.

Почему гвардия Наполеона? Потому что на сегодняшний день сюжеты, связанные с наполеоновской гвардией в Москве в наибольшей степени обеспечены источниками. Надеясь, что в дальнейшем подготовленный нами материал будет опубликован, позволим себе остановиться сейчас только на некоторых сюжетах, представляющих интерес для всех здесь собравшихся.

Первый тезис, который мы хотели бы сформулировать нарочито резко, следующий: московский пожар во многом был вызван действиями Наполеона.

В 2 часа или чуть позже 14 сентября авангард Мюрата (2 и 4 кав. корпуса, Легион Вислы, 2-я пех. див. Дюфура) начал входить в город через Дорогомиловскую заставу. Впереди шла кавалерия 2-го кав. к. Примерно в 4.30 голова авангарда вошла в Кремль через Троицкие и Боровицкие ворота (Кстати, сразу возникает вопрос: откуда в литературе появились «польские уланы», которые рубят кремлевских защитников. Вроде бы есть очевидец – Бестужев-Рюмин, который наблюдал эту сцену из окон Вотчинного департамента. Но во 2-м кав. К. есть только прусский 1-й сводный уланский полк, остальные – шеволежерские и гусарские. Кстати, Роос утверждает, что первым в Москву вошел 10-й польский гус, а за ним – прусские уланы. Польские уланы (9-й уланский) могли быть в див. Легкой кав. 1-го армейского корпуса, приданной авангарду. Но, судя по всему, с Мюратом 14-го в город вошла только 2-я бригада, состоявшая из конно-егерских полков). Вообщем, разогнав защитников, авангард тут же стал выходить через Спасские ворота и двигаться на Владимирскую и Рязанскую дороги. Кто же должен был обеспечивать порядок в Кремле и в городе? В самом Кремле на несколько часов осталась рота вольтижеров из 33-го линейного для охраны арестованных русских. Но главная обязанность по поддержанию порядка была возложена на Дюронеля с горсткой жандармов (их хватило только для охраны Воспитательного дома и общего контроля за Кремлем). Кроме Дюронеля порядок должен был обеспечивать и Мортье. Однако в Москву сразу вслед за авангардом была введена только див. Роге. А вот див. Делаборда осталась у Дорогомиловской заставы (вплоть, как полагаем, до 17 сентября!). Что же касается солдат Роге, то они частью вошли в Кремль, а частью разместились в близлежащих районах (скажем, полк фузелеров-гренадеров, в котором были два мемуариста – Бургонь и Вьоне де Марингоне) встал рядом с домом Ростопчина, а караулы расставил у Биржи, в Воспитательном доме и на Кузнецком мосту. Таким образом, к вечеру 14 сентября в Москве было всего 8 ослабленных батальонов пехоты (примерно 3,5 тыс.) + горстка жандармов. Конечно, в город была введена и часть гвардейской артиллерии (так, орудия Пион де Лоша – у Страстного монастыря, а орудия майора Булара – недалеко от Дорогомиловского моста). Как известно, огромное количество орудий и арт. Парк были введены и в Кремль (но нам осталось неясным, было ли это сделано в конце 14-го, либо в первой половине 15-го). Ном ввод в город значительного количества артиллерии в дальнейшем только создал для французов проблемы…

Почему же так мало пехоты? Об этом, в частности пишет су-лейтенант Бургоэнь из див. Делаборда: «Мы провели ночь на открытом воздухе, поскольку дивизии было запрещено, в первый момент располагаться в домах: опасались, что часть наших одиночных солдат учинит беспорядок, и в этих обстоятельствах начнется пожар». Наполеон маниакально боялся этого пожара – и Старой гвардии, и див. Делаборда, и корпусам Даву и Нея, и всем прочим – было строго-настрого запрещено входить в Москву. Наполеон приказал даже расставить посты вдоль западных окраин. (Конечно, солдаты все равно проникали и забирали все, что попадалось под руку). Вообщем, Наполеон все еще вел «правильную войну» и надеялся, что «цивилизованное» вступление его войск во вторую русскую столицу приведет к заключению мира.

Вообщем, с первых моментов обеспечить в городе должный порядок, предотвратить грабежи, пожары, нейтрализовать русских солдат и другой враждебный французам элемент было просто некому. Домерг, режиссер французской труппы, находившийся тогда в Н.Новгороде, но прекрасно осведомленный о московских делах, писал о Москве: «Разумеется, энергическая деятельность французских войск в соединении с усилиями оставшихся благонамеренных граждан была бы достаточна для того, чтобы остановить распространение бедствия. Но, как мы уже видили, главная часть войск стояла биваком у разных застав. Что же могли сделать несколько сот солдат, рассеянных в громадном городе..?» А Бургоэнь, остановившись на причинах того, почему же удалось сохранить Кремль и Кузнецкий мост, совершенно определенно заявил: «…мы заняли этот район в первые же дни нашего пребывания».

Не будем сейчас затрагивать вопрос, где и при каких обстоятельствах начались пожары, - это более чем интересный и очень непростой вопрос, который требует значительной предварительной работы. Но очевидно, что пожары начались уже вечером 14-го, скорее всего сигналом для них стал взрыв порохового склада возле Симонова монастыря. Солдаты Молодой гвардии начали самоотверженно бороться с огнем, но… не было насосов, и в ответ на один потушенный очаг – появлялось несколько. Через москвичей-иностранцев они узнали о зловещих планах Ростопчина спалить город. И все же – так как погода стояла безветреная, все возникавшие очаги спокойно можно было локализовать, а при значительном увеличении количества войск, находящихся в Москве, - нейтрализовать и самих злоумышленников.

О сообщениях москвичей-иностранцев вечером и ночью с 14 на 15-е были уведомлены Мортье и Дюронель. Но они отказались в это верить! Время было упущено.

Утром 15-го Дюронель доложил о ситуации в городе Наполеону. Что сделал Наполеон? Он приказал Бессьеру организовать патрулирование гвардейскими драгунами и конными гренадерами (только патрулирование – сами полки остались за городом). За городом осталась и див. Делаборда. Размерови источника грозящей катастрофы Наполеон утром 15-го явно не осознавал. Может быть решительный перелом должен был наступить, когда Наполеон сам въедет в Москву и увидит все своими глазами? О времени въезда Наполеона в Москву разброс мнений поражает! От 6 утра (Констан: в 6 Н. Уже был в Кремлевском дворце), в 8 (Денье), в 10.30 (Корбелецкий), в полдень (мемуары Коленкура; в то время как в его «Дорожном дневнике»: в 6 утра сел на Эмира чтобы отправиться в Кремлевский дворец), в 2 часа дня (д’Изарн) и т.д. Причины такой разноголосицы определяются многими обстоятельствами: 1.Не все «свидетели» были очевидцами этого события. 2.Вскоре после въезда в Кремль Н. начал объезд соседних объектов – так что Н. не менее двух раз въезжал 15 сентября в Кремль. 3. Вслед за бурными событиями, связанными с пожарами и иными треволнениями – спутать час было не трудно.

Но… направимся за Наполеоном далеее. Обычно в литературе отмечается, что прибыв в Кремль, Н. приказал оставить незабаррикадированными либо одни, либо двое ворот (Никольские и Троицкие). Это не так. Приказ саперам гвардии «забарикадировать» «четверо других ворот» был отдан только 18 сентября (причем, из приказа многое остается неясным: выходит, что оставили только Никольские ворота, но другие материалы говорят, что были открыты и еще одни – Троицкие или Боровицкие). В любом случае, до 18 сентября проездными оставались 5 ворот! В течение нескольких дней в Кремль мог проходить кто угодно, лишь бы на нем была форма Великой армии (или что-то похожее на нее). И проходили. Так, вечером 15-го туда совершенно запросто прошел Дюверже, казначей из 1-го арм. Корпуса – его никто даже не остановил. А вот су-лейтенанта Майи-Нель остановили – но только для того, чтобы выпить 2 бутылки бордо за здоровье «китайского императора»!

В Кремле царила полная анархия – там скопилось огромное количество орудий и боеприпасов, костры для варки пищи разводили где угодно, шныряли толпы маркитанток. Нужду солдаты отправляли повсюду, даже под окнами императора. После 18 сентября с этим будут бороться. Дюрок, Кюриаль и другие высокопоставленные чины разработают даже целую систему отправления нужды солдатами гвардии. Добавим к этому еще самое главное – несмотря на новую информацию по поводу пожаров и возможной причине их возникновения, - Наполеон фактически не принял против этого каких-либо мер. Больше того, 15 сентября (Гардье) был отдан приказ начать организованное мародерство теми частями, которые были за городом. Грабить начали все – но приоритет в этом, конечно же, принадлежал гвардии. «Московские купцы» и «московские евреи» - так станут их называть простые армейцы. Вся армия знала, что именно у гвардейцев можно было купить все что угодно. Именно гвардия начала грабить кремлевские соборы: 14 сентября туда залезли солдаты Молодой гвардии, а 15-го их сменила Старая гвардия (известно, например, что в Архангельский собор в тот день забрались солдаты 1-го полка пеших егерей в поисках несметных сокровищ). В начале 10-го Наполеон удалился в свои покои и стал готовиться ко сну.

Так что стоит ли удивляться, что в условиях этой затянувшейся анархии, безначалия и вседозволенности позним вечером 15-го начались сильнейшие пожары? Но и в этом случае все было еще не столь катастрофическим… Если бы не сильнейший ветер – северный, затем северо-западный.

Кстати, той ночью с 15-го на 16-е Фантен дез Одар и его гренадеры (они были в карауле у Троицких ворот) пытались спасти музейные коллекции Московского университета: Фантен дез Одар описал это в своем дневнике. Для меня осталось только неясным – кто был тот господин, хорошо говоривший по-французски с немецким акцентом, который обратился за помощью – то ли смотритель музея Ришар, то ли профессор Штельцер.

Где-то в начале 5-го Наполеона разбудили и доложили о том, что происходит. Наполеон приказал послать офицеров, чтобы выяснить масштабы и причины пожаров – и снова заснул! Только около 7 часов врач метивье открыл глаза императору, что огонь уже начал обступать Кремль. Почему Наполеон все «проспал»? Его наконец-то отпустила дезурия, от которой он страдал с 6-го сентября.

Тем утром Наполеон написал поразительное письмо Марии-Луизе: все хорошо, и даже ни намека о пожаре! Вообщем, даже утром 16-го Наполеон далеко не сразу осознал, что же реально происходит.

Как известно, 16 сентября местами начали гореть даже здания Кремля. Сложно сказать, имели ли место в те часы попытки «поджигателей» проникнуть в Кремль, или же локальные пожары происходили от горевших поблизости строений (Сюрюг полагал, что зажигательные снаряды бросались и в кремлевские здания).

Почему Наполеон покинул Кремль и перебрался в Петровский замок? Думается, что главным образом не из-за опасности, которая угрожала его жизни. Дело в том, что коль скоро император убедился, что пожар был организован московскими властями и русским командованием, он пришел к выводу,что, говоря словами Коленкура, «эта катастрофа могла быть частью комбинации, связанной скакими-либо маневрами неприятеля, хотя частые донесения Неаполитанского короля и утверждали, что неприятель продолжает свое отступление по Казанской дороге…» (Как здесь не вспомнить полузабытую статью Полосина 1950 г. о том, что Кутузов, организовав пожар, смог оторваться от французского авангарда и вызвал дезорганизацию неприятельской армии). Последним аргументом в пользу выхода из Кремля стали слова Бертье о том, что «если враг атакует корпуса вне Москвы», у Наполеона не будет возможности снестись с ними. Между прочим, переписка Богарне (точнее, письмо Бельяра Гийемино от 17 сеньября) это хорошо подтверждает: ни ночью с 16 на 17-е, ни утром 17-го император не имел никаких известий от Мюрата о действиях авангарда.

Итак, Наполеон покидает Кремль (в «Дорожном дневнике» Коленкура отмечено, что император покинул дворец в 5.30 вечера и достиг Петровского в7.30, сразу удалившись спать). Без сомнения, вначале он прошел под Тайницкой башней, затем на набережной ближе к Всехсвятскому мосту сел на коня по имени Тавриз (Taurus), и далее, уже верхом, он проделал путь, который убедительно очертил А.Н.Попов. Несмотря на ряд сомнений, которые у нас возникали при чтении ряда французских мемуаристов (особенно Бургоня), в конечном итоге мы пришли к выводу о верности маршрута, определенного Поповым (см. Буларта, Бертезена и др.). Если очевидно, что Старая гвардия (кроме одного бат.) была выведена тогджа же вслед за императором, то вот в отношении артиллерии, расположенной в самом Кремле, сведения напрочь отсутствуют. Видимо, она осталась на месте. Самым удивительным остается то, что оставшегося в Кремле одного батальона пехоты хватило, чтобы отстоять всю цитадель от огня! Нам думается, что главной причиной такого исхода стала самоотверженная борьба с огнем частей Молодой гвардии, оставшихся в прилегавших к Кремлю районах. А 17-го числа (как полагаем) в поддержку дивизии Роге была введена и дивизия Делаборда. Сам он, между прочим, расположился в доме Ростопчина.

…Наше повествование можно было бы продолжать и далее… Но, думаю, что главная цель нашего выступления уже достигнута: совершенно очевидно, что история нахождения Наполеона в Москве таит в себе множество загадок и неожиданностей. И в вопросе о причинах московского пожара, точку, думается, ставить рано. А нужно ли ее вообще ставить?





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Московского пожара 1812 г относится к числу вечных тем русской истории. Пройдя огонь и пепел «самосожжения» первопрестольной, Россия и русские возродились к новой жизни, преисполненной ощущением безграничной силы и законности своего места среди великих народов. Вполне очевидно поэтому, что перипетии icon Освоив большое количество литературы, я стал осознавать что поговорка...
Думали о том, как заработать больше денег и чтобы сегодня съесть. И самое главное мы не думаем о себе, все уходит на задний план....
Московского пожара 1812 г относится к числу вечных тем русской истории. Пройдя огонь и пепел «самосожжения» первопрестольной, Россия и русские возродились к новой жизни, преисполненной ощущением безграничной силы и законности своего места среди великих народов. Вполне очевидно поэтому, что перипетии icon Театр петрушки
Россия, это ещё не вся Россия, что по всему миру русские общины ревностно хранят древние традиции общей русской культуры и фольклора,...
Московского пожара 1812 г относится к числу вечных тем русской истории. Пройдя огонь и пепел «самосожжения» первопрестольной, Россия и русские возродились к новой жизни, преисполненной ощущением безграничной силы и законности своего места среди великих народов. Вполне очевидно поэтому, что перипетии icon Задачи искусства, определенные либеральной и демократической критикой....
Понимание своего места и роли в жизни общества поэтами так называемого «чистого искусства» и демократического направления
Московского пожара 1812 г относится к числу вечных тем русской истории. Пройдя огонь и пепел «самосожжения» первопрестольной, Россия и русские возродились к новой жизни, преисполненной ощущением безграничной силы и законности своего места среди великих народов. Вполне очевидно поэтому, что перипетии icon Реферат "Золотой век" русской культуры в XIX веке
Золотым веком Русской культуры становиться XIX век. От Петровских реформ, по сути, подготовили силы для того, что бы Россия в XIX...
Московского пожара 1812 г относится к числу вечных тем русской истории. Пройдя огонь и пепел «самосожжения» первопрестольной, Россия и русские возродились к новой жизни, преисполненной ощущением безграничной силы и законности своего места среди великих народов. Вполне очевидно поэтому, что перипетии icon Книга русской морской славы, начатая записью более тысячи лет назад,...
Дунае и Днепре советские моряки за четыре года войны вписали новые страницы в книгу русской морской славы {1}. Книга русской морской...
Московского пожара 1812 г относится к числу вечных тем русской истории. Пройдя огонь и пепел «самосожжения» первопрестольной, Россия и русские возродились к новой жизни, преисполненной ощущением безграничной силы и законности своего места среди великих народов. Вполне очевидно поэтому, что перипетии icon Сожжение москвы в 1812 году: подвиг или трагедия?
При этом однозначность зарубежной версии с готовностью принимается сторонниками русской крайней «патриотической» традиции, которые,...
Московского пожара 1812 г относится к числу вечных тем русской истории. Пройдя огонь и пепел «самосожжения» первопрестольной, Россия и русские возродились к новой жизни, преисполненной ощущением безграничной силы и законности своего места среди великих народов. Вполне очевидно поэтому, что перипетии icon Социально гуманитарные и экономические науки
Изучение истории Дагестана приобретает особую актуальность в наши дни с повышением интереса к истории родного края, своего села,...
Московского пожара 1812 г относится к числу вечных тем русской истории. Пройдя огонь и пепел «самосожжения» первопрестольной, Россия и русские возродились к новой жизни, преисполненной ощущением безграничной силы и законности своего места среди великих народов. Вполне очевидно поэтому, что перипетии icon Илья Стогов Пепел империй «Пепел империй»: Амфора; спб; 2001 isbn 5-94278-230-x
Я собираюсь изменить такое положение вещей. К последней странице книги, которую вы держите в руках, законы истории будут найдены....
Московского пожара 1812 г относится к числу вечных тем русской истории. Пройдя огонь и пепел «самосожжения» первопрестольной, Россия и русские возродились к новой жизни, преисполненной ощущением безграничной силы и законности своего места среди великих народов. Вполне очевидно поэтому, что перипетии icon Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому...
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты...
Московского пожара 1812 г относится к числу вечных тем русской истории. Пройдя огонь и пепел «самосожжения» первопрестольной, Россия и русские возродились к новой жизни, преисполненной ощущением безграничной силы и законности своего места среди великих народов. Вполне очевидно поэтому, что перипетии icon В. Гуленко. Описание соционических типов и интертипных отношений
Хорошо видит далекие перспективы. Большой выдумщик: у него всегда много новых идей и проектов. Интересуется всем подряд в надежде...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции